Кто со мной в стане?

Размышления о творчестве Геннадия Попова

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин 
0
257
Время на чтение 8 минут

Поэт Геннадий Попов состоялся в Орле.

Для тех, кто не понял: в Орле пожили или хотя бы погостевали, и много или мало понаработали Карамзин, Жуковский, Глинка, Пушкин, Гоголь, Дуров, Киреевский, Тютчев, Данилевский, Якушкин, Тургенев, Короленко, Успенский, Писарев, Толстой, Фет, Апухтин, Жемчужников, Лесков, Чехов, Вилинская-Вовчок, Андреев, Зайцев, Бальмонт, Бунин, Чудинов, Есенин, Городецкий, Пришвин, Крюков, Новиков, Фатьянов, Проскурин. Кажется, здесь не побывал только Горький, хотя памятная стела с барельефом и ему поставлена.

Так вот, поэт Геннадий Попов состоялся в Орле.

Невеликий, но столь исторически значимый областной центр юго-западной России, поставленный в шестнадцатом веке как заслон от работорговцев и фонарь просвещения, в наше бесцельно-бесконечно реформенное время начал сдаваться экономически, угасать промыслами, исходить населением, как и большинство русских городов, вдруг почему-то потерявших свою нужность. Экономика потянула ко дну социалку, и власти первым делом начали выгадывать на изящных искусствах. Хотя ещё какой-то десяток-другой лет назад волей читающего губернатора Строева город Орёл геройски удерживал оборону от нагрянувшего на страну хамства, но настигла культурная слабость и его. Его - с таким-то имённо-именитым прошлым, с каковым вполне, казалось бы, подобно Венеции, Кордове или Базелю, возможно гордо нести голову, даже и не создавая более ничего нового.

Но только дело как раз в том, что эта пресловутая возможность «неделанья нового» в искусстве не просто заблуждение, а заблуждение убийственное. Ведь искусство -плодотворная, плодотворящая жизнь разума и психики человека-человечества, то есть - существование разума и психики в росте, в развитии. И потому жизнь искусства возможна только в динамике, в непрестанном самосовершенствовании, в волевой устремлённости к идеалу. По Вл. Соловьёву: «...вся история мира и человечества есть лишь постепенное воплощение идеалов и преобразование худшей действительности в лучшую.... Особое значение имеет понятие идеала в области чистого искусства, имеющего своею задачей воплощение идей в чувственных формах, т.е. создание конкретных идеалов». Потому всякая приостановка, осечение, даже самое краткое замедление этой устремлённости в совершенство есть нарушение законов мироздания, грех.

История мира и человечества есть лишь постепенное воплощение идеалов. Постепенное... потому приостановка... есть грех.

В Орле пожили, погостевали, понаработали.... И, вот, каково же теперь вступать в эту литературную эстафету после Жуковского, Фета, Апухтина, Бунина, Городецкого и Фатьянова? Каково же после них, в продолжение им, и, главное, в сравнении с ними создавать в Орле конкретные идеалы? Но ведь и осечение преобразования худшей действительности в лучшую - нарушение законов мироздания.

Потому только с ясным пониманием, что твоё творчество дело не совсем твоё, только с самым жёстким, до тоски, осознанием, что твоё личное вхождение в русскую литературу есть не твоё личное, интимно самосудительное, а общенациональное противостояние греху, только так можно и нужно замахиваться на продолжение создания идеалов вслед за пожившими и понаработавшими.

Геннадий Попов, «На могиле Полонского»:

Забрёл сюда случайно, брат,

От разных мыслей невесёлых.

Стою, невольно виноват,

Средь листьев, ветром принесённых.

Валам Рязанского кремля

К лицу некошеные травы.

Внимает древняя земля

Речам пленительной отравы.

В краю задумчивой Оки

С берёз слетает разноцветье.

Петляет след моей строки.

Витает дух былых столетий.

Осенний день берёт разгон...

За реку на луга и чащи

Слетает колокольный звон

Церквей - поющих и молчащих.

Вот это «брат» проскочившее от искреннего сердца, соскочившее в сердцах от разных мыслей невесёлых, «брат» в духе столетий - это и есть то самое выскочившее признание, что твоё интимное творчество не совсем твоё личное дело. Это самооткрытие и самопризнание, что жизнь человеческого сознания неостановима, потому как сейчас и здесь, теперь уже тобою она неосеклась, продолжилась воплощением идеалов. «Брат»? Конечно же «брат»! - брат Афанасий Фет, брат Николай Апухтин, брат Алексей Константинович Толстой. Это собратство предшественникам, собратство с ними по духу, по русскому лирическому духу - тональностью изложения тем, мелодикой рисования картин, ритмами размышлений и суждений. Всем читающим Геннадия Попова неоспоримо чувственна незамедляемость при смене поколений русских поэтов, непрерывность создания конкретных идеалов, неостановимость родства русского лиризма.

Геннадий Попов:

Нежный флёр на деревьях, кустах,

Просветлённая даль не видна.

Стынут краски на белых холстах.

Замирают слова на устах.

Тишина.

И откуда такая напасть:

Убелённых деревьев стена,

Хрупким панцирем скрытая страсть

В небо мглистое тщится упасть.

Тишина.

Может стылая сила корней

Для зимы и мала, и смешна?

Нет опоры на свете верней,

Чем родная земля, а над ней -

Тишина.

Побелели поля и дома.

Но природа ни в чём не грешна:

Неповинна в тревоге зима.

Иней выпал, и прячется тьма.

Тишина.

Русская лирика - прямое касание души к душе, касание и сложение безсловное, надсмысловое, в тишине. А литература же и есть это прямое - сквозь времена и через расстояния - прямоличное общение писателя и читателя: понятие «аудитории» в словесном искусстве условность, ведь чтение всегда акт интимный, сочувственный и сокровенный. И потому в нашей литературе не самое важное, о чём внешний разговор, не столь принципиально, в какие сферы воспаряют вокабулы и какие цели преследуют термины. В русской литературе всего важнее сердечная схожесть, исповедальное резонирование собеседующих, равность внутреннего состояния пишущего стихи и читающего, братство рапсода и ему внимающего. Притом, русская литература по природному своему целомудрию защищает лирику особой высотой культуры подачи - классичностью. Ведь только классицизм своей стильной эмоциональной сдержанностью, строгой элегантностью, изысканной серьёзностью позволяет закрывать, уберегать лирику от атакующего мир хамства.

Геннадий Попов:

На подоконнике - цветы -

земное чудо среди стужи.

Луна с небесной высоты

глянцует ледяные лужи.

Морозный ветер, чист и свеж,

Шумит последнею листвою...

А звёзды будущих надежд

сжигают сумрак надо мною.

Листаешь страницу за страницей - эмоциональная сдержанность, элегантная серьёзность, негромкая строгость точности...

Геннадий Попов:

...красе твоих морозных глаз,

причёске этой цвета колоса

я мог бы спеть негромким голосом,

не выбирая робких фраз.

Классицизм формотворчества у Попова есть результат сложения, конгруэнтгости, совокупления среды историчной поэтичности Орла и натуры, физики автора. Ведь Попов в иной своей, во внелитературной жизни - в полноте состоявшийся инженер, карьерно реализовавшийся организатор производства. А что значило в СССР стать главным инженером высокотехнологичного предприятия?! Тут никакая родословная не в помощь, тут характеристика личности, и, прежде всего, её системного мышления - искусства абстрагироваться от частностей, которые кажутся разрозненными, уяснения их подлинной природы, и выявления глубинных связей фактов, закономерностей событий. Умение видеть целостностно многоаспектность.

Масштабность, обоснованность, законность и рациональность логики, культура анализа - эта изначальная, самородная системность поповского мышления в лёгкой словарной красоте просто идеально вложилась в самый центр, в мейнстрим русской литературной традиции, в область «чистого искусства, имеющего своею задачей воплощение идей в чувственных формах, т.е. создание конкретных идеалов». Внешняя образованность и природный характер у Геннадия Попова сладились классичностью воплощения вечного в новом. Его стихи не провокативны, не игривы, не злободневны. В них нет ни эпатажного хлёста, ни импрессионистского брызга, ни социального надрыва. Они искренне рекут о глубинных связях и закономерностях мира. Но, при всей головной проработанности, просчитанной словесной экономии и метафорной бережливости, при всей волевой ревизионности в материализации чувств, поэзия Попова дышит искренностью: в каждой его строфе присутствие вдохновенности несомненно. Настоящей, истинной, метафизической вдохновенности, что возводит поэзию за пределы эстетики, наполняя прозрением и пророчеством, тем, что задолго, за годы до братопредательских майданов вопрошает:

Кто со мной в стане?

Кто со мной в стае?

Стан - что воспрянет.

Стая - что стает.

Стан - что восстанет

За правду на всех.

Стая - что станет

Как мартовский снег.

Эхо в тумане -

Бочка пустая.

Братья-славяне,

В стане иль в стае?

............

Не наша ли слава

Веками проверена?

Плачь, Ярославна,

О славе потерянной.

В стане иль в стае?.. Самострогая академичность, высокая книжность Геннадия Попова не просто сводит, а роднит, братует его со всеми, кто каких-то пятьдесят-сто-стопятьдесят лет назад влюблено кружил тёмноночными орловскими проулками, кормил уток с набережной Оки, обнажал голову на воскресные звоны Троице-Васильевской церкви, кто ветряными сентябрями бродил по глубоко посечённым оврагами холмам. Вслушайтесь, как близко, родственно, одностанно принципиальнейшему классицисту Ивану Бунину - и не только по теме, по картинке, но именно ритмом, мелодией, тоном, тональностью -

Геннадий Попов:

Кабаньи тропы вышли на усадьбы,

речушка на безлюдье заросла...

Уносит ветер лай собачей свадьбы.

Рассохлась лопасть старого весла.

То тут, то там - забытые поделки.

Иду один с охотничьим ружьём.

Здесь нет живых в бесшумной перестрелке

со временем под ветром и дождём.

Да, в Орле, где пожили-поработали Жуковский, Тютчев, Фет, Апухтин, Жемчужников, Бальмонт, Бунин, Городецкий, Фатьянов, состоялся и поэт Геннадий Попов. И состоялся не в неофитской революционной пошлости, не в маргинальном хунвэйбинстве «свержений с корабля», а сделал, сотворил своё собственное и неоднодневное имя в освоении традиции, не побоясь неизбежности сравнений. Он застолбился в русской литературе упорным, умным, самообразовательным трудом, тончайшей ремесленной вышлифовкой данного Богом таланта в стильный, эмоционально сдержанный, элегантно строгий, изысканно серьёзный классицизм. С ясным, до тоски, пониманием, с жёстким осознанием, что талант даётся не в личное дело или, тем паче, в игрование, а в общенациональное противостояние греху, выдаётся на непресекаемое преобразование худшей действительности в лучшую, на незамедляемость продолжения создания идеалов.

Геннадий Попов:

Закованы наглухо Орлика воды...

В кольчугу молчанья, в январские льды.

Бегу от себя и лукавой свободы,

И время мои заметает следы.

Огнистый закат остывающим краем

Багрово стекает, сходя на покой.

Мы порознь сегодня душой замерзаем,

А небо пылает над стылой рекой.

Призывно запели округ колокольни,

Вечерней молитвой спасается Русь.

Как долго брести нам путями окольными

С молитвой и песней, где радость и грусть?

Прошли-отгорели восходы, закаты,

Безглазая ночь улеглась за окном.

Судьба непроглядна, и нет виноватых,

Что всё так загадочно в мире земном.

И я не узнаю до тайного срока,

Что скрыто сейчас в отрешённой ночи,

О чём поутру прострекочет сорока,

О чём даже друг в судный час промолчит.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Дворцов
Счастье
Повесть. Часть 3
12.04.2024
Счастье
Повесть. Часть 2
09.04.2024
Счастье
Повесть
07.04.2024
Ермак. Народное почитание и политическая эксплуатация образа
О различии героя народного и культурного
11.03.2024
Все статьи Василий Дворцов
Бывший СССР
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
День памяти М.В. Ломоносова
Сегодня мы также вспоминаем актера Ф.Г.Волкова, мореплавателя В.Я.Чичагова, художников Д.Г.Левицкого и А.Я.Головина, филолога Д.Н.Ушакова, танкистов С.В.Хохрякова и С.Ф.Шутова, писателя Б.Н.Ширяева и Патриарха Алексия I
17.04.2024
Украинская элита совершенно разучилась мыслить
Несколько поколений украинских руководителей, от постсоветского Кравчука до постмодернистского Зеленского, последовательно делали сознательный выбор в пользу отказа от какой бы то ни было самостоятельности во внешней и во внутренней политике
16.04.2024
День памяти епископа Исидора (Колоколова)
Сегодня мы также вспоминаем путешественника М.Д. Тебенькова и казнь убийц Александра II
16.04.2024
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
К 130-летию со дня рождения Н.С.Хрущева
15.04.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Сергей
18.04.2024 10:50
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Александр Волков
18.04.2024 07:44
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24