«Кругом измена, трусость и обман...»
Из дневника Императора Николая II за 3 марта 1917 г.
1. Драган, недавно мы были свидетелями измены правительства своему народу (подписание соглашений в Брюсселе). В связи с этим первый вопрос: считаете ли Вы, что сербы смогут и дальше жить, как жили, в меру печалиться о своей несчастливой доле, стараться выжить - или все же настал тот исторический миг, когда необходимо соборным разумом всего народа искать единственно возможный выход из создавшегося положения?
Агрессии подверженный сербский народ не почивал в последних четверть века. Смело можно сказать, что он делал все возможное, чтобы защититься. Он доверял своим вождям. Когда у народа просили т.н. «заём для экономического возрождения Сербии» (в 1989-м) - народ откликнулся. Правительство эти средства промотало, деньги не были возвращены. Более того, три года спустя придумали, как дополнительно ограбить своих граждан через систему пирамидальных банков. Когда призывали народ к оружию, народ брался за оружие и воевал - и в 1991-95 гг., и в 1999-ом. Там, где солдаты одержали победу - власть занималась позорной торговлей.
Т.н. «брюссельское соглашение» - это только последняя измена в ряду многочисленных измен политиков своему народу и Отечеству: в 1995 году они предали уничтожению целое государство с народом - Республику Сербскую Крайну. К концу того же года подписаны Дейтонские соглашения - в значительной мере в ущерб сербскому народу; в тогда созданных условиях эти соглашения представлялись настоящим подвигом: мол, вот мы хоть бы боснийских сербов сохранили от уничтожения. Сам тогдашний президент Милошевич обязался сотрудничать с судилищем в Гааге, куда в итоге попал и сам. Оккупацию Комета силами НАТО - власть провозгласила «победой».
Дальше - больше. Не буду перечислять предательства преемников Милошевича - в сравнении с ними, режим Милошевича кажется богатырским.
Я не хочу сказать, что политики не старались отстаивать независимость страны, защищать государственные интересы. Беда в том, что эти обязанности для них были, в лучшем случае, на третьем месте: им гораздо важнее было держать верх над своими политическими противниками, собственное благосостояние, личные интересы... В этих целях можно было пожертвовать интересами своего народа. Таким образом, человек постепенно, незаметно для себя и становиться предателем Отечества.
После прошлогодних выборов новая власть стала делать все прямо противоположно своим обещаниям - очередной обман. Теперь мы находимся в каком-то межвременье. Народ молчит. Да и что ему делать?
Народ никогда не ищет выход из тяжелого положения просто так, сам от себя. Всегда нужен какой-то Карагеоргий или Пожарский, чтобы направить народную энергию к определенной цели. Но тогда от кандидатов в вожди требуется личный пример. Минин сначала сам пожертвовал третью часть собственного имущества, только потом от других требовал внести свою лепту.
Народ политикам уже не доверяет. Теперь - очередь интеллигенции, общественных деятелей, профессионалов всех видов выполнить свой долг. Их образование народ оплатил. Недостойность большинства современной интеллигенции и других «кандидатов в вожди» состоит в их неготовности к личной жертве. Они хотели бы все сделать чужими руками, даруя только благие советы, и потом, став новым «цветом нации» - пользоваться общим уважением и плодами «своей борьбы».
Из такого поведения ничего хорошего не получиться. Если интеллигенция скорее не очнется, ее конец будет позорным. У народа не останется больше никакого выбора, и все мы утонем в наибольшей из всех бед: война всех против всех. Пощади, Господи, от такой катастрофы!
2. Что Вы думаете о Земском соборе, о возможности его созыва в современной Сербии (при этом полностью игнорируя власти в Белграде. Сербская конституция, как мы думаем, дает это право)?
Еще при президенте Тадиче, где-то в 2010 году, началось откровенное, грубое, наглое попрание конституции. Таким путём продолжают идти и нынешние власти Сербии в лице президента Томислава Николича, премьер-министра Ивицы Дачича и министра обороны Александра Вучича. У них была возможность прекратить с этой пагубной практикой, но они этого не сделали. Брюссельское соглашение являет собой прямое попрание конституции Сербии. Об этом договоре должен был высказаться Конституционный суд Сербии. Но суд, - под очевидным давлением исполнительной власти - остался немым, вопреки публичным и официальным требованиям выполнить свои обязанности. Компетенции судебной власти в Сербии узурпировала исполнительна власть.
Поэтому не стоит озираться, дает ли существующая Конституция право на что-то, или не дает. Что хочу сказать? Вы не можете требовать от других уважать законы, а сами в отношении тех же законов проявлять пренебрежительность. Исполнительные власти в Белграде идут к собственном самоупразднению. Они сами обрекли себя на это, несмотря на их теперешнее чувство мнимого могущества и вседозволенности. Белград продолжит «решать проблемы», но его решения, по мере ухудшения обстоятельств в обществе, будут иметь все меньшей важности. Перед нами - реальная опасность ускоренного разложения общества и полного распада Сербии. Произойдет ли этот распад через год, два или пять, мы пока не можем знать, но с теперешним соотношением политических сил его трудно будет избежать.
При таком раскладе обстоятельств, Земский собор является естественным, даже нужным шагом. Но на этом соборе, по-моему, нечего будет искать не только представителям власти в Белграде, а тоже многим и многим оппозиционным политикам, академикам, общественным и культурным деятелям - всем тем, которых один сербский аналитик удачно назвал «сброд-элитой». В предательстве страны и народа виноваты не только представители власти.
Кто тогда будет участвовать на Земском соборе? Слава Богу, не все так безнадежно, у нас есть достаточно честных и компетентных людей. При существующей информационной блокаде из них пока видны только единицы, их обращение к народу очень затрудненно, но они есть. Кроме того, той настоящей элите у нас только предстоит организоваться, объединяться. Потом будет можно думать о созыве Земского собора.
3. Считаете ли Вы косовских сербов способными стать инициаторами назревших перемен?
Нет. По-видимому, отпор вождей косметских сербов уже сокрушен. Их земляки в остальных частях Сербии - беженцы с Космета до и после войны в 1999 году, тоже никак не организованы, в отличие, скажем, от краишников.
Некоторые в предстоящей сербской учредительной скупщине Автономного края Косово и Метохии назначенной на начало июля видят шанс для зачатка всенационального движения. Посмотрим. Лучше ничего не начинать, чем отступиться на полпути. Всегда надо держать в уме, что каждый неверный шаг может оказаться роковым для беззащитного народа.
По-моему, инициатива перемен, скорее всего, придет из центральной Сербии, т.е. Шумадии - несмотря на то, что эта область все те годы находиться вне поля зрения многих наблюдателей. Тут сербский народ более чем во всех других областях размещен плотно и цельно. Отсюда более 200 лет тому назад началось освобождение сербов, и остальных южных славян. Накануне Первого восстания здесь тогда в последний раз у нас и созван съезд, который можно назвать земским собором.
4. Видите ли Вы историческую параллель между событиями 1914 года и событиями нынешними (в связи с Косово)?
В обоих случаях Сербия оказалась в окружении предельно враждебно настроенных западных держав, подверглась ультиматумам. Но их нынешние шантажирование является несравнимо тяжелее, более неприемлемым, чем 100 лет назад. Вот только одно из «ожиданий в 7 пунктов» врученных Сербии от правящей Германией «демохристианской» партии: «Постоянное влияние Белграда на сербов с севера Косово в целях активного сотрудничества с ЕУЛЕКС и КФОР, изменения их сознания». Что означает словосочетание «изменить сознание»? Не что иное, как, наконец, понять, что оккупанты являются твоими друзьями. А потом, может быть, они тебе простят то, что тебя же били и убивали. Такое требование - неслыханная наглость. А оно не одно, примеров можно приводить сколько угодно.
Намерения Запада в отношении Сербии в 1914 и ныне - тождественны: «Serbiеn muß sterbien». Для этой цели все союзники - кстати, вплоть до террористов и уголовников. Но есть и серьезна разница.
В начале ХХ века сербское государство было на подъеме во всех отношениях - экономическом, национальном, военном, культурном, нравственном. Народ дышал одной грудью. Страной правил всем народом почитаемый, любимый король Петр I - «дядя Пера», внук Карагеоргия, освободителя сербов от турецкого ига. Был один надежный, мощный союзник в лице Императора Николая II. После балканских войн Сербия с Черногорией, правитель которой был тестем Петра I, король Никола Петрович Негош - добились расширения государств до общих границ, освободили Косово с Македонией - тогда «Южной Сербией», и на повестке дня уже был вопрос объединения сербов в одно, общее государство.
В начале ХХI столетия ситуация совершенно противоположна. Сербский народ разбит на нескольких квази государств. На оккупированном Космете сооружена одна из самых мощных баз НАТО в Европе. Россия, недавно сама едва отодвинувшись от края пропасти, очевидно, все еще не в состоянии оказать решительную поддержку. Сербская экономика уничтожена, армия в отчаянном состоянии, СПЦ тоже в серьезных проблемах. Народ нищий, постоянно обманываемый, оболганный, морально убитый. Часть вырожденной сброд-элиты (в Черногории) уже в 2008 году признал «государство» террористов на Космете. Очутившись пред угрозой государственного банкротства, в том же направлении двигается и власть в Белграде, возглавляемая президентом, которого народ величает многозначительной кличкой «Тома могильщик».
5. Каким Вы видите будущее политическое устройство Сербии в случае положительного развития?
Существенный вопрос, о котором слишком, слишком мало думается. Будущего Сербии не будет, если остаться в рамках нынешней, т.н. «демократической» политической системы. Демократия, которую мы знаем, - это плод протестантского духа. Опытом доказана ее полная нежизнеспособность, негодность в наших условиях, оказалось, что она является чуждой духу и нуждам сербского народа.
У нас есть люди серьезно думающие, что решение всех сербских бед - в парламентарной монархии. В такой монархии сербский король был бы чем-то наподобие английской королевы - символом, украшением, фигурой без существенного политического влияния. Но такой - очень печальный - опыт у нас тоже есть. Кстати, парламентарная монархия - это только лишь разновидность той же демократии.
Сербам нужна монархия, и то некоторый вид сословной монархии, но приноровленной к современным условиям. Монархия для сербского народа является естественным видом правления.
Лучшее начертание для будущего политического устройства Сербии, к позору сербской интеллигенции, привыкшей думать не своей головой, - сделанно одним швейцарцем. Речь идет о знаменитом криминалисте Рудольфе Арчибальде Рейссе, о котором хочется немного рассказать. Арчибальд Рейсс - один из величайших друзей сербского народа во всей его истории. Своими расследованиями преступлений австро-венгрийской, германской и болгарской армий над мирним гражданам Сербии в Первой мировой войны он внес решающий вклад в разоблачение военной пропаганды не только Центральных держав, а тоже некоих из наших «союзников» в этой войне, в первую очередь - англичан. Вместе с сербской армией прошел голгофу в Албании. После войны Рейсс бросил успешную карьеру, поселился в Белграде, где и умер. О государственном устройстве Рейсс пишет в своем завещанию к сербскому народу «Слушайте сербы!», написанном в 1928 году, незадолго до смерти. Но рукопись впервые опубликована только 15 лет тому назад.
В самом начале своего завещания, Рейсс отмечает важность нашей православной веры: «Религия, безусловно, мощное средство порядка... Религия вас, вопреки вам самим - держит в живых... Старательно берегите эту народную религию, ибо ваш народ, в тот день, когда бросите ее - погибнет». (Самого Рейсса похоронили по православному обряду).
Парламентаризм Рейсс называет «гнилым», и его восстановление считает невозможным. Жизнь современного государства можно сравнить с жизню модерного завода. Поэтому государство тоже следует устроить как любое промышленное предприятие. Оно должно имет не более 25 «директоров» - министров, составляющих правление, которое возглавляет «генеральный директор» - король. В министры выбирают лучших представителей всех видов деятельности в стране: промышленной, сельскохозяйственной, научной, военной и т.д. Основные качества будущего министра должны быть: патриотизм, профессиональность и честность. Каждого из министров выбирают представители данной отрасли на время до определенного возраста. До этого возраста министры несменяемы, кроме как в случае незаконных действий, отставки или смерти.
До сих пор никто не заметил совпадения модели Рейсса с устройством сербского государства эпохи его расцвета в ХII-XIV вв. Короля и цари династии Неманичей тоже правили при содействии некоего вида «государственного совета», в который входили «великоименитые господа всей земли сербской». Среди многочисленных носителей разных дворянских титулов и званий - челников, жупанов, князей, воевод, судей и т.д. - всегда был один, перед чьим титулом стояло определение «велий, великий»: великий челник, великий князь и т.д., имевший власть над всеми «колегами» своего титула, и входивший в состав того самого узкого государственного совета вокруг монарха. Власть «великоименитых» распространялась на всю территорию страны. И если челник по достоинсву стоял ниже, например, воеводы или князя, то все равно «великий челник» был выше любого местного или областного воеводы или князя.
Вот к какой прозорливости способна чистая любовь! Ведь Рейсс об устройстве средневековой Сербии ничего не мог знать. Он к своим выводам пришел после того, как душой принял ценности народа, с которым сроднился, связал собственную судьбу. Поэтому его советы могут стать исходным пунктом, надежной почвой при размышлениях о создании будущей политической модели Сербии.
6. Как на Ваш взгляд мы, русские, и вы, сербы, должны отметить столетие с начала Первой мировой войны?
Русские и сербы в некотором смысле по-другому относятся и к Первой, и к Второй мировой войны. Для сербов Первая мировая война - это Отечественная война, эпоха великих страданый, национального подвига и славы. Для русских она в первую очередь - кровопролитная гражданская война, в которой погибло их Православное Царство, а народу геноцидом навязался жестокий режим большевиков, в чем для многих виноваты - сербы: потому что не смогли потерпеть оккупантов на своей земле, а взялись крамольничать и убивать чужих престолонаследников. По вопросу Второй мировой войной действуеть обратный случай: для русских она - Отечественная, эпоха славы и Великой победы, в то время как для сербов она, - гражданская война, в итоге которой не стало их королевства, и на власть пришли коммунисты, - угадываете, для многих - по вине русских. Все «логично», все просто - очень удобно для мещанского понимания.
Через это время на Западе всерьез стараются за эти войны опорочить то сербов, то русских, то одних и других вместе. Любые средства тут кстати - ведь надо, между прочим, подготовить собственное население к грядущей войне с «злыми парнями», морочить головы врагам, натравливать на них посторонных...
Наш с вами долг - всячески противостоять таким попыткам, а то становимся соучастниками в осквернении светлой памяты наших предков - героев и мучеников. В Первой мировой войне рухнули вековые устои нашей с вами государственной, общественной, народной жизни (Югославия, которая возникла в итоге войны тоже не являлась по-настоящему сербским государством). Столетие этой войны всем нам - замечательный повод наконец осознать («осознать» - это к тем из нас, кто не любит слово «покаяние»), что мы целый век потратили на бессмысленные эксперименты, пожертвовав этом Молоху миллионы жизни наших братьев и сестёр.
В Сербии на официальном уровне стараються не слишком громко говорить о светлых страницах отечественной истории, уклониться от празднований памятных дат. Не препятствуют, даже способствуют распространению всяческих исторических фальшивок и полуистин, так что на государство не на что надеятся. Зато есть гражданские патриотические организации. В сотрудничестве с такими же русскими организациями мы можем внести свою долю, чтобы достойно отметить 2014 год.
Масштабные мероприятия помогут нам вернуться к себе, к свобственным ценностям, начать серьезную работу, чтобы построить жизнь, исходя из потребностей народа.
7. Драган, и в заключение расскажите, что Вам известно о духовно-нравственном состоянии сербов Космета?
Много сербов убежало с Комета, постаралось из имущества спасти то, что можно было спасти, и начало новую жизнь в Центральной Сербии. Тем, что там остались, либо не было где бежать, либо о бегстве и не думали. Потому, что они знают, что им некуда бежать. Не будь их там, то Космет уже был бы на 150 километров севернее, скажем, Кралева, где я сам теперь живу.
Многолетнее существование во вражеском окружении, под постоянной угрозой, за колючой проволокой, в резервациях - их собрало вокруг своих храмов, святынь, научило их сплочённости, единству, привело к осознанию факта, что им не на кого уповать, кроме Бога и себя самих. Там очень, очень мало образованных людей. Но народ там выучил урок, который нам, живущим вне косметских резерваций, только приходиться учить. По всей вероятности потому, что резервации, в которых мы сами существуем, более просторны, так что собственного рабства все еще не осознали.