Паломники - калики перехожие

Главы из повести «Елеон». Часть 2

0
256
Время на чтение 8 минут

Часть 1

Русские легче переносят холод, чем жару, от того так отраден наступающий вечер на Елеоне. Здесь вечера короткие, день в ночь переходит быстрее, чем в России. Вот уже прохлада, вот уже и звёзды обозначились. Тем более их видно, когда уходишь под сень деревьев. Слышишь лёгкий шум листвы, будто деревья тихо молятся и просятся в рай. Отсюда же самая короткая в него дорога. Да, всё другое - внизу шумит поток, явно не кедронский, машинный, но всё те же звёзды, то же состояние души, то же устремление её от мрака земного к Небесному свету. Та же радость ожидания Второго пришествия.

Вообще, русские паломники - это совершенно особый народ. Их происхождение - это калики перехожие Древней Руси. Это не калеки, хотя и калеки всегда были у нас в чести. Их увечье, болезни воспринимались как понесённое страдание за Христа или же наказание за грехи. Калики, слово, скорее происходящее от слова калиги, то есть короткие сапоги, обувь странника. Игумен Даниил рассказывает в своём «Хожении», как ключарь храма Воскресения Господня «повеле ми выступити из калиг, и тако босого введе мя единого во Гроб Господень». И название паломническрго посоха не палка, не костыль, а «клюка подорожная», близкое созвучие: клюка-калика. Или ещё догадка - название от пирогов с калиной, их называли калигами, калижками. Секрет их в том, что они долго не черствели и в дороге были незаменимы.

В новгородской летописи от 1163 года указывается: «Ходиша из Великого Новаграда от Святой Софии сорок мужей, калицы, ко граду Иерусалиму, ко Гробу Господню».

О каликах перехожих, в западном варианте о пилигримах (латинское перегримус - странник, в русских былинах часто действует «старичище-пилигримище), очень много песен и былин, в которых конечная цель странствий всегда одна - святой Иерусалим.

А из пустыни было из Ефимьевы,

Из монастыря было, из Боголюбова,

Начинали калики снаряжатися

святому граду Русалимскому.

Сорок калик со каликою.

Идёт мощная сила. Когда калики встречают самого князя Владимира, то «становились калики во единый круг, клюки-посохи в землю потыкали, а и сумочки исповесили, и скричали калики зычным голосом», от которого

Дрогнула матушка-сыра земля,

С дерев вершинки сломилися,

Под князем конь окорачился,

А богатыри с коней попадали.

Калики в былинах изображаются богатырями, но какими? Идущими за прощением и покаянием в своей жизни. Васька Буслаев в новгородской былине чистосердечно признаётся: «С молоду бито много, граблено, под старость надо душу спасти» и идёт со всей дружиной в Иерусалим. Представим этих паломников на Елеонской горе. Они не могли не побывать на ней.

Даже и то вероятно, что архимандрит Антонин Капустин, может, и не взялся бы за строительство монастыря на Елеонской горе, за созидание колокольни - Русской свечи, если бы не паломники из России. Они все обязательно поднимались на гору. Ещё бы - на ней особенно ощущаешь причастность к Евангельским событиям. Входил Спаситель в Иерусалим отсюда и ушёл в вечность, в которой нет времени, тоже отсюда. Здесь окончилось пребывание Его на земле, отсюда Он вознёсся к Отцу Небесному. Рядом Вифания, дом Его друга Лазаря и его сестёр Марии и Марфы. На горе Малая Галилея - пристанище для жителей Галилеи, когда они приходили на праздники в Иерусалим, много всего. Да и просто здесь так хорошо! Так хорошо, так отрадно, не высказать.

Никуда отсюда не хочется. Смотришь на стены Старого города, на Золотые ворота, на купола храма Марии Магдалины, на высохший от времени поток Кедрон, Иосафатову долину, Ветхозаветные кладбища и - слёзы из глаз! Также и все паломники из России всегда бывали тут и молились, обращаясь к храму Воскресения Господня, к храму Вознесения. И, конечно, к России. Молясь о ней и за неё. Понимая, что Святая Русь и Святая Земля духовные побратимы. Увозили отсюда веточки маслины, оливковые листочки которой обозначают мир в душе и мир в мiре.

Елеонский подарок

Не было лучшего подарка, и доселе нет, как привезти со Святой Земли бутылочку монастырского оливкового масла. Это идёт издревле. Ещё в ветхозаветных богослужениях оливковое масло было основой для составления масла помазания при освящении скиний, священников, новокрещаемых. В состав входила смирна, душистая смола миррового дерева, корица, кора веток коричневого дерева, благовонный тростник, кассия - тонкая кора лавра. Составленный таким образом елей запрещалось употреблять для бытовых нужд, даже под страхом смертной казни (Исх.30, 33).

Масло елейное возжигается христианами перед святыми иконами, употребляется при обряде благословения хлебов. Елеем помазываются на всеношной или на заутрени верующие, елеем подаётся помощь в болезнях, елей возливается на усопших. То есть Елеонская гора с нами во все дни нашей жизни, от крещения до отпевания.

Но также к месту вспомним из Псалтири (140, 5) выражение: «Елей грешника да не намастит главы моея», то есть нельзя принимать услуги грешных, полезнее обличение праведников.

Вообще, в нашей жизни, церковной и домашней, именно растительное масло занимает особое место. Отлично помню московских верующих старушек начала 60-х, которые всегда просили достать им для лампад репейное или, особенно, вазелиновое масло. Вазелиновое горело светлым-светлым огонёчком, а репейное желтовато-золотистым. Старушки и лечили все свои болезни маслом от горящей лампады. «Поясницу всю разломало, внучка растёрла её маслицем, прошло. А недавно грудь заложило, приняла чайную ложечку, отлегло...». А вот почему-то льняным, любимым маслом детства, лампадки не заправляли. Или дорогое, или ещё что. Так же и подсолнечным. Хотя оно главное в России. И название красивое: подсолнечное, то есть п о д солнцем, да и не просто п о д солнцем, а постоянно с солнцем.

В детстве меня поразило, когда мы пришли в огород и мама сказала: «Смотрите, сейчас утро, солнце с востока встаёт, а подсолнушки уже его встречают, лица к нему повернули. Вот понаблюдайте, как они будут за солнцем весь день идти». И в самом деле, перед закатом шляпы подсолнухов сами развернулись на запад, и попрощались с солнышком до завтра. А за ночь развернулись и опять встречали главное наше светило с востока.

Именно от московских старушек узнал я, что есть оливковое масло. Где ж мне было в своей Вятке знать о нём? И вот оно - елеонское, одно из главных продуктов Елеонского монастыря. Теперь уже знаю, сколько с ним хлопот и трудов, но и радости.

Нет мира под оливами

Маслины, иначе оливы, олицетворяют мир, спокойствие. Вспомним символ - голубка с веточкой маслины в клюве. Но вспомним и выражение: «Нет мира под оливами». Его и здесь нет. Елеон, созданный, казалось, исключительно для того, чтобы его касались только подошвы паломников, оскорблялся и тяжелым бездушным железом.

Елеон прославлен ещё и подвигом святой Пелагии (+457, пам.8окт.). Знаменитая антиохийская красавица-куртизанка была обращена в христианство епископом Нонном и много-много лет провела в каменном затворе на Елеонской горе. В её пещерку, тесно примыкающую к часовне Возенесения, попасть можно только по разрешению мусульман. Они очень почитают святую Пелагию. Участок напротив часовни и пещерки св. Пелагии был приобретен Иерусалимской Православной Патриархией. В 1992-м году стараниями архимандрита Иоакима здесь, на вполне законных основаниях начала строиться церковь Вознесения. Кому-то это не понравилось, и Елеон услышал рёв израильского бульдозера, который превратил строение в развалины. Вместе с бульдозером были и полицейские. Но все концы в воду, доселе ни расследования, ни дознания.

Но вот что было явлено Божией волей. Когда бульдозер расправился со вторым этажом, вдруг большая круглая икона Вседержителя сорвалась с места и закружилась перед бульдозером. Бульдозер обломал зубья в ковше, запутавшись в стальной арматуре и бетоне нижнего храма. Бульдозерист и охрана перепугались и отступили.

А в 1995-м была убита матушка Анастасия, мать архимандрита Иоакима.

В действующем подземном храме три придела: центральный в честь Вознесения Господня, левый во имя преподобной Мелании Римляныни, правый во имя святой Пелагии.

И разве это первое нападение на православных на Елеоне? В первой трети 19-го века часовня Вознесения пострадала от землетрясения. Её возрождали и мы, и греки, и католики, и армяне. А далее было вот что. Армяне, пользуясь покровительством египетского правительства, войска которого оккупировали в 1830-м году Палестину и Сирию, решили... Что решили, узнаем из письма Иерусалимского Синода посланнику России в Константинополе А.П. Бутенёву: «Оттоманская Порта из мести к России, как Православной... отнимает у нас священную Елеонскую гору и отдаёт её армянам». Не у кого было больше искать защиты, кроме как у России. Жалоба дошла до императора Николая Первого, он возбудил разбирательство, в результате которого притязания армян были пресечены, и Елеон остался доступным для поклонения людям всех национальностей и верований, приходящим сюда.

Да, особой любви мы здесь к себе не испытываем. В этом во многом виноваты те чиновники, что занимались русской дипломатией на Ближнем Востоке. Архиепископ Порфирий, так много сделавший для русского присутствия в Святой Земле, с горечью констатировал, что из шести российских дипломатов в Египте, Сирии, Палестине не было ни одного русского и православного - были немцы, евреи, католики, протестанты. Они весьма сочувствовали всем, кроме православных. Их донесениями пользовался влиятельный при дворе граф Нессельроде, протестант.

И до сих пор на Ближнем Востоке нас всё время в чём-то подозревают. Об этой болезни греков с горечью писал философ Константин Леонтьев. А как, например, греки откликнулись на создание Императорского Православного Палестинского Общества? Историк П. Каролидес: «Палестинское Общество... сделалось политическим обществом, преследующим политические цели и под видом благотворительного общества... начало ехидным образом вести негласную войну против всего греческого в Святой Земле и Сирии». Историк договаривается даже до того, что мы занимаемся «обрусением» Патриархий, Антиохийской и Иерусалимской.

Это даже комментировать смешно. Что касается обрусения, то оно действительно идёт. Святая Земля только тем и держится, что в неё едут, плывут, летят паломники из России. С Божией помощью преодолеваем «ненавистную рознь мира сего».

«Альбакшиш!»

Да разве только власть имущие и чиновники вымогали, грабили, угнетали. Брали пример с них и рядовые, так сказать, и арабы и турки, и прочие. Свидетельства этого неисчислимы. Начинались грабежи в Яффе, куда приходили суда с паломниками. Да ещё, к слову сказать, какие суда: часто те, в которых перевозили скот. В Яффе совершенно по-хамски швыряли вещи прибывших в лодки, заставляли туда же прыгать и паломников. Это от того, что суда не подходили к берегу. Но за сто, за двести лет можно было построить причал? Нет, доходнее обирать православных. А далее на суше? Далее ещё тяжелее. Вот документ из 1727 года. Путешественник,знаменитый Василий Григорович-Барский:

«Арапи в раздранних одеждах, хватающи коней за узды и не пущающе далей шествовати, искаху от каждого пенязей, глаголющее арапским язиком: «Альбакшиш», - то есть давай дар и поневоле раздаяху сребреники на многих местах, аще кто не хотяше дати, то бияху жезлием...».

Интересно, что слово «аль» означает «святой, святая», например «Аль-Акса», «Аль-Коран», то есть и взятку - бакшиш, они возводили (возводят) в ранг святости, то есть непонятно почему считают наши, с величайшим трудом накопленные на поездку, деньги своими?

Но и наши паломники не были в таких случаях безсловесными овцами. Они окружены, но не сдаются:

«И тогда, призвавшие Всемогущего Бога и Творца своего вси на помощь, начахом шествовати, сии на конех и сии на верблюдах, аки на колесницех, ми же, во имя Господа нашего совокупившеся, неции убозии грядохом пеши. Бисть же нас тогда всех полк велик, яко до полтори тисящи душ и зрящееся народ, аки некое войско, грядущое на брань».

Надо ли перелагать на современный язык? Нет, это русский понятный язык, доносящий до нас прошедшую, но не забытую эпоху. Именно так, паломники - это Христово войско.

С грустью скажем: вряд ли мы, нынешние, достойны славы предыдущих. Уже появляются у нас, так сказать, профессиональные посетители Святых мест. Они всё знают: где что лучше купить, где как кормят и размещают. Недовольны экскурсоводами, сами дают пояснения. То есть самость в чистом виде. Нет, конечно, в основном всё та же серьёзность и молитвенность в группах, особенно собираемых православными отделами паломничества в епархиях, но что есть, то есть.

(Продолжение следует)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

10. Ответ на 9., ерусалимецъ:

Понятно. Спасибо.
М.Яблоков / 04.09.2014, 16:36

9. Ответ на 8., М.Яблоков:

Дочь фараона в качестве жены Моисея - это я, конечно, полную глупость сморозил, простите. Имелась в виду дочь фараона, которая жена СОЛОМОНА. Насколько в той пещере реально похоронена ТА САМАЯ дочь фараона или это как и в случае с могилой Авессалома просто легенда, я не знаю, но это захоронение (в отличие от "могилы Авессалома") - однозначно ВЕТХОЗАВЕТНОЕ. По поводу деревни и колхозников - тоннель, который идет от источника Геон к Силоамской купели находится с ЗАПАДНОЙ стороны Кедрона, а могилы, о которой я писал - с другой, ВОСТОЧНОЙ стороны, то есть, в самом сердце деревни. Это, опять таки, - "две большие разницы". Дадут ли вам по башке, кинут камень или просто напоят ароматным кофе с кардомоном - это зависит от целого ряда причин, как то: -от общей ситуации в стране и мире - от того, есть ли у вас на голове ермолка или беретка военнослужащего Изр.армии - от погоды -от вашего обаяния -от вашего везения На самом деле,если ты не одет как религиозный еврей, то ходить там не слишком опасно.
ерусалимецъ / 04.09.2014, 16:23

8. Ответ на 7., ерусалимецъ:

Разве жена пророка Моисея не Сепфора - дочь Иофора (Рагуила) Мадиамского священника? Но из Силоама идет подземный тоннель, и еврейские школьники совершенно спокойно и весело по нему проходят ) Вроде как арабы не напрягают... Хотя мне трудно рассуждать, для нас в Палестине был везде "зеленый свет".
М.Яблоков / 04.09.2014, 15:11

7. Ответ на 6., М.Яблоков:

Если вы смотрите с территории раскопок Города Давида (вы, конечно, же там были) на деревню Силуан, или Сильван (=СИЛОАМ), то в нижней части деревни, ближе к Кедронскому потоку видны пещеры - это, как говорят, то, что осталось от захоронений еще Первого храма. Одна из пещер, как предполагается - могила дочери фараона, жены св.пр.Моисея. Место это было РУССКИМ (о.Антонин Капустин купил), но сейчас туда никто не ходит из-за "добрых" жителей деревни. Израильтяне вообще хотели половину домов деревни нафиг разрушить и сделать там огромный археологический парк, там под домами много чего можно было бы найти. Но Вы ж понимаете, разрушить православный храм на Елеоне (тогда, кажется, только правительство Греции выразило протест) и разрушить дома арабов - это "две большие разницы". Получить в Иерусалиме очередное арабское восстание израильтянам не очень улыбается.
ерусалимецъ / 04.09.2014, 11:10

6. Ответ на 1., ерусалимецъ:

если только не будете специально забираться в катакомбы под арабской деревней Силуан

А что это за катакомбы?
М.Яблоков / 03.09.2014, 15:49

5. Re: Паломники - калики перехожие

Прошу прощения за неграмотность - пишЕте, а не пишИте, конечно (5-й комментарий подряд, на такое на этом форуме был способен только Шахматов!)
ерусалимецъ / 03.09.2014, 15:44

4. и еще

"Уже появляются у нас, так сказать, профессиональные посетители Святых мест. Они всё знают: где что лучше купить, где как кормят и размещают. Недовольны экскурсоводами, сами дают пояснения. То есть самость в чистом виде". Уф, Вы даже сами не знаете, какую грустную тему Вы затронули. Обычно, такие "профессионалы" проявляют себя уже с аэропорта. Спасибо за интересную повесть и простите за придирки, надеюсь, они были более-менее по делу!
ерусалимецъ / 03.09.2014, 15:13

3. продолжение

"Да, особой любви мы здесь к себе не испытываем. В этом во многом виноваты те чиновники, что занимались русской дипломатией на Ближнем Востоке". Так что же было грекам дуться на неправославных, равнодушных чиновников, которые палец о палец не ударили, чтобы Русская церковь приобрелате или иные участки на Святой Земле? Греки обижаются как раз не них, а на таких подвижников, как о. Антонин Капустин. Интересно, что слово «аль» означает «святой, святая», например «Аль-Акса», «Аль-Коран», то есть и взятку - бакшиш, они возводили (возводят) в ранг святости... - арабское АЛЬ, это просто ОПРЕДЕЛЕННЫЙ АРТИКЛЬ, так же, как артикль THE в английском
ерусалимецъ / 03.09.2014, 14:54

2. продолжение

"Они очень почитают святую Пелагию". Это не так. Мусульмане считают, что в этой пещере похоронена вовсе не св.Пелания, а некая Умм аль-Хейр Раббия, уроженка Басры (чем она знаменита, я смутно представляю). Другое дело,что с паломников за проход в пещеру можно взять этот самый АЛЬ-БАКШИШ,о которым Вы пишите дальше, поэтому они и могут иногда при словах "Святая Пелагия" делать радостные и благочестивые лица.
ерусалимецъ / 03.09.2014, 14:47

1. автору, разрешите к Вам попридираться

"на высохший от времени поток Кедрон..." - нынешний поток Кедрон, действительно, несравним с евангельским, но он все-таки не совсем высох. Так же , как река Неглинка в Москве, он ЗАКЛЮЧЕН В ТРУБУ - поэтому в Иосафатовой долине его и не видно, зато видно возле лавры преп.Саввы Освященного. "Ветхозаветные кладбища" - по большому счету, это не ошибка, кладбище на Масличной горе, действительно, со времен Ветхого Завета. Но, кажется, ни одной ветхозаветной могилы Вы сейчас не увидите, если только не будете специально забираться в катакомбы под арабской деревней Силуан. Может быть, лучше вместо ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ написать просто ДРЕВНИЕ, чтобы не было повода для придирок? "Но все концы в воду, доселе ни расследования, ни дознания". А что тут расследовать? Храм был разрушен не тайно, не по-партизански, а ПО РЕШЕНИЮ ИЗРАИЛЬСКИХ ВЛАСТЕЙ. Я бы эту Вашу фразу поставил после того, как Вы пишите об убийстве Анастасии, мамы о. Иоакима - тогда, если не ошибаюсь, действительно, исполнителей не нашли. Сами монахини говорят, что это были арабы, которых в свое время о.Иоаким выселил с территории монастыря.
ерусалимецъ / 03.09.2014, 14:36
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Крупин
Алексей Фатьянов
«Писатель о писателях»
18.04.2024
Александр Твардовский
«Писатель о писателях»
17.04.2024
На картошку!
Как на канале «Россия 1» оскорбили наше прошлое
13.04.2024
Космос - русский!
12 апреля 1961 года состоялся первый в мире орбитальный полёт вокруг Земли
11.04.2024
По местам стоять
Рассказы разных лет
01.04.2024
Все статьи Владимир Крупин
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 21:54
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 21:18
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:43
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Hyuga
19.04.2024 19:58
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35