- Я бы сказал так: негоже нам, людям Церкви, величаться без меры, приписывать себе всю славу этой войны и утверждать, будто бы мы шли впереди войск, с хоругвями. Чего не было, того не было. - Так говорит в своём выступлении доцент исторического факультета СПбГУ, известный православный публицист, диакон Владимир ВАСИЛИК. - Но с другой стороны, братья и сёстры, - нам нечего стыдиться народной Победы! Не надо отворачиваться от великого подвига русского народа. Жертвенность, мужество, великодушие солдат Красной армии - есть несомненный результат тысячелетней православной истории Русского народа. Кое-кто говорит сейчас: «Войну выиграли комиссары». Верно. Но и комиссары хранили в своей душе мечту о царстве Правды, - пусть даже установленном здесь на земле. И умирали они не за особняки, не за счета в банке, - умирали за то, чтобы люди на всей земле жили по законам справедливости и братства. У меня есть такие стихи: «Знали бы, где правда, а где правит грех, кто креститься мог, а кто не мог, - но во имя Божье вы разбили тех, кто носил на пряжке «С нами Бог». Что сейчас судьи нам мерить мантию? Не такой была ли наша жизнь? «Мама, я сейчас вступаю в партию - за меня ты Богу помолись». Воины - отважные, сердечные - кто из вас и не носил креста, - мы помянем вас во веки вечные, ибо вы сражались за Христа». Материал отца Владимира Василика называется «ПОД ЗНАМЕНЕМ ПОБЕДЫ».
Если кому-то эти слова отца диакона покажутся преувеличением, - читайте рассказ работницы Серафимовского храма в посёлке Песочный Евгении Шелениной, - женщины, которая прекрасно помнит и войну, и тяжёлые послевоенные годы. Она говорит: «Мы вернулись в Ленинград из эвакуации и узнали, что наш деревянный домишко замерзающие ленинградцы разобрали на дрова... И на здоровье! Поселились впятером в 15-метровой квартире. Дома у нас всегда была Казанская икона Божией Матери. Мама никогда её не прятала... Мне очень нравилось бывать в Никольском Морском соборе... Как-то раз возвращаюсь домой и думаю: «А хорошо бы сейчас папа с фронта пришёл!» И вот заходим в квартиру, а у порога чемодан стоит - папа вернулся. Это был 1946 год, путь отца лежал из поверженного Берлина». Рассказ сестры Евгении называется «ДУША БОЛЬШЕ ПИЩИ».
Эта мысль - о том, что душа больше пищи, а тело одежды, испокон века была известна русскому народу. В том можно убедиться, читая житие великого русского старцы, прп. Нила Сорского, духовного основателя движения нестяжателей. В преддверии дня памяти святого (20 мая) газета рассказывает о жизненном пути этого замечательного человека. Святой Нил говорил, что - «иночество - подвиг не столько телесный, сколько духовный! Не за брюхом своим следи, а за сердцем, - мыслям не давай расслабляться во грехе. Ослабевшая от чрезмерного пощения плоть может и дух ослабить. (Впрочем, сам преподобный носил такую жёсткую власяницу, словно она была сплетена из острых игл). Инок должен заниматься рукоделием, - но чтобы только обеспечить себе пропитание - не более того. Главный же труд инока: изучать Священное Писание, ибо все наши грехи, по прп. Нилу, «от еже не ведети нам святая писания...» Нужно не просто читать, - но глубоко вникать в смысл, пробовать на собственном подвиге применять прочитанное, - вот тогда будет толк! Сам старец и на этом не останавливался: он внимательно сличал разные списки книг, исправлял ошибки переписчиков, искал наиболее верные редакции. Понятно, что безграмотный крестьянин в скит преподобного Нила быть принят не мог: знание грамоты было обязательным требованием. И конечно, молитва - «умное делание». Это главнее и телесных, и даже умственных трудов». Материал о прп. Ниле называется «НИЩЕТА ВОЗЛЮБЛЕННАЯ».