Верность и предательство
C чего начинается предательство? Оно начинается с предательства Бога в себе. Предавший Бога все остальное предает автоматически. Поэтому когда сегодня мы протестуем против легализации греха, охватывающей западный мир и навязываемой нам, мы боремся за верность Богу. А значит за верность Отечеству, жизни наших предков и потомков.
Жизнь православного христианина зиждится на двух Заветах - Ветхом и Новом. И если Новый Завет - это путь к обожению человека, то Ветхий Завет - это путь к очеловечиванию. Ветхий Завет - это тот закон Божий, который позволяет из распущенно живущего по инстинктам дикого ненормального существа сделать человека. Господь просит: не превращайся в животное! Не прелюбодействуй, не убивай, не кради и пр. Иначе, если ты перестал быть человеком, в отношении тебя Он заповедал: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7, 6).
Если рухнет жизнь по заповедям Божиим, мы потеряем человеческое лицо. Ветхий Завет - это заповеди человеческого бытия. Это еще не путь к святости, но путь к становлению человеком. Предстать перед Лицом Божиим может только человек - Его образ и подобие. Попирая же заповеди, люди превращаются в «скотов несмысленных». Отсюда даже в христианских странах начинаются эти безумные толки: «Ведь Христос говорит: "любите", - значит, надо любить всех подряд». И нечестивцы еще смеют роптать: «А что вы нас притесняете? Ведь Сам Христос сказал: "любите"...» Но Он не сказал: любите грех. Божественная любовь дарована человеку, а тут предлагают предать Христа под маской верности Ему.
Новомученики и исповедники Церкви Русской предстали перед нами как люди, которые стремились к святости. Виктор Франкл, автор известной книги «Человек в поисках смысла», прошедший нацистские лагеря, писал, что очень мало было тех, кто в условиях лагерной жизни сохранял человеческое достоинство: за кусок хлеба готовы были все и всех предать, продать, убить. И только те, кто сохранял веру, оставались людьми. Столько грязи, боли, убийств... А приходит из заключения монах и пишет: «Это само лучшее время в моей жизни, потому что Господь был со мной!» Верующий человек везде прославляет Бога. И не столько на словах, а самой жизнью своей.
Новомученики показали нам пример преданности Богу. Они и в лагерях были радостны и светлы. Приняли из рук Божиих все, что Он им попустил, и Господь чад Своих не оставил. У них могло быть немало личных грехов: многие, например, критиковали самодержавие - это была достаточно распространенная болезнь того времени. Большинство были недовольны Императором, и лишь потом в эмиграции, пройдя через тяжкие испытания и утраты, прозревали: «Что же мы натворили, какого святого человека предали?» Благое покаяние присуще всем новомученикам и исповедникам Российским, когда перед смертью вдруг как бы пелена спадала с глаз в отношении своих ошибок и заблуждений.
Пример новомучеников
Когда мы говорим о канонизации новомучеников, встает вопрос: насколько можно верить документам НКВД? Теперь известно, что эти документы фальсифицировались: и подписи на них подделывались, и пустые листы обвиняемыми подписывались. Наш самарский митрополит Мануил (Лемешевский) - человек святой жизни. Возглавив в 1923 г. по поручению Святейшего Патриарха Тихона борьбу с обновленчеством в Петрограде (а в то время в епархии не было ни одного епископа, находившегося в ведении Патриарха!), владыка Мануил за три месяца целый город вернул из обновленческой ереси. Сам он в юности в монахи не собирался, учился на юридическом факультете Петербургского университета. Но у него заболел брат, и будущий архиерей упал на колени: «Господи, если брат поправится, стану монахом». Брат выздоровел, он принял постриг. Маленький был, худенький. А будучи уже в епископском сане, твердой рукой ставил на колени каяться перед всем народом лжеепископов-обновленцев. Ему этого тогда простить не могли, и кажется, до сих пор не могут. Владыка быстро попал на Соловки, но и там писал записки против обновленческой ереси. Проделал огромный труд: составил каталог русских архиереев от Крещения Руси до современных ему времен. 21 год владыка Мануил провел в лагерях. Его очень любил простой народ, даже уголовники очень почитали, называли «дедушкой». После освобождения Владыка хотел вернуться в Петроград, но ему не позволили. Служил в Самаре, здесь и погребен в Покровском кафедральном соборе.
Но когда мы подали документы на его канонизацию, то совершенно неожиданно получили отказ: якобы кто-то где-то что-то видел. Какой-то французский журнал «Надежда» опубликовал анонимную (!) статью с некоей историей. Поговаривают, что отец Сергий Мечев, выйдя из заключения, стал искать, кому поисповедоваться. Ему посоветовали владыку Мануила, и отец Сергий обратился к нему. Но вскоре вместе с своей общинкой был сновав арестован. И возник слух: «Поисповедовал и сдал». Даже предъявляют такой странный аргумент, что Владыка, составляя каталог русских архиереев, якобы выполнял задание НКВД, поскольку там было много подробностей из жизни советских архиереев... Никаких документальных доказательств не предъявлено, но на основании этих подозрений митрополита Мануила теперь не канонизируют.
А на могиле владыки Мануила происходит множество чудес, и народ его чтит как святого. С самого начала день его кончины 12 августа - особо значимый для самарцев: множество людей приходит почтить память любимого Владыки, заказать панихиду, приложиться к надгробию. И вот по прошению митрополита Самарского и Сызранского Сергия в 2004 г. Священный Синод устанавливает день празднования Собора Самарских святых - 12 августа! Таким образом, когда сила Божия пересилит немощь человеческую, в этот день будет праздноваться и память митрополита Мануила - самого главного для самарцев из самых близких к нам по времени святых.
Мы должны сравнивать себя с новомучениками и исповедниками Российскими. Их пример для нас заключается в том, что перед лицом страданий и смерти они остались верны Господу, верны всему самому святому, самому важному в жизни. Во время расстрела митрополит Владимир (Богоявленский) молился и благословлял тех пьяных красноармейцев, которые вывели его из Лавры и поставили к стене, насмехаясь и злорадствуя. Мало кто так сможет: благословлять глумящихся и убивающих тебя. Но незадолго до этого, когда только началась революция, именно владыка Владимир первым делом вынес кресло и вещи императора из здания Священного Синода... Однако смертью за Христа он искупил свои промахи, ошибки и грехи.
Подвиг новомучеников - пример любви, страдания и верности. Это урок того, как выдержать самый главный экзамен перехода из жизни земной в вечность. Границу вечности пересечет лишь тот, кто остался верен Богу.
Жертвы и палачи
Говоря о новомучениках и исповедниках, нельзя упустить из вида и их палачей. Почему эта тема замалчивается? Она напрямую связана с прославлением святых. Прославить - это значит восстановить правду, пролить свет на то, что скрывалось. На страданиях новомучеников выросла современная Россия: они своей кровью оплатили этот расцвет. А мы до сих пор ходим по улицам, названным в честь их мучителей. Живем в городах, одноименных палачам. На площадях с названиями губительных для нашей страны и народа событий стоят памятники этим убийцам. Как это все совместить? Это же историческая шизофрения.
История XX века, история большевизма - это часть нашей истории. Так же как периоды правления Муссолини для Италии или Гитлера для Германии. Но там им не ставят памятников, в честь них не называют площадей. Может быть, и нам пора понять, что цареубийц, террористов, людей, заливших кровью миллионов жертв нашу землю, разрушавших наши святыни, проводивших геноцид русского народа, отбросивших развитие нашей страны на сотни лет назад, тоже не стоит увековечивать в бронзе и наименованиях общественных пространств?
В нашей стране этих преступников всячески оберегают. А не пора ли, наоборот, рассказать о них всю правду? Пусть наконец-то тайное станет явным. Тогда, может быть, их последователи осознают все и покаются. Их никто не собирается изгонять с нашей земли, но люди должны знать, кто есть кто. Как раньше в русской деревне все знали: вон в той хате на краю села живет вор, а вон в том доме на другом краю - самогон гонят. Все знали друг о друге: кто чем грешит, чем живет, кому помочь нужно, кого надо приструнить, кого стоит слушать, а кого - обходить за версту. Так и сейчас необходимо честно обнажить это тайное дно нашего исторического процесса, призвать к покаянию тех, кто еще способен услышать, чтобы хотя бы их потомки осмыслили, наследниками и продолжателями чего они являются. Иные по-фарисейски живут в своей исторической псевдославе и не собираются каяться. Есть многие, кто благополучно дожили до наших времен, словно и нет на их совести никаких страшных злодеяний. Один из таких палачей, например, спокойно ходил на работу, жил широко, обедал с шиком, дослужился до генерала, потом получал огромную пенсию. Только недавно скончался и похоронен чуть ли ни в Новодевичьем монастыре.
Открыть и осознать правду нужно хотя бы для того, чтобы наши дети ходили по улицам и площадям святых и героев, чтобы им давали имена в честь новомучеников и исповедников, чтобы жили они в городах, освященных именами святых покровителей. Хватит чтить память кощунников и убийц - пленников ада. Но у нас в стране пока даже вопрос возвращения исторических названий решается с большим трудом, не говоря уже о прославлении святых и героев.
Подвиг новомучеников и исповедников продолжался, и когда уже не было открытого террора, только он приобретал иные формы. Еще в 1989 г. если священник шел домой к прихожанам на день Ангела - его запрещали в служении. Потому что в Уголовном Кодексе совсем недавно еще была статья: религиозная пропаганда являлась уголовным преступлением. За ношение нательного креста изгоняли из вузов, увольняли с работы. Разве это не исповедничество?
И сейчас у власти находятся многие наследники мучителей и палачей. Почитаешь биографию иного политика - оказывается, например, что его дед заведовал всеми санитарными учреждениями НКВД. И внук его респектабелен и успешен, стоит «у руля». При этом такие люди уверяют: «Мой дедушка был кристально чистый человек! Да, на работе он какие-то опыты делал, но приходил домой и был безупречно честным и добрым». И такое мнение, что все эти люди - «чистые руки, холодные светлые головы, горячие патриотичные сердца» и пр. - культивируют до сих пор. Так, например, в Москве рядом с МГИМО и Российской академией госслужбы при Президенте РФ находится улица имени Удальцова - того самого, кто помогал известной Р. Землячке организовывать красный террор в Крыму, где пролилось море русской крови. А их потомки, наверно, гордятся: «В Москве именем моего деда улица названа!»
Мы должны изжить в себе советский период, отвергнуться советской идеологии, которая в разных завуалированных формах продолжает определять реальность наших дней. Нет у нас исторической преемственности и в государственных органах и учреждениях: лишь современная прокуратура взяла отсчет от царских времен, большинство же структур корнями уходят в страшные времена массовых расстрелов, арестов и расправ.
Прославление новомучеников - это не только составление им служб, акафистов, канонов, написание икон и построение храмов. Настоящее прославление - это перемена самой нашей жизни. Мы должны покаяться и принести достойные плоды этого. И так, навыкая прославлять наиболее близких к нам по времени святых - новомучеников и исповедников Церкви Русской, мы будем учиться прославлять своей жизнью Бога.
Архимандрит Георгий (Шестун), доктор
педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой
православной педагогики и психологии
Самарской Православной Духовной семинарии, настоятель Заволжского монастыря в
честь Честного и Животворящего Креста Господня, настоятель Троице-Сергиева
подворья г. Самары
1. Re: Прославить жизнью