«Молиться о возрождении России...»

К годовщине расстрела Верховного Совета в 1993 году

Интервью для радиостанции «Радонеж»

Нынешние события очень серьезные. Можно сказать, в каждом катаклизме есть репетиция конца света. Поражает наглая ложь, которая дается в известном расчете на то, что, чем бесстыднее, тем убедительнее для масс. Но слова непреложные: «Горе тем, которые зло называют добром и добро злом». Я хочу подчеркнуть, что это не политическая борьба. В этих событиях есть определенный, ясный духовный смысл, хотя внешне он выразился через политическую борьбу. Апостол Павел говорит, что мы должны стать против козней диавольских; и вот здесь идет речь о защите нравственности и порядка (я имею в виду позицию парламента.) Брань не «против крови и плоти», то есть дело не в личностях Руцкого или Ельцина. Брань наша против «начальств, против властей, против мироправителей века сего, против духов злобы поднебесной».

Как ранит сердце нормального человека всякое преступление и беззаконие! Если мы не можем на уровне совести естественного человека реагировать на это - о чем говорить, о каком христианстве, о каком покаянии. Да, парламент - это далеко еще не христианское государство, но в защите закона есть тоже нечто удерживающее - то, о чем апостол Павел говорит. Удержива­ющее тот разгул насилия над совестью и сознанием человека, который пропагандируется во всех средствах массовой информации круглосуточно. Удерживающее желание сломить разум и совесть человека, навязать ему самые низменные инстинкты, превратить его в скота. Ведь защищается позиция той демократии, той свободы, которая на деле являет собою насилие. Я хочу еще раз сказать: в позиции Парламента есть удерживающее этот разгул, который, увы, захлестнет не только Россию, а аукнется, конечно, по всему миру.

И по поводу призывов к миру - разумеется, в этом только смысл существования Церкви, но Церковь предупреждает нас словами пророка: Мир, мир - говорят они, а мира нет... Скажи обмазывающим стену грязью, что она упадет. Трещины, которые замазывают, уходят вглубь и потом очень скоро они расширяются еще больше. Если мир не основан на правде, на совести, на соблюдении - государственной даже - законности, то будет именно так.

Я еще хотел бы сказать о том, что, глядя на все это, вспоминаешь слова святого Василия Великого, который говорит, что душа христианина, видя все, происходящее в мире, как пчела с каждого цветка должна собирать нечто полезное. Вот эти люди, там, ради каких-то принципов гражданских являют замечательный пример мужества и достоинства. Они ради отечества земного совершают это стояние. Какими мы должны быть ради Отечества Небесного? И невольно вспоминаешь о мучениках, о Царственных мучениках. Кровь мучеников, мы говорим, - семя Церкви. Враги Церкви хотели потопить в крови Церковь, но достигали всегда обратных результатов, Церковь только укреплялась и возрастала. И будем мученикам нашим молиться сейчас о возрождении России и учиться у них верности Истине, без которой невозможно никакого мира ни в нас, ни вокруг нас.

4 октября 1993 г.

Выступление на радиостанции «Радонеж»
 
Произошла страшная национальная трагедия. «Русский бунт», стихийное народное возмущение доведенных до отчаяния людей, спровоцирован с дьявольской режиссурой. Когда одна западная журналистка, ведущая программы CNN, после первых сообщений о сотнях и сотнях трупов, воскликнула: «Боже мой, Боже мой», - у многих верующих, слушающих эту передачу, наверное, отозвалось: «Зачем Ты меня оставил?»

Принесена в жертву, расстреляна на глазах у всего мира Россия, и никто не заступился, и весь мир делал из этого зрелище, самое безнравственное, какое только когда-либо было, при глумлении и одобрении, и изумлении всех демократических сообществ: что это за страна - вот у них убили Царя, вот средь бела дня расстреливают Парламент, - и это как петушиный бой, как компьютерные игры. Как верно сказал митрополит Виталий в 1988 году: «Они не пожалеют и уже не пожалели никаких миллиардов, чтобы не допустить возрождения России». Не прозвучало ни плача, ни ужаса, ни покаяния, не объявлен всенародный траур.

Слушать средства массовой информации - как слушать мат - невыносимо. Они гнусны, как сказал преподобный Серафим Саровский о бесах. Ложь невыносима, как сквернословие.

Да, в каждом катаклизме есть репетиция конца света, и действительно уже позднее, чем кажется. И каждый человек, как бы он себя ни называл, сейчас по самой сути своей себя обнаруживает. Я уже говорил в прошлом интервью по телефону для «Радонежа», в первой реакции на эти события, что для нас, христиан - это не политика, а духовное явление. Так же, как революция 1917 года была грандиозным духовным явлением. И наша брань не против крови и плоти, то есть не против этого или иного человека, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Но самое страшное, как учит Священное Писание, антихрист тоже будет не бес, а человек.

Мы, христиане, не обязательно должны разбираться в политике. Но мы непременно, и в этом наше служение и наш долг, призваны к различению истины и лжи, добра и зла, ибо в этом сущность земных событий по отношению к вечным законам, которые нам известны, и согласно которым мы должны определять значение духовных ценностей нашей истории. После отпадения от Бога в каждом человеке есть остаточный свет, благодаря которому он может различать свет от тьмы, и понимать с помощью Божией Евангелие о Высшем Свете, и избирать этот свет и достигать его. Там, где сознательно отвергаются честность, правдивость и справедливость, уважение к слову и свободе другого человека, невозможно понять свое отпадение от Бога.

В этом ряду остаточного света Святая Церковь ставит государственный закон, который имеет Божественный принцип, как власть, которая, по слову апостола Павла, всегда от Бога.

«Но если кто попирает закон, - утверждает преподобный Исидор Пелусиотский, - не говорим, что это от Бога, но говорим, что попущено ему Богом, подобно египетскому фараону изблевать свое беззаконие и тем самым уцеломудрить верных». Поразительно, что святой Иоанн Златоуст, блаженный Августин, блаженный Феофилакт и другие святые отцы, размышляя о тайне удерживающего приход антихриста, называют таковым не только благодать Святого Духа, но и государственный закон. И в это понятие удерживающего входит не только христианская государственность, но и всякая государственность, если она не вступает в противоречие с совестью христианина. Государственный закон в этом смысле - как заповедь, перед которою равны царь и нищий: они перед законом в равном достоинстве. И путь к покаянию непременно лежит через достижение уровня тех, кто «естеством законное творит». В этом смысл истории Ветхого Завета, здесь «семя Логоса» языческих философий, всего, что предшествовало приходу Христа.

Прежде, чем говорить о благодати, человек должен быть не ниже совести естественного человека. До тех пор, пока человек видит свой остаточный свет, и ненавидит свой грех, даже если он не может оставить этот грех, даже если он в грязи по уши, он еще может покаяться и значит, может быть прощен. Но если человек снова и снова, отказываясь от Божьего водительства, от совести и разума, данных ему свыше, теряет способность узнавать добро, когда видит его, если нравственные ценности у него перевернуты так, что зло для него добро, а добро - зло, тогда, даже встретив Христа, он не сознает грех и поэтому не может быть прощен. И это есть грех против Духа Святого. Этот страшный грех особенно наглядно виден, когда такой человек, озираясь как вор, стоит со свечкой среди молящихся в святилище Божием. Отлучение от Церкви и анафема, по Патриаршему слову, на этом человеке. О каком суде вы говорите, когда Страшный суд изрекает Слово Божие: «горе тем, которые добро называют злом и зло добром, и белое называют черным». Это не та ситуация, когда есть красные и белые, а когда есть белые и черные. Не важно, коммунист ты или капиталист, важно, человек ты или нечеловек.

Как ни трудно это произносить, то, что произошло - путь к покаянию. Одного естественного закона недостаточно. Он - путь к покаянию, но еще не покаяние. Он только ставит предел злу, но не побеждает зла, которое внезапно может опрокинуть все преграды закона внутри и вне человека. Самый горький и самый важный урок этих дней в том, что, пока нет покаяния, диавол будет крутить, как хочет. Чем отличается безбожие и материализм нынешнего человека от человека коммунистической эпохи? Только типом идеологии. Типом «нового мышления» с открытым провозглашением греха как нормы, греха как якобы естественного закона человека. То есть с провозглашением как нормального человека «человека беззакония», антихриста.

Для чего Господь попустил страшные огненные испытания, реки крови и слез, через которые шел наш народ, начиная с 1917 года? Для очищения от змеиного яда безбожия и материализма, который вошел уже в кровь и плоть и в душу русского человека. Одного внешнего освобождения от зла было бы недостаточно. Поэтому и терпели поражение все белые и прочие движения. Одно внешнее освобождение ничего бы не изменило, как ничего не могло изменить само по себе крушение коммунистической идеологии в августе 1991 года. С точки зрения развития зла, которое по Божественному смыслу истории должно раскрыться до конца (созревает не только пшеница, но и плевелы), с этой точки зрения все попытки крушения коммунизма были обречены на провал, пока внутри «тайны беззакония» не наметился новый поворот, который зловеще раскрылся в этих сегодняшних событиях.

Как страшно, сил не хватает, что сказать в утешение. Есть ли исход на этом темном пути? Он есть, этот исход. И еще раз Церковь, молясь о упокоении душ погибших, говорит потрясенной душе народа, всем растерянным и рыдающим: «Не бойтесь!» Ибо ереси и расколы, революции и войны, все разрушение, которое мы наблюдаем сегодня в России и в мире, сам диавол - все происходит в той области, где осуществляется власть Бога, воля Божия, без которой ничто не может произойти. Великая книга истории пишется по этой воле. Сатана может в определенные моменты взять свое гнусное перо, и надо иметь мужество видеть это и видеть зло, которое совершается как зло вечное. Но надо иметь мудрость, чтобы понимать: что бы ни происходило, линия жизни, строка бытия не прекращается, продолжается Божественный текст, читаемый ангелами и святыми. Самое главное, чтобы мы помнили об этом.

Сегодня Россия оказалась захваченной всеми существующими видами варварства. Мы не знаем, выйдет ли она из этого. Тем не менее, не будем никогда забывать, что Православие определяло жизнь русского народа на протяжении многих веков, и что оно остается живым. Оно отвергается, но оно не уничтожено. Несмотря на весь трагический развал, существует возможность, чтобы оно стало определяющим в жизни народа. Будет ли реализована эта возможность, сокрыто в тайне Бога. Богу все возможно. А нам остается трудиться изо всех сил для осуществления - пусть не христианской государственности, до этого теперь еще дальше, чем раньше - но того идеала, где нравственная и духовная деятельность Церкви проникает во все слои общества.

Если жизнь не ответит этому ожиданию, если труд Церкви должен происходить среди того, что Священное Писание называет тайной беззакония, мы должны быть готовы к этому. И если невозможно защитить нашу землю, не забудем об армии звезд, сияющих в небе. Будем воинами Христовыми, верными Господу своему даже до смерти.

6 октября 1993 г.

 

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

3. Re: «Молиться о возрождении России...»

Скверное предзнаменование для сегодняшней власти, являющейся преемницей того продажного режима, который безжалостно и брутально расстреливал Парламент и его защитников. Роспуск Верховного Совета и "Беловежское соглашение" были противозаконными и против народной воли. В этом весь ужас теперешней власти. Это значит, что она унаследовала нелигитимность предыдущей. А это таит серьезные международные последствия. Закулиса, производя политические перевороты, как было в 1991г в России, всегда запасалась таким крючком, который при случае можно потянуть. И на этом крючке сидит сегодня наша, по сути, беззаконная власть. Незаконны границы между Россией и многими "вышедшими" Республиками, особенно Украиной. Всё это является миной замедленного действия. А вот завещание тех, по кому стрелял Ельцин - по приказу из Вашингтона. "Правдивые" и "свободные" западные СМИ замяли количество варварски убитых на стороне Парламента и никогда об этом преступлении больше не заикались. Рзумеется, коль американские снайперы стреляли с крыши американского посольства по обоим противостоящим сторонам, чтоб спровоцировать большую кровь. ...дошедший до нас текст Завещания несдавшихся защитников Дома Советов: «Братья, когда вы прочтете эти строки, нас уже не будет в живых. Наши тела, простреленные, догорят в этих стенах. Мы обращаемся к вам, кому повезло выйти живым из этой кровавой бойни. Мы любили Россию. Мы хотели, чтобы на этой земле восстановился, наконец, тот порядок, который Богом ей определен. Имя ему – соборность; внутри ее всякий человек имеет равные права и обязанности, и преступать закон не позволено никому, в каком бы высоком чине он ни был. Конечно, мы были наивными простаками, за свою доверчивость мы наказаны, нас расстреливают и в конце концов предадут. Мы были лишь пешками в чьей-то хорошо продуманной игре. Но дух наш не сломлен. Да, умирать страшно. Однако что-то поддерживает, кто-то невидимый говорит: «Вы кровью очищаете свою душу, и теперь сатана ее не достанет. И, погибнув, вы будете гораздо сильнее живых». В наши последние минуты мы обращаемся к вам, граждане России. Запомните эти дни. Не отводите взгляда, когда наши обезображенные тела будут, смеясь, демонстрировать по телевидению. Запомните всё и не попадайтесь в те же ловушки, в которые угодили мы.Простите нас. Мы же прощаем и тех, кто послан нас убить. Они не виноваты... Но не прощаем, проклинаем бесовскую шайку, севшую России на шею. Не дайте затоптать великую православную веру, не дайте затоптать Россию. Наши души с вами. Россия непобедима. Дом Советов, 04.10.93». http://www.km.ru/v-rossii/2012...

Адриан Роум / 05.10.2012

2. Где взяли столько зверей.

Очень хорошо, что в этом году РНЛ вспомнила об этой страшной бойне. Потому как замалчивание этого события есть преступление. Я видел, как танки прямой наводкой били по белому дому, даже в ста метрах от танка, звук этого выстрела оглушал и буквально валил с ног. Каково было тем, кто находился в Белом доме. Но самым ужасным и диким для меня была реакция толпы, которая каждый выстрел сопровождала аплодисментами и диким ревом, словно это не убийство, а футбольный матч. Прошло сколько лет, а я без содрогания не могу об этом вспоминать. Видел документальные кадры, где уже порядком измученных и истерзанных защитников Белого дома прогоняют через подобную толпу, и эти нелюди били по лицу кулаками людей, на которых без сострадания нельзя было смотреть. На верно многие читали воспоминания очевидцев с описанием зверств ОМОНА. Раненных женщин насиловали, а потом добивали, подростков, по сути детей, убивали. Это за пределом понимания. Где взяли столько зверей. Как жить после всего прошедшего в этой стране. И какое у неё может быть будущее.

Фортунат / 05.10.2012

1. "нравственная и духовная деятельность Церкви проникает во все слои общества"

Кажется, первый "шестокрыл" (http://goo.gl/f9V7o), но не из своего (!) гнезда, уже почти оперился: "крылышками бяк-бяк-бяк-бяк". Или как в той песне: "Двадцать лет немалый срок, и ты за 20 лет поймешь..."

Александр Бутов / 05.10.2012
Александр Шаргунов:
«Не плачь!»
Слово в Неделю 18-ю по Пятидесятнице
20.10.2019
Слезы Царицы Небесной
Слово протоиерея Александра Шаргунова на праздник Покрова Божией Матери
14.10.2019
Как любить тех, кого мы ненавидим?
Слово в Неделю 17-ю по Пятидесятнице
13.10.2019
Святой Патриарх
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти святого Патриарха Тихона
09.10.2019
Иоанническая письменность
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
09.10.2019
Все статьи автора