«Живая традиция»

Проект обращения и проект резолюции общественных слушаний по теме «Народная традиционная культура: взаимодействие общества и государства»

Новости Москвы 
0
1936
Время на чтение 21 минут

Как уже сообщалось, 2-го ноября в Общественной палате в рамках VII Международного общественно-культурного форума «Живая традиция» состоялись общественные слушания по теме «Народная традиционная культура: взаимодействие общества и государства».

В ходе слушаний были озвучены проблемы государственной поддержки традиционной народной культуры, недостаток информационного сопровождения фольклорного движения и многое другое.

В рамках собрания были представлены проекты Резолюции общественных слушаний и Обращения участников VII Международного общественно-культурного Форума «Живая традиция». После обсуждения и редактуры материалы будут направлены в Министерство культуры РФ, Государственную Думы, Правительство Москвы и в другие структуры.

Предлагаем вниманию читателей тексты Проекта Обращения и Проекта Резолюции.

ПРОЕКТ ОБРАЩЕНИЯ

участников VII Международного общественно-культурного Форума «ЖИВАЯ ТРАДИЦИЯ» 2 ноября, 2012 года.

Регулярно проводимый общероссийской общественной организацией «Российский фольклорный союз» совместно с Культурно-просветительской инициативой «ПоходЪ» и при поддержке государственных учреждений Форум «Живая традиция», выявляет нынешнее состояние народной традиционной культуры и шире - состояние народного самосознания. VII Форум «Живая традиция» (1-4 ноября 2012) подтверждает это положение. Более того, отмечает, что народная традиционная культура все еще остается в состоянии, по сути, разрушенности под натиском других идеологических поветрий, господствующих в обществе. Такое ее положение не может расцениваться естественным и нормальным. Уже хотя бы потому, что народная традиционная культура не есть некая отжившая свое «старина» и не является чем-то только историческим. Она сопровождает народ во всю его историю, а личность, как в обрядах, во всю его жизнь - от крещения до похорон.

Россия как уникальная государственность и народ с оригинальной культурой существует более тысячи лет. Уникальность русской государственности состоит в ее многонациональности, а своеобразие культуры в ее отзывчивости, притягательности и взаимообогащении для всех народов, в нее входящих

Как потому, что Россия является хранительницей православия, а также из-за своего геополитического положения, из-за своеобразия культуры она переживала трудные периоды в своей истории, ставившие ее, по сути, на грань небытия. Но каждый раз она поднималась и восставала из пепла, благодаря тому, что ее держали невидимые скрепы народной традиционной культуры. Именно традиционная культура с ее системой ценностей, выраженная народом через художественные формы -- песню, танец, проявленная в обрядах и обычаях, в культуре отношений между людьми, в их отношении к труду, к власти, Богу и своей Родине, служила ограничением всего низкого, а с другой стороны -- светом надеждой и силой, помогающими преодолеть любые трудности и невзгоды.

Россия восстанавливалась в традиционное общество даже в атеистический период ее истории, после революционного краха государственности. Разумеется восстанавливалась ценой неимоверных народных усилий, страданий и жертв. Именно традиционная Россия, прикрытая советской оболочкой, выиграла великую войну, общинно-артельным методом отстроила огромную страну, подняла целину и запустила первого человека в космос. Традиция эта - доброта чувств, позитивное отношение друг к другу, ответственность в работе, бодрое отношение к препятствиям и невзгодам, устойчивость и неповрежденность души при контакте со злом!

Традиция эта - великая сплоченность людей, верящих в то, что их единство имеет смысл, это - способность распознавать чужеродные разрушительные тенденции современного мира и не поддаваться порокам!

Это - духовная и культурная преемственность в поколениях людей. Традиция - это здоровые семьи, уверенность в завтрашнем дне. Традиция - это обильное, процветающее государство, люди, способные энергично развивать страну в мирное время, это счастливые женщины, создающие атмосферу в семье и составляющие незримую опору всем трудовым и ратным подвигам мужчины, это дети, в чьих глазах - свет и улыбки, игра и серьезность, исполнительность и творчество. И, конечно, для русского народа, традиция - это чудесное совместное пение, которое всегда превращало население в народ. Традиция - это мир между народами, потому что когда народы начинают петь вместе, орудия умолкают, и межнациональные конфликты сходят на нет. Мы абсолютно уверены, что традиционалисты всех стран гораздо лучше договорятся между собой на фестивалях, нежели идеологи. К сожалению, мы во многом утратили замечательную традицию - собираться вместе и петь, а с этим ушло из жизни ощущение праздника и смысла. «Посмотрите, какая музыка на улицах, и я скажу - процветает это государство или оно в упадке», - говорил еще Конфуций. Низкопробная попса отечественного и зарубежного происхождения, заполонившая наши телеэкраны и сердца, разрушает единство нации, заменяет подлинные национальные чувства их суррогатом, лишает страну здорового ощущения позитива самого бытия.

При таком состоянии народной традиционной культуры мы не можем не задаться вопросом о том, чем «оправдывалось», какую мотивацию имело и имеет то разрушение традиции, которое мы помним в прошлом и наблюдаем ныне. И не можем не признать, что эта «мотивация» во все времена единая. Основана она на ложном убеждении в том, что народная традиционная культура «консервативна» и что она якобы мешает нашему продвижению по пути прогресса и цивилизации. Но это - не так. Культура является выражением внутреннего мира человека, его духовной природы, а прогресс и цивилизация - средством социального обустройства общества. А поэтому противопоставлены друг другу альтернативно они быть не могут. Справедливо писал выдающийся филолог А. А. Потебня: «Положение, что цивилизация и народная поэзия противоположны и несовместимы, ошибочно».

Мир единым бывает только в многообразии и разнообразии культур народов. А поэтому, как справедливо писал философ-евразиец Н. С. Трубецкой, «общечеловеческая культура, одинаковая для всех народов, невозможна... стремление к общечеловеческой культуре должно быть отвергнуто», отвергнуто уже потому, что «от постижения своей собственной природы человек или народ путем углубления самопознания приходит к сознанию равноценности всех людей и народов». Каждый народ вносит свою необходимую лепту в общее дело человечества.

Мы просто обязаны припомнить «мотивацию» подавления традиции потому, что современное общество снова характеризуется смысловой неопределенностью, когда постижение реальности подменяется утверждением, что истины нет, а есть набор мнений. Это особенно характерно для народной традиционной культуры как выразительницы народного самосознания. ПРЕОДОЛЕТЬ ТАКОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА СИЛАМИ ЭНТУЗИАСТОВ БЕЗ АКТИВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ НЕВОЗМОЖНО.

Мы собрались здесь, чтобы заявить о том, что русская традиционная культура и песня нужны стране и каждому из нас. Мы хотим, чтобы все, кто не слышал этих замечательных песен - имел возможность услышать их, потому что они до сих пор находятся под негласным запретом, а потому и не выходят на широкий экран. Мы хотим также, чтобы те, кто слышал эти песни, любит их, получил возможность вместе со своими друзьями коллегами, близкими людьми петь их и чтобы для этого имел все необходимые условия.

Мы хотим, чтобы государство поддержало и профессионалов, и общественность, занятых восстановлением и пропагандой ценностей традиционной народной культуры, потому что сегодня это тысячи и тысячи энтузиастов, которые часто бьются за это важнейшее по существу государственное дело в одиночку, выкраивая из своей скромной зарплаты средства на билеты, чтобы приехать и привезти в Москву на фестивали свои коллективы, наработки, идеи и желание помочь стране. На сегодняшний момент в России сотни тысяч и даже миллионов людей начинают проявлять интерес к своей культуре в условиях почти полной информационной блокады со стороны телевидения и полного равнодушия чиновников всех уровней, продолжают заниматься поддержкой народной традиционной культуры, ездят в экспедиции, записывают, пытаются воскресить ремесла, народный костюм, обычаи. Они делают это не потому, что рассчитывают получить с этого какие-то дивиденды, сделать карьеру, но потому что не могут не петь, любят песню и понимают, что без нее страна, по сути, лишается души. Мы не просим у государства каких-то очень больших средств, но даже небольшая систематическая поддержка вдохнула бы жизнь в тысячи коллективов, дала бы надежду профессионалам, что они востребованы, и что их опыт и усилия не пропадут даром. И это быстро почувствовала бы вся страна.

Необходимо помочь Российскому фольклорному союзу, который уже четверть века бьется за сохранение нематериального культурного наследия и который накопил в своей деятельности колоссальный опыт, продолжить свои усилия. Мы хотим быть в постоянном контакте с государством, обществом и особенно молодежью, но для этого нам требуется реальная поддержка - финансирование наших конкретных проектов, помещения для ведения оргработы и репетиций, более активное присутствие на городских праздниках и возможность присутствовать в СМИ, которые готовы показывать нас только за очень большие деньги. Недопустимо, когда за народное наследие, распространяемое высокими профессионалами, какая-то одна группа людей взимает у другой непомерную плату.

Мы настаиваем на том, что без народной традиционной культуры Россия не сможет состояться как цивилизация. Опыт стран Азии показателен. Сочетание техногенной цивилизации с опорой на собственные духовные традиции приводит к благотворным результатам. Также в свое время развивалась и Европа.

Конечно, необходим Закон, который учитывал бы национальную специфику России и конкретную ситуацию с народной традиционной культурой. Мы считаем, что государству необходимо выработать внятную государственную политику в отношении народной традиционной культуры и закрепить ее в конкретной целевой программе, предполагающей финансирование и поддержку. Государство должно не закрывать те немногочисленные этномузыкологические вузы, а наоборот - способствовать созданию новых и других образовательных учреждений, которые готовили бы специалистов данного профиля.

Мы считаем, что государство должно помочь фольклорному сообществу с предоставлением площадок для популяризации и выступлений в различных городах, в организации всероссийской учебы по данному направлению через модернизацию образования в области культуры, что оно должно предоставить свою передачу на канале Культура и других образовательных и просветительских каналах.

Мы считаем, что государство должно помочь создать условия для того, чтобы народная музыка звучала на улицах, парках, кафе, где ныне доминирует агрессивная разрушительная музыка.

Особую роль Российский фольклорный союз может сыграть на селе, и государство должно ему всячески в этом помочь. Дома культуры, где люди могут собираться и петь - это на сегодня порой единственное наряду со школой и библиотекой, место, которое придает жизни людей именно в этом населенном пункте смысл. Опыт работы Вологодского закона о поддержке народной традиционной культуры и программы показал, что молодежь, прошедшая через фольклорное народное традиционное воспитание и осознавшая какие сокровища содержит в себе местная локальная народная традиция, уже не покидают этих мест, а остаются в них и продолжают поднимать село. Если мы хотим, чтобы наше село все-таки существовало, мы должны вдохнуть в него жизнь с помощью народной песни и традиций.

Народная традиционная культура - наше общее достояние, переданное нам предшествующими поколениями, составляющая суть и нашего бытия. А потому мы обязаны ее постигать, хранить, воскрешая ее животворную силу.

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«РОССИЙСКИЙ ФОЛЬКЛОРНЫЙ СОЮЗ»

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ИНИЦИАТИВА «ПОХОДЪ»

ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ

ОБЩЕСТВЕННЫХ СЛУШАНИЙ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ РФ

КОМИССИИ ПО СОХРАНЕНИЮ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ РФ

Москва, 02 ноября 2012 г.

НАРОДНАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Народная традиционная культура во все времена являлась безошибочным показателем состояния общественного сознания и выразителем народного самосознания. Недооценка народной традиционной культуры неизбежно приводит к ослаблению духовно-мировоззренческих и социально-экономических основ развития общества и государства. Общественное сознание проявляется в коллективном отношении к образу жизни, истории, культуре своего народа, к государству, к системе основополагающих ценностей. Особое значение приобретают ценности народной традиционной культуры для семьи как основной социальной ячейки общества, в которой закладываются основы нравственного, духовного, культурного, физического развития личности.

В настоящее время у государства и общества отсутствует единое и внятное понимание «народной традиционной культуры». Отсутствует оно и в федеральном законодательстве. Понятие «местное традиционное народное художественное творчество», включенное в Федеральное законодательство, без расшифровки его содержания, приводит к смешению всех имеющихся в современном культурном пространстве направлений, видов, форм народной художественной культуры и вытеснению из него базовой народной традиционной культуры, подмене ее различными формами художественного творчества. Ограничение сферы народной традиционной культуры только ее художественной составляющей ведет к сужению, игнорированию накопленного в ней социального, педагогического, хозяйственного, экономического и другого опыта.

Выделение области народной традиционной культуры основано на трех ключевых категориях, имеющих смысловую взаимосвязь: культура - традиция - народ.

Фольклор, народная музыка, хореография, декоративно-прикладное искусство являются неразрывно связанными частями единой системы традиционной культуры, отражающими сумму представлений человека о мироздании, систему образов и языка, верований, обрядов, обычаев и нравов. В совокупности все они воплощаются в формах общинной и семейной обрядово-праздничной жизни, хозяйственной и производственной деятельности.

В России сложилась ситуация, когда «область культурной деятельности» отнесена к сфере «обслуживания населения», формируется упрощенное понимание культуры как формы досуга, индустрии развлечений, человек постепенно перестает чувствовать себя творцом, созидателем культурных ценностей и становится рядовым безликим членом «общества потребления». Кстати, вопреки Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия,» принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (Париж, 17 октября, 2003 г.)

Вместе с тем, в современном российском обществе все отчетливее проявляется осознанное стремление к восстановлению некогда целостной многомерной системы культуры, охватывающей сферы духовной, интеллектуальной, хозяйственно-экономической, художественно-творческой деятельности человека и общества не только в виде отчужденных продуктов труда, совокупности достижений, но как непрерывно развивающейся во времени социокультурной среды, в недрах которой только и возможна полноценная созидательная жизнедеятельность общества и личности.

Благодаря традиции сохраняется историко-культурная память поколений, вбирающая в себя информацию, касающуюся всех сторон жизни человека и общества.

Проводимая в настоящее время государственная политика в области народной традиционной культуры все еще нередко основывается на отрицании позитивного культурно-исторического опыта народа. Исторический опыт подтверждает, что гармоничное сосуществование профессиональной и народной культуры является залогом духовно-нравственного развития общества, а обращение подростков и молодежи к народной традиционной культуре часто становится началом духовного становления личности.

Вместе с тем, несмотря на кризис, в настоящее время наблюдается уникальная ситуация для сохранения, воспроизведения народной традиционной культуры: сложившиеся научные школы в области фольклористики, этнологии, этномузыкологии, искусствоведения накопили богатый научный потенциал; еще существуют очаги народных традиций и их носители (что коренным образом отличает российскую ситуацию от европейской); оформлено гражданское общественное движение, объединяющее специалистов из разных областей науки, культуры и искусства, а также инициативные группы. Результативность общественного движения достигается единым подходом к народной традиционной культуре как целостному явлению и базовой основе современной национальной культуры, а также возможностями принятия оперативных решений, постоянной корректировки своих действий в связи с изменяющимися условиями.

Исходя из этого, первоочередной и не терпящей отлагательств задачей является выработка государственной политики в области восстановления, сохранения и поддержки народной традиционной культуры и закрепление ее в Законе «О Государственной политике РФ в сфере народной традиционной культуры». Заказчиком в разработке данного Закона должно выступить государство.

При выработке закона должны учитываться международные правовые акты (Конвенция ЮНЕСКО и Фаросская конвенция СЕ), а также законодательный опыт двух регионов России - Вологодской области и Краснодарского края.

Одновременно с разработкой Закона должна быть создана программа конкретных мер по его реализации. Одним из механизмов реализации Закона должна стать Федеральная целевая программа по сохранению и поддержке народной традиционной культуры РФ (на базе уже разработанного государственного проекта ФЦП «Сохранение нематериального культурного наследия народов РФ»). В этой программе необходимо учесть интересы и возможности как государственных, так и общественных структур. Среди таких институций, на протяжении многих десятилетий осуществляющих деятельность в области сохранения и изучения традиций народной культуры, выделяются:

- академические научные фонограммархивы и вузовские подразделения, где собраны документальные фонды аудио-, видео-, рукописных материалов, раскрывающие богатство и самобытность культурных традиций русского и других народов, населяющих Россию;

- отделения и факультеты в вузах, работающие по программам подготовки специалистов в области этномузыкологии, филологии, народного художественного творчества, народно-певческого искусства;

- научно-исследовательские, учебные и творческие коллективы (центры, ансамбли), составляющие основу Общероссийской общественной организации «Российский фольклорный союз», которая ставит своей целью сохранение и воссоздание в подлинном, этнографически достоверном виде традиций народной культуры.

Эти организации, коллективы и их деятельность оказались за рамками целевой финансовой поддержки. Совершенно очевидно, что все эти структуры должны получить государственное финансирование.

Закон и ФЦП должны также закрепить статус национального достояния за школами народных промыслов с их уникальными технологиями и техниками, художественными системами и стилистическими особенностями.

Кроме того, необходима организация мониторинга состояния народной традиционной культуры во всех российских регионах. Он должен учитывать не только существующие формы художественной активности населения, но и социовозрастную структуру сообщества, наличие коренного населения, объем «культурной памяти» народа, сохранившиеся хозяйственные, обрядово-праздничные, педагогические практики и всю инфраструктуру существования народной традиционной культуры. Подобный мониторинг необходим для разработки стратегий и конкретных мер развития локальных культур регионов с использованием их этнокультурного потенциала. Результаты мониторинга актуальны для восстановления и развития инфраструктуры сельских территорий как системообразующей культурной среды. Они позволят получить объективные данные для создания Государственного Реестра объектов нематериального культурного наследия народов России. К сожалению из этой работы выключен потенциал Российского фольклорного союза.

Весьма остро стоит вопрос о придании особого государственного статуса фондам документальных материалов по народной традиционной культуре (фондам фольклорно-этнографических материалов), поскольку они имеют важное историко-культурное значение и содержат информацию о системе исторически сложившихся культурных ценностей народов России - о нравственных и эстетических идеалах, нормах поведения, диалектах и говорах, обычаях и обрядах, исконных традициях народной художественной культуры в ее аутентичных формах. Материалы каждой коллекции уникальны и неповторимы, так как в записях зафиксирован объем информации, относящийся к опыту и памяти носителей этнокультурной традиции в ее самобытной, локально определенной форме в тот или иной исторический период. Крайне необходимо переложение фондов и коллекций на современные электронные носители.

Коллекции фольклорно-этнографических материалов имеют принципиально комплексный, целостный характер и включают аудио- и видеозаписи, фотоматериалы, рукописные документы, а также предметы материальной культуры (образцы музыкальных инструментов, костюма, предметов быта).

Фольклорно-этнографические фонды, находящиеся на хранении в вузах, музеях и других учреждениях, не учтены на уровне единого Государственного Реестра. Работы по созданию, систематизации и сохранению коллекций по народной традиционной культуре должны иметь правовую и финансовую поддержку, как на уровне организаций, так и на уровне системы управления.

Представляется особенно актуальным выполнение государственных функций и задач в области сохранения и освоения наследия народной материальной и нематериальной духовной культуры народов России, а именно:

- придание особого государственного статуса имеющимся архивным коллекциям материалов по народной традиционной культуре (фольклору и этнографии); разработка и внесение дополнений к архивному законодательству Российской Федерации в части, касающейся звуко- и видеозаписей фольклорно-этнографического характера (статус коллекций, требования к их паспортизации, условия хранения ); разработка дополнений к законодательству об авторских и смежных правах (в части, касающейся прав исполнителя и создателя звуко-, видеозаписи);

- целевая поддержка деятельности научных и образовательных учреждений по проведению фольклорных экспедиций, направленных на пополнение коллекций, экспертизу состояния и поддержку традиций народной культуры в их живом бытовании;

- выделение целевых средств на обеспечение сохранности имеющихся фондов и обеспечения доступа к ним (реставрацию и научное описание имеющихся фольклорно-этнографических коллекций и создание фонда страховых копий; создание на основе современных информационных технологий общероссийской базы данных об имеющихся собраниях фольклорно-этнографических материалов).

Важнейшей государственной задачей стратегического характера является создание системы непрерывного образования в целях подготовки кадров, призванных руководить процессами восстановления и развития народной традиционной культуры в регионах, осуществлять и обеспечивать все направления и формы деятельности в этой области. В связи с этим необходимо:

  • Осуществить разработку и утверждение государственных стандартов образовательных программ, ориентированных на изучение и освоение традиций народной культуры в системе начального, среднего и высшего звеньев профессионального образования.
  • Открыть в средних и высших учебных заведениях специализированные структуры (отделения, кафедры, факультеты) с целью подготовки профессиональных кадров в области:

1) фольклористики, этномузыкологии, этнологии, этнолингвистики, искусствоведения, способных решать задачи сохранения, поддержки и воссоздания форм народной традиционной культуры;

2) в области традиционного воинского искусства, оздоровления и реабилитации, специализированной психологической подготовки.

  • Создать разветвленную сеть детских учреждений в сфере дополнительного образования, выполняющих учебные и воспитательные функции на основе народных традиций (школы, центры, студии фольклора и традиционной воинской культуры).

Первоочередными задачами в сфере образования являются следующие:

1. Необходимо продолжить реализацию образовательных программ подготовки кадров по утвержденным специальностям: «Этномузыкология», «Народное художественное творчество» на сегодняшний день наиболее полно отражающих сущность и специфику народной традиционной культуры и востребованных на уровне решения поставленных задач.

Положительный опыт подготовки кадров по специальности «Этномузыкология» (утверждена в 2003 г.), зафиксированный в Санкт-Петербургской, Петрозаводской, Казанской государственных консерваториях, Воронежской государственной академии искусств, Вологодском государственном педагогическом университете, должен стать основой для закрепления данной образовательной программы в перечне специальностей высшего профессионального звена. При этом возникает потребность увеличения контрольных цифр приема на данную специальность до 10-12 человек в год (вместо 3-5 мест в 2008-2009 учебном году).

2. Назрела необходимость разработки государственного стандарта и утверждения специальности «Музыкальная фольклористика» («этномузыкология») на уровне среднего звена (музыкальное училище, музыкальный колледж, училище искусств), что позволит сформировать систему непрерывного образования в сфере народной традиционной культуры.

3. Необходимо развивать и поддерживать фольклорные отделения в детских школах искусств и музыкальных школах, которые ставят своей целью освоение различных форм народной традиционной культуры.

4. Создать специализированные школы в местах традиционных народных промыслов и восстановить прежде существовавшие, также со своим госстандартом, учитывающим содержательные параметры народного декоративно-прикладного искусства.

5. Народная традиционная культура, благодаря заложенному в ней потенциалу, при грамотном управленческом воздействии может стать ресурсом развития российских территорий и сообществ, однако на данный момент в этой сфере наблюдается дефицит кадров - профессиональных управленцев.

6. Необходимо ввести соответствующие разделы и циклы дисциплин по народной традиционной культуре в имеющиеся образовательные программы высшего профессионального образования (раздел «этнопедагогики» в программу подготовки педагогических кадров; дисциплины «народное музыкальное творчество», «народная художественная культура» в программы подготовки кадров по специальностям в области культуры и искусства).

Сохранение духовных и нравственных ценностей жизни, культуры, образования, воспитания должна иметь в обществе приоритетную значимость и актуальность. Эту задачу необходимо осознать как важнейшую в вопросах национальной безопасности страны. Утрата духовно-нравственных ориентиров, полная потеря идеалов и ценностей, принятых в исторической жизни предшествующих поколений людей, требует от различных гражданских сил общества консолидации и объединения усилий вокруг Церкви, несущей для России более тысячи лет традиционные духовные ценности.

В настоящее время отсутствует целенаправленная и законодательно закрепленная культурная политика в области системного представления народной традиционной культуры в СМИ. Если на некоторых региональных теле- и радиоканалах существуют тематические программы, посвященные культуре различных народов России, то на центральных каналах их практически нет.

Безусловно, народная традиционная культура должна занять важное место и, соответственно, быть достойно представленной в пространстве масс-медиа (в том числе, в Интернете), в первую очередь, государственных СМИ.

В этих целях необходимо принять следующие меры:

- Предоставить эфирное время для специальных передач и периодических программ, к примеру, с названием «Народная традиционная культура» (если не по РТР, то на канале «Культура»).

- Объявить конкурс на лучшую радио- или телепередачу о фольклоре под рубриками «Фольклорная экспедиция», «Народные голоса России», «Культура казачества», «Дневники о России» и т.д.

- Привлекать к пропаганде фольклора в СМИ собирателей, исполнителей, любителей народной культуры и специалистов разных уровней. Найти место таким специалистам в сложившемся ряду «медийных лиц» и экспертов, привлекаемых к участию в различных общественно-политических ток-шоу на радио и ТВ.

- Инициировать создание передач, рассказывающих о народной культуре не как о музейно-исторических формах либо специализированном «хобби» отдельной «субкультуры», а как об основах жизни каждой конкретной семьи, сохранившихся до сих пор.

- Использовать различные формы поощрения (конкурсы, гранты, близость к эфирному прайм-тайму) пропаганды различной деятельности в сфере сохранения традиционной культуры.

Российское движение за сохранение народной традиционной культуры объединяет в настоящее время сотни тысяч участников. В его рядах деятели науки, культуры и искусства, представители органов власти и управления, организаций культуры и образования, церкви, бизнеса. Они входят в Общероссийскую общественную организацию «Российский фольклорный союз». Деятельность участников Российского фольклорного союза носит инновационный характер, через возвращение общества к позитивным ценностям этнической культуры обеспечивает его динамичное развитие. Усилиями фольклорного союза на российских территориях изменяется и культурная, и социальная, и экономическая ситуация. С помощью народной традиционной культуры идет формирование активной социальной, политической и, в целом, жизненной позиции населения, осуществляется морально-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи, восстанавливается инфраструктура сельских территорий, осуществляется реабилитация людей с ограниченными возможностями, решаются проблемы безработицы и многое другое. Работа по патриотическому и духовному воспитанию подрастающего поколения проводится Российским фольклорным союзом в тесном взаимодействии с представителями традиционных конфессий России.

Проблема согласования действий государства и общества может быть решена путем создания Координационно-экспертного Совета специалистов разных ведомств, входящих в Российский фольклорный союз, с одной стороны, и, с другой стороны, представителей министерств и др. государственных органов, область деятельности которых связана с народной традиционной культурой. Многолетний опыт продуктивной деятельности Союза, присутствие в нем специалистов самой различной направленности, охват организацией большинства российских регионов позволит проводить грамотную экспертизу и давать объективную оценку предпринимаемых государством действий (например, в грантовой поддержке проектов, связанных с народной традиционной культурой, в создании Государственного реестра объектов народной традиционной культуры (в том числе и нематериальной) народов России и др. вышеизложенных действиях).

Одной из стратегических задач Совета должно быть усиление консолидации существующих научных (академических) образовательных и культурных учреждений, общественных организаций в издательской, концертно-исполнительской и других видах деятельности, направленной на сохранение, изучение и позиционирование народной традиционной культуры.

Государственный протекционизм по отношению к народной традиционной культуре и оперативное решение перечисленных задач позволит в сжатые сроки сформировать единое понимание и единый подход к народной традиционной культуре во всех регионах России и с ее помощью начать системное решение множества современных проблем, стоящих перед государством и обществом, уже не терпящие отлагательства.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: «Живая традиция»

Создать разветвленную сеть детских учреждений в сфере дополнительного образования, выполняющих учебные и воспитательные функции на основе народных традиций (школы, центры, студии фольклора и традиционной воинской культуры Да, таких учреждений как воздуха не хватает!

1. Re: «Живая традиция»

Благое дело! Бог в помощь!
/ 05.11.2012, 00:30
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии