Погубленные уникумы отечественной авиации

Советская держава имела могучие крылья и Запад не смел угрожать СССР!

Бывший СССР 
0
822
Время на чтение 7 минут

Сейчас во всём мире принято унижать нашу страну и одновременно подчёркивать «достижения» западной авиапромышленности. При этом успехи Советского Союза старательно умалчиваются. А как было на самом деле?

В своё время Советский Союз создавал УНИКАЛЬНЫЕ самолёты и вертолёты, которые прославили не только отечественную авиапромышленность, в частности, но и нашу страну в целом. И сегодня некоторые из них эксплуатируются в разных странах мира.

Но при этом мало кто упоминает, что многие советские авиационные комплексы опередили своё время на ДЕСЯТКИ ЛЕТ. Даже сегодня, изучая их возможности и сопоставляя лётно-технические характеристики, ясно, что они были ПОИСТИНЕ ПРОРЫВНЫМИ!

В данной статье ставится цель показать некоторые загубленные образцы боевой авиатехники, которые могли бы либо серийно строиться, либо после глубокой модернизации успешно эксплуатироваться ещё долгие годы.

Печальная судьба Т-4

Советский ракетоносец Т-4 даже сейчас является УНИКАЛЬНОЙ машиной, который нёс высокоточное оружие. Так как СССР непрерывно пытался найти дешёвое «противоядие» для борьбы с королями океанов - американскими атомными авианосцами, было принято решение создать новейший авиационный ударный комплекс. Он должен был состоять из сверхскоростного самолёта, который мог бы обнаружить в заданном районе авианосное соединение, и гиперзвуковой ракеты, способной на скорости, в 4-5 раз превышающей скорость звука, пробить мощную систему ПВО авианосца и поразить его ядерным зарядом.

В конструкции планёра были применены новейшие по тем временам высокопрочные металлические материалы, такие как титан и нержавеющая сталь. Также для самолёта были изготовлены теплостойкие агрегаты топливной системы.

Этот авиационный комплекс не имел аналогов в мире; Т-4 опередил своё время минимум на 20-25 лет. В этом бомбардировщике многое было новым. Впервые в СССР для кабины Т-4 был разработан индикатор навигационно-тактической обстановки, где на телевизионном экране данные бортовых радаров накладывались на электронное изображение микрофильмированных карт, охватывающих поверхность почти всего земного шара.

На самолёте впервые была установлена электрическая дистанционная следящая система управления двигателями, работающая как от рук пилота, так и от автомата тяги.

Кроме того, был установлен перископ для обзора вперёд - на случай аварийного отказа механизма отклонения носовой части. Подобное решение впоследствии нашло применение на гражданских лайнерах Ту-144 и «Конкорд». Максимальная скорость Т-4 достигала 3200 км/ч, бомбардировщик поднимался на высоту до 25000 метров, дальность полёта составляла 6000 км.

Однако из-за дороговизны проект был свёрнут. Справедливости ради нужно отметить, что принятый на вооружение в 1987 году сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 при этом тоже стоил не меньшего количества денежных средств; при его создании были использованы некоторые инновационные решения, отработанные на Т-4.

Короткая карьера МиГ-27

На вооружение фронтовой авиации СССР в 1975 году поступил истребитель-бомбардировщик МиГ-27, который также опередил своё время. По словам лётчика-испытателя Валерия Меницкого, был создан уникальный авиационный комплекс с современным вооружением.

Ещё более эффективным оказался МиГ-27К, оснащённый прицельно-навигационным комплексом ПрНК-23К, в состав которого входили цифровая электронно-вычислительная машина «Орбита-20-23К» и лазерно-телевизионная прицельная система «Кайра». На момент создания, по совокупности характеристик, МиГ-27К являлся лучшим истребителем-бомбардировщиком в мире. Всего было выпущено 764 МиГ-27 (в том числе 197 МиГ-27К).

Однако в 1993 году в связи с тотальной нехваткой средств началось массовое списание МиГ-27, с последующим расформированием полков и сдачей машин на базы хранения. Большинство сданных на базы хранения самолётов находилось в отличном состоянии, но ввиду отсутствия финансирования и, соответственно, должного ухода, они быстро утратили боеспособность. Первая чеченская война вновь вызвала интерес к этому самолёту (главный конструктор А. А. Попов несколько раз лично выезжал на базы хранения для определения возможности постановки на крыло МиГ-27), но «двадцать седьмые» в большинстве своём оказались уже непригодны к полётам.

События на Юго-Востоке Украины ещё раз подтвердили важность наличия на вооружении сверхзвукового истребителя-бомбардировщика. Дело в том, что штурмовик Су-25, несмотря на свои сильные стороны, на сегодняшний день стал более уязвимым перед современными средствами ПВО и ПЗРК. Низкая максимальная скорость (около 980 км/ч) с полным боезапасом не позволяет штурмовику совершить эффективный противозенитный манёвр. Сверхзвуковой «МиГ» имеет намного больше шансов уйти от вражеских ракет.

МиГ-27 успешно прошёл боевое применение во многих вооружённых конфликтах. Так, во время войны Сирии против Израиля в июне-сентябре 1982 года сирийские «МиГи», даже повреждённые, наносили удары по вражеским целям и возвращались на свой аэродром.

МиГ-27 прекрасно показал себя во время войны в Афганистане. Мощная шестиствольная 30-мм пушка ГШ-6-30, ракеты Х-25 и Х-29 оказались страшным оружием для душманов, а боковые бронеплиты спасли жизнь не одному лётчику: потерь «МиГи» не понесли.

Отлично показал себя МиГ-27МЛ в ВВС Индии и Шри-Ланки. Нанося удары по позициям боевиков «Тигры Освобождения Тамил-Илама», «МиГи» были лидерами в совместных боевых звеньях с «Кфирами» и J-7. По словам западных лётчиков, МиГ-27 превосходил такие западные машины, как «Торнадо», «Ягуар», израильский «Кфир» и другие.

Что касается безопасности полётов и происшествий с наиболее тяжёлыми последствиями - то и в этом отношении МиГ-27 выделялся в лучшую сторону. Его показатели безопасности в несколько раз опережали любые другие типы машин фронтовой авиации.

Ми-14 сознательно убили

В 1976 году советская противолодочная авиация получила отличный вертолёт-амфибию Ми-14 с современным оборудованием и вооружением, которое позволяло успешно бороться не только с подводными лодками, но и надводными целями. Кроме того, винтокрылая машина несла на борту тактический ядерный заряд мощностью в одну килотонну.

Вертолёт серийно производился на Казанском авиазаводе в 1973-1986 годах. Всего было произведено 273 машины. Два газотурбинных двигателя ТВ3-117М, которые впоследствии были установлены на Ми-17, обеспечивали большую надёжность и неприхотливость вертолёта-амфибии.

Основой бортового комплекса Ми-14ПЛ являлась поисково-прицельная система «Кальмар», включавшая в себя РЛС, опускаемую гидроакустическую станцию «Ока-2», вычислительную аппаратуру и оборудование связи. На более поздних версиях (Ми-14ПЛМ) вместо «Кальмара» была установлена более совершенная система «Осьминог», оснащённая мощной бортовой вычислительной машиной, позволявшей решать большую часть поисковых и ударных задач в автоматическом режиме.

На базе Ми-14ПЛ была создана также поисково-спасательная версия Ми-14ПС. Снятое противолодочное вооружение позволило разместить отсек на 10 пострадавших, снабдить кабину лебёдкой с сеткой, на которой можно было одновременно поднимать с воды до трёх человек. Также машина оснащалась сбрасываемыми спасательными плотами, прожектором и поисковым локатором.

Ещё один вариант Ми-14БТ - буксировщик тралов. Это был противоминный вертолёт, буксирующий контактные и неконтактные тралы (парами или в одиночку).

Ми-14 наводили такой страх на генералов из Пентагона, что после переговоров Горбачёва с Рейганом в 1987 году чиновниками было принято решение нанести на хвостовые балки вертолётов чёрные пунктиры, так как «Мили» было невозможно засечь даже с помощью спутников! А в 1996 году Ми-14ПЛ были полностью сняты с вооружения морской авиации России (тем самым Ельцин выполнил требования американской администрации о дальнейшем разоружении нашей страны).

Мало кто знает, что Ми-14 превосходно показал себя в Ливии. Однажды, в 1981 году в районе города Бенгази пропал истребитель МиГ-21. Поисковые группы бросили, помимо Ми-14-х и французские «вертушки» «Супер Фрелон». Дело кончилось тем, что французские машины оказались чрезвычайно капризными - за два дня из-за жары у них обнаружили до 40 неисправностей. А советские «Мили» работали как часы и успешно выполнили свою задачу.

Кроме того, в начале 1982 года прошли учения с участием подводных лодок. Наши винтокрылые машины обнаружили субмарину, постоянно поддерживали с ней контакт, имитировали тактические бомбовые удары, но когда на смену «Милям» пришли «Супер Фрелоны», контакт был безнадежно утерян, а подлодка как бы в насмешку всплыла между двумя висящими вертолётами. Вскоре Ми-14 стали базироваться в Триполи, а Ливия закупила ещё 16 советских машин. Комментарии излишни.

После объединения Германии США получили два Ми-14, но ничего подобного американские специалисты так и не сумели создать. Зато наибольшую выгоду для себя извлекла Польша - ВМС этой страны до сих пор эксплуатируют «Мили». Для Североатлантического блока Ми-14 оказался ценным подарком...

В-12 - уникальный винтокрылый исполин

В-12 (Ми-12) - самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт, когда-либо построенный в мире. Отличительной особенностью винтокрылой машины являлось боковое расположение винтов на крыльях обратного сужения, которые приводились в движение четырьмя двигателями Д-25ВФ.

В-12 разрабатывался как сверхтяжёлый транспортный вертолёт с грузоподъёмностью свыше 30 тонн, для перевозки компонентов межконтинентальных баллистических ракет для частей Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), создание позиционных районов для которых планировалось в районах без дорог с твёрдым покрытием.

Первый полёт В-12 совершил 10 июля 1968 года (лётчик-испытатель Василий Колошенко). В феврале 1969 года вертолёт поднял 31030 кг полезной нагрузки на высоту 2910 метров. 6 августа 1969 года В-12 поднял груз в 44205 кг на высоту 2255 метров, установив мировой рекорд грузоподъёмности для вертолётов, который не побит до сих пор. Даже сейчас лётные данные В-12 являются выдающимися:

· Диаметр главного винта - 35 метров;

· Максимальная скорость - 260 км/ч;

· Крейсерская скорость - 240 км/ч;

· Перегоночная дальность - 1000 км;

· Практическая дальность - 500 км;

· Практический потолок - 3500 м;

· Экипаж - 6-10 чел;

  • Полезная нагрузка: нормальная - 20 тонн груза, максимальная - до 25 тонн; в пассажирском варианте В-12 мог перевозить 196 пассажиров.

Однако по непонятным причинам, несмотря на успешные испытания винтокрылой машины и рекомендации Государственной комиссии, программа Ми-12 была прекращена, а вся тяжесть работ легла на вертолёты Ми-8/Ми-17 и Ми-26, которые по своим возможностям существенно уступают советскому гиганту.

Таким образом, советская держава имела один из главных своих козырей - СИЛЬНЫЕ, МОГУЧИЕ КРЫЛЬЯ И ЗАПАД НЕ СМЕЛ УГРОЖАТЬ СССР!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

13. Ответ на 12., Потомок подданных Императора Николая II:

Да, где Иванович?

Соскучились? Да, здесь я, "за бугром". "Под руководством КПСС" было создано единственное техническое достижение - "колбасные поезда".

Тест на логику. Если были "колбасные поезда", значит были не только поезда, но и колбаса. Верно? Не важно, что я её ел не каждый день. Важно что в среднем по стране (был такой эконом. показатель)росло благосостояние советских людей. Например. Вы съели 200г красной икры. В стат отчёт пошло, что мы (я с вами) съели по 100г. Вот вымрут последние "марксисты", и прекратятся совецкие народные сказки.

С прискорбием соглашаюсь,но с радостью констатирую, что Россия пережила морок и обрела иммунитет. Давайте пожелаем Русскому народу (здесь вспомним Сталина) доброго здоровья и долгих лет жизни!
Иванович Михаил / 11.12.2014, 14:38

12. Re: Погубленные уникумы отечественной авиации

Тут вопрос в другом - где Лукия с её "крысятником" и Владимир Иванович с "пайкой", на которой он еле выжил? А нам про созданные ватниками самолёты, опережавшие каждый время на четверть века. Да, где Иванович? Как вообще можно "под руководством КПСС" создать что- либо, поднимающееся над землёй хотя бы на метр? Вот и де Бейль, Иванович и Лукия говорят, что нельзя. "Под руководством КПСС" было создано единственное техническое достижение - "колбасные поезда". Они (Владимир Иванович, де Бейль, Иванович, Лукия) жили, ездили, знают. А про самолёты, опередившие своё время - советский агитпроп. Вот вымрут последние "марксисты", и прекратятся совецкие народные сказки.

11. Константину Федорову спасибо! Ответ на 10., рудовский:

...более сильный эпитет (дико, тупо, безнравственно). В голове просто не укладывается. Не, я прекрасно знаю, что в 90-ые был бардак, причем был он везде - в каждом регионе страны, на любом уровне, в любой сфере. Но все равно трудно это понять и принять.

Как тогда, так и сейчас работала и работает пятая колонна. Не пускали, клали "под сукно", скупали и продавали разработки наших гениальных изобретателей и инженеров, конструкторов и ученых, которым хода не давали. Потому что понимали, что сделают на этом деньги мировой пятой колонне и себе чуть-чуть... Им же синедрион еще в средние века написал, как себя вести с другими. Помню, в торгово-промышленной палате патентоведы со своим начальником чего стоили! А что касается Горбачева - так его судить надо. Хотя, у нас всегда так. Как только "накушаемся" успехов - сидим в расслаблении и кидаемся шапками. Что имеем - не храним, а потерявши -плачем. Учат нас учат - все бесполезно. Бодрствуют единицы. Константину Федорову спасибо!
Углич / 10.12.2014, 17:05

10. Re: Погубленные уникумы отечественной авиации

вода, так я и говорю: странно все это. Хотите - употреблю более сильный эпитет (дико, тупо, безнравственно). В голове просто не укладывается. Не, я прекрасно знаю, что в 90-ые был бардак, причем был он везде - в каждом регионе страны, на любом уровне, в любой сфере. Но все равно трудно это понять и принять.
рудовский / 18.09.2014, 15:01

9. Ответ на 8., рудовский:

вода,вот я и говорю: странно, что не ухаживали. Более того, подозреваю, что техника даже не в ангарах стояла, а просто под открытым небом.

Чего же здесь странного? Рудовский, Вы служили срочную службу в армии? Если ответите, что служили, предупреждаю сразу - я Вам не поверю, хотя сама никогда не служила в армии. Где стоит техника в ангарах или на открытых стоянках - принципиального значения не имеет, если её некому и не на что обслуживать. Рудовский, пожалуйста прочитайте ещё (минимум 10 раз) выделенную Вами же цитату из текста автора статьи. Однако в 1993 году в связи с тотальной нехваткой средств началось массовое списание МиГ-27, С ПОСЛЕДУЮЩИМ РАСФОРМИРОВАНИЕМ ПОЛКОВ и сдачей машин на базы хранения. Большинство сданных на базы хранения самолётов находилось в отличном состоянии, НО ВВИДУ ОТСУТСТВИЯ ФИНАИСИРОААНИЯ и, соответственно, должного ухода, они быстро утратили боеспособность.

. Выделенное крупным шрифтом - это те причины, в следствии которых техника утратила свою боеспособность.
вода / 18.09.2014, 14:47

8. Re: Погубленные уникумы отечественной авиации

вода, вот я и говорю: странно, что не ухаживали. Более того, подозреваю, что техника даже не в ангарах стояла, а просто под открытым небом.
рудовский / 18.09.2014, 10:18

7. Ответ на 5., рудовский:

Рудовский, Ваши комментарии становятся... совсем забавные. Странно, не находите? Стоит себе машина год (по идеЕ, стоит в нормальном ангаре) - и бац! непригодна!

Опять у Вас ...получился очередной - БАЦ. Вы же сами цитируете ссылку, от чего у Вас не получается понять суть того о чем нам сообщает автор? Автор пишет - Однако в 1993 году в связи с тотальной нехваткой средств началось массовое списание МиГ-27, с последующим расформированием полков и сдачей машин на базы хранения. Большинство сданных на базы хранения самолётов находилось в отличном состоянии, но ввиду отсутствия финансирования и, соответственно, должного ухода, они быстро утратили боеспособность.

. Понимаете рудовский, если автор пишет, что этой технике нужен постоянный и должный уход, значит так оно и есть. Например, с бусиками или колечком, уложенными на год или более в бархатную коробочку, без должного ухода ничего не случится и можете быть уверенны, что они не потеряют своей привлекательной "боеспособности". То, о чем написал автор .. странным не только не кажется, но и не является. Обычный автомобиль, даже если он постоянно стоит в гараже и то требует технического ухода, а если его нет, то можете быть уверенны, что есть 100% ... вероятность, что у Вас не получится сразу ... поехать, по причине "недееспособности" аккумулятора и с гидравликой может случится ...сбой.
вода / 18.09.2014, 07:27

6. Re: Погубленные уникумы отечественной авиации

Присоединяюсь к форумчанам в выражении признательности автору прекрасной статьи "... за его неустанную борьбу за спасение нашего авиапрома и против лукавых лоббистов, которые его крушат..." (ком-ий Ю.Серб). Доколе мы будем позволять глумиться над талантами нашего народа, вгоняя Родину в положение нищего и презираемого плательщика дани (по непонятным причинам) всем подряд.
зиф / 17.09.2014, 16:24

5. Re: Погубленные уникумы отечественной авиации

Однако в 1993 году в связи с тотальной нехваткой средств началось массовое списание МиГ-27, с последующим расформированием полков и сдачей машин на базы хранения. Большинство сданных на базы хранения самолётов находилось в отличном состоянии, но ввиду отсутствия финансирования и, соответственно, должного ухода, они быстро утратили боеспособность. Первая чеченская война вновь вызвала интерес к этому самолёту (главный конструктор А. А. Попов несколько раз лично выезжал на базы хранения для определения возможности постановки на крыло МиГ-27), но «двадцать седьмые» в большинстве своём оказались уже непригодны к полётам. (c) Странно, не находите? Стоит себе машина год (по идеЕ, стоит в нормальном ангаре) - и бац! непригодна!
рудовский / 17.09.2014, 16:06

4. Re: Погубленные уникумы отечественной авиации

Юрий, спасибо за замечание, но как можно вырвать из контекста вывод? Да и чем я опровергаю автора? Автор пишет о разработках отечественного авиапрома 60-70-х годов. Просто не вяжется как-то у меня слово "погубленные" из заголовка статьи с этим золотым для нашего авиастроения временем. Отрасль тогда была в расцвете, разработок была масса, выбрать было из чего. Проекты доводились до совершенства, тратили на это очень много и сил и средств. Достаточно посмотреть историю создания, например, Су-27. Что было в начале, и что на выходе. Конечно, несмотря на это, были и понятные ресурсные ограничения. Расставлялись приоритеты. Какие-то проекты не дошли до серийного выпуска, но тому были свои объективные причины и технические, и экономические. Отрасль стратегическая - уровень принятия решений очень высокий. Как раз, вне контекста мне показались ваши замечания о "ельциноидах" и моряках торгового флота. Они-то тут причём? Советский авиапром убили не они. Был другой человек, Вами не упомянутый. Именно он, прилетев на Байконур на торжественный митинг, посвящённый первому полёту нашего Бурана в ноябре 1988 года, заявил счастливым от достигнутого блестящего успеха людям, что это был последний полёт, программа на этом закрывается. Нигде в новостях об этом даже не упомянули. Показывали только его официальное выступление с поздравлениями. Именно тогда я понял, что это всё. Точка. Больше не будет ни космоса, ни авиации.
Илья / 17.09.2014, 15:12
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Константин Федоров
Все статьи Константин Федоров
Бывший СССР
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
День памяти М.В. Ломоносова
Сегодня мы также вспоминаем актера Ф.Г.Волкова, мореплавателя В.Я.Чичагова, художников Д.Г.Левицкого и А.Я.Головина, филолога Д.Н.Ушакова, танкистов С.В.Хохрякова и С.Ф.Шутова, писателя Б.Н.Ширяева и Патриарха Алексия I
17.04.2024
Украинская элита совершенно разучилась мыслить
Несколько поколений украинских руководителей, от постсоветского Кравчука до постмодернистского Зеленского, последовательно делали сознательный выбор в пользу отказа от какой бы то ни было самостоятельности во внешней и во внутренней политике
16.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28