itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Вечный мост

К юбилею Федора Ивановича Тютчева

0
406
Время на чтение 4 минуты

6 декабря 2013 года исполняется 210 лет со дня рождения выдающегося русского поэта, публициста, философа, дипломата Федора Ивановича Тютчева. Хотя дата и не очень «круглая», но и она служит поводом отдать дань уважения замечательному стихотворцу, любимому несколькими поколениями русских людей.

Будущий поэт родился в стародворянской семье в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. С юных лет он приобщился к «стране Поэзия», поскольку домашним учителем был известный поэт и переводчик С.Раич. Пожалуй, не без его влияния в 12 лет Фёдор сочинил в подражание римскому поэту Квинту Горацию оду «На новый 1816 год», которую позже профессор Московского университета поэт А.Мерзляков прочёл в Обществе любителей российской словесности. Тютчева избрали сотрудником этого Общества, ему было 14 лет.

Воистину, русские поэты всегда начинали писать рано!

О жизни и творчестве Федора Ивановича создано большое количество книг, статей, исследований. И всё же не удержусь, чтобы не напомнить впечатления, которые испытал Александр Сергеевич Пушкин от встречи с поэзией Тютчева, когда ему передали рукопись. «Мне рассказывали очевидцы, - писал Юрий Самарин, один из основателей движения славянофилов, - в какой восторг пришёл Пушкин, когда он в первый раз увидел собрание рукописное его стихов. Он носился с ними целую неделю».

Чувства Пушкина понятны!

Великого поэта привели в восторг и умиление такие качества творчества Федора Ивановича Тютчева, как поэзия мыслей и чувств, поэзия философских раздумий, свежая образность и необыкновенно точное использование в стихах русского языка. Как мы знаем, какое-то время поэзия Тютчева была предана забвению, а по настоящему её оценили, спустя более полувека после ухода поэта из жизни.

27 февраля 1869 года Федор Тютчев написал четверостишие без названия, но которое стало вполне самостоятельным стихотворением, его должен бы знать всякий культурный русский человек.

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся, -

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать.

Если вдуматься в эти изумительные строки, то станет ясно, что сочувствие творчеству, сочувствие Поэзии в её высоком предназначении - такой же дар, как и благодать Божья. И его нужно заслужить, обрести, прочувствовать. Это открытие Тютчева, как и многие другие его поэтические и философские находки, приближают нас к пониманию исключительной роли русской Поэзии в формирование русского национального характера. И не только в то время, когда жил автор, но и в другие времена, в том числе - и в наше время.

Да и само слово «сочувствие» несёт глубокий смысл - соучастие в чувствах поэта, сопричастность его чувствам.

Для нас, людей, живущих на Русском Севере, имеет определённое значение и такой факт биографии поэта. Когда ему было 9 лет, семья Тютчевых, спасаясь от нашествия французской армии Наполеона, переехала в безопасное место - в Ярославль, где и прожила какое-то время.

Еще более прочную связь можно увидеть в том, как волшебный поэтический мир Федора Тютчева повлиял на творчество целого ряда поэтов, родившихся или выросших на Русском Севере. Можно назвать немало примеров, остановлюсь только на одном - на стихах Николая Рубцова. Один из его друзей вспоминал, что однажды Николаю кто-то подарил томик избранных произведений Федора Тютчева. С этим подарком Рубцов никогда не расставался. Очевидно, его волновало творчество самобытного национального поэта, отразившего глубинные духовные и нравственные поиски русского народа. И эта привязанность Рубцова определенным образом сказалась в его творчестве.

Нет, я не имею в виду какие-либо заимствование тем или мотивов, об этом не может быть и речи. Я подразумеваю именно определенную «сопричастность» настроению, образам, мыслям Тютчева, желание как бы подняться на ту же самую «ступень».

Если внимательно читать и сравнивать стихи Федора Тютчева и Николая Рубцова, то, к своему удивлению, обнаружим «родство» мотивов, а в некоторых случаях - прямые аналогии.

Вспомним: в творчестве Тютчева проходит через ряд произведений образ «всемирного хаоса» как непременная черта судеб людских; выражением его становятся стихии природы - ветер, солнце, дождь. Но в первую очередь, конечно, ветер.

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно?

Что значит странный голос твой,

То глухо-жалобный, то шумно?

Понятным сердцу языком

Твердишь о непонятной муке -

И роешь, и взрываешь в нём

Порой неистовые звуки!

Заканчивает он стихотворение суровым предупреждением:

О! Бурь заснувших не буди -

Под ними хаос шевелится!

Похожую роль выполняют природные стихии и в поэзии Рубцова, особенно ветер: («Ветер под окошками, тихий, как мечтание»; «Ветер всхлипывал, словно дитя»; «Был вечер и зловещ и ветрен»; «Стихи из дома гонят нас, как будто ветер воет, воет»).

Не поэт живет в природе, а природа в поэте - такое рубцовское мироощущение близко к тютчевскому.

Одно из своих лучших произведений «Как хорошо ты, о море ночное» Федор Иванович Тютчев закончил так:

В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою -

О, как охотно бы в их обоянье

Всю потопил бы я душу свою.

А вот у Рубцова последняя строфа известного стихотворения «Ночь на Родине»:

И всей душой, которую не жаль

Всю потопить в таинственном и милом,

Овладевает светлая печаль,

Как лунный свет овладевает миром.

Здесь мы видим похожее внутреннее состояние обоих поэтов.

И ещё один пример.

Уже стала крылатой строка из рубцовского стихотворения «Видение на холме»: «Россия, Русь, храни себя, храни!».

Но ведь о том же самом, много лет назад, писал и Федор Иванович Тютчев. 13 февраля 1869 года он посвятил стихи тысячелетней годовщине равноапостольного Кирилла, учителя словенского:

Не верь, не верь чужим, родимый край,

Их ложной мудрости иль наглым их обманам,

И, как святой Кирилл, и ты не покидай

Великого служения славянам.

Так мы видим, как огромные поэтические потоки русского народного сознания, подхваченные лучшими поэтами, передаются от эпохи к эпохе. Возникает как бы вечный мост русской Поэзии.

Геннадий Сазонов, член Союза писателей России

г.Вологда

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Геннадий Сазонов
Торжество Православия
11/24 марта
22.03.2024
«…Стать с веком наравне»
Обзор журнала «Берега» № 6 (58) 2023
16.03.2024
Матери
Стихи
08.03.2024
На грани уродства
О русофобии, принявшей крайние форы
01.03.2024
«Чужая рубашка» ближе к телу…
А.С. Пушкин развенчивал «влияния чужеземного идеологизма», пагубного для нашего Отечества. К годовщине гибели поэта
10.02.2024
Все статьи Геннадий Сазонов
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 14:19
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06