Было ли решение императора Николая II защитить Сербию роковой ошибкой?

Политика России на Балканах и Первая мировая война в историософско-геополитическом контексте

Новости Москвы  100 лет с начала Первой мировой войны 
0
6510
Время на чтение 12 минут

Доклад на исторической конференции «Чоровичевы чтения», г.Гацко, Республика Сербская, 19.09.2014

Решение императора Николая II защитить Сербию в июле 1914 г., что привело в результате к конфликту с союзницей Австро-Венгрии Германией и к началу Первой мировой войны, не было спонтанным. Оно логично вытекало из традиций политики Российской Империи XVIII - XIX веков, которая неоднократно выступала как защитница православных славянских народов. Войны с Турцией - непременная часть политики Российской империи двух веков ее существования, начиная с царствования Петра Великого. Более того, сама Российская Империя унаследовала традицию защиты православных народов от Московской Руси.

Практически сразу после гибели Византийской империи Москва заявила о своих правах на наследие. Падение Константинополя - Второго Рима - в 1453 г. было воспринято в православном мире как знамение приближающегося конца времен. Дело в том, что в 1492 г. от Рождества Христова по традиционному летосчислению исполнялось ровно 7000 лет от сотворения мира. И, согласно пророчествам многих авторитетных святых, именно после семи тысячелетий должен был наступить конец мира сего, Страшный Суд и окончание человеческой истории. Ощущение конца света было столь острым и всеобщим, что на следующий - 1493 - год Церковь даже не составляла Пасхалию, ожидая конец истории. Видимо, чтобы не ошибиться в расчетах, Москва перешла в 1492 г. на византийскую традицию отсчета начала года, который стал отмечаться 1 сентября (на Руси до того отмечали начало года по древней традиции 1 марта). Падение Второго Рима за 40 лет до конца времен органично накладывалось на эти апокалиптические ожидания.

Однако Господь по неизреченной Своей милости отложил суд над человечеством. Возможно, нашлись те десять праведников, ради которых Господь обещал Аврааму помиловать город (Быт. 18: 32). Впрочем, Спаситель прямо говорил Своим ученикам, что никому не дано знать времена и сроки, которые Бог положил миру сему (Деян. 1: 7).

Перед православным сознанием возник вопрос исторической важности: если Второй Рим пал, а конец света не наступил, то что это значит? Ответ был дан старцем русского Спасо-Елеазаровского монастыря (недалеко от старинного города Псков) Филофеем: служение второго Рима перешло к Риму Третьему - к Москве.

В 1523-1524 гг. старец Филофей в своих посланиях к Великому князю Василию Ивановичу и дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину (помощнику псковского наместника и главе местной администрации) четко сформулировал идею, которая на века стала основой российской политики и русской историософии: «Два убо Рима падоша, третий стоит, а четвертому не быти».

По тем временам, когда Русь совсем недавно (в 1480 г.) освободилась от монголо-татарского ига, когда не был еще завершен процесс объединения вокруг Москвы веками разделенных русских княжеств, когда всего четверть века назад у государства появилось единое законодательство («Судебник» 1493 г.), это была дерзновенная формулировка, хотя к ней и были определенные основания.

Например, такое. Дед Василия Ивановича Великий князь Московский Василий Васильевич по прозванию Темный (годы правления: 1425-1462) провел почти все годы своего княжения в борьбе с соперниками, продолжая политику своих предшественников по объединению земель вокруг Москвы. В этой борьбе его свергали с Московского престола, но он снова возвращался, был ослеплен, почему и вошел в историю под прозванием Темный. Но именно Василий Васильевич своею княжескою волею совершил великое историческое деяние - не принял решения Флорентийского собора, подчинявшего Православные Церкви власти Римского папы, сохранив чистоту православия на Руси. Подписавший соборные решения о подчинении Православных Церквей отступившему от чистоты Православия Риму митрополит Московский Исидор был заключен волею главы государства под стражу. После этого в 1448 г. впервые московский митрополит был возведен на архипастырский престол собором русских епископов, это был святитель Московский Иона. Русь, благодаря твердости Великого князя Василия Васильевича, отразила очередное, самое искусительное, нашествие католицизма.

Его сына Великого князя Ивана Васильевича (годы правления: 1462-1505) современники называли Великим за два подвига - он подчинил воле Москвы главный рассадник своеволия на Руси Великий Новгород и окончательно сверг в 1480 г. монголо-татарское иго. После смерти своей первой жены тверской княжны Марии Борисовны Великий князь женился на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог, чем провел линию династической преемственности со Вторым Римом.

Однако именно в последние годы его царствования на Русь пришла страшная беда - ересь жидовствующих. Еретики старались подчинить своему влиянию, прежде всего, представителей элиты и небезуспешно. Им благоволили митрополит Московский Зосима, невестка Великого князя и мать уже коронованного наследника престола Елена Волошанка (дочь Молдавского господаря Стефана Великого), тогдашний «министр иностранных дел» дьяк Федор Курицын, ряд влиятельных бояр. Великий князь поначалу смотрел на распространение ереси «сквозь пальцы». Все шло к тому, что Русь могла отпасть от Православия. Только благодаря решительным действиям святителя Геннадия Новгородского, вскрывшего гнойник ереси и поддержавшего его влиятельного наместника Волоколамского монастыря преподобного Иосифа Волоцкого ересь жидовствующих была разгромлена.

Разгром ереси жидовствующих привел к важным перестановкам в правящей элите. Иван Васильевич передал право на престол своему сыну от брака с византийской принцессой Василию, к которому и адресовал свои слова о Москве - Третьем Риме старец Филофей. Василий Иванович (годы правления: 1505-1533) завершил процесс объединения вокруг Москвы русских земель, а его сын Иван Васильевич (годы правления: 1533-1584), прозванный Грозным стал в 1547 г. первым русским царем.

Василий Иванович был женат на Елене Глинской, мать которой Анна Якшич (дочь сербского воеводы Стефана Якшича, а по матери представительница царского рода Византийской империи - Комнинов), была воспитательницей своего внука первого русского царя Ивана Грозного и закончила жизнь монахиней русского монастыря. Так пересеклась судьба русской царской династии не только с Византией, но и с Сербией, что стало символом дальнейшей политики России по защите православных балканских народов.

Таким образом, осознав себя Третьим Римом, Русь в XVI веке завершила объединение русских княжеств вокруг Москвы при Василии III, а его сын Иван IV Грозный был коронован на царство, уподобившись власти византийского императора. В царствоание сына Ивана Грозного святого царя Федора Ивановича, последнего представителя царствовавшей Династии Рюриковичей, предстоятель Русской Церкви получил титул Патриарха, и Русская Церковь была включена в диптих древних Церквей.

Неудивительно, что уже первый русский царь Иван Васильевич Грозный мыслил себя не просто государем русского народа, но и покровителем всех православных, государственным вождем православного мира. Однако перед ним стояла, прежде всего, задача обеспечения безопасности Русского государства, которую он отчасти успешно решил, присоединенив к Москве земли Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, отчасти наметил в ходе тяжелой Ливонской войны за выход к Балтике.

Вполне закономерно, что первые государи Династии Романовых, особенно второй представитель Династии Алексей Михайлович, в условиях, когда Россия только-только оправлялась от тяжелейших последствий Смуты, заявили о себе как о защитниках православных народов.

Подсчитано, что с 1676 г. Россия воевала с Турцией 41 год, в среднем новая русско-турецкая война начиналась в каждом новом поколении - примерно через 20 лет. И все эти войны преследовали не только цели обеспечения безопасности границ, но и освобождения православных народов от турецкого ига. Первая мировая война, начавшаяся после убийства эрц-герцога Фердинанда, австро-венгерского ультиматума Сербии и заступничества России частично тоже стала русско-турецкой войной, т.е. была для России войной в защиту православных народов (теперь уже не только от мусульманской Турции, но и от католической Австро-Венгрии).

В связи со столетней годовщиной начала Первой мировой войны в России раздаются голоса, обвиняющие императора Николая II в трагической ошибке, - мол, вступившись за сербов, он в итоге погубил Российскую Империю.

Люди, выдвигающие подобные обвинения, не желают видеть, что Первая мировая война была сложным явлением. Вступление в нее России имело, по меньшей мере, два мотива, отражавших векторы русской внешней политики. О первом, имевшем многовековую и историю и укорененном в глубокой геополитической традиции, было сказано выше. В этой традиции защита сербов была естественным шагом для российского государя, даже если отложить в сторону личные качества императора Николая II, отличавшегося, как известно, благородством и верностью слову.

Второй мотив имел совсем короткую историю и был связан с обязательствами России перед своими новыми союзниками по Антанте - Францией и Англией. И эти два мотива, как стало понятно еще до начала Первой мировой войны противоречили друг другу.

Чтобы убедиться в этом, стоит вспомнить историю формирования этих союзов.

После франко-прусской войны 1870-1871 гг., завершившейся катастрофическим поражением Франции, на мировой карте появилось новое государство Германская империя. Пруссия победила французов в том числе благодаря благосклонному невмешательству России. Отношения России и Пруссии, которая после победы над Францией завершила процесс объединения германских земель в единое государство, в тот момент были вполне дружественными. Однако ряд факторов, как объективных (стремление поддерживать равновесие в Европе в условиях чрезмерного усиления Германии, двуличная политика Берлина (особенно после отхода от дел великого немецкого политика О. фон Бисмарка) в отношении России), так и субъективных (симпатии русских либеральных сановников, усилившихся в годы царствования императора Александра II, к демократической Франции) привел к сближению России и Франции и охлаждению отношений с Германией. Завершился этот процесс в 1891-1892 гг. заключением франко-российского оглашения и, самое важное, военной конвенции, - эти документы превращали Россию и Францию в военно-политических союзников. Примечательно, что одним из главных лоббистов сближения с Францией был начальник Генерального штаба генерал от инфантерии Н.Н.Обручев, который в молодости был близок к революционной организации «Земля и воля» Н.Г.Чернышевского, а в 1863 г., будучи начальником штаба дивизии, вышел в отставку из-за нежелания участвовать в подавлении польского бунта. Именно он подписал от имени России военную конвенцию. Характерно, что и умер Обручев во Франции, где жил после выхода в отставку в имении жены. Иными словами, это был человек вполне либерального образа мысли, враждебный монархической традиции.

Многим русским консервативным деятелям сближение с Францией представлялось противоестественным. Действительно, Франция дальше всех в Европе продвинулась по пути отхода от традиционных христианских ценностей, в ней шли процессы глубоко чуждые консервативному российскому обществу. Партийно-политические скандалы, рост влияния социалистических партий, распространение масонских лож, отделение церкви от государства, - все это было неприемлемо для самодержавной России. Парадоксально, что союз России с Францией был заключен в царствование императора Александра III, имевшего как раз репутацию консерватора. Символом противоестественности этого союза стал официальный визит французской эскадры в Россию в 1891 г., в ходе которого русскому императору по протоколу пришлось стоя слушать гимн Франции «Марсельезу», которая в России была символом революционного подполья.

Однако если франко-русский союз казался хоть и противоестественным, но необходимым для сдерживания Германии и Австро-Венгрии, то заключенный в 1907 году союз России и Англии и оформление блока Антанта был вообще внешнеполитическим оксюмороном. В мире не было столь непримиримых противников, как Россия и Англия. Внешнеполитические интересы наших стран на протяжении последнего столетия сталкивлись везде - от Дальнего до Ближнего Востока. И это не было исторической случайностью. Британия, как ведущая морская держава, и Россия, как ведущая континентальная держава, не могли по природе своей быть союзниками, ибо их интересы естественным образом сталкивались.

О коренной англо-русской враждебности свидетельствуют исторические факты. Именно английское посольство было организатором в 1801 г. свержения с престола и убийства императора Павла Петровича. Именно Англия была организатором Восточной войны (1853-1856), завершившейся тяжелым поражением в Крыму, падением Севастополя и подрывом могущества России. Именно Англия вооружила и натравила в 1904 г. Японию против России. Стоит ли удивляться, что именно английское посольство поощряло антимонархический переворот в России в феврале 1917 г., приведший к русской катастрофе, а тогдашний глава «союзного» английского правительства Д. Ллойд Джордж после известия об отречении императора Николая II прямо заявил, что одна из целей английского участия в войне достигнута.

Понимал ли император Николай II опасность блокирования со столь чуждыми русской политической традиции союзниками, как Англия и Франция? Думаю, понимал. Более того Император пытался вырвать Россию из блоковой логики внешней политики, которая неизбежно вела к мировой войне. В июле 1905 г. состоялась встреча российского и германского императоров на яхте «Полярная звезда» у острова Бьёрке недалеко от российского города Выборг, результатом которой стало подписание договора о союзнических отношениях двух стран. Россия становилась союзницей одновременно и Франции, и Германии, которые были на тот момент непримиримыми противниками и готовились к войне. Примечательно, что этот договор император Николай II заключил чуть ли не втайне от своих министров, - на встрече не было ни министра иностранных дел, ни главы Генерального штаба. Император доверил быть свидетелем только морскому министру А.А.Бирюлёву, которого пригласил завизировать договор. Уже тогда элита России в подавляющем большинстве была поражена либерально-западническими настроениями и, подобно своим европейским собратьям, вела дело к мировой войне.

Договор в Бьёрке либеральными историками трактуется как ошибка Николая II, мол, германский император переиграл русского царя, убедив его подписать выгодный для Германии договор. На самом деле это не так. В русско-германский союзнический договор в Бьёрке был включен пункт IV который гласил: «Император всероссийский, после вступления в силу этого договора, предпримет необходимые шаги к тому, чтобы ознакомить Францию с этим договором и побудить её присоединиться к нему в качестве союзницы». Это разрушало саму основу для мировой войны. Таким образом, император Николай II пытался создать союз трех континентальных держав Германии, Франции и России, который в тех условиях только и мог быть гарантией недопущения мировой войны.

Примечательно, что в нынешних условиях президент России Владимир Путин, фактически проводит политику последнего русского Императора, пытаясь выстроить доверительные отношения России с Германией и Францией, как противовес агрессивной политике англо-саксов.

Договор в Бьёрке был сорван совместными усилиями российских либералов во власти и тесно связанных с ними руководящих кругов Франции и Англии. Ключевую роль в давлении на императора Николая II сыграли министр иностранных дела В.Н.Ламздорф и находившийся тогда в зените своего влияния будущий глава правительства С.Ю.Витте. Политические элиты Франции, Англии, России, как впрочем и Германии с Австро-Венгрией хотели войны. Получилось, что войны хотели все кроме русского царя.

После провала плана Государя создать континентальный союз России, Германии и Франции геополитический оксюморон - союз России с Англией - стал неизбежным.

Англо-русское соглашение было подписано в августе 1907 г. А в октябре 1908 г. Австро-Венгрия, опираясь на поддержку Германии и воспользовавшись ошибкой русского министра иностранных дел А.П.Извольского, аннексировала Боснию и Герцеговину, что едва не привело к мировой войне уже в 1908-1909 гг.

Самое важное, на что не обращают внимание, - так называемый «Боснийский кризис 1908-1909 гг.» наглядно продемонстрировал, что две линии русской внешней политики - традиционная (защита православных народов) и новая (союзнические обязательства перед Англией и Францией) противоречат одна другой. Сербия, не признавшая австрийской аннексии исторической провинции, населенной в основном сербами, готовилась к войне, рассчитывая на помощь России. Россия поначалу намеревалась поддержать Сербию, но неожиданно сама не получила в этом намерении поддержки от своих союзников Франции и Англии. Германия, напротив, жестко и однозначно поддержала Австро-Венгрию и фактически предъявила России ультиматум, требуя отказаться от дипломатической поддержки Сербии. Россия в своей традиционной политике защиты православных народов оказалась одна против Германии и Австро-Венгрии при нежелании ввязываться в конфликт своих союзников. В итоге Россия вынуждена была отказаться от поддержки требований Сербии и заставила сербов принять аннексию Боснии и Герцеговины.

Исход боснийского кризиса острословы назвали «дипломатической Цусимой» в память о главном поражения России в войне с Японией. Поражение было еще страшнее Цусимы. Исход «Боснийского кризиса» показал, что России теперь предстоит воевать не ради защиты своих единоверных и единокровных братьев, а ради интересов англо-французских правящих кругов и мировой закулисы. Традиционная линия внешней политики России была принесена в жертву новой линии - союзническим отношениям с Англией и Францией.

Парадоксально, что Первая мировая война началась именно с акта защиты Россией Сербии, но не защита православных народов стала основной линией войны. Может быть поэтому социалистам так быстро удалось обессмыслить войну в сознании миллионов солдат. Война ради защиты православных была понятна простому народу, но война ради «выполнения долга перед нашими союзниками Францией и Англией» была чужда сознанию солдатской массы.

Император Николай II даже в июле 1914 г. предпринимал отчаянные попытки не допустить превращения защиты Россией Сербии в начало мировой войны, взывая к разуму германского императора Вильгельма II. Но он уже ничего не мог сделать. Вся предшествующая история была против такого сценария развития событий.

Великая война, как называли современники Первую мировую, начавшаяся как акт защиты Россией Сербии, превратилась в войну за передел мира, в которой Россия объективно была не заинтересована. А о сербах союзники России сразу забыли, так что эвакуация сербской армии на остров Корфу произошла только после ультиматума императора Николая II выйти из войны.

Таким образом, решение защитить сербов в июле 1914 г. было естественным продолжением традиционной русской политики. Трагедия состояла в том, что России не удалось отделить защиту сербов от своих обязательств перед новыми союзниками. Император Николай II оказался заложником предшествующей политики и пленником либерально настроенной политической элиты, которая при первом удобном случае и предала Государя.

Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, гл. редактор портала «Русская народная линия», председатель общественного движения «Русское Собрание»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

89. На п.87 Лебедеву

"Передергиваете. 47-е Правило о недопустимости уравнивания православных Таинств с еретическими. Про это речи не шло, так же, как и о совместных молитвах. Дореволюционный Синод можно упрекать в формализме и бюрократии, но по части богословия и канонического права - придраться трудно."

В чем же я передергиваю?! Я ведь и не утверждаю, что были совместные молитвы или Евхаристическое общение с англиканами! И придираться к Св.Синоду я не собирался! Я Вам процитировал 47-е Апостольское Правило, в котором кроме недопустимости уравнивания православных Таинств с еретическими говорится и о необходимости различать священников от лжесвященников, а также о недействительности "крещений" лжесвященников. Англиканская "церковь", по сути, еретическое сборище, лжецерковь, состоящая из лжесвященников, чьи "крещения" недействительны. Однако, Св.Синод в 1912 году, благословив создание "Общества ревнителей единения восточно-православных и англиканских Церквей", тем самым назвал еретическое сборище англиканских лжесвященников Церковью, фактически уравняв Православную Церковь с Англиканской лжецерковью, сделав их равноправными сторонами объединительного процесса. Слава Богу, этот "процесс" далеко не зашел, но начало было положено.... Другое Апостольское Правило - 46-е гласит: "Епископы, или пресвитеры, принявших крещение или жертву еретиков, извергать повелеваем. Какое согласие Христа с велиаром, или какая часть верному с неверным?" Конечно, Евхаристического общения и совместных молитв с англиканами не было. Но, вот как трактует это Правило известный византийский канонист XII века - Феодор Вальсамон, Патриарх Антиохийский: "Настоящее правило определяет подвергать извержению тех епископов и священников, которые принимают крещения и жертвы еретиков. А великий константинопольский собор совершенно законно наказал извержением некоторых из священных лиц, которые видели только сочинения еретика Ириника, но не поругались над ними и не оплевали их. " "Видели только сочинения еретика", но не "поругались над ними и не оплевали их". И за одно это уже Великий Константинопольский Собор "законно наказал извержением". А в 1912 году в Петербургскую Духовную Академию приезжали англиканские лжесвященники, читали лекции. Русское духовенство проводило совместные богословские совещания с англиканскими лжесвященниками. В Обществе ревнителей заседали бок о бок Архиереи РПЦ и англиканские лжеепископы..... Если подходить формально, то по букве Апостольские Правила и не были нарушены, но по духу......
Обломов / 02.10.2014, 05:42

88. Ответ на 86., Обломов:

Передергиваете. 47-е Правило о недопустимости уравнивания православных Таинств с еретическими. Про это речи не шло, так же, как и о совместных молитвах. Дореволюционный Синод можно упрекать в формализме и бюрократии, но по части богословия и канонического права - придраться трудно.
Лебедевъ / 02.10.2014, 02:37

87. На п.85. Лебедеву

"Вообще-то диалоги с англиканами, так же, как и со старокатоликами, велись в то время из расчета принятия теми православных догматов."

Расчет расчетом, а в 1914 году создали целую специальную Синодальную комиссию по взаимодействию с Англиканской "церковью", которая, по сути, никакая не Церковь, а еретическое сборище..... А в 1912 году Св.Синод благословил создание Общества ревнителей единения восточно-православных и англиканских Церквей, утвердив его устав. То есть, по сути, Св.Синод назвал лжецерковь еретиков англикан Церковью. А это не отвечает требованию 47-го Апостольского Правила, гласящего: "Епископ или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестит, или аще от нечестивых оскверненного не окрестит: да будет извержен, яко посмеивающийся кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников."
Обломов / 01.10.2014, 16:31

86. Ответ на 83., Обломов:

Во второй половине XIX - начале XX веков развивались также и экуменические контакты РПЦ. Чего стоит один только проект по объединению с Англиканской "церковью". В 1906 году для развития двусторонних отношений был учрежден Англикано-Восточно-Православный союз, в состав которого вошли представители РПЦ и англикан. В 1912 году Святейший Синод утвердил устав Общества ревнителей единения восточно-православных и англиканских Церквей. А в 1914 году была образована специальная Синодальная комиссия для изучения вопроса о взаимоотношениях РПЦ с англиканской "церковью". Может это и послужило последней каплей, переполнившей Чашу Терпения, после чего и была попущена Первая мировая бойня, дабы остановить отступление....http://www.pravenc.ru/text/115118.htmlВедь, Суд Божий над Россией и нашим народом начался не в 1917, а в 1914 году.....С уважением, Григорий.

Вообще-то диалоги с англиканами, так же, как и со старокатоликами, велись в то время из расчета принятия теми православных догматов.Это и в Вашей ссылке читаем: "С нашей стороны в отношении к англиканам должны быть братская готовность помочь им разъяснениями, обычная внимательность к их лучшим желаниям, возможная снисходительность к естественным, при вековом разделении, недоумениям, но в то же время ТВЕРДОЕ ИСПОВЕДОВАНИЕ ИСТИНЫ НАШЕЙ ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ» (Ответное послание Святейшего Правительствующего Синода ко Вселенской Патриархии // ЦВ. 1903. № 25. С. 782).
Лебедевъ / 01.10.2014, 11:29

85. Ответ на 82., РодЕлена:

Когда-то Христу повесили на шею дощечку с прописью вины, Священный Синедрион признал Христа виновным ЛИШЬ в том, что Он – ЦАРЬ Иудейский, а они не цари.

Вообще-то в Евангелии акценты по-другому расставлены: "Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим... Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря..." (Ин., 19, 7-15) Когда-то Священный Синедрион в России изменой своей приговорил к смерти Царя Николая Второго, признав Его «плохим Царем», благословив на правление Россией массонское «Благоверное Временное правительство». Государь принял вину и взошел на Крест.

Простите, в каком месте Синод признал царя "плохим"? Вот текст воззвания: http://www.sedmitza.ru/lib/text/440022/ Малодушие Синода в 1917-м с богоборчеством Синедриона не смешивали бы, да? Тем более, что глава Синода - Свщм.Владимир Киевский - все свои грехи первым кровью смыл. Почему же Бог и Царь не стали перечить Синедриону? Неужели только затем, чтобы сегодня Священный Синедрион повесил на грудь Вараввы дощечку с прописью его демократических прав: «Богоизбранный Президент России» и повел Варавву на пустой Русский Трон?Какая западня для русского народа!

По смыслу, значит: Патриархия РПЦ - Синедрион,а Путин - Варавва? Не тяжело постоянно с фигой в кармане ходить?
Лебедевъ / 01.10.2014, 11:13

84. На п.82 РодЕлене

"Когда-то Священный Синедрион в России изменой своей приговорил к смерти Царя Николая Второго, признав Его «плохим Царем», благословив на правление Россией массонское «Благоверное Временное правительство»."

Да, дорогая Елена, печальная страница в нашей русской истории! Но, к сожалению, далеко не единственная.... Недавно (с год или полтора), по православному телеканалу "Союз" шел цикл передач, посвященных многолетней подготовке Русской Православной Церкви к Поместному Собору 1917 года. В подготовку входил и периодический опрос Епархий и правящих Архиереев по насущным вопросам Церковной жизни. Среди заданных вопросов был и вопрос о Богослужебном языке, использующемся в нашей Церкви. И вот в одной из данных передач приводились сведения о результатах подобного опроса: подавляющее большинство Епархий высказалось ЗА перевод Церковных Богослужений с церковно-славянского языка на русский, и лишь ДВЕ Епархии (не помню какие, кажется в Азиатской части России) высказались за более тщательное изучение и проработку данного шага. Опрос проводился в 1900-х годах. Вывод авторов этого исследования был таков: рост революционных настроений в России был пропорционален росту обновленческих настроений в нашей Церкви. Во второй половине XIX - начале XX веков развивались также и экуменические контакты РПЦ. Чего стоит один только проект по объединению с Англиканской "церковью". В 1906 году для развития двусторонних отношений был учрежден Англикано-Восточно-Православный союз, в состав которого вошли представители РПЦ и англикан. В 1912 году Святейший Синод утвердил устав Общества ревнителей единения восточно-православных и англиканских Церквей. А в 1914 году была образована специальная Синодальная комиссия для изучения вопроса о взаимоотношениях РПЦ с англиканской "церковью". Может это и послужило последней каплей, переполнившей Чашу Терпения, после чего и была попущена Первая мировая бойня, дабы остановить отступление.... http://www.pravenc.ru/text/115118.html Ведь, Суд Божий над Россией и нашим народом начался не в 1917, а в 1914 году..... С уважением, Григорий.
Обломов / 01.10.2014, 05:34

83. Ответ на 79., Обломов:

"Передёргиваете. Я не писал о писательском труде, как о социальном служении. Но любой писатель - плоть от плоти общества и является его зеркалом. Чаще всего кривым."Простите, значит я Вас не верно понял. Просто хотел отметить, что зачастую труду писателя не под силу что-то изменить в обществе или оздоровить его. Тем не менее, он очень важен в критические моменты истории, так как может свидетельствовать о том, что выбор (неправильный), сделанный большинством общества, все-таки разделяют не все...К русским классикам с христианским мировоззрением понятие "кривое зеркало" не применимо.

Простите, что вмешиваюсь в ваш интересный разговор, дорогой Григорий. Но не умолчать. Вы вгоняете в вину русский народ, ссылаясь на классиков русской литературы, не учитывая, что классики не были священниками и не ведали происходящего внутри Церкви. Между тем важнее всего в общей семье-православном Царстве - отношения Мужа-Царя и Жены-Церкви. Если Жена предает Мужа, изменяет Ему с Его убийцей-масонским временным правительством, то Муж обязан взять на себя грех жены, а это, конечно , смерть. Вина – по словарю В.И.Даля – это причина, источник, начало, повод и предлог. Когда-то Христу повесили на шею дощечку с прописью вины, Священный Синедрион признал Христа виновным ЛИШЬ в том, что Он – ЦАРЬ Иудейский, а они не цари. Христос принял вину и взошел на Крест. Когда-то Священный Синедрион в России изменой своей приговорил к смерти Царя Николая Второго, признав Его «плохим Царем», благословив на правление Россией массонское «Благоверное Временное правительство». Государь принял вину и взошел на Крест. Почему же Бог и Царь не стали перечить Синедриону? Неужели только затем, чтобы сегодня Священный Синедрион повесил на грудь Вараввы дощечку с прописью его демократических прав: «Богоизбранный Президент России» и повел Варавву на пустой Русский Трон? Какая западня для русского народа!
РодЕлена / 30.09.2014, 21:44

82. На п.80 Лебедеву

Может быть Вы и правы...... Вот, как писал о постигшей Россию и русских участе Святитель Николай Сербский (Велимирович) в одном из своих писем: "<...> Утешься, дорогой брат: Христос воскресе! Не спрашивай, за что Бог мучает Россию. В Писании сказано: Господь, кого любит, того наказывает; и бьет (Евр. 12, 6). Так и написано, что милостивый Бог бьет того, кого любит. Бьет его в земном царстве, чтобы тем сильнее прославить его в Царстве Небесном. Бьет его, чтобы он не прикреплялся к бренности земной, к мирским кумирам - обманчивым кумирам человеческой силы, ловкости и богатства, к переходящим теням и болезненным соблазнам. Без великих ударов Православие не пронесло бы истину Божию через такое количество пропастей и через мрак веков и веков и не одолело бы такой долгий путь, исполненный препятствий, сохранив в чистоте истину и святость. Без страданий не сохранилось бы оно даже и ста лет в чистоте своей. Никогда за девятнадцать веков не имело оно хотя бы одного полного столетия мира и свободы, без гонений, без истязаний, без порабощения, огня, страха и ужаса. Другие веры этого не понимают. Еретики этого не разумеют. Ни один из народов, которые идеалом счастья своего избрали царство земное, не разумеют и не понимают, что сейчас делается с православной Россией. Понимают это только прозорливые люди, которые вечное и бессмертное Царство Христово принимают как действительность. Но и прозорливость есть дочь страдания. Утешься, дорогой брат, утешься Воскресением Христовым! Не ропщи на безбожников, которые угнетают русский народ. Когда-то были монголы, теперь - атеисты. И те, и другие - идолопоклонники. Монголы кланялись идолам из материи, и теперешние угнетатели России поклоняются идолу материи. Они поклоняются материи - как божеству, промышленности - как божеству, телу - как божеству, государству - как божеству. Они называют себя безбожниками, и правильно называют. И если бы они называли себя идолопоклонниками, опять правильно называли бы. Но когда ты скорбишь о несчастии русских, не забывай, что угнетатели, а не угнетенные сейчас самые несчастные существа на Русской земле. Жалей их, не осуждай. Ибо они иссохнут, как трава, один за другим, уходя из памяти и от власти. Они рабочие Божии, хотя сами того и не ведают. Ибо всю воду льют на Христову мельницу. Воплем и поношением против Христа они работают на Христа. Только сейчас им не дано этого видеть. Но когда они исчезнут как тела, тогда увидят. И зарыдают горько, ибо на их долю ничего не останется, кроме проклятия. Ибо вознаграждение полностью выплачено им здесь, на земле, от этой преходящей силы и власти. А ты не плачь, но радуйся. Настала в России великая жатва душ. И в эти дни многострадальный русский народ наполняет рай больше, чем какой-либо другой христианский народ на свете." 1930-е гг.
Обломов / 30.09.2014, 20:51

81. Ответ на 78., Обломов:

За один месяц нельзя сделать из верующего человека безбожника, из благочестивого распущенного, из богобоязненного буяна.

Не знаю, не знаю... Адам и Ева в Бога не только веровали, но и видели Его. Однако же.... По-моему, проблема в том, что Вы в своих оценках стоите на юридическом причинно-следственном принципе: "Согрешил - получи по заслугам". Думаете, за последние сто лет духовное состояние общества сильно улучшилось? И - случись, как тогда в 17-м,- мы тоже сможем дать десятки тысяч Новомучеников и Исповедников? В оценках того времени более верным мне представляется аналогия с Иовом многострадальным. Типичная оценка ТОЙ России: "Вот, Бог могуществен и не презирает сильного крепостью сердца; Он не поддерживает нечестивых и воздает должное угнетенным; Он не отвращает очей Своих от праведников, но с царями навсегда посаждает их на престоле, и они возвышаются. Если же они окованы цепями и содержатся в узах бедствия, то Он указывает им на дела их и на беззакония их, потому что умножились, и открывает их ухо для вразумления и говорит им, чтоб они отстали от нечестия. Если послушают и будут служить Ему, то проведут дни свои в благополучии и лета свои в радости; если же не послушают, то погибнут от стрелы и умрут в неразумии. Но лицемеры питают в сердце гнев и не взывают к Нему, когда Он заключает их в узы; поэтому душа их умирает в молодости и жизнь их с блудниками. Он спасает бедного от беды его и в угнетении открывает ухо его. И тебя вывел бы Он из тесноты на простор, где нет стеснения, и поставляемое на стол твой было бы наполнено туком; но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение - близки." (Иов.36:5-17). Смысл же испытаний обрушившихся на Иова, как Вы, наверное, знаете, был другим...
Лебедевъ / 30.09.2014, 17:12

80. На п.75 Лебедеву

"Передёргиваете. Я не писал о писательском труде, как о социальном служении. Но любой писатель - плоть от плоти общества и является его зеркалом. Чаще всего кривым."

Простите, значит я Вас не верно понял. Просто хотел отметить, что зачастую труду писателя не под силу что-то изменить в обществе или оздоровить его. Тем не менее, он очень важен в критические моменты истории, так как может свидетельствовать о том, что выбор (неправильный), сделанный большинством общества, все-таки разделяют не все... К русским классикам с христианским мировоззрением понятие "кривое зеркало" не применимо.
Обломов / 29.09.2014, 10:04
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Степанов
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
Нужна политическая реформа!
Главный урок наводнения в Оренбуржье
13.04.2024
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 4
13.04.2024
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 3
12.04.2024
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Авантюра Макрона: мы стоим на грани фундаментальных изменений в мировом бытии
12.04.2024
Все статьи Анатолий Степанов
Новости Москвы
Все статьи темы
100 лет с начала Первой мировой войны
Первая Пасха Первой мировой войны
Как отмечали Светлое Христово Воскресение в 1915 году
17.04.2023
«Мы должны делать все возможное для благого преображения мира»
Делегация Русской Церкви приняла участие в церемонии поминовения русских военнопленных, погибших в Словении в годы Первой мировой войны
04.08.2021
Россия и Германия: соратники, союзники – враги?!
II. К 107-й годовщине начала Мировой войны*
02.08.2021
Россия и Германия: соратники, союзники – враги?!
I. К 107-й годовщине начала Мировой войны[1]
31.07.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 17:51
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 17:46
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 17:02
«В зеркале войны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 14:49