Поющая Россия непобедима!

Размышления после концерта Юрия Щербакова

О Юрии Щербакове и его концерте я узнал от хорошего знакомого: «Сходи, тебе понравится! Ты же, кажется, корнями с Дона, вот и он - казак». Вообщем, уговаривал меня Владимир Васильевич недолго...

Мой отец и правда родом с верхнего Дона - из села Белогорья Воронежской области, бывшей Белогорьевской слободы, основанной в XVIII веке, переселёнными с Днепра императрицей Екатериной запорожцами. И в детстве, да и сейчас люблю там погостить у любимой своей тётушки - Антонины Евгеньевны Анохиной (дай ей Бог и её семье здоровья!). Красивая там природа, благодатный климат, добрейшие люди! Но одна из причин моей любви к этим местам кроется в том, что там до сих пор сохранилась крупица той песенной культуры, которую можно услышать разве только на концертах или в старых кинофильмах. Здесь, как и прежде, на большие праздники, которые выпадают на тёплое время года, накрываются в одном из дворов столы, ставится угощение, зазываются гости та соседи и - пошла гульба с застольными разговорами, шутками, да танцами. Но обязательно настанет черёд - кульминация посиделок и усядутся все на лавки, да на крылечко, да зазвучит народная, донская песня: долгая, громкая, протяжная...

 Такие-то песни и составляет обычно костяк концертных программ известного волгоградского баяниста и собирателя народного фольклора Юрия Щербакова, состоявшегося накануне Рождественского поста в Москве.

Автор собирает свои песни в буквальном смысле ногами - ездит по хуторам, деревням юга России, родной сторонушки, Подонья, записывает их у переживших и перевидавших на своём веку многое, бабушек да дедушек. А что те не пережили сами, запомнили из песен петых их сородичами прошлых, почти древних времён. Такой вот экологически - чистой, натуральной продукцией, от самой земли-матушки и питает Юрий свою душу. А потом передаёт это другим душам. Наверное, это и называется  популяризацией народной песни.

 Фольклор подкупает не только своей неповторимой красотой, душевным родством, но и правдивостью. Цензура не властна над такой песней, донёсшей до нас дыхание давно прошедших событий. По-настоящему народную песню невозможно переписать, переделать, запретить. Она в чём-то может быть эмоциональна, субъективна, но, безусловно, искренна.

Открыл свой концерт Юрий циклом песен, посвящённых войне 1812 года.  Тогда донцы-молодцы, едва не пленившие самого Наполеона, прогремели по всей Европе, считай по всему миру!  Но, нет в песнях победителей злорадства, кичения, насмешки, превозношения над побеждёнными - лишь удаль молодецкая, да печаль о павших. Не в этом ли и весь характер русского народа, частью которого и является казачество? «Конь боевой с походным вьюком», «За курганом пики блещут», «А кто в Польше не бывал», «Трубочка» - прекрасные, сделанные с натуры песенные иллюстрации картин боя, жизни и бивачного быта того славного времени.

Война для нашего народа значит много. Но она для него не мать родна, не кормилица, а суровая, выстраданная необходимость. Народная песня из репертуара Щербакова «Боже мой, Боже!» («Зачем же германец объявил нам войну?»), написанная по известным событиям августа 1914 года, схожа с вполне авторской, написанной позже «Хотят ли русские войны?» Обе они отражают миролюбивую суть русского народа - прирождённого созидателя, лишь по нужде ставшего воином. Войну мы знаем чаще по фильмам, книгам; реже по рассказам ветеранов, которых нынче осталось совсем мало. Война - не завуалированная, не отретушированная - кто знает, какая она была на самом деле?

70 лет назад, на Родине Юрия Щербакова происходила величайшая для всех времён и народов - Сталинградская битва. Конечно, не мог Юрий обойти эту героическую дату. Верный себе, он исполнил те песни, которые сочиняли люди - ведь народное творчество не прекращалось и в годы войны!

В наше время, когда саму Великую Отечественную войну пытаются исказить, сфальсифицировать, путём переписывания истории, передёргивания фактов, появления новых «совершенно неопровержимых доказательств», только песня, сложенная не по заказу партии и правительства, а самим народом, остаётся критерием истины. Много ли мы слышали таких песен? «Утром спозаранку вошли в деревню танки...» «Лети, мой танк крылатый», «Далеко проходит слава...», «Поезд уходит далёко». Они, записанные, а часто и сложенные в казачьих станицах, отражают саму суть страшной войны, фиксирует отношение к ней казачества.

А что такое российское казачество? Это наиболее организованная сила, оказавшая узурпаторам-большевикам ожесточённое сопротивление и которой поэтому была оказана «особая честь» - быть изведённым под корень. Трагедия не грянула бы, если народ русский держался своих традиций, корней. Но, увы, отрыв этот произошёл. «Наш батяня когда помирал» - песня-наказ старого казака своим потомкам об этом. Помним ли мы заветы предков? Храним ли их пуще глаза - держаться своих традиций, веры, песен?

Я со стыдом вспоминаю то время, когда старшеклассником жил несколько лет у деда с бабушкой и по вечерам ссорился с ними. Из-за чего? Из-за песен. Пожив до этого несколько лет с родителями за границей, полюбил я там «волосатиков» - так дед называл моих тогдашних эстрадных кумиров - шведский квартет ABBA, британских «Smokie», германский «Tchingis-Khan», заокеанских «KiSS». Как не пытался он отвадить меня от них, как не стыдил, я только посмеивался над его «темнотой», да «врубал» погромче звук. А ведь, когда был ещё дошкольником,  мы с дедом Яшей танцевали вприсядку барыню, играли на ложках, да пели, укрывшись овчинным полушубком, фронтовые песни... Его давно нет в живых. Набравшись ума-разума, я теперь так же, как мой дед, невольно стал слушателем забившей весь эфир звуковой вакханалией, и начинаю понимать весь ужас происходящего. С опозданием понимая, за что меня ругал, о чём так печалился мой дорогой дедушка. Прости меня, дурака, Яков Арсеньевич!..

«Вы не хотите повторить судьбу индейцев Америки? - вопрошает зрителей Юрий со сцены. - Они тоже не сохранили своих песен. Тогда пойте! Отстаивайте своё право на жизнь. Хотите, чтобы и ваши дети были живы? И Внуки? Пойте вместе с ними, учите их народным песням». Стыдно должно быть русскому человеку «безголосым» - т.е. не знать своих народных песен. Его можно сравнить с безногим инвалидом, собравшимся в дальний путь или с танцором со связанными руками, или с воином, вышедшим на битву без оружия...

Песня ещё и замечательное лекарство от уныния и скуки - бичей нашего времени. Спеть песню, как вспахать пашенку или пройти с литовкой рядок-другой по колосящемуся полю. С песней любая работа спорится. С ней любая работа - в удовольствие, а без неё - тяжкий труд, а то и каторга.

А  Юрий снял казачью, одетую набекрень фуражку, надвинул на глаза кепчонку, накинул пиджачок, отставил ногу, осклабился, блеснул фиксой - и уже перед нами не донской казак, а мужичок, отмотавший срок в лагерях и  вернувшийся в свою станицу, в «родной колхоз». Это тоже часть нашей истории и часть нашей культуры, а значит должны быть и песни, отражающие этот непростой период. Юрий её не гнушается, не пренебрегает в своём творчестве. «Парень в кепке, а зуб золотой», «Имел я деньги пребольшие», «Не влюбляйтесь в молодость, ребятушки», «Живо-живо, даёшь пару пива». В этих песнях и несчастная любовь, и страдания пропойцы, и смертельная ревность и другие грани проявления нашей падшей натуры. Но ни в одной из них нет обречённости, ведущей к безвозвратной гибели души - везде есть надежда на спасение через раскаяние.

Юрий Щербаков - счастливый человек ещё и потому, что поёт у него вся семья. Супруга Наталья - настоящая казачка: высокая, статная, чернобровая, да сын Дмитрий - ловкий, стройный, молодец-удалец. Вообще, поющая семья - это образ будущей России. Эту свою мысль могу подтвердить и другими свежими примерами.  Познакомился недавно с прекрасной семьёй офицера спецназа подполковника Кузьмина - отца четверых сыновей. Живут дружно, поют много и охотно, несмотря на то, что самому младшему солисту всего полтора годика. А когда глава семьи собирается в частые кавказские командировки, накануне вечером они обязательно устраивают семейный концерт - поют песни. Те, которые потом будут помогать пережить разлуку. Второй пример поющей семьи подсказала жена. Она у меня с Алтая. Среди её знакомых есть семейная пара ветеранов войны и труда. Воспитали они пятерых детей и ни разу не поругались! В чём секрет? В песне. Как только назревала ссора - глава семьи брал в руки гармонь и растягивал меха, а супруга - очень любила петь. Какая же тут ссора может быть? Вместо скандала рождается песня, а следом за ней и мир.

К сожалению, нынешняя Россия в большинстве своём безголосая - потерявшая голос или поющая с чужого. Вокруг все сейчас активно ищут русскую национальную идею, крича о патриотизме, говоря много правильных слов. Кому верить? На самом деле «тест на патриотизм» должен быть максимально прост - знание своих народных песен, своих корней. Это и есть объединяющая всех русская национальная идея. А если считающий себя русским, человек никак не реагирует на русскую же песню, на танец, то он духовно мертв и похож на живой труп. Чтобы оживить его, вдохнуть в него душу, надо... запеть. Поющий русский человек не может быть и неверующим, ибо он со-творец Богу-Слово. Не может он быть и рабом, потому что поющий, всегда внутренне раскрепощён, свободен, а песня - это проявление свободы и путь к ней!

Надо вспомнить, что слово - это основа Жизни, основа Мира. Ведь Он был создан Словом, Голосом, а может быть - Песней!? Поэтому и уничтожается мир и жизнь нашим молчаливым безгласием - жующим самодовольным равнодушием, ложной скромностью и фальшивой стеснительностью.

 Так запоём все вместе, вслед за Юрием Щербаковым и возродиться и проснётся наша Матушка-Россия!

 

Подполковник запаса, бакалавр религиоведения Роман Алексеевич Илющенко

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Роман Илющенко:
В режиме «Выкл.»
Наступившая очередная стадия национального самоубийства не должна вызывать большого удивления
30.09.2019
Берегущий свою честь и совесть
О жизни и служении генерала Д.Ф. Трепова, не допустившего разрастания революционной смуты в 1905 году
17.09.2019
Святой Воин Иоанн против либеральной революции
Впечатления от престольного праздника в храме Иоанна Воина, что на Большой Якиманке
03.09.2019
Территория смыслов имени Пушкина
Впечатления от семейного фестиваля «Традиция»
02.09.2019
Жмурки с поддавками
В Шотландии учитель выставил ученика из класса из-за того, что тот заявил, что существует всего два пола - мужской и женский
27.08.2019
Все статьи автора