itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Сон Иосифа

Рассказ. Продолжение

Иосиф Сталин 
0
353
Время на чтение 6 минут

Начало

«Война - война... Какая война?..»

Миновало ровно четверть века, и вот, в октябре сорок первого, не случайно родившийся и вырвавшийся среди белого безмолвия туруханской тайги из уст ссыльного революционера Кобы вопрос навис во весь рост, переворачивая хорошо ли, плохо ли, но наладившуюся за это время жизнь, угрожая перечеркнуть в ней все. Вообще все - и прошлое, и грядущее. Каким должен стать единственно верный ответ, понималось все отчетливее. Но как же прорваться к этому спасительному ответу через непреодолимые препоны не только вокруг, но и внутри себя самого? Как разорвать эти страшные, вязкие оковы?

Со все большей тревогой размышляя об этом, сын сапожника Весо брел по коридору Ставки, с недавних пор переместившейся из Кремля в глубину подземных лабиринтов московского метро. Совсем рядом, в сотне шагов отсюда в таком же тревожном молчании застыла закрытая еще месяц назад станция. На заколоченных фанерными ставнями ее перронах было скрыто во тьме высеченное позолотой на мраморе имя одного из канувших в небытие прорабов эпохи, которой, казалось еще недавно, не будет конца. Но сегодня эпоха эта рассыпалась словно карточный домик на глазах у ее главного вдохновителя, на самом деле, всего лишь державшегося за нее, как за меньшее из зол...

Еле слышно хрустел под сапогами гравий, помаргивала гирлянда желтых лампочек на бетонной стене. Двигаясь в затхлом полумраке, Иосиф почти физически ощущал яростные порывы памятного злого ветра, уже испытанный однажды напор валящей с ног все живое вселенской бури. Но где же тот самый Голос? Тот, ни с чем не сравнимый, пронизывающий небо и землю до самой преисподней, властно зовущий на правые стези - зовущий так, что не отозваться невозможно? Доведется ли услышать Его еще хотя бы раз? Услышать сейчас, когда смерть опять рядом, когда от ее дыхания вновь леденеет лицо?

Впрочем, себя не обманешь. Упущенного, если оно и было, уже не вернуть, и неумолимый ход грозных событий остановить не удастся! Произошедшая две недели назад под Брянском и Вязьмой непоправимая, чудовищная по своим масштабам катастрофа не оставляла ни единого шанса на спасение. Потеря полусотни дивизий и шестисот тысяч солдат оказалась сокрушительным ударом такой силы, что веры в возможность подняться после него не было почти ни у кого. Врагу теперь открыты все дороги, и значит, через сутки - двое миллионная армада зажмет Москву в бронированные клещи, а затем вонзится в опустевшую столицу, словно раскаленными ножами в масло. Так что же делать? Сбежать вслед за многими другими, поспешно покидающими город в один за другим уходящих на восток переполненных поездах? Тогда - скорый развал, позорная точка в конце земного пути. Но ведь и оставаться столь же погибельно и бесславно? Что сказал бы теперь великий Шота, как бесспорную истину утверждавший: «Лучше гибель, но со славой, чем бесславных дней позор!..» Нет благодати - нет славы, ни в гибели, ни в жизни!

Иосиф внезапно остановился как вкопанный. Подкашивались ноги, и он понял, что рухнет, не дойдя до бункера. Наверное, вслед за этим также рухнет и стираемая с лица земли, даже имени своего лишенная, но все еще остающаяся преградой на пути у мирового зла империя... И тогда правитель этой империи из последних сил поднял голову к нависающему совсем близко железобетонному своду и закричал - не слышно ни для кого, но так, что от боли разрывалась грудь: «Боже, помоги! Помоги, Отец!!!»

Обреченно, всем существом впитывая ответную тишину, он не сразу разобрал, как из-за спины донеслось едва слышное:

- Товарищ Ста...

Обернувшись, Иосиф с изумлением разглядел там часового, мимо которого прошел только что и не заметил. Неужели так примелькался этот обыкновенный рязанский или владимирский безусый мальчишка, стоявший на предпоследнем посту перед бункером Ставки?

- Говори... - он устало кивнул, понимая, что этот юнец, один из множества обреченных сгинуть в кровавой мясорубке ближайших дней, не стал бы сейчас обращаться к нему по малозначительному поводу. И солдатик с простодушным, но очень серьезным лицом поторопился донести главное.

Началось все с того, что его отец в августе ушел с завода добровольцем на фронт, а работающая всю свою жизнь на железной дороге мать пока что оставалась здесь. И вот, по словам постового, на днях побывала она на Арбате у знаменитой на всю Москву прорицательницы. Говорят, слепая совсем и не ходячая, но про любого все наперед рассказывает. К ней сейчас люди тысячами идут, чтобы только выведать, живы ли их супруги, родители, дети...

- Вчера вечером отпустили меня домой, в увольнительную. Мать встретила очень взволнованно, такой я ее никогда не видал. Про отца ей старица Матрона сказала, что с тяжелым ранением попал в госпиталь, но впредь мучений больше у него не будет. Успокаивала еще, что немцы Москву захватить не сумеют, а напоследок велела матери через меня передать: «Пусть, когда сможет, приходит. Сам ведь знает, что с таким грузом на душе трудно будет спасти страну!» ВАМ велела передать...

С плохо скрываемым волнением Иосиф подошел к бойцу поближе и заглянул ему в глаза.

- Как зовут тебя, малчик?

- Михаил... - растерянно пролепетал тот.

- А ти сам-то в Бога вэриш, Мыша?

Парень замялся.

- До войны, честно сказать, нет, я же комсомолец. И над мамой еще насмехался... А сейчас... Сейчас как-то по-другому все.

У бывшего выпускника Тифлисской духовной семинарии, закаленного опытом коварной и беспощадной борьбы за власть и потому давно уже научившегося точно разбираться в людях с самого первого взгляда, с первой произнесенной ими фразы, не было даже и малейших сомнений, что юный постовой по имени Миша не врет. Но что, если его самого кто-то использует, если это ловушка? Все может быть в такую трудную минуту, когда даже Николая, начальника собственной охраны, пришлось отправить вслед за правительством в Самару, а Генштаб готовится к скорому перемещению под Арзамас. С другой стороны, терять ведь нечего, и хуже все равно не будет - конец один... Решив так, Иосиф не стал долго раздумывать.

- Адрес помнишь?

- Это на Староконюшенном переулке, дом, вроде бы, одноэтажный... Искать долго не придется - очередь у входа, говорят, за квартал видно, с утра до ночи народ толпится. Да про это все знают, даже милиция. Недавно, рассказывают, такой случай был. Заходит туда милиционер. «Улица режимная, а вы без прописки. Собирайся, гражданка, в отделение поедем...» А она ему: «Беги скорее домой, беда там! А слепая от тебя никуда не денется...» Участковый на квартиру помчался, а там жена без сознания лежит, от керогаза угорела. Тут же в больницу ее, чудом откачали. Еще немного, и поздно было бы...

«Еще немного, и поздно...» - повторил по себя Иосиф и устало выдохнул:

- Спасибо тебе...

Стоявшего совсем близко бойца вдруг охватил ужас. Он внезапно обнаружил то, чего не замечал еще несколько минут назад - как изможден этот человек, за считанные дни превратившийся из непоколебимого полководца миллионов в сгорбленного, одряхлевшего старика в измятой одежде и нечищеных, стоптанных сапогах. Но едва только Михаил, до глубины души потрясенный столь жуткой метаморфозой, успел подумать, что теперь, пожалуй, надеяться уже больше не на что, на его плечо опустилась оказавшаяся совсем легкой рука вождя.

- Зря боишься, - тихо сказал Иосиф. - Ты сделал все правильно. Даже сегодня силы нашей Родины неисчислимы, всего у нас в избытке, но не хватает, очень не хватает только одного - таких как ты, Миша, и потому... Потому постарайся выжить! Ты сделал свой шаг - тэперь моя очередь!

Резко развернувшись, он стремительно направился к бункеру, и уже через несколько минут столь же быстро вышел оттуда в сопровождении трех бойцов из дежурной смены личной охраны. Пройдя почти до заколоченного перрона станции «Кировская», они повернули в малоприметный боковой тоннель, затем свернули еще раз, еще... И вот перед ними был уже другой перрон, похожий на освещенную лучом фонаря узкую нору, без мраморной плитки и высоких колонн. В окошке стоявшего на единственном пути скоростного коломенского локомотива, к которому были прицеплены два бронированных вагона, горел тусклый свет. Дверца первого вагона распахнулась, и на перрон выбежал начальник спецпоезда в распахнутой шинели с петлицами капитана госбезопасности.

- Разводите пары... - глухо распорядился Иосиф, видя, что здесь давно ожидают его приказа на отъезд. Отъезд в никуда?

- В Измайлово, товарищ Сталин? - поспешно уточнил капитан, имея в виду спрятанный под стадионом в измайловском парке столицы резервный пункт командования. Оттуда можно тотчас же укатить подальше от обреченной Москвы и по замаскированной железнодорожной ветке, и на заправленных под завязку «ЗИСах», и на загнанном под одну из дощатых трибун футбольного поля, приготовленном к вылету в любую минуту надежном и вместительном «Дугласе». Позаботились, подумали обо всем - кроме самого главного!

Иосиф отрицательно покачал головой. Нет, дороги на Измайлово не будет ни при каких обстоятельствах, и, кто знает, может, все-таки прав был мудрый Руставели? Ведь даже одна лишь готовность к жестокому выбору - это уже попытка преодолеть себя, а значит, если и не слава, то хотя бы какое-то ее подобие, напоминающее о вышнем мире. О мире, где "как-то по-другому все", где не продают и не предают, где, как в белом безмолвии сибирских снегов, нет земных чинов и званий, где никто и никогда не стал бы трястись за свою шкуру, даже если она бы и была... А все остальное приложится... да, приложится...

- На Арбат!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Болковский
Последний экзамен
Рассказ. Продолжение повести «Сон Иосифа»
15.10.2015
Сон Иосифа
Окончание
08.05.2015
Сон Иосифа
Рассказ
06.03.2014
Реформы со знанием дела
Рецензия на книгу "Взаимодействие Церкви и Армии. История и современность"
25.01.2005
Все статьи Алексей Болковский
Иосиф Сталин
«Такого маршала я не знаю!»
Как Хрущёв пытался стать Маршалом Советского Союза
28.03.2024
«Наша работа, создание канона может подвигнуть нас к подлинным открытиям»
Советский период может быть интерпретирован как одна из форм нетерпеливого стремления русского народа к Царствию Небесному
26.03.2024
Еврейский ответ
Поражает прежде всего Украина, ставшая по сути Новой Хазарией
21.03.2024
Осмысление истории требует времени
Изменение взгляда на период СССР продиктовано уроками новейшей истории
14.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40