itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О народном патриотизме и дворянах в Отечественной войне 1812 года, советском патриотизме и современном «дворянстве»

Часть 1

Владимир Ильич Ленин  Новости Москвы 
0
5926
Время на чтение 38 минут

2012 год, в котором отмечалось 200-летие Отечественной войны 1812 года, канул в вечность. Много о нём говорили и писали в недалёком прошлом: и конец света обещали, и вступление России в какую-то особую астрологическую зону, которая придаст ей новый вектор развития, да ещё много чего. Однако одним из текущих событий этого года были президентские выборы, которые, увы, не дали ничего нового. Президентом стал снова В.В. Путин, как бесспорно и ожидалось. Не появилось практически, несмотря на предвыборные статьи и программы, так разрекламированные Владимиром Владимировичем, ни нового вектора в экономике страны, ни серьёзных подвижек в благосостоянии народа, не считая всё более жиреющего «высшего» класса богатеев и госчиновников высокого ранга.

Но за политической трескотнёй власть имущих и её прислужников в средствах массовой информации, вернее - дезинформации как-то вяло просматривалась одна из знаменательных годовщин в нашей российской истории - 200-летие Отечественной войны 1812 года, и прежде всего, юбилея Бородинского сражения и победы над наполеоновской армией. Конечно, заметным событием юбилейного года стали мероприятия 7 сентября на Бородинском Поле. Но истинное возмущение вызвало в этом «мероприятии» то, что возложение венков там было в первую очередь не к могилам русских, погибших в этом сражении, а к памятнику «Мертвым Великой армии», установленному французами на клочке земли, купленном французами у царя. Таким образом, устроители этого демарша унизили подвиг русских солдат, патриотов, павших при защите отечества от агрессора, отдав первыми дань почести вражескому войску.

Один из популярнейших современных историков Игорь Фроянов справедливо отмечал, что «Россия с её огромной территорией, самобытной культурой и традиционной православной верой всегда вызывала и вызывает на Западе отторжение. С давних пор там ставится вопрос об уничтожении России как чуждой западной цивилизации». Похоже, что в нашей постсоветской России кто-то стал забывать это извечное обстоятельство, в котором славянству, и именно русичам, всегда приходилось отстаивать свою свободу и право на существование. В таком случае может настать время, когда и на могилы немецких солдат, гитлеровских захватчиков, наши демократические власти будут организовывать отдание почестей раньше, чем сохранять места захоронений советских воинов, советских патриотов, павших в боях за родину. Чем такое забвение может завершиться, догадаться несложно: охотников до российской земли и её несметных богатств в мире, к сожалению, не убавилось.

*****

Историческое значение войны 1812 года состояло в том, что она подняла новый прилив патриотических чувств среди всех слоёв населения. Борьба с жестоким врагом побудила дремавшие дотоле силы и заставила Россию увидеть себя в новом свете. Корни русского патриотизма, проявленного 200 лет тому назад, в ещё более широком масштабе проросли в годы советского периода истории нашей родины, особенно в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Событиям 1812 года принадлежит особое место в нашей истории. Не раз поднимался русский народ на защиту своей земли от захватчиков. Но никогда ранее, за исключением может быть нашествия орд Батыя, угроза порабощения не порождала такого сплочения сил, такого духовного пробуждения нации, как это произошло в дни нашествия Наполеона. Отечественная война 1812 года - одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Поэтому она вновь и вновь привлекала к себе внимание общества. В ушедшем уже 2012 году оживились было периодическая печать, издательства, электронные средства массовой информации, но после 9 сентября, когда состоялись тожества по памятной Бородинской Битве, активность СМИ относительно юбилея заметно снизилась, что вполне естественно. Однако в связи с её 200-летием серьёзных исследований истоков и проявлений небывалого русского патриотизма так и не появилось.

Пожалуй, только вызвал некоторый интерес более полугода публиковавшиеся в армейской газете «Красная Звезда» «с продолжениями» «Записки черного гусара. Воспоминания генерал-лейтенанта и кавалера князя Ивана Александровича Несвицкого об Отечественной войне 1812 года». Александра Бондаренко. Конечно, это не толстовская эпопея «Война и мир», и всё-таки - это особенное литературное явление. Вроде бы в ней не обозначены реальные прототипы,, как в «Войне и мире», хотя возможно, Несвицкий, Иван Александрович, офицер свиты Кутузова. Но это реалистическое повествование с яркими портретами русских людей 1812 года и описаниями событий того времени военным человеком, созданное в XXI веке. Это русский роман о русских людях. Его автор Бондаренко Александр Юльевич, полковник в отставке, в настоящее время руководит отделом истории и литературы газеты «Красная звезда» - центрального печатного органа Министерства обороны РФ. Член Союза писателей России. Его перу принадлежат исторические книги об Отечественной войне 1812 года «Милорадович», «Денис Давыдов» и другие. Однако тираж их невелик, а крупнейшие издательства России почему-то больше тиражируют Акунина и ему подобных, которые русскую военную историю если и затрагивают, то именно по-своему разумению, совершенно не сообразуясь с историческими фактами.

Большинство исследователей феномена русского народного патриотизма в исторических событиях Отечественной войны 1812 года, всё-таки обращаются, прежде всего, к эпопее Льва Толстого «Война и мир», по достоинству оценённой ими, как достоверное описание доблести и мужества русского народа - победителя в Отечественной войне начала 19 века. Время, которому великий писатель и философ посвятил свой многолетний труд, действительно отмечено особым подъемом патриотизма и национального самосознания.

О патриотизме, как общественном явлении

Обращаясь к историческим событиям недавнего для него прошлого, Толстой стремился, прежде всего, найти в них этическое содержание, определить их нравственный смысл. Все герои его повествования, главные и случайные, реальные и обобщённые, - все они инициативные или невольные участники великого исторического «действа» 1812 года. Однако, прежде чем применять к творчеству Льва Николаевича термин «патриотизм», следует оговориться: под патриотизмом Толстой понимал чувства «грубые, вредные, стыдные и дурные, а главное - безнравственные».

Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны и служит главной опорой государственного угнетения, что патриотизм глубоко чужд русскому народу, как и трудящимся представителям других народов. По теории этого великого русского писателя-философа, всякий патриотизм, если он не завоевательный, то непременно удержательный, а удержать завоёванное нельзя иными средствами, как только теми же насилием, убийством. Если же патриотизм, считал он, даже и не удержательный, то он восстановительный. И этот патриотизм по-Толстому едва ли не самый худший, потому что он самый озлобленный, так как патриотизм американский, английский, немецкий, французский и другие противоположны и враждебны один другому. Дальнейшие исторические события показали, что этот вывод не всегда справедлив, но это не меняет темы обсуждения. Видимо, надо помнить толстовское кредо «непротивление злу насилием», понимать его взгляды на определение патриотизма.

Понятие «русский патриотизм» Лев Николаевич заменяет понятием «русский национальный характер».

Для начала примем это толстовское понятие идентичным современному понятию «патриотизм», однако с некоторыми классификационными различиями.

Начнем с определения сути патриотизма, как явления социального и нравственного. В Толковом словаре В. Даля: патриотизм - любовь к Отчизне, Отечеству. Слово «отечество» толкуется как «родная земля, где кто-либо родился, вырос. Корень, к коему кто-либо по рождению, языку и вере принадлежит; государство, в отношении к подданным». Пожалуй, одна из самых кратких, но ёмких формулировок, означающих глубинный смысл этого понятия, принадлежит Владимир Ленин">Владимиру Ильичу Ленину. Он по этому поводу писал: «Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств». Патриотизм проявляется там и тогда, где и когда государство и общество знает и помнит о своих героях.

Патриоти́зм (от греческого πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, привязанность к родной земле, языку, традициям и готовность подчинить свои частные интересы интересам своего народа. Патриотизм - особое эмоциональное переживание своей принадлежности к Родине, осознание своеобразия культуры своего народа. Патриот гордится своей Родиной, её достижениями и культурой, стремится сохранять её характер и культурные особенности. Его отличает готовность к защите интересов Родины и своего народа, а при особой опасности для них - и к самопожертвованию. Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у людей разных социальных групп может быть неидентичным, или, как было принято в советской терминологии, патриотизм - категория классовая.

Известна так же фраза В.И. Ленина: «Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину». Глубина этих чувств настолько многомерна, что обозначить их каким-то одним словом не представляется возможным, и не позволяет считать его окончательно сформированным, застывшим в своём развитии

Вообще, теоретики этого явления считают, что понятие «патриотизм» проявляется в самом большом многообразии, в числе которых, например:

-государственный - (преданность именно к правительству, к государственному устройству);

-этнический - (признание превосходства только своего этноса, своей национальности), переходящий в определённых условиях в национализм, шовинизм, гипертрофированная форма которого при определённых условиях может перерасти в фаши́зм, (политологический термин специфических крайне правых политических движений, идеологий).

Однако, вся история советского периода нашей родины свидетельствует о возникновении ещё одной грани патриотизма - советского патриотизма, исключающего априори всякие проявления национализма, и наоборот, соединяющего в себе патриотизм межнациональный, многонациональный.

Советский патриотизм. Это особое понятие выкристаллизовалось в недавнем Советском Союзе. Особенности именно этой грани патриотизма ярко проявились в период Великой Отечественной войны. Видимо, за примерами у читающих эту статью, дело не встанет. В те годы он, патриотизм, стал массовым, в нём проявились самые высокие чувства любви ко всей многонациональной стране, ко всем населяющим её народам, независимо от национальности, вероисповедания и других различий. Многие годы, особенно после прихода к руководству Советским Союзом Горбачёва, а затем и после развала СССР, наши историки (добросовестные и не очень) вели порой яростные споры по вопросам, связанным с проявлениями советского патриотизма в Великой Отечественной войне 1941-45 годов. Шли споры о роли отдельных генералов и маршалов, командармов, командующих фронтами, Генерального штаба, о роли Верховного Главнокомандующего Сталина в достижении Победы над гитлеровской Германией.

Доморощенные фальсификаторы договариваются до того, что Сталин не только не играл положительной роли в этой Победе, но даже всячески сознательно мешал народу громить фашистские войска. Видимо, срабатывает «установка» зарубежных психологов, заданная в «Списке 100 Великих полководцев», где Гитлер, вчистую проигравший войну Сталину, стоит на 14 месте из ста, а Сталина вообще в списке нет. Там и маршал Жуков только на 70-м месте, после второстепенных англо-американских генералов.

Современные отрицатели советского патриотизма, в том числе и многие нынешние критики советского прошлого нашей страны, вообще не имеющие веских аргументов для опровержения этого массового проявления, приравнивают патриотизм то к национализму, то к шовинизму. Находятся даже те, что принижают высокий советский патриотизм до «квасного», или придумали этому явлению, как и ко всему советскому, унизительное название, так называемый «совковый» патриотизм. Становится понятным, что эти авторы совершенно лишены высоких чувств любви к своей родине.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения, память о героическом прошлом и забота о старшем поколении - это как бы две стороны одной медали. Ведь можно бесконечно долго рассуждать и говорить красивые слова о величии подвига, об уважении к героям, к поколению победителей. Но, если эти слова не подкреплены реальными делами, если в стране стал править «золотой телец», если уже набирает высоту «монетизация совести» в силовых и управленческих структурах, то грош цена всем разговорам о патриотизме, никакого реального воспитания патриотизма не будет.

Это особенно важно в наше время, когда низвержен социалистический общественный строй, когда острие идеологической борьбы претендентов на управление всем миром перенесено на непокорных во все времена славян, и прежде всего на Россию и её ближайших соседей.

Если не поколения, сменяющие героев, то кто будет помнить и чтить наших героев-соотечественников, вынесших столько бед и лишений, веками отстаивая свою страну от попыток порабощения? Одна из главных слагаемых патриотизма - умение отдавать дань уважения тем, кому мы обязаны своей жизнью. Кто ныне будет примером для нашей молодёжи - герои голливудских боевиков, отечественных криминальных теле- и киноподелок, или подлинные герои, которые в тяжелейших обстоятельствах сохраняли гордость за свою страну, свой народ, любовь к Отчизне у нас, в Великой России во многих войнах в защиту отечества,

Что значит любить родину? Нужна ли память о войнах, где у русских, никогда не было целей завоевательных, а они были вынуждены защищаться. Вот о чём нужно помнить, на чём воспитывать патриотизм и готовность к героизму. Мы верим, что великий девиз «Никто не забыт и ничто не забыто» и есть основа патриотизма, как и постулат «Это нужно не мёртвым, это нужно живым», который в наше время попыток забвения, попыток разорвать связь времён и поколений, следует соединить с не менее важным девизом «Это нужно не завтра, это нужно сейчас», пока ещё не прервалась окончательно связь поколений, пока есть у кого спросить, как это было на самом деле, пока не заросли дороги или тропы к памятным сооружениям в честь Великой Отечественной, соэданные ещё при Советской власти.

Понятно, что людьми невежественными и беспамятными гораздо легче манипулировать, нежели теми, кто знает себе цену, сохраняет собственную национальную гордость, в ком беззаветная любовь к Отечеству подкрепляется гордостью за него, уважением к его истории.

Но всё ли делается у нас в стране для воспитания этой гордости, этого уважения?

Наши демократы, неолибералы, увлекшись бизнесом «без морали», вовсе и не собираются вытаскивать общество из той спекулятивной ямы, которую называют «рынком». Сформированные ими принципы жизни: «отечество там, где хорошо платят», «главное - уметь делать деньги», «успешный бизнес - показатель состоявшейся личности»... никогда не были определяющими для русского народа, в исторических традициях которого всегда главными были коллективизм, бескорыстие, патриотизм и готовность преодолевать лихие невзгоды не ради личной выгоды.

Настоящий патриот гордится принадлежностью к своему народу, своей Родине.

Что значит гордиться Родиной? Это гордиться, где бы ты ни был, её историей, её героями нынешними и вчерашними, её достижениями, её внутренним укладом, если хотите - образом жизни. В нашей стране, к сожалению, возникли, если можно их свести в одну группу, «стремители» разрушить всё, чем гордились многие поколения, начиная от поисков или даже придумывания негатива и в далёком историческом прошлом, и в недалёком героическом, и в современности.

Чем может гордиться современный русский? К сожалению уже не могучей армией, сломавшей хребет фашизму, её нет, а армиями из наёмников не гордятся. Если советское военно-патриотическое воспитание держалось на девизе «Послужить в армии - стать мужчиной», то теперь в понятие «настоящий мужчина», «мужская сила», всеми СМИ упорно вкладывается другой, практически только сексуальный смысл, телевизионная реклама беззастенчиво пестрит всякими средствами, повышающими мужскую потенцию, а фильмы практически пропагандируют не крепкие брачные узы, а свободу внебрачных отношений.

И получается, что спортивные достижения своих рекордсменов тоже не предмет заботы и гордости. Зачем долго и упорно готовить своего спортсмена, можно просто перекупить чужого, а своего самородка выгодно продать. Зачем талантливым тренерам «создавать условия», чтобы они готовили по мере своих сил и умений спортивные кадры дома. Им хорошо платят за рубежом, но уже для побед над нашими спортсменами. Так что в мире рыночной политики и человек уже стал товаром, его можно купить, продать. Фактически процветает сексуальная работорговля, проституция, торговля русскими красавицами, продажа детей за океан и т.д., и т.п., а настоящей, результативной борьбы с этим многоликим злом практически не ведётся.

Телевидение на весь мир демонстрирует по большинству каналов криминальную Россию. Тотальная коррупция, проявляясь во взятках, «откатах», «распилах», подмена понятий чести понятием денежного благополучия, как одна из «высших человеческих ценностей» по-горбачёву, наряду с сексом не как интимной тайной, а как высшим наслаждением. Средства массового разложения фактически пропагандируют неверность супругов, измену, семейные дрязги - главное содержание современных сериалов. Всячески создаются условия либо для сомнительных с точки зрения морали «развлечений», либо поголовному пьянству. Ежедневные убийства, суицид, бандитизм. На всех общедоступных каналах всякого рода ток-шоу, реалити-шоу или «репортажи» с судебных процессов, следственных действий, даже безобидная программа пропаганды моды идёт под названием «Модный ПРИГОВОР». Впечатление создаётся, что Россия - поистине криминальная страна и вовсе нечем тут гордиться! Очень любят современные политиканы кричать, что Советский Союз по их мнению был одним большим «Гулагом». Но все, кто смотрят наши телепередачи сегодня, не могут отрешиться от мысли, что именно теперь все мы либо за решёткой КПЗ, либо в зале суда, либо ещё хуже - в бандитских разборках. Поскольку телевидение теперь вещает и на весь мир, мы создаём уверенное мнение за рубежами о русских, как о народе диком, бандитском, далёким от цивилизации. Не зря, наверное, в народе говорят, что у нас в России телевидение стало уже совсем Тель-Авивдением.

И чем «россиянину», то бишь гражданину России, гордиться, оказавшись в другой стране? Вспомнит ли он когда-то гордые слова Владимира Маяковского «Читайте, завидуйте, я гражданин...»

Есть много мыслителей мира, так или иначе определяющих смысл слова «патриотизм», вплоть до парадокса «патриотизм - последнее прибежище негодяя». Но, в конце концов, наверное, и слова русского Николая Чернышевского «Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это, прежде всего народ» - вернее определяют грани этой категории в нашем понимании.

Среди «теоретиков» этого явления действительно имеет хождение и категория квасного или ура-патриотизма (ложного, преувеличенного) и другие, но это совершенно другой масштаб и другое смысловое наполнение. Есть работы, выделяющие «казённый» патриотизм, а рассматривая это явление в войне 1812 года, Н.А.Троицкий выделил и «корыстный патриотизм» дворянства, купечества, отстаивающих свои феодальные привилегии.

К явлениям псевдопатриотизма следует отнести множество других его категорий. Истинный патриот берет всё на себя, псевдопатриот ищет виноватого рядом, истинное чувство патриотизма несовместимо с соображениями корысти и карьеризма. Истинный патриотизм часто проявляется в скрытой форме, а не в героическом деянии, заметном всем. Среди мимикрирующих под понятие «патриотизм», ныне чаще фигурируют в обществе извращённые понятия существовавшего ранее полисного (местного), патриотизма, к коим можно отнести и фанатизм. Это слепое, безоговорочное следование убеждениям в области религиозно-философской (всякого рода секты), или национальной, а так же доведенная до крайности приверженность каким-либо идеям, воззрениям, группам и даже отдельным личностям, обычно сочетающаяся с нетерпимостью к другим взглядам, отсутствием критического восприятия чего-либо. В последнее время в нашей стране это характерно для так называемых «болельщиков» футбольных и других команд, подогреваемых средствами массовой информации, будто это работает на развитие спорта, а не приводит часто к массовым беспорядкам и даже преступлениям.

Почему-то не выделяют знатоки патриотизма всё более заметно формирующийся корпоративный патриотизм, (характерный для обществ, где господствует колоссальное разделение населения по степени богатства, как например и в нынешней России). В том числе клановый, олигархический, банковский и даже воровской (бандитский), к которым слово «патриотизм» по здравому смыслу уж совершенно не применимо, и к исходному слову patric - отечество это явление никакого отношения не имеет.

Однако, немало и сторонников отрицания патриотизма, как явления. Для них нет Родины, Отечества. Они «выше» этих понятий и могут любить только те общественные формации, где хорошо платят, неважно за что, они «люди мира», космополиты. Кстати, перевод Российской армии с призывного принципа на «контрактную основу», фактически делает её наёмной. Если раньше граждане «призывались к выполнению священного долга перед Родиной, народом», то наёмный солдат - это купленный государством для защиты его интересов, а не народных. Да и ждать от наёмного воина смертельного самопожертвования, подвига ради денег - весьма сомнительно. Скорее он перейдет служить тому, кто больше заплатит. Может, именно поэтому руководство нашей страны так озабочены повышением денежного содержания контрактников, к коим причислен ныне и офицерский корпус

Очень образно явление патриотизма охарактеризовал в своё время Патриарх Алексий II: «Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» - это то же самое, что бездомный человек». Говоря смелее, современными аббревиатурами - это духовные бомжи.

О русском национальном характере. Перейдём теперь к толстовскому понятию русского национального характера, которым Лев Николаевич фактически определяет особенности проявления русского народного патриотизма.

Русский национальный характер Толстой раскрывает у героев своих произведений не только в преданности его своей стране. Для раскрытия истинно русского национального характера народа, Лев Николаевич резко разграничивает такие два понятия, как истинную и ложную любовь к отечеству, то есть тот самый патриотизм, который он формально не признаёт. Истинный патриотизм присущ только людям, в которых, как считает великий русский философ, живет русское начало, независимо от национальной принадлежности. Истинный патриотизм русского народа проявляется в минуты действительной опасности для Родины, и строится одинаково как на любви к людям, так и на ненависти к врагам, в то время как у вторгшихся на нашу землю нет никакой любви к людям, везде виден расчет.

Толстой фактически различает также скрытый патриотизм и патриотизм напоказ. Показной патриотизм - это лживость, неестественность. В бессмертном произведении «Война и мир» у него действует более 600 героев. В основном это люди трех национальностей: русские (опять-таки не глядя на национальность, а просто принадлежащие России), французы, немцы. Здесь Лев Николаевич раскрывает общие типологические черты, присущие каждой из рассматриваемых национальностей. Попробуем вкратце определить, что же это за черты по-Толстому. Начнем с немцев, которых и мы не забыли с недавнего нашествия на Советский Союз в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Главная черта, которую отличает Лев Толстой у немцев периода войны 1812 года, - это педантичность, правильность, четкость во всем: немцы всегда руководствуются разумом, расчётом, чувства для них стоят на втором месте. А нам, столкнувшимся с ними не 200 лет тому назад, а всего чуть более 70, кажется, что по отношению к жертвам их агрессии человеческих чувств, особенно у тех, кто настроен по-расистски, или нет вообще, или они на самом последнем месте, подменённые звериной жестокостью.

В подтверждение мнения нас, фронтовиков, приведём цитату из документально аргументированной книги профессора МГИМО МИД РФ, доктора политических наук, ныне министра культуры России Мединского Владимира Ростиславовича «ВОЙНА, Мифы СССР 1939-1945», М., «ОЛМА медиа групп», 2011,:

«При раскопках немецких захоронений времён войны 1941-45 гг. находят инструкции для солдат вермахта: «...ты для своей личной славы должен убить ровно 100 русских. У тебя нет ни сердца, ни нервов - на войне они не нужны. Уничтожив в себе жалость, убивай всякого русского - старик перед тобой, женщина, мальчик или девочка. Этим ты... прославишься навеки».

Некоторые современные писатели-историки утверждают, что подобного документа не существовало, поскольку его нет нигде в немецких архивах. Но вот конкретный автор, один из главных руководителей гитлеровской Германии, рейхсфюрер Генрих Гиммлер, выступая перед эсэсовцами из отправлявшейся на Восточный фронт боевой группы «Норд» с речью, напутствовал их на войну с «красными недочеловеками» и вполне чётко пояснил, кто имеется в виду под таковыми: «Это война идеологий и борьба рас. На одной стороне стоит национал-социализм: идеология, основанная на ценностях нашей германской, нордической крови. Стоит мир... прекрасный, упорядоченный, наполненный культурой, каким как раз и является Германия. На другой стороне стоит 180-миллионный народ, смесь рас и народов, чьи имена непроизносимы и чья физическая сущность такова, что единственное, что с ними можно сделать - расстреливать без всякой жалости и милосердия».

Вот такие «правильные» немецко-фашистские вояки вторглись на нашу землю в 1941 году. И не сомневайтесь господа критики Владимира Мединского. Именно в этом он прав

Продолжим, однако, характеристики Льва Николаевича. Французы у него совсем другие. Для Толстого французское - значит неестественное. Одна из их характерных черт - любовь к красивым и пышным фразам. Не случайно все пышные, наигранные фразы написаны в романе по-французски, в тексте просто огромное количество французских изречений. Дело в том, что в начале XIX века французский язык стал языком, на котором говорил весь высший свет, как, между прочим, у нас в современной России стало очень заметным стремление «объанглоязычить» и наш прекрасный русский язык, о котором хорошо сказал Иван Сергеевич Тургенев: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Хорошо бы осознать глубину этой мысли некоторым из наших «оракулов», ибо во многих областях нынешней жизни сомнений и тягостных раздумий немало. Жаль только, что такие раздумья не возникают у тех, кто хранит награбленные у народа богатства в виде валюты и недвижимости за рубежами своей страны.

Центральное место в романе Льва Толстого занимает, конечно, русский характер во всем его многообразии. Русский характер проявляется у героев в соприкосновении с народом, особенно в звездные минуты. О русском патриотизме в той войне писали многие выдающиеся деятели культуры, участники и очевидцы Отечественной войны 1812 года, писатели-современники В. Жуковский, К. Батюшков, Д. Давыдов, А. Пушкин, Ф. Глинка, Г. Державин, П. Вяземский, И. Лажечников и другие. Во всей наглядности и эпическом размахе представляют они грандиозную картину всенародного подвига и того, что мы привычно теперь называем патриотизмом.

Об отражении событий Отечественной войны 1812 года

в творчестве её современников.

Офицер-писатель Иван Иванович Лажечников, обратился к работе над первым своим историческим романом о той Отечественной войне «Новобранец 1812 года» только в возрасте уже за 35 лет, после декабрьского восстания 1825 года:

«Два исполина дрались с ожесточением: француз шел очертя голову в белокаменную и хвалился перед миром победой; русский, истекая кровью, но готовый лучше умереть, чем покориться, сильный еще силою крестного знамения, любви и преданности к государю и отечеству, шел отстаивать святые сорок сороков матушки белокаменной, пока не положит в виду ее костей своих: мертвые бо срама не имут».

Коснёмся и современника той войны Батюшкова Константина Николаевича. Он был убежден, что «поэт не должен оставаться в стороне от событий, влияющих на судьбу родной страны. Долг поэта в столь сложное время донести до окружающих всю трагедию войны». В послании Дашкову «Мой друг, я видел море зла» он отвергает его совет о продолжении любовной лирики и в 1813 году Батюшковым уже была написана историческая элегия «Переход русских войск через Неман». Элегия очень патриотична, вера поэта в несокрушимость России очевидна, ясно чувствуется вера в могучую силу русского народа.

Естественно, в поэтическом творчестве Александра Сергеевича Пушкина тема Отечественной войны 1812 года нашла очень громкий отклик. В его ранних откликах на события 1812 года чувствуется стремление понять эту победу как закономерный этап в осуществлении Россией ее исторического предназначения. Для него боль родины есть его личная боль, счастье родины - его личное счастье. Эти линии в отношении Пушкина к войне 1812 года, возникая в его ранних произведениях, крепнут и остаются неизменными в творчестве поэта до конца. Уже 16-летним он в блестящем стихотворении «Воспоминания в Царском Селе», в январе 1815 года, характеризует события 1812 года, как

... громкий век военных споров,

Свидетель славы Россиян!

Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,

Потомки грозные славян

...................................,

Их смелым подвигам,

страшась, дивился мир...

О наполеоновом нападении юный Пушкин, веря в свою Россию, писал:

Страшись, о рать иноплеменных!

Восстал и стар, и млад, летят на дерзновенных,...

Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья!

Ты в каждом ратнике узришь богатыря,

Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья

За Русь...

Но вот как рисуется поэту конечный итог войны, не захватнической, но именно освободительной:

Где ты,... презревший правды глас, и веру, и закон,...

Исчез, как утром страшный сон!

В Париже росс!..

Несет врагу не гибель, но спасенье

И благотворный мир земле.

Здесь не достанет места подробно перечислять всё, чем откликнулся Пушкин на войну 1812 года, сформировавшую его, как поэта-гражданина, но нельзя не показать хотя бы на одном примере, С поэтической зрелостью углубилось историческое воззрение Пушкина. Об этом говорят знаменитые строфы из 7-й главы «Евгения Онегина»:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Но осмыслив историческое величие русского подвига 1812 года, Пушкин превосходно понимал, что ту войну выиграл русский народ, а не правительство и его дворянская опора, и говорит об этом Пушкин в не увиденной им при его жизни 10-й главе «Евгения Онегина»:

Гроза двенадцатого года

Настала - кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима, иль русский бог?

Однако, как сходны и здесь исторически разнополюсные оценки Побед Отечественных войн 1812 и 1941-45 годов, не правда ли? Много и сегодня говорят и о бескрайности России, о её лютых морозах, о бездорожье, которые только, дескать, и помешали фашистам покорить Советскую Россию.

Но попробуйте в этих строках заменить «Париж» на «Берлин», «Наполеона» на «Гитлера», «Барклая» на «Жукова», например, и Вам удивительно чётко вырисуется и пророчество Пушкина, и сходство героических подвигов наших воинов в обеих Отечественных войнах.

Или возьмём Михаила Юрьевича Лермонтова. Он так же отрицал литературу, стоящую в стороне от общественной жизни России. В конце 30-х годов поэта начинает волновать историческая тема. Он создает «Бородино», в котором воспевает подвиг российских солдат, "богатырей", победивших в войне 1812 года. Бородинская битва воспринималась современниками Лермонтова как символ победы, как главное сражение Отечественной войны, и автор восхищается поколением 10-х годов XIX века, на плечи которых легла основная тяжесть войны:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля...

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы.

Как часто приходят на память и сегодня лермонтовские слова насчёт нынешнего племени, определённой части молодёжи современной России, уже поддавшейся антиисторическому, антипатриотическому оболваниванию современными СМИ по отношению к недавней истории Великой Отечественной войны. Не только электронные СМИ, включая интернет, но уже и школьные и вузовские программы по истории и литературе искажают историческую правду и выхолащивают величайшие образцы русской литературной классики, что приводит часто к печальным последствиям.

Вернёмся на этой мысли к А.С. Пушкину, который вот что писал о Кутузове в стихотворении «Перед гробницею святой», и сопоставим, как она перекликается с попытками современных нынешних «десталинизаторов» отрицать роль Верховного Главнокомандующего Сталина в Великой Отечественной войне:

Под ними спит сей властелин,

Сей идол северных дружин,

Маститый страж страны державной,

Смиритель всех ее врагов,

О, старец грозный! На мгновенье

Явись у двери гробовой,

Явись, вдохни восторг и рвенье

Полкам, оставленным тобой!

Явись и дланию своей

Нам укажи в толпе вождей,

Кто твой наследник, твой избранный!

В твоём гробу восторг живёт!

Он русский глас нам издаёт;

Он нам твердит о той године,

Когда народной веры глас

Воззвал к святой твоей седине:

«Иди, спасай!» Ты встал - и спас...

Как говорят в народе, «тут не убавить, не прибавить». Особенно после явного стремления телевизионщиков дезавуировать поистине всенародное интернет-голосование по проекту «Имя Россия» телеканала «Россия» и Телекомпании ВиD в 2008 году, определившее имя Сталина одним из самых важных в истории страны. Да и сегодня всё чаще раздаются в народе слова: «Сталин нужен, он бы навёл порядок и с коррупцией, и с преступностью».

Закончим, однако, на этом далеко не полный список современных тому веку литературных корифеев России, сумевших по достоинству оценить подвиг русского народа в войне 1812 года, завершившейся Победой над «непобедимым» Наполеоном, подмявшим под себя практически всю Европу, ещё раз проведя аналогию с Гитлером, так же практически со всей Европой пытавшегося поработить нашу Родину - Советский Союз. Событиям 1812 года принадлежит особое место в истории России. Не раз поднимался русский народ на защиту своей земли от захватчиков. Но никогда до этой войны 1812 года угроза порабощения не порождала такого сплочения сил, такого духовного пробуждения нации, как это произошло в дни нашествия Наполеона.

Немаловажную роль для раскрытия истинно русского характера играет исключительно русский народ. Именно здесь, да и не только в романе-эпопее Толстой резко разграничивает такие два понятия, как истинный и ложный патриотизм. Истинный патриотизм присущ только людям, в которых живет русское начало в самом широком понятии, и как мы уже отмечали, независимо от национальной принадлежности героев.

Но тогда в России все поняли, что во главе армии должен быть обязательно русский человек, который сможет понять и осуществить волю народа, сможет овладеть народными массами. Конечно, нельзя говорить, что такие генералы, как Барклай де Толли были плохими генералами. Происходил он из древнего шотландского баронского рода, с 1810 по 1812 гг. он занимал должность военного министра, именно на него была возложена вся подготовка предстоящей войны с наполеоновской Францией. Это был очень талантливый полководец, хотя по национальности своей он не был русским, и поэтому народ не чувствовал к нему доверия, полагая, что он не мог до конца понять русского человека. Таким полководцем чувствующим волю русского народа, явился Кутузов Михаил Илларионович.

Итак, подводя итоги этому рассуждению, можно сделать вывод, что способность героя приблизиться к народу и чувствовать русское начало - один из принципов психологического анализа Толстого. Независимо от его истинной национальности, быть русским в душе, как это было и в Великой Отечественной войне, от рядовых до генералов и маршалов.

Дворяне и дворянство 19 века

Вопросам русского патриотизма в Отечественной войне 1812 года, и именно в разных слоях общества, последнее время уделяется много внимания. Печатаются статьи, пишутся рефераты, защищаются диссертации. Но обращают на себя внимание многие из них тем, что направлены они, если и не главным остриём, то хотя бы по касательной на наше советское прошлое. Вот уже более 20 лет критические стрелы многих СМИ роями летят то в адрес плановой социалистической экономики, якобы сдерживавшей, и даже глушившей инициативу предприимчивых членов общества, способных, более чем социалистическая модель, продвинуть страну по пути прогресса. А то ещё по адресу индустриализации и коллективизации, или жесточайшей критике подвергаются достижения советской науки, образования, культуры, социальных вершин, достигнутых в СССР. Пожалуй, не меньше залпов таких стрел выпущено и в советскую историографию.

Например, соискатель степени кандидата исторических наук Ирина Дырышева пишет в своей большой, и в общем интересной диссертационной работе о патриотизме в годы войны 1812 года: «Советские историки искажали роль русского дворянства в развитии России вообще, и в патриотическом движении в войне с Наполеоном в частности». Конечно, главное содержание термина «патриотизм» - преданность и любовь к своему Отечеству, была присуща многим представителям дворянства, но едва ли будет справедливым относить это ко всему дворянству поголовно.

Как констатируется в диссертации, один из советских исследователей Отечественной войны 1812 г. Н.А.Троицкий резюмировал: «Дворянство как класс было настроено в 1812 г. в общем, конечно, патриотически, но его патриотизм увязал в корысти». «Следуя этой традиции,- говорит далее Дырышева,- в программах специальных курсов ряда российских университетов, посвященных Отечественной войне1812 г., есть темы рассматривающие «корыстный патриотизм дворянства», отстаивающего свои феодальные привилегии». Вот, диссертант и задалась целью «облагородить» дворянство 1812 года, а заодно и, пусть ненароком, перебросила мостик благородства на не совсем истинных современных «дворян».

Патриотами, конечно, были многие российские дворяне. Свое главное историческое призвание они действительно видели в служении Отечеству. И нельзя им отказывать в патриотизме и героизме, который представители дворянского сословия не раз доказывали на полях сражений с войсками Наполеона, и в тылу, мобилизуя силы государства на отпор врагу. Это понимали и историки советского периода, разделив представителей дворянского сословия на «хороших», патриотов, участников войны 1812 г., отделив их от остальных, не столь достойно показавших себя в те сложные годы. Более двухсот сорока дворян, отличившихся в сражениях Отечественной войны 1812 г., были награждены золотыми шпагами и саблями «За храбрость», более двух с половиной тысяч за подвиги на полях сражений, в том числе высшими военными наградами России - орденами.

Военная галерея Зимнего дворца представляет собой своеобразный памятник героической борьбы русского народа с французским нашествием. У дверей в залы - портреты М. И. Кутузова, П. И. Багратиона, М. Б. Барклая-де-Толли, на стенах в 5 рядов 332 погрудных портрета русских генералов - героев 1812, в их числе Д.В. Давыдов, А.Н. Сеславин, Д. С. Дохтуров, Я. П. Кульнёв, П. П. Коновницын, Д. П. Немировский, Н.Н.Раевский, А. И. Кутайсов, и другие. В галерею помещены также 13 рам с именами генералов, портреты которых по разным причинам не были написаны и два батальных полотна: «Бородинское сражение» и «Отступление французов через Березину», а так же установлена мраморная доска с текстом стихотворения А. С. Пушкина «Полководец», посвящённому Барклаю-де-Толли.

Очень кратко о нескольких особо выдающихся патриотах России времён Отечественной войны 1812 года

О Михаиле Илларионовиче Кутузове. Суворов так изложил действия генерала Кутузова в одном из своих донесений: «Показывая собою личный пример храбрости и неустрашимости, Генерал Кутузов шёл у меня на левом крыле; но был правою моей рукою». Известен кутузовский отступательный марш-манёвр в октябре 1805 г протяжённостью в 425 км, когда, нанеся поражение И. Мюрату и Э. Мортье, Кутузов вывел свои войска из под нависшей угрозы окружения. В Рущукском сражении 22 июня 1811 года (15-20 тысяч русских войск против 60 тысяч турок) он нанёс противнику сокрушительное поражение, положившее начало разгрому турецкой армии.

Назначение Кутузова на руководство всеми русскими войсками в 1812 году вызвало патриотический подъем в армии и народе. В Бородинском сражении, одной из крупнейших битв эпохи наполеоновских войн, за день боя русская армия, хоть и ценой потери почти половины личного состава регулярных войск, нанесла тяжёлые потери французским войскам. Благодаря более гибкой стратегии Кутузова, он измотал противника в сражениях, вынуждал к отступлениям и, наконец, разгромил его. Огромная наполеоновская армия была практически полностью уничтожена ценой умеренных потерь в русской армии. Кутузов поднял русское военное искусство на новую ступень развития. Передовые люди страны по-новому ощутили величие и мощь своего народа.

О Петре Ивановиче Багратионе. Род Багратиона ведёт своё начало от Адарнасе Багратиона, Эристава (правителя) старейшей провинции Грузии. Военную службу Пётр Багратион начал в феврале 1782 года рядовым в Астраханском пехотном полку, через 5 лет ему присвоили звание прапорщика. Затем он последовательно прошел все ступени военной службы до капитана и командира егерского полка, где и произведён в полковники, в 1799 году получил чин генерал-майора. В Итальянском и Швейцарском походах А. В. Суворова в 1799 году генерал Багратион командовал авангардом союзной армии, особенно отличился в сражениях при Сен-Готарде. Эти походы прославили Багратиона как превосходного генерала, особенностью которого являлось полное хладнокровие в самых трудных положениях.

Активный участник войны против Наполеона в 1805-1807 гг. Его войска провели ряд успешных боёв, особенно прославились они в сражении при Шенграбене. В Аустерлицком сражении Багратион командовал войсками правого крыла союзной армии, которые стойко отражали натиск французов. С августа 1811 года Багратион - главнокомандующий армией. В битве при Бородино армия Багратиона отразила все атаки армии Наполеона, а сам он был тяжело ранен. В рапорте Александру I Багратион писал: «Я довольно не легко ранен,...но нималейше не сожалею о сём, быв всегда готов пожертвовать и последнею каплею моей крови на защиту отечества...»

О Дмитрии Сергеевиче Дохтурове. Герой Отечественной войны 1812 года, потомок врача царя Федора Иоанновича по прозвищу Дохтур. Русский генерал от инфантерии, тульский дворянин. Умело организовал оборону, неоднократно водил солдат в рукопашную, оставаясь в строю даже после ранений. В Бородинской битве командовал центром, а после ранения Багратиона принял командование и левым флангом. Когда началось отступление французов из Москвы, был направлен Михаилом Кутузовым, чтобы преградить путь противнику через Малоярославец. Вынудил Наполеона свернуть на Смоленскую дорогу, что решило исход кампании.

Об Алексее Петровиче Ермолове. Этот известный генерал еще в малолетстве был записан в лейб-гвардии Преображенский полк. Боевое поприще начал в артиллерии, под начальством Суворова. Особенно отличился в Бородинской битве, где вырвал из рук противников взятую уже ими батарею Раевского. В 1817 г. Алексей Петрович назначен главноуправляющим в Грузию и командиром отдельного кавказского корпуса. Представленный им Александру I план действий на Кавказе был одобрен, и с 1818 г. начался ряд военных операций Ермолова в Чечне.

О Матвее Ивановиче Платове. К началу Русско-турецкой войны 1787-1791 годов Платов был уже в звании полковника, а в сентябре 1789-го, после битвы при Коушанах, где ему удалось разбить большой турецкий отряд и пленить пашу Зейнала-Гасана, ему был присвоен чин бригадира русской армии. В 1807 году при взятии Гейдельберга Платов вместе с казаками сумел захватить в плен более 3 000 французов, и обратить в бегство «всю французскую кавалерию». Наполеон решил пожаловать бесстрашному атаману орден Почетного легиона, но Матвей Иванович отказался принять эту награду, сказав: «За что ему меня награждать? Я ему не служил, и служить не могу никогда, сей человек не на благо, а на пагубу человечеству рожден».

Попал под опалу тогдашнего главнокомандующего армии Барклая де Толли, но назначение на пост главнокомандующего Михаила Кутузова, знавшего донского атамана еще с 1773 года и высоко ценившего его огромный опыт, спасло Платова. В самый разгар Бородинского сражения, казачьи полки и лёгкая кавалерия под предводительством Платова незаметно подошли к расположению противника, ударили ему в тыл. Это вызвало панику у французов, и Платов захватил главный обоз наполеоновской армии, преследовал уходящего противника. Наполеон позже признался в том, что именно казаки уничтожили всю его конницу и артиллерию. Матвей Иванович Платов за выдающиеся боевые заслуги был возведен в графское достоинство.

О Надежде Андреевне Дуровой, воевавшей под именем Александра Александрова. Это первая в русской армии женщина-офицер. Она участвовала во многих битвах, всюду обнаруживая храбрость. За спасение раненого офицера в разгар сражения была награждена солдатским Георгиевским крестом и произведена в офицеры. В войну 1812 года она участвовала в сражениях под Смоленском, при Бородине, где была контужена. Позднее была произведена в чин поручика, служила ординарцем у Кутузова. Пушкин писал о ней хвалебные, восторженные отзывы на страницах своего журнала и побуждал её к писательской деятельности.

Только в 1816 г., уступив просьбам отца, она вышла в отставку с чином штаб-ротмистра и пенсионом.

Партизаны. Партизанское движение в войне 1812 года получило невиданный ранее в России размах. Партизанских отрядов были сотни. Народ бросал свое имущество и уходил от врага. Запасы продовольствия уничтожались, чтобы не достались французам. Были эти отряды большие и маленькие, мужицкие и помещичьи. Известно даже об одном отряде, руководимом дьячком. Он за месяц взял в плен несколько сотен французов.

Самый знаменитый партизан войны 1812 года - Давыдов Денис Васильевич (прототип толстовского Денисова), поэт-гусар, командир большого, активно действующего партизанского отряда, военный историк и теоретик. Родился в старой дворянской семье. Поступил в кавалергардский полк, но скоро за сатирические стихи был переведен в гусарский. Участвовал во многих кампаниях, и против Наполеона (1807 г.), и в шведской (1808 г.), и в турецкой (1809 г.). Особенно широкой популярности достиг в 1812 г. как начальник партизанского отряда, организованного по собственной инициативе. Ему не раз удавалось отбивать у врага военные припасы и продовольствие, громить вражеские отряды, наводя страх на французов и поднимая дух русских войск и общества. Он автор замечательной книги «Опыт теории партизанского действия». После войны произведен в генералы, был начальником штаба армейских корпусов. В 1832 г. оставил службу в чине генерал-лейтенанта. Пушкин высоко ценил оригинальность его лирики, его своеобразную манеру в «кручении стиха», а его прозаический стиль считал еще выше стихотворного.

Не менее известен и Александр Никитич Сеславин, генерал-лейтенант, герой Отечественной войны. Особенно отличился в Бородинском сражении. В сентябре 1812 года назначен командиром кавалерийского партизанского отряда. Первым обнаружил движение наполеоновской армии от Москвы на Малоярославец, о чем сообщил Д.С. Дохтурову. Совершал смелые рейды по тылам противника, под Ляховом совместно с партизанскими отрядами Д. В. Давыдова, А.С. Фигнера и В.В. Орлова-Денисова окружил и взял в плен 2 тыс. французов, за что произведен в полковники. За отличие в Лейпцигском сражении 1813 года произведён в генерал-майоры. Был неоднократно ранен.

Уволен от службы А.Н. Сеславин в 40 лет, «за ранами» на почетных условиях - с мундиром и полным пенсионом. «Во уважение отличной его службы в прошедшую войну и полученных ран» царь пожаловал отставному генералу для уплаты долгов 50 тысяч рублей. Боевые ранения в обе руки дали Сеславину особую привилегию: «Никогда и ни перед кем не только не снимать шляпы, но и не подносить руки к козырьку». На могиле генерала рядом с деревней Есёмово Ржевского района Тверской области, начертаны слова:

Здесь - столетия русской славы. Здесь лежит партизан Сеславин, разметавший во время оно арьергарды Наполеона.

Менее известно имя Герасима Матвеевич Курина - предводителя крестьянского партизанского отряда, действовавшего во время Отечественной войны 1812 года в районе нынешнего города Павловский Посад Московской области. Здесь необученные, почти безоружные крестьяне смогли не только противостоять отборным драгунам маршала Нея, но и стать победителями в этом противостоянии. Герасим Курин был человеком личного обаяния и быстрого ума, выдающимся крестьянским полководцем. И главное - все ему подчинялись, хотя был он, чуть ли ни крепостным.

Была и старостиха Василиса. Героиня Отечественной войны 1812 года Василиса Кожина (у Толстого в «Войне и мире» - старостиха Василиса) - не дворянка, но воистину героиня из народа. Родилась в крестьянской семье, была женой старосты хутора. Прямо на глазах Василисы французы зарезали ее мужа. Василиса поклялась отомстить. Женщина с незаурядным умом и решительностью, она смогла организовать партизанский отряд, состоявший из женщин и подростков. Вооруженные лишь вилами, косами и топорами, они нападали на вражеские отряды, уничтожали обозы, захватывали пленных и передавали их регулярной армии. Однажды, не задумываясь, она зарубила косой пленного французского офицера, высокомерно отказавшегося повиноваться распоряжениям «крестьянки». О подвигах Василисы Кожиной говорил весь русский народ, дошла молва и до фельдмаршала М.И. Кутузова, который захотел сам лично увидеть героиню, а император Александр I за героизм сразу же по окончании боевых действий удостоил Василису Кожину денежной премии и наградил медалью.

(Продолжение следует)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Ответ на 2., электрик:

Ну кто же кроме вас так подумает?!

Мы уже имеем выдающийся образец патриотизма Метафоры: После 17-го года страна превратилась в крысятник.

2. 1. Метафора :

"Могут подумать,что все так рассуждают." Не волнуйтесь! Ну кто же кроме вас так подумает?!
электрик / 31.10.2013, 20:22

1. Re: О народном патриотизме и дворянах в Отечественной войне 1812 года, советском патриотизме и современном «дворянстве»

А вот англичанинчитает Толстого: ""Христос открыл мне, что пятый соблазн, лишающий меня блага, - есть разделение, которое мы делаем между своим и чужими народами. Я не могу верить в это, и поэтому если в минуту забвения и может во мне подняться враждебное чувство к человеку другого народа, то я не могу уже в спокойную минуту не признавать это чувство ложным, не могу оправдывать себя, как я прежде делал, признанием преимущества своего народа над другим, заблуждениями, жестокостью или варварством другого народа..." В этой вере было какое-то удивительное благородство, а в попытке стереть пометки карандашом - что-то подлое. Такие взгляды, если их придерживаешься, надо проповедовать открыто. Но ведь я, подумал Дигби, не чувствую вражды к какому-нибудь отдельному человеку по ту сторону границы. Если я снова решил принять участие в войне, меня толкает на это любовь, а не злоба. ... Ах, Толстому надо было жить в маленькой стране, подумал он, не в России, она ведь скорее часть света, чем страна. И почему он пишет, что самое большое зло, которое мы можем причинить ближнему, это его убить? ... Ей-богу, старик с бородой не прав! Он слишком занят спасением собственной души. Разве не лучше делить с теми, кого любишь, даже их ошибки, ненавидеть вместе с ними, если это необходимо, а когда наступит конец всему - разделить с ними и вечную кару за грехи. Разве это не лучше, чем спастись в одиночку? На это можно возразить, что подобное рассуждение оправдывает и врага. А почему нельзя искать оправдания для врага? Это же не значит, что ты должен перестать с ним драться и охотно подставлять другую щеку. "Если человек оскорбит тебя..." - вот в чем дело, нельзя убивать ради себя одного." Могут подумать,что все так рассуждают.
Lucia / 31.10.2013, 18:09
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Пыльцын
Может быть, власть наконец поставит памятник и штрафникам
Размышления ветерана Великой Отечественной в 100-летний юбилей Великого Октября
07.11.2017
«Приятно, что именем штрафбата начали называть патриотические клубы»
Ветеран Великой Отечественной войны Александр Васильевич Пыльцын об открытии памятного знака 8-му офицерскому штрафному батальону 1-го Белорусского фронта
18.10.2017
О штрафниках-героях и календарном Дне Штрафника
По словам ветерана ВОВ генерала Александра Пыльцына, день выхода Приказа «Ни шагу назад» следовало бы объявить «Днём штрафника», вкладывая в эти слова героический, а не негативный смысл
28.07.2017
Все статьи Александр Пыльцын
Владимир Ильич Ленин
Укрорейх перешел к жёсткой политике уничтожения Православия в преддверие срока окончания полномочий Зеленского
Выступление на Круглом Столе движения «Русская весна» 13 марта 2024 го года
16.03.2024
Осмысление истории требует времени
Изменение взгляда на период СССР продиктовано уроками новейшей истории
14.03.2024
«Пермия – земля дальняя»: «В поезде за Лениным»
Программа посвящена революционеру-большевику М. П. Туркину
11.03.2024
Почему торжествует жидобандеровский режим?
На Украине давят Православие, бьют архиереев, а мы там флаги красные ставим, памятники Ленину восстанавливаем
08.02.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40