Как и следовало ожидать, резкие заявления сербских владык - митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия (Радовича) и пребывающего на покое епископа Захумско-Герцеговинского Афанасия (Евтича), - прозвучавшие 10 мая на главном торжище (площади) Республики Сербии, вызвали острейшие дискуссии.
В центре Белграда, напомним, собралось около 8 тысяч человек (по официальным данным - около 3 тысяч), которые выразили свой протест против достигнутого в Брюсселе 19 апреля 2013 года соглашения о фактической сдаче четырех сербских муниципалитетов Северного Косова в юрисдикцию албанской «Республики Косова».«Республику» эту возглавляют люди, прославившиеся не только подвигами на поприще вооруженной борьбы против сербского правительства, но участием в торговле человеческими органами. Итак, согласно предварительным договоренностям, Белград сдает остатки сербского Косова Приштине, взамен чего Брюссель продолжает переговоры о возможном вступлении Сербии в Евросоюз. В брюссельских переговорах участвовали премьер-министр Сербии Ивица Дачич и глава албанской «Республики Косова» Хашим Тачи. Впрочем, соглашение это в силу пока не вступило.
Кульминацией митинга протеста, как мы уже ранее сообщали, было напоминание епископом Афанасием того, чем окончилась земная жизнь бывшего сербского премьера Зорана Джинджича, а также импровизированным молением «об упокоении почившей на Косове и Метохии Власти Сербии», которое совершил митрополит Амфилохий.
Митинг вызвал широкий резонанс, стал наиболее обсуждаемой темой в сербском обществе. Сами выступления иерархов были расценены как открытый призыв к свержению правительства. Однако, даже в среде людей, крайне разочаровавшихся в политике послетадичевской власти, блестящее выступление вызвало диаметрально противоположные оценки.
Нет нужды говорить, что круги, близкие властям, позволили себе огрызаться в духе самого примитивного антиклерикализма.
Невольно вспомнились слова Вука Драшковича, одного из вождей антикоммунистического диссидентства, сказанные им в 1999 году: «Люблю я Церковь, но не должна Сербия превращаться в православный Иран...»
Новое поколение демократов, в отличие от национал-демократов прошлого, может уже и особо не церемонится. Премьер Ивица Дачич публично напомнил православным владыкам о том, что «времена инквизиции, к счастью, давно миновали».
Ну, тут все понятно.
Несколько сложнее с отношением к выступлению в православной среде.
От Его Святейшества Патриарха Сербского Иринея потребовали объяснений, в качестве которых он в интервью агентству «Танюг» заявил буквально следующее:
«Митрополит Aмфилохий просил разрешения отслужить молебен в храме, и я согласился. Все иное, что он сделал вне храма, - это его личное дело и личные выступления, за которыми не стою ни я, ни Синод, ни Церковь».
13 мая Его Святейшество Ириней принял в канцелярии Сербской патриархии президента республики Томислава Николича, и на последовавшей затем пресс-конференции было сделано заявление о том, что «важно быть сплоченными по вопросу о Косово и Метохии».
Выступление на митинге 10 мая было позиционировано как «вредоносное и необоснованное».
«По информации источников сербского издания «Политика» в патриарших кругах, выступления митрополита Амфилохия и епископа Афанасия не будут обсуждаться на Архиерейском Соборе СПЦ, который должен пройти с 21 мая по 3 июня, хотя в его повестке стоит обмен мнениями о сложившемся положении в Косово и Метохии», сообщает портал "Седмица.ru".
Другие источники из Белграда, близкие к правительственным кругам, сообщают несколько иные прогнозы относительно возможных поворотов на архиерейском Соборе.
Как уже сообщалось выше, брюссельское соглашение в силу пока еще не вступило, и в кругах, близких к правительству Сербии, предполагалось, что соглашение это может дать возможность некоей передышки. Более того, существует надежда на то, что «торг» может продлиться еще несколько лет, а там... «либо шах умрет, либо осёл околеет».
13 мая первый вице-премьер и военный министр Сербии Александр Вучич ездил на встречу с представителями сербских общин Северного Косова. Разные источники дают мягко говоря несколько разные оценки этой поездки.
Оппозиция пишет о том, что представители муниципалитетов Северного Косова с первым вице-премьером Республики Сербии не ни о чем договариваться стали.
По оценке же провластных аналитиков - все в целом нормально, хотя, безусловно, «владыка Амфилохий плеснул бензинчика, взбудоражив сербов северного Косова как раз накануне встречи с Вучичем».
В этой связи вспоминается старый югославский анекдот на тему интерпретаций:
«Ангел Господний сообщил президенту Югославии о том, что через два месяца наступит Конец Света. На следующее утро в «Дневнике» на РТС (Программа новостей на Радио-Телевидении Сербии - прим. авт.) было сделано следующее официальное заявление:
«Вчера с официальным дружественным визитом Югославию посетил представитель Господа Бога. Благодаря феноменальным дипломатическим способностям нашего президента Конец Света был отложен на два месяца»».
Так и теперь с интерпретациями визита первого вице-премьера на север Косова.
Вернемся, впрочем, к истолкованиям выступления владык Афанасия и Амфилохия.
Итак, скептики, (даже и вполне чуждые «еврооптимизму»), восприняли митинг в качестве фактора, однозначно ухудшившего ситуацию: сербы взбудоражены, протестные настроения всколыхнулись, а реальной программы и реальной политической силы, способной направить протест в конструктивное русло - нет. Следовательно, и сам владыка Амфилохий воспринимается в качестве фигуры, осложняющей и даже ухудшающей - повторимся - ситуацию.
Однако, и среди людей, настроенных патриотически и оппозиционно по отношению к нынешней власти, нашлось немало людей, которые отнеслись достаточно скептически как к выступлению митрополита Амфилохия в частности, так и к самой затее с митингом, в целом.
Предлагаем вниманию читателей фрагменты репортажа с места событий, подготовленного нашим постоянным автором Николой Живковичем:
«Протест планировался как крупнейшая за последних 4 года манифестация патриотических сил Сербии. И что из всего этого вышло?
Пришел несколько раньше - минут за двадцать до начала. Первое разочарование наступило после того, как обратил внимание на людей, которые мельтешили возле митрополита Амфилохия и Косты Чавошкого. Появилось мучительное ощущение того, что какая-то босота собирается покуражится и околпачить меня.
Большинство присутствующих прибыли на Площадь Республики с самыми наилучшими намерениями, от чистого сердца. Люди готовы ухватиться за последнюю соломинку.
Казалось бы: первым шагом на пути к выстраиванию такой ситуации, при которой голос улицы будет чем-то реально значащим, должно, по идее, стать формирование сербского патриотического блока. Убежден, что большинство присутствующих надеялась на то, что конкретным плодом манифестации станет формирование этого блока. И если бы организаторы ставили перед собой именно такую цель, то митинг должен был бы начаться словами:
«ДСС, Радикалы и Двери договорились между собой о том, что с сегодняшнего дня наши усилия объединяются. Только так можно противостоять уничтожению державы и сербского народа!»
Но об этом никто из ораторов не сказал ни полслова. Говорили другие слова.
Да и единения не получалось. Самой начало манифестации было омрачено безобразной сценой. Митинг начинался с пения гимна Сербии «Боже Правый», однако уже во время исполнения гимна на глазах у всех тысяч собравшихся произошла склока между представителями CПЦ и монахом-«артемиевцем». Несмотря на то, что сторонника бывшего Рашско-Призренского епископа Артемия удалили с трибуны, он продолжал огрызаться в адрес владык Афанасия и Амфилохия.
Приводим текст выступления владыки Афанасия, поскольку его выступление вызвало наибольший шум в прессе:
«На Лазареву Субботу убит в Белом Поле возле Печи серб Стефан Церович. Ему было 72 года. Найден сыном своего священника и двумя владыками - Феодосием и Иоанном. В канаве. Будто бы упал с моста. А человек сидит - как будто заснул - в очках и шапке. Два пролома черепа. Переломаны все ребра. Ясно, что человек убит. Шиптарем, который захватил его землю.
Это - судьба сербов Косова и Метохии, несмотря на гарантию НАТО, в которую веруют эти трое на портретах, трое предателей. Председатель Правительства говорит, что он - за реальную политику и за земную Сербию. Небесная Сербия его не интересует. К сожалению, именно так говорил и Джинджич. К сожалению, и Джинджич так говорил. А чем кончил - Бог ему судья.
Шиптари в 1981 году подожгли Печь Патриаршию. Приехали пожарные из города Печь (монастырь находится в нескольких км от города - прим. авт.). Приехали пожарные, а в цистернах нет воды. Это лицемерие, до которого могут додуматься только европейцы.
Бомбардировало нас НАТО, а вчера Расмусен говорил, что никто не оккупировал Косово. А что же такое тогда Бондстил? Это, прежде всего, оккупация сербского села около Витина, которое прежде разорили коммунисты...
Мы не против Европы. Но какой: той истинной и человечной, а не этой, которая нас бомбит».
Владыка Афанасий был тут же подвергнут информационному линчу: ему пытаются инкриминировать «разжигание ненависти». Причем, помимо желтой прессы, огонька прибавляли и коллеги - так игумен монастыря Высокие Дечаны о.Савва (Янич) в своем ЖЖ выразил недоумение по поводу сказанного владыкой Афанасием на митинге. (Да-да, тот самый, который в свое время предал своего епископа - вл.Артемия).
Несмотря на то, что встреча вице-премьера Александра Вучича с представителями северного Косова, состоявшаяся, как мы говорили 13 мая, не принесла результатов - и власти обвиняют в этом владык Амфилохия и Афанасия, которые «плеснули бензинчика в костерок», можно сказать, что наибольший профит от манифестации получили именно Николич, Вучич и Дачич.
Дело в том, что все прекрасно понимали - в каком жалком положении оказались эти политики после подписания Брюссельского соглашения. И как бы скептики-реалполитики не рассуждали о «глотке воздуха», «необходимой передышке», - в общем-то все это было похоже на попытки лепить хорошую мину при никак нескладывающейся игре.
Зато теперь внимание общественности переключено на впечатляющую манифестацию, и информационной «фишкой» стало не позорное Брюссельское соглашение, но - караул! - «разжигание ненависти высшими архиереями СПЦ».
Тем более, что эти владыки даже теоретически не могут стать вождями православно-патриотического протеста.
Все прекрасно помнят - кто именно уничтожал епископа Артемия. Кроме того, в среде ревнителей существует опасение того, что, по-видимому, в Сербской церкви происходят процессы, которые условно можно обозначить как «взращивание «церковного Томы Николича»».
Возможно, в качестве такового планируется молодой энергичный епископ-футболист.
Конечно, сербских ревнителей не может не беспокоить тот факт, что функции глашатая патриотических идей взяли на себя люди, которые на протяжении всех 2000-х были олицетворением нового отношения к старым проблемам.
Кроме того, православно-патриотического протеста в нынешней Сербии просто не существует в качестве некоего политического фактора. Никола Живкович подчеркнул - что никто так и не дождался ожидаемой декларации об объединении в единый блок партии ДСС, радикалов Шешеля и собственно православно-патриотических сил, способных собраться вокруг движения Двери.
При таком раскладе, повторюсь, от скандального митинга-панихиды выигрывает только как бы обруганная власть, политтехнологи которой переориентировали внимание общественности с проблемы Брюссельского соглашения на измышленную и раздуваемую проблему "разжигания ненависти высшими лицами СПЦ".
3. последние известия
2. дополню стихами
1. Кесарю - кесарево...