Кошелёк для голосования за историю

Почему провалился в прокате фильм о подвиге советских футболистов

фильм МатчВ этом году исполнилось 70 лет знаменитому «матчу смерти», в котором футболисты довоенного киевского «Динамо», набранные из концлагерей, сыграли со сборной люфтваффе на центральном стадионе оккупированного Киева. Выбор был по-военному прост: победить и умереть или проиграть и жить. Наши футболисты выбрали победу и смерть.

К этой знаменательной дате не остался равнодушен современный российский кинематограф, и режиссёр Андрей Малюков снял фильм «Матч». Фильм получился правильный, с патриотизмом, сексом и Бабьим Яром. С молодёжным слэнгом и звёздами: Безруковым и Боярской. И даже с бюджетом - 8 млн. долларов.

Но почему-то к концу проката едва насобирал лишь 2 млн. этих самых долларов. И ведь нельзя сказать, чтобы современный зритель был равнодушен к теме Великой Отечественной войны, одновременно с «Матчем» вышедший в прокат «Белый тигр» Шахназарова привлёк гораздо больше людей в кинотеатры страны. А недавно и вообще был номинирован на «Оскара»...

Но интереснее всего тот факт, что провал в прокате фильма «Матч», снятого именно под «молодого зрителя» - ... радует. Потому что наглядно демонстрирует, что зритель (в том числе и «молодой») устал от вранья. Особенно - про войну.

А враньё в фильме начинается буквально сразу: 22 июня 1941 года, полдень, Киев после недавней бомбёжки. На центральный призывной пункт приходит одинокий Миша Свирский со скрипкой, робко мнёт в руках ермолку, хочет защищать Родину. Остальные жители Киева мужского пола, по всей видимости, прячут по подвалам непосильным трудом нажитое и прячутся сами. Перед мысленным взором уже предстаёт беззащитная столица Советской Украины с одиноким Мишей Свирским против бронированных полчищ Гудериана, рядом - безжалостно раздавленная танковыми гусеницами скрипка. Но мобилизационную ситуацию в городе и стране спасают футболисты киевского «Динамо» с Безруковым-Раневичем во главе. Они всей командой приходят записываться добровольцами на фронт. Начальник призывной комиссии в мрачной форме НКВД облегчённо вздыхает, Гитлер в своём бункере трясущимися руками ищет сердечные капли.

Такая развесистая клюква, повторюсь, встречает нас с самого начала. Хотя известно, что, к примеру, в трёхмиллионном Ленинграде только за 22 и 23 июня 1941 года на мобилизационные пункты пришло свыше 100 000 человек!

Думать, что в почти миллионном Киеве дело обстояло иначе, это всё равно, что подозревать всё мужское население Украины в тайном желании записаться в доблесные ряды дивизии СС «Галичина». То, что среди украинцев было свыше 2 тысяч Героев Советского Союза - свидетельствует об обратном.

Однако на этом режиссёрские перлы отнюдь не кончаются. Далее мы видим будущих героев «матча смерти» уже в окопах. Казалось бы, футболисты должны себя на войне чувствовать гораздо неуютнее, чем, скажем, биатлонисты или самбисты. Ан нет, и главному герою фильма, Безрукову-Раневичу, именно вратарские навыки помогают выжить (хотя и не победить) в бою под немецким обстрелом. Оказывается, он может расчитать траекторию падающей мины, и если повезёт - увернуться. Совсем как в футболе.

Тут одно из двух: либо немцы в сентябре 41-го про миномёты ещё слыхом не слыхивали и забрасывают наши окопы минами при помощи исключительно метких пинков окованных железом ботинок, либо ввиду уже близкой победы они попросту экономят на миномётах. В противном случае очень трудно понять, как вратарь может по звуку (!) расчитать траекторию выпущенной из миномёта мины.

Но несмотря на подобные ляпы фильм получился светлым, местами даже черезчур. Не остаётся никакого сомнения, что режиссёр и операторы фильма - сами необычайно светлые люди, потому что и в их творении светится буквально всё: окна, графины с водой, лица немецких офицеров, непередаваемое сияние окружает голову начальника гестапо. Складывается впечатление, что оккупация Киева в сентябре-октябре 1941 года сопроваждается исключительно майскими погодами, и только соловьиных трелей не хватает.

Правда, это несколько расходится с записями в дневнике непосредственного участника боёв за Киев генерала Гальдера, где он сетует, что «на Умань наступают лишь части 16-й и 11-й танковых дивизий (из 1-й танковой группы группы войск «Юг»). Остальные войска группы армий из-за плохой погоды продвигаются вперед крайне медленно...»

Но это так, мелочи. Каприз художника. А вот в остальном фильм, как уже отмечалось, чрезвычайно правильный. Настолько правильный, что по ходу действия начинаешь сомневаться: чему, собственно, посвящён фильм - «матчу смерти» или трагедии киевского еврейства?

Потому что главной целью героев фильма где-то с его середины становится спасение Софочки, сестры Мишы Свирского, от общей участи её сородичей в Бабьем Яре. Причём спасением Софочки озабочены буквально все, включая украинских полицаев и самого бургомистра города Киев. Что ж, спору нет, спасение евреев - дело хорошее, а в нашей стране (в отличие от тех же Польши или Франции) в годы войны и вообще повсеместное. О том, что из спасённой Софочки со временем может вырасти какая-нибудь Мадлен Олбрайт или госпожа Алексеева и по полной «отплатить» своим спасителям - думать не хочется.

Хотя наши соотечественники, провалившие фильм в прокате, кажется что-то такое подозревают, и смотреть очередную киноповесть о страданиях евреев потомки самого пострадавшего от нацизма народа (русского), наглядно не захотели.

И здесь, как не парадоксально, остаётся уповать на «невидимую руку рынка». Потому что за ту или иную версию истории наши сограждане теперь голосуют своими кошельками, и дельцам отечественного кинематографа с этим придётся считаться. Провал в прокате таких картин, как «Матч» (8 миллионов долларов вложений - 2 отдачи) или же последних михалковских опусов-ляпсусов (бюджет 33 млн. евро - кассовые сборы 5,7 млн.) должен этих дельцов хотя бы на какие-то размышления навести.

В противном случае слишком очевидным становится ответ на вопрос: это гупость или предательство? Ведь на глупцов, люди занимающиеся кинобизнесом, не похожи...

Алексей Шорохов, поэт, публицист, секретарь Союза писателей России

 

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

4. Re: Кошелёк для голосования за историю

Почему-то никто не вспоминает о том,что фильм, о "матче смерти",уже был снят,в советское время, и, довольно неплохой,кажется с одним из братьев Стриженовых,-в главной роли. А почему-бы прокатчикам,не пустить обе картины поочередно или параллельно,-в разных залах? И денег-бы заработали и лЮдям,-польза. Опять-же,-зело демократично еси. Предоставить зрителю право выбора и голоса.

Писарь / 25.10.2012

3. Скажу почему

Я сам фильм не смотрел и смотреть не буду. Народ уже устал от творчества неопатриотов, тон которым задал новобарин Михалков. Подвиги советских людей так же далеки от "подвигов" нынешней элиты, которая делает погоду и в кино. Отсюда и реакция народа. Будет народная власть - будут народные фильмы. А пока один пиар на костях.

Георгий / 25.10.2012

2. Re: Кошелёк для голосования за историю

Имел неосторожность и попытку посмореть этот фильм, тема заинтересовала. Мало - ложь историческая, ещё и художественная. Боярская смотрится дура-дурой, глубейшая улыбка и ненатуральная не сходит с её лица. Безруков так же глупо лыбиться весь фильм. а ведь неплохие актеры на сегодняшнюю мерку! Провал и стыд.Не веришь ничему. Премия за лучшую малину - режиссёру.

иерей Александр Зайцев / 25.10.2012

1. Эраст

Однако в своё время так радовались и в грудь колотили себя каблуками....Однако в жизни и в пркате не всё так гоп-ура просто и щапrозакидательно - тут и "военная хитрость" нужна, и манёвр,и трезвый расчет. Хорошая наука.

Эраст Давыдов / 25.10.2012
Алексей Шорохов:
Золотое сечение русской жизни
На смерть Петра Васильевича Палиевского
12.10.2019
Она не утонет?
Трагедия «Курска» в водах Бенилюкса
01.09.2019
Романс «Пошли нам, Господи, терпенье» вне закона?
Стихи Царского поэта Сергея Бехтеева в «чёрном списке» Роскомнадзора
07.08.2019
Все статьи автора