Пространное изъяснение альтернативного мнения

Часть 2

0
1428
Время на чтение 11 минут
Часть 1

ЕвхаристияПрежде всего, в этой части данной статьи я хотел бы рассмотреть некоторые мнения моих оппонентов, изложенные ими на форуме предыдущей части сей публикации. Напомню, что в оной я, во-первых, указал на причину написания всего цикла моих публикаций о Таинстве Евхаристии, коя заключалась в исполнении мною многократно (более 10 раз) выраженной чрез жребий воли Божией. Во-вторых, я подробно остановился на толковании св.Иоанном Златоустом 6-й главы Евангелия от Иоанна (Ин.6,32-58), показав, что слова Христа «хлеб, сходящий с небес», которые Господь снова и снова повторяет (Ин.6,32-33; 50-51; 58), согласно толкованию святителя относятся не только к Его Божеству, но и к евхаристическому хлебу, т.е. к Плоти Христовой, сходящей с неба под видом хлеба. Наконец, в-третьих, я привел примеры из Св.Предания, когда Плоть и Кровь Христовы под видом евхаристического хлеба и вина действительно сходили или, точнее, были износимы с неба, в одном случае рукою некоего честнаго мужа, а в другом - рукою ангела. Поскольку все эти пункты первой части сей статьи вызвали те или иные возражения оппонентов, то я сначала по порядку отвечу на часть этих возражений.

Итак, во-первых, по поводу жребия. Одни из оппонентов по этому поводу говорили одно, другие другое, вспомнили даже, что жребием был избран св.Патриарх Тихон, но почему-то забыли сказать, что это весьма древний православный обычай, имеющий основания в Св.Писании и св.Предании. Так на самой заре христианства именно жребием вместо отпавшего Иуды был «сопричислен к одиннадцати Апостолам» апостол Матфий (Деян.1,23-26). Это же подтверждает и Св.Предание хотя бы тем, что, действительно, Патриарх Тихон был избран жребием. Так что и мне, грешному, основываясь на Св.Писании и Св.Предании (в данном случае на известном совете преп.Кукши Одесского) незазорно выяснять: писать те или иные статьи или не писать?! К тому же, в этом деле главное значение имеет не, так сказать, техника бросания жребия, а послушание воли Божией. Ведь можно правильно бросить жребий и по своеволию не исполнить то, что он провещает. Однако я уже лет 20 в серьезных вопросах своей жизни и творчества всегда бросаю жребий и, мню, что немного поднаторел в этом деле. И сие, в первую очередь, проявляется в том, что бросив жребий, я, остерегаясь наказания Божия за непослушание, всегда стараюсь исполнять то, что он повелевает. Поэтому столкнувшись с таким феноменально многократным (более 10 раз подряд) выпадением жребия «делать» по отношению написания статей евхаристической тематики, я и писал эти статьи, хотя далеко не всегда мне это было приятно. И главное, до последнего момента я не понимал, какая такая великая причина столь многократно требовать от меня их написания, и какая польза от этого дела?! Впрочем, к этому очень важному вопросу я в следующей части сей статьи еще вернусь. А пока замечу своим оппонентам, что всегда лучше положиться на волю Божию, благую и совершенную, и исполнять именно ее, а не свою, падшую вместе со всем нашим естеством, волю, которая, однако, моим оппонентам мнится очень сладкой. И, как будет показано ниже, на основе своеумия генерируя разные заблуждения, это их своеволие заставляет их мнить, что сии заблуждения «являются оплотом и светочем» православия.

Теперь, пока пропустив вторую составляющую предыдущей части данной статьи, где дается толкование святителя Иоанна Златоуста на Ин.6,32-58, поскольку об этом надо сказать особо, я вкратце замечу о возражениях моих оппонентов против примеров из житий, где буквально говорится о схождении (или изнесении) с неба Плоти и Крови Христовой под видом хлеба и вина для причащения великих подвижников и святых. Собственно, здесь было лишь одно возражение Вячеслава Макарцева, который говорит: «А почему Вы решили, что эти случаи непременно указывают на то, что Таинство Евхаристии совершается и на небе? Это можно объяснить гораздо проще: по молитвам подвижников, по их желанию причаститься Тела и Крови Христа Господь повелевает Ангелу взять свободную чашу для Причастия в любом храме и Святые Дары с Литургии любого храма Божия и причастить. Что Ангел сходит с неба - это свидетельство того, что данное чудо совершается по велению Божию. Вот и все» (1). Это возражение В.Макарцева с энтузиазмом подхватил о.Савва, считающий, что сии нелепые домыслы Макарцева все объясняют (2).

Потрясающе, до чего доводит людей их своеумие и своеволие - порют откровенные и дичайшие глупости, а сами в упор этого не замечают!!! А еще некоторые считают меня фантазером (3)! Нет, ребята, фантазеры, да еще какие, это вы сами. Я же строго основываюсь на Св.Писании и Св.Предании, чего и близко нельзя сказать о моих оппонентах, выдающих свои невероятные фантазии за откровение. А давайте-ка спросим фантазера Макарцева и иже с ним Савву, а где в Св.Предании (в данном случае в цитируемых мною житиях) говорится о том, что честной муж или ангел взял чашу со св.Дарами в какой-то церкви?! Там и близко ничего такого нет, но совершенно прямо говорится, что чаша со св.Дарами износится ими с неба. Так что ваши фантастические домыслы Св.Преданием отнюдь не подтверждаются, а подтверждает оно именно мое мнение.

Но идем далее. Надо быть полнейшим профаном, абсолютно ничего не понимающим в священнодействии Божественной литургии, чтобы думать, что ангел может вот так прилететь с неба и запросто прихватить в ближайшей церкви чашу со св.Дарами! Запомните православные, никакой настоящий священник никогда и ни под каким предлогом добровольно не отдаст потир со св.Дарами никакому ангелу, хотя бы тот и десять раз предъявил ему удостоверение, что он ангел Божий! Здесь верно слово апостола: «Если бы даже... Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1,8). Православный священник с самого своего рукоположения в Таинстве священства призван и обязан сохранить сей залог Тела и Крови Христовых, за который он будет истяжен на Страшном Суде. Поэтому настоящий священник хранит св.Дары как зеницу ока, точнее, он скорее готов пожертвовать своей зеницей ока и даже самой жизнью за оные. И более того, это ему предписывают правила Церкви. Так Известие учительное гласит: «Аще служащу иерею нападут врази, или иноплеменницы, еретицы, или погании и убийцы, и никакоже служба совершитися возможет, да потребит святая, во еже не остатися в поругание и попрание скверным убийцам: сам же да избегнет, аще может: аще же не отступит, лучше сотворит: ибо аще убиен будет, мученический венец примет» (4). И далее снова: «Аще же кто восхощет, уничижая веру святую православную, иерея служащаго убити, должен есть иерей никакоже служения отступити, но совершити, аще и убийство претерпети ему приидет: аще бо убиен будет тогда, с мучениками причтен будет» (5).

Следовательно, если все-таки придерживаться дичайшей версии Макарцева-Саввы, то остается предположить, что ангел берет чашу со св.Дарами без спроса у священников и так, чтобы никто этого не видел. Т.е., попросту говоря, по их версии выходит, что ангел крадет церковный сосуд со св.Дарами! И вот тут очень интересное и, думаю, не случайное совпадение. Как раз приблизительно на то время, когда Макарцев с Саввой лепили сии свои фантастические и полностью противоречащие Св.Преданию домыслы, припало житие преподобного Дулы страстотерпца (память 15 июня по ст.ст. или 28 июня по н.ст.). Согласно сему житию преп.Дула был ложно обвинен в краже церковных сосудов, которую совершил другой монах (6). После чего св.Дула претерпел неправедные клеветы, заушения и побои, от которых и скончался. И хотя его не виновность в краже была вскоре выяснена (укравший монах сам сознался в этом), но тело почившего Дулы загадочным образом исчезло, а оклеветавшей его братии остались лишь его одежды и сандалии (7).

Примечаешь, читатель, аналогии нашего с преп.Дулой дела?! Там некий монах крадет церковные сосуды, а обвиняют в этом св.Дулу. Здесь же, по версии Макарцева-Саввы, ангел, якобы, «крадет церковный сосуд со св.Дарами», а обвиняют в этом... протоиерея Георгия! Думаю, это Господь действием Духа Святаго хотел меня утешить за неправедные клеветы в мой адрес: мол, «не один ты неправедно оклеветан, есть такие люди и получше тебя; да и подвизался ты отнюдь не до крови». Что сказать?! Слава предведению, всемогуществу и милосердию Божию!!!

Однако вернусь к теме. Если мои оппоненты все таки хотят подтвердить свое дикое мнение об ангеле, который износит св.Дары не с неба, а берет их в храме Божием, то ли с позволения, прямо скажем, каких-то недостойных священников, то ли попросту крадет, то им надо найти основания для этого мнения в Св.Предании. И я подскажу как. Из всего вышесказанного очевидно, что и в том, и в другом случае такое заимствование ангелом св.Даров в каком-то храме - это случаи совершенно уникальные, которые, естественно, должны быть отражены в Св.Предании. Так вот, В.Макарцев вкупе с о.Саввой, укажите, где в Св.Предании говорится о таких многочисленных случаях заимствования или таинственного исчезновения потира со св.Дарами в том или ином храме?! Укажите хотя бы один такой случай! Я и здесь снова вам подскажу: ни одного такого случая в Православной Церкви от ее основания не было, и никто такое и слыхом не слышал! Поэтому вам, если вы люди действительно православные, надо не фантазировать от своего своеумия и своеволия, а строго следовать, как и я, Св.Писанию и Св.Преданию. Которые в данном случае совершенно определенно говорят, что Божественная литургия совершается на небе, а Тело Христово в виде евхаристического хлеба и Кровь в виде вина сходят (износятся) с ее, т.е. небесной литургии, жертвенника на землю для причащения достойных того подвижников.

А вот еще одно свидетельство Св.Предания, что на небе совершается литургия, уже из жития преп.Паисия Великого: «Однажды, став на молитву, Паисий почувствовал, что он, как будто возлетев на крыльях, находится уже на небе: прежде всего он увидел прекрасные райские селения, преисполненные неизреченного света и веселия, увидел также и церковь первенствующих и вечно торжествующих и, сподобившись здесь причаститься невещественной пищи божественных Таин, - он воспринял дар крайнего воздержания и постничества. Причащаясь на седмице однажды, - именно недельный день воскресения Господня, он до другого недельного дня оставался совершенно без всякой пищи: так силою благодати Божией обогатилось от Зиждителя естество его» (8). Здесь, чтобы не было кривотолков, мол, чем причастился преп.Паисий на небе (?!), следует обратить внимание на вторую часть этого повествования, где говорится, что причащаясь св.Таин Христовых в день недельный, он получал сугубую благодать Божию для великого постнического воздержания. Тогда по смыслу и контексту этого места жития станет очевидным, что единожды причастившись Тела и Крови Христовых на небе и получив от сего причащения сугубую благодать, преподобный затем восполнял сию благодать уже причащением на земле, т.е. уже не в Церкви первенствующей, а в Церкви воинствующей.

Так вот я, основываясь на словах Спасителя о хлебе, сшедшем с небес (Ин.6,32-33; 41;50-51;58), который есть Его Плоть (Ин.6,51), считаю, что обе эти литургии (на небе и на земле) взаимосвязаны подобно тому, как по учению св.Дионисия Ареопагита взаимосвязаны небесная и церковная иерархия. Поэтому Плоть Христова согласно слову Христову (Ин.6,50-51 и др.) под видом хлеба иерархически сходит с жертвенника этой небесной литургии на престол Божественной литургии, совершаемой в Церкви воинствующей. Разумеется, сходит после соответствующего призывания священником на этой литургии Святого Духа; и сходит именно действием Святого Духа. Сходит, упраздняя затем, как Первообраз, вместообразные хлеб и вино предложения.

Это является ответом на дельное и действительно конструктивное возражение Влада, который говорит: «Преподобный Иоанн Дамаскин о Святых и Пречистых Тайнах Господних пишет: «Тело есть воистину соединенное с Божеством, еже (которое) от Святые Девы начало восприя, не яко (не как) вознесшееся Тело с Небесе нисходит, но яко самый хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Божию» (9; 10). Но я и не утверждаю, что Тело Христово, вознесшееся на Небо, сходит именно оттуда. Я на основании Св.Писания (т.е. слов Христа) и достаточно многочисленных указаний Св.Предания о совершаемой на небе Божественной литургии думаю, что Тело Христово под видом хлеба сходит с ее жертвенника на престол нашей литургии.

Причем, говоря это, я не мню, что сие схождение происходит во времени и пространстве или еще как-то; я вообще не представляю себе какого-то образа сего схождения Тела Христова в виде хлеба, а лишь повторяю слова Самого Христа, сказавшего: «Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет...хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.6,50.51).

Этим посекается еще одно возражение моих оппонентов, обвиняющих меня в том, что я, якобы, этими своими рассуждениями подпадаю под следующее прещение Иерусалимского собора 1672 года и «Послания восточных Патриархов», на Деяниях этого Собора основанном: «Веруем, что словом пресуществление не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господню, ибо сего нельзя постичь никому, кроме Самого Бога, и усилия желающих постичь сие могут быть следствием только безумия и нечестия» (11).

Действительно, если своеумно и своевольно представить себе в качестве какого-то вымышленного образа слова Спасителя о хлебе, сшедшем с небес, и попытаться этим образом объяснить преложение (пресуществление) св.Даров, то тогда и вправду «усилия желающих постичь сие окажутся лишь следствием только безумия и нечестия». Если же просто придерживаться сих слов Христа и сего Его учения, не пытаясь своевольно и своеумно их объяснить, то этим мы избегнем соответствующих сомнительных «образов пресущестления» и соответствующих прещений за них. А иначе придется думать, что Иерусалимский собор наложил свои прещения на сии слова и сие учение... Христово, что, конечно, нелепо.

Касательно же того, что слова Спасителя о хлебе, сшедшем с небес (Ин.6,50-51 и др.), относятся и к евхаристическому хлебу, т.е. к Плоти Христовой, сошедшей с неба в виде хлеба, я это достаточно подробно показал в первой части сей статьи. Причем, что интересно, никаких возражений на этот счет со стороны своих оппонентов я не получил. Даже о.Савва, постаравшийся по косточкам разобрать всю ту публикацию, обходит очень красноречивым молчанием сие ее место, ибо, как говорится, сие молчание - это знак согласия, поскольку здесь нечего возразить.

К этому можно еще добавить следующее свидетельство Св.Предания. В житии святых мучеников Леонтия, Ипатия и Феодула говорится, что когда они были взяты на мучения, то гонитель христиан игемон Адриан сначала попытался обольстить святых разными наградами и почестями от земного царя, если они отрекутся от Христа. На что мученики ответили: «Мы получили лучшую награду у Царя Небесного: Им дарованы нам хлеб сходяй с небесе и чаша вина, истекшая из ребр Христовых» (12). Совершенно очевидно, что это они говорят о причастии Тела и Крови Христовых, которое приняли, готовясь к перенесению мук за Христа. И, как видим, здесь принятое ими под видом хлеба причастие Тела Христова они называют «хлебом, сходящим с небес». И к этим словам в подстрочнике жития дается ссылка на Ин.6,33 (13). А все это в целом свидетельствует, что ничего зазорного в таком толковании сих слов Христовых нет. Т.е. ничего нечестивого нет в том, чтобы, согласно словам Спасителя (Ин.6,33 и др.), Его Тело, подаваемое нам под видом хлеба в причастии св.Таин, называть хлебом, сшедшим с небес. Спаситель это сказал; свв.апостолы это проповедали (ведь сие пишет в своем Евангелии апостол Иоанн Богослов); святые мученики, как выше показано, сие учение исповедали, и нам незазорно так учить. Причем, обратим внимание на древность сего учения. Святые мученики Леонтий, Ипатий и Феодул пострадали во время правления императора Веспасиана, который царствовал с 70 г. до 79 г. по Р.Х. (14); т.е. это первый век христианства, век апостолов, апостольской проповеди и ранних христиан. И именно к этому древнейшему для христианства времени относится сие учение, а отнюдь не является какой-то современной и модернистской выдумкой прот.Георгия Городенцева.

Примечания

1. Форум 1-й части статьи «Пространное изъяснение альтернативного мнения», п.7

2. Там же, п.14

3.Там же, п.8

4. Известие учительное. Служебник. Изд.Московской Патриархии, 1977, с.529

5. Там же, с.529-530

6. Житие преподобного Дулы страстотерпца. Св.Димитрий Ростовский. Жития святых. Кн.10-я, М., 1913 г., с.334-341

7. Там же, с.340

8. Житие преподобного Паисия Великого. Там же, с.427

9. Форум 1-й части сей статьи, п.30

10. Преп.Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн.4-я, Гл.XIII, М., 1992, с.222

11. Заключение Синодальной богословской комиссии по Совместному заявлению Православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия жизни Церкви» (Братислава, 2-9. 11. 2006)

12. Житие свв. Мучеников Леонтия, Ипатия и Фодула. Св.Димитрий Ростовский. Жития святых. Кн.10-я, М., 1913 г., с.409

13. Там же

14. Там же, с.402

Продолжение следует

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Re: Пространное изъяснение альтернативного мнения

С. Девятова в материале о преподобном Кукше Одесском рассказывает о следующем событии: "Пока о. Кукша находился в Почаеве, Нимфодора каждый раз исповедовалась только у него и, по его благословению, часто причащалась. Но в апреле 1957 года его вдруг перевели в дальний монастырь Св. Апостола Иоанна Богослова, и тогда к нему попасть на исповедь стало сложно. Нимфодора стала обращаться к иеромонаху, который обычно дежурил в Успенском соборе, но он Нимфодору к себе на исповедь не допускал, она каждый раз приходила без денег. И вот что однажды с ней произошло: подготовившись к Святому Причастию, она подошла исповедоваться к тому же иеромонаху, и снова получила отказ... Тут уже Литургия подходила к концу. Пропели “Отче Наш...”. Причастники приблизились к царским Вратам, а Нимфодора стоит и неутешно плачет о своём недостоинстве, в полной уверенности, что Сам Господь не допускает её к Святой Чаше. Взгляд её устремился к Почаевской иконе Божией Матери, находящейся перед ней...Вдруг видит сквозь слёзы, что от иконы как бы отделяется Чаша и медленно плывёт по воздуху прямо к ней. Приблизившись к её устам, эта полная Чаша на секунду останавливается, и Нимфодора отпивает из Чаши глоточек, и тут же Чаша начинает подниматься по воздуху к той же иконе, но, не достигая её, расплывается в воздухе и становиться невидима. Сознавая своё недостоинство, Нимфодора боится и на мгновение поверить тому, какое дивное чудо милости Божией было ей послано. Вскоре после этого события какие-то добрые люди пригласили Нимфодору съездить с ними к отцу Кукше, обещая взять на себя все дорожные расходы. Вот они приехали к нему. Вошли в его келию... Он, стараясь всех обласкать, каждому уделить внимание, всё время от времени поглядывает на Нимфодору и с улыбкой говорит ей: “Ты, Причастница!”. Она пробует возражать... На её возражение он строго отвечает: - Молчи, я видел!!!". http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/svyatye_i_podvizhniki/devyatova_pravoslavnye_startsy_11-all.shtml Во-первых, непонятно, как можно было из моего сообщения сделать вывод, что Ангел «крадет церковный сосуд со св.Дарами»? Посмотрите еще раз мой комментарий: "А почему Вы решили, что эти случаи непременно указывают на то, что Таинство Евхаристии совершается и на небе? Это можно объяснить гораздо проще: по молитвам подвижников, по их желанию причаститься Тела и Крови Христа Господь повелевает Ангелу взять свободную чашу для Причастия в любом храме и Святые Дары с Литургии любого храма Божия и причастить. Что Ангел сходит с неба - это свидетельство того, что данное чудо совершается по велению Божию. Вот и все". Православный храм - Дом Божий, в конечном счете, все церковные принадлежности - Божия собственность. И Бог может в необходимых случаях всем распоряжаться по Своему усмотрению. К тому же я говорил о "свободной чаше для причастия". Естественно, что Бог в состоянии все сделать так, чтобы не ввести в соблазн священника. Я говорю о чуде, Вы же, похоже, вместо Ангела Божия в этом случае представляете кого-то другого, какого-то самозванца, провоцирующего священника. Чаша в случае с Нимфодорой сошла не с неба, а изошла из иконы Божией Матери. Нетрудно догадаться, что Чашу подносил Ангел Божий, который был невидим, чтобы не привлекать внимание (не вводить в соблазн) других верующих. Откуда эта Чаша и Святые Дары? Явно, что не с неба. Во-вторых, как здесь можно говорить о краже, если речь идет о повелении Господа? Давайте посмотрим, что говорит современная юридическая наука о субъективной стороне кражи. Читаем на сайте "Все о праве": "С субъективной стороны любое хищение, в том числе и кража, предполагает наличие у виновного прямого умысла (ч.2 ст.25 УК РФ), направленного на преступное завладение чужим имуществом с целью обращения его в свою пользу или передачу с корыстной целью другим лицам. Нельзя по неосторожности «украсть» имущество. Виновный всегда осознает не только общественную опасность своих действий, но и то, что имущество чужое, а его действия тайные. Виновный предвидит обязательное наступление материального ущерба для собственника или иного владельца имущества и желает этого. Таким образом, именно корыстные мотивы определяют направленность умысла на свершение кражи, то есть тайного хищения". http://www.allpravo.ru/diploma/doc45p0/instrum1655/item1660.html И где здесь что-то общее с действиями Ангела с Чашей и Святыми Дарами, совершаемыми по воле Божией?

3. Св.Николай Касавила:

"32. О самой жертве и о том, над чем совершается жертва. Касательно самой жертвы надобно рассмотреть следующее. Так как жертва есть не вид жертвы и не образ крови, но поистине заколение и жертва, то исследуем, что приносится в жертву, — хлеб ли или Тело Господне, то есть когда дары становятся жертвою: прежде ли освящения или по освящении? Если приносится в жертву хлеб, то, во-первых, как хлеб может быть жертвою? А, во-вторых, не в том состоит таинство, чтобы видеть закалаемый хлеб, но — видеть Агнца, Своим заколением вземлющего грех мира. Если же сказать, что приносится в жертву святое Тело Господне, то это тем более невозможно, потому что, как уже неразрушимое и бессмертное, оно не может подвергнуться заколению или уязвлению. Если бы даже и возможно было случиться чему-нибудь подобному, то в таком случае надлежало бы быть и распинателям, и соединиться всему другому, чтобы совершить ту жертву, так как предполагается, что это не вид заклания, а истинное заклание. Далее, каким же образом Христос однажды умер и, востав, уже не умирает, однажды пострадал по исполнении веков и, как сказано, единою принесеся, во еже вознести многих грехи (Евр. 9, 28), когда Он приносится в жертву каждый раз при совершении таинств и каждый раз умирает? Что сказать на это? Жертва совершается и не прежде освящения хлеба, и не по освящении его, но в самом освящении, ибо надобно вполне соблюдать учение о ней веры, не опуская ничего. Какое же разумею учение? То, что эта жертва есть не образ или вид жертвы, а истинная жертва, что не хлеб принесен в жертву, а самое Тело Христово, и, к тому же, что жертва Агнца Божия только одна и однажды совершилась. И прежде всего рассмотрим священнодействие: действительное ли оно жертвоприношение или только подобие его? Как при жертвоприношении овцы из вовсе не закланной превращается она в закланную, так бывает и здесь, то есть хлеб нежертвенный прелагается тогда в жертву, так как из хлеба незакланного превращается в самое Тело Господне, истинно закланное. Следовательно, как перемена в овце делает из неё истинную жертву, так и здесь, чрез сие преложение совершается истинная жертва, ибо хлеб прелагается не в вид заколения, а в самое заколение, в самое Тело Господа, принесенное в жертву. Но если бы был приносим в жертву хлеб как хлеб, то хлеб же подвергался бы и закланию и закланием тогда было бы принесение в жертву хлеба. А так как в обоих отношениях в нем произошла перемена: из нежертвы он сделался жертвою, а из хлеба — Телом Христовым, то оное заколение, созерцаемое не в хлебе, а как бы в предлежащем Теле Христовом, есть и называется принесением в жертву не хлеба, а Агнца Божия. Явно, что если предположить это, то никакой не будет нужды думать, что приношений Тела Господня бывает много, ибо, так как эта жертва совершается не чрез заклание в то время Агнца, а чрез преложение хлеба в закланного Агнца, то явно, что тогда бывает преложение, а заклания не бывает, и таким образом прелагаемое многократно и преложение совершается часто, а тому, во что прелагается, ничто не препятствует быть одним и тем же; и как Тело — одно, так и заколение Тела — одно." (св.Николай Кавасила). Это без всяких жребиев - святоотеческое учение о Евхаристии. Ни о каком схождении Хлеба с небес ни слова.
М.Яблоков / 16.07.2013, 07:17

2. Re: Пространное изъяснение альтернативного мнения

Во-вторых, я подробно остановился на толковании св.Иоанном Златоустом 6-й главы Евангелия от Иоанна (Ин.6,32-58), показав, что слова Христа «хлеб, сходящий с небес», которые Господь снова и снова повторяет (Ин.6,32-33; 50-51; 58), согласно толкованию святителя относятся не только к Его Божеству, но и к евхаристическому хлебу, т.е. к Плоти Христовой, сходящей с неба под видом хлеба.

В толковании свт. Иоанна Златоуста говорится о двух значениях "хлеба", а не о том, что "схождение с небес" относится к обоим значениям. я вообще не представляю себе какого-то образа сего схождения Тела Христова в виде хлеба, а лишь повторяю слова Самого Христа, сказавшего: «Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет...хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.6,50.51).

А вот тут о.Георгий вместо двух значений "хлеба" в данном отрывке ввел одно, поставив троеточие там, где в Евангелии от Иоанна стоят слова: "Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек...". Слова: "Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес" - про Бога Слова, Который сошел с небес, воплотился и вочеловечился. Слова: "хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира" про Плоть Бога Слова, Которая не сошла с небес, а родилась на земле. На что мученики ответили: «Мы получили лучшую награду у Царя Небесного: Им дарованы нам хлеб сходяй с небесе и чаша вина, истекшая из ребр Христовых» (12). Совершенно очевидно, что это они говорят о причастии Тела и Крови Христовых, которое приняли, готовясь к перенесению мук за Христа. И, как видим, здесь принятое ими под видом хлеба причастие Тела Христова они называют «хлебом, сходящим с небес». И к этим словам в подстрочнике жития дается ссылка на Ин.6,33 (13). А все это в целом свидетельствует, что ничего зазорного в таком толковании сих слов Христовых нет. Т.е. ничего нечестивого нет в том, чтобы, согласно словам Спасителя (Ин.6,33 и др.), Его Тело, подаваемое нам под видом хлеба в причастии св.Таин, называть хлебом, сшедшим с небес. Спаситель это сказал; свв.апостолы это проповедали (ведь сие пишет в своем Евангелии апостол Иоанн Богослов); святые мученики, как выше показано, сие учение исповедали, и нам незазорно так учить.

Нам зазорно отрицать превращение, преложение, пресуществление, основываясь на житиях древних мучеников, от которых не требовалась догматическая точность. Они ведь эти слова произносили, не имея ввиду упрямое отстаивание своего мнения, альтернативного церковному учению. Еще не было у них «Точного изложения православной веры» преп. Иоанна Дамаскина.
vlad7 / 16.07.2013, 05:15

1. Отец Георгий, остановитесь!

Уважаемый отец Георгий. До недавнего времени я Вас считала образцом истинного пастыря, которому можно доверять в вопросах Веры. Когда с февраля этого года на РНЛ пошел поток сомнительных статей, именно Вашего слова я, а может быть и другие, ждали с нетерпением. И Вы не постыдили нашего упования. Защитили Православную Веру. Но что же началось потом? После этого пошли вдруг "странные" статьи, сеющие смущение у Православных. Настоящим шоком для меня явилось Ваше откровение о кидании жребия в вопросах Веры. Я не являюсь знатоком в области Богословия, да это и не нужно рядовой христианке, дотаточно знания основ Веры и здорового чувства. Я считаю, что бесконечное метание жребия по всякому случаю, является ИСКУШЕНИЕМ Бога. Как сказано в Евангелии от Матфея "не искусиши Господа Бога твоего." Я считаю, что метание жребия может оправдать себя в исключительных ситуациях, после усиленных молитв, да и где гарантия, что за беспечность и не желание самому разобраться или попросить совета у своего духовника или других опытных в жизни людей, Господь не отступит и дьявал не посмеётся над тобой. В "Отечнике" св. Игнатия Брянчанинова описывается много случаев из житий, когда в недоумениях монахи обращались к своим духовникам на откровения помыслов, чем и разрушались все козни дьявола. А если бы они все бросали жребии во время своих искушений, на радость дьяволу? Присоединяюсь к тем, кто просит Вас остановиться и перестать писать свои измышления в вопросах Православной Веры, а смириться и придерживаться мнения Святых Отцов.
Елена Л. / 16.07.2013, 02:39
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Городенцев
Древние и нынешние препятствия к достойному причащению свв. Таин Христовых
Православный человек может победить всеянное в него бесами и нынешней сомнительной культурой зло, если он имеет веру и любовь Божию
26.10.2021
Что смертоноснее: ковид-19 или карантин?
Карантинные меры убивают людей, преимущественно пожилых, инициируя или обостряя сердечнососудистые и другие заболевания
12.01.2021
Почему «добровольное» принятие чипа является грехом?
Ответ на статью Генриха Голякова «Является ли грехом принятие чипа»
10.06.2020
Не садись на пенек…
Учения Defender Europe 2020 в Польше натравливают поляков на Россию, провоцируя «маленькую» европейскую войну по образцу 08.08.08.
08.06.2020
Все статьи Протоиерей Георгий Городенцев
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11