Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Граница на замке!

Валерий  Архипов, Русская народная линия

04.12.2013


Война символов и Победа Образа …

В Царствование Государя Императора Александра III Миротворца для Отдельного Корпуса Пограничной Стажи на основе приказа № 18 от 30 Марта 1894 года был установлен корпусной Престольный праздник. В приказе отмечалось: «Государю Императору благоугодно было 25 Марта 1894 года установить в Отдельном Корпусе Пограничной Стражи ежегодное празднование храмового праздника 21 Ноября в день Введения во храм Пресвятыя Богородицы, при чем Его Императорскому Величеству благоугодно было повелеть представлять в сей день на Высочайшем смотру сводную роту из представителе от всех частей Пограничного Корпуса». Тогда же родилась общероссийская духовная традиция совершения в этот день специальных Молебнов о здравии и благополучии защитников рубежей Отечества. Служение таких молебнов возродилось в 1996 году по совместному соглашению Пограничной службы РФ и Русской Православной Церкви. По светскому календарю двунадесятый Введенский праздник совершается 4 Декабря. Нынешний официальный «День пограничника» отмечается в связи с тем, что 28 Мая 1918 года председатель Совнаркома Ленин подписал Декрет об учреждении пограничной охраны РСФСР. Наступает пора постепенного отхода от «ленинских норм» и возвращения к исконным российским воинским традициям на государственном уровне. Данный очерк Валерия Архипова тематически продолжает его публикацию «Священная граница», посвященный российским пограничникам.

 

Символы смерти и дыхание Жизни

 

Что такое жизнь и смерть? Где проходит граница между ними?

Казалось бы, на этот вопрос может более или менее правильно ответить любой, но так ли здесь все просто?

Венец природы - человек, самый «массовый» символ жизни и всего живого - состоит из таких «мелких» деталей - кирпичиков жизни - как клетка. Простейшее элементарное «животное», от состояния и функционирования которого зависит жизнь каждого хомо сапиенса. Но общим для человека и составляющих его элементов является не только «среда обитания» - само тело человека, граница, отвечающая за его уникальную внешность. На самом деле и строение клетки совсем не так просто! У нее тоже есть своя граница - клеточная оболочка (мембрана), которая обеспечивает целостность клетки и способна регулировать обмен веществ между клеткой и окружающей ее средой, проводит окончательную проверку поступающих и исходящих из клетки молекул, то есть выполняет функции пограничного и таможенного контроля. Таким образом, состояние внутриклеточной среды поддерживается стабильным.

Учеными замечено, что живая клетка при некоторой склонности ее формы к симметрии, похожести правого и левого, все же в своей структуре принципиально асимметрична. Таким же свойством обладают и более сложные системы: например, сердце у позвоночных животных располагается слева, раковины моллюсков в основном закручены вправо. Замечено, что «праволапость» присуща некоторым животным. В мiре растений «левши» хмель и бобовые - они вьются только по левой спирали, а вьюнок - по правой. Могут быть левыми и правыми листья, цветы, иголки и даже корни. Оказалось, что они обладают разными качествами. Советский ученый Юрий Урманцев установил, например, что левые листья фасоли лучше развиты, но зато правые богаче аминокислотами. Селекционеры заметили, что несимметричные растения более жизнеспособны, и вывели новые урожайные морозоустойчивые сорта. Асимметрия организмов проявляется не только в их морфологии. Открытая Луи Пастером химическая асимметрия протоплазмы, выражающаяся в количественном неравенстве правых и левых молекул, показывает, что асимметрия является фундаментальным свойством жизни.

Симметричность бывает различна. В 1915 году немецкий математик, специалист по физико-математическим исследованиям, Амалия Эмми Нётер доказала, что все законы сохранения связаны с симметриями физических систем. Все материальные, физические системы обладают одним из видов симметрии - однородностью пространства, которая означает, что нет такой точки в пространстве, относительно которой существует некоторая «выделенная» симметрия, все его точки равноправны. На равноправии места (однородность пространства) покоится закон сохранения импульса; на равноправии направлений (изотропность пространства) - законы сохранения момента количества движения; на равноправии времени - закон сохранения материи и энергии. Многие законы нашего мiра построены на законах симметрии.

Технологии научных исследований ХХ века показали, что клетка является одной из самых сложных систем, с которыми когда-либо сталкивался человек. Сегодня известно, что в клетке существуют центры по выработке энергии, «фабрики», изготавливающие необходимые для жизнедеятельности гормоны и ферменты, «информационный центр», где находится информация о производимых продуктах, «системы транспорта» необходимых продуктов и сырья, «трубопроводы», «лаборатории» и «заводы» по переработке и очищению продуктов, поступающих из внешней среды. Ядро в сердцевине клетки - это ее «сердце», в котором содержится наследственная информация в виде молекул ДНК, определяющих все жизненные функции клетки и ее строение. Все это составляет только малую часть сложнейшего «организма» клетки.

В клетке человека скрыт еще один замечательный процесс, который называется апоптозом. Апоптоз - это резервная функция самоуничтожения измененной клетки, пораженной каким-либо недугом.

Клетки человеческого организма порою ведут себя как «самостоятельные» живые существа, так как они выполняют такие же жизненные функции, как и многоклеточные организмы: питаются, используют кислород для получения энергии, отвечают на определенные раздражители и обладают способностью к размножению.

Ученые Кильского университета (Германия), чье сообщение появилось в журнале «Нейчур» в 1997 г., сделали важное открытие: клетки кожи, покрывающие почти «с головы до пят» хомо сапиенса, а по сути, уникальный образ Божий, выделяют естественный антибиотик, защищающий организм от проникновения болезнетворных микробов, то есть выполняют функцию пограничной охраны человека.

Таким образом, клетки можно уподобить как самому человеку, так и полноценному городу-государству с его сложной системой жизнеобезпечения и границами.

Но кроме жизни, как это ни печально, в мiре существуют болезни и смерть. Еще Демосфен в своей «Олимфской речи» (II, 21) проводил аналогию между болезнями человеческого тела и государства. Они не замечаются, когда тело здорово или войны происходят с внешними врагами, но тотчас становятся заметными, когда тело заболевает или война происходит внутри границы государства.

Современная наука не в состоянии провести четкую демаркационную линию между жизнью и смертью. Ясной границы между живым и неживым нет. С точки зрения науки безспорно одно: жизнь - гармония динамическая, постоянно изменяющая и преобразующая как составные части, так и эстетические системы восприятия самое себя.

Смерть сама по себе всегда безобразна, но и она не безгранична: смерть есть статичное торжество структурной симметрии - главного внешнего признака смерти этого мiра, его граффити, печать.

Лицо живого человека не совсем симметрично. Некоторые отклонения от стандарта и мертвой геометрии делают его гораздо более выразительным. Австралийский врач Д.С. Хейес объяснил, например, улыбку Моны Лизы оригинальной несимметричностью ее лица. Также давно известно, что перед смертью лицо человека, даже вполне здорового на вид, приобретает симметричные черты (появляется так называемая «маска смерти»). Если нет энергетической «подпитки» извне, любое физическое тело стремится прийти к равновесию с окружающей средой и внутреннему равновесию, максимально равномерному рассредоточению в пространстве - к энтропии. Апокалиптическое «число зверя» 666 являет собой крайнюю форму симметрии смерти, где правая и левая цифры такие же, как и центральная. Анекдотический Буриданов осёл издох от голода между двумя одинаковыми охапками сена...

Антагонистами жизни, живых систем являются многие паразитирующие антисистемы, от простейших до самых сложных. Наглядный тому пример - вирусы, имеющие симметричную кристаллическую решетку, которые сами по себе не имеют четких признаков жизни и смерти. Вирус прописывает в генах клетки информацию-«программу», которую клетка ошибочно воспринимает как свою собственную[1], и начинается процесс саморазрушения. И если не обнаружить и не уничтожить источник заболевания - летальный исход организма неизбежен.

 

 Стилизованное изображение сечения вируса ВИЧ-инфекции

 Безспорно то, что мы живем в довольно симметричном мiре с симметричными законами. Но это касается законов именно этого видимого мiра, который приобрел особенные свойства со времени грехопадения Прародителей. Но есть и невидимый мiр, тоже сотворенный, но основанный не на законах материи, а на духовных законах Любви и идеальной гармонии, которые распространяются за пределы его границ. Нельзя утверждать, что, в отличие от этого, тот свет уродливо ассиметричен: идеальная гармония подразумевает и идеальное равновесие. Просто в нем жизнь организуется вокруг принципиально иного Центра, чем жизнь в нашей Вселенной, в мiре, зараженным грехом.

Законы бытия можно свести к двум: закон Божий и закон человеческий, мiрской, которые постоянно вступают в духовную войну и множественные противоречия. Видимый мiр есть одновременно и - мiр, в котором всякая мельчайшая черточка есть чудо Божией Премудрости и благодати, и - тот мiр, что «лежит во зле» (1 Ин. 5: 19), от которого нужно отвергнуться, чтобы достигнуть Неба.

В метафизическом плане только истинное Добро и Жизнь безграничны, тогда как зло и смерть имеют свои границы, пока сама смерть не истребиться (1 Кор.15:26). Но и Безначальное и Безграничное являет Себя в этом мiре через символы, чтобы невидимое Его «от создания мiра через рассматривание творений», стало видимым (Рим.1:20) и доступным человеческому восприятию. Однако в мiре сакральных символов не все однозначно: в некоторых случаях условная или явная симметрия может быть признаком красоты и гармонии, удерживающим силы в равновесии и стабильности. Главным из них является Крест, который в Римской истории был орудием позорной казни и смерти. Но вместе с тем в своих равноконечных вариациях, в религиях, существовавших до Рождества Христова, Крест был и символом Солнца, огня, чистой жертвы и самого жертвенника, а для Истории же Благовестия это - священный атрибут Вечной Жизни.

Как известно из Евангелия, на Лобном месте было три креста: Крест Искупителя и два симметрично расположенных креста с распятыми за свои грехи разбойниками[2]. И только после покаянного исповедование преступником, распятым на правом кресте, Иисуса Христа - Богом (Лк.23:42), эта духовная симметрия мiра сего была разрушена. Будучи всенаправленным образцом Божественной симметрии не от мiра сего, Крест Спасителя разделил человечество на две неравные во всех смыслах части, правую и левую: избранных (Ин.15:16, 19) и посвященных в тайну Креста, и тех, кто возлюбил мiр сей больше своей души и Вечности. Но и тут образ Древа Жизни в виде Осьмиконечного Креста совсем несимметричен в своей нижней перекладине, правая сторона которой устремлена вверх к Богу и Царствию Небесному, а левая - в Ад, в ту область, где до Страшного Суда всё еще существует некое подобие жизни, хотя и далеко несимметричное ей, и где грешники отбывают наказание, вполне симметричное своим прижизненным страстям.

 

 

Итак, после голгофской Жертвы Ветхий закон несет в себе сугубо отрицательный пример «служения осуждения» (2 Кор. 3: 9) - «служения смертоносным буквам» (2 Кор. 3: 7), тогда как Завет Новый (со знаком «плюс», +) - исполнен «служения оправдания» (2 Кор. 3: 9), освобождения от законов материального мiра: «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3: 17).

Но свобода - вещь относительная, имеющая отношение в этом мiре только к Кресту Помазанника!

Не без помощи «уклонившихся влево» первосвященников, книжников и фарисеев ветхозаветной Церкви, сознательно предавших на казнь Сына Божия (Мтф.17:5), еще один разбойник - убийца Варавва, «сын отца» (так с ерв. переводится имя Бар-Абба), «которого многие воспринимали как борца против власти Рима»[3], по сути - первый революционер, восставший на границе между Ветхим и Новым Заветом, был навсегда лишен какой-либо надежды на милосердие Божие: «не воскреснут нечестивые на суд» (Пс. 1: 5)!

Так была обозначена еще одна непреодолимая граница между полнотой жизни, во всех ее направлениях и измерениях, и ничтожеством смерти, между областью божественного Света и «тьмой внешней» (Мф.8: 12), лежащей вне сферы какого бы ни было Закона[4], вне пространства и вне времени вообще: «беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет» (Пс. 36: 38) вместе с самой смертью (1 Кор.15: 26).

 

 

Болезнь прогрессирует... На плакате предателей России революционеров-февралистов хамская надпись: «Николая кровавого въ Петропавловскую крепость!»

 

 

...и, наконец, идеологический вирус «овладевает массами»! Уже на советском транспаранте глумливый парафраз из Символа Веры Православной: «Царствию рабочих и крестьян не будет конца».

 Плоды предательства Отца - всеобщие несвобода, неравенство и безотцовщина.

 

Границы Вечности

 

Географические представления средневековья об окружающем пространстве были больше, чем просто география, как мы ее понимаем сейчас. Это было, по существу, целое мiровоззрение, и структура географического пространства являлась в то же время определенной идеологией. Образы пространства были одновременно и образами времени.

В современной науке преобладает аналитический подход, расчленяющий явления на составные части, что более напоминает процесс разложения, смерти, тогда как знаниям древних ученых и мыслителей был присущ целостный, целомудренный, общий взгляд на мiр. Таковым он оставался еще и в средневековой науке. Вселенная воспринималась как нечто единое и целое, во всей ее полноте и гармонии, и добавление всякого знания служило утверждением этого положения. В первую очередь это касается картографических сочинений. «В Индии мы находим уподобление царства, его основ (элементов), государственных институтов телу Царя, стоящего во главе этого государства. [...] Представление о мiре или его частях как о человеческом теле существовало у многих народов и дожило до поздних времен, в частности, в картографических попытках изобразить мiр. [...] Одна из первой в Европе попыток представить карту мiра в виде лежащего человека принадлежит древнегреческому автору VI в. до н.э., который в трактате ‘‘О [числе] семь'', приписанном позднее математику и астроному пифагорейцу Гиппократу... описывал в XI главе ойкумену как человека, лежащего головой на Юго-Запад. [...] Согласно этому трактату, ойкумена ‘‘в качестве головы имеет Пелопоннес, местожительство благомыслящих людей; Истм, соответствующий спинному хребту; Ионию - в качестве грудобрюшной преграды; Геллеспонт - в качестве бедра; Фракийский и Киммерийский Боспор - в качестве ног; Египет и Египетское море - в качестве (верхней части) живота; Понт Евксинский и Меотиду - в качестве (нижней части) живота и прямой кишки'' [...] Что традиции антропоморфного изображения мiра сохранялись долго, показывает тот факт, что еще в XIV в. итальянец Опицин... создал карту Средиземного моря, в которой Европейский и Африканский континенты были изображены в виде мужской и женской человеческих фигур, склонившихся головами друг к другу в районе Гибралтара. В 1537 г. Иоанн Буций... нарисовал карту Европы в виде человеческой фигуры, голова которой изображала Испанию, а низ фигуры находился на западном побережье Черного моря. Таких карт было в это и более позднее время много...»[5].

 

 

Космос внутри космического человекообразного существа Пуруши. Западная Индия, XIX в.

 

 

Антропоморфное изображение карты Европы

 Аллегорическое или прямо антропоморфное изображение структуры космогонического характера, а так же изображение страны или города - явление достаточно древнее, устойчивое и распространенное.

 

 

Карикатурная карта Европы в очередной антирусской пропагандистской кампании 1899 года.

 Протооригиналом русского чертежа московских земель, предположительно датированного 1496-1498 годами, считается карта Московии, носящая имя Дженкинсона. Хорошо были знакомы в России и гравированные космографии XV-XVI веков. Интерес к наукам порождал обширную переводную литературу. «Что именно было в Москве переведено в XVII веке? - спрашивает филолог А. Соболевский. - Более всего интересовались географиею. Все лучшие труды по этой науке общего характера, явившиеся в Западной Европе в конце XVI и в XVII веках, были у нас переведены. Это - сочинения Ботера, Ортелиуса, Меркатора, де Линды, огромный амстердамский атлас Блеу ... Было переведено несколько специальных трудов по географии (описания Святой Земли, Алжира с Тунисом, Персии, Шпицбергена); далее, ряд путешествий в земли Дальнего Востока, путешествие в Персию Олеария, путешествие в Святую Землю Радзивилла. За географиею следовала история»[6]. Эта связь между географией и историей, то есть между пространством и временем проходит через иконографическое понимание целостности мiра, между земной иконой государства и образом жизни его граждан, главный вектор и динамику которому задает ее центр - жизнь столицы, энергией которой управляется и определяется жизнь всего государства.

Но жизнь Первопрестольной и Государства - это плод священной Любви, которая является самым надежным фундаментом для церковно-государственного тела, для братской семьи народов, каковой являлась Россия до Февральского и Октябрьского переворотов, до предательства и убийства Царя и Царской Семьи. Ибо не бывает государства без Государя, как не бывает жизни без Первоисточника Жизни!

Священное пространство этой народной Семьи, ее живая ткань, имеет свой земной образ, восходящий к Первообразу небесному. «В семействе должно искать начатков и первого образца власти и подчинения, раскрывшихся потом в большом семействе - государстве. Именно: отец есть... первый властитель... но как власть отца не сотворена самим отцом и не дарована ему сыном, а произошла вместе с человеком от Того, Кто сотворил человека, то и открывается, что глубочайший источник и высочайшее начало первой власти, а следовательно, и всякой последующей между человеками власти, есть в Боге - Творце человека. Из него же всякое отечество на небесах и на земли именуется (Еф.3:15); потом, когда сыны сынов разродились в народ и народы и из семейства выросло Государство, необъятное для естественной власти отца, - Бог дал этой власти новый искусственный образ и новое имя в лице Царя. [...] Бог, по образу Своего небесного единоначалия, учредил на земле Царя; по образу Своего небесного вседержительства устроил на земле Царя самодержавного; по образу Своего царства непреходящего... поставил на земле Царя наследственного», - раскрывает символическое значение земной иконы небесного Царя московский Святитель Филарет (Дроздов)[7].

Не из страха подданных, не из подобострастия и совсем не случайно центральное место в жизни русского общества занимали Царь, Царская Семья и царствующий Род. Сословная структура русского Царства была удивительно совершенной, и в ней не было «пирамиды власти», которая выстроена ныне в большинстве демократических стран мiра. Это был семейный круг, в центре которого находился Престол Царя!

Православное Царство есть уникальная форма жизнеустроения, которая вырабатывает общественное сознание, противостоящее массовому безумию идолопоклонства и, тем самым, способствует делу спасения индивидуальных душ. Человек утверждает себя на своем месте через служение тому делу, к которому он приставлен, считая его своей царевой службой, а поскольку Царь есть Божий Помазанник, то и служением Самому Богу. Но и Царь не свободен от своих обязанностей перед Богом и вверенным ему народом, который, сообразуясь с открываемой ему посредством Таинства Мvропомазания Божией волей, он и ведет к небесному Первообразу, соединяющему всех со всеми. Эта жертвенная взаимная любовь Царя и народа, основанная на исполнении заповеди о любви к ближнему, в едином для всех Богослужении («всем миром»), - есть первейшая скрепа жизни христианского Государства.

Устремленность к реальной, а значит - вполне досягаемой, цели дает человеку ни с чем не сравнимое ощущение полноты земного бытия, счастья, которое нам, современникам и не снилось. Жизненная философия русского народа родила уникальные образные выражения его мiросозерцания: «Царь земной под Царем небесным ходит», «народ - тело, Царь - голова», «Худой гражданин царства земного и для Небесного Царства не годен».

Итак, мы пришли к выводу, что границу и внутренний управляющий центр имеют не только человеческие клетки и сам человек: их имеет и город, и государство, мiр животный и растительный, вообще вся среда обитания жизни на земле.

Но насколько статична жизнь самого государства, и, в частности, мегагосударства - Империи?

Есть такой латинский термин, не самый распространенный, но известный в определенных кругах: Translatio Imperii - Движущаяся Империя. Она движется не только в пространстве, но и во времени: она рождается, растет и набирается сил, засыпает и вновь пробуждается. Как человек, она живет и движется наполняющим ее Духом. В истории человечества известно не так много Империй, а движущихся всего три: Рим Первый, Второй Рим со столицей Царьградом, и, наконец, Рим Третий - Москва, сердце уникальной христианской Империи. Но, в отличие от физического тела человека, Движущаяся Империя не умирает: у нее есть Свыше установленная задача - трансформировать Вселенную, гармонизировать её пространство и время и, наконец, поставить последнюю точку в Истории человечества: «четвертому Риму не быть»!

 

 

 

Символическое изображение Москвы в виде сердца. Фрагмент карты Московской губернии. 1726 г.

В народных сказках, прежде чем совершается чудесное воскресение из мертвых главного героя-богатыря, его разрубленное на многие куски тело сначала кропят мертвой водой, а затем - живой. Мертвая вода - образ знаний объюродившего мiра, которые соединяют разрозненные части в материальное, телесное представление о жизни, но самой жизни дать не могут, хотя и являются ее необходимыми элементами. Образы «мертвой воды» мы находим в Священных Писании и Предании: это вода самого начала Творения: Земля же бе невидима и неустроена, и тма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды (Быт. 1: 2), Дух Божий носился над нею, освящая воду для будущей жизни; это и вода из пасти апокалиптического змия: И пустил змий из пасти своей вслед Жены воду как реку, дабы увлечь Ее рекою. Но земля помогла Жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей (Отк. 12: 15-16). Но живая вода, которую «пила» самаритянка у колодца (Ин.4:14) - это живая Вода Крещения (Ин.4:10), предвечного, нетварного, насыщающая Жизнью всё и вся.

С момента поступательного и степенного Таинства Крещения Руси Святым Апостолом Андреем Первозванным, Князьями Киевскими Аскольдом-Николаем и Диром, Святой Равноапостольной Великой Княгиней Ольгой-Еленой и, наконец, Святым Равноапостольным Великим Князем Владимиром Святославичем, Империя Русского мiра - это огромная Вселенная, в которой вся жизнь вращается по восходящей к Раю спирали вокруг единого центра этой системы - вокруг её Солнца, вокруг Государя Красного Солнышка, вокруг Главы земного Царства, живой иконы Царя царей (Откр.19:16) и «Солнца Правды» (Мал. 4: 2)[8]. Есть в нашей Вселенной свои «звезды» - прославленные и неизвестные мiру Святые; есть «планеты» и «спутники», члены этого уникального антропоморфного образования, составляющие единый государственный организм - народ. Народ, собранный духом одной правой Веры в единое Тело, центром которой является Сама Жизнь - Богочеловек, Глава Вселенской Церкви-Царства - Сам Иисус Христос, однажды и навсегда изменивший смысл и вектор существования этого мiра. И как вселенский, географический, церковный, наконец, антропоморфный священный символ, все вышеперечисленное имеет четко очерченный образ - границу. Иначе они не были бы символами!

О существовании границы соприкосновения духовного и материального мiров говорит Сам Господь: «Небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих» (Ис.66: 1). Под Небом в Священном Писании подразумевается Царство Святой Троицы - царство духовных реальностей - невидимых и безплотных. Тогда как под землею - совокупность символов этих реальностей, видимых и материальных, и сама Земля, таким образом, - это символическое изображение Неба. Из этого следует вывод, что вся видимая Вселенная, в том числе и Земля, как единая часть целого, представляет собою образ (икону) вещей невидимых.

Но пересечь границу духовного мiра и войти в сакральную среду Пакибытия намного сложнее, чем получить визу в сопредельное государство. Без правой Веры это практически невозможно.

Однако, сакральную границу, как и обычную, можно попытаться пересечь и незаконным путем. Этому помогают ложные и неверно трактуемые современные символы и термины. Они, как «левые» визы и поддельные паспорта, используются их владельцами для самочинных проникновений в мiр Святыни. Эти действия имеют конкретный и определенно злой умысел: подменить собою, заместить и незаконно занять чужое место, разбалансировать и, наконец, перевернуть мiр добра и жизни, сделать его обителью смерти.

Но само зло всегда внешнее, его местопребывание и первоисточник находится за границей священного, куда оно не может свободно проникнуть: «Некоторые придумали, будто благодать и грех, то есть Дух истины и дух прелести, вместе укрываются в уме крещаемых: почему, говорят, одно лице призывает ум к добру, а другое - к противному тому. Я же из Божественных Писаний и из самого чувства (опытно) ума постиг, что прежде Крещения благодать со вне направляет душу на добро, а сатана гнездится в самых глубинах ея, покушаясь преграждать уму все правые исходы; с того же часа, как возрождаемся в крещении, бес бывает вне, а благодать внутри. Почему и находим, что как древле господствовала над душею прелесть, так по Крещении господствует над нею истина. Действует после сего и сатана на душу, как и прежде, а нередко даже горше того, но не как соприсущий благодати: да не будет! а дымя как бы пред умом ... приятностию безсловесных сластей. Бывает же сие по попущению Божию, чтоб человек достигал наслаждения добром не иначе, как проходя чрез бурю, огнь и искушение. Ибо говорится: проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой (Пс. 65: 12)»[9]

 

Моление Церкви

 

Границу между Ветхим и Новым Заветом принято изображать иконографически - это центральный образ иконостаса. Он называется Деисис или Деисус (греч. δεησις - прошение, моление) с предстоящими Престолу Святой Троицы Богоматерью и Святым Иоанном Крестителем - проповедником Вселенского покаяния.

 

 

 

Спас в Силах Небесных, Богоматерь, Святой Иоанн Креститель. Конец 1540-х - начало 1550-х годов. Деисус церкви Святых Апостолов Петра и Павла в Кожевниках в Великом Новгороде. Новгородский музей

Деисусный ряд иконостаса (вместе с другими рядами) располагается от северной до южной стены храма и отделяет алтарную часть храма (Восток), символизирующую «небо Небес» от собственно «храма» - его средней части (Запад), которая символизирует все земное пространство, где находится Вселенская Церковь (у греков оно называется афоликон - вселенная). Средняя часть храма символизирует мiр тварный, но уже обоженный, освященный, оправданный.

Как писал в своем труде Л.Успенский, «Деисис в соответственном смысле - трехчастная икона, где по сторонам от Спасителя, стоят в молитвенной позе Богоматерь и Предтеча... Он являет результат Боговоплощения и Сошествия Святого Духа, исполнение новозаветной Церкви [...] Основная тема его - моление Церкви за мiр. Это - эсхатологический аспект Церкви»[10] (выделено мной. - А.В.).

Типологический и иконографический земной образ Деисуса - это предстоящие Кресту с Распятым на Голгофе Богоматерь и Боговидец Иван, любимый ученик Христа, «Апостол любви», той самоотверженной любви, за которую Господь только его одного усыновил Своей Пречистой Матери: «Жено, се, сын Твой», только ему одному сказал с Креста: «Се - Мати твоя». «И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:26-27).

 

 

 

Распятие. Икона. 1685 г.

 

Земной иконой Деисуса или Церкви Небесной, стала современная композиция Москвы с Троицким собором по центральной оси Красной площади, между храмом Богоматери «Державной» и Иоанновским монастырем[11]. Центром этой композиции является Лобное место, своей формой и местоположением соответствующее Агнцу пред Престолом, окруженным святыми и старцами, о котором упоминает в своем видении небесного Града Иоанн (Отк.14:1-2).

 

 

 

 

«Земля правится прежде всего Божиим милосердием и Пречистыя Богородицы милостью и всех святых молитвами, и родителей наших благословением и последи нами, государи своими...»[12] - эти слова из писем Царя Иоанна Васильевича Грозного раскрывают перед нами, как премудрым Промыслом Божиим управляются и обретают глубокий исторический смысл разрозненные, казалось бы, усилия людей, плоды которых можно видеть спустя века...

 

Образ Победы

 

Устроительницей священного пространства нашего Отечества является Богоматерь. Только у Нее, как Путеводительницы земной Церкви - Церкви воинствующей, есть Свои Уделы - избранные места на Земле, куда Она Сама несла Благовестие.

Уделы Владычицы являлись Ее особой заботой. Первый удел, доставшийся Ей по жребию, - Иверия[13], второй, по утверждению Святых Отцов, Святая гора Афон. Сама Богоматерь избрала Свой третий удел - Киево-Печерскую Лавру. Считается, что с этого момента Богородица вселилась в избранную Ею новую землю.

Из Киева началось чудесное шествие Царицы Небесной по Святой Руси. Чудны и удивительны благодеяния Божьей Матери в судьбе России! По справедливому замечанию протоиерея Александра Киселева «Россию можно было бы назвать Богородичной страной»[14]. Любовь русского человека к Заступнице Усердной и милость Царицы Небесной к нашей земле сделали так, что в России за всю ее историю было явлено около 600 наименований Ее Святых икон[15].

По воле Богоматери сюда были перенесены Ее чудотворные иконы, писанные евангелистом Лукой; здесь Она Сама являлась множество раз, указывая, где необходимо возвести храм или монастырь и как их устроить; здесь чудесным образом явлено множество Ее чудотворных икон, на месте обретения которых опять же воздвигались церкви, рядом с ними строились поселения, вырастали города.

Вряд ли кто-то сможет объяснить, в какие незапамятные времена имя Иван стало синонимом слова русский. Слова известной песни - «Иванами да Марьями гордилась ты всегда...» - перекликаются с русскими былинными и сказочными героями - Иваном-Царевичем и прекрасной Марьей-Царевной. Эти имена царят на просторах России как неприхотливый цветок иван-да-марья. Действительно, Иваны и Марии - вот подлинно обобществленные имена носителей и хранителей русского духа, иконологически соответствующие предстоящим у голгофского Креста Богоматери и любимому ученику Господа Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову. «Россия вся - один Иван», - писал «певец революции» Владимир Маяковский в своем произведении «150 000 000». Трудно не согласиться с тем, кто приложил столько усилий для разрушения этого сказочного царства...

О благодатном Покрове Божьей Матери над Россией написано много книг. На нашем сайте «Царское Дело» собраны и представлены в виде Таблицы случаи Ее чудесных явлений нашим соотечественникам[16] - Царям, Князьям, Святителям, инокам, юродивым, крестьянам и служилым людям, а также нашим современникам, явно или в состоянии так называемого тонкого сна[17]. К Таблице явлений Богоматери прилагается дополнительный материал в виде карты, а Таблица  с местами расположения монастырей с Ее чудотворными иконами, для наглядности, так же дополнена картографическим изображением. 

Участие Божией Матери и Матери всех «Иванов» в истории России исключительно!

Совсем не случайно Богородицы, как Предводительница воинствующей земной Церкви, именуется «Взбранной Воеводой», Имеющей «Державу непобедимую». Но из всех Ее чудесных случаев молитвенной помощи и заступления, следует отметить Ее особое участие в событиях 1612 года - во времена первой Русской Смуты, когда полчища интервентов хозяйничали в самом сердце России - в Москве. Икона Божией Матери «Казанская», Предводительница русского ополчение, изгнала из Своего Удела всю иноземную рать!

В память об избавлении от тягот Смутного времени и самозванцев молитвами и предстательством Богоматери 4 Ноября (по нецерковному стилю) празднуется день этой чудотворной иконы Богородицы. Как справедливо указывает протоиерей Лев (Лебедев), «следует отметить, что в событиях 1612 года - избавлении России от самозванцев-лжецарей - часто видят прообразование спасения всей Церкви Богородицей в особых испытаниях последних периодов земной истории человечества»[18].

Особенность нашего времени заключается в том, что, даже не вдаваясь в эсхатологические подробности, можно сказать, что мы живем значительно ближе ко Второму Пришествию, чем к Первому. И всё труднее становится не замечать повсюду признаки близкой кончины мiра. Но время несет в себе настолько значительный заряд величия и грусти, что они перевешивают его безсилие и пошлость...

Россия - это и сегодня Дом Пресвятой Богородицы[19], а не просто бездушное «геополитическое пространство». Но она еще и Святая Русь, и Третий Рим, и иконографический Образ Нового - Небесного Иерусалима. Понимают ли это те силы, для которых безликая «Евразия», нарезанная из кусков России, представляется возможным местом проживания верхушки того «золотого миллиарда», на котором ныне клейма ставить негде? Опасность восстановления ложной монархии в России - это очень реальная опасность, достаточно внимательно перечитать анонимный «Проект Россия» . Но, без всякого сомнения, этого не произойдет! Как писал православным царистам в Россию 1990 года Августейший Покровитель нашей Информационно-исследовательской службы «Царское Дело», Внук Императора Александра III Миротворца - Тихон Николаевич Куликовский-Романов: «С Божией помощью покаянием и бдительностью мы победим»!

 

***

Впервые за двести лет Богородица дала Своё благословение на то, чтобы Её пояс покинул Ватопедский монастырь на Афоне. Богоматерь сплела этот пояс из верблюжьей шерсти. Он был на Ней когда Матерь Божия носила в Себе Христа Спасителя...

Пояс Пресвятой Богородицы был впервые привезен в Россию в прошлом году и за месяц побывал в 15 городах. Почти по периметру были обнесены границы сердцевины средневековой Святой Руси и рубежи современной России[20]. Так обносились чудотворными иконами Богоматери крепостные стены русских городов, когда приближались полчища иноземных агрессоров. Поясом Богородицы называли и реку Угру[21] во время «Великого стояния»  - битвы, закончившейся окончательным свержением иноверного ига. А это значит, что реальный враг почти у наших ворот. И значит, что победа обязательно будет за нами: незримый Китеж-град Святой Руси никогда не станет доступен врагу рода человеческого - его священная граница на самом надежном замке! Вот и нерушимый Образ Победы Святой Руси!

 

 

 

Икона Богоматери «Неопалимая Купина» или «Церковь Восьмого Дня», празднование 4/17 Сентября

 

Молитва Иконе Божией Матери «Неопалимая Купина»

Царице Небесная, Владычице наша, Госпоже Вселенныя, Пресвятая Богородице, Нескверная, Неблазная, Нетленная, Пречистая, Чистая Приснодево, Марие Богоневесто, Мати Творца твари, Господа славы и Владыки всяческих! Тобою Царь царствующих и Господь господствующих прииде и на земли нам явися. Ты убо Божие милосердие воплощенное. Ты Мати Света и Живота сущи, якоже некогда во чреве Твоем носила еси Его и на объятиих Твоих имела еси Младенца Слово Превечное, Бога, тако и всегда Того с Собою имаши. Сего ради мы по Бозе к Тебе прибегаем, яко к Нерушимей Стене и предстательству: призри благосердием, всепетая Богородице, на лютое озлобление наше и исцели душ и телес наших болезни: отжени от нас всякаго врага и супостата, избави от глада, мора, от язвы, от вод многих и воздухов тлетворных, и от смерти внезапныя; и якоже три отроки в пещи вавилонстей, сохрани и соблюди нас, да якоже древле людем Божиим, тако будут вся благая нам чтущим Тя; врази же и вси ненавидящии нас да постыдятся и посрамятся, и уразумеют вси, яко с Тобою Господь, о Владычице, и Тобою с нами Бог. Во дни Осени нас Сению Благодати Твоея, во тьме же нощней просвети светом свыше, всем полезная устрояющи: преложи горесть нашу во сладость и слезы утри согрешивших и бедствующих раб Твоих, исполняющи коегождо прошения вся во благо; вся бо можеши, елика хощеши Ты, Мати Слова и Живота. Тебе Отец венча Дщерь, Сын Матерь Деву, Дух Святый Невесту, да царствуеши яко Царица, предстоящи одесную Святыя Троицы, и милуеши нас якоже хощеши, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Ссылки и примечания

 



[1] Программу КПСС 1961 года, приведшую, в конце концов, к самоуничтожению Советского Союза, некоторые публицисты справедливо называли «чумой ХХ века». Что можно сказать о России сегодня? Чем всё ещё больно народное тело нашего Государства?

[2] По Священному Преданию под Лобным Местом находилась (и находится сейчас) пещера с останками Адама - первого земного Царя и Отца всех народов. Это Предание многократно отображено в иконографии Животворящего Креста Господня с изображение Адамова черепа и перекрещенных локтевых костей.

[3] Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994 

[4] Христос не был осужден на казнь по законам Римского права: «я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти» (Лк.23:14-15), и: «невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы» (Мтф.27:24), но Он так же был удержан римской Властью и от осуждения в рамках Ветхого закона: «Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого» (Ин.18:31).

Воистину, в убийстве Христа-Помазанника свершилась тайна беззакония, основанная на клевете, зависти, сребролюбии и непомерном властолюбии первосвященников, заразивших корпоративным смертоносным вирусом весь Израиль: Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. ... И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших (Мтф. 27:20, 25).

[5] Подосинов А.В. Ex oriente lux. Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М. 1999. С. 496-499.

[6] Цит. по: Борисовская Н.A. Старинные гравированные карты и планы. М. 1992. С. 160.

[7] Филарет, митр. Московский. Христианское учение о Царской власти. М. 1901. С. 5.

[8] Таинство Воскресения России многие православные верующие вполне справедливо и обоснованно связывают с предреченным восстановлением Всероссийского Самодержавного Царского Престола и дорасследованием цареубийства 4/17 Июля 1918 года.

[9] Блаженный Диадох. «Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и разсуждения духовнаго». Глава 76. Цит. по: Добротолюбие Том 3 http://sdruzhie-volga.ru/knigi/svytoot/dobrotoljubie_t3.htm#_Toc263154494 П/ж выделено мной. - А.В.

[10] Успенский Леонид Александрович. Богословие иконы Православной Церкви. Киев. Б. г. С. 224.

[11] Подробнее о символике Первопрестольной будет рассказано в отдельной публикации.

[12] Послания Ивана Грозного. М.-Л. 1951. С. 200.

[13] Часть территории современной Грузии.

[14] Киселев А.А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. М. 1992. С. 23.

[15] По указателю икон Пресвятой Богородицы в: Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. М. 1993. Т. II. С. 1566-1590.

[16] Полное описания явлений Богоматери в нашей книге: Архипов В.В. Нерушимая стена. Явления Божией Матери на Русской Земле. М. 2000, 2001, 2005, 2013.

[17] Поясним читателю, что под тонким сном в христианстве общепринято подразумевать особое состояние человеческого сознания между сном и бодрствованием, состояние, когда, находясь на земле, душа может зреть духовным зрением явления из мiра потустороннего. Сон является тонкой границей сознания человека между материальной и духовной реальностью мiра, ступенью в мiр запредельный: «Сновидение есть знаменование перехода из одной сферы в другую [...] Сон - вот первая и простейшая ... ступень жизни в невидимом. Пусть эта ступень есть низшая, по крайней мере - чаще всего бывает низшей; но и сон ... восторгает душу в невидимое и дает даже самым нечутким из нас предощущение, что есть и иное, кроме того, что мы склонны считать единственно жизнью». Флоренский П.А. Иконостас. М. 1994. С. 46, 37.

[18] Лебедев Лев, прот. Православное почитание Богоматери в связи с почитанием Ее святых икон / Тысячелетие почитания Пресвятой Богородицы на Руси и в Германии. Мюнхен - Цюрих. 1990. С. 65.

[19] Достаточно вспомнить о Явление Богоматери в Цхинвале в 2008 году, которое не только лишний раз напомнило всем, что мы живем в общем Доме под Ее Покровом, но и указало на современные границы этого священного пространства. 

[20] Его фактический маршрут: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Норильск, Владивосток, Красноярск, Тюмень, Нижний Новгород, Дивеево, Саранск, Самара, Волгоград, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Калининград, Москва.

[21] В долине реки Угры расположен ряд летописных городов, упоминаемых источниками: Луза, Воротынск, Залидов, Опаков, Дмитровец, Кременец. Их остатки сохранились до настоящего времени в виде памятников археологии - городищ. Ландшафтными доминантами долины являются монастыри и храмы Пресвятой Богородицы, почему и сама река получила звание «Пояса Богородицы».



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме