itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Прихожане больничного храма о святом великомученике и целителе Пантелеимоне и его помощи им

0
485
Время на чтение 15 минут

9 августа мы отмечали день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона, и хочу рассказать о том, как он стал первым святым, к которому я впервые в жизни обратилась за помощью. Это было 12 лет назад в харьковском храме, носящем его имя. У его иконы я впервые молилась на коленях о тяжело больной брате. Святой врач помог выжить умиравшему тогда коллеге-врачу. В те дни я начала воцерковляться, а с февраля 2013 года неожиданно для себя стала прихожанкой московского больничного храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона при ЦКБ N1 ОАО «РЖД» ( http://hram-ckb1rzd.prihod.ru/main-page/), куда меня привели не только болезнь брата-диабетика, но и случившийся одновременно с его болезнью пожар (http://www.pravoslavie.ru/put/62975.htm). Поздравляю с престольным праздником архиепископа Егорьевского Марка (http://hram-ckb1rzd.prihod.ru/arxipastyr-nashe-blagochinie/, который окормляет храм, настоятеля протоиерея Сергия Елисеева, клирика храма Сергия Белобородова и всех прихожан, принявших меня в свою семью как родную.

В 1999-2000 годах первым настоятелем новостроящегося храма во имя великомученика Пантелеимона при больнице МПС на Волоколамском шоссе был отец Стефан Жила. В 2000 году самые первые прихожане стали свидетелями освящения храма приснопамятным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Каждое воскресенье здесь служат молебен перед иконой целителя Пантелеимона и ковчегом с частицей его мощей. Почти у каждого из прихожан есть своя история о том, как им помогает святой целитель. Например, Алексей Карцев стал алтарником по обету, который он дал целителю Пантелеимону, а Илья Чернов стал регентом храма, уйдя из секты. Впрочем, дадим слово им самим.

Илья Чернов: Попав в храм святого целителя Пантелеимона, я стал регентом.

Сюда я не сразу попал. И вообще не сразу себя нашел. Два года учился на судомеханика в Московской академии водного транспорта (у метро Коломенское). Ушел оттуда, пытался восстановиться, но потом понял, что это не мое. Был такой период, когда я часто менял место работы. Когда работал на стройке подсобным рабочим, приходил в Казанский собор на Красной площади. Тогда я еще ничего не понимал, в таинствах толком не участвовал, в стороночке стоял. Но в какой-то момент мне захотелось окончательно прийти. Сначала просто очень хотелось петь. Приходил в церковь послушать, как поют, ну и службу посмотреть. В уголочке вставал, и мне очень нравилось, как пели. И я как-то непроизвольно стал в обычной жизни петь те песнопения, которые там пели.

А захотелось мне туда приходить, потому что я был в секте «Московская Церковь Христа» протестантского толка. Там я пробыл год, и к концу мне стало там как-то очень неуютно. Появились вопросы, на которые мне не могли нормально ответить люди из этой организации. Выйти оттуда сразу не получалось, но все равно очень хотелось к Православию как-то поближе быть. Сначала я в храм ходил, когда не было собраний, а потом стал собрания пропускать. Там очень строго - три раза в неделю обязательно нужно быть на собрании. Секта была не тоталитарная, но все-таки там следят. Когда я выходил, мой наставник во время последнего разговора назвал причину, по которой я ушел. Я с этим не согласился, сказал, что ухожу именно в Православие, потому что считаю, что оно истинное. После этого разговора как отрезало. В любом случае я бы не вернулся, потому что понял: Православие - это истинная религия. Меня к нему влекло. Нужно много рассказывать, чтобы до конца объяснить, почему я сюда пришел. Была масса чудесных моментов, связанных с моей мамой, которую я приглашал в эту секту. Она побывала на нескольких собраниях и уже готова была войти, но потом встретилась с православным священником, который был на собрании в этой организации. Отец Даниил Сысоев, которого позже убили, пришел туда проповедовать. Мама с ним познакомилась, и они стали дружить. Такие толстенные письма она мне писала, чтобы меня вытащить из секты, но я, к сожалению, не читал их толком. А вышел, когда появился какой-то очень сильный внутренний душевный позыв выйти из этой организации и стать ближе к родителям, к реальной жизни. Для меня это естественно совпало с переходом в Православие. Я тогда познакомился с отцом Олегом Стеняевым, и он за одну встречу сразу ответил на все мои вопросы. И тогда уже сомнений не было, я твердо решил уйти оттуда.

После Казанского собора сначала ходил в храм Тихвинской иконы Божией Матери на Новослободской, где и начал петь, потом пришел в храм иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» в парке Царицыно. Там продолжал петь и поступил на подготовительные курсы в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, где учился 5 лет на регента. Закончил его в 2005 году. В музыкальной школе не учился. Для своего удовольствия аккомпанировал себе на гитаре и пел. А после того, как в церковь пришел, меня взяли в хор изучать церковное пение, и я решил, что мне надо этим заниматься профессионально, серьезно. До института отучился два года в певческой школе.

Недолго пел в других храмах и, в конце концов, пришел в храм целителя Пантелеимона. Тогда регентом по будням здесь была Елена Вальчук. Она пригласила меня на службу, я попел, а на следующей службе она сказала: «Если хочешь, можешь порегентовать для интереса». Помню, что на самой первой службе очень страшно было. На буднях я всего несколько служб спел. Лена не могла тогда здесь работать на праздничных службах, потому что она была в другом месте. Когда она ушла, нужно было срочно найти регента, и тогдашний настоятель храма отец Гурий (http://www.patriarchia.ru/db/text/1651162.html) узнал у нее мой телефон, позвонил и попросил, чтобы я выступил в качестве регента. Это было 11 или 12 лет назад. Этот храм уже родным стал.

Сейчас в нашем хоре 8 человек, которые постоянно ходят. Мужчин всего двое - Саша Исаев и я. Есть еще очень хороший тенор Дима, но он, злодей, редко приходит. Правда, в последнее время чаще бывает. За эти годы кто-то ушел, кто-то пришел, но остался костяк из четырех человек, который был с самого первого моего прихода в храм. Как важны взаимоотношения между людьми, которые вместе уже 10 лет и которые могут дополнять друг друга! Нам радостно и хорошо друг с другом.

Правда, иногда возникают какие-то проблемы, трения, несогласие, непонимание. Но у нас такие певчие подобрались, что они стараются находить общий язык друг с другом, и возникающие во взаимоотношениях сложности бывают непродолжительными. Очень часто они меня по-настоящему поддерживают, помогают, молятся. Когда у меня недавно папа умер, они все приехали на отпевание в другой храм, который находится достаточно далеко отсюда. Это был будний день, и я просто сказал, о том, что произошло. Приехали и спели даже те, кто очень извинялся, что никак не сможет из-за работы. Их поддержку я и до этого всегда ощущал. Поэтому я очень благодарен и Богу, и этим людям за то, что они помогают.

Конечно, у всех есть и другая работа. И у меня есть еще одна певческая работа в храме Троицы Живоначальной. Я живу на другом конце Москвы в районе Орехово-Борисово Южное. Если от Каширского шоссе поехать по Борисовскому проезду в сторону Борисовских прудов, то там и стоит этот маленький храм из красного кирпича.

Помню свою вторую или третью Пасху в храме целителя Пантелеимона, когда произошло настоящее чудо от Бога. Иногда бывают ситуации, когда одновременно у всех возникают какие-то проблемы, и некому петь. Это для регента очень напряженно, нервно. Но как-то Господь помогает и, слава Богу, все устраивается. Помню, на Пасху такое произошло, и я не знал, что делать. Думал, что петь будет некому, что придет человека три. Искать людей было бесполезно, потому что на Пасху, как правило, уже все заняты. Мне ничего не оставалось, как молиться. И как-то все неимоверно удачно произошло. Когда я пришел на клирос, там стоял хор из четырех человек из другого храма. У них не сложились взаимоотношения с настоятелем, который вместо этого хора взял другой, а этим людям просто хотелось спеть на Пасху. Их регент был с ними, и они попросились к нам попеть, причем не за зарплату, а просто так. Конечно, я не могу сказать, что мы замечательно звучали, но для праздника состав получился очень большой и хороший, может быть, больше народный, потому что люди, которые пришли, были менее профессиональны. Здесь явно Господь помог. В такие минуты ты понимаешь, что что-то удивительное, интересное, хорошее происходит не твоими силами. Я пытаюсь жить по-христиански, но я не молитвенник. И все же бывали такие ситуации в моей жизни, связанные с клиросом, когда неожиданно, как будто бы авансом Господь дает что-то хорошее, и я понимаю, что в этом совершенно никакой моей заслуги нет. Наверное, это дается для того, чтобы, во-первых, я не унывал, а во-вторых, чтобы побудить меня к благодарности и к молитве.

Прихожанка Татьяна Михайловна о святом целителе Пантелеимоне, Патриархе Алексии II и двух не рожденных сыновьях

Храм у нас прекрасный. Я хожу сюда с 2001 года, то есть уже 13 лет. Когда приснопамятный Патриарх Алексей II освящал храм, народу набралось! Это было при первом настоятеле отце Стефане. Я уже много лет работаю няней в семье, и взяла в храм свою маленькую воспитанницу Юлечку (ей года два было тогда) к Патриарху на благословение. Приехал Патриарх, идет по ковровой дорожке среди народа. Каждый хочет приложиться и к кресту, и к его руке. Он благословил нас с ребенком, и это, конечно, благодать. Спрашиваю девочку иной раз: «Что ты помнишь?». Она говорит: «Помню красоту, цветов полно». А я помню, что когда храм еще не был открыт, если не ошибаюсь, сюда привезли частицу мощей святого целителя Пантелеимона. Очередь громадная была. Те, кто хотел поклониться, стояли за воротами. И прошел слух, что не будут пускать. Как это так - не будут пускать? А потом пришел кто-то, ворота открыли, все ринулись толпой. Нам давали иконочки, быстро-быстро все это прошло. И после этого я сама стала ходить в этот храм (а раньше ездили в храм на улице Неждановой, где мы с сыном прихожанами были) и привела еще двух-трех подружек сюда. Народу сначала было очень мало. Сначала настоятелем был протоиерей Стефан Жила. (Сейчас он служит в Рождественском храме, в селе Рождествено.) И соборования здесь были. Расскажу один случай из жизни. Я болела, всякие болячки были: и по-женски, и суставы. Однажды так скрутило, что у меня полтора месяца была температура 39-40. Даже 40,9 - то есть почти 41! Но я в молитве пребывала, и на дом приходил батюшка Гурий: и соборовал, и причащал, приносил большие просфоры из алтаря, пропитанные вином. И температура стала проходить. Но потом, я долго еще была с палочкой. Как-то девочки из училища сестер милосердия мыли посуду после трапезы. Они говорят: «Нам надо уходить, матушка Таня, помойте посуду». Я, конечно, мою. А сама, думаю, как я с палочкой-то буду стоять здесь? Господи, благослови. А раньше трапеза была ой-ой-ой. Вот эти два стола, еще перекладинка! Столько народу, все потоком, горы посуды были. И матушка Глафира, мама батюшки Гурия, говорит: «Татьяна Михайловна, будете мыть посуду?» Я говорю: «Буду». Мою-мою, про ногу забывала совершенно. Домой шла - чуть-чуть опиралась о палочку. И вот так прошло где-то полгода. И маслице святого Пантелеимона помогало, и молитвы, конечно. Болезнь дается нам по грехам. Думаю, может, это и хорошо, что так быстро не вылечилась, потому что мы, как полегчает, так и за старое. А так я укреплялась в болезни, чтобы потом более радостно принимала выздоровление. Сейчас, слава Тебе, Господи, бегаю, прыгаю, как будто ничего и не было.

А за что болезни посланы? По грехам моим. После второго сына у меня было два аборта - в 27 и в 29 лет. И все, больше беременности не было. Я очень долго страдала, каялась. А в возрасте от 30 до 35 лет набралась дерзости и попросила Господа: «Господи, можно мне увидеть моих детей, которых я не вырастила, кому не дала родиться?». Снится мне сон: я где-то гуляю, иду по лугу. Такое благостное место. И стоят невдалеке два очень красивых молодых мужчины. Им от 30 до 33 лет. Я подхожу к ним, спрашиваю что-то такое, как пройти или что. Говорю: «Ой, ребяточки, какие вы красивые!» Они говорят: «Мы твои дети». «Ах, а как вас зовут?». Один говорит: «Меня зовут Михаил», а другой: «А меня Николай». И они как ученые, как профессора, то есть видно, что они такие знающие, но не нашими земными знаниями, а просветленные каким-то высшим знанием. Я проснулась, плакала, благодарила Господа.

Алексей Карцев: Я дал обет целителю Пантелеимону, что буду ему служить

Я уже 10 лет в нашем храме. На моей памяти было несколько батюшек. Первым настоятелем был отец Стефан Жила, который строил храм. Я тогда еще ходил в храм Преображения Господня, но знал его. Потом был всем известный отец Гурий (Федоров), ныне епископ Арсеньевский и Дальнегорский. Он и благословил меня стать алтарником. Сюда я попал необычно - по обету. У моей жены серьезная болячка была, ее увезла скорая. А раньше я занимался восточными единоборствами, там и буддизм присутствовал, и все на свете. Поэтому крепкой веры не было. Потом по милости Божьей встретился на моем пути ныне покойный отец Федор Соколов, и он меня наставил на путь истинный, благодаря чему я все это оставил. Потом я ходил то в храм Преображения Господня, то в храм Вознесения на Никитской.

Когда с женой плохо стало, и ее увезли в критическом состоянии, я ехал в метро и молился как дурак. Помню, что на меня все внимание обращали, наверное, потому что я искренне молился. Тогда у меня такая серьезная молитва была, какая редко бывает. Я молился со слезами. Сам не знаю почему, но я обет дал Пантелеимону. Это первый святой, с которым я столкнулся. Когда мой старший сын Женя был во чреве мамы, мы ездили в Киев. Мы неверующие были. Я не знаю, в какой храм мы зашли. Ума хватило, Господь вразумил. Подошел к бабушке какой-то, говорю: «Вот жена должна скоро родить, кому мне помолиться?». «А умеешь ты креститься?». Я говорю: «Ну, откуда?». Она мне все объяснила, я помолился, и вот сын, можно сказать, по благословению уже родился. Сейчас он в Оптиной пустыни.

Однажды Женя заболел, и у него была какая-то шишка на шее. Это еще в советские времена. Тогда мы еще были все советские. А нам попалась православная врач, верующая. Она сказала: «Мы, врачи, лечим тело, а Бог лечит душу. От болезни души все остальные болезни. Сходите в храм и помолитесь великомученику целителю Пантелеимону». И вот мы с сыном пришли в храм Преображения Господня. Не помню, как уж я молился, но сын исцелился, слава Богу. И вот мне запало в голову, что Пантелеимон помогает. Потом, когда в Москву привезли святую главу Пантелеимона, очередина была громаднейшая, туда вообще было не попасть. Мы с женой решили просто пойти посмотреть на очередь. Пришли, и по милости Божьей Пантелеимон нас пригласил. Мы попали к нему без очереди. Я не знаю, как, но Господь так управил, что мы прошли. А многие тогда смотрели по телевизору на эту очередь и думали: «Сколько ненормальных людей у нас стоят в очереди непонятно зачем». И вот после этого мне Пантелеимон стал близок. Я молился ему, чтобы он исцелил жену, и пообещал, что если она исцелится, я буду ему служить. Как и где это будет, я не знал, но просто вот такой обет дал. А потом Господь сподобил через хороших знакомых прийти сюда к батюшке. Здесь нас собиралось человек 12, наверное. Такие умилительные службы были. Икона Пантелеимона была другая. Акафист читали. Мне очень нравилось на акафисте быть. Я стоял и тоже подпевал.

А потом чудеса начались - Господь меня очищал. Мне батюшка говорил: «Записывай все это». Раньше я курил, пиво пил, в общем, был нормальным обычным человеком. Мне это не мешало особо. Не то, чтобы пьянствовал, а в свое удовольствие. Спортом занимался. А потом смотрю вдруг, раз и не курю. Самое интересное, мне говорили: «Как это происходило?», а я уже и не знаю, забыл. Не молил, не просил. Господь просто очищал по благодати. Потом следующий этап был - мне стало неинтересно с друзьями пиво пить. Раньше было посидим, поговорим, кроссворды порешаем, весело, друзей было много. И как-то раз - ушло. И третье, что со мной произошло, - мне стало отвратительно слушать мат. Не то, что произносить, даже слушать неприятно было. Это все по благодати. Меня батюшка благословил идти на Богословские знаменские курсы учиться в Заиконоспасский монастырь (http://www.moscow.org/moscow_encyclopedia/34_zaikonospassky_monastery.htm). Он на меня возлагал надежды, а я не оправдал. У нас группу набирали, матушка даже закончила.

В алтарники я не просился. Я с детьми занимался в воскресной школе, в походы их водил. Сначала я был дежурным по храму, ходил с повязкой. Потом передал повязку, и отец Гурий позвал меня в алтарь помогать. Теперь он стал епископом, дай Бог ему здоровья. Никому покоя не давал, обязательно всех загружал чем-то. Все должны были постоянно молиться, быть при деле. В храме мы читаем круговую Псалтирь. Редко, где такое есть. А отец Гурий всех увлек этим. Он постоянно нас возил по святым местам, мы жили духовной жизнью. Тут община у нас очень крепкая, надежная. И сейчас мы продолжаем дружить.

Людмила Смелова: Не представляла себе, что сын и муж станут алтарниками

Сначала мы ходили в храм Преображения Господня в Тушино, а потом начали ходить сюда. Сыну было тогда два года, и он, сложив ручки, все время стоял у алтаря, Но я и представить себе не могла, что сначала сын, а потом и муж станут алтарниками. Тогда еще дочка Таня ходила в храм как сестра милосердия, участвовала в концертах в училище милосердия. А Владик сложит ручки и стоит всю службу. Отец Гурий сказал как-то: «Вот ты подрастешь, и мы тебя возьмем в алтарь». И в семь лет на Пасху сын первый раз попал в алтарь. Сейчас ему 13 лет. С семи лет он в алтаре. А муж Сергей стал алтарником совсем недавно.

Раньше в храме была книга, куда чудеса записывали. Сейчас книгу не могут найти, но мне рассказывала бабушка про прихожанку Нину Афанасьевну, у которой на ногах были трофические язвы. Она еще работала. Легла спать, сон у нее такой легкий, и она видит, святитель Николай ей явился во сне и говорит: «Иди, купи мое масло и помажься». Она сразу к нам в храм. Смотрит, на иконе как раз то изображение святителя, который ей явился в тонком сне. Спрашивает матушку Тихону: «Есть масло святителя Николая из Бари?». Берет масло, идет домой. Помазала маслом, замотала бинтами, как обычно она это делала, и ушла на работу. Вечером думает: «Сейчас буду бинты отматывать», а сама смотрит: у нее бинты упали, и все язвы заросли. Вот такое чудо было. И второе чудо с ней же было. На Крещение пришла больная, с ужасным кашлем и говорит: «Батюшка, только меня не надо сильно кропить, я больная, кашляю, на улице холодно». А он вылил на нее больше воды, чем обычно. Она пришла на работу, а ей говорят: «Слушай, а чем ты полечилась? Ты же вообще больше не кашляешь».

Лидия Гераскина: Первым настоятелем храма в 1999-2000 годах был протоиерей Стефан Жила

«Я родился в Черниговской области в крестьянской семье, воспитывался на устоях народного быта того времени, - рассказывает отец Стефан. Рано начал работать, помогать родителям. Очень любил рисовать, особенно портреты военачальников: Суворова, Кутузова и других. Зерно веры во мне зародила мать, впоследствии это и определило мой жизненный путь. После школы окончил Киевское медучилище, работал фармацевтом, заведующим аптекой. Потом был Киевский университет, химический факультет. Слушая лекции по философии, химии, квантовой физике, я понял, что мир непознаваем для человеческого разума, что первопричины бытия лежат за пределами этого мира. Но это и есть Бог, в котором сходятся все причины, в котором находятся все ответы на вопрошение человеческого разума. А мировоззрение, будь то материальное или идеалистическое, есть только система взглядов человечества данной эпохи. Я понял: то, что мама говорила простым языком о Боге, есть та же истина, о которой говорит вся философия всех времен и народов. После лекций я с радостью бежал во Владимирский собор к началу богослужения».

Окончив университет, Степан работал научным сотрудником в лаборатории Института органической химии. У него были печатные труды, он готовился к защите кандидатской диссертации. Но желание служить Богу определило дальнейшую жизнь. «Оставив химию, эксперименты и незаконченную диссертацию, в 1973 году я уехал в Загорск учиться в Духовной академии, - продолжает батюшка. - Учеба была желанной, интересной. Чтение духовной литературы, общение с удивительными монастырскими старцами и замечательные преподаватели оказывали благодатное влияние. В 1976 году я был рукоположен в сан священника. Затем около пяти лет преподавал «Новый Завет» в семинарии. А в 1991 году началось мое самостоятельное пастырское служение». Протоиерей Стефан был назначен настоятелем храма Петра и Павла на Новобасманной улице. Долгое время храм был закрыт, в нем размещались различные организации. Его надо было восстанавливать. Полное понимание и поддержку отец Стефан имел от Святейшего Патриарха Алексия II, прихожан и благотворителей.

В 2011 году, в канун праздника Рождества Христова по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла благочинный Успенского округа г. Москвы протоиерей Стефан Пристая вручил настоятелю храма Рождества Христова в Митине протоиерею Стефану Жиле орден Святого равноапостольного князя Владимира за усердный пастырский труд и в связи с 35-летием священнослужения.

Патриарх Алексий II

На рубеже тысячелетий персонал Центральной клинической больницы N1 ОАО «РЖД» обратился к Святейшему Патриарху Алексию II с просьбой разрешить на территории клиники строительство православного храма в честь великомученика Пантелеимона. Святейший с радостью откликнулся на эту просьбу. В течение трех месяцев был зарегистрирован приход. Патриарх Алексий и новый главный врач больницы Татьяна Григорьевна Мищерякова вместе с самыми высокопоставленными чинами министерства торжественно совершили закладку храма.

Одновременно был заложен фундамент нового главного корпуса. С этого дня Его Святейшество взял больницу МПС под свое духовное окормление. Строительство было закончено в невероятно короткие сроки - через пять с половиной месяцев. Весной 2000 года храм был освящен Святейшим Патриархом. А осенью 2001-го в Россию прибыла честная глава великомученика и целителя Пантелеимона! Побывав во множестве русских храмов, она несколько дней находилась в Храме Христа Спасителя, куда приложиться к ней спешили толпы верующих, а затем и в храме целителя Пантелеимона - перед его образом.

Храм во имя великомученика и целителя Пантелеимона возведен Министерством путей сообщения России трудами Балтийской Строительной компании. Освящен храм Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 28 июня 2000 года. В том же году храму была подарена частица святых мощей из Свято-Пантелеимонова монастыря со Святой горы Афон.

О многострадальный и предивный страстотерпче Христов и целителю наш Пантелеимоне! Моли Бога о нас!

Записала Ирина Ахундова

Фото автора


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Ахундова
Три правила преподобномученицы Елисаветы
Беседа с Еленой Крыловой, директором Музея истории общин сестер милосердия
02.11.2023
«Здесь Элвис пел “Боже, Царя храни!”»
Беседа с Юрием Тизяевым, ктитором храмового комплекса в честь святого Цесаревича Алексия
15.10.2023
Россия была, есть и будет под Покровом Пресвятой Богородицы – Непобедимой Воеводы
Интервью с губернатором Ленобласти Александром Дрозденко
18.09.2023
«Судьба царя – судьба России…»
В Санкт-Петербурге откроется фотовыставка «Царский венец»
15.09.2023
«Царский Венец»
В историческом районе города Гатчина Мариенбурге открылась фотовыставка
25.08.2023
Все статьи Ирина Ахундова
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 03:37
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04