«Нас немного, а враг силен. Но не в силе Бог, а в правде!
Не будем бояться врага, ибо с нами Бог!»
Святой благоверный князь Александр Невский
От автора. Тезисы данного доклада разработаны еще в 2005 году в рамках подготовки к одному из важных общественно-политических мероприятий, запланированных в Республике Беларусь. Отдельные тезисы не потеряли своей актуальности и, поэтому, могут оказаться полезными в рамках совершенствования идеологической работы в Республике Беларусь на современном этапе, а также в контексте реализации внешнеполитического курса в условиях создания Евразийского союза.
Формируя свою государственную идеологию Республика Беларусь не может не учитывать реалии современного мира, которые во многом определяются политикой Соединенных Шатов Америки. В этой связи подлинный смысл происходящих в мире событий можно объективно оценить только при условии комплексного анализа глобальной стратегии Вашингтона. Как сказал классик: «Не зная общего, всегда будешь натыкаться на частности». Отметим некоторые наиболее важные аспекты этой стратегии в эволюционном ключе.
После распада биполярной системы, смены доктрин и политических деятелей неизменной составляющей политики США остается стремление играть ведущую роль в мире с целью установления нового мирового порядка, так называемого «мира по-американски». Исследование данной проблемы показало, что инструментом его создания является единая преемственная стратегия, основанная на принципе «открытых дверей» - открытия мира для закрепления американской модели мироустройства и влияния. При всех различиях тактического и идеологического оформления ее сущность остается неизменной на протяжении веков.
Претензии на руководящую роль в мире имеют глубокие исторические корни. В своей инаугурационной речи 20 января 2005 года президент США так и заявил: «Когда наши отцы-основатели провозгласили новый порядок веков... они осуществляли древнюю надежду, которая должна быть выполнена».
Термин «новый порядок веков» восходит еще ко времени Древнего Египта. На некоторых государственных символах США он отображен еще с конца XVIII века, а затем трансформировался в концепцию нового мирового порядка, строительство которого осуществляется под эгидой "всемирной демократической миссии".
Важно подчеркнуть, что настойчивое и долговременное генерирование идеи «исключительности» Соединенных Штатов посредством внутренней и внешней пропаганды создало стереотип превосходства и «исторической миссии» по распространению американского образа жизни и «свободы» в мире.
Уже с момента возникновения США традиционно считалось, что «всемирная демократическая миссия» не должна ограничиваться территорией США. Изначально «право» на экспансию и реализацию этой миссии обосновывалось теологической доктриной «предначертанной судьбы», согласно которой на США якобы «предопределением свыше» возлагалось «бремя ответственности» за судьбу мирового развития.
Еще в конце XIX века президент США В.Мак-Кинли заявил, что сам Господь приказал ему захватить Филиппинские острова, чтобы обратить их жителей в христианскую веру и принести им цивилизацию. Прошло более ста лет и теперь президент Дж.Буш считает, что Бог поддержал его планы нападения на Ирак и борьбы с тиранией в мире, а миссия Америки - это план Господа. Если следовать такой логике, получается, что создание «мира по-американски» - это план Господа?
Лозунг «новый порядок веков» наполнился новым целевым содержанием «мира по-американски» в 40-х годах ХХ столетия. В 1941 году один из доверенных советников американского правительства, влиятельный редактор журнала «Тайм», Г.Люс в книге «Американское столетие» писал, что историческая миссия Америки состоит в том, чтобы сделать ХХ век «американским веком», а весь мир - «американским миром».
В результате радикальной международно-политической трансформации после Второй мировой войны, накопления США огромного силового потенциала и обретения монополии на ядерное оружие произошел кардинальный перелом в политике этой страны и ее поворот к глобализму. В программных заявлениях политической элиты в Вашингтоне стало открыто звучать стремление к взятию на себя руководящей роли и «бремени ответственности».
Единственным геополитическим препятствием на этом пути стал Советский Союз. Поэтому в послевоенных условиях создание «мира по-американски» намечалось по двум сценариям. Первый - военный разгром СССР. Второй сценарий - осуществление политики «сдерживания» и «прорастания семян разрушения внутри советской системы». Данная цель сформулирована в директиве СНБ-68.
С позиций сегодняшнего дня наивно было бы полагать, что супердержава СССР исчезла с мировой арены только под воздействием собственно внутренних факторов. В истории немало примеров, когда сильного противника уничтожали изнутри.
Об этом отчетливо свидетельствует, в частности, выступление Президента США Б. Клинтона на секретном совещании начальников штабов 24 октября 1995 г.: "...наша политика в отношении СССР и его союзников убедительно доказала правильность взятого нами курса на устранение одной из сильнейших держав мира, а также сильнейшего военного блока... Да, мы затратили на это многие миллиарды долларов... Расшатав идеологические основы СССР, мы сумели бескровно вывести из войны за мировое господство государство, составляющее основную конкуренцию Америке".
Распад СССР и ослабление России как центра геополитического притяжения на постсоветском пространстве послужило мощным импульсом для усиления внешнеполитической активности Вашингтона по созданию нового мирового порядка. «Эйфория всемогущества» и односторонние действия США отчетливо выявляют предпосылки «столкновения цивилизаций» и имеют высокий конфликтный потенциал.
В первое десятилетие после распада СССР и до начала «войны с терроризмом» (1991 - 2001 годы) отсутствовала «общая угроза», которая вновь сплотила бы Запад под американским руководством и позволила бы проводить силовую политику расширения геополитического пространства нового мирового порядка. Коммунизм уже не мог служить обоснованием экспансии.
Об этом заявляли и представители правящей элиты США. К.Райс, например, подчеркнула, что без советской угрозы Соединенным Штатам было крайне сложно определять свои национальные интересы. К.Пауэл, будучи председателем Комитета начальников штабов, в 1991 году заявил: «у меня закончились демоны. У меня закончились враги. Остались только Кастро и Ким Ир Сен».
В новых международных условиях «империю зла» заменили «государства-изгои», а вместо «железного занавеса» была спроецирована новая демаркационная линия борьбы за «мир по-американски» - «ось зла». Место «советской угрозы» заняла угроза международного терроризма.
Концепция «сдерживания» и лозунг защиты демократии от коммунизма, обосновывающие экспансию и строительство «мира по-американски» в период холодной войны, были преобразованы в концепции «расширения демократии», «смены режима», «превентивной войны» и др.
Так в самых общих чертах сработал механизм реализации стратегии по установлению нового мирового порядка. Образованное в результате осуществления этого процесса геополитическое пространство, в том числе постсоветское, заполняется американоцентричной моделью мироустройства.
Системообразующая роль в данном механизме принадлежит идеологической составляющей, которая представляет собой универсальную политическую формулу, основанную на постулатах либерализма и генерировании в массовом сознании «образа врага». Принцип защиты либеральных ценностей от «тирании» служит универсальным мандатом в конгрессе США на использование ресурсов, необходимых для закрепления американской гегемонии.
«Война с терроризмом», как и холодная война, создает объединяющее напряжение, санкционируя глобальную экспансию и «экспорт демократии» в другие страны. Один из идеологов однополярной модели мироустройства З.Бжезинский не скрывает, что «...стоит антитеррористической миссии США потерять смысл... глобальной роли Америки быстро настанет конец».
Действительно, терроризм - это мировое зло и бороться с ним нужно всем миром. Однако борьбу с терроризмом необходимо поставить на правовую основу. Прежде всего, необходимо дать четкое определение терроризма, в особенности, когда речь идет о масштабном применении силы, вплоть до прямой агрессии. Нельзя не согласиться с белорусским политологом, который сказал, что «некоторые ищут его [терроризм] не в том направлении и сами ищущие прибегают к методам тотального террора». То есть, по принципу «держите вора!».
Нельзя оправдать борьбой с терроризмом действия США в Ираке, Афганистане и других точках планеты. Беспрецедентное давление ощущает на себе и наша страна. "Акт о демократии в Беларуси", одобренный конгрессом США в 2004 году, наглядно продемонстрировал принципы внешней политики Вашингтона, предусматривающие применение санкций и смену препятствующих "миру по-американски" режимов. И такая политическая линия идет по нарастающей.
В программной речи в сенате по случаю вступления в должность 18 января 2005 г. госсекретарь США К.Райс назвала Беларусь первой среди других стран, которые с точки зрения Вашингтона являются «аванпостами тирании», а президент США Дж.Буш во время своей второй инаугурации поставил мессианскую задачу - покончить с «тираническими режимами» во всем мире. Открыто провозглашалось намерение организовать очередную «бархатную революцию», но уже в нашей стране, - «ежевичную революцию», как писала британская газета «Таймс».
В таких условиях понимание сущности процесса создания нового мирового порядка приобретает особую актуальность. Именно сегодня одна из основных задач идеологической работы заключается в том, чтобы донести до людей правду о происходящих в мире событиях. Только правда позволяет противостоять информационно-психологическому давлению извне и обрекает на неудачу любые попытки вмешательства во внутренние дела страны.
Политика - концентрированное выражение экономики. Это классическое определение политики непреходяще. Только сильное государство с развитой и стабильной экономикой может позволить себе проводить независимую и подлинно свободную внутреннюю и внешнюю политику.
Вот почему целью идеологической работы, на наш взгляд, является мобилизация путем гармоничного сочетания всех составляющих идеологии (политико-экономических, правовых, нравственных, религиозных и др.) всех ресурсов страны на создание прочной экономической базы и на этой основе неуклонного повышения благосостояния народа. Весь набор идеологических инструментов должен быть направлен, главным образом, на достижение этой цели. В противном случае, вся идеологическая работа может превратиться в свою противоположность.
В условиях информационной войны одна из важнейших задач идеологической работы - не словословить, как это зачастую бывает, не преувеличивать, но и не преуменьшать наши достижения.
Развитая и стабильная экономика является лишь предпосылкой, стержнем осуществления идеологического курса белорусского государства. Внутренняя составляющая идеологического курса включает множество компонентов. Одну из ключевых ролей в ней играет духовно-нравственная сторона идеологии.
Необходимо укреплять национальное самосознание, основанное на духовно-нравственных устоях и патриотизме. Человек, не имеющий патриотизма в душе, не имеет ни родины, ни страны. Он легко управляем, становится безродным космополитом.
Утрата нравственных устоев сродни утрате патриотизма. Тогда происходит смешение понятий добра и зла, человек не может отличить истину от лжи, его сознание легко поддается манипуляции. Государство, состоящее из таких индивидов-клонов, растворяется в глобализированном мире, абсорбируется новым мировым порядком и превращается в часть всемирной технологии.
Подводя итоги, отметим заявление Бжезинского о том, что «Коммунизма нет, осталось православие». Чем это вызвано? Без православия как опоры государственности не могло бы быть и самой Руси. Единение славянских народов явилось, главным образом, следствием духовного, религиозного единства. Без веры исчезает культура и установленный Высшим разумом вечный порядок.
Ослабление этой духовной опоры порождает скептицизм, социальную разобщенность и вместе с ними духовный кризис, то есть духовное вырождение. В результате происходит деградация культурно-нравственной жизни общества, то есть гибель его души, что влечет за собой разложение ценностных и мировоззренческих ориентиров человека, их подмену ложными принципами и понятиями, стремление к личному обогащению любыми путями и др. Следствием этому является нарастание социальных противоречий и расслоение общества.
Таким образом, создается благоприятная почва для господства массовой, безликой культуры, политического и экономического давления, и, как следствие, прямого вмешательства извне. Управление такими государствами, их подчинение «жизненно-важным интересам» тогда уже не составит труда.
Причина подмены понятий в сторону «аванпоста тирании» теперь очевидна. Только сильное объединение близких по духу государств, как это не раз бывало в смутное время, может стать настоящим аванпостом на пути тирании.
Александр Плащинский, кандидат политических наук, пост-докторант Центра Глобальных Исследований Шанхайского Университета (Китай)
1. Re: Идеологический курс Республики Беларусь в условиях создания нового мирового порядка