itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Услыши мя, Господи!..»

Об использовании звукоусилительной аппаратуры во время богослужения

Проблемы церковной жизни 
0
1456
Время на чтение 8 минут

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя! Воними гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе, услыши мя, Господи!

Эти слова псалма выражают сокрушенный вопль молящегося сердца к Богу. А что такое молитва, наверное, все знают, хотя бы определение: это собеседование с Богом, которое бывает общим (в храме за богослужением) или частным (в келии, в комнате и т.д.). Но, конечно, никто не будет спорить, что алтарем для «фимиама молитвенного» является сердце человека, настроенное определенным образом для общения с Богом.

Сегодня мы живем в такое время, когда вещи, бывшие очевидными еще совсем недавно, нуждаются в аргументированной защите.

Например, совсем недавно в среде церковной бурно обсуждался вопрос: нужно ли нам переводить богослужебные тексты с церковнославянского на русский язык. Цели назывались при этом самые благие: чтобы молящимся «все было понятно». После бурных дискуссий и высказывания различных точек зрения вроде бы возобладал здравый смысл: церковнославянский язык оставлен нетронутым, ибо подмена его в церковной практике языком повседневного общения десакрализует богослужение, громадный свод текстов, составляющих фундамент церковного предания будет утерян, да и вообще, это невозможно, так как идет вопреки тысячелетней традиции нашей Церкви.

Понятен ли большинству наших прихожан церковнославянский язык? Вопрос риторический, поскольку никто им до определенного времени не задавался: еще в 90-е годы блудные дети, приходящие в Дом Отца, в Церковь Христову «из далекой страны», со смирением и любовью начинали постигать азы и богослужения, и церковных правил, и, конечно, языка церковного! Повторю: с любовью, бережно относясь к тому, от чего они по каким-то причинам были отторгнуты, но теперь, милостью Божией, вновь обретали, как некогда блудный сын свое первородство.

Сегодня мы сталкиваемся еще с одним - очень странным и очень навязчивым - явлением церковной жизни. С некоторых пор (вероятно, с конца 90-х годов прошлого века) в православных храмах стала устанавливаться акустическая электронная озвучка. Объясняли это тогда вполне благими причинами: дескать, восстанавливаемые и недавно восстановленные при помощи современных строительных материалов храмы не могут воспроизвести изначально предусмотренную в них акустику, что прихожане «ничего не слышат, а особенно те, кто стоит в конце храма», что голоса служащих стали слабые: где, мол, сейчас нам найти Розовых и Прокимновых, и т.д. Суть одна - все присутствующие в храме должны отчетливо слышать богослужение, а для этого необходима озвучка!

И вот, пошло по нарастающей... Сначала стали озвучивать лишь редкие торжественные богослужения (или какие-то мероприятия) на открытых площадках (у храмов, на соборных площадях), потом как-то незаметно на Патриарших службах голос Предстоятеля (тогда еще покойного Святейшего Патриарха Алексия II) стал незаметно усиливаться специальной аппаратурой, установленной поначалу в алтаре. Но все это были лишь первые ласточки новой «электронной звуковой революции». Сегодня ни одно Патриаршее богослужение на обходится без мощнейшей звукоусиливающей аппаратуры с гигантскими динамиками-рупорами, направленными в народ, а в храмах и монастырях, где еще недавно и помыслить не могли о таком нововведении, теперь устанавливается подобная аппаратура (в основном, не очень заметная для глаза, но весьма ощутимая для уха!) Да сегодня, пожалуй, и мода некая пришла в Церковь: если храм без озвучки, это уже вроде бы как «отсталый приход», который не идет «в ногу со временем».

Но мне, честное слово, непонятно, почему, зачем и как на самом деле постигла нас такая напасть. Храм нами, людьми мирскими (думаю, и многие не мирские люди меня в этом поддержат), говоря простым языком, всегда воспринимался как некая тихая пристань посреди бурного житейского моря, куда можно (и нужно!) просто придти и в молчании предстать пред Лицем Божиим: подумать о вечном, сосредоточиться, отдохнуть от суеты мира. Сегодня же это актуально, как никогда ранее, ибо мир постепенно превращается в сумасшедший дом. Постоянно и повсюду, вольно или невольно, сегодня все мы испытываем каждодневный сильнейший стресс. Он вызван и стремительным ритмом нашей жизни, и оглушающей рекламой, и навязчивыми СМИ, и нашими обязанностями по работе, и плохой экологией, да мало ли еще чем? Стресс стал синонимом нашей жизни. И где, как не в храме, сегодня можно хотя бы просто «придти в себя»? Невольно вспоминается случай, о котором рассказывал как-то в своих беседах приснопамятный митрополит Антоний Сурожский: он вспоминал о некоем старичке, которого несколько раз неизменно замечал сидящим в церкви. На вопрос владыки, почему он так часто видит его в храме, тот ответил: «Он смотрит на меня, а я - на Него. Мы просто молчим, и нам так хорошо вдвоем!»

Думаю, всем понятно, о чем тут речь. Храм - это Дом Божий, тихая пристань, Небо на земле, средоточие тишины и молитвы, а поэтому не может быть местом для современных технических инноваций.

Навязчивый и неестественный электронный звук из динамиков, даже, может быть, искусно подобранное звуковое поле, не особенно заметное поначалу, но постоянно сопровождающее богослужение, никогда не повторит живого человеческого голоса, теплого звучания хора, живой человеческой эмоции, а, наоборот, создаст в храме некую театральность, ощущение того, что ты присутствуешь в театре или в цирке. Да, порой становится лучше слышно читающего или возгласы из алтаря, порой даже отчетливость тех или иных голосов увеличивается, а хор слышно по всему объему, но все это происходит за счет полного разрушения подлинной молитвенной тишины, присущей только храму, а, главное, за счет уничтожения ощущения теплого, настоящего, своего, личного пространства, молитвенного богопредстояния.

И самое, на мой взгляд, определяющее в этом вопросе. Храм - это настоящее. Это Церковь, это подлинное, настоящее, православное вероучение. Это - настоящие иконы, настоящие свечи, настоящие, подлинные священники, настоящие облачения и настоящие Таинства. Человек приносит в храм настоящие, подлинные мысли и чувства, по-настоящему проживает в храме весь круг богослужебной жизни, испытывает настоящие чувства, подлинные молитвенные переживания. И служащие в храме приносят Богу и людям все настоящее, подлинное: жертвуют и свои человеческие силы, и время, которого так всем не хватает сегодня, и напряжение нервов, и, конечно, голос, которым прославляют Господа, возбуждают в молящихся горение молитвы, богопредстояния. Настоящий голос, а не усиленный и искаженный с помощью электроники. Истинные служители Божии никогда не прибегали к искусственным чувствам и эмоциям, к театральным приемам в богослужении, их сердца горели любовью к Богу и ближним, они возвещали истину каждым своим служением, их голоса, пусть даже у некоторых слабые от природы, возжигали огонь священной ревности по Богу в сердцах паствы и прихожан. И никогда никто и не думал «сделать громче» или «усилить» их вдохновенное слово. Оно одинаково отчетливо воспринималось всеми - как стоящими на церковной паперти, так и у царских врат.

Думаю, примеров приводить не стоит: каждый знает имена и Святителя Филарета Московского, и святого праведного Иоанна Кронштадтского, и святого праведного старца Алексия Мечева, и - совсем близкий к нам пример - Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II. Когда он совершал богослужение, например, в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры (еще до того, как в соборе водворилась озвучка) его слабый и тихий голос в молитвенной тишине собора был слышен совершенно отчетливо в любом уголке этого огромного храма.

То же касалось и Богослужений, совершаемых Святителем Филаретом (Дроздовым) - в частности, и в огромном Храме Христа Спасителя. Слабый голос старца-Святителя вдохновенно звучал и во время благоговейно совершаемого богослужения, и во время произнесения им своих неподражаемых проповедей. «В начале было Слово», свидетельствует Священное Писание. Я совершенно уверен, что если есть настоящее слово, оно обязательно будет услышано, каким бы тихим голосом ни было произнесено. А если вместо слова сегодня в наших храмах подчас равнодушными и неподготовленными священнослужителями преподается некий суррогат, да еще неблагозвучно или невнятно (что наблюдается почти повсеместно, потому что нет сегодня живых примеров правильного, благоговейного совершения богослужения), то никакие технические «костыли» не помогут. Они только разрушат последний бастион святости и благоговения - сакральное, молитвенно-тихое пространство наших православных храмов. И вместо молитвенной тишины и благоговения богослужения мы получим (и получаем уже) театральное действо, в котором есть зрители (слушатели) и исполнители, актеры. Или же - что еще хуже - некий навязчивый митинг, по примеру бывших в советское время, отличающихся только содержанием: из динамиков гремят слова молитвы, громогласно усиленное пение вообще представляет некую какофонию, а смотреть со стороны как тому или иному очередному священнику угодливо передают микрофон для возгласа - вообще комично и неправдоподобно!

Но, увы, все это существует сегодня в нашей церковной жизни. Прилагаемые здесь фотографии - это фрагменты молебна, совершенного в Троице-Сергиевой Лавре в пятницу Светлой седмицы, на Живоносный источник. Молебен, издавна совершавшийся на соборной площади обители, сегодня приобрел вполне современные черты: на фоне памятника воинской славы и Троицкого собора водворился вполне продвинутый ди-джей с пультами и усилителями, позади собравшихся водружены на штативах мощные колонки, а в чаше источника, куда с незапамятных времен лилась вода, на штативах поставлены три микрофона для хора. Главный же, радиомикрофон передавался поочередно тому или иному священнослужителю, кому приходила очередь для возгласа.

в Троице-Сергиевой Лавре

в Троице-Сергиевой Лавре

Шумел в кронах деревьев легкий ветерок, радостно перекликались птицы, тихо переговаривались экскурсанты редких групп, гуляющих по Лавре, а на маленьком пространстве площади гремели колонки, искажая и хор, и голоса священников, и, главное, навязывая всю эту звуковую какофонию немногочисленным молящимся по обе стороны от духовенства. Сколько я себя помню, в течение многих и многих лет эта служба под открытым небом, собирала большое число молящихся, и все все всегда слышали: и хор пел молитвенно и слаженно, и голоса старцев-священников благоговейно настраивали на молитвенный лад, и никого не утомляло, никому ничего не навязывало это подлинное молебное пение Богу и Его Пречистой Матери.

Святые, ушедшие от нас годы... Святые воспоминания... Святые люди...

Говорят, что бороться с «ветряными мельницами» совершенно бесполезно: если уж такая тенденция возобладала, от этого теперь никак не уйти! Но я этому не верю: не может быть, чтобы в нашей Церкви не было множества здравомыслящих людей, которым дорога подлинная духовная красота и богатство истинного Православия, не теле- или радиомиссии, не показного шоу вместо богослужения, с оглядкой на слушателя или зрителя, а сокровенная жизнь церковная, преподающая верным подлинные ценности и подлинные сокровища духовные, подлинные Таинства, дающая возможность подлинного, настоящего общения с Богом и со своей душой, открывающая глубины само- и богопознания. Вспомним, что явился Господь Моисею не в громах и молниях, не в шуме и силе, а в «гласе хлада тонка». Этим «гласом» и было всегда у нас наше православное богослужение, так любимое нами с детства и безумно попираемое сегодня в угоду модным тенденциям СМИ. Заметим, что сегодня даже некоторые священники начинают подражать в своих проповедях, голосом и манерами, ведущим многочисленных ток-шоу. А как же мы можем судить о семинаристах, будущих пастырях нашей Церкви, которые видят такое безчиние и привыкают к нему с младых ногтей как к чему-то обыкновенному, общепринятому!

Не потому ли в стенах духовных школ сегодня более популярны рок-музыканты и киноактеры, чем подлинные носители духа и буквы Православия, живые свидетели ушедшей эпохи нашей церковной жизни? Они более понятны и более актуальны, их слова доходят до молодежи, а ценности их близки общепринятым ценностям - твое же занудство просто несовременно, скажут многие из прочитавших эту статью.

Но я твердо верю и уповаю, что Церковь, выстоявшая в годы гонений советских, выстоит и в наше время искушений модными тенденциями и показной лже-миссией! И вновь мы будем с благоговением внимать истинному, подлинному голосу ее верных служителей, а не пребывать в электронном мороке псевдо-духовности!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

11. колонки снаружи церкви, в спальном районе, очень громко в будни и праздники.

Я против того, чтобы в спальных районах,где церковь небольшая, совсем рядом с домами, как у нас.в усилители громко включали службу на улице. Внутри и то не так громко. Много недовольных людей, идёт негатив.Говорят спокойно - да церковь мешает. Зачем вот это? Народу там всегда мало, все помещаются.Люди отдыхают с ночной работы, кому вообще не нужно это заунывное пение мужским голосом, ведь слов не слышно. Идёт грустный гул, ребёнок сказал - волки воют. Женские голоса ещё нежно поют, а..Сходить, поговорить не решаемся. Церковь им. св. Дмитрия Донского на Полярной улице в Москве, построена недавно на сквере им 50 лет ВЛКСМ.
Венера / 10.03.2019, 09:43

10. Re: «Услыши мя, Господи!..»

Вопрос этот не простой, и это признак времени. Суть в том, что меняется паства в первую очередь, а не пастыри.Потому что паства так хочет Нужно понимать, что кардинально изменить никто ничего не сможет,этот мир конечен. Я также думаю, что люди будут спасаться и "при микрофонах", ведь что значит "внутренняя клеть"? Согласно писанию, у человека будет возможность спастись до самой кончины мира. Я надеюсь, что не все храмы будут "оборудованы" ,это и невозможно. Спаси нас,Господи.
электрик / 31.05.2013, 16:57

9. Иногда надо выбирать между душевным "пирогом" и истинным духовным подвигом.

Надо понимать, что духовность электроникой не определяется и от неё никак не зависит. Но зависит от добродетелей терпения, милости и рассуждения. Стойкая душа терпит бедность церкви, не могущей себе позволить высококлассную дорогую аппаратуру, без помех и незаметно помогающую донести музыкальное обрамление богослужения и Слово Божие до жаждущих. А милостивая душа милует своих собратьев, стоящих далеко от амвона и клироса и тоже очень хотящих приобщиться к богослужению. В небольших храмах усилителей не надо. В больших же, стоя в отдалении от амвона, за много лет, в единичных случаях удавалось расслышать отдельные слова и фразы из получасовых проповедей священников (слух в порядке, тишина соблюдалась), говорящих невнятно, с заглатыванием слов, шепеляво, тихо, безразлично. Понимали, что это подвиг смирения иеромонахов. Микрофоны - проявители труда души священника. Иначе их словесный труд - втуне. А пастве - испытание на нетерпимость, немилость, невежество. Не получив желаемого "словесного пирога", многие как раз растут на богослужении духовно, терпя эту невыносимую душевную недостачу, милуя и оправдывая, избегая "революционных" выпадов и выходок. Нетерпимые же - теряют эту возможность заработать духовный хлеб, а невежественным порицанием закрепляют своё слабодушие.
Никос / 31.05.2013, 16:47

8. Re: «Услыши мя, Господи!..»

Большое спасибо автору, поднявшему эту исключительно важную тему. Мы всегда считали наше Православие самой истинной верой, основанной на Св. Предании и вековой традиции. Увлечение "озвучкой" верный знак, что наша Церковь, гния с головы, вверглсь в какой-то внешний, рациональный, псевдо-миссионерский, протестантского толка омут, и Дух Святой стремительно покидает ее, как воздух выходит из проколотого шара, превращающегося в смятую, бесформенную оболочку. То что наше духовенство стало пользоваться микрофонами, свидетельствует об отсутствии у них внутренней молитвы и о дальнейшем утверждении пустого обрядоверия. Человек с хорошим вкусом и духовным слухом никогда бы не пошел на использование "озвучки". Я как профессиональный музыкант и композитор с консерваторским образованием могу засвидетельствовать акустический нонсенс использования "озвучки" в традиционном храме. От наложения естественной акустики (которая специально присуща храму, с высоким обычно куполом и долгим эхом, иногда до 9 ms) на искусственную акустику, возникает акустическая грязь, характерная для рокконцертов на стадионах. Надо с этой, по истине дьявольской напастью, пришедшей опять же со всё разлагающего Запада, всячески и неустанно бороться. Но если все меньше молитвенников и все больше ряженых, то и внешняя борьба мало что принесет. Но ясно, что это очередной удар по истинной вере и Церкви. Господи, верни нашей Церквй тишину духовной молитвы. http://stihi.ru/cgi-bin/login/page.pl
Адриан Роум / 31.05.2013, 16:00

7. Re: «Услыши мя, Господи!..»

К звуку я имею прямое отношение, занимаюсь созданием аппаратуры способной как можно точнее передавать натуральность эмоций при воспроизведении. Когда на службе впервые в центральном храме нашего города появились динамики я ощутил некоторое недоумение увидев звуковую аппаратуру в церкви. Дискомфорта я не испытал, так как громкость была подобрана так чтобы слышно было и не более, даже удивился неплохому качеству. Но... всё же считаю что это нововведение сомнительно. И опять но... когда народу столько что в храме не умещаются, то как им быть? Те которые стоят на улице рады что могут слышать службу и даже бабульки... У меня двойственное отношение к этому и полность осуждать всё же бы не стал. Вне храма озвучка всё же хорошо, а в храме может быть и не надо. Судя по предыдущим коментариям в осуждения кинулись лишь бы осудить мол и тут в церкви всё плохо. На фотографии микрофоны в емкости для святой воды это конечно перебор, тут совершенно согласен, надо всему знать меру.
AlexxxxS / 31.05.2013, 14:28

6. Re: «Услыши мя, Господи!..»

Заметим, что сегодня даже некоторые священники начинают подражать в своих проповедях, голосом и манерами, ведущим многочисленных ток-шоу.

Вот именно, некоторые священники, но Слава Богу, далеко не все. Недавно прослушал компакт-диск с записью проповедей ныне покойного протоиерея Василия Ермакова. И нашел, что есть священники, которые взяли за пример для подражания его проповеди. Надо сказать у них неплохо получается, хотя это не просто. Потому, что Василий Ермаков имел очень большой пастырский опыт и его проповедь шла прямо из сердца. У молодого священника так наверное не получится. Говорят, что бороться с «ветряными мельницами» совершенно бесполезно: если уж такая тенденция возобладала, от этого теперь никак не уйти! Но я этому не верю

И правильно делаете, что этому не верите!
Анатолий Пронин / 31.05.2013, 13:56

5. Неумеренность - от лукаваго...

Любая неумеренность - от лукаваго, этот святоотеческий принцип нашел свое яркое подтверждение в данном материале. Действительно, трудно поверить в то, что в нашей прославленной Лавре отсутствуют сильные голоса, поэтому озвучка молебна здесь совершенно излишняя мера, но ведь во многих наших храмах дело обстоит совсем по другому и там, где эта аппаратура хорошо настроена, она реально помогает молиться, ведь далеко не все прихожане знают богослужение наизусть... А если кто желает, как и описанный автором старичок, тихой беседы с Богом, то никто не помешает ему прийти в храм в то время, когда там нет общественного богослужения.
Андрей / 31.05.2013, 13:02

4. Re: «Услыши мя, Господи!..»

...твое же занудство просто несовременно, скажут многие из прочитавших эту статью.

Так не скажут, потому что все правильно написано. Лучше ходить в небольшую церковь, где служба происходит близко и хор в нескольких шагах. Тесновато правда, но зато хорошо - ощущается благодать. Один раз я был на литургии в Исаакиевском соборе. Приезжал патриарх Кирилл. Единственное, что мне тогда очень понравилось и нашло отклик в душе - это звон колоколов. Очень живой, глубокий и мощный звук, без всякого звукоусиления. Службу и хор я просто не слышал, несмотря на звукоусиление. Хотя знаю, что хор был просто великолепен. Видимо привык живому голосу и к тому, что все происходит буквально в нескольких шагах. Так, что в небольших храмам звукоусиление нам наверно не угрожает. И еще бывает иногда такое ощущение по ходу службы, что все присутствующие в храме синхронно молятся. Для такой молитвы звукоусиление - лишний элемент. То есть люди участвуют в Богослужении, а не просто стоят и слушают службу.
Анатолий Пронин / 31.05.2013, 12:37

3. Ответ на 1., Александрс. :

Скоро под "фанеру" будут служить. Только рот открывать. Господи, помилуй.

Да и хор не нужен будет, есть записи на любой вкус. Проповеди «патентованных миссионеров» можно воспроизводить в русле генеральной линии…
Ник.Кузнецов / 31.05.2013, 12:24

2. Re: «Услыши мя, Господи!..»

А какие же усилители духовности стоит предусмотрительно использовать для душ прихожан и захожан, коль "...голоса служащих стали слабые: где, мол, сейчас нам найти Розовых и Прокимновых, и т.д. Суть одна - все присутствующие в храме должны отчетливо слышать богослужение, а для этого необходима озвучка!"?
Лебядкин / 31.05.2013, 07:36
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Королев
Все статьи Андрей Королев
Проблемы церковной жизни
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Торжествует ли у нас Православие?
Нужно успевать спасаться всем, кто всерьез беспокоится о своей вечной участи, нужно использовать каждый оставшийся день как последний для своего личного покаяния
23.03.2024
Синод выразил решительное несогласие с учреждением «Румынской Православной Церкви в Украине»
Владимир Легойда рассказал о некоторых решениях, принятых на заседании Священного Синода
13.03.2024
Развязка на Украине и великое очищение Церкви
Фиаско Запада на Украине завершается
11.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31