Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Определить церковнославянский язык как уникальный живой феномен истории России и Древней Руси...»

Русская народная линия

Церковнославянский язык / 23.05.2013


Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Русское Слово в контексте истории» …

15-16 мая 2013 года в г. Санкт-Петербурге состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Русское Слово в контексте истории». Ее подготовили Северо-Западный Институт Управления РАНХ и ГС при президенте РФ, Межвузовская Ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров» совместно с представителями Российского союза ректоров, СПбГУ, СЗГМУ им. И. И. Мечникова, Смольного института, СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, Академии управления МВД России, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, РАЕН, а также ученых и преподавателей ВУЗов, священнослужителей, педагогов, писателей, общественных деятелей ряда городов России.

В работе конференции приняли участие ученые, преподаватели ВУЗов, священнослужители, педагоги, писатели, общественные деятели различных городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Кургана, Шуи, Пятигорска,. С приветственным словом выступил вице-президент Российского союза ректоров, президент Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, сопредседатель ассоциации «Покров» В.Е. РОМАНОВ. Открыл пленарное заседание Архиепископ Курганский и Шадринский, профессор, академик РАЕН Владыка КОНСТАНТИН (Горянов).

 

На конференции

 

Выступления докладчиков на пленарном и секционных заседаниях были посвящены животрепещущим духовным и мировоззренческим проблемам российского общества. Основными темами обсуждений на Конференции стали:

1) Церковно-славянский язык и современное состояние русского языка: в поисках духовного измерения бытия.

2) Церковь и государство: возрождение православных традиций как источник общественного развития современной России.

3) Воспоминание о будущем: исторические судьбы России и молодое поколение. (Проблемы духовно-патриотического воспитания).

 

В творческой обстановке на Конференции осуществлен разносторонний анализ духовно-культурного состояния общественных институтов и населения России, включая современную обстановку в сфере реального функционирования государственного русского языка.

В рамках Конференции проведен ряд молодежных культурно-педагогических мероприятий, в частности: олимпиада по русскому языку «Русский язык и его истоки», а также конкурс публикаций и монологической речи (ораторского мастерства) студентов.

Результаты дискуссий, осуществленных на Конференции, в ходе которых был учтен опыт преподавания русского языка и церковнославянского языка в гимназиях и других учебных учреждениях, позволили прийти к выводам, отраженным в нижеследующей единогласно принятой резолюции.

 

Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «Русское Слово в контексте истории», проводимой в рамках «Кирилло-Мефодиевских чтений» 2013 г. (г. Санкт - Петербург, 15-16 апреля 2013 года)

 

«Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение» Из Послания Президента Федеральному Собранию, 12 декабря 2012 года.

 

На настоящей Конференции многократно отмечено, что итоги и решения, полученные в ходе ее работы, полностью соответствуют положениям «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» - «Силы обеспечения национальной безопасности обеспечивают сохранение культурного и духовного наследия, доступность информации по различным вопросам духовной жизни общества... Решение задач обеспечения национальной безопасности в сфере культуры в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается за счет укрепления духовного единства многонационального народа Российской Федерации,... создания системы духовного и патриотического воспитания граждан России...» и направлены на практическую их реализацию. Они также однозначно вытекают из государственной Программы «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», направленной на «возрождение духовности, социально-экономической и политическая стабильности и укрепление национальной безопасности», осуществляемой путем непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти, общественных организаций и духовных учреждений.

Участники Конференции подчеркивает, что наличествует острая необходимость обращения внимания на ряд явлений в сфере гуманитарного образования вузов, которые были проанализированы в работе данного форума:

Современная Россия активно включается в мировое экономическое, политическое и культурное пространство, при этом динамично и, зачастую стихийно, изменяется состояние внутренней жизни ее общества в целом и отдельно каждого россиянина. Однако не случайно Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию отметил, что: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп - милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились».

1.   Среди стратегически важных негативных явлений необходимо отметить деформацию культурно-языкового пространства общения и мышления, в частности чрезмерную экспансию зачастую исковерканных форм английского языка в русский. Следствием этих процессов стало массовое падение языковой и мыслительной культуры, что приводит к падению качества и престижа родного языка внутри страны. Все это остро ставит на повестку дня стратегические вопросы языковой политики. Хорошо известно, что необходимость правовой защиты русского языка давно осознана на самом высоком уровне: Государственная Дума приняла «Закон о русском языке как государственном языке РФ» и продолжает работу в части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части защиты русского языка, где акцент делается на соблюдении «норм русского литературного языка». Поэтому со всей очевидностью встает вопрос о происхождении и основаниях самих этих норм, о факторах, определивших их становление, а также об условиях их дальнейшего сбережения, развития и совершенствования. Этот вопрос касается будущего русского языка, а значит и будущего нашего народа, ибо народы «суть языцы». Но ответ на вопрос о будущем языка коренится в проблеме преемственности, понимания того, где находится то системо-образующее начало, связывающее воедино и древнерусский, и старославянский или церковнославянский, и литературный язык классики ХIХ века, а также современный и будущий русский язык. Поиск с необходимостью приводит к изучению основ русской духовной культуры. Русский литературный язык начался на Руси с Просветителей Св. Кирилла и Мефодия и создания церковнославянского языка, который по справедливому определению Д.С. Лихачева является основой всей русской литературы не только в прошлом, но и в настоящем, и будущем. В этой связи, в частности, Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию подчеркнул: «Мы должны... укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы - это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России».

2.   На конференции определено значение церковнославянского языка для русской культуры в целом, и для современного этапа развития русского языка в России.

1)  Геополитическое значение церковнославянского или старославянского языка. Снижение активности интеграционных процессов в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и странах Балтии побуждает вспомнить и возродить те, говоря словами Президента В.В. Путина, «связующие скрепы», которые на протяжении тысячелетий объединяли наши народы. А это, в первую очередь, общность языка и духовной культуры. Церковнославянский язык был единым языком народов, проживавших на территории современных Украины, Белоруссии, государств Прибалтики, Сербии, Хорватии. И он, по-прежнему, остается единым духовным языком миллионов православных граждан, проживающих на этих территориях. Для них мероприятия по изучению в различных аспектах основ старославянского языка (олимпиады по истории славянского языка и культуры, конференции, совместные культурные проекты, печатные издания), представляют безусловный интерес, связанный с чувством национальной гордости, что в значительной степени будет способствовать интеграционным процессам.

2)  Церковнославянский язык, его введение в программу вузовского образования имеют огромное культурно-историческое значение для современной жизни российского общества, его культуры, особенно в условиях нарастающей угрозы разрушения единого информационного, образовательного, социально-культурного и экономического пространства Российской Федерации, ослабления национальной самоидентификации россиян. На сегодня церковнославянский язык - это уникальный образ живой истории, осуществляющий реальную связь поколений и транслирующих лучшие жизненно важные традиции, которые более тысячелетия цементировали основы российской государственности, самого российского образа жизни.

3)  В русле указанной традиции, в церковнославянском языке обретала свою силу и славу русская литература. К сожалению, до сих пор не исследованы и не оценены для русского языка и литературного языка губительные последствия реформ 1918 -1920 гг. Выдающийся русский философ ХХ века И. Ильин писал: «Правописание имеет свои исторические, конкретные и в то же время философические и национальные основы. Поэтому оно не подлежит произвольному слому, но лишь осторожному, обоснованному преобразованию, совершенствованию, а не разрушению»[5]. Но именно такому слому и разрушению подвергся русский язык в ХХ веке: произошла катастрофа, масштабы которой мы пока слишком слабо осознаем. Удаление так называемых «лишних» букв русского алфавита большевикам было крайне необходимо: новая орфография противопоставила революционную культуру «старой», «массы» лукаво и искусно были отлучены от дореволюционной культуры, изменив подлинные смыслы русской литературы ХIХ в. Современные издания по-прежнему противоречат авторскому смыслу русской классики, искажают авторские тексты, сам их дух. «Главное мое возражение, - писал А.Блок, - что она (новая орфография) относится к технике творчества, в которую государство не должно вмешиваться. Старых писателей, которые пользовались ятями как одним из средств для выражения своего творчества, надо издавать со старой орфографией». [6] Мы даже не задумываемся над тем, что читаем, казалось бы, свою родную русскую литературу Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Лескова и многих других, кто писал на «старом» русском языке, в грубом и циничном переводе, при котором теряются смысловые и поэтические авторские значения. У нас есть монографии и докторские диссертации по языку и стилю писателей, авторы которых в руках не держали прижизненные издания классиков. Несомненно, студенты должны иметь представление о том, как выглядели классические тексты в истории литературы и в истории языка, и по возможности изучать их в своих курсовых и дипломных работах и как минимум, уметь их читать и понимать. Сейчас у них практически нет таких возможностей. Литература на церковнославянском языке практически не издается, научных изданий в старой орфографии почти нет, а те, что есть, малодоступны студентам. Подобное положение дел чревато потерей традиционно высокой в России филологической культуры. Отчасти это действительно так. Если раньше выпускник вуза знал древние (древнегреческий, латинский и церковнославянский), то сейчас и современный русский находится на крайне низком уровне. Необходимо вернуть в вузы классическую языковую культуру и начинать надо именно с церковнославянского языка. Ибо сначала надо изучить свой собственный язык, его сущность и историю, а затем уже приступать к изучению иностранных языков. Это с неизбежностью повысит статус русского языка и в России, ибо за этим языком будет уже стоять возрожденная подлинная, а не сфальсифицированная история.

4)  Необходимо рассматривать церковнославянский язык и как средство стратегической консолидации российского общества, преумножения и взаимообогащения духовной культуры народов России. О нравственном потенциале церковнославянского языка, который он несет в себе, свидетельствует множество фактов, на это неоднократно указывали русские писатели, и такие филологи как А.С. Шишков, В.И. Даль, Д.С. Лихачев и многие другие. Это язык русской святости в самом глубоком и чистом значении данного понятия. Именно на нем молились и служили в храмах все русские святые. Именно на нем была создана вся славянская и российская святоотеческая литература. Посредством изучения церковнославянского языка происходит приобщение к миру духовных ценностей, освоение духовного наследия наших предков. Изучение церковнославянского языка снимает оторванность и отчужденность молодого поколения от своих корней, привносит в его мировоззрение чувство национального единства, национальную самоидентификацию. Если человек владеет языком своей духовной культуры, способен читать и понимать тексты прошлых поколений - он способен воспринять и послания, заключенные в них. Только так может быть реально восстановлена живая связь поколений, та непрерывная духовная связь, в которой заключается национальная мощь народа, государства и отдельной личности.

5)  Социальный опрос студентов, сделанный по итогам олимпиады и конкурсов публикаций и монологической речи, с элементами текстов на древнерусском и церковнославянском языке (ораторское мастерство и гомилетика) показал серьезную заинтересованность студентов в изучении истории своего родного языка, желание понимать тексты, написанные их предками, потому что они наши, родные, исконно русские. И возникающая порой временная беспомощность говорит только о недостатке нашего образования, при котором чужое нам становиться якобы понятнее и ближе, чем свое национальное.

6)   

«Для возрождения национального сознания нам нужно связать воедино исторические эпохи и вернуться к пониманию той простой истины, что Россия началась не с 1917 и даже не с 1991 года, что у нас единая, неразрывная, тысячелетняя история, опираясь на которую мы обретаем внутреннюю силу и смысл национального развития». Из Послания Президента Федеральному Собранию, 12 декабря 2012 года.

 

На конференции

 

По итогам работы Конференции единогласно принята следующая резолюция:

1.   Создать «Союз православных преподавателей вузов, а также других академических и высших учебных учреждений».

2.   Создать рабочую группу по разработке устава и программы данного Союза.

3.   Определить церковнославянский язык как уникальный живой феномен истории России и Древней Руси, уцелевший, несмотря на пережитые страной катаклизмы; как язык, являющийся корневой смысловой основой современного русского языка, и прежде всего, литературного языка.

4.   В ситуации беспрецедентной англоязычной экспансии только сохранение основы языка дает гарантию сохранения национального языка (это давно хорошо поняли в других странах Европы и Азии), а потому считать сохранение церковнославянского языка одним из факторов национальной безопасности России, в свою очередь нуждающегося в государственной поддержке и защите.

5.   Создать научно-методический совет с целью всестороннего изучения бытования церковнославянского языка в культуре современной России и славянских народов, его роли в интеграционных процессах на территории бывших славянских государств, обобщения накопленных исследований в указанной области.

6.   Создать научно-методическую базу для изучения и преподавания церковнославянского языка в вузах, в том числе с применением современных дистанционных форм изучения в рамках спецкурсов.

7.   Ходатайствовать о включении курсов по изучению церковнославянского языка и русской духовной истории в программу вузов.

8.   Поддержать деятельность издательств по изданию литературы на церковнославянском языке, классики в формате дореволюционной орфографии, памятников древнерусской книжности.

9.   Создать рабочую группу ученых по объективному изучению последствий языковой реформы 1918 - 1920 гг. и возможности преодоления ее трагических негативных последствий, продолжающих свое разрушительное действие и на нынешнем историческом этапе.

10.   Отметить особую роль необходимости издания ретроспективного корпуса древнерусской литературы на церковнославянском языке с соответствующим справочным аппаратом и комментариями как одного из серьезных источников духовно - патриотического воспитания подрастающих поколений.

11.   Шире и активнее практически использовать идеи и положения Послания Президента Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года. В частности: «Нужно вернуть школе безусловную ценность. Это значит обновить содержание образования, сохранив при этом, разумеется, наши традиции и преимущества, такие, скажем, как фундаментальное математическое образование, не забывать об огромном значении качества преподавания русского языка, истории, литературы, основ светской этики и традиционных религий. У этих предметов особая роль: они формируют личность... Нам нужно опереться на богатство российской культуры».

 

Использованные источники:

1.    Послание Президента Федеральному Собранию, 12 декабря 2012 года, Москва, Кремль.

2.    Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

3.    Государственная Программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

4.    Федеральный Закон «О русском языке как государственном языке РФ».

5.    Ильин И. А. Как же это случилось? (Заключительное слово о русском национальном правописании) // Собр. соч.: В 10 т. М., 1993. Т. 2. Кн. II. С. 150.

6.    Блок А. Собр. соч.: В 9 т. М., Л., 1963. Т. 7. С. 319.

 

Приложение

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

 

1.    ВЛАДЫКА КОНСТАНТИН (Горянов) Архиепископ Курганский и Шадринский, профессор, академик РАЕН - «Царский путь».

2.    ВАССОЕВИЧ А.Л. (СПбГУ) доктор филос. наук, кандидат ист. наук,

профессор исторического факультета СПбГУ - «Культура греха в системе информационно-психологической войны против России»

Доклад3.    ХВЫЛЯ-ОЛИНТЕР А. И. (Москва) протоиерей, к. юр.н., Синодальный Отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, доцент Православного Свято -Тихоновского гуманитарного университета. - «Православная культура как духовно-религиозное основание национальной безопасности России»;

4.    СЕЛИН Г.В., (Москва, Наро-Фоминск) протоиерей, настоятель храма прп. Серафима Саровского - «Уроки Степенной книги: история земная и небесная».

5.    БУФЕЕВ К.В. - (Москва) протоиерей, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюриково, кандидат геолого-минералогических наук, преподаватель Николо-Угрешской Духовной Семинарии - «Современный язык и православное богослужение».

6.    НАУМОВ С.А. доцент кафедры русского языка СЗГМУ им. И.И.Мечникова, к.ф. н. - «Церковнославянский язык и языковая личность».

7.    МАТВЕЕВА Е.И. руководитель факультета церковной музыки Санкт-Петербургского православного института религиоведения и церковных искусств (доклад-концерт) - «Духовные стихи - музыкальные традиции Древней Руси».

 

ЗАСЕДАНИЯ ПО СЕКЦИЯМ

 

1-я секция «Церковно-славянский язык и современное состояние русского языка: в поисках духовного измерения бытия».

1.     Руководитель секции - НАУМОВ С.А. доцент кафедры русского языка СЗГМУ им. И.И.Мечникова, к.ф. н.

2.    ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (ХВЫЛЯ-ОЛИНТЕР) (Москва) священник, к. юр.н., - «Культура богослужебного языка».

3.     МАТВЕЕВА Е.И. руководитель факультета церковной музыки Санкт-Петербургского православного института религиоведения и церковных искусств "Традиции Древней Руси и современная регентская практика».

4.    АФАНАСЬЕВА Н. Е. (МДА) (заочно) - преподаватель церковнославянского языка - «Миръ мiрови подаждь, Человеколюбче!»

5.     АРТАМОШКИНА Л.Е., доцент кафедры культурологии философского факультета СПбГУ, к.ф.н. - «Поколение «молчаливых» в «догутенбергскую эпоху».

6.    КУТЕНКОВ П.И. доцент Смольного института; кандидат культурологии - «Взаимосвязь современного состояния русского языка с состоянием русского народа и русской веры. Взгляд современника».

7.    ЛАВРИНОВИЧ Н.А. зав.гуманитарным сектором Городского центра предметных лолимпиад ГБОУ ЦО "СПб ГДТЮ - "Олимпиада для студентов и школьников "Русский язык и его истоки": первый опыт и перспективы.

8.    МОЛОДЁЖНИКОВА О.И. - преподаватель русского языка ГБОУ Гимназия N 295 - «Воспитание Словом. (Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы)».

9.    ХЛЕБОВИЧ Н.И. к.ф.н., ГБОУ Гимназия 67 - «Система уроков по развитию речи « Имена букв». Творческое осмысление культурной традиции в диалогическом пространстве современного урока.

 

2-я секция - « Церковь и государство: возрождение традиций как духовный источник общественного развития современной России».

1.    Руководитель секции - БУФЕЕВ К.В. - (Москва) протоиерей, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюриково, кандидат геолого-минералогических наук, преподаватель Николо-Угрешской Духовной Семинарии

2.    КАШЕВАРОВ А.Н., (СПбГУ) профессор кафедры истории журналистики СПбГУ, профессор кафедры истории СПбГПУ, доктор исторических наук, заслуженный работник высшей школы РФ,- «Судьба мощей Александра Невского».

3.    МАСЛОВ И.М. (Москва), НОУ СИУ преподаватель факультета теологии - «Богословские аспекты русской национальной идеи (по работам И.А. Ильина».

4.    СЕЛИН Г.В., (Москва, Наро-Фоминск) протоиерей, настоятель храма прп. Серафима Саровского - «Уроки Степенной книги: Лов меж двух берегов».

5.    БУДНИКОВА Ю.Ю. заместитель директора по экспозиционно-выставочной и экскурсионно-методической работе СПбГБУК «Музей-институт семьи Рерихов» - «Четвертый Рим Николая Клюева и Николая Рериха».

6.    ФЕДОРОВ А. В. (СПб) историк публицист - "Икона русской государственности: Феодоровский образ Божией Матери".

7.    ЯРУНИЧЕВА М.А. (СПбГК) - преподаватель Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Музыковедческий факультет, кафедра древнерусского певческого искусства. «Песнопения в честь Тихвинской иконы Божией Матери - заступницы северо-западных земель».

8.    ВОРОБЬЕВА Н.Н. канд.ист.наук, ГБОУ N24 имени И.А. Крылова,- «Миланский эдикт Константина Великого (313г.) в контексте истории церковно-государственных отношений (по материалам отечественной историографии второй половины ХIX - начала ХХ вв».

9.    ТРУШИНА И.А. доцент кафедры культурологии и русского языка СЗИУ ранх и ГС - «История как «припоминание»: возрождение Русского стиля».

10.                    ШЕВЧИКОВ А.Н. д. ф.н., религиовед - «Необходимость и возможность возрождения симфонии государства и церкви в современной России».

11. БОНДАРЕНКО А.А. директор Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов, к.ф.н. - «Николай Рерих и русские древности».

12.                    КУЗНЕЦОВА - МИЛОВИДОВА М.Г. (СПб) - «Подвижница любви» (о Марии Михайловне Дондуковой - Корсаковой).

13.                    ЖАВОРОНКОВ Д. С. преподаватель СЗИУ РАНХ и ГС - «М.О. Меньшиков о религии и Церкви».

 

3-я секция - «Воспоминание о будущем: исторические судьбы России и молодое поколение. (Проблемы духовно-патриотического воспитания)».

1.    Руководитель секции - ВАССОЕВИЧ А.Л. доктор филос. наук, кандидат ист. наук, профессор исторического факультета СПбГУ

2.    НЕМЧИКОВА Л.А. - доцент кафедры педагогики РГПУ им.А.И.Герцена - «Возможности образовательных программ высшей школы в формировании религиозного сознания учащейся молодежи».

3.    КОЗЛОВ А.Ю. член правления Союза Писателей России - «О необходимости изучения студентами основ традиционной культуры».

4.    КОЛОСКОВ А. Н. - канд. филол. наук, ст. преподаватель кафедры культурологии философского факультета СПбГУ - «Проблема эстетического компонента политической культуры».

5.    КУЛЬКИН Е.С. научный сотрудник СКИФ РАНХ и ГС, - «Патриотическое воспитание молодежи: исторические концепты и современные ценности (середина XX вв. - начало XXI века)».

6.    ЛАВРИНОВИЧ К.В., к.п.н., доцент СПбГУП - «Краеведение как фактор нравственного воспитания молодежи».

7.    ПУСТОВОЙТ Ю.В. к.ф.н, доцент кафедры философии и религиоведения Шуйского филиала ИвГУ - «Страх Божий» и его современное понимание: к вопросу о «растлении смыслов».

8.    МЕЛЬНИКОВ В.Л. Заместитель директора по научной работе Санкт-Петербургского Государственного Музея-института семьи Рерихов, канд. культурологии - «Николай Рерих и высокий русский стиль».

9.    ОВЧИННИКОВА Е.А. доцент кафедры этики философского факультета СПбГУ, к.ф.н. - «Этика в системе нравственного воспитания».

10.                    ГРУДКИНА Т.В. к. ф. н., ст. преподаватель Ивановский государственный университет - «МЕНЯ ВЁЛ БОГ» (подвиг дочерней любви Параши Сибирячки)

11.                    САМОЙЛОВА Е.В. координатор СПбРБОО «Общество русской традиционной культуры», младший научный сотрудник ФЭЦ СПбГК - «Чтобы традиции не прерывались...».

12.                    ГРАЧЕВА - МИХАЙЛОВА Е.А. - «Благоуханный цветок православной Абхазии».


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме