«Нам не звонят из Вашингтона и не говорят с кем нам нужно воевать, а с кем дружить...»

Интервью поэта, публициста и постоянного автора РНЛ болгарской газете «Русия днес»

0
497
Время на чтение 7 минут

Публикуется в полной версии

- Алексей Алексеевич, в какой момент у вас возник импульс к литературному творчеству? И о чем Вам наиболее важно писать на сегодняшний день, существуют ли любимые темы?

- Мне кажется, Ольга, здесь многое сошлось - я родился в России, самой литературоцентричной стране мира. У нас есть такая поговорка: что написано пером, то не вырубишь топором. То есть отношение к слову, к написанному слову - у русских уже тысячу лет складывалось именно таким. И авторитет писателя был неимоверно велик. И ответственность за написанное слово была велика...

Плюс ко всему - моя непосредственная родина - Орловщина - колыбель множества великих русских поэтов и писателей: Тургенева, Лескова, Тютчева, Фета, Бунина, Андреева, Пришвина и так далее... Мы росли с этими именами, прежняя система образования знакомила нас с великой русской литературой с самого детства.

Ну и самое главное, наверное, удивительная красота моей земли, Орловщины - недаром Орёл называют третьей литературной столицей России, после Москвы и Петербурга.

Поэтому и мои любимые темы в литературе, видимо, определены этим - я люблю своё Отечество, свой народ, который вот уже тысячу лет не даёт никаким мерзавцам завоевать нашу землю и заставить нас жить по чужим правилам.

- Каким вы видите будущее русской литературы? Ставите ли вы перед собой какие-либо цели в этом плане?

- Будущее русской литературы самым непосредственным образом связано с будущим России. Таковы законы истории: великую литературу создаёт великий народ, великое государство. Была великая Греция - явилась миру великая культура, в том числе и великая литература с Гомером, Эсхилом и Софоклом. Был великий Рим - и мы знаем Вергилия и Овидия. Была великая Франция, великая Англия, великая Испания... И нас не удивляют имена Мольера, Шекспира или Сервантеса...

Была великая Россия - и весь мира читает Толстого и Достоевского.

Вот почему будущее русской литературы напрямую связано с будущим России.

- Существует ли кризис в современной русской литературе, о котором так часто пишут и говорят, и если существует, есть ли какой-либо шанс, что русская литература вернет себе былую славу?

- Кризис существует, но опять-таки, как я говорил - это кризис России в целом, кризис современной русской культуры. Россия после завершения Советского проекта пытается найти своё место в этом мире, и это очень болезненно. Заклятые «доброжелатели» ей предлагают стать чем-то вроде Швейцарии. Но это всё равно, что слону предложить стать членом мышиной семьи. И запретить ему дышать и двигаться. Потому что даже переминаясь с ноги на ногу он обязательно кого-нибудь раздавит.

Уж как-то, благодаря Бога, тысячу лет прожили без мышиной семьи, надеюсь, и дальше проживём...

- Как оцениваете состояние современной поэзии?

- Современная поэзия, как и вообще гуманистическая культура - находятся под самым пристальным вниманием архитекторов глобализации, создателей нового безчеловечного мира. Для них - христианская гуманистическая культура Европы страшнее всяких талибов и исламских террористов. Я читаю современную немецкую, финскую поэзию - это набор пустячков, описание авторучки, блеск лакированного «мерседеса». Они боятся сказать «я». Сказать: я так думаю, я так чувствую. Они могут написать какую-нибудь гадость про Христа, но некогда ничего не скажут не про Магомеда, ни про Холокост. Их запугали. А трус никогда не может стать поэтом...

В России ситуация лучше. Мы всё-таки свободная страна, у нас на территории нет американских баз, нам не звонят из Вашингтона и не говорят с кем нам нужно воевать, а с кем дружить...

И в современную русскую поэзию, хвала Создателю, возвращаются тысячелетние Евангельские смыслы. После семидесяти лет официального безбожия Россия вспоминает свою судьбу, и уже есть современные русские поэты, которые этой судьбе соответствуют.

- Как Вы считаете - современная литература должна ли занять гражданскую позицию, моделируя в положительных художественных образах будущее, чтобы дать людям ориентир и надежду в хаосе окружающего?

- Литература должна быть правдой. Здесь парадокс, но ему уже много тысяч лет: художественный вымысел, абсолютная выдумка порой несут в себе правду о мире, и это становится литературой. И напротив, можно в деталях и подробно описать, как твой сосед выносит мусорное ведро, но это не станет литературой. Потому что здесь не будет правды - ни о тебе, ни о соседе, ни о мусорном ведре.

Современная европейская литература, в большинстве своём - о том, как сосед выносит мусорное ведро...

Поэтому так называемая «гражданская позиция» - это та же правда о мире и о себе. Если в твою страну пришли транснациональные корпорации и обанкротили твоё собственное производство, а ты пишешь поэму о Гавайских островах - вряд ли это будет нужно тем, кого выгнали на улицу и оставили без работы. И уж тем более, это будет не нужно тем, кто на Гавайских островах отдыхает. Потому что они кроме биржевых сводок ничего ни читают.

Если на твоей земле, политой кровью героев и мучеников за веру, глумятся над Христом и заставляют стыдится нательного крестика, а ты пишешь стихи про использованный презерватив, проплывающий мимо Руанского собора - это не отсутствие «гражданской позиции», это отсутствие поэзии.

Поэт - он как чугунное било, как язык великого народа. Именно он даёт звучание тысячепудовому народному колоколу. Представьте себе, пожар или чума - колокол раскачивают во все стороны, а из него вместо призывного набата сыплются идилические песенки про лужайки с пастухами и пастушками.

- Должен ли современный писатель рассматривать себя, как представителя новой культурной волны, нового стиля и нового направления в литературе, прокладывая литературную тропу собственными усилиями?

- Древние греки говорили: из ничего ничего не происходит. Всё «новое» в литературе и искусстве - это возвращение к хорошо забытому старому. Разумеется, на новом уровне. И всё же...

Великий русский поэт Александр Блок сказал: не надо называть искусством то, что искусством не является. Выпотрошенная корова, подвешенная в одной из арт-галерей Киева искусством не является...

И на этом нужно остановится подробнее, потому что вся эта многообразная смена стилей и направлений в искусстве сводилась всего лишь, собственно говоря, к борьбе двух начал: классического и романтического, или, согласно Ницше: апполонического и дионисийского. Но и то, и другое - то есть и классическая ясность, и романтическая дерзость - были гуманистическими, сугубо человеческими ипостасями бытия. Грубо говоря - как юность и зрелость.

Сегодня пришло и торжествует нечто другое - это античеловеческое, антигуманистическое направление в искусстве и в жизни. Когда два голландских телеведущих в прямом эфире поедают жареное мясо друг друга, срезанное с живота и задницы каждого из них - «это уж не романтизм», как писал Георгий Иванов. Это сатанизм. И тенденцию эту Ортега-и-Гассет в начале ХХ века обозначил очень точно. Он назвал её «дегуманизация искусства». Разчеловечивание. И не только искусства, но и жизни.

Поэтому в современной России можно смело говорить о существовании нескольких гуманистических школ (и о возвращении интереса к ним), например, неореализма и неосимволизма, представленных именами Михаила Тарковского, Дмитрия Ермакова с одной стороны, и Александра Кувакина, Георгия Певцова с другой.

И, соответственно, о представителях «дегуманистической», разчеловечивающей школы. Понятно, что современные «людоедские» масс-медиа пропагандируют их гораздо агрессивнее и навязчивей, это всякие сорокины, ерофеевы и прочие, имя им легион. Но мы, люди европейской гуманистической, христианской культуры, прекрасно понимаем - это онтологический минус, их нет уже сейчас. И тем более нет в будущем.

- Насколько я знаю, Вы уже побывали в Болгарии несколько раз. Что Вас связывает с этой красивой страной и есть ли планы на будущее, связанные с ней?

- Болгарию я полюбил довольно поздно. Меня всегда настораживало то, что Болгарию в своих интересах использовали откровенно антиславянские и антиправославные силы - и в Первую мировую войну, и во Вторую. И сегодня...

( Кстати, болгарам стоит задуматься - ведь в обеих мировых войнах Болгария выступила на стороне тех, кто в конечном счёте проиграл.)

Да... А потом мне в Пловдиве рассказали, как простые люди кольцом оцепили знаменитый памятник Алёше и не дали его уничтожить сиюминутным властителям, хотевшим выслужиться перед потомками Гитлера и Геббельса. Простые болгары ночевали там...

Мой отец, воин-освободитель Алёша, хотя и не дошёл до вашей страны (он закончил войну в Румынии) мне всегда с теплотой рассказывал о Болгарии и болгарах (он бывал у вас после войны).

А с недавнего времени я, как Вы правильно сказали Ольга, сам стал часто бывать в Болгарии, познакомился с писателями, переводчиками, преподавателями в университетах. С простыми людьми.

Болгария - не Макдональдс, она открывается не сразу. Но уж если кто открыл её для себя, у того сердце будет затапливать волна внезапного тепла, когда самолёт, снижаясь, закладывает вираж над Родопскими горами, Варной или Обзором.

К тому же, Болгария - родина поэтов. Именно здесь пел Орфей, именно здесь зарождался культ Диониса...

Я надеюсь, что мои книги будут переведены на болгарский, и мы много ещё чего сможем вместе с моими болгарскими друзьями противопоставить уничтожающему человека дыханию последних времён...

- Как представитель современной русской литературы, что бы Вы посоветовали нашим читателям?

- Народ, который лишён прошлого, не имеет будущего. Я бы пожелал болгарам помнить, что как народ они сохранились только благодаря Православию, и под многовековым турецким игом именно Христова вера не давала распылиться болгарскому народу. Сегодня захватчики не разъезжают открыто по болгарским городам и сёлам, не вырезают на площадях мужчин и женщин, как это было двести-триста лет назад, но античеловеческая культура не прекратила своего существования. С помощью телевидения, интернета, музыки она вербует новых янычаров, готовых уничтожать память о своих собственных предках. Многие молодые болгары сегодня мечтают уехать в какую-нибудь Ирландию или Испанию. Работать там на грязных работах и стесняться того, что они - болгары. Я надеюсь, что современная болгарская литература, культура - наконец-то услышат призыв Паисия Хиландарского, сказавшего: «Хватит быть греками, время быть болгарами». Хватит быть недоевропейцами или полуамериканцами, пора быть наследниками Кирилла и Мефодия, пора быть болгарами!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Шорохов
«Мои творческие планы на 2024 год – это Победа в СВО...»
Беседа Анны Константиновой с Алексеем Шороховым
30.01.2024
Сдвинулись тектонические плиты русской истории
Интервью для RT Балканы (Сербия)
12.01.2024
Пора проститься с колониальным прошлым
Почему сложилось такое вопиющее писательское бесправие в стране?
22.12.2023
Все статьи Алексей Шорохов
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Апографъ
19.04.2024 19:06
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05