О литургическом символизме

0
867
Время на чтение 7 минут

«Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22.19)

Божественная литургия в священных молитвах и в чувственных образах - символически содержит в себе все тайны вочеловечения Сына Божия, все дела Его, которые Он сотворил и явил нам от начала и до конца Своей земной жизни, от самого Рождества Своего до Вознесения и ниспослания Святого Духа на Церковь. Дабы чада Церкви, молитвенно взирая на них, приобретали божественные познания в исполнении заповеди Христовой творить сие в Его воспоминание. (1)

Но символический смысл евхаристического богослужения не всегда легко понять, так как часто в божественной литургии под одним священнодействием могут подразумеваться несколько событий евангельской истории.

«Не только святой престол, но и жертвенник и все утвари церковные, как то: чаша, дискос, звездица, покровы и все одежды епископские, священнические и диаконские имеют разные значения... Причина, почему одни и те же вещи принимают различное значение, есть следующая: так как невозможно устроить столько необходимых и различных вещей, сколько воспоминается обстоятельств из жизни Спасителя, то одной и той же вещи даются многие значения, соответствующие разным местам, временам или словам. Отцы Церкви не могли в алтаре устроить столько мест и вещей, сколько необходимо для служения; поэтому, избегая тесноты, одному месту и одним вещам дали многие значения. «Не всякий час, - пишет святитель Герман, Патриарх Константинопольский, - место и время определяют Святые Отцы, иначе потребовалось бы множество жертвенников и престолов, а это неприлично и для самого Таинства.»«.(2)

Однако постараемся разобраться в последовательном символизме литургических священнодействий в соответствии с последовательностью евангельских событий, «выбирая из них то, что сообразно и приличествует времени». (3)

Последовательный символизм божественной литургии.

1. Проскомидия.

Проскомидия символически прообразует Рождество Христово. Сам жертвенник означает вертеп - пещеру Рождества, агничная просфора символизирует Пресвятую Богородицу; вынутый из нее Агнец - Самого рожденного Христа; дискос - ясли; звездица - вифлеемскую звезду; покровцы - пелены при рождении Младенца; кадило с фимиамом - смирну и ладан, принесенные волхвами.

Однако здесь присутствуют и прообразовательные символы Христовых Страданий: крестообразное разрезание Агнца копием - распятие Христа на кресте; копие символизирует то самое копье, которым воин проткнул ребро Христово; вино и вода - истекшие Кровь и воду. Но так как по ходу литургии и последовательности евангельских событий Страданиям Христовым надлежит быть гораздо позже, то все эти прообразы Страданий Христовых на проскомидии указывают на Предвечный Божественный Совет, который еще до сотворения мира предопределил Христу быть распятым во искупление будущего, предвиденного Богом, грехопадения человечества.

Частицы, вынимаемые из остальных просфор, в честь и память Пресвятой Богородицы, Иоанна Крестителя и всех святых, а так же живых и почивших членов Православной Церкви прообразуют всю Церковь Христову, земных и небесных. За ангелов по нашему Служебнику частицы из третьей просфоры не вынимаются, в отличии от греческих, так как, видимо, внимание акцентируется на догмате Искупления (свв. Ангелы не были искуплены Кровью Агнца, так как не согрешили), а не на экклесии в целом, в которую входят и Ангелы Божии. Но и в дальнейшем по освящении Св.Даров в ходатайственной молитве Ангелы так же не уминаются. Однако, разумеется, ангельские чиноначалия всегда присутствуют при совершении Бескровной Жертвы.

Частички (если их не слишком много) не должны соприкасаться с Агнцем, так как не пресуществляются в Тело Христово во время Евхаристического канона.(4) Только Христос - един Царь и Господь, Глава Церкви и Бог по существу, остальные же те, которые христовы, - боги по благодати.

2.Литургия оглашенных.

Антифоны - ветхозаветные пророчества о Христе.

Малый вход - выход Христа на общественное служение.

Исхождение священника на горнее место - переход от Ветхого Завета к Новому.

Апостол - призвание апостолов,

Евангелие - трехлетняя проповедь Христа.

3. Литургия верных.

Великий вход - символизирует погребение Христа Иосифом с Никодимом в новом гробе (о чем говорят тропари, которые священник читает после поставления Св. Даров на престол) Жертвенник, от которого начинается шествие - Голгофа. Престол - Гроб Господень. Закрытие царских врат - схождение души Спасителя во ад. Задергивание завесы - приставление стражи ко гробу. Покрытие Св.Даров воздухом - приваливание камня ко дверям гроба, кадило - погребальные ароматы, звездица - знаменование гроба печатью. Отдергивание заветы к Символу веры - разбегание стражи при Воскресении Христовом. Поднятие воздуха - землетрясение, сопровождавшее Воскресение. Оставление звездицы на дискосе - сохранение неповрежденной печати гроба при Воскресении. Анафора - само Воскресение.

Возношения Агнца и крестообразное осенение Агнцем над дискосом (над остальными частицами, которые на дискосе) (5) при возглашении «Святая святым» - означает созидание Церкви Христовой от всех концов земли. «Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и собранный вместе стал единым, так и Церковь Твоя от концев земли да соберется в царствие Твое... и от четырех ветров собери ее, освященную в царство Твое, которое Ты уготовал ей...». (6) Это первый крест, совершаемый Св.Агнцем. По святителю Герману Константинопольскому, этот «крест, делаемый сверху, освящает горний воздух».(7) «Когда возвышается один божественный Хлеб, этим означает, что один есть Царь и Господь».(8)

Собрание губкой всех частиц в центр дискоса(9)означает, что все - Небесные и земные-»во едину Церковь совокупишася» крестною смертью Христа.(10)

Раздробление Агнца на четыре части (11) означает преломления Хлеба, которое совершил Христос на Тайной вечери. (12)

Крестообразное расположение Частиц на дискосе символически означает, что "Господь окрест людей Своих" и "спасеннии выну зрят Лице Божие, и очи Господни на них". И это уже второй крест. По свт.Герману, этот второй крест Агнцем освящает «землю, в которой погребено было Живоносное Тело Христово».Полагаемые Частицы Агнца по возможности не должны соприкасаться с другими частичками, которые предварительно собираются в центр дискоса.

Опускание частицы "Иисус" в потир (13) с начертание креста над потиром и произнесением слов: "Исполнение Духа Святаго" - есть соединение таинств Тела и Крови Христа, совершающееся, как и вся литургия, под божественным наитием Святого Духа, а так же, что Церковь - есть»полнота Наполняющего все во всем».(14) Этот третий крест Св.Агнцем над потиром означает по свт.Герману»освящение четвероконечного мира». Таким образом, Св.Агнецем творятся три креста. "Три креста представляют таинство Святой Троицы, так как пострадал Сын и Слово Божие благоволением соприсносущнаго Бога и Отца, содействием же Святаго Духа".(15)

Есть мнения некоторых литургистов, что возношение Агнца, раздробление Его и опускание Частицы «Иисус» в потир означают соответственно поднятие Христа для распятия на Крест, самого распятия и воскресения. Но при таком толковании нарушается последовательность евангельских событий, так как эти образы были уже ранее явлены в литургии.

Вливание теплоты с молитвой «Теплота веры исполнь Духа Святаго» совершается, чтобы причащаться теплой Крови Христовой, в знак того, что Тело Христово даже при разлучении с душой всегда оставалось неразлучным с Божеством, животворящим и не претерпело истления (т.е. Кровь Его не остывала). Символически это действие означает сошествие Св.Духа на Церковь.

Причащение священнослужителей в алтаре прообразует Тайную вечерю и причащение апостолов. Выход с Чашей через царские врата для причащения народа - явление воскресшего Христа Его ученикам. Причащение из нескольких чаш не нарушает символизм литургии, так как анафора совершается только над одной Чашей. (16)

«Спаси, Боже, люди Твоя...» после причащения -означает благословение, преподанное Христом апостолам при Вознесении. Перенос Св.Даров с престола на жертвенник -само Вознесение Христово.

Несомненно, что наполнение литургии глубоким символическим содержанием происходило постепенно и соответствовало стремлению христиан быть сопричастниками евангельской истории. И чем дальше оказывались последующие поколения христиан от новозаветных времен, тем горячее становилось это желание, проявившееся в постепенном и последовательном формировании целого ряда богослужебных форм, обрядов, являющихся зримым воспоминанием основных этапов земной жизни Господа Иисуса Христа, благодаря чему их свидетелями и участниками становились и по сей день становятся новые и новые поколения людей, приходящих в Церковь.(17)

Протоиерей Игорь Белов, клирик Валаамского подворья г.Москвы

Ссылки:

1. Лк. XXII, 19.

2. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин (Краснопевков), «Новая скрижаль», М. Русский духовный центр, 1992 г., с.12).

3. «Объяснение литургии, составленное Феодором, епископом Андидским», с.4.

4. По дореволюционному Служебнику рядов на дискосе (под Агнцем) было не два как в современном, а три: первый, самый верхний - в нем полагались две частички - за Патриарха (Синод) и Царя; второй ряд - о живых, третий - об умерших.

5. Поднимается примерно на одну пядь (18 см) от дискоса, тремя перстами обеих рук.

«Приемля святый хлеб обоих рук треми персты и возглашает Святая святым, и творит крест над святым дискосом святым агнцем» (Служебник патриарха Иосифа, 1651 г., л.167), «И святитель возвышая св.хлеб внутрь св.дискоса или к пяди единою, и знаменая крестообразно, возгласит Святая святым» (Архиерейский Служебник, 1910 г., л.67). В современном Служебнике эти действия не оговариваются.

6. Дидахе, гл.9,10.

7. Цит. по «Новая скрижаль», М. Русский духовный центр, 1992 г., с.215).

8. «Новая скрижаль», с.212.

9. Правой рукой, левой священник держит Св.Агнец.

10. «Проскомидия или практическое руководство по совершению божественной литургии», архим.Спиридон, М.2001, братство св.Иосифа Волоцкого, §70).

11. Прот.Валерий Лукьянов пишет, что сборник «Метод» указывает: "Прежде всего Св.Агнец полагается долу крестным знамением (т.е. печатью вниз) ко святому дискосу, закланием же - горе, как это делалось в начале проскомидии при слове: "Жрется Агнец Божий" (протопресвитер Валерий Лукьянов, Богослужебные заметки, «Раздробление Святого Агнца») и что некоторые понимают под «знамением долу» ставить частицы буквами вниз к дискосу, а мякотью вверх к потолку.Разробленные частицы, таким образом, полагаются на дискосе крестообразно ("Иисус" - на восток дискоса, "Христос" - на запад, "Ни" - на север, "Ка" - на юг) печатью вниз вертикально (если при этом положении стояние будет неустойчивым из-за неровной поверхности печати, то можно положить Частицы горизонтально на дискосе, печатями вовнутрь).

12. 1Кор. XI,24.

13. В старых служебниках указывается это делать тремя перстами обеих рук. «Иерей же, прием горнюю часть треми персты обеих рук, творит с нею крест верху святагопотиря» (Служебник патриарха Иосифа, 1651 г., л.168). В современном Служебнике не оговаривается.

14. Еф. I,23.

15. Цит. по «Новая скрижаль», с.215.

16. При переливании Св.Крови из основной Чаши в дополнительные, теплоту правильно вливать в самом конце - после переливания во все чаши (а не до, как это часто практикуется), чтобы не нарушать указание Служебника обединократном вливании теплоты («Проскомидия или практическое руководство по совершению божественной литургии», архим.Спиридон, М.2001, братство св.Иосифа Волоцкого, §75).

17. А.Васильев. «Формирование чина великого входа и его богословское осмысление в византийской традиции».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Ответ на 1., Сельскiй бригадиръ:

Да, как же обновленцы и модернисты ненавидят святоотеческий символический подход к литургии! Рационализм во всем с потрохами выдает их языческо-протестантский дух. Главное - это во что бы то ни стало(!) причаститься, а остальное - не имеет совершенно никакого значения.
М.Яблоков / 21.11.2013, 09:55

2. Re: О литургическом символизме

Хорошо, что священники пишут не только на политические темы, но иногда и на церковные ))
М.Яблоков / 21.11.2013, 09:37

1. Re: О литургическом символизме

Замечательное антишмемановское разъяснение литургии, написанное в традиционном православном понимании литургических символов.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Игорь Белов
Вопиющая профанация Евхаристии
Синод Православной Церкви в Америке вносит элементы магизма и оккультизма в литургическую жизнь Церкви Христовой
26.02.2018
Все статьи Протоиерей Игорь Белов
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Апографъ
19.04.2024 19:06
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05