«Цели нашей внешней политики имеют стратегический, неконъюнктурный характер и отражают уникальное место России на мировой политической карте, ее роль в истории, в развитии цивилизации».
В.В.Путин
Строительство «Южного потока», стратегического проекта Российской Федерации, начинается досрочно - в декабре 2012 года. Сербия к этому времени ожидает визит российского президента Владимира Путина, который будет присутствовать на открытии работ в сербской части газопровода. Для нашего государства, которое находится в серьезном экономическом кризисе, это событие представляет собой исторический поворот. Сербия получает уникальную возможность освободиться от шантажа Вашингтона и Брюсселя и вступить в период национального возрождения. Но использует ли Сербия эту возможность?
Южный поток - многонациональный мегапроект, инициированный из Москвы, который открывает для Сербии перспективы, далеко выходящие за рамки взаимной экономической пользы. Главное, что реализацией этого начинания Сербия получает возможность укрепления суверенитета и территориальной целостности, общего экономического оздоровления, обеспечения энергетической безопасности на весь XXI век. Сербия по праву может занять позицию регионального лидера, что позволит ей усилить свое геополитическое положение и нейтрализовать разрушительные давление и шантаж Евросоюза и США. Последнее является необходимой предпосылкой для наступления национального возрождения. Однако, в то время как Сербия единственно от России получает конкретную помощь без каких бы то ни было условий, республиканское правительство и далее продолжает рассматривать вступление в ЕС как свой приоритет.
Таким образом оно может пожертвовать территориальной целостностью и задушить на корню экономическое восстановление страны. США и ЕС, со своей стороны, пытаются поставить под угрозу строительство Южного потока и шантажировать «Газпром».Страна не может не использовать свое геостратегическое положение. В энергетическом аспекте для Сербии ключевым моментом является то, что потребность Европы в поставках природного газа увеличивается год от года. Если в 2005 г. ввоз газа в Европу составлял 59 % от ее нужд, то в 2015 г. она будет ввозить уже 80 % данного энергоносителя. К 2020 г. ежегодная потребность Европы в природном газе составит 80 млрд. м3, а к 2030-му - превзойдет показатель в 140 млрд. м3.
Планируемая мощность Южного потока - 63 млрд. м3. Вместе взятые «Северный» и «Южный поток» смогут обеспечить энергетическую безопасность всей Европы. Именно эту цель обозначил российский президент В.В.Путин: «Нужно задуматься и о более глубокой кооперации в сфере энергетики - вплоть до создания единого энергокомплекса Европы. Важные шаги в этом направлении - строительство газопроводов «Северный поток» по дну Балтики и «Южный поток» в Черном море. Эти проекты поддержали правительства многих стран, в них участвуют крупнейшие европейские энергетические компании. После их полного ввода в эксплуатацию Европа получит надежную и гибкую, не зависящую от чьих-либо политических капризов систему газоснабжения, что позволит не формально, а реально укрепить энергобезопасность континента. Это особенно актуально в свете решения некоторых европейских государств сократить или вообще отказаться от использования ядерной энергии".«Северный» и «Южный поток» ставят своей задачей обход территории Украины, с которой у России часто возникали споры по вопросам поставок газа в Западную Европу. Российский гигант «Газпром» располагает 51 % собственности в кампаниях, которые строят «Северный поток», остальная часть принадлежит немцам и голландцам. Та же часть у «Газпрома» в совместном российско-сербском предприятии, которое участвует в прокладке сербской трассы «Южного потока» (South Stream Serbia AG). Консорциум, который реализует весь проект «Южный поток», состоит из «Газпрома» (50 % собственности), итальянский концерн ENI (20 %), германский BASF и французский EDF (почти 15 %). Это еще одна важная роль газопровода - объединение всей Европы, преодоление искусственного политического разобщения, навязываемого со стороны США. Будь жив генерал Де Голль, он был бы доволен.
Предусматривается, что «Южный поток» - магистральный газопровод, протяженность которого через территорию Сербии составит 411 км. Строительство части потока, проходящей через Сербию, будет стоить 1,9 млрд. евро, кроме того, наша страна сможет обеспечить 1,5 млрд. прямых инвестиций. За 25 лет эксплуатации газопровод принесет Сербии доход в 4 млрд. евро за счет налога на транспортировку газа. Именно этот налог платит наша страна другим государствам. Строительство откроет 2,5-5 тыс. новых рабочих мест и придаст новый импульс развитию ослабленной строительной индустрии. Кроме того, у «Южного потока» будет собственное обеспечение безопасности, т.к. Россия, как и США и другие страны, серьезно заботится о защищенности своих трубопроводов. Этот проект заставит Брюссель смягчить тон в разговоре с Сербией, поскольку он зависит от поставок российского газа, проходящего по сербской территории.
Однако несмотря на то, что все указанные факты были официально подтверждены «Газпромом» еще в 2011 г., сербские СМИ и бизнес-круги решились обнародовать их лишь совсем недавно.
Российский «Газпром» («Газпромнефть»), который является 51 %-ым собственником Нефтяной индустрии Сербии («НИС») уже в значительной мере содействует экономическому восстановлению Сербии. Самые влиятельные СМИ в Сербии, но находящиеся под контролем Запада, роль России стараются скрыть. Эти СМИ и нынешний министр энергетики Младжан Динкич включились в пропагандистскую войну с «Газпромом» еще в 2008 г., когда пытались преподнести дело так, как будто «НИС» продана «за дешево» или «всего за 400 млн. евро»".Сознательно замалчивался тот факт, что к тому времени «НИС» находилась на пороге банкротства, а вместе с ее покупкой Россия получила и 33 млрд. динаров убытка и почти 1 млрд. долларов долга! На приведение дел в порядок было потрачено 7 млрд. динаров. В 2011 г. «Газпромнефть» выплатила еще 40 млн. евро за 5,15 % акций, выкупленных у мелких акционеров. Затем в программу модернизации было вложено еще 500 млн. евро. При этом инвестиционная программа «НИС», без учета кредитных средств, ежегодно выделяемых «Газпромнефтью», каждый год увеличивается: в 2010 г. рост составил 87 % по сравнению с 2009 г.; в 2011 - 300 % по сравнению с 2010 г. Средства идут на модернизацию розничной сети, введение новых технологий производства углеводородов, реализацию экологических программ и т.д. В период 2009-2011 гг. на указанные цели было затрачено 53,85 млрд. динаров, возращено около 500 млн. долларов банковских кредитов. Совокупный показатель вложенных средств (без инвестиций в социально значимые проекты) составил 1,5 млрд. евро, что позволило «НИС» стать лидирующим предприятием в Сербии! При этом Управляющий комитет «НИС» принял новый инвестиционный план, предполагающий за следующие три года предоставление еще 1,5 млрд. евро!
В социальном плане, учитывая ситуацию, когда более 20 % работоспособного населения Сербии являются безработными, особенно важным является то, что «НИС» открывает новые рабочие места. Только на реконструкции Нефтеперерабатывающего завода в Панчево занято около 1 600 человек. Долгосрочный характер инвестиционной программы позволит увеличить число работающих. Приоритетом кампании, помимо прочего, является привлечение молодых специалистов, задачей которых станет выведение, как планируется, «НИС» в лидера региона к 2020 году. Социальный пакет помощи предусматривает, помимо прочего, в случае добровольного увольнения работника выплату кампанией пособия в размере 750 евро за каждый год работы. Для сравнения: американская кампания US Steel, купившая сталелитейный комбинат «Смедерево» за неполных 23 млн. долларов (!), и слышать не хотела ни о преемственности долга, ни о реализации социальных программ для трудящихся.
А при первых признаках надвигающегося экономического кризиса американцы из Сербии буквально бросились наутек. Противоположным примером является Россия, которая непрестанно вкладывает в Сербию финансовые средства, помогая ей выйти из экономических трудностей. Если ко всему уже существующему экономическому взаимодействию добавить прибыль, которую получит государство от строительства Южного потока, то тогда станет очевидно, что Россия и «Газпром» вне всякого сомнения являются самыми крупными инвесторами в Сербии. Интерес к «НИС» проявляли многие - британский „BP", австрийский „OMV" и венгерский „MOL". И несмотря на то, что у «Газпромнефти» были более выгодные предложения в Европе, российская кампания решилась на покупку «НИС», опутанной долгами, с устаревшим оборудованием, с сильной региональной конкуренцией с кампаниями, давно миновавшими стадию модернизации. Покупка «НИС» в большей степени являлась политическим решением, целью которого являлась как можно скорейшая помощь России, протянувшей Сербии братскую руку.
Итак, в то время как ЕС преследует единую с США стратегию на изъятие у Сербии Косова и Метохии и получить невероятную прибыль от эксплуатации украденных у нее ресурсов, Россия усиливает Сербию без условий и оговорок. Российские стратегические проекты, подобные Южному потоку, препятствуют дальнейшему расчленению Сербии и усмиряют сепаратистские тенденции, подстрекаемые Западом. В этом смысле, как представляется, последнее заявление Томислава Николича о том, что «Владимир Путин должен выполнить свое обещание сделать все, чтобы Сербия встала на ноги» просто-напросто лишено смысла, поскольку Россия уже выполняет свои обещания. Прежде всего, именно сербский президент и республиканское правительство должны найти силы для того, чтобы раз и навсегда сказать «НЕТ» шантажу США и ЕС, и твердое «ДА» стратегическому партнерству с Россией, на радость своим гражданам. Россия со своей стороны уже прилагает все силы, чтобы нам помочь. Теперь Сербия сама должна встать с колен.
Перевод с сербского Филимонова Анна
1. Re: Россия: Сербия, вставай!