Россию оставили без небес

Беседа о научно-фантастической литературе

Новости Москвы 
0
727
Время на чтение 6 минут

Кто в детстве не увлекался научно-фантастическими романами об освоении космоса! Несколько поколений выросло на литературе, повествующей об открытии далеких планет, распространении земной цивилизации во Вселенной, контактах с другими мирами. Но в последние лет двадцать этот жанр отечественной фантастики тихо сошел на нет. Зарубежную космическую прозу можно найти практически в любом книжном магазине, переиздают и советских авторов, а вот современных романов о полетах русских к звездам, до обидного мало.

Почему это произошло? Разговор на эту тему ведут писатель, руководитель Архангельского регионального отделения движения «Народный Собор», писатель, работающий, в том числе, в жанре космофантастики Александр Тутов и журналист Анатолий Беднов.

Фантастика учит думать

Анатолий Беднов: - Куда же пропали книги о звездолетах, колониях на Луне и Марсе, внеземных цивилизациях, которыми мы зачитывались в детстве? Неужели тема покорения космоса стала неинтересна читателю?

Александр Тутов: - Я был поклонником научной фантастики, начиная со школы, сам работал в малом жанре (фантастические рассказы), хотя гораздо меньше, чем в других жанрах. Поэтому я себя фантастом не считаю, занимаюсь больше военной, исторической, медицинской прозой. Но при этом считаю, что фантастика - тот жанр, который учит человека думать, размышлять, создавать разные проекты. Человек, любящий фантастику, обычно очень деятельный, способный к самосовершенствованию. А раз он умеет фантазировать, то умеет и изобретать.

На самом деле, фантастика может быть и литературой, и нелитературой, как говорили братья Стругацкие, классики этого жанра. Если детектив может быть классическим произведением, то это же можно сказать и о фантастике.

Дюма и Конан Дойл не меньшие классики по воздействию на человеческую мысль, чем Бальзак, Шекспир и Лев Толстой. Кто-то, конечно, это оспорит...

Читая фантастику, я отдал дань и жанру фэнтези. Мой первый роман написан в этом направлении. Сейчас полки заполонило фэнтези, но оно, к сожалению, по большей части неинтересно и мне, и, думаю, другим читателям. Это произведения, похожие одно на другое, с одинаковыми героями, и отличаются друг от друга немногим. Иногда появляются, конечно, жемчужинки прозы, но они теряются в этой массе. Дело даже не в этом, а в том, что из жанра фантастики у нас - как в кино, так и в книгах, практически исчезла космическая тема. В лучшем случае действие происходит на какой-то дальней планете. В первую очередь пострадала, конечно, наша русская фантастика. Нас стали отдалять от космоса и отучать от мечты осваивать другие планеты, от полетов к звездам. За последнее время такие книжки можно пересчитать по пальцам. В то же время по-прежнему много американской космической фантастики. Получается, что мы проиграли не только холодную, но и интеллектуальную войну. Людей отучают от мыслей о высоком.

А.Б. - В девяностые годы решили упразднить не только нравственный закон в душах людей, выражаясь словами Канта, но и звездное небо над их головами. В то же время на прилавки хлынул поток самой низкосортной, бульварной литературы под маркой фантастики. Так, лет двадцать назад во всех киосках продавались «Похождения космической проститутки». Чтобы убить интерес читателей к жанру, его опошляли.

А.Т.: - А ведь у нас были братья Стругацкие, Иван Ефремов, Кир Булычев.

Я считаю, что за выход в космос надо бороться. Хотя много мрачных мыслей возникает, когда узнаешь, что на Сочинскую олимпиаду затрачивается больше средств, чем на строительство колонии на Марсе на пятьдесят тысяч человек. От этого становится грустно.

Мы с Борисом Успенским сейчас пытаемся осваивать жанр космической оперы. Там положительный герой - русский, который служил в спецназе «Черные ангелы» и теперь создает космическую империю. Мы пишем серию из семи романов, две книги уже полностью готовы, на подходе третья. У нас в области Сергей Декопольцев пишет в этом жанре.

Чтиво ленивых

А.Б.: - Дело еще, наверное, вот в чем. Чтобы писать научную фантастику, нужно много специальных знаний по астрономии, астрофизике, ракетостроению и т.д. Как для сочинения исторического романа необходимо в совершенстве знать описываемый период, глубоко погрузиться в тему, чтобы не выросла развесистая клюква. Поэтому многие авторы решаются писать фэнтези - дескать, там большой интеллектуальный багаж не нужен. Просто от лености мышления. Как в анекдоте: чего тут знать и уметь - наливай да пей. Так и здесь: садись и пиши, наращивай тиражи. Но ведь и для фэнтези необходимы талант, литературное мастерство и солидный объем знаний, а эти авторы идут по легкому пути. Результат - однообразная макулатура в магазинах.

А.Т.: - В наших совместных с Борисом Успенским книгах много медицинских знаний используется - и я как медик пишу эти страницы. Борис - преподаватель химии, и он применяет свои знания. А если ты не имеешь необходимых знаний, начал писать сразу после школы, которую с трудом окончил, то для тебя жанр слащавого фэнтези наиболее подходящ. А написать хорошее героическое фэнтези после таких корифеев, как Толкиен, очень трудно. Ведь его «Властелин колец» - мощнейшее философское произведение. И очень сложное: этнография, изучение языков...

А.Б.: - Толкиен был филологом, обладал обширными познаниями в мировой мифологии, лингвистике, что и помогло ему сконструировать языки эльфов, гномов, орков, гондорцев и других народов Средиземья.

А.Т.: - И при всех своих знаниях и старании написал не так уж и много. А иные наши авторы выдают по нескольку романов в год, пытаясь переплюнуть Дарью Донцову.

Я считаю, что министерство культуры должно поддерживать не только детскую литературу, но и проводить конкурсы произведений о космонавтике, о будущем. И пытаться поддерживать кинофантастику. Ту, которая устремлена в будущее, а не фильмы-катастрофы или страшилки про пришельцев. Такие фильмы, как «Через тернии к звездам», «Москва-Кассиопея», «Отроки во Вселенной» - мощный вклад в детскую кинофантастику с хорошим сюжетом, хорошей игрой актеров, хотя и без компьютерных наворотов. Они тогда серьезно повлияли на молодежь.

А.Б.: - Был в начале шестидесятых снят фильм «Планета бурь», экранизация одноименного романа Александра Казанцева. Тоже без компьютерных эффектов. Но его по сей день изучают в Голливуде как пример профессионально сделанной кинофантастики, многие технические приемы которого потом использовались американскими мастерами этого жанра. Но отечественный зритель о нем не знает.

Кстати, роман и фильм - пример сочетания футурологии и русского патриотизма. Персонажи его - Добров, Богатырев оказываются на Венере в окружении инопланетных Змеев-Горынычей (динозавров).

Хочу еще отметить, что в нашей фантастике практически упущена тема Антарктиды. А ведь этот материк открыли русские мореплаватели. В то же время много и охотно пишут про немецкие экспедиции в Антарктиду, колонию «Новая Швабия» (про которую точно не известно, существовала ли она в действительности) и т.д. Хотя еще в начале двадцатого века была снаряжена русская антарктическая экспедиция, результаты которой засекретили. Я уж не говорю о советском периоде исследований...Вот тема для романов, вот о чем надо писать! Появятся ли в нашей литературе свои «Ледяные сфинксы» и «Хребты безумия»?

Или восторжествует обывательское отношение к теме: это далеко и холодно, и нам неинтересно? Российского читателя и так уже оставили без небес, уподобив тому домашнему животному, которое смотрит только в корыто, а в нем - «космические проститутки» и бездарное фэнтези.

А.Т.: - Если будет поддерживаться космофантастика, то будет и развитие науки в целом. Ведь с космонавтикой со времен Юрия Гагарина тесно связана и медицина, и биология, и физика, и химия, и энергетика,. Так что даешь литературу дальнего прицела! Не про «самонадевающиеся ботинки», как говорил мой старший наставник Игорь Георгиевич Халымбаджа, приведший меня в этот литературный жанр. То есть не надо литературы «ближнего прицела», на потребу мещанам, тогдашним и нынешним, которым нужно банальное развлекалово, жвачка даже не для ума, а для глаз.

Хорошая фантастика - это тоже русский проект, который будет стимулировать интеллектуально, повышать самоуважение и воспитывать через достижения литературы, культуры, науки любовь к Родине.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Не вверх,а в глубь.

Просто фантастика должна повернуть от "вверх" в "глубину" познания. Вот,например,взять древнегреческую мифологию и посмотреть через нее на Историю.И ее герои оживут в новом осмыслении (в противовес классам марксизма). А сколько общего можно будет увидеть между героями "Трои","Одиссеи","Аргонавтов" между собой и днем сегодняшним,если посмотреть на них общим взглядом аналогии к Истории... это же "уму не постижимо"... А происхождение мира ?... Темы неисчерпаемы... Только если говорить об этом,а не о "верхе" космических далей ( похожих на коммунистическую фантастику).
Бондарев Игорь / 17.07.2013, 08:41

5. Re: Россию оставили без небес

Андрей Карпов, анализ не поверхностный, просто краткий. Это ж небольшая беседа, а не монография, не диссертация. Фронтир, кстати, не оказался утраченным, просто он перешел куда-то в область компьютерных и прочих высоких, но земных технологий (отсюда проистекают и киберпанк, и биопанк, и технофентези). Лебядкин, с чего вы решили, что вестерн как жанр умер? Безусловно, сейчас не 30-ые (классика вестернов) и не 60-ые (ренессанс жанра в виде спагетти-вестернов), но неплохие ленты все еще появляются. ___ Думаю, у НФ и космической фантастики прекрасное будущее. Сюжетов еще много, научных открытий еще больше.
рудовский / 16.07.2013, 17:58

4. Re: Россию оставили без небес

Собственно говоря, на этом ВСЮ фантастику и следует закончить - " Мы по церковному преданию знаем, что Бог сотворил три неба. Первое – видимая атмосфера. Второе – это небесная твердь: это космос, тот космос, который мы с вами как раз видим, когда смотрим на звездное небо; тот, где находятся звезды, галактики, пульсары, квазары. Вся Вселенная – второе небо для нас. Оно весьма обширно. Сейчас телескоп «Хаббл» край видимой Вселенной запечатлел, и самая крайняя точка находится на расстоянии 14 млрд. световых лет. Представьте себе: свет идет со скоростью 300 тыс. км в секунду, и он будет идти оттуда 14 млрд. лет – посчитайте, какое это невообразимое расстояние! Наша Солнечная система даже не пыль по сравнению со Вселенной. А вот Третье небо – это Горний Мир." - http://goo.gl/ok2de Правда, пишушие НФ на некоторое время могут остаться без работы.
Лебядкин / 16.07.2013, 11:12

3. Ответ на 2., Андрей Карпов:

Наконец, мы видим устойчивое снижение темпов научного прогресса.... Интерес пропадает... Ожидаемое будущее становится всё больше похожим на настоящее...2. Космос в 50-70-е годы выполнял функцию фронтира - то есть зоны прорыва, освоения нового.

Рискну предположить, что развитие и само существование научной фантастики напрямую связанно с научно-техническим и экономическим прогрессом. 1. Интерес к НФ сохраняется в современном Китае - пока ещё "локомотив мировой экономики" тянет. Но дальше всё равно будет тупик. 2. "выполнял функцию фронтира" - точнее, вестернизации. Жанр вестерна в кино тоже умер по вполне определённым причинам. 3. Фенеэзи как жанр всё более и более становется сервильным, холуйски выполняя функции гуманитарного вбомбливания человечества в варварство. Депопуляция, карго-религия, карго-патриотизм, карго-фентэзи...По мере структурной деградации (глобализм) человеческого социума и деградации ("прогресса") языка никакой героизм и сложная этнография с изучением языков становятся невозможны.
Лебядкин / 16.07.2013, 09:55

2. Re: Россию оставили без небес

Моя оценка данного диалога следующая - очень поверхностный анализ. Если говорить о космической фантастике то тут, на мой взгляд, следует остановиться на таких моментах: 1. Само освоение космоса. В начале космической эры казалось, что космос будет освоен быстро. Ну ладно, глубокий космос, куда никак не долетишь, но уж Солнечную систему обжить-то ничего не мешает. Луна, Марс, спутники планет гигантов. Однако, оказалось, что космос - среда настолько враждебная и чужеродная, что в ней человеку очень неуютно. Она принципиально необживаемая. Есть и экономический момент - оказалось, что в космос летать человеку буквально незачем. Нет ничего такого, что может окупить межпланетные перелеты. Наконец, мы видим устойчивое снижение темпов научного прогресса. Всё это приводит к тому, что питательная почва НФ с годами стала оскудевать. Хронология НФ 50-х годов оказалась не выдержанной. Интерес пропадает... Ожидаемое будущее становится всё больше похожим на настоящее. 2. Космос в 50-70-е годы выполнял функцию фронтира - то есть зоны прорыва, освоения нового. Куда-то должны оттягиваться пассионарии, притягиваться мечты... Однако космическая индустрия реально потребовала ничтожное количество людей. И мальчишки, помечтав о космосе поняли, что туда попадают совсем уж единицы. Фронтир оказался утраченным. 3. Хорошая фантастическая литература хороша не тем, что она о космосе (также и фэнтези - не тем, что оно об альтернативной реальности), а тем, что она - о нас. О людях. О наших текущих проблемах. Именно поэтому Стругацкие стали классиками - они задавали вопросы, волнующие их современников. Если подумать, можно найти и другие интересные аспекты, оставшиеся за рамками приведенного диалога.
Андрей Карпов / 16.07.2013, 08:27

1. Re: Россию оставили без небес

Хорошая фантастика - это тоже русский проект...

Ну, учитывая то довольно известное предположение, что космос создавался не для бытия человека что всяческие инопланетяне суть бесы, если вспомнить выражение "духи злобы поднебесной", если вспомнить многие тенденции, например, "Туманности Андромеды", которые по духу, а иногда и по букве совпадают с ЮЮ, если наконец, вспомнить о весьма еретических и душевредительных элементах в воззрениях таких пращуров "русского космизма", как Фёдоров и Циолковский, то основной вред в лишении России неба - не здесь. Да и что понимать под "НЕБОМ"...Беда ведь не в конфликте между жанрами НФ, СФ (SF, соц-фикшен) и фентэзи, беда может быть в том, что во всех этих жанрах возобладала тенденция гордыни, тенденция мнительного человекобожества
Лебядкин / 16.07.2013, 08:15
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Тутов
Поморье - родина землепроходцев
370 лет назад началась экспедиция Семёна Дежнёва
01.07.2018
«Семнадцать мгновений» и Кукрыниксы - вне закона?
Гримасы «борьбы с экстремизмом»
23.05.2017
Битва за души людей
О противодействии деструктивным культам в Архангельске
30.03.2016
Все статьи Александр Тутов
Анатолий Беднов
Талантам надо помогать
Государство должно поддержать молодых и талантливых, а вместо этого поддерживает своих разрушителей…
01.11.2021
Поморье - родина землепроходцев
370 лет назад началась экспедиция Семёна Дежнёва
01.07.2018
«Семнадцать мгновений» и Кукрыниксы - вне закона?
Гримасы «борьбы с экстремизмом»
23.05.2017
Все статьи Анатолий Беднов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 13:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
25.04.2024 13:16
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от E.O.
25.04.2024 12:39