«Днем Он учил в храме, а ночи, выходя,
проводил на горе, называемой Елеонскою».
(Лк. 21, 37).
«Какая река всем рекам река? - Иордан-река.- А какой град всем городам град? - Русалим-град». Эти слова взяты из давних молитвенных песнопений о Святой Земле. Так воспринимали православные паломники название Вечного города - Русалим. А как иначе: он же русский - Иерусалим: в центре этого слова стоит корневой слог «Рус».
И совершенно по праву, заслуженная в веках молитвами православных, вознеслась на Елеонской горе Русская колокольня Спасо-Вознесенского монастыря, и представить без этой колокольни город Христа невозможно.
Здесь земля встретилась с небом, здесь небеса всегда открыты. Здесь Вознесением Господним была окончательно закреплена победа над смертью.
Удивительно красивое, музыкальное, молитвенное слово - Елеон. И такое значительное для судеб мира. На Елеоне особенно ощущаешь присутствие времени в вечности. То есть, время тут не растворяется в забвении, а постоянно живёт в бегущей от прошлого к будущему современности. Прошло здесь несколько эпох и все живы. В памятниках, в преданиях, в книгах и энциклопедиях о Святой Земле. Особенно это чувствуется в самом здешнем молитвенном пространстве русского монастыря.
Задолго до евангельских мудрых пяти дев, наполнивших свои сосуды именно оливковым маслом, Елеонская гора упоминается уже в Ветхом Завете. Царь- псалмопевец Давид бежал от своего сына Авессалома: «Давид пошел на гору Елеонскую, шел и плакал; голова у него была покрыта; он шел босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали». (2 Цар. 15, 30). И у пророка Захарии предсказание: «... И еще раз потом язычники окружат Иерусалим; даже возьмут его; половину жителей отведут в плен, но города и народа не уничтожат. Ибо Сам Господь станет тогда на горе Елеонской и будет разрушать и останавливать покушения против Иерусалима...». И ещё: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдёт к северу, а половина ея к югу». (14,4). Да, это о Кедроне, о Иосафатовой долине, по сторонам которой могилы: ближе к стене города мусульманские, ближе к Елеону еврейские.
По преданию, с высот Елеонских смотрел на Иерусалим Александр Македонский. Увидел процессию. Иудеи шли к нему просить не разрушать город. Македонский поклонился первосвященнику. «Что ты делаешь? - воскликнули приближенные. - Ты, равный солнцу!» - «Я кланяюсь не ему, а Богу, которому он служит».
Так бы и был сохранён Иерусалим по Ветхозаветному пророчеству, если бы иудеи соблюдали законы Моисеевы, законы предваряющие евангельские Заповеди. Но иудеи от них уклонились и именно на Елеоне Спаситель «... заплакал и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк.19, 41-44) Вскоре всё так и сбылось. Новый Завет вообще полон упоминаниями о горе. Её очень любил Иисус. У подножия её молился до кровавого пота в ночь предательства, с вершины её вознёсся к Отцу Небесному. После Тайной вечери в Сионской горнице, ученики и Учитель, «воспев, пошли на гору Елеонскую», «... и пришли в Вифанию на гору Елеонскую» (Мф.26,30). У Иоанна (8,1): «Иисус же пошел на гору Елеонскую». «Тогда они (апостолы) возвратились с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, на расстоянии субботнего пути» (Деян. 1, 12). То есть на расстоянии очень небольшом, ибо иудеи в субботу не имели права превышать определённое, очень ограниченное число шагов.
Тому, кто не был на Елеонской горе, трудно представить её размеры. Но тут нам поможет древнерусский игумен Даниил. В своём знаменитом «Хожении» он определяет расстояние от Гефсимании, то есть от подножия, от гробницы Божией Матери до вершины горы в три полёта стрелы. Очень зримо и очень поэтично.
Спаситель со Своими учениками говорил здесь о последних судьбах мира и о Втором пришествии. Здесь, у подножия горы, в Гефсиманском саду, прозвучали слова высочайшего смирения, когда Спаситель молился об удалении от Себя чаши страданий: «Отче! Если возможно да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26,39).В Малой Галилее на Елеоне Воскресший Иисус явился ученикам. Они испугались, думали - дух, но Спаситель, попросив еды, ел при них хлеб, рыбу и пчелиные соты.
Малоизвестный, к сожалению, поэт и прозаик Владимир Шуф выпустил книгу сонетов «В край иной» (СПг. 1906г). В предисловии он поясняет, что в книге «рассказана история души, ищущей Бога. От неверия и агностицизма, полного сомнений, от разбитых святынь прошлого длинный путь ведёт меня к вере в край иной. Я видел мир - это путь целой жизни, который привёл меня в Палестину...».
Я проходил нагорные места.
Там мАслины шумели в чаще сада,
Там Он стоял, - как небо, благость взгляда,
Как сладость роз, прекрасные уста.
Виденья ли молитвенные грёзы,
Мечты ль моей безгрешный, светлый сон, -
В одежде белой встретился мне Он.
Не терния, страдания и слёзы, -
Цветок нашел я гефсиманской розы
В святом саду, где путь на Елеон.
Без Елеона не постичь Иерусалима. Конечно, в Старом городе величие Воскресения Христа, но это ещё и Скорбный путь, Голгофа, крики: «Распни Его», а Елеон - это только радость, сияние Вознесения, надежда и ожидание Второго пришествия.
Здесь всё для молитвы: небо, простор, здесь легко дышится, далеко видится. Далеко в двух смыслах - видишь окрестные библейские дали и видишь свою жизнь до прихода в Святую Землю. А уж как дальше пойдёт жизнь - Бог весть, но всегда отныне в ней будет сияние Елеона.
Отсюда совершился Вход Господень в Иерусалим. «Когда он приближался к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, что видели они». (Мф. 21, 1)
На этих склонах звучали возгласы благодарения и прославления: « Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних» (Лк. 19, 37-38), слова, навсегда вошедшие в вечность. Зелёные ветви елеонских деревьев бросали люди под ноги Спасителю.
Были и те, кто требовал от Спасителя: «Учитель! Запрети ученикам Твоим». (Лк. 19, 39).
Но как остановить Славу Всевышнего? Он ответил: «... сказываю вам, что, если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19, 40).
Да, и вот эти камни, и природные, и надмогильные вопиют и доныне о Спасителе и о дне Входа в Иерусалим с Елеона. В них память о зелёных пальмовых ветвях, которые бросали под ноги Иисусу, а также горькая память и о том, что уже, меньше, чем через неделю, эти же люди, пусть не все, закричат: Распни Его». И высохли те ветви и превратились в пыль.
Не ведали, что творили. Спаситель жалел и таких.
Из Священного Писания известно, что Спаситель, глядя на Иерусалим с Елеона, даже заплакал, провидя его скорую погибель. На склоне горы, обращённом к Золотым воротам стоит католическая часовня францисканцев «Доминус флевит» («Господь заплакал»). Часовня ориентирована своим алтарём не к востоку, как принято, а к западу, к Иерусалиму.
И одно из главных событий Елеона: здесь Иисус научил молиться Господу словами молитвы «Отче наш». Именно этому посвящён католический женский монастырь кармелиток на склоне горы, называемый «Патер ностер». Там молитва «Отче наш» написана на плитах вдоль стен на множестве языков. Есть и русский текст, к сожалению, с ошибками.
Слышали эти чернеющие от старости, но всё ещё живые маслины, беседы Спасителя с учениками о грядущей скорбной судьбе Иерусалима, о гонениях и страданиях христиан, о том, что только претерпевшие до конца все испытания, спасутся, но что победа Господа над силами зла неизбежна. Именно здесь были произнесены Притчи о пяти мудрых и пяти уродливых девах и о Пяти талантах.
Свыше двух тысяч лет маслинам, а всё ещё зеленеют и только та маслина, у которой, по преданию, был Иудин поцелуй, стоит чёрная, безлиственная. Как нерукотворный памятник предательству.
Три горы на горе
На самой горе Елеон есть ещё три горы, три возвышения. На среднем (815 м. над уровнем моря) круглая часовня Вознесения. Она окружена территорией мечети, но сама мечетью никогда не была. В центре её, в мраморном квадрате, отпечаток левой стопы Спасителя. Учёные богословы уверены, что возносился Он, обратясь лицом к северу, в полуночные страны, то есть к нам, к России. Иисус Христос «...подняв руки, благословил их (учеников). И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо... И облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Лк. 24, 50-51).
Без сомнения, весь православный мир прошёл через Елеон, хотя бы мысленно. Жуковский, не бывавший в Святой Земле, в 1850 году пишет Гоголю: «Хотелось бы пропеть мою лебединую песнь, хотелось бы написать моего «Странствующего жида»... Мне нужны локальные краски Палестины. Ты её видел, и видел глазами христианина и поэта. Передай мне свои видения... я бы желал иметь пред глазами живописную сторону Иерусалима, долины Иосафатовой, Элеонской горы, Вифлеема».
Гоголь пишет о том, что его особенно поразило в Святой Земле, а на Елеонской горе: «... след ноги Вознесшегося, чудесно вдавленный в твердом камне, как бы в мягком воске, так что видна малейшая выпуклость и впадина необыкновенно правильной пяты».
Северная возвышенность Елеона пониже средней, занята Малой Галилеей. Тут, опять же по преданию, архангел Гавриил сказал женам-мироносицам: «...идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее». Сказано после Распятия, когда здесь они были в великом горе, и собирались раним утром, в воскресенье, ещё до восхода солнца идти к гробнице Иосифа Аримафейского. И пошли, и увидели только «гробные пелены». Иисус Христос Воскрес! И радость, и страх, и сомнение, и ликование охватили их.
А южная гора - гора Соблазна (гора Скопус). Но это не Сорокадневная гора Соблазна (Каранталь) близ Иерихона, а Елеонская. Названа так в память о нечестивости царя Соломона, ставившего здесь идолов и капища им для принесения жертв. Третья книга Царств (11, 7) очень его осуждает: «Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая перед Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской». Очень известный в читающей России в первой половине 19-го века Святогорец Симеон (Веснин), монах, поэт, хороший знакомый Гоголя (они даже вместе собирались на Святой Афон) так писал, взирая на Елеон и окрестности:
Святой тоски и умиленья
Здесь полон каждый уголок
Событий нашего спасенья:
Взгляни туда - в глуби поток
Давно иссохшего Кедрона.
Здесь Гефсимания,
А там
Святые скалы Елеона...
- И чуть ниже (поэт продолжает обзор):
Отсюда чуден вид Сиона!
Здесь - Силоамская купель;
В связи ж с верхами Елеона
Гора соблазна, где сумел
Враг наш попутать Соломона,
Чрез жен языческих его,
Оставить Бога своего...
Как часто я люблю с вершины
Молясь, крестясь, глядеть на даль,
На Иорданские долины
Иль асфальтический кристалл...
И далее:
...Звучны имена
И Вифлеема и Сиона.
Во все былые времена
Прелестны скалы Елеона...
Стихотворение большое, фактически поэма, которую автор назвал «Из письма брату», приписав: «1845 г. Января 30 дня. Иерусалим (глубокий вечер».
Про «асфальтический кристалл» надо пояснить: речь идёт о Мёртвом море. Оно называлось Асфальтовым. Его грязи, ныне рекламируемые как целебные, назывались асфальтом, которым заливались трупы для сохранности, если погребение откладывалось, им покрывались дороги. Интересно, когда в России начинали класть асфальт, то тротуары из него именовались «жидовская мостовая» (Словарь Даля).
И ещё: в сочинениях не только у Святогорца, но и у его современников и у более ранних, Елеон каменный, скалистый, а мы его видим цветущим, зелёным, золотым. Это уже великие труды русских монахов, архимандритов Антонина и Парфения. Но о них речь впереди.
Подытоживая, так сказать, литературную часть рассказа о Елеоне, нельзя не вспомнить книгу Андрея Муравьёва «Путешествие ко Святым местам в 1830 году». Это было в прямом смысле событие не только в религиозной, но и в общественной жизни России. Тема Святой Земли была в трудах молодого поэта, офицера (родился в 1806 году), и ранее - в двадцать лет он сочинил трагедию в стихах «Битва при Тивериаде, или Падение крестоносцев в Иерусалиме». Пушкин горячо приветствовал «Путешествие» Муравьёва: «...с умилением и невольной завистью прочли мы книгу».
Для темы о Елеоне процитируем строфу из стихотворения А. Муравьёва «Над Иосафатовой долиной». Тут, по предсказанию, должно свершиться Страшному суду. Иосафатова долина продолжает поток Кедрона, теперь высохшего, а ранее текущего у подножия Елеонской горы:
Юдоль плачевная, на дне твоём
Всё ныне спит глубоким мёртвым сном.
Сухой Кедрон в числе их! - над тобой
В вечерний час, как саван гробовой,
Лежит поруганного храма тень!
Земное всё прошло в судьбе твоей:
Из стольких будущих для мира дней -
Один тебе остался - СУДНЫЙ ДЕНЬ.
Пальмовая ветвь, привезённая Муравьёвым и подаренная Лермонтову вдохновила Михаила Юрьевича на гениальное стихотворение: «Скажи мне, ветка Палестины».
Достойно упоминания, что праздник Кущей, значительный для иудеев, отмечался именно на Елеонской горе. «...пойдите на гору и принесите ветви маслины садовой и ветви маслины дикой, и ветви миртовые и ветви пальмовые, и ветви других широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному». (Неем. 8, 15).
По позднейшим исследованиям, подтверждённым раскопками, на Елеонской горе совершалось сожжение рыжей телицы, пепел которой использовался иудейскими священниками для ритуальных очищений.
По указанию судей синедриона на горе зажигались огни для передачи сигнала о наступлении нового месяца. (Вавилонский талмуд, трактат Рош-Ашана).
Завершением Ветхозаветного почитания Елеонской горы являются слова пророка Иезекииля (11, 23): «И поднялась слава Господня из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города».
Эпоха Крестовых походов также коснулась Елеона. Оставляя в стороне разбор их, так сказать, позитивных и негативных последствий, скажем, что первый поход (1095-1099 гг.) был освобождающим Иерусалим от мусульманского владычества. И означал начало основания Иерусалимского королевства (1099-1291гг.). И здесь мы сразу видим великую заслугу герцога Нижней Лотарингии Готфрида Бульонского. Он из рода Карла Великого. Стремления его были чистейшими, преданность Христу была главной в его жизни. С детства отличался особой религиозностью и стремлением идти на освобождение Гроба Господня. Такими же были и его сподвижники Раймонд Тулузский и Боэмунд Тарентский и знаменитый воин Танкред. С ними шел легат папы римского (подчеркнём: тогда ещё православного).
Осадные орудия, конница, пехота окружили город. В решающий момент на Масличной горе показался всадник в блестящем воинском одеянии. Щитом и мечом указывал он на город. Крестоносцы ворвались за стены, заняли Давидову башню. Гарнизон сдался.
Жители Иерусалима видели в Готфриде нового короля Иерусалимского, но благоговейное смирение герцога не позволило ему принять такие почести: он не хотел быть королём, он объявил себя защитником Гроба Господня.
Подвиг Готфрида не забыт. В храме Воскресения, в северной части, справа от храма Явления Христа Богородице оборудована сакристия (ризница католической церкви), в которой хранится меч герцога.
Небесная лествица
Стремление к небесам очень духовно. Мы понимаем, что всё околоземное пространство забито нечистой силой, стерегущей наши души. Но мы также знаем, что после прохождения их, после мытарств открываются Небеса обетованные. Души православные тянутся вверх. Вот три примера. Один: святитель Григорий Палама, умирая, говорил: «В Горняя, в Горняя!». Писатель Гоголь видел лестницу, спускаемую для него с неба. Пушкин, умирая, просил Даля его приподнять и звал с собою, показывая ввысь.
И уж, конечно, библейская лествица Иакова, восхождение к святости преподобного Иоанна, называемого Лествичником.
Вот это - ввысь - совершенно естественно на Елеоне. Близость к небесам здесь реальна. Ещё бы - под тобою Вечный город, кругом Святая Земля, и так не хочется спускаться вниз. Такое же чувство испытываешь и на Фаворе. И у многих бывает, описанное в духовной литературе, состояние, когда молитва отрывает от земли и возносит. Со мной, грешным, такого не бывало, но хотя бы радость отрешенности от суетных мыслей, от уклонения души в дела мiра испытывал. И то спасибо.
(Продолжение следует)
2. Re: Елеон
1. автору