Первоначальным поводом для приезда в Санкт-Петербург был юбилей Александро-Невской Лавры - 300-летие со дня ее основания. В процессе поездки на первый план вышел юбилей Дома Романовых - 400-летие Земского и Церковного Соборов, избравших на царство Михаила Романова. Не случайно было выбрано время приезда (это было сделано год назад, во время последнего приезда в город) - попразднство праздника Троицы, т.к. главный собор Лавры посвящен Пресвятой Троице, да и Санкт-Петербург был заложен в этот праздник. Так было всегда, вся программа поездок формировалась вокруг стержня - какого-либо юбилея, дня памяти святого, святыни особо почитаемой в данной местности и т.д.
В день приезда в нашу северную столицу по церковному календарю отмечалась память преподобного Арсения Коневского и св. благоверной княгини Анны Кашинской. Небольшой храм, посвященный прп. Арсению, встроен в линию домов по Загородному проспекту. По окончании литургии небольшого роста священник благочестивой наружности произнес краткую проповедь. Как будто ничего особенного не сказал, но тепло, сердечно. Я подумал: «Батюшка вполне старорежимный. Пожалуй, больше бы смотрелся в Москве, чем в Санкт-Петербурге». Приятно было то, что убранство небольшого храма было вполне каноничным. Особенно запомнились Коневская икона Божией Матери, иконы прп. Арсения с частицей мощей и свт. Феофана Затворника с благословляющей десницей в двуперстии.
Прочитав канон Преподобному по старопечатному тексту, едем в следующий храм - Князь-Владимирский собор. Настоятель собора протоиерей Владимир Сорокин искренне расположен и безотказен. Наверное, сказывается его происхождение из единоверческой среды. Над главным входом собора возвышается трехъярусная колокольня высотой около 57 м. Освящение храма, который вмещает до 3 тысяч человек, состоялось 1 октября 1789 г., и освящен он был во имя св. равноап. князя Владимира, восьмисотлетие Крещения которым Руси отмечалось годом ранее. Накануне нашего приезда здесь побывала великая святыня - частица мощей св. равноап. великого князя Владимира (хотя в самом соборе таковая имеется). У иконы свв. благоверных князей с благословения настоятеля совершаем молебен св. Анне Кашинской.
После проповеди подходит старец вполне старомосковской наружности и рассказывает, что нет точных данных, крещен ли он. Обращался он к старообрядцам, те сказали, что надо креститься. Прошел он у них оглашение, но потом «сошел с дистанции» - не мог смириться с тем, что старообрядцы «царя нашего последнего не почитают». Я предложил ему еще раз попытаться выяснить насчет своего крещения и привел правило VI Вселенского Собора о том, что если подлинно неизвестно крещен ли человек, то надобно без сомнения креститься. Обычно после молебнов в других храмах я воздерживаюсь от обстоятельных проповедей, но здесь не выдержал, рассказал о древности и достоинстве двуперстного крестного знамения, изначального в Церкви Христовой. К этому шагу подтолкнуло житие святой Анны Кашинской, которую деканонизировали после реформы патриарха Никона из-за сложения ее десницы в двуперстии (пытались разогнуть и сложить иначе - троеперстно - но попытки не удались: пальцы вновь возвращались в свое изначальное положение). В 1909 году официально ее почитание снова восстановили.
Вечером посетили Зимний дворец, где в одном из залов была развернута выставка «История русского масонства» - для общего развития, так сказать. Но до знакомства с выставкой не дошло - а зачем? Фильм, демонстрирующий экспозицию выставки, был достаточно определенный в своем положительном отношении к этому явлению. Все было понятно. Масонство было преподнесено как движение за нравственное совершенствование, просвещение, борьбу со злом. Четко просматривается благоприятное отношение к нему. О Кутузове утверждается, что он был масоном еще с екатерининских времен и что благодаря масонам стал главнокомандующим Русской армии. Погребальная процессия с телом Кутузова сопровождалась несением факелов, что напоминало масонский церемониал. Масонами были декабристы (ложа «Трех добродетелей»). Александр I сначала покровительствовал, а после запретил их общество. Это запрещение было подтверждено Николаем I. Желание знакомиться с выставкой испарилось. Зато познакомились с собранием древних икон и портретами царей и императоров из династии Романовых. Странно было видеть наряду с портретами царской династии портреты расфуфыренных братьев Зубовых - участников заговора против императора Павла I. В гербовом зале на колоннах значки губерний.
Тронный зал. Здесь перед царским троном пропели гимн «Боже, царя храни». Поразил контраст между портретами героев 1812 г. и древнерусскими витязями. В дворцовой церкви Спаса Нерукотворного Образа в советское время еще проходили какие-то выставки. Сейчас храм закрыт. У закрытых врат дворцовой церкви пропели тропарь, кондак и величание Пресвятой Троице. Византийская икона «Христос Вседержитель» (рубежа 11-12 вв.). Икона «Христос Пантократор» (Византия, 13 век). В царской библиотеке до последнего времени висели люстры царских времен. Сейчас мы их не увидели. Смотритель подтвердил, что их забирали на чистку, но не смогли собрать и заменили на новые. Наши знакомые петербуржцы сетовали, что в Зимнем проводят дешевый евроремонт.
Несколько штрихов из военного прошлого Ленинграда. Блокада города началась 8 сентября 1941 года, а снята она была 27 января 1944 года в день памяти святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Ожесточенные бои шли за господствующие над городом Пулковские высоты. Если бы их не отбили (а это удалось сделать ценой больших жертв и жестоких мер), город мог был бы быть захвачен. Для финского фельдмаршала Манергейма Петербург был родным городом, он говорил по-русски. В принципе, в годы войны финны вернули себе то, что потеряли во время зимней кампании 1939-1940гг., хотя все-таки прошли несколько далее - туда, где жили карелы. Ни один финский самолет не бомбил Ленинград, ни одна пушка не стреляла в его сторону. Позиция финнов заключалась в следующем: «Пусть Германия сама решает свои вопросы». Однако часть блокадного кольца финны обеспечили. Они остановились в 80 км от Тихвина на реке Свирь. Второе кольцо блокады, таким образом, не было замкнуто. Кстати, по словам нашего экскурсовода С. Г. Фирсова, во время советско-финской зимней войны погибло около 30 тысяч финских и около 70 тысяч советских солдат. Обмороженных у нас было намного больше. Если бы тогда не была бы граница от Ленинграда отодвинута, город пал бы от ударов немцев. Говорят, что нынешние финны не против переноса тела Ленина к ним, ведь они ему благодарны за предоставление независимости. На мои опасения, что в Финляндии нарастают реваншистские настроения, наш экскурсовод заметил: «Вряд ли. Нынешняя Финляндия испытывает демографический кризис и заселяется представителями других народов».
В ноябре 1941 года немцев остановили на подступах к Ленинграду. 8 ноября они взяли Тихвин, высадив десант. Около месяца город был в руках немцев. По личному приказу Сталина город был освобожден (9 декабря). Это было очень важно, потому что через Тихвин в Ленинград проходила единственная железная дорога. В блокаде города усматривают наказание за три революции, колыбелью которых он был. Испытания, выпавшие на долю жителей города, позволяют высказать мнение о том, что этот город как никакой другой достоин высокого звания города-героя. Во время блокады были случаи людоедства. Очевидцы рассказывали, как, прятавшись от очередной бомбежки в укрытия, видели лежавшую на дороге мертвую женщину. Возвращаясь из бомбоубежища, увидели ее с вырезанными с ног кусками. Были и случаи самопожертвования. Так один рабочий отдал свою хлебную карточку матери с ребенком и вскоре умер. Священники, во время совершения проскомидии, глядя на просфоры, страдая от голода, падали в обморок. Один священник умер во время литургии. Весной 1942 года под Ленинградом стояло около пятисот тысяч немцев. Немцы стояли в Стрельне, Петергофе, откуда на трамвае можно было доехать до центра города. Рационально объяснить, почему немцы не захватили Ленинград невозможно. Большую роль в спасении города сыграла Вторая ударная армия. Ценой огромных потерь (из 137 тысяч человек из окружения удалось выйти только сотой части). Тысячи наших воинов умерли из-за отсутствия пищи и медикаментов.
Это была операция по отвлечению немецких войск от блокады города. Немцы были вынуждены снять с Ленинградского направления 250 тысяч человек, что существенно ослабило блокаду. Три месяца сопротивлялась Вторая ударная армия. Немецкие генералы писали: ни одна армия мира не может это выдержать - вряд ли мы выиграем эту войну. Самым ужасным временем для жителей города была зима 1941-1942 годов. Пережил блокаду старейший клирик Петербурга, настоятель церкви «Кулич и Пасха» протоиерей Виктор Голубев. Он рассказывал, что по согласованию со Ждановым в августе 1941 года вокруг города прошел крестный ход. Жданов был вторым человеком после Сталина. Он был большим патриотом. О нем бытует ложное мнение, что якобы он во время блокады пировал, держал при себе корову. Он встречался с митрополитом Алексием, у них были близкие отношения. Крестный ход шел с чтимым Казанским образом Богородицы из Князь-Владимирского собора. Линия обороны, на которой забуксовала немецкая армия почти на 100% совпала с тем путем, которым прошел крестный ход.
На следующий день отправились в Тихвин. По пути останавливались в Старой Ладоге. Старая Ладога - древнейший город (до 1703 года Ладога была городом) Руси, «колыбель русской государственности», первая столица. На его территории расположен уникальный ансамбль памятников истории, культуры и духовности разных эпох. Археологические раскопки показали время появления города - 8 век до Рождества Христова. Славяне составляли ядро жителей города, хотя было много и финно-угров и скандинавов.
В первые века своего существования город был важным центром торговых путей «Из варяг в арабы» и «Из варяг в греки».
Крепость Старой Ладоги была первой каменной крепостью на Руси. Крепость имела пять башен, одна из которых называлась Климентовская. Построена крепость была в начале 12 века при новгородском князе Мстиславе. Интересная деталь: когда штурмующие взламывали ворота крепости, за спинами врагов опускалась железная решетка, и они оказывались в западне. Если они все же проникали дальше в крепость, то вынуждены были разворачиваться таким образом, что правая сторона их тела оставалась незащищенной. Это делало их уязвимыми перед стрелами и копьями защитников крепости.
Сегодня мы видим Ладожскую крепость в полуразрушенном состоянии, медленно ведется ее реконструкция, но, несмотря на это, даже в таком виде она впечатляет и дает представление о военной мощи поселения. Толщина стены башни у основания составляла 8-9 метров. Башня имела несколько этажей - ярусов боя.
Внутри крепости два храма: в честь великомученика Георгия Победоносца и в честь великомученика Димитрия Солунского. Церковь св. вмч. Георгия (1164) - древнейший храм в области. В храме св. Георгия перед битвой на Неве молился князь Александр Невский. В этом храме мы совершили молебен святому по старому обряду.
В 12-13 веках в городе было шесть каменных храмов (в Пскове было только четыре и шесть монастырей). В настоящее время в Старой Ладоге проживает около 800 человек. 2 действующих монастыря (в пятимиллионном Петербурге их четыре). Здесь на берегах реки Волхов была колыбель русской государственности. В прошлом году отмечалось 1150-летие российской государственности. Официальные торжества прошли в Великом Новгороде. К сожалению все прошло на местном уровне - ни Президент, ни Патриарх не смогли прибыть на торжества. Есть предположения, что св. княгиня Анна Кашинская побывала в Старой Ладоге в Успенском монастыре. Здесь ее особо почитают. Первый храм в честь св. Анны был освящен в Петербурге. Поразительно, что в этом городе - городе ранжира и геометрических линий первой святой была Ксения блаженная - носительница типичного русского подвига юродства.
В начале 18 века рядом со Старой Ладогой появляется Новая Ладога с кафедральным собором в честь Рождества Богородицы. В 1762-1766 годах здесь служил Суворов.
В окрестностях Старой Ладоги возвышается 28 курганов - скандинавских захоронений. Неподалеку от города на берегу Волхова, на северной окраине Старой Ладоги возвышается большой конусообразный курган, который именуется могилой вещего Олега. По преданию он умер в Ладоге от укуса змеи. В Киеве тоже есть могила Олега. Известен языческий обычай захоранивать части тел своих вождей в разных местах. Эти захоронения были своеобразными оберегами.
Посетили Староладожский Никольский монастырь. Его основателем был Александр Невский. Неоднократно здесь были явления Богородицы. Никольский собор обители был построен в 12 веке, а колокольня в 17 веке. Ныне действующий храм посвящен св. Иоанну Златоусту (архитектор Горностаев, в 60 -е годы 19 века). Основан был монастырь в честь победы над шведами на реке Неве. В монастырской школе учился будущий художник В. Максимов («Больной муж», «Все в прошлом» и др.). Максимов вспоминал, какой был чудесный вид на противоположный берег Волхова с Георгиевской крепостью в Старой Ладоге, Успенским девичьим монастырем. Наиболее известным настоятелем монастыря был ученик епископа Игнатия Брянчанинова архимандрит Аполлос.
Во время Великой Отечественной войны немцы в Старой Ладоге были недолго. Особых разрушений не было. Десять лет назад на юбилее Старой Ладоги побывал В.В.Путин. Тогда президент России дал деньги на реставрацию святых врат обители.
Проезжая прозрачные боры, полные брусники и черники, через речки и мимо озер ( всего в области около 2500 тыс. рек и ручьев и около 1500 озер), побывали в Свято-Троицком Дымском монастыре (первая половина 13 века, древнейший монастырь митрополии). Прп. Антоний Дымский был учеником прп. Варлаама Хутынского (у греков из числа наших древнерусских святых, есть службы только ему и свт. Иоанну Новгородскому). В прошлом богатый боярин. Знал греческий язык. Путешествовал по православному Востоку, что было не просто, так как было много опасностей от болезней, разбойников и т. д. Побывал тогда Антоний в обители прп. Саввы Освященного, в Иерусалиме и Константинополе, на Афоне. После возвращения на родину три года он был игуменом Варлаамо-Хутынского монастыря. В основанном им монастыре он часто молился на камне, который находился в озере недалеко от берега. Прп. Антоний неоднократно являлся больным монахам и направлял их к камню для исцеления. Известно, что по молитве преподобного у этого камня от ревматизма получил исцеление князь Александр Невский. Поразительно то, что этот камень был обнаружен только несколько лет назад.
Отец Геннадий Беловолов, проезжая мимо обители на дальний приход, часто здесь останавливался. Зная о существовании этого камня, он очень хотел его обнаружить. И вот однажды, в октябре месяце, один из его спутников заметил, как на озере лебедь совершает кругообразные движения по воде вокруг одной точки. Догадки, что там и находится камень (он уже был покрыт водой) вполне подтвердились. Мощи преподобного Антония также были обретены несколько лет назад. Известно, что он носил тяжёлые вериги, делал по 1500 поклонов за ночь и даже носил железную шапку с гвоздями, отчего на черепе остались следы. По этим признакам удостоверились, что это подлинные останки прп. Антония.
Главный храм обители был посвящён Пресвятой Троице. Сохранилась только колокольня. В начале 20-х годов прошлого века для разгона обители прибыли красноармейцы на броневике. Один священноинок жил здесь до начала тридцатых годов, служил на приходе, крестил детей в окрестных деревнях. Его убили на лесной дороге. До войны здесь было запустение. После войны был устроен санаторий. Храм был разобран. Первый храм после открытия обители был устроен в бывшей бане. Во главе монастыря деятельный игумен Игнатий.
Совершили молебен по старому чину прп. Антонию Дымскому. В озере вплавь добрались до камня, на котором Преподобный нёс подвиг столпничества.
Финно-угорские народы близки по языку, но не по крови. Они легко приняли христианство и ассимилировались. Прп. Александр Свирский был, например, вепсом.
Новгород был крупнейшим городом в Руси. Он был больше таких европейских городов как Рим, Париж, Вена. Была опасность переориентации новгородской элиты на Литву, что явилось бы большой угрозой для существования Московского государства. Уже хотя бы поэтому было оправдано его присоединение к Москве.
В 1617 году шведы ворвались в пределы Русского государства и нанесли большой урон. Так, из храмов и монастырей Старой Ладоги ими было вывезено более 30 тысяч документов. Захватили они тогда Тихвин. Шведский отряд, безчинствовавший в городе, однако перебили. Снова взять Тихвин шведы не смогли. Им нужен был мир, так как в Европе шла 30-летняя война. При посредстве Англии, которая так же была заинтересована в установлении мира, в деревне Столбово был подписан мирный договор.
После молебна перед Тихвинской иконой Богородицы, царь Михаил Феодорович повелел взять на переговоры список чудотворной иконы. Результатом переговоров было возвращение шведами Новгорода, Старой Ладоги, Порхова, Ямгорода и др. Выход к Финскому заливу, однако оставался за ними. Когда шведская делегация во главе с дядей короля возвратилась, её члены были посажены в тюрьму. Русский посланник убеждал короля: «Ваш дядя не виноват, Царица Небесная благословила такой исход переговоров». «Наверное, это так» - сказал король и облобызал икону (протестант!). Выпущенные из тюрьмы участники шведского посольства, к дипломатической работе, однако, больше допущены не были. Тихвинская икона явилась в 1383 году на кусте можжевельника (в основном Богородичные иконы являлись на хвойных породах деревьев - символе вечной жизни). Эту икону называют хранительницей северо-запада Руси. Примечательно, когда несколько лет назад лесные пожары бушевали по всей России, здесь, на северо-западе, этого не было. Вот уже 9 лет икона вывезенная немцами в 1941 году в Псков, а потом попавшая в Америку, находится на своём изначальном месте.
В Тихвинском Богородичном Успенском монастыре совершили молебен перед великой святыней - Тихвинской иконой Божией Матери. Население в городе от семи до пятнадцати тысяч человек, а на поклонение святыне в год приезжает двести двадцать пять тысяч человек. Надвратный храм (конец 16 века) был построен, как и трапезная, на деньги царя Иоанна Грозного. Звонница (конец 16 века) - копия звонницы Софии Новгородской. Протяжённость монастырских стен до одного километра. Древнейший храм - Успенский - был построен в начале 16 века при великом князе Василии III. В этом же храме находится особо почитаемая в здешних местах Старорусская икона Богородицы. Екатерина II, ещё не будучи царицей побывала в Тихвине. О жителях города она отзывалась нелестно, т.к. здесь у неё была украдена шуба. В Старой Руссе, где находится оригинал иконы, долгое время служил архимандрит Клавдиан. Каждый день он совершал по пятьсот земных поклонов. Однажды его храм хотели ограбить. Несколько ночей подряд приходили воры и видели одну и ту же картину, как старец молится. Днём же он служил. Воры поняли, что этот священнослужитель находится под охраной Бога и обратились к своим подельникам с призывом не трогать этого святого человека.
На обратном пути посетили часовню св. Николы Беседного . Сам монастырь был неподалёку, от его строений ничего не сохранилось. Обитель возникла на месте явления Богородицы и свт. Николы пономарю. Шесть лет здесь подвизался игумен Досифей - тот самый, который постриг в иночество боярыню Феодосию Морозову. Иконы для часовни писал монах Георгий (его кончина произошла во время литургии). Проезжая мимо Преображенского собора Тихвина, вспомнил епископа Тихвинского Мелитона - викарного епископа времён ещё митрополита Никодима (Ротова). Рассказывали, что к нему обращаются, когда есть проблемы с деньгами. Владыка был безсребреником и, получая жалование, тут же раздавал его нуждающимся. Узнав об этом, митрополит Никодим приставил к нему двух иподиаконов, чтобы они ограждали владыку Мелитона от настойчивых просителей.
В последние годы правления императора Николая II в Петербурге было построено много храмов в русском стиле. Феодоровский собор на Миргородской был построен в память 300-летия династии Романовых. Многие Романовы делали вклады в его строительство. В конце 90-х годов были начаты богослужения в небольшом храме в честь Новомучеников и Исповедников Российских рядом с Феодоровским собором. Нижний храм посвящён святому благоверному великому князю Александру Невскому и святой равноапостольной Марии Магдалине - в честь Императора Александра III (1845-1894) и его супруги Императрицы Марии Фёдоровны (1847-1928). Главное паникадило храма изготовлено в виде короны Михаила Фёдоровича по дореволюционной фотографии. Самый большой колокол храма весит 9 тонн. В советское время храм был обезглавлен, в нём располагался молокозавод. Обратил внимание, что все изображения святых - с двуперстием. Алтарь от основной части храма отделяет низкая перегородка. Главная тема росписи в алтаре - Святая Евхаристия (расписывает знаменитый иконописец архимандрит Зенон). Над мраморным престолом, утверждённом на одном столпе, устроена сень. Интересен орнамент на мраморном полу. Он представляет собой лабиринт, символизирующий жизненный путь человека. Семь лепестков в лабиринте означают семь церковных таинств. Подобные лабиринты были характерны для средневековых западных соборов. Крест с Распятым Христом в хитоне - древнейший тип подобных изображений. На втором этаже обращает на себя внимание резной иконостас, царское место и мраморный баптистерий. Здесь же находится большая Феодоровская икона Богородицы. До революции храм не успели расписать. На пространных хорах верхнего храма проводятся конференции, молодёжные встречи. Практически все, пришедшие на службу, причащаются. Причём причащаются после общей исповеди (частная исповедь совершается по желанию). Службы совершаются с пояснениями. Для молящихся раздаются листки с переводом на русский язык церковных текстов. Совершаются крещальные и детские литургии, вечерни по древнему чину с пением псалмов и духовных песнопений первых христиан. Постоянные прихожане вносят десятину. Проходят совместные чаепития, во время которых происходит диалог пастыря с паствой. Нет никакого контроля над тем, кто как одет. Многие женщины приходят без платков и в брюках. Дежурный по храму в оправдание этого ссылался на пример Греции. «Всё со временем меняется, неизменны только догматы». Кстати, известен такой факт, что турецкие султаны издавали фирманы, согласно которым женщины-христианки под угрозой смертной казни обязаны были для отличия от женщин-мусульманок не носить платки. Когда один из членов нашей группы с недоумением спросил молодую девушку, убиравшуюся в храме: «А что, у вас считается нормальным, когда сотрудник храма в шортах и без платка?», та отрезала: «А у нас не отношения паханов и шестёрок» (как-то не по-петербуржски получается...). Дежурный продолжал: «У нас реальная, сплочённая община, объединённая любовью друг ко другу». (Во время песнопения «Возлюбим друг друга...» прихожане храма лобызаются друг с другом). При входе на раздаче буклет: «Дверь в церковь. Иисус Христос: «Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт, и выйдет, и пажить найдёт» (Евангелие от Иоанна). Мы рады видеть у нас: некрещёных, а также невоцерковленных, не причащавшихся, не исповедовавшихся, не знающих как вести себя в храме, не соблюдающих посты и прочих НЕ... («неверующих»). При соборе ежегодно проходит оглашение для тех, кто желает осознанно, после знакомства с Евангелием и научения в истинах христианской веры принять крещение, а также для уже крещённых, но не имеющих опыта церковной жизни».
Нижний храм был освящён великим чином епископом Амвросием, ректором Петербуржских духовных школ. Верхний храм намеревается освятить 14 сентября Святейший Патриарх Кирилл. Приведу ещё запись из дневника Николая II: «Храм производит отличное впечатление: он высок, светел, красив». Возглавляет Попечительский Совет по возрождению храма бывший спикер Госдумы Б. Грызлов.
»Кулич и пасха». Этот петербуржский храм-ротонда и отдельно стоящая колокольня действительно напоминают кулич и пасху. Здесь, в усадьбе князей Вяземских в правление Александра III чудесным образом была явлена икона Богородицы «Всем скорбящим Радость». Она была обнаружена на пепелище. Вокруг лика Богородицы - двенадцать грошиков. Настоятелем храма является старейший клирик Петербурга протоиерей Виктор Голубев. В храме преобладают иконы канонического письма.
Питерские Кижи. Этот храмовый комплекс был построен усилиями Фонда «Покров» в районе города, называемого «Богословка». Он представляет собой точную копию деревянного храма, сгоревшего в Вологодской области в 1964-м году (этот храм послужил образцом для знаменитого Преображенского храма на Кижах).
Проезжаем мимо храма, построенного в память о чудесном спасении Царской Семьи в Борках. В честь этого события построено около ста храмов и около 30 часовен. Была реальная угроза гибели всей династии. Сила взрыва была такова, что царский вагон сложился, погибло 20 человек. Лакей, подававший сливки императору, был разорван пополам. От маленькой собачки, находившейся на руках царицы, осталось мокрое место. Члены Царской Семьи получили небольшие ушибы. Александр III, обладавший огромной силой (мог завязать в узел кочергу, согнуть подкову и немецкий талер), на своих плечах некоторое время держал рухнувшую крышу вагона. Будучи наследником, Александр III тяжело заболел. Его супруге Марии Фёдоровне было явление блаженной Ксении, которая сказала, что супруг выздоровеет, если будет совершена панихида по ней и если родившуюся дочь назовут Ксенией. Так было сделано, и Александр III выздоровел. Александром III был основан Русский музей.
Накануне революции в Петербурге проживало около десяти тысяч старообрядцев разных согласий, всего у них было четырнадцать храмов. Католики тоже имели четырнадцать храмов (плюс семнадцать часовен). У единоверцев было девять храмов (сохранился только один - Никольский, в нём по-прежнему располагается музей Арктики и Антарктики; службы в настоящее время совершаются в маленькой часовне при храме). Лютеране имели восемнадцать храмов (плюс девять часовен и молитвенных залов), реформаты и англикане по три храма. Питер сильнее, чем Москва был разрушен, но лицо города сохранилось в лучшем состоянии. Один поэт так написал о Петербурге: «Отпрыск России, на мать не похожий, бледный, худой, евроглазый прохожий».