Почему фашисты не взяли Рязань

Из книги об архимандрите Авеле (Македонове)

Новости Москвы 
0
3369
Время на чтение 6 минут

Как известно в декабре 1941 г. началось знаменитое контрнаступление под Москвой. Но малоизвестно, что началось оно с рязанской земли, с контрудара по фашистам 10-й армии под командованием Ф.И. Голикова.

Рязань в то время находилась под той же угрозой захвата, что и Москва. Фашисты стояли в тридцати километрах от города. И лишь чудо спасло Рязань. Об этом чуде рассказывается в книге Игоря ЕВСИНА «Было много чудес. Удивительные рассказы из жизни архимандрита Авеля (Македонова)».

В 1941 г. отца Коли Македонова (так звали архимандрита Авеля до пострижения) Николая Лазаревича мобилизовали на войну, Македоновы стали жить совсем плохо. И для того, чтобы прокормиться, Коля стал работать в колхозе на пасеке. До него там работал колхозник, который пил, курил и за пчелами не смотрел. Потому они у него дохли. Собралось колхозное собрание увольнять нерадивого пасечника. Председатель и говорит:

- Ну, пьет, ну курит... А где ж я вам найду непьющего? Разве что монаха какого? Так их теперь нету.

- Как нету? - воскликнул кто-то из собравшихся. - Есть! Македонов. Коля-Монах!

И колхозники, зная его, как добродетельного, трудолюбивого мальчика, согласились, чтобы он работал на пасеке. И не ошиблись.

Когда Коля стал работать пчеловодом, то получил возможность уединенно молиться. Дома, среди большой семьи это делать было трудно. А на пасеке у него был сарай, в котором он устроил молитвенный уголок. Работал и молился. Благодаря его труду и молитвам пчелы перестали дохнуть. Наоборот, стали умножаться и давать столько меда, что все только удивлялись и спрашивали, как ему это удается.

- Благодаря Богу, - отвечал мальчик-пасечник.

«Пасека, на которой я работал, - вспоминал отец Авель, - в саду стояла. Там яблони росли, крыжовник, малина, смородина. Помню, лето было такое дождливое, все ягоды могли замокнуть и опасть. Мы их даже собрать не могли из-за дождей. И без меда могли остаться. Пчелы в такую погоду ничего не приносили. Стал тут надо мной бригадир ехидничать: «Где ж, - говорит, - Коля, твои Угоднички? Куда они смотрят?» «Нам самим надо Бога просить, чтоб дождик был» - ответил я. «Ну вот ты и проси. Ты же у нас шибко верующий», - как-то по злому сказал бригадир.

Ничего я не ответил. Пошел в сарай, где у меня инструменты хранились, а в уголке иконы стояли, свечи горели. Стал молиться. Вскоре дождь прекратился. Конечно, я не приписывал это себе. Просто благодарил Бога и все. И никому не говорил, что просил Его о том, чтобы дождь прекратился. Но бригадир что-то заподозрил и говорит мне:

- Небось, думаешь, что это твой Бог дождик остановил.

- Все в Его силах, все Ему подчиняется и дождь, и солнышко, - ответил я.

- Да при чем тут Бог? Просто природа так устроена. Разошлись тучи - дождь и перестал.

Я не стал спорить и сказал:

- Ну, пусть так...

И вдруг всего через час дождик вновь как ливанет! И туч никаких не было. Бригадир оторопел. Подошел ко мне и говорит:

- Ты уж прости, я, наверное, того... не того чего-то сказал...

А Коля Македонов пошел на службу в Скорбященский храм, поставил Господу свечку и благодарно помолился за явленное чудо и вразумление бригадира.

В Скорбященскую церковь Коля Македонов ходил на службы, невзирая ни на какую погоду. Однажды зимой он шел со всенощной службы домой, в Никуличи, и вдруг поднялась такая сильная пурга, что ни зги не было видно. Сбился Коля с пути, заплутал. Долго ходил из стороны в сторону, пытаясь найти путь, но тщетно. Только из сил совсем выбился и даже замерзать стал. И тогда взмолился Коля ко Господу с просьбой о помощи. Вдруг видит, откуда-то неожиданно появился старичок и помахал ему рукой, иди, мол, за мной. Коля пошел. Когда вдали появились домишки села Никуличи, старичок так же неожиданно исчез. Коля Македонов понял, что это добрый помощник был ни кто иной, как Николай Угодник, имя которого носил и он и его родное село. Святитель Николай - он же ведь первый помощник путешествующим.

Были на Колю Макдонова и бесовские нападения. Так однажды летом он возвращался ночью из Скорбященской церкви, и вдруг в пустынном месте на него напала большая свора собак. Они были злые и страшные. Казалось: еще немного и они разорвут Колю в клочья. И тогда он повернулся к Скорбященской церкви и стал молиться. И свора собак исчезла, словно наваждение бесовское.

Скорбященская церковь тогда была единственной действующей церковью в Рязани. И, когда началась Великая Отечественная война, народ во множестве приходил в нее помолиться за здравие родных, воевавших на фронте, за Победу.

В ту страшную войну по молитвам верующих и заступничеству святителя Василия Рязанского чудесным образом была спасена от захвата фашистскими войсками Рязань.

Это произошло в декабре 1941 года. К тому времени немцы вплотную подошли к Москве. Захватили рязанской город Михайлов и продвинулись до села Захарова, что в сорока километрах от Рязани. В городе была объявлена эвакуация. Узнав об этом, верующие собрались в Скорбященском храме на молитву о спасении Рязани от вражеского захвата. Архимандрит Авель так вспоминал об этом:

- Помню, как во время богослужения в храм вбежала растрепанная и очень взволнованная женщина. «Православные! - закричала она. - Мне было видение: святитель Василий сказал, что наш город будет спасен от фашистов!» - и со слезами припала к иконе святителя.

Не все верующие поверили этому. Больно уж велика была опасность. Некоторые части наших войск готовились к отступлению. Но случилось чудо - фашисты не смогли захватить наш город.

Тогда у нас в Никуличах была расквартирована часть Сибирского полка. И один из солдат рассказал мне о том, как он стал свидетелем заступничества святителя Василия Рязанского за наш город. Этот солдат служил во взводе охраны Рязанского кремля, в Успенском соборе которого находился склад боеприпасов. Когда немцы бомбили Кремль, они не могли не попасть в собор. Представляете - не могли разбомбить самое большое самое видимое для них здание. Даже охранники удивлялись, что бомбы не попадают в собор. А однажды ночью они заметили, что по валу Рязанского кремля ходит странный старик. Пытались его поймать - не получается. Таинственным образом он пропадал. А на следующую ночь снова появлялся на валу и благословлял руками город Рязань...

Охранник, который мне рассказывал это, был верующим человеком и считал, что они видели святителя Василия».

Воспоминания об этом случае оставила и одноклассница архимандрита Авеля Тамара Михайловна Гаврилова: «Когда немцы захватили Михайлов и Захарово, то стали бомбить Рязань. Страшно-то как было! Моему отцу объявили, что со дня на день будем уходить из города вместе с войсками. Помню, собрали котомочки: у меня котомочка, у мамы, у сестры, у папы. Никаких чемоданов - только небольшие котомочки. А в них хлеб-сухарики, смена белья и обувь. И все.

И вот отчетливо помню - пришел отец и сказал: «Всё. Назавтра будут сдавать Рязань».

Мы пошли помолиться в Скорбященский храм. Народ стал уже оставлять город, и в церкви людей находилось совсем немного. Человек десять-одиннадцать. Был и Коля Македонов. Идет служба, мы молимся. Вдруг в церковь вбегает женщина, вся такая растрепанная, как будто нищенка или беженка. Обнимает колонну и плачет: «Не бойтесь! Я сейчас видела святителя нашего Василия. Он сказал, что Рязань врагу сдана не будет. Я его видела. Он прямо передо мной встал и сказал: «Не бойтесь».

Верующие подумали, что эта женщина, наверное, сумасшедшая. А она на своем стоит - видела святителя Василия, и он сказал, что Рязань не будет сдана. Что бы вы думали? Погнали мы немцев, отстояли город!

В то время у нас в Кремле, там, где Успенский собор, большие склады находились. Оружие и боеприпасы там были. Охранников вокруг них множество. А на кремлевском валу пушки стояли, он был окружен военными, ни пройти к нему, ни подойти. И вот один рязанец рассказывал, что он и другие люди видели, что на валу стал появляться старец. Стоял лицом на запад, в сторону Михайлова и Захарова. Стоит и молится. Откуда здесь старец? Часовые к нему - что это за человек, откуда взялся? А он раз - и нет его. Исчезал. Там в Христорождественском соборе мощи его находятся. Туда он и уходил. А рязанцы несколько раз видели его на кремлевском валу. Вот каков наш святитель Василий - защитник, молитвенник!

В то время в Захарово жила блаженная Полюшка. Она предсказывала войну еще задолго до ее начала. И то, что погонят немца от Рязани, предсказывала.

- В Захарово они пробудут недолго, - говорила она, - а потом погонят их наши войска с Михайловской земли».

Так и случилось. Знаменитое контрнаступление под Москвой началось после наступления на фашистов на Рязанской земле, под Михайловым. А первый удар по ним был нанесен именно у деревни Поярково, в которой родилась и выросла Полюшка (Пелагея Александровна Орлова).

Архимандрит Авель ее очень почитал.

- Великая она была подвижница, великая! - так он отзывался об этой праведнице.

Книгу Игоря ЕВСИНА «Было много чудес» можно приобрести в интернет-магазине «Зерна».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Евсин
Завтрашний день
Что означает заповедь не заботиться о нем
30.06.2018
Новые чудеса блаженной Матроны Анемнясевской
Из книги «Матронушка. Рассказы об Анемнясевской блаженной»
04.04.2018
Легко ли быть владыкой?
Новая книга о митрополите Симоне (Новикове) /1928-2006/
11.02.2018
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) на Рязанской земле
Игорь Евсин о служении всероссийского старца в Рязанской епархии
06.02.2018
Все статьи Игорь Евсин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии