В тысячах сердeц людей на разных концах планеты живет память о баронессе Елене Николаевне Мейендорф, ушедшей от нас в марте этого года. Вечер памяти в её честь под эгидой и по инициативе Фонда Андрея Боголюбского состоялся в Зальцбурге, где долгие годы жила и трудилась баронесса. С общественной российской организацией Фонд Андрея Боголюбского сотрудничала и дружила Елена Николаевна, возглавляя в Зальцбурге Центр Русской Культуры. Она входила в состав Попечительского Совета Фонда. Об этом аспекте плодотворной деятельности Елены Николаевны рассказала, открывая вечер памяти, президент Фонда Андрея Боголюбского Ольга Тюрина.
Почему именно 11 октября состоялся памятный вечер, Ольга Тюрина пояснила: «Этот день выбран нами намеренно, 8-го октября в русской православной церкви отмечается день памяти преподобного Сергия Радонежского - покровителя Центра русской культуры в Зальцбурге, основанного баронессой, а 14 октября Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, и храм в Зальцбурге, где много лет Елена Николаевна являлась прихожанкой, назван в честь этого Праздника». По согласованию и при поддержке большого друга Елены Николаевны, скрипача Луца Лесковица, вечер памяти состоялся в историческом зале дворцового ансамбля «Мирабель», где играл свои сочинения юный Моцарт.
Казалось, гений Вольфганга Амадея Моцарта с его неистребимым восторгом к жизни витал в тот вечер в зале дворца, где собрались родственники, друзья, знакомые и почитатели этой необыкновенной женщины, умевшей объединять абсолютно разных людей в их любви к Богу, к жизни, ко всему светлому и прекрасному в этом мире.
Когда зал затих в ожидании встречи с памятью о человеке, в уход которого всё еще не хочет верить душа, наступило время общей молитвы, с которой неизменно начинала каждое благое дело Елена Николаевна.На вечер была привезена из Мюнхена необыкновенная икона Николая Чудотворца. Елена Николаевна очень хотела увидеть эту икону, и вот икона прибыла в Зальцбург для участия в вечере и воскресной литургии на следующий день. Приобретенная в конце 19-го века Великой Княгиней Елисаветой Федоровной икона Николая Угодника была принесена ею в дар иерусалимскому храму Александра Невского «На Раскопках» при Александровском подворье после трагической гибели ее супруга Великого Князя Сергия Александровича. Елисавета Федоровна назвала и величала образ как «Николай Утешитель», и сие название сохранилось по сей день.
Потом на большом экране все увидели фотографию ликующей Елены Николаевны, которую самые близкие называли Алёнушкой, Алёнкой. Нежные и пронзительные аккорды любимой в России песни «На тот большак, на перекресток уже не надо больше мне спешить...» на миг взволновали сердца воспоминаниями о еще недавних встречах и разговорах с баронессой.
«Елена Николаевна, Лена, Аленка, Алёнушка - так называли эту необыкновенную женщину те, кто имел счастье прикоснуться к ее миру, общаться с ней», - сказала в своем вступительном слове Ольга Тюрина. - «5 марта этого года сердце Елены Николаевны остановилось, закончился ее земной путь, но ее звезда будет светить нам всегда! Она так любила жизнь, умела радоваться каждому дню, была для нас ярким примером любви к Господу! И сегодня наша любимая баронесса здесь, c нами, она так счастлива, что мы пришли почтить её память, она улыбается, а мы преподносим ей её любимые белые цветы». Охапка белоснежных роз легла к фотографии Елены Николаевны.
- «Жить без любви, быть может, просто, но как на свете без любви прожить»? С этих не пафосных слов о любви и началась наша встреча с памятью сердца. Всеобщая любимица - Елена Николаевна - не мыслила своей жизни без Любви - без любви в самом широком, всеобъемлющем смысле слова. Казалось, она родилась с любовью к Богу, которую смогла пронести, не расплескав, через всю свою яркую добрую достойную жизнь. Недаром её называют Кометой Русского мира. Свое признание в дружбе и любви посвятил Елене Николаевне её верный друг Луц Лесковец, в чьем исполнении прозвучал этюд Баха. На протяжении многих лет под своды этого уникального дворца «Мирабель» на концерты классической музыки приходили совершенно незнакомые ему люди из всех уголков Европы, Америки, Австралии, из России - по особому «паролю»: «Мы от Елены Николаевны Мейендорф». И всех без исключения совершенно бескорыстно знаменитый Маэстро приглашал на свои концерты. Шли годы, менялись репертуар, состав музыкантов, концертные площадки, но неизменными оставались отношения подлинной дружбы Маэстро и Баронессы, которая приобщала всех нас через своего друга к музыкальным шедеврам мировой музыкальной классики. Есть в мире общепризнанный статус, который мы определяем единственным словом - в нём кроется понятие неизмеримой величины и силы - это слово НАРОДНЫЙ. Если песня народная, то её поют все вместе, и она живет века. Если традиция народная, то изжить её не под силу никаким нововведениям, революциям и реформам. Если ...впрочем, что же перечислять - истинно НАРОДНОЙ ЛЮБИМИЦЕЙ БЫЛА И ОСТАЛАСЬ для нас ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА МЕЙЕНДОРФ. Фотолетопись жизни баронессы, начиная с девятилетнего возраста в Белграде и до последних дней жизни в Зальцбурге, прошла на экране под «Осеннюю грусть» Мишеля Леграна. Многие в зале не скрывали слез.Елена Николаевна с восхищением относилась к своему древнему роду, к каждому из своих именитых предков. А среди них были и священники, и дипломаты, и военные, даже лейб-гвардии свиты коронованных особ, а также художники, врачи, ученые, архитекторы. Елена Николаевна - представитель древнего баронского рода, прославившегося на службе европейских и русских монархов, внесённого в матрикул дворянства Эстляндской и Лифляндской губерний Российской Империи, родилась 15 апреля 1923 года в Сербии, в городе Панчево под Белградом. Её отец - барон Николай Богданович (Феофилович) Мейендорф, полковник, участник Первой мировой войны, окончивший Парижскую академию художеств, известный художник-мозаист и иконописец, сын генерала от кавалерии и генерал-адъютанта Государя Императора Николая II барона Феофила (Богдана) Егоровича фон Мейендорфа (1838-1919) и Елены Павловны, урождённой графини Шуваловой (1857-1943). Мать Елены Николаевны - баронесса Нина Александровна Мейендорф, урождённая Асеева (18.08.1896-13.08.1971).
А история геральдического символа фамилии Мейендорфов уходит корнями в дохристианские века. Поле щита рассекает крест. В левом нижнем клейме изображение человека в набедренной повязке на фоне зеленого луга. «Это свидетельство древности рода Мейендорфов», - отмечала Елена Николаевна. Город Зальцбург стал родным домом для баронессы - здесь она долгие годы жила со своими родителями. Здесь обрела новых друзей, дружбу с которыми бережно хранила до конца своих дней.В Зальцбург - музыкальную столицу Австрии, город прославившийся гением Моцарта во всём мире, Елена Николаевна приглашала своих соотечественников и буквально влюбляла в него всех своих гостей - от мала до велика. Удивительный факт, Елена Николаевна, не имея своих собственных детей, бесконечно любила детский возраст с его искренностью, любознательностью, застенчивостью и непослушанием, порывистостью и дерзостью - она и сама становилась по-детски задорной, смеющейся, просто девчонкой. Сколько детей из России и Австрии хранят в своих альбомах фотографии Елены Николаевны. Но главное, память о ней хранят их, наши сердца. Всем, кто пришел в тот день в «Мирабель», Фонд Андрея Боголюбского подарил книжечку на двух языках в память об этом вечере, где под фотографией баронессы выбиты её любимые слова, в которых заключена большая любовь и мудрость:«Наша религия - это религия радости»!
Православие играло особую роль в жизни Елены Николаевны, первостепенную. С ним она становилась смиренной, с ним она становилась и непримиримым борцом. В католическом Зальцбурге Елена Николаевна строго соблюдала все православные традиции: на Рождество - ёлка под потолок и рождественский гусь; на Пасху - куличи и праздничный стол для гостей. В год своего 90-летия Елена Николаевна прошла Крестным ходом вместе с паломниками из Вены в Зальцбург. Навсегда жители славного города соленой реки запомнят православную службу в кафедральном соборе Святого Рупперта. В гости к баронессе на её юбилей приехали в тот год многочисленные гости, их выступления запечатлены в документальном фильме, подготовленном Фондом Андрея Боголюбского. Фрагменты его демонстрировались в памятный октябрьский вечер во дворце «Мирабель». Проникновенные слова о баронессе Елене Николаевне сказали в этот вечер и о.Георгий - настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы, и советник Посольства РФ в Австрии, директор Центра науки и культуры в Вене Татьяна Мишуковская, и большой друг Елены Николаевны граф Николай Воронцов, и приемная дочь баронессы Светлана Литвиненко, и священник, которого нянчила на своих руках еще молодая баронесса о.Георгий (Кобро). Почтил своим присутствием этот вечер и Генеральный Консул РФ в Зальцбурге Сергей Смирнов с супругой. Всем им в подарок от Фонда были вручены памятные книги «Венценосная Семья» и «Андрей Боголюбский», вышедшая в начале этого года в серии ЖЗЛ издательства «Молодая гвардия».
В заключение встречи Ольга Тюрина обратилась к присутствующим с предложением: «Удивительным образом Елене Николаевне удавалось практически без денег организовывать и проводить мероприятия, селить людей в гостиницы, кормить и организовывать досуг. Сегодня, мы по примеру Елены Николаевны организуем Сбор средств - добровольные пожертвования, на памятник, который будет установлен на могиле по эскизам её отца Николая Богдановича Мейендорфа». И отклик последовал незамедлительно. 11 октября в замечательном зале «Мирабель» в Зальцбурге собрались любившие и любящие Елену Николаевну родные, близкие, друзья, почитатели ее необыкновенного человеческого таланта - таланта соединять сердца и через них - страны и континенты.