Лев Толстой как «богослов» либерализма

По книге «О русской литературе. Записки сельского учителя. Ч. III»

Александр Сергеевич Пушкин 
0
1417
Время на чтение 9 минут


«Единственное средство в наше время служить человечеству состоит в разрушении извращенного христианства...», - запишет в своем дневнике 13.12.1902 Л.Н. Толстой. Толстой о либерализме не писал. Он был выше этого: он разрабатывал «богословское» его обоснование.

Начал Лев Николаевич познавать мир с себя, со своих желаний. А они, как известно, всегда вступают в противоречие с требованием аскезы Церкви. Хочется здесь, на земле, жить удобно и комфортно. Причем для Толстого комфорт заключался не в материальном, а в душевном спокойствии. Он искал состояния, чтобы совесть не обличала, для чего постоянно переводил духовные категории в область ума, заглушая голос сердца. Питала его теорию вся та же сила, что заставила Еву послушать диавола, - гордыня. Желая стать учителем всего человечества, Толстой рассуждал следующим образом.

За православными пошли немногие, а надо искать то, что объединяет всех. «Признак истинности церкви есть всеобщее единство», - записывает Толстой. «Мы все разбиты на партии, сословия, веры, секты... Наше дело: ломать все преграды, отделяющие нас, держаться только того, что единит не только с христианами, но с буддистами, магометанами, дикими. В этом христианство». Что же мешает этому? Авторитеты! Церковь взяла на себя право решать, что истинно, не позволяя любому человеку придумывать свою истину, а так хочется стать выше Церкви, стать всемирным авторитетом. Недаром Толстой постоянно выстраивает цепочку мировых мыслителей - Конфуций, Будда, Сократ и т.п., ставя в этот ряд и великого «мыслителя» Христа. В конце ряда он мыслил... себя. Именно ему выпала доля обобщить и закончить поиски смысла на земле. Так верил Толстой.

«Только бы религия не держалась внешнего авторитета, и не будет разделения», - делает он вывод, лелея мечту всех либералов - мирное существование добра со злом.

Если мы поглядим на сегодняшних учителей жизни, то увидим все то же самое - ненависть к любым авторитетам, к любым проявлениям силы и власти. Путин - далеко не Петр I и не Александр III, но и его не могут вынести наши любители полной свободы.

«Долой идеалы!» - кричал Добролюбов. Толстой решил рассмотреть идеальное поближе, лично, для чего попробовал с годочек жить по евангельским заповедям и пришел к выводу: не просто тяжело, а невозможно, нереально! Идеал человека, предлагаемый Церковью, недостижим и порождает только лицемерие. «Христианин не может быть святым: сам Христос не был им», - утверждает новый философ. Вера церковная - лицемерие, т.к. никто не способен достигнуть святости. А вот если принять за норму падшую природу человека, обыватель с радостью примет эту реально достижимую цель. Да еще и спасибо тебе скажет, и с радостью пойдет за тобой. И Толстой, желая, чтобы пошли за ним, а не за Церковью, бросает творчество и начинает в многочисленных статьях теоретически доказывать принцип полной свободы человека.

«Люди предпочитают веру сознанию, потому что вера легче, как следование обычаю, и легко переходит в привычку», - высокомерно объясняет он причины веры русского народа. «Веры шатки и противоречивы, а сознание одно и неизменно». «Мы убеждены, что разум и есть та единственная основа, которая соединяет всех нас в одно». Что же это за новый бог такой - «сознание», где искать его? «Познание этого закона разума человек нигде не может почерпнуть, кроме как там, где он и открыт ему: в своем разумном сознании». «Судьей в поступках может быть только сам человек», - приходит он к выводу, ласкающему слух всем новоявленным либералам.

А чтобы угодить и верующим, ибо вся крестьянская Россия крепко держалась христианской веры, Толстой называет это общее сознание всех людей богом, а свою веру - «истинным христианством». Начинается то, что сегодня назовут политикой двойных стандартов, когда либералы каждое свое скрытое, самовольное, корыстно-эгоистическое желание прикрывают общепринятыми представлениями, наполняя привычные для обывателя понятия новым содержанием. Одним из первых это смело стал делать Толстой, всюду применяя термин «христианство», хотя в Христа как Бога он абсолютно не верил.

Бог для него - это то, что «соединяет весь ряд последовательных сознаний в одно». «Бог не личен». «Богом я называю то, что я сознаю в себе». «Я - часть его». «Человек осознает себя богом, и он прав, потому что бог есть в нем». И так далее. У Толстого таких высказываний много - ясных и однозначных.

Из них «великий писатель земли русской» делает скромный вывод: «Бог и я одно и то же». «Я желаю пойти к тому, от кого я пришел». «Я есмь орудие, орган бога, и желаю одного: исполнять свое назначение без напряжения, постоянно сознавая, что через меня действует сила божия».

Вот это «без напряжения» - и есть кредо современных либералов. Церковь «напрягает», предлагая каяться, считать себя, по Достоевскому, «виноватым за всех», для чего отказаться от собственного комфорта и пожертвовать собой, своей жизнью для окружающих нас - не приятных и пушистых, а немощных и грешных.

И от совести как гласа Божиего в человеке Толстой предлагает отказаться, заменив его на глас собственный: «Совесть есть не что иное, как совпадение своего разума с высшим». Обратим внимание - «своего»!

«Самый лучший человек, который живет своими мыслями, худший - чужими... Люди, живущие только своими мыслями, - это мудрецы, пророки».

Всюду, как видим, одно желание: отрешиться от всяких авторитетов и полагаться на свое и только на свое мнение. Сам человек и желание его ставятся в центр мироздания. Либерализм начинает свое массовое шествие по нашей стране, собирая все больше и больше поклонников.

Сама жизнь Льва Толстого стала яркой иллюстрацией его либеральной теории, жизнь, полная лицемерия и фарисейства.

Лучше всего это замечала его жена.

«Лев Николаевич все, что отрицал, были только слова: собственность - он оставил за собой при жизни права авторские; документы - он под расписку банка отдал дневники. Отрицал деньги - теперь у него всегда для раздачи несколько сот рублей на столе. Отрицал путешествия - и три раза выезжал в одно лето...».

«Жизнь в избе - это предлоги, чтобы стать в роли мученика и святого». «Часа три подряд Лев Ник. играл с большим увлечением в карты. Как грустно видеть все его слабости именно в тот возраст (82 года), когда духовное должно над всем преобладать!» (19.08.1910), - замечает с грустью жена. «Л.Н. человек огромного ума и таланта,...но он человек без сердца и доброты настоящей. Доброта его принципиальная, но не непосредственная» (1908), - женской интуицией чувствует она.

Тысячи людей просили у Толстого помощи, но он сделал хитрый ход: перевел все свое огромное состояние на имя жены и отнекивался от просящих: у меня ничего нет. Впрочем, некоторым крупно помогал - сектантам, заявляя: «У нас глупое Православие, - и разумные секты».

Толстой матерился, играл в карты до конца жизни, любил роскошь. Любовь Толстой понимал чисто по либеральному, не как любовь к Истине, а как желание нравиться людям, по принципу «не быть, а казаться». Всю силу своего таланта он бросал на то, чтобы казаться милосердным, добрым и любящим.

На призывы примириться с Церковью Толстой толерантно и ласково отвечал, что «никогда и не разъединялся с нею», с той «всемирной церковью», которая объединяет всех людей, искренно чтущих бога».

Как это сегодня похоже на заявления американских международных убийц, рассуждающих о своей гуманитарной миссии!

С 1859 г. у Л.Толстого очередное увлечение - он взялся создавать новую школу. Съездил в Европу, походил там по школам - не понравилось: мало свободы. Он не стал посылать свои предложения в министерство образования, а просто создал свою школу. На ее примере мы видим, до какой степени свободы жаждал довести человечество новый его учитель. Главный принцип новой школы - никакого авторитета, никакого насилия, естественная свобода, полное раскрепощение своего «я». Его ученики были освобождены не только от любого вида принуждения или наказания, но даже от домашних уроков. Между учениками и учителями снимались всякие барьеры.

Сам Л.Н. Толстой в журнальной статье «Яснополянская школа» описывает ее так: «С собой никто ничего не несет - ни книг, ни тетрадок. Уроков на дом не задают. Мало того, что в руках ничего не несут, им нечего и в голове нести. Никакого урока, ничего, сделанного вчера, он не обязан помнить нынче. Он несет только свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет весело, так же, как и вчера. Никогда никому не делают выговоров за опаздывание, и никогда не опаздывают.... Учитель приходит в комнату, а на полу лежат и пищат ребята, кричащие: «мала куча»... Садятся они где кому вздумается: на лавках, столах, подоконнике, полу и кресле. По расписанию до обеда значится 4 урока, а выходит иногда три или два, и иногда совсем другие предметы. Учитель начнет арифметику и перейдет к геометрии, начнет священную историю, а кончит грамматикой. Иногда увлечется учитель и ученики, и вместо одного часа класс продолжает три часа».

Догматы, авторитеты, правила, традиции для Толстого были главным врагом. Поэтому Толстой терпеть не мог Петра Великого. В 1870-е годы задумал роман об эпохе Петра I, но не выдержал, бросил.

Показное смирение и спокойствие оставляло Льва Толстого, когда он сталкивался с Православием. Это лакмусовая бумажка для любого либерала.

«Разве можно серьезно рассуждать с человеком, - возмущается Толстой, -который верит в то, что есть только одно правильное воззрение на мир, то, которое выражено 1500 лет назад собранными Константином эпископами в Нике, - мировоззрение, по которому Бог - Троица, 1890 лет назад пославший сына в деву, чтобы искупить мир и т.д. С такими людьми нельзя рассуждать, можно их жалеть, пытаться излечить, но на них надо смотреть, как на душев-но больных, а не спорить с ними».

Осталось только запеть про «православие головного мозга», что и сделают его современные последователи.

Главное понятие христианства - любовь - либеральным мировоззрением трактуется чисто эгоистически.

«Знаю Бога потому, что знаю свою душу, - «богословствует» Толстой. - А душу знаю потому, что люблю свою душу...».

Если без привычной витиеватости, то получается: знаю бога, потому что люблю себя, хорошего.

«Ничто так не подвигает к добру, как сознание того, что тебя любят»,- отмечает в дневнике. «Не любишь себя - пропал».

И далее главный принцип либерализма, борющегося не с правительством, не с бедностью, не с коррупцией, а с Абсолютной Истиной: «Утверждение о том, что ты во лжи, а я в истине, есть самое жестокое слово, которое может сказать один человек другому» (Исповедь). «Свободен человек только тогда, когда никто не воспрещает ему известные поступки под угрозой насилия». «Делай все, что тебе хочется, что вложено в тебя, но делай не для добра (добра нет, как и зла), а для того, что этого хочет бог», - рассуждает Лев Толстой. (Бог, как мы помним, у Толстого - это мое сознание).

«Неверно думать, что назначение жизни есть служение Богу. Назначение жизни есть благо». Опять красивое слово - «благо». Но что скрывается у Толстого за этим понятием? Цитируем Толстого: «чтобы все жили для тебя, чтобы все любили тебя больше себя».

Ну и конечно, отношение ко злу. Для либерала абсолютного зла нет, есть только то, что мешает свободе другого.

Вот и Лев Толстой не признает зла и предлагает смириться с ним, ни в коем случае не бороться со злом. Поэтому правильнее известную толстовскую мысль называть - «непротивление злу». Это будет и точнее, и честнее, и ближе к его воззрению. «Под непротивлением злу разумеет потворство всякому злу», - дает точную характеристику мудрый батюшка отец Иоанн Кронштадтский.

Сам поступок для Толстого и его последователей не является нравственным или безнравственным, суть нравственности (любви) - сохранить мир со всеми окружающими, с добром и со злом. Так что американская улыбка, надо сознаться, рождалась не в Калифорнии, а в недрах тульской губернии...

«Как только речь пойдет о том, - рассуждает Толстой в одном из писем, - как креститься,...был ли Христос Бог или человек, или о том, есть ли Бог личное существо или безличное, так люди разделяются и ссорятся... Но если мы будем держаться только того, что согласно с разумом каждого человека,...жизнь всех была бы самая хорошая... И потому всякий человек должен для своего блага стараться разрушить все ложные веры с тем, чтобы руководствоваться светом разума. Прежде всего надо верить в разум, а потом уже отбирать из писаний - и еврейских, и христианских, и магометанских, и буддийских, и китайских, и светских современных - все, что согласно с разумом». Религию либералы не отрицают, но ставят ее на определенное место в своей иерархии ценностей - конечно, ниже себя.

Либерализм всегда антигосударственен. Толстой - известный анархист, написавший немало статей против государства. Он был уверен, что «лишь без властей, без правительств, без войска, без полиции, без судов люди заживут мирно и счастливо».

Как западный мир отреагировал на сатанинскую гордыню нового спасителя человечества из России? Либеральные, антихристианские, антиправительственные статьи Толстого, которые запрещали в России, издавались моментально на всех языках Европы! Такими тиражами, которые ни Пушкину, ни Достоевскому и не снились.

А уж как радовалась пятая колонна! В геометрической прогрессии возрастающая либеральная интеллигенция в России бросилась петь великому писателю свободы дифирамбы, нелегально распространяя то, что было запрещено цензурой. Копировали и по 5 рублей продавали.

Вот какие эпитеты дают Толстому в поздравительных телеграммах его поклонники: «искатель правды», «богом вдохновляемый старец», «народный учитель» и т.п.

Один крестьянин пишет: «Вы, великий учитель, апостол Христова учения...». А вот из письма рабочих: «Мы, простые работники, понимаем чуть ли не глубже истины Христова завета, чем члены Синода. Не вас должны отлучать от Церкви, а их...» И т.п.

Закончим обращением к либералу, если он нас слышит. К финалу жизни Толстой искренне удивляется: «Какая странность: я себя люблю, а меня никто не любит». Впору задуматься над этим замечанием тонкого психолога и талантливого художника.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

20. Re: Лев Толстой как «богослов» либерализма

о мнению Толстого, Иисус Христос был не кем иным, как сыном человеческим, который учил тому, как жить, так что учение его может быть принято людьми различных догматических убеждений. Божественное в Нем - тот разум, какой и в людях. Жить по этому разуму значит жить по-Божьему. Основных правил этой жизни пять: не гневайся, не блуди, нс клянись, не противься злу, не воюй. В этом заключается весь смысл жизни и вся сущность христианства, в этом и вся основа человеческого счастья. Кто живет так, тот живет не личной жизнью, а для ближних и возвышает божественное в себе - разум; тот истинно бессмертен. Но кто, наоборот, живет личною жизнью, тот живет не по божественному разуму, а по плоти и не имеет бессмертия. Лично никто не бессмертен: бессмертная и вечная жизнь - только в роде человеческом, в котором пребывает божественный разум. В своих мечтаниях о жизни по Евангелию Толстой, подобно некоторым сектантам, дошел до отрицания власти, судов, клятвы и присяги, войны и всякого насильственного противления злу, современной цивилизации с наукой и искусством, до отрицания плотского брака и до признания общности имущества"*. Мировое имя в литературе, широкая популярность Л. Толстого делают его сектантские рассуждения о религии широко популярными. Лев Толстой окружается ореолом любви и признательности, общество видит в нем "великого" учителя жизни и "пророка новой веры". Все склонялись в глубоком и почтительном поклоне перед "великой совестью" Л. Н. Толстым, на котором, по словам о. Иоанна Кронштадтского, "лежит печать антихриста". Один о. Иоанн в страшную эпоху богоборчества не побоялся выступить против Л. Толстого и указать народу, что он выполняет антихристову волю и является "антихристовым рабом". В 90-х годах Юрьевский университет избрал своими почетными членами Л. Толстого и о. Иоанна Кронштадтского. При обсуждении предложения профессора Шмурло об избрании Толстого в почетные члены университета профессор богословия Царевский" указал, что Толстой отпал от церкви, сам лишил себя общения с православными и что тем самым недостоин быть и почетным членом университета. Протест профессора Царевского не уважили. Толстого избрали в почетные члены Юрьевского университета, но вместе с тем то же звание было поднесено и кронштадтскому протоиерею о. Иоанну Сергиеву. * А. Доброклонский. Руководство по истории Русской Православной Церкви. Царствование Императора Николая II ___________________ Глава десятая 379 О. Иоанн, однако, не нашел для себя возможным быть на одной доске с еретиком и вернул обратно диплом на звание почетного члена Юрьевского университета, приложив следующее послание: "Удивляюсь малодушию и рабскому поклонению господ профессоров перед лицом графа Толстого и Иудину предательству Христа, так как имеющие общение с ним и даже приветствующие его сообщаются, по апостолу, делом злым. Благодарю Юрьевский университет за честь звания почетного члена, но под одной категорией с безбожником быть не желаю". Когда же ректор Юрьевского университета, чтобы как-нибудь смягчить эту неприятную историю, обратился с дипломатическим письмом ко. Иоанну, последний ответил: "Ваше превосходительство, высокочтимый ректор Юрьевского университета. Прочитав ваше почтенное и почтительное, исполненное тонкой деликатности письмо ко мне и взвесив смысл его, я отвечаю вам и Юрьевскому университетскому совету, выбравшему меня большинством голосов своим почетным членом, - отвечаю решительным отказом от этой чести. Я не желаю ни под каким видом быть членом той корпорации, хотя и почтенной, и высокоученой, которая поставила меня, по прискорбному недоразумению, наряду с безбожником графом Львом Толстым, злейшим еретиком нашего злополучного времени, превзошедшим в своем высокоумии и гордыне всех бывших когда-либо еретиков. Не хочу быть рядом с Антихристом. Вместе с тем я удивляюсь, как индифферентно совет университета отнесся к осатанелому писателю и курит ему раболепно фимиам. Вот мой ответ на ваше письмо"*. В девятисотых годах, когда назревала и прорвалась самоубийственная революция, о. Иоанн Кронштадтский мужественно выступил со словом обличения и правды. Несмотря на поношение и поругание его имени, о. Иоанн Кронштадтский стойко отражал удары против православия и России. Первое место среди злобных разрушителей о. Иоанн отводил Толстому. "Вы знаете, что такое Лев Толстой? Это лев рыкающий, ищущий, кого поглотить. И скольких он поглотил чрез свои лживые листки. Берегитесь его", - говорил своим слушателям о. Иоанн Кронштадтский. И о. Иоанн был глубоко прав, потому что проповедь Толстого совратила многих с истинного пути, посеяла семена безверия, отрицания и анархии. "Недоучки и переучки нt верят и в личного праведного Бога, а верят в безличное начало и в какую-то эволюцию мира и всех существ, верят бредням еретика Толстого и подобных ему безверов, * II. Сергеенко. Толстой и его современники. С. 262-264. 171338 В 1901 году Святейший Синод принял Определение, в котором был зафиксирован факт «отпадения» от Церкви Льва Толстого. В храмах не провозглашали ему анафемы - просто документ был опубликован в газетах. Потом появился ответ Толстого, в котором он прямо признавал, что от Церкви отрекся, а ее учение называл ложным. Несмотря на это, уже более 100 лет в России находятся люди, требующие «реабилитации» Толстого и удивляющиеся, почему на могиле писателя нет креста. Собственно говоря, суть разногласий между Толстым и Церковью писатель сформулировал гораздо подробнее и яснее в своем ответе Синоду, чем обер-прокурор Победоносцев в самом Определении. В своем письме Толстой не раз подчеркивает: «То, что я отрекся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо». Собственно говоря, одного этого признания достаточно, чтобы понять — он себя не считал членом Церкви. Его не отлучали. Он «отпал», как и сказано в определении Синода. Но Толстой этим не ограничился. В ответе на решение Синода он прямо заявил, что отвергает «непонятную Троицу», «не имеющую смысла басню о падении первого человека» и «кощунственную историю о Боге, родившемся от девы, искупляющем род человеческий». Учение Церкви он называет «коварной и вредной ложью, собранием самых грубых суеверий и колдовства, скрывающих смысл христианского учения». Колдовством Толстой считал молитвы и церковные Таинства: «чтобы ребенок, если умрет, пошел в рай, нужно успеть помазать его маслом и выкупать с произнесением известных слов, чтобы был успех в деле или спокойное житье в новом доме, для того, чтобы хорошо родился хлеб, прекратилась засуха, для того, чтобы путешествие было благополучно, для того, чтобы излечиться от болезни, для того, чтобы облегчилось положение умершего на том свете, для всего этого и тысячи других обстоятельств есть известные заклинания, которые в известном месте и за известные приношения произносит священник». В романе «Воскресение» Толстой ядовито описал Таинство Евхаристии. По мнению некоторых историков, именно это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения Синода. Но писатель не высказывает ни малейшего сожаления по этому поводу: «Кощунство не в том, чтобы назвать перегородку — перегородкой, а не иконостасом, и чашку — чашкой, а не потиром и т.п., а ужаснейшее, не перестающее, возмутительное кощунство — в том, что люди, пользуясь всеми возможными средствами обмана и гипнотизации, — уверяют детей и простодушный народ, что если нарезать известным способом и при произнесении известных слов кусочки хлеба и положить их в вино, то в кусочки эти входит бог; и что тот, во имя кого живого вынется кусочек, тот будет здоров; во имя же кого умершего вынется такой кусочек, то тому на том свете будет лучше; и что тот, кто съест этот кусочек, в того войдет сам бог». И наконец, тем, кто возмущается отсутствием креста на могиле Толстого, писатель сам дал ответ: «Я действительно отрекся от церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей и мертвое мое тело убрали бы поскорей, без всяких над ним заклинаний и молитв, как убирают всякую противную и ненужную вещь, чтобы она не мешала живым». Все это, однако, не помешало потомкам и почитателям Толстого в 2001 и в 2006 годах — к 100-летию и 105-летию со дня отлучения — обращаться к Церкви с призывом «пересмотреть свое отношение». Русская православная церковь давала ясный и однозначный ответ: человек может отказаться от своих заблуждений и вернуться через покаяние в лоно Церкви, но ни родственники, ни сочувствующие не могут это сделать за него. Диакон Андрей Кураев считает, что в нашей стране привыкли к посмертным реабилитациям, но в данном случае решение Синода может быть пересмотрено лишь тогда, когда будут представлены доказательства, что Толстой отказался от своих взглядов и примирился с Церковью: «Даже если он это сделал в последние минуты жизни». А что касается литературных дарований Толстого, то и сто лет назад Синод признавал, что Толстой — «известный всему миру писатель», но посвятил «данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви».http://goo.gl/E8vAxs
Lucia / 22.10.2014, 15:07

19. Ответ на 15., М.Яблоков:

Вы случаем не "священник" "церкви Льва Толстого"? ))

Ничего не знаю о "церкви Льва Толстого".
Вячеслав Дереш / 22.10.2014, 14:53

18. Ответ на 16., Сергей Швецов:

Все Ваши замечания верны. Я не берусь подбирать слова к творчеству Толстого. Он выражал лишь свое мнение. Я как раз и призываю не ставить никаких штампов и ярлыков. Как говориться "не судите, да несудимы будете". Поэтому в первом своем комментарии я выразил свое негативное отношение к статье, в которой навешали столько штампов на Толстого, чуть ли не причислили его к "пятой колонне".
Вячеслав Дереш / 22.10.2014, 14:51

17. Ответ на 14., М.Яблоков:

Л.Толстого Св.Церковь предала анафеме, этим все сказано. Можно вообще больше ничего не говорить.Как раз этим сказано лишь то, что взгляды на религию Толстого и, как Вы пишите, Св.Церкви не совпадали, и ничего более. Толстой в своих трудах описывал вещи, бросающие тень на церковь, а Церковь не хотела это признавать. Вот собственно и всё.Так Церковь - это "столп и утверждение истины". А Толстой кто?

Тогда ответьте на вопрос: какая из Церквей (католическая, протестантская, православная, баптистская или какая-нибудь там еще) - есть столп и утверждение истины?
Вячеслав Дереш / 22.10.2014, 14:43

16. Ответ на 13., Вячеслав Дереш:

Если Вы почитаете сами Евангелии, то вряд ли найдете и половины из того, что предписывает совершать Церковь.

Верно. В частности, в Евангелиях нет предписания читать Евангелие, и даже предписания писать Евангелия (ведь описываемые в них события происходили до создания Евангельских текстов) в Евангелиях нет. И однако же - записали и читаем. не нужно ему приписывать, что он кому-то себя противопоставлял

По-моему, из Толстовского ответа хорошо видно, что его понимание христианства категорически не совпадает с церковным, причем собственным толкованием Евангелия Толстой не ограничивается, но углубляется в критику церковного учения. Вас не устраивает термин "противопоставление", как описывающий данную ситуацию? Ну, подберите более подходящий.
Сергей Швецов / 22.10.2014, 13:32

15. Ответ на 13., Вячеслав Дереш:

Вы случаем не "священник" "церкви Льва Толстого"? ))
М.Яблоков / 22.10.2014, 12:42

14. Ответ на 8., Вячеслав Дереш:

Л.Толстого Св.Церковь предала анафеме, этим все сказано. Можно вообще больше ничего не говорить. Как раз этим сказано лишь то, что взгляды на религию Толстого и, как Вы пишите, Св.Церкви не совпадали, и ничего более. Толстой в своих трудах описывал вещи, бросающие тень на церковь, а Церковь не хотела это признавать. Вот собственно и всё.

Так Церковь - это "столп и утверждение истины". А Толстой кто?
М.Яблоков / 22.10.2014, 12:39

13. Ответ на 12., Сергей Швецов:

Очень хорошо, что Вы привели ответ Толстого Синоду в комментариях. Здесь черным по белому написано: "Я никогда не заботился о распространении своего учения. Правда, я сам для себя выразил в сочинениях свое понимание учения Христа и не скрывал эти сочинения от людей, желавших с ними познакомиться, но никогда сам не печатал их; говорил же людям о том, как я понимаю учение Христа, только тогда, когда меня об этом спрашивали. Таким людям я говорил то, что думаю, и давал, если они у меня были, мои книги." Где же здесь противопоставление Церкви? Какой такой извод он соорудил? Я опять не нашел. Толстой здесь четко сформулировал свое видение Христианского учения и не на основании чьих-то домыслов, а на основании первоисточников: Евангелии, собственное совершение обрядов Церкви. Если Вы почитаете сами Евангелии, то вряд ли найдете и половины из того, что предписывает совершать Церковь. Я это проделал тоже, и поэтому во многом поддерживаю Толстого. Не могу сказать, что согласен со всеми взглядами Толстого, но в большинстве своем согласен. Хочу также отметить, что в свое время я также как и многие был потрясен его взглядами, но не стал слепо им следовать, а обратился к первоисточникам. Чего и всем желаю всегда делать. Откуда тогда по Вашему у Христа столько последователей, по разному воспринимающих его учения: католики и православные, протестанты и баптисты и т.д. Да именно по тем причинам, что каждый по своему трактовал учение Христа. И кто больше занимался, называя современным языком, пропагандой, тот и достиг больших успехов. И это мое субъективное мнение, с которым можно соглашаться, а можно и нет. Так же и Толстой выражал свое мнение. И не нужно ему приписывать, что он кому-то себя противопоставлял, что он о чем-то там думал, что нет в его трудах.
Вячеслав Дереш / 22.10.2014, 11:02

12. Ответ на 10., Вячеслав Дереш:

Толстой себя не противопоставил Церкви и Христу, во всяком случае я не нашел такого в его статьях и письмах.

Лев Николаевич соорудил собственный извод христианства. Со своей т.зр. он себя Христу (а точнее - своему о нем представлению), конечно, не противопоставлял. Но церкви он противопоставлял себя совершенно однозначно, что и зафиксировал в своем ответе на определение синода от 20–22 ФЕВРАЛЯ 1901 г.: "То, что я отрекся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрекся я от нее не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему. Прежде чем отречься от церкви и единения с народом, которое мне было невыразимо дорого, я, по некоторым признакам усумнившись в правоте церкви, посвятил несколько лет на то, чтобы исследовать теоретически и практически учение церкви: теоретически — я перечитал все, что мог, об учении церкви, изучил и критически разобрал догматическое богословие; практически же — строго следовал, в продолжение более года, всем предписаниям церкви, соблюдая все посты и посещая все церковные службы. И я убедился, что учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения: И я действительно отрекся от церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей, и мертвое мое тело убрали бы поскорей, без всяких над ним заклинаний и молитв, как убирают всякую противную и ненужную вещь, чтобы она не мешала живым. То же, что сказано, что я "посвятил свою литературную деятельность и данный мне от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и церкви" и т.д., и что "я в своих сочинениях и письмах, во множестве рассылаемых мною так же, как и учениками моими, по всему свету, в особенности же в пределах дорогого отечества нашего, проповедую с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов православной церкви и самой сущности веры христианской", — то это несправедливо. Я никогда не заботился о распространении своего учения. Правда, я сам для себя выразил в сочинениях свое понимание учения Христа и не скрывал эти сочинения от людей, желавших с ними познакомиться, но никогда сам не печатал их; говорил же людям о том, как я понимаю учение Христа, только тогда, когда меня об этом спрашивали. Таким людям я говорил то, что думаю, и давал, если они у меня были, мои книги. Потом сказано, что я "отвергаю Бога, во святой троице славимого создателя и промыслителя вселенной, отрицаю господа Иисуса Христа, богочеловека, искупителя и спасителя мира, пострадавшего нас ради человеков и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицаю бессеменное зачатие по человечеству Христа господа и девство до рождества и по рождестве пречистой богородицы". Стоит только почитать требник и проследить за теми обрядами, которые не переставая совершаются православным духовенством и считаются христианским богослужением, чтобы увидать, что все эти обряды не что иное, как различные приемы колдовства, приспособленные ко всем возможным случаям жизни. Для того, чтобы ребенок, если умрет, пошел в рай, нужно успеть помазать его маслом и выкупать с произнесением известных слов; для того, чтобы родительница перестала быть нечистою, нужно произнести известные заклинания; чтобы был успех в деле или спокойное житье в новом доме, для того, чтобы хорошо родился хлеб, прекратилась засуха, для того, чтобы путешествие было благополучно, для того, чтобы излечиться от болезни, для того, чтобы облегчилось положение умершего на том свете, для всего этого и тысячи других обстоятельств есть известные заклинания, которые в известном месте и за известные приношения произносит священник. То, что я отвергаю непонятную троицу и не имеющую никакого смысла в наше время басню о падении первого человека, кощунственную историю о Боге, родившемся от девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо. Бога же — духа, бога — любовь, единого бога — начало всего, не только не отвергаю, но ничего не признаю действительно существующим, кроме Бога, и весь смысл жизни вижу только в исполнении воли Бога, выраженной в христианском учении. Еще сказано: "не признает загробной жизни и мздовоздаяния". Если разуметь жизнь загробную в смысле второго пришествия, ада с вечными мучениями, дьяволами, и рая — постоянного блаженства, то совершенно справедливо, что я не признаю такой загробной жизни; но жизнь вечную и возмездие здесь и везде, теперь и всегда, признаю до такой степени, что, стоя по своим годам на краю гроба, часто должен делать усилия, чтобы не желать плотской смерти, то есть рождения новой жизни, верю, что всякий добрый поступок увеличивает истинное благо моей вечной жизни, а всякий злой поступок уменьшает его. Сказано также, что я отвергаю все таинства. Это совершенно справедливо. Все таинства я считаю низменным, грубым, несоответствующим понятию о Боге и христианскому учению колдовством и, кроме того, нарушением самых прямых указаний Евангелия. В крещении младенцев вижу явное извращение всего того смысла, который могло иметь крещение для взрослых, сознательно принимающих христианство; в совершении таинства брака над людьми, заведомо соединявшимися прежде, и в допущении разводов и в освящении браков разведенных вижу прямое нарушение и смысла, и буквы Евангельского учения. В периодическом прощении грехов на исповеди вижу вредный обман, только поощряющий безнравственность и уничтожающий опасение перед согрешением. В елеосвящении так же, как и в миропомазании, вижу приемы грубого колдовства, как и в почитании икон и мощей, как и во всех тех обрядах, молитвах, заклинаниях, которыми наполнен требник. В причащении вижу обоготворение плоти и извращение христианского учения. В священстве, кроме явного приготовления к обману, вижу прямое нарушение слов Христа, — прямо запрещающего кого бы то ни было называть учителями, отцами, наставниками (Мф. XXIII, 8–10). Сказано, наконец, как последняя и высшая степень моей виновности, что я, "ругаясь над самыми священными предметами веры, не содрогнулся подвергнуть глумлению священнейшее из таинств — евхаристию". То, что я не содрогнулся описать просто и объективно то, что священник делает для приготовлений этого, так называемого, таинства, то это совершенно справедливо; но то, что это, так называемое, таинство есть нечто священное и что описать его просто, как оно делается, есть кощунство, — это совершенно несправедливо. Кощунство не в том, чтобы назвать перегородку — перегородкой, а не иконостасом, и чашку — чашкой, а не потиром и т.п., а ужаснейшее, не перестающее, возмутительное кощунство — в том, что люди, пользуясь всеми возможными средствами обмана и гипнотизации, — уверяют детей и простодушный народ, что если нарезать известным способом и при произнесении известных слов кусочки хлеба и положить их в вино, то в кусочки эти входит Бог; и что тот, во имя кого живого вынется кусочек, тот будет здоров; во имя же кого умершего вынется такой кусочек, то тому на том свете будет лучше; и что тот, кто съест этот кусочек, в того войдет сам Бог. Ведь это ужасно!" https://clck.ru/9LbuX Комментарии излишни. Синодальное определение, кстати, напрасно считают анафемой. Церковь анафематствует лишь тех, кто позиционирует свое учение, как традиционно церковное. Толстой же сам публично отрекся от церкви. По тем же причинам церковь не анафематствовала коммунистов - по выражению патр.Алексия (Симанского) это был бы удар по воздуху. И в случае с Толстым церковь лишь довела до сведения своей паствы, что граф Л.Н.Толстой с нею порвал.
Сергей Швецов / 22.10.2014, 10:15

11. Ответ на 6., Иванович Михаил:

Л.Толстого Св.Церковь предала анафеме, этим все сказано. Можно вообще больше ничего не говорить. Логичнее было бы закончить фразой -"а книги его сжечь!"

Такое уже проделывали в конце тридцатых годов прошлого века известные деятели в Германии. Не рекомендую повторять такие призывы, очень плохо заканчиваются такие начинания для их авторов.
Вячеслав Дереш / 22.10.2014, 10:02
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Лобастов
Как уроки литературы приводят к Богу
Учитель Николай Лобастов о вечных вопросах
02.09.2020
Шнуров – «производитель смыслов»
О скандальном выступлении певца-матерщинника в Общественном Совете при комитете по культуре Госдумы
25.03.2019
Плоды гнилого дерева
Керченская трагедия - результат образовательной и культурной политики государства
26.10.2018
Все статьи Николай Лобастов
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40