itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

К вопросу о деятельности «Общества «Христианской взаимопомощи» крещёно-татарских приходов Казанской епархии»

Кряшенский вопрос 
0
348
Время на чтение 19 минут

Одним из наиболее распространённых методов миссионерско-прозелитической деятельности мусульман в отношении «крещёных татар» (кряшен) в конце XIX - начале XX вв. являлось их экономическое принуждение к принятию ислама, чему нередко предшествовало намеренное разорение христиан и их последующее погружение в состояние долговой зависимости. «Отпадениям» от православия в ислам во многих случаях также способствовало сезонное проживание «крещёных татар» (кряшен) в татаро-мусульманской среде, вызванное необходимостью поиска ими заработка, трудоустройства и обучения ремеслу, в силу отсутствия соответствующих возможностей в собственных населённых пунктах.

«Главными причинами влияния мухаммеданства на христиан-инородцев являются условия их жизни, - подчёркивалось в «Отчёте о деятельности Братства Св. Гурия за 1913/XLVI братский год». - Омусульманиванию подвергаются те христиане, которые живут в соседстве с мухаммеданами или среди них. Могучим средством к татаризации инородцев служит массовое давление татар при житейских сношениях. Иногда и самый общественный строй слагается не в пользу христиан-инородцев. Особенно печально положение их, когда они в деревне составляют меньшинство. Сельское начальство мухаммедане и, конечно, такое начальство явно обнаруживает наибольшую симпатию и покровительство мухаммеданам, и это последнее можно отнести не только к христианам, но и к язычникам».(1)

Достаточно подробно проявления данного воздействия, его механизмы и уездная специфика были разобраны в начале XX в. в отчётах епархиальных инородческих миссионеров Казанской епархии: в частности, С.А.Багина и В.Н.Эсливанова.(2)

«Настоящим злом крещёно-татарских селений Мамадышского уезда является отхожий портняжеский промысел, которым занимаются православные и отпадшие в мухаммеданство татары, - указывал, в частности, В.Н.Эсливанов в своём «Отчёте Епархиального Инородческого миссионера Казанской епархии за 1914 г.». - Обыкновенно, с осени, после уборки хлебов, целые партии портных из разных деревень отправляются в другие уезды Казанской губернии или же в Оренбургскую и Уфимскую губернии. Находясь здесь среди мухаммеданского населения в течение осенних и зимних месяцев, крещёные татары подвергаются сильному влиянию ислама, надевают тюбетейки и возвращаются домой в большинстве случаев отатарившимися, исполняя мухаммеданские обряды, не исключая даже и обрезания. Нередки случаи, когда вместе с взрослыми на заработок уходят и дети школьного возраста, лишаются христианского влияния школы и становятся подражателями взрослых в их измене христианству.

Портняжество вредит делу христианского просвещения и среди крещёных татар Казанского уезда.

Средством борьбы против вредных последствий от указанного промысла могло бы быть, помимо чисто миссионерских мер, обучение населения ремёслам, что отвлекало бы его от заработков на стороне».(3)

Тот же В.Н.Эсливанов в своей речи, произнесённой в Общем собрании «Братства святителя Гурия» (БСГ) 26 апреля 1915 г., отмечал, что: «Мухаммедане сильны своею религиозною общиною, взаимною поддержкою; эта община всею своею массою давит на окружающее инородческое население и захватывает его под своё влияние. Среди православных же инородцев в большинстве случаев нет такого религиозного общинного духа, приходские силы их для борьбы с иноверием не сорганизованы, нет у них и приходской взаимопомощи. Ныне без этих организаций, без проповеди делом одним лишь словом многого достигнуть уже невозможно. Теперь нужны не только слова христианской проповеди, но и дела христианской жизни: тогда и христианская проповедь будет более действительною».(4)

В целях противодействия указанным явлениям, по инициативе наиболее последовательного продолжателя дела Н.И.Ильминского архимандрита Казанского Спасо-Преображенского монастыря (с 1907 г. - епископа Мамадышского) Андрея (князя А.А.Ухтомского) было создано «Общество «Христианской взаимопомощи» крещёно-татарских приходов Казанской епархии», фигурировавшее также в различных источниках, без указания области распространения деятельности, как «Общество христианской взаимопомощи».

«Не может Совет Братства не упомянуть с благодарностью о трудах Архимандрита Спасо-Преображенского монастыря Андрея, принимающего живейшее участие в просветительно-миссионерской деятельности, - говорилось, в частности, в «Отчёте о деятельности Братства Св. Гурия за XXXIX (1905/6) братский год». - По инициативе о. Архимандрита Андрея и трудом его составлен устав Общества христианской взаимопомощи крещёно-татарских приходов Казанской Епархии».(5)

Устав общества был разработан в 1905 г., однако предполагаемого открытия его деятельности тогда не произошло. В том же отчёте указывалось, что: «Общество это пока ещё не функционирует, но собран уже капитал в пользу этого общества в размере 1200 р[ублей], хранящийся в Братстве св[ятителя] Гурия».(6) По воспоминаниям епископа Андрея (князя А.А.Ухтомского), в указанном году всего он «собрал 1300 р[ублей] для устройства Общества христианской взаимопомощи крещёно-татарских приходов», но «ни одного человека не нашлось, кто взялся бы за это дело».(7) Сохранилось также упоминание о том, что «священники крещёно-татарских приходов ради страха пред перепискою и пр[очими] затруднениями - все отказались от этого дела».(8)

В результате на несколько лет данный проект был заморожен, но, к счастью, не похоронен. Реальное воплощение его в жизнь началось только в 1909 г.

К тому времени массовые «отпадения» от православия в ислам «крещёных татар» уже практически прекратились, что, помимо прочего, ознаменовало собой религиозно-этническую консолидацию сохранивших свою христианскую идентичность кряшен («крещён»). Как сообщалось, например, в «Отчёте о деятельности Братства Св. Гурия за XXXIX (1905/6) братский год» со ссылкой на заведующего Центральной крещёно-татарской школой священника Т.Е.Егорова, «отпадения в магометанство вновь происходят только в 10 крещёно-татарских селениях, между тем, как всех крещёно-татарских селений в Казанской епархии имеется до 80, следовательно, в 70 селениях крещёные татары и по объявлении свободы вероисповедания остаются в православии и особенной склонности к магометанству не проявляют». «Напротив, - говорилось далее, - они в громадном большинстве, по свидетельству всех близко знающих их настоящую жизнь, являются, сознательно исповедующими христианскую веру и убеждёнными исполнителями обрядов Православной церкви».(9)

Однако миссионерская деятельность мусульман среди православных инородцев (и, особенно, «крещёных татар») не ослабевала, умело приспосабливаясь под новые общественно-политические реалии.

Устав «Общества «Христианской взаимопомощи» крещёно-татарских приходов Казанской епархии» (ОХВ КТП КЕ) был напечатан в N 5 от 1 января 1910 г. в журнале «Сотрудник Братства святителя Гурия» (СБСГ). Своей целью, согласно § 1, общество ставило «только помощь нуждающимся христианам из крещёных татар». Здесь же содержалось примечание: «Если окажутся излишние средства, эту помощь может получить и всякий нуждающийся и русский и даже мусульманин, жительствующий в районе крещёно-татарских приходов».(10)

Так как цель ОХВ КТП КЕ совпадала с целями БСГ, оно, «как младшее и частнейшее», подчинялось «управлению Братства, как местное отделение его». В отчётах о деятельности БСГ общество фигурировало наравне с другими отделами братства, которых с 1910 по 1914 гг. было открыто уже четыре - Лаишевский, Мамадышский, Царёвококшайский и Чистопольский (кроме того, «народно-приходская миссия» осуществлялась «Кружками ревнителей православия», организованными в Царёвококшайском уезде).(11)

ОХВ КТП КЕ состояло из членов «благотворителей» и «общественников». Первыми именовались лица, «оказывающие помощь Обществу или денежными пожертвованиями или содействием деятелям Общества». Членами-благотворителями считались «по своему положению» и священники, «в приходах коих есть крещёные татары», которые внесли обязательный для данной категории членский взнос (не менее 50 копеек ежегодно) или «оказали услугу Обществу своею деятельностью». Членами-общественниками считались лица, желавшие «пользоваться помощью от Общества и вносящие в кассу «взаимопомощи» не менее одного рубля». При этом членами-благотворителями могли быть только христиане.

«Председателем Общества, - прописывались в § 11 устава, - назначается высокопреосвященным Казанским архиепископом, сроком не более чем на два года, один из священников крещёно-татарских приходов, знающий татарский язык».(12) Председатель управлял текущими делами под постоянным контролем Совета БСГ.

Средства общества составлялись из членских взносов и «всякого рода пожертвований». Помощь разрешалось оказывать как деньгами, так и «натурой». При этом в уставе указывалось, что высшей по размеру помощью является «покупка скота: рабочей лошади или коровы в крайне нуждающуюся семью». Выдача пособий производилась «по письменному удостоверению от приходских священников относительно просителя «общественника», что он действительно нуждается».

Согласно немногочисленным источникам, в Казанской губернии действовало несколько «обществ христианской взаимопомощи».

Так, в опубликованной в N 3 от 19 декабря 1909 г. СБСГ заметке священник С.А.Багин писал об «Обществе христианской взаимопомощи», открытом БСГ 14 апреля того же года в селе Крещёные Янасалы (Крещёный Янасал) Казанского уезда Казанской губернии. При этом он отмечал, что, «несмотря на своё кратковременное существование», общество оказало, «по отзывам местного священника о. Р.Димитревского и жителей этого прихода - крещёных татар, весьма значительную помощь для них».

«В книге для записи выданных ссуд, - уточнял он, - встречаются большею частью такие указания на предназначение ссуды, которые, несомненно, свидетельствуют, что деньги получались на крайнюю нужду: на «картофель и хлеб», «на семена», «на пашню», «на покупку лошади», «50 коп[еек] на хлеб», «на достройку дома» и проч[ее]. Размер ссуд был от 50 коп[еек] до 10 руб[лей]. Капитал в 200 рублей, которым располагает это общество, был выдан в ссуду 65 лицам».(13)

Причём, по мнению С.А.Багина, «в виду несомненной пользы таких обществ, сближающих приходского пастыря с пасомыми», было бы «весьма желательно открытие их и в других приходах епархии, где существует отступническое движение, так как, благодаря своевременной поддержке, многие инородцы-христиане избавятся от материального гнёта со стороны магометанских агитаторов, которые дают в долг только отпавшим от православия и чрез это вынуждают своих недостаточно обеспеченных православных единоплеменников отпадать в ислам».

Однако отсутствие необходимых материальных средств у БСГ и кряшенских («крещёно-татарских») приходов воздвигало на этом пути непреодолимые препятствия. «О. Р.Димитревский, заведующий кассою Общества, - подчёркивал С.А.Багин, - высказывал сожаление, что в настоящее время касса за недостатком средств не может оказывать помощи отступникам, которые чрез это, несомненно, сблизились бы с приходским священником и тогда была бы возможность ослаблять их фанатизм и располагать в пользу христианства».(14)

В условиях кризиса православной миссии епископ Андрей (князь А.А.Ухтомский) тесно увязывал деятельность обществ христианской взаимопомощи с необходимостью возрождения и развития церковно-приходской организации на местах и противодействием такому разрушительному социальному явлению, как пьянство. «Нужно прежде всего сознать, - писал он, - что эта церковно-приходская благотворительность необходима в настоящее время, что пора же нам позаботиться хоть о храмах Божиих! Ведь народ уж до того обеднел, что нечем стало не только бедным помогать, но и самим-то - целым семьям нечего стало есть, ни одной копейки нет за душой про чёрный день.

И вот, если мы решим, что такую общую взаимопомощь необходимо устроить, чтобы друг другу в нужде помогать, - так, прежде всего, менее пьянства будет в народе. Пусть всякий, кто пропивает рубль в месяц, по полтиннику откладывает в общий капитал; с прихода ведь за один год наберётся больше тысячи рублей».(15) Но, безусловно, осуществление этого на практике оказалось делом весьма затруднительным.

Относительно успешной в указанном отношении оказалась деятельность «Общества христианской взаимопомощи при Покровской Просветительной Общине Мамадышского уезда» (ОХВ при ППО МУ).

Сама Покровская просветительная крещёно-татарская женская община, как монашеская обитель, была основана в 1908 г. при непосредственном участии епископа Андрея (князя А.А.Ухтомского) на земле, пожертвованной его матерью княгиней А.Ф.Ухтомской. Закономерно, что именно на этой «площадке» и происходила реализация миссионерско-просветительных проектов владыки.

Создание ОХВ при ППО МУ было связано с личностью Александры Степановны Вавиловой - вдовы кукморского купца, по духовному наставлению епископа Андрея (князя А.А.Ухтомского), всецело посвятившей себя просветительно-благотворительной деятельности в Покровской просветительной крещёно-татарской женской общине.

Благодаря её активному участию и безвозмездной помощи были созданы условия для начала последовательной реализации уставных задач общества, чего не удавалось сделать с 1905 г.

«Три последние года своей жизни, - отмечал, в частности, в опубликованной в N 2 от 9 января 1911 г. СБСГ статье-некрологе «Александра Степановна Вавилова» епископ Андрей (князь А.А.Ухтомский), - она отдала служению святой Церкви, и по её инициативе в Покровской общине выстроена прекрасная двухклассная женская школа (на что она затратила более пяти тысяч руб[лей]), открыта сапожная мастерская в Старой Икшурме. При первой школе раскинут огромный ягодный и фруктовый сад...».(16)

При этом мне не удалось пока определить точную дату создания ОХВ при ППО МУ. В написанной 1 декабря 1910 г. статье «О деятельности Общества Христианской взаимопомощи» священник села Большие Савруши Мамадышского уезда Е.Я.Харитонов указывал, что посвятил её «деятельности сего Общества» в день годовщины его открытия.(17) Таким образом, следует предположить, что ОХВ при ППО МУ начало действовать с 1 декабря 1909 г.

Сообщение об открытии Советом БСГ «для материальной поддержки крещёных инородцев» ОХВ при ППО МУ содержится также в «Отчёте о деятельности Братства Св[ятителя] Гурия за 1909/10 - XLIII братский год». Однако в нём говорится, что уже 20 августа 1909 г. «Его Высокопреосвященством», то есть архиепископом Казанским и Свияжским Никанором (Н.Т.Каменским), А.С.Вавилова была утверждена исполняющей должность председательницы ОХВ при ППО МУ.(18)

В статье «О христианской взаимопомощи», опубликованной в N 5 от 1 января 1910 г. СБСГ, епископ Андрей (князь А.А.Ухтомский) писал, что: «Теперь это дело - чрез четыре года - Братство Свят[ителя] Гурия отдало в Покровскую Просветительную Общину. Исправляет должность председателя строительница ремесленной школы Общины и почётная блюстительница Министерского Училища - Алекс[андра] Степан[овна] Вавилова».(19)

Согласно «Отчёту о деятельности Братства Св[ятителя] Гурия за 1909/10 - XLIII братский год», за первые десять месяцев деятельность ОХВ при ППО МУ выразилась, главным образом, в распределении между нуждающимися собранных денежных средств. От членов «благотворителей» и «общественников» было получено 768 рублей 16 копеек, из которых на сумму 400 рублей 80 копеек «оказано пособие членам общественникам разных приходов», 262 рубля 50 копеек направлены на устройство сапожной мастерской в селе Старая Икшурма и 111 рублей 36 копеек - на устройство там же книжного склада.(20)

«Первый же год, - отмечал Е.Я.Харитонов, - Общество проявило, действительно, христианскую помощь среди инородческого населения, удерживая его от нищенства и от попрошайства, от рабского устремления взора и протягивания руки к фанатику мухаммеданину, желающему при всяком удобном случае унизить христианство и христианина.

Общество, помогая бедным, поддерживая их, объединяло приходских священников, собирая их каждый месяц в Общее собрание для обмена мыслей из практики приходской жизни, и для правильного ведения миссионерского дела среди инородческого населения. Не только приходские священники, но и все инородческие учителя желают этого обмена мыслей, заявляя о необходимости таких собраний и участия в них, чтобы знать обо всём, что нужно для миссии. Помощь всегда направлялась по постановлению Совета Общества туда, где более всего чувствовалась острая нужда. Так, например, на покупку лошади, коровы, на приобретение разных машин: плуга, сохи, бороны, на постройку дома для погорельца. Выдавались деньги также на покупку хлеба, на уплату податей, когда кому-либо угрожало лишение душевого надела земли, или же протягивание, опять-таки, руки татарам-кулакам, муллам душегубцам».(21)

С самого начала общество окружило особой заботой Старо-Икшурминский приход Мамадышского уезда, в который, по состоянию на 1909 г., входили: село Старая Икшурма (со смешанным русским и «крещёно-татарским» населением) и деревня Три Сосны (с «крещёно-татарским» населением).

«С целью предохранения молодых крещен от отхожего портняжного промысла, при котором они, обыкновенно уходя на всю зиму, нередко и на весь год, исключительно к татарам-мухаммеданам, возвращаются мусульманами»,(22) ОХВ при ППО МУ открыло в селе Старая Икшурма сапожную мастерскую.

При этом предполагалось, что подобные мастерские будут создаваться и в других местах, свидетельством чего является, в частности, указание в «Отчёте о деятельности Братства Св[ятителя] Гурия за 1909/10 - XLIII братский год» на то, что «члены Общества христианской взаимопомощи пришли к убеждению, что необходимо на местах открывать мастерские, взяв опытного мастера, наблюдение за ведением дела просить принять приходского священника». «В селе Старой-Икшурме, - говорилось там же, - решили научить мальчиков сапожному ремеслу, а также принимать детей и из других окрестных сёл и деревень, оказывая неимущим пособие на содержание. Обученные сапожному ремеслу всегда найдут заработок в окружающем населении и на Кукморских фабриках».(23)

Одновременно с ремеслом, дети обучались там же «под руководством и при непосредственном участии местного священника» Закону Божию.

«В видах противодействия той же магометанской пропаганде» в Старой Икшурме был открыт и книжный склад. «На базарах и торжках, - объяснялось в означенном отчёте, - щедро раздаются и продаются брошюры и книги о учении ислама, а книг о христианстве на родном языке инородцу и взять негде. По словам священников, замечено, что очень часто грамотный инородец, желая что-нибудь почитать, за неимением христианских книг, читает о учении Магомета; принимая во внимание всё вышесказанное, Общество христианской взаимопомощи, с помощью добрых людей, в сентябре 1910 г. открыло склад в селе Старой-Икшурме, для продажи книг на русском и инородческих языках, а также и для посылки книгонош по окрестным сёлам и деревням».(24)

В обязанности книгоноши входило распространение «по доступной цене» книг духовно-нравственного содержания и «картин религиозного содержания».(25)

Известно также, что с целью духовного развития населения в сёлах Большие Савруши и Кукмор Мамадышского уезда обществом были открыты библиотеки.(26)

Достижению положительного результата способствовала индивидуальная работа с попавшими в трудные жизненные ситуации кряшенами («крещёными татарами»). В «Отчёте о деятельности Братства Св. Гурия за 1911/12 - XLM братский год» отмечалось, что общество «располагает некоторою суммою, при помощи которой выручает крещенцев из безвыходной материальной нужды и препятствует необходимости обращаться за помощью к состоятельному мухам[м]еданину-фанатику».(27)

«Был в Саврушах следующий случай, - сообщал, в частности, в 1910 г. священник Е.Я.Харитонов. - Бедный крестьянин, прошатавшись на стороне, лишившись последнего насущного куска хлеба, не имея ничего к уплате подати, находясь в критическом положении, обращался к одному, к другому за помощию, но везде получал отказ. Об этом почуял хитрый Саврушский мулла, и что же? Моментально закабалил мужика, купил у него душевой надел земли, остальную землю посеял исполу. Мулла, под благовидным предлогом, то и дело посещает мужика... Из православного христианина чуть не вышло мухаммеданина! Мужик перестал ходить в церковь, и детей стал направлять в другую сторону.

Вот тут-то Общество, действительно, проявило христианскую помощь: в следующий год муллу не допустили до мужика, выручили его из нужды, и стал наш несчастный крещенин опять ходить в церковь...».(28)

Кончина 18 декабря 1910 г., после операции, А.С.Вавиловой, а также перемещение в июле 1911 г. епископа Андрея (князя А.А.Ухтомского) в Сухум, стали большими потерями для ОХВ при ППО МУ, однако засеянная ими почва продолжала давать свои благотворительно-просветительные всходы. Общество, действовавшее под руководством священника Е.Я.Харитонова, старалась, по мере возможностей, помогать нуждавшимся крестьянам, действуя в одном направлении с другими подразделениями БСГ.

«Согласно § 2 Устава, - сообщалось в «Отчёте о деятельности Братства Св. Гурия за 1913/XLVI братский год», - Братство способствовало образованию крещёных инородцев и утверждению их в православной вере через школы, путём распространения книг и брошюр религиозно-нравственного содержания. Оно противодействовало влиянию ислама, язычества и сектантства на православное население путём проповеди и собеседований. Оно, наконец, содействовало духовенству в миссионерской деятельности, помогая церквам, членам причта, устраивая книжные склады, библиотеки и проч[ее].

Таковой же деятельности Братства способствовали и Отделы его: Мамадышский, Чистопольский, Царёвококшайский, Лаишевский, а также Общество христианской взаимопомощи при Покровской Общине и Покровское подворье при селе Рамадане Спасского уезда».(29)

В 1914 г. (XLVII братском году) из капитала ОХВ при ППО МУ было выдано 500 рублей «заведующей Покровской Общиной на приобретение земледельческих машин, под условием, чтобы этими машинами могли пользоваться и окружные сельчане-инородцы». Кроме того, было ассигновано 600 рублей на оборудование ремесленного класса при Саврушском училище министерства народного просвещения, а также выдано «погорельцам разных крещёно-татарских селений в пособие 35 руб[лей] и на приобретение земледельческих орудий - 61 рубль».(30)

Масштаб помощи, оказывавшийся ОХВ при ППО МУ кряшенским («крещёно-татарским») приходам, образовательным учреждениям и отдельным лицам, безусловно, был весьма незначительным, что являлось прямым следствием общего состояния православной миссии в Казанской епархии. Так, в «Отчёте о деятельности Казанского Братства Святителя Гурия за 1914-й (47-й братский) год» отмечалось, что организацию последней нельзя не признать «крайне недостаточной», а «результаты, достигнутые отдельными миссионерскими учреждениями и лицами», «ничтожными». «Но не их в том вина, - указывалось там же. - Эти учреждения и лица сделали всё, что могли и даже более того, чем позволяли отпускавшиеся им Братством средства. И за это им спасибо.

Положение же инородческого дела в Казанской епархии настолько огромно и серьёзно, что нужна дружная работа не только духовенства и специальных миссионеров, и отдельных деятелей народного просвещения, но всего русского общества, нужны достаточные средства и содействие Духовной и Гражданской власти».(31)

Однако в условиях начавшейся Первой мировой войны положение с развитием и финансированием православной миссии только ещё больше усугублялось.

Тем не менее, ОХВ при ППО МУ продолжало функционировать и военный период, о чём сообщалось, в частности, на общем (годичном) собрании членов БСГ 13 марта 1916 г., проходившем под председательством покровителя братства архиепископа Казанского и Свияжского Иакова (И.А.Пятницкого). «Общество христианской взаимопомощи при Покровской женской просветительной общине, - отмечалось в сообщении о последнем, опубликованном в «Известиях по Казанской Епархии», - помогало недостаточным крещёным татарам в затруднительных случаях и, т[аким] обр[азом], отвлекало их от мусульманской помощи».(32)

Последующих упоминаний о деятельности ОХВ при ППО МУ мне обнаружить пока не удалось.

Учитывая сложную ситуацию, в которой оказались сегодня кряшенские приходы, идея создания обществ взаимопомощи, объединяющих духовенство и прихожан в деле возрождения религиозной и национально-культурной жизни, не утратила своей актуальности и настоящее время.

Игорь Евгеньевич Алексеев, кандидат исторических наук (г. Казань)

Доклад, прочитанный на Всероссийской научно-практической конференции «Кряшенские православные приходы в России: история и современность», организованной Институтом истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, Татарстанской митрополией РПЦ и Общественной организацией кряшен Республики Татарстан (г. Казань, 22 декабря 2014 г.).

Сноски:

(1) Отчёт о деятельности Братства Св. Гурия за 1913/XLVI братский год. - Казань: Центральная типография, 1914. - С. 35.

(2) См., например: Багин С. Об отпадении в магометанство крещёных инородцев Казанской епархии и о причинах этого печального явления// Отдельный оттиск из журнала «Православный Собеседник». - Казань: Центральная типография, 1910. - 35 с.; [Эсливанов В.Н.] Христиане// Отчёт Епархиального Инородческого миссионера Казанской епархии за 1914 г./ Известия по Казанской Епархии. - 1915. - N 46 (8 декабря). - С.с. 1222 - 1230.

(3) [Эсливанов В.Н.] Христиане// Отчёт Епархиального Инородческого миссионера Казанской епархии за 1914 г. - С. 1230.

(4) Эсливанов В. Трудности и нужды Казанской инородческой миссии// Известия по Казанской Епархии. - 1915. - NN 43 - 44 (15 - 22 ноября). - С. 1175.

(5) Отчёт о деятельности Братства Св. Гурия за XXXIX (1905/6) братский год// Отчёты о деятельности Братства Св. Гурия за XXXVIII и XXXIX братские годы. С 4 Октября 1904 г. по 4-е Октября 1905 г. и с 4 Октября 1905 г. по 4-е Октября 1906 г. - Казань: Типо-литография И.С.Перова, 1906. - С. 60.

(6) Там же.

(7) См.: Епископ Андрей. Александра Степановна Вавилова// Сотрудник Братства святителя Гурия. - 1911. - N 2 (9 января). - С. 21.

(8) См.: Устав Общества «Христианской взаимопомощи» крещёно-татарских приходов Казанской епархии// Сотрудник Братства святителя Гурия. - 1910. - N 5 (1 января). - С. 77.

(9) См.: Отчёт о деятельности Братства Св. Гурия за XXXIX (1905/6) братский год. - С. 57.

(10) Устав Общества «Христианской взаимопомощи» крещёно-татарских приходов Казанской епархии. - С. 75.

(11) См.: Отчёт о деятельности Казанского Братства Святителя Гурия за 1914-й (47-й братский) год. - Казань: Центральная типография, 1915. - С.с. 28 - 30.

(12) Устав Общества «Христианской взаимопомощи» крещёно-татарских приходов Казанской епархии. - С. 76.

(13) Багин С.А. Заметка// Сотрудник Братства святителя Гурия. - 1909. - N 3 (19 декабря). - С. 46.

(14) Там же. - С.с. 46 - 47.

(15) Архимандрит Андрей. О христианской взаимопомощи// Сотрудник Братства святителя Гурия. - 1910. - N 5 (1 января). - С. 74.

(16) См.: Епископ Андрей. Александра Степановна Вавилова. - С. 20.

(17) См.: Харитонов Е. О деятельности Общества Христианской взаимопомощи// Сотрудник Братства святителя Гурия. - 1911. - N 1 (1 января). - С. 11.

(18) См.: Отчёт о деятельности Братства св. Гурия за 1909/10 - XLIII братский год. - Казань: Центральная Типография, 1911. - С. 33.

(19) Архимандрит Андрей. О христианской взаимопомощи. - С. 77.

(20) См.: Отчёт о деятельности Братства св. Гурия за 1909/10 - XLIII братский год. - С.с. 33 - 34.

(21) Харитонов Е. О деятельности Общества Христианской взаимопомощи. - С. 11.

(22) См.: Отчёт о деятельности Братства Св. Гурия за 1911/12 - XLM братский год. - Казань: Центральная Типография, 1913. - С.с. 47 - 48.

(23) Отчёт о деятельности Братства св. Гурия за 1909/10 - XLIII братский год. - С. 34.

(24) Там же.

(25) См.: Отчёт о деятельности Братства Св. Гурия за 1911/12 - XLM братский год. - С. 48.

(26) См.: Отчёт о деятельности Братства св. Гурия за 1909/10 - XLIII братский год. - С. 34.

(27) См.: Отчёт о деятельности Братства Св. Гурия за 1911/12 - XLM братский год. - С. 47.

(28) Харитонов Е. О деятельности Общества Христианской взаимопомощи. - С.с. 11 - 12.

(29) Отчёт о деятельности Братства Св. Гурия за 1913/XLVI братский год. - С. 9.

(30) См.: Отчёт о деятельности Казанского Братства Святителя Гурия за 1914-й (47-й братский) год. - С. 31.

(31) Там же. - С. 32.

(32) Общее (годичное) Собрание Казанского Братства Святителя Гурия// Известия по Казанской Епархии. - 1916. - N 13 - 14 (1 - 8 апреля). - С. 365.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Алексеев
«Событие сие отпраздновано было в нашем городе с небывалою для Казани торжественностию...»
Празднование в 1879 г. трёхсотлетия обретения чудотворной Казанской иконы Божией Матери
21.07.2023
Пьянство и эпидемии
Из воспоминаний и наблюдений докторов медицины Н.Ф. Высоцкого, И.В. Годнева, В.П. Первушина и других…
14.09.2021
Пощёчина
Стихотворение
15.08.2021
Все статьи Игорь Алексеев
Кряшенский вопрос
Россия — наследница Византии и Золотой Орды
В Москве во время выборов Президента России прошли Божественные Литургии на татарском (кряшенском) и персидском (таджикском и фарси) языках
19.03.2024
«Матильда» из Татарстана
Почему кряшены объединились против этого фильма
09.10.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.03.2024 21:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
28.03.2024 19:34
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30