itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Гуцульщина и гуцулы

Неизвестный фактор украинской политики

Бывший СССР 
0
5064
Время на чтение 18 минут

Распад Украины, который начался еще в марте отделением Крыма и восстанием в Донбассе, явно не ограничится только отделения юго-востока Украины. Вся Украина, включая ее западную часть, состоит из слишком разнородных частей, что бы быть единым государством. Галиция, Волынь, Буковина, Полесье, Подолия, Закарпатье Покутье - эти исторические регионы говорят на разных языках (в самом буквальном смысле слова), исповедуют разную религию, имеют свои исторические предания. При этом, как бы ни кричали украинские самостийники о «единой украинской нации», ее не было и нет (и, похоже, не будет). На самом деле украинцы, включая тех, кто воспринял украинскую идентичность, остаются совокупностью различных землячеств и кланов. Даже среди «западенцев», которых на востоке и в РФ считают поголовно «бандеровцами», есть карпатские русины, бойки, лемки, покутяне, гуцулы. Все они отличаются культурным своеобразием, и тесной групповой сплоченностью. Они в первую очередь «местные», а уже потом украинцы. В целом Западная Украина имеет больше сходства с Северным Кавказом, чем с Европой. Любое ослабление искусственной украинской государственности и ослабление навязанной украинскости стремительно приведет в самому настоящему племенному разделению жителей края. Собственно, свою «самость» отдельные группы «западенцев» демонстрировали всегда. И особенно это относится к гуцулам - самой яркой в культурном смысле (и пока еще самой тихой в смысле политическом) субэтнической группе западных украинцев. Потенциально гуцулы еще монгут сыграть самую значительную роль в событиях постукраинского пространства. Гуцулы ныне - неизвестный фактор «икс», который может стать козырной картой в политических преобразованиях Украины.

Среди регионов метрополии восточного славянства - Малой Руси - выделяется весьма специфический субрегион - Гуцульщина. Этот субрегион с одной стороны, является вполне «очевидным», поскольку заселен гуцулами - одной из самых интересных и древних этнических групп малороссийской ветви русского народа. С другой стороны, Гуцульщина включает в себя земли сразу трех различных исторических областей западной Украины - Галиции, Буковины и Закарпатья. Гуцульщина никогда не была отдельной политической или экономической общностью. Но отдельным субрегионом Гуцульщину делает то обстоятельство, что она является уникальным историко-этнографическим краем.

Географически Гуцульщина включает в себя горные районы Восточных Карпат, (и верховья рек Черный и Белый Черемош, Прут, Черная и Белая Тиса), входящие в состав Ивано-Франковской, Черновицкой и Закарпатской областей современной Украины. Гуцульщина включает в себя современные Косовский и Верховинский районы Ивано-Франковской области, Раховский район Закарпатья и западные части Черновицкой области, часть Гуцульщины находится на территории Румынии, Польши и Словакии. Территория Гуцульщины на Украине - 6,5 тыс. кв. км.

В 1878 году, по данным видного исследователя западных ветвей восточного славянства Я. Головацкого, гуцулов насчитывалось в Галичине - 79 031 человек, в Буковине - 13 205, в Угрии (Закарпатье) - 15.384 человек. Итого всех гуцулов насчитывалось 107 610 человек[1].

По данным первой Всеукраинской переписи населения 2001 г., 21 400 жителей Украины назвали себя гуцулами. Учитывая, что большинство гуцулов относят себя к украинцам, то в целом с учетом постоянных жителей Гуцульщины эту цифру можно смело увеличить в 10 раз. Более того, с учетом большой русинской диаспоры в странах Западного полушария (а среди полумиллиона русин в США до половины из них составляют гуцулы), численность гуцулов в мире определяют в 2 миллиона человек».

Несмотря на свою малочисленность, гуцулы широко известны за пределами своего расселения. Нередко всех жителей Западной Украины считают гуцулами, (подобно тому, как порой всех жителей Русского Севера считают поморами, а всех уроженцев Краснодарского края казаками), хотя слово «гуцулы» носит не этнический, и даже не географический, а скорее профессионально-хозяйственный характер. Гуцулы издавна занимались горно-пастбищным скотоводство, лесными промыслами, сплавом леса по горным рекам. Земледелие (главным образом садоводство и огородничество) имело второстепенное значение, что принципиально отличало их от русин равнинной части Галиции, Буковины и Закапартья. Были развиты у гуцулов художественные промыслы (резьба и выжигание по дереву, производство кожаных и медных изделий, гончарство, ткачество). Гуцулы резко отличаются от других малороссов, в том числе и живущих в Карпатах русин, своим говором, одеждой, строением жилья, традиционно-прикладным искусством.

Благодаря географической изолированности, гуцулы, подобно многим горцам, смогли уберечь в своей культуре и обычаях древние славянские черты, давно утерянные жителями долин, и тем более, городов.

Гуцулы в антропологическом плане относятся к карпатскому антропологическому комплексу, отличаясь от других восточнославянских групп более тёмной окраской волос, широким лицом и широкоовальным его контуром. В первой половине XX века ученые производили исследование антропологических особенностей жителей Гуцульщины. В 1904-1906 годах систематическим изучением населения Карпат занимался Федор Волков (Вовк). Он пришел к следующим выводам: гуцулы живущие в верховьях Прута и Черемошей на 86, 9 % темноволосые и на 58 % темноглазые. Средний рост составляет 169 см.

По словам исследователя славянских горцев Карпат В.Шухевича (внук которого, увы, был главарем т.н. УПА), гуцулы «народ пригожий и красивый. Сильное телосложение, свобода движений, обыкновенно свойственная жителям гор, наконец, отвага и ловкость - прирожденны вместе и гуцулам и бойкам. Горцы различаются между собою в частности, но они имеют много общего, их вяжет с собою особый быт и особый характер страны. Горный мир - особый мир, различный от остального мира низменных стран; жизнь горца, пастуха, полукочевника, совсем другая жизнь. Песни горцев, по своему выражению, по своему метру, ритму и напеву, напоминают журчание воды по камням и мелким порогам горных притоков. В этих песнях особенно выпукло обнаруживаются любовь горца к родной стране, мягкость и нежность чувства, его способности к заявлению глубокой любви, и при всей жестокости натуры, обнаруживается в нем много честных, благородных качеств, делающих это племя для каждого весьма сочувственным»[2].

По мнению Головацкого, «гуцулы и вообще Верховинцы отличаются стройным телосложением и заметной телесной силой. Гуцул возьмет один на плечо такое бревно, которое есть кому и двоим понести; он зарубит топор в длинный ствол ели, и одной рукой тянет ее к реке на сплав. Гуцул оборотный, ловкий, охоч к работе и труду, но на досуге он любит отдохнуть и полежать, куря трубку. Он добродушен, простосердечен, чувствительный, хлебосольный до расточительности, но и хитер и непостоянен. Он любит щеголять своим яркоцветным убранством, дорожит своей блистающей сбруей, Сяном, писанным топорцом».

У гуцулов довольно долго, вплоть до XX века, сохранялось родо-клановые отношения. Существовала у гуцулов кровная месть. В романе М. Коцюбинского «Тени забытых предков», по которому был снят известный фильм, речь идет именно о традициях вендетты среди гуцулов. Даже в середине XX века в Карпатах были зафиксированы случаи убийств по почве кровной мести. И в настоящее время отголоски тех давних времен проявляются в запрете вступления в брак с представителями определенных родов.

Подобно горцам многих мест Европы и Азии, ранее гуцулы постоянно ходили вооруженными. У каждого гуцула вплоть до второй половины XIX века было ружье, за поясом пистолеты, рогатина (кинжал), наконец, знаменитый гуцульский топорик, который мог применяться и как оружие. Хотя правительство Австро-Венгрии несколько раз проводило кампании по разоружению горцев, применяя для этого войска, все же и в начале XX столетия у каждого гуцула за кушаком всегда был длинный нож в металлической оправе (чепалик), топорик, а в доме ружье. 6 мая, в день Георгия Победоносца, гуцулы не только разжигали костры на всех значимых для них местах, но и усердно стреляли в воздух. В 1940-х среди сотрудников НКВД ходила шутка, что каждое гуцульское село может вооружить дивизию.

Впрочем, главным оружием гуцула были не ружья, пистолеты или кинжалы, а знаменитый небольшой топорик на высокой ручке - бартка. Его использовали и как трость, что бы опираться во время ходьбы по горным склонам, и как топор для колки дров, и как оружие. Черенки топорика украшали резьбой, стальные лезвия отливали с узорами. Впрочем, подобные топорики были и у горцев всех карпатских этносов. У словаков подобный топорик назывался валашкой, у венгров - фокош, у гуралей (карпатских поляков) - цулаг.

Традиционная одежда гуцулов, как отмечали исследователи XIX столетия, также резко отличается от одеяний жителей равнины, зато очень похожа на одежду карпатских горцев других этносов. Гуцулы носят меховые безрукавки из овчины. В праздничной одежде гуцулы гуцулы стремятся к ярким, кричащим расцветкам. Польский ученый XIX века Винцент Поль считал гуцулов осевшим в горах восточным кочевым племенем на том основании, что гуцулы отличались любовью к животным и ярким цветам. Свою народную одежду гуцулы повсеместно носили еще в 50-х гг. XX века. Впрочем, и доныне практически каждая уважающая себя гуцульская семья хранит у себя старинные наряды.

Помимо бартки, гуцулы славятся своим музыкальным инструментом - трембитой. Тремби́та - род деревянной трубы длиной до четырёх метров, обернутой березовой корой без вентилей и клапанов. Изготовляется исключительно из стволов деревьев, в которые ранее ударила молния, что придаёт трембите уникальное звучание (впрочем, скорее в этом проявляются языческие представления гуцулов). Диаметр - около 30 мм, увеличивается в раструбе; в узкий конец трембиты вставляется роговое или металлическое дульце (пищик). Высота звукового ряда трембиты зависит от её величины. Мелодию исполняют преимущественно в верхнем регистре. Трембита исполняет роль информатора о разных событиях на селе (о колядовщиках, которые приближаются, о свадьбе, смерти, похоронах) соответствующей призывной, печальной или тоскливой мелодией. На трембите исполняются также пастушьи мелодии. Временами игру трембиты включают в оркестры.

Этноним «гуцул» появился только к XVIII веку, причем гуцулами называли карпатских разбойников. Так, в 1703 году Иван Пискливый предводительствовал шайкой опришков, в которых участвовали валахи, бойки и гуцулы. В 1712 году некий Иван Панчишин, в сообществе двоих волохов и шести гуцулов ночью напал на Коломыю и ограбил одного торговца. Это - первые упоминания имени гуцулов, однако это имя уже явно устоявшееся и всем известное название, не требующее разъяснений.

Впрочем, происхождение слова «гуцул», как и его значение, остаётся загадочным. Одни ученые связывают его со словом «гоцалы» (так называли ранее Карпаты), другие - с «кочулами» (кочевниками), а также со словом «гуц» (разбойник).

Происхождение гуцулов загадочно. Ученые высказывают прямо противоположные мнения о происхождении этой этнической группы. Одни аргументировано считают гуцулов самыми прямыми потомками древних славян, живущих в краю, по меньшей мере, с рубежа нашей эры, сохранившими наиболее архаичные черты славянской культуры и быта. Наряду с этим, существуют не менее научно подтверждаемые мнения авторитетных учены, считающих, что гуцулы - ославяненные потомки древнего дако-фракийского и валашского населения Карпат.

Каким бы ни было происхождение карпатских горцев в древности, за последние полтора тысячелетия они совершенно определенно являются восточными славянами, относящимися к антам, а в дальнейшем к белым хорватам. Не случайны такие названия карпатских гор, как Бабья, Поп-Иван, Попадья, Черногора, Кукуль, Ясель, Гусля, Сивуля, Хомяк, и т.п. Интересно, что даже для кратера угасшего вулкана местными гуцулами дано имя Говерла, то есть от глагола «выгорлать», то есть «выбрасывать горлом»[3]. Впрочем, вплоть до XX века Говерла называлась Русской Горой.

В конце VIII - начале IX века на территории верховий Тисы возникают славянские городища Шаришки-Соколовцы, Смижаны, Земплин, Бреков, Вары, Солотвино, Ужгород и др. В IX веке местные земли входили в Великоморавскую державу. Вероятно, уже тогда, почти на век ранее остальной Руси, здесь распространилось православное христианство. По сообщению венгерского летописца Анонима (жившего в начале XII века), в 903 году пришедшие в Паннонию венгры захватили славянские города Ужгород и Вары (Боржаву), причём до этого вся территория Верхнего Потисья до этого находилась под властью местного князя Лаборца. Так самые западные земли будущей Гуцульщины оказались под властью венгров. Большая часть карпатских горцев в X-XIV веках жили под властью Галицких князей. Впрочем, общины гулов высоко в горах жили совершенно независимо. Крепостное право на Гуцульщине не получило распространения.

В XIV веке гуцульские земли попали под власть Польши и Молдавии. В период постоянных войн между Габсбургами и турками Гуцульщина часто становилась театром военных действий.

В дальнейшем предки гуцулов разделяли судьбу жителей трех исторических регионов Украины. Но, будучи разрезаны государственными и административными границами, гуцулы всегда сохраняли осознание своего единства. В XVII-XVIII веках большинство гуцулов Галиции и Закарпатья перешли в униатство, что, впрочем, почти не оказало влияние на их традиционный быт, в котором сохранилось множество пережитков язычества. Народную культуру гуцулов так охарактеризовал украинский писатель М. Коцюбинский: «Гуцулы - оригинальный народ, с богатой фантазией, со своеобразной психикой. Глубокий язычник, гуцул всю свою жизнь проводит в борьбе со злыми духами, населяющими леса, горы и воды. Христианством он воспользовался лишь для того, чтобы украсить языческий культ». Гуцулы действительно поклонялись огню, и в ночь на Ивана Купалу на вершинах гор разжигали множество огней.

Все попытки иноземных владык ассимилировать гуцулов натыкались на их упорное сопротивление. Горцы вообще проявляли непримиримость к чужеземцам, что способствовало сохранению у них многих архаичных черт быта и культуры. В XVI-XVIII веках на Гуцульщине действовали опришки - народные мстители, благородные разбойники. Действуя небольшими отрядами по несколько десятков человек, опришки совершали набеги на поместья, грабили и сжигали их, чинили суд и расправу, делясь с крестьянами добычей. Один из самых знаменитых предводителей опришков, Олекса Довбуш (убитый в 1745 году) стал самым популярным персонажем гуцульского фольклора, о котором сложено множество баллад и песен.

После раздела Польши в 1772 году и присоединения Буковины в 1774 году все гуцульские земли оказались в составе Австрийской монархии Габсбургов. Впрочем, административно гуцулы все равно оставались разделены. Закарпатские гуцулы были во власти Венгерской части Габсбургской монархии, Галиция и Буковина имели определенную автономию в собственно Австрийской части империи.

С этого времени западноевропейские ученые «открывают» гуцулов. В 1788-93 гг. профессор Б. Гаке прошел вдоль и поперек Карпаты, подробно описав гуцулов, наряду с другими жителями гор. Однако первые научные работы по этнографии и народному творчеству гуцулов появились только в 70-80-е гг. XIX века. Обширный материал по жизни и быту гуцулов собрал виднейший Галицкий москвофил Яков Головацкий (1814-1888). В 1894 году немецкий ученый, уроженец Черновцов Раймунд Кайндль (1866-1930) на основании своих многолетних экспедиций и исследований опубликовал основательный труд «Гуцулы, их жизнь, нравы и народные предания». В дальнейшем гуцулам были посвящены исследования Ф. Волкова (Вовка). Наконец, после двадцати лет изучений 5-томный труд о гуцулах в 1899-1908 гг. опубликовал Владимир Шухевич.

Гуцулы стали привлекать внимание и писателей. Иван Франко, Юрий Федькович, Василий Стефаник, Марко Черемшина и другие украинские писатели, (среди которых только М. Черемшина был гуцулом), посвящали карпатским горцам многие свои произведения.

Искусство гуцулов вдохновляющее подействовало на ряд архитекторов самых разных национальностей Австро-Венгрии. Во Львове и ряде городов Прикарпатья в начале XX века стали строиться здания в «гуцульском стиле» (т.н. «гуцульская сецессия»). Для стиля характерны выразительная конфигурация дверных прорезов, окон, навесов, сложные очертания крыш с большими склонами, которые иногда украшаются башней, подобной колокольне гуцульской церкви. Декор и колористическая гамма народного искусства обыгрывались в украшении зданий металлом и керамическими вставками, напоминающими рушники.

В Австрийской монархии Гуцульщина была довольно отсталым краем, занимая почти по всем экономическим показателям последнее место. Также на последнем месте в Австро-Венгрии стояла Гуцульщина по уровню образования, здравоохранения, социальной защиты. Многие горцы переселялись в города на равнине, постепенно утрачивая свои характерные черты. Немало гуцулов перебиралось в пределы Российской империи. Особенно много осело их в Бессарабской губернии. В губернском центре Кишиневе в начале XX века существовало предместье Гуцулевка, населенное гуцулами[4]. Впрочем, нищета нередко гнала гуцулов и за океан. В Канаде, США, Аргентине, Бразилии, и других странах осели десятки тысяч неграмотных, не знающих местных языков и законов, но зато готовых к любой работе гуцулов.

Разумеется, определенное развитие Гуцульщины все же происходило. Карпатские горы, обильно заросшие лесом, способствовали развитию деревообрабатывающей промышленности в Австро-Венгрии. При этом, поскольку лес сначала надо срубить и доставить на деревообрабатывающую фабрику, для гуцулов рубка и сплав по рекам леса стал одной из самых распространенных профессий. Впрочем, значительная часть прибыли от переработки леса Гуцульщины получали предприятия, находящиеся далеко за пределами края. Да и в самой Гуцульщине практически все доходы от труда лесорубов и плотогонов доставались посредникам. Таким образом развитие края шло замедленными темпами. Гуцульские города Косов, Жабье, Яремча были похожи на большие села. Впрочем, мост в Яремче был самым высоким в Европе и вторым по высоте в мире. Город Коломыя постепенно разрастался, причем гуцулы стали в нем меньшинством. Быт гуцулов в горах почти не менялся.

Как отмечал В. Шухевич: «... у гуцулов развивалась своя промышленность: между ними находятся искусные плотники для построения домов, которые, срубив целые дома, разбирают весь сруб и сплавляют в безлесные страны Надпрутовской долины, где продают их по ярмаркам в Заболотове, Снятине и др. городах. Они делают хорошую деревянную посуду. Есть между ними и другие мастера. Гуцул умеет плавить металлы и довольно искусно выделывает желтомедные крестики, пуговицы, заколки, цепочки, топорики, поясы, порошницы; он сумеет починить, или сделать ружье, конную збрую и проч. изделия для собственного употребления и на продажу. Женщины гуцулки опять - мастерицы красить овечью волну и козью шерсть на разные яркие цвета: алый, малиновый, голубой, желтый, зеленый и коричневый; руками гуцулок перерабатывается не только весь запас домашних рун, но иная деревня (Яворов, Соколовка и др.) прикупают несколько сот пудов волны и перерабатывают ее домашним (не фабричным) образом на сукна, ожники, килимы, фоты, опинки, катраны, крайки, рукавицы и др. изделия. Замечательно, что это искусство вовсе не перенято от немцев, ни от Запада, а все у них своедельно и по преданию сохраняется и переходит из поколения в поколение, от самых. может быть, доисторических времен. Вообще у карпатских горцев, особенно у гуцулов, в домашнем быту, хозяйственных приборах и уборах, незаметно ни малейшего влияния ападных образов, все у них по своему, по старинному.

И ныне Гуцулы так выделывают бриндзу (брынзу), урду, гуслянку, как ее выделывали два, три столетия тому назад; так одеваются в самодельное платье, как это описал Гаке; и ныне они так пляшут гайдука, смело подбрасывая на сажень вверх свои топоры и с верностию ловя их над головами...Форма и материал орудий и снастей, снадобья, убранства домашней обстановки - все как бы в первобытных лесах. Они строят дома по обычаю своих предков; лошадиная сбруя, убранство мужчин и ожерелье женщин, до малейшей пуговицы и пряжки, покрой одеяния до малейшей каймы и обшивки, все столь определенно, неизменно, как бы в статуе вылито или долотом ваятеля выковано. Гражданственность Европы не дотронулась гуцулов. Как среди постоянно движимых волн на поверхности моря недвижимые массы воды лежат внизу, которых не касается никакая буря, никакой ураган».

В годы Первой мировой войны Гуцульщина стала местом жестоких боев между русскими и австрийскими войсками. После распада Австро-Венгрии в последовавшем хаосе даже возникла Гуцульская республика, просуществовавшая 6 месяцев (с ноября 1918 по июль 1919 гг). Впрочем, хотя эта республика была совершенно крохотной, состоявшая из примерно полутора десятка деревень, не включая даже большинство гуцульских районов, занимая только нынешний Раховский район Закарпатской области, важен был сам факт того, что гуцулы оказались способны на создание собственного государственного образования. На территорию маленькой новоявленной республики немедленно двинулись воинские формирования другой маленькой новоявленной республики - Западно-Украинской народной республики (ЗУНР). Впрочем, попытки руководства ЗУНР присоединить территории венгерских русинов очень быстро провалились по причине крайне негативного отношения местного русинского населения к украинским войскам из Галиции, которые нередко занимались открытыми грабежами местного населения. По признанию одной львовской газеты, «везде на Венгерской Руси ... нападают на украинцев, ругают Петрушевича и открыто требуют русинских школ, носят трехцветные русинские бантики, а сине-желтые срывают и топчут»[5].

С 1919 года гуцулы оказались разделенными государственными границами между Польшей, Румынией и Чехословакией. В жизни гуцулов в этот период мало что изменилось в хозяйственной жизни, но зато происходили определенные изменения в самосознании. На протяжении целого тысячелетия, со времен Киевской Руси, гуцулы читали себя русинами (то есть русскими в архаичном произношении этого слова). Но в 20-30-гг. XX века гуцулы, жившие в тогдашней польской Галиции, в значительной степени усвоили украинскую идентичность. Закарпатские и буковинские гуцулы, впрочем, продолжали считать себя русинами.

В хозяйственной жизни гуцулов за межвоенное двадцатилетие ничего принципиально не изменилось. Голод, нищета и эмиграция были свойственны Гуцульщине, как и во времена Австро-Венгрии. Так, в 1932 году Гуцульщину поразил особенно сильный неурожай, вызвавший голод. По данным польской газеты Nowy Czas» в 1932 году «В марте голодало полностью около 40 сел Косовского, 12 сел Наддворнянского и 10 - Коломыйского уездов»... Люди повально пухнут с голоду и умирают на ходу. Особенно лютует голод в селах - Перехреснях, Старой Гвоздцы, Островце. Вместе с голодом быстро распространились брюшной тиф и туберкулез»[6]

В сентябре 1939 году Гуцульщина, как и вся «западная Украина», вошла в состав Советского Союза. Впрочем, первоначально замкнутые в своих горах гуцулы никак не реагировали на это. Однако в годы Второй мировой войны и особенно в первые послевоенные годы Гуцульщина стала одним из центров бандеровского движения.

Горно-лесной характер местности, идеально приспособленной для партизанской войны, беспрекословное повиновение своим клановым вождям, наличие огромного количества оружия у прекрасно владевшего им населения - все это сделало Гуцульщину оплотом украинских самостийников. Пикантность ситуации, заключавшаяся в том, то гуцулы сражались не столько «за» самостийность, сколько «против» всего того, что изменяло устоявшийся в веках образ жизни, осталась незамеченной ни советскими властям, ни тем более их жовто-блакитными противниками. В определенном смысле, не некая «украинская идея», чуждая большинству гуцулов, а лишь нежелание подчиняться чужакам с долины толкнуло многих гуцулов на вооруженную борьбу с советской властью.

Как бы то ни было, к 1953 году бандеровщина в Карпатах была ликвидирована. Была проведена коллективизация, ликвидирована неграмотность (на украинской мове, что способствовало дальнейшей украинизации). Гуцульщина стала достаточно средним советским регионом.

Началась постепенная индустриализация края. Наряду с лесным хозяйством Гуцульщина стала поставлять на всесоюзный и мировой рынки мебель. Помимо этого, Гуцульщина с ее первозданными красотами и минеральными источниками стала одним из туристических центров СССР. Традиционное гуцульское искусство получило определенное развитие. Гуцульские деревянные резные изделия, керамика, рушники, писанки и другие произведения народных промыслов - все это увозилось туристами во все концы Советского Союза, популяризируя Гуцульщину и гуцулов.

Распад СССР больно отразился на Гуцульщине. При этом, сами гуцулы с присущим горцам консерватизмом не увлекались мифами о свободе и не проявляли особых самостийнических настроений. Заметим, что во время выборов 1990 года в Верховный совет Украинской ССР, единственными районами Ивано-Франковской области в которых выбирали депутатов от компартии, а не от самостийнического «Руха», были именно истинно гуцульские Верховинский и Косовский районы.

В незалежной Украине Гуцульщина переживает упадок экономики, массовую эмиграцию населения. После закрытия большинства промышленных предприятий и колхозов, многие горцы вновь вернулись к натуральному хозяйству. Массовая неконтролируемая вырубка лесов привела к массовым затоплениям территории в период весенних паводков. Произошла серьезная архаизация жизни и быта гуцулов, возродились многие старинные и порой совершенно дикие обычаи.

Тем не менее, не любившие никогда жаловаться, привыкшие к самостоятельности упрямые горцы по-прежнему остаются гордыми хозяевами своих зеленых гор, воспринимая украинскую «незалежность» как очередную чужую, далекую и несправедливую власть. И, что более существенно, отнюдь не считают «Украинское государство» какой-либо значимой ценностью. И это означает, что история Украины и гуцулов вновь могут пойти разными путями. На сегодняшний день нет «чисто» гуцульских политических организаций, ставящих пред собой серьезные задачи, не сводящиеся только к строительству памятников боевикам УПА в Карпатах. Однако гуцулы никогда и не демонстрировали другой политической традиции, кроме настороженности к любой власти в долине и заботе о судьбе своей домовины (клана). Следовательно, в случае углубления украинского кризиса стремительно, как из - под земли, может явиться гуцульское движение со своей структурой, лидерами и даже с «силами самообороны». Современная Украина уже впадает в феодализм с провинциями, отданными в «кормление» олигархам, с их дружинами, удельными олигархическими княжествами. Но это еще не предел падения, Украина вполне может в самое быстрое время скатиться к родо-племенным отношениям, которые для части украинцев, то есть конкретно гуцулам, знакомы и привычны.

Пока еще гуцульский фактор - спящая сила. Но что будет, если он пробудится?



[1] http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_243.htm

[2] http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_243.htm

[3] Вергун Дм. Что такое Галиция, Пг., 1915, с. 56

[4] Зеленчук В. С. Население Бессарабии и Поднестровья в XIX веке. Кишинев, 1979, с. 100

[5] Шевченко К. В. Славянская Атлантида: Карпатская Русь и русины в XIX-начале XX вв. М, Регнум, 2010, С. 126

[6] http://alternatio.org/articles/item/1292-long-live-

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Гуцульщина и гуцулы

Родился и живу в России. Русский националист. А по происхождению по отцовской линии я - гуцул. Спасибо автору. Было интересно читать.
Денис К. / 30.07.2014, 18:03

1. Re: Гуцульщина и гуцулы

Спасибо автору - всё понятно - дикобразу - дикобразово, гуцулу - гуцулово. Пусть их .... нехай. Никто не против. даже более того.
Лебядкин / 29.07.2014, 06:33
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Лебедев
К юбилею победы над Финляндией
30.11.1939 – 13.03.1940 - советско-финляндская война
12.03.2024
Макрон не прочь начать новую «Крымскую войну»
Что стоит за последними воинственными заявлениями президента Франции?
08.03.2024
Китайский эгоцентризм не позволяет предлагать миру ничего, кроме подчинения
Си Цзиньпин заявил о создании в Поднебесной новой формы цивилизации человечества
01.03.2024
Последний Большевик с большой буквы
Слово на кончину бывшего премьер-министра СССР Николая Ивановича Рыжкова
28.02.2024
Простые итальянцы устали от русофобии
Об отмене показа в Болонье российского фильма «Свидетель» и решении итальянского суда о возможности «зиговать»
22.01.2024
Все статьи Сергей Лебедев
Бывший СССР
Европа - марионетки запада, Евросоюз
развалится как СССР
28.03.2024
«Такого маршала я не знаю!»
Как Хрущёв пытался стать Маршалом Советского Союза
28.03.2024
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
День памяти первого летчика-космонавта Юрия Гагарина
Сегодня, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, мы вспоминаем русского героя Ивана Сусанина, генерал-майора П.Г.Жукова, ученого Н.А.Оболонского, композитора Б.А.Мокроусова, Героев Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи и И.И.Гуляева
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.03.2024 21:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
28.03.2024 19:34
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30