Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Москва инославная

Игумен  Кирилл  (Сахаров), Русская народная линия

28.09.2012


Адвентисты. Часть 2 …

Часть 1 

Игумен Кирилл (Сахаров)

Первые адвентистские общины в России появились в 80-е годы 19-го века в Крыму и в Поволжье; ко времени революции адвентистов было уже около семи тысяч. В настоящее время на территории России действует около 500 молитвенных домов адвентистов, а общая их численность превышает 60 тыс. человек. Всего в мире адвентистов около 16 млн. Они объединены в 13 дивизионов (региональных организаций). Их центральный офис находится в США. В России они имеют радиотелецентр в Туле. В 1989 году в поселке Заокском Тульской области открылась адвентистская духовная академия. Только за три года 1992-1995 адвентистское издательство «Источник жизни» выпустило более 12 млн. экземпляров литературы.

Посетил Духовный Центр адвентистов седьмого дня (АСД) в Москве на улице Нагатинской. Естественно, это было в субботу. На лицевой стороне здания крест - конечно, не восьмиконечный, а больше похожий на латинский. Говорят, что вечером его подсвечивают. Стало быть, от первоначального ригоризма - отрицания возможности изображения креста - они отказались? Ну что же, уже хорошо. Внутри дома всех приветливо встречает дежурный. Он ненавязчив (это характерно для адвентистов), моя борода (я был в гражданской одежде) его не смущает, не вызывает каких-либо вопросов. Кстати, больше с бородой никого не было, так же как и женщин с покрытой головой - ни одной, даже самой пожилой. И как это сочетается с Библией? В фойе продается литература - нет, точнее так: можно взять на выбор книгу или газету безплатно, расплатиться можно вечером в субботу (после захода солнца). Запомнились названия некоторых книг: «Иисус - Он изменит вашу жизнь», «Не просто плотник. Иисус Христос - кто же Он?» Объявление о предстоящих торжествах по случаю 20-летия своего издательства. Читаю: «В программе: семейный отдых на территории, встреча с авторами книг, спортивные соревнования, катание на воздушном шаре, огромный юбилейный торт для приезжих». И далее: «гарантируем хорошее настроение и приятное общение». В субботу проводятся три собрания - в 10.00, в 10.30 и в 14.30. Вечером проходит еще культурная программа. На видном месте: «Всякий раз, когда вы приходите в этот храм (?-иг. К.), помните, что это дом Божий». Говорю своему спутнику: «Здесь много улыбчивых», а он мне в ответ: «У нас иной раз встречают недоверчивым взглядом, могут обругать человека, а потом будут разбираться». Читаю на стенде историческую справку об адвентизме: «Основание веры - Библия. Все другие церковные труды признаются как комментарии к вероучению - и только в той мере, в какой они соответствуют Писанию». А ведь тоже налицо прогресс, раньше они были более радикальны - только Библия и точка. Далее: «Церковное Предание (?!- иг.К.) принимается в той степени, в какой оно не противоречит Писанию». «Адвентисты исповедуют Единого Бога, извечно Существующего в Трех Лицах (Ипостасях Отца, Сына и Святого Духа) - Троицу Единосущную и Нераздельную».

Ну, слушайте, как будто я на уроке по Догматическому Богословию в Московской Духовной Семинарии! А ведь то, что сейчас было процитировано - это плод долгой борьбы Церкви Христовой за отстаивание чистоты Откровения. Термины: « Троица», «Единосущная», «Нераздельная»- это все оттуда. В Библии эти слова напрямую не встречаются - значит не дали по боку адвентисты всему этому духовному богатству, которое Церковь отстояла, не отринули как некий «балласт» и «позднейшие напластования». Тоже хорошо. Далее вижу на стенде: имена о здравии, поздравления с днями рождений и юбилеями - ну это и у нас в трапезной висит. После обеда мы трижды поем: «Милостиве Господи, спаси и помилуй милующих и питающих нас и рабов Своих» - вот здесь мы и поминаем тех, у кого дни ангела и юбилеи и просто имена тех своих близких, которые были вписаны членами общины храма. Далее поем: «И избави их от всякия скорби гнева и нужды (поклон), от всякия болезни душевныя и телесныя (поклон), прости им всякое согрешение вольное и невольное (поклон) и душам нашим полезное сотвори» (поклон) и так делаем трижды.

По окончании поем еще и многолетие. А еще у нас на стене в трапезной висит множество листков с отпечатанными на компьютере Новозаветными текстами. Дело в том, что после каждого обеда уже по давней традиции читается по одной главе из Евангелия и две главы из Апостола и вот те стихи, которые мне особо западают в душу, я прошу своих помощников их отпечатать и повесить на стене. Непривычно отсутствие имен усопших. Стенд разъясняет, что «обряд погребения заключается в том, что церковь помогает скорбящим пережить боль и горечь расставаний с близкими и родными». И только? А как же быть с самими виновниками «боли и скорби»? Они, что не нуждаются в утешении - те, кто согрешил «не к смерти»? Неудовлетворение... Фотография крещения: пастор в длинном темном одеянии, напоминающем подрясник, навзничь погружает человека (один раз!). Как свидетельствует запись на стенде, 27 июля 1991 года в Стрешневских прудах, адвентисты крестили 450 человек. Если крестятся муж и жена, то их, взявшихся за руки, одновременно погружают два пастора. Само крещение трактуется как «обряд вхождения» в церковь АСД. Ну и ну! Как-нибудь подробно опишу православное учение по этому предмету, базирующееся на Священном Писании, прежде всего - подчеркну это. Пока только кратко скажу: крещение-это таинство, в котором происходит очищение от грехов и в человека всевается новое благодатное семя, которое человек призван возрастить в течении своей жизни. Как можно сводить его только к внешнему знаку, свидетельствующему о вхождении в церковную организацию?

Никакой назойливости у адвентистов мы не почувствовали. Женщина у входа в зал: «Вы не члены нашей церкви? Тогда вам не нужно заполнять анкету» (на приходе у меня есть список общины с краткими анкетными данными). Мой спутник говорит мне: «пасторы любят пошутить. Ходят по сцене, жестикулируют. Могут сказать: «сидящие в конце зала, имейте в виду, что я и к вам подойду, чтобы и вы могли задать свои вопросы». Ничего этого на данном собрании не было. Началось оно минута в минута в 10.30 и закончилось ровно в 13.30. Зал не был полностью заполнен. Заиграло фортепиано и раздался голос с кафедры: «Приглашаем вас объединиться в общем пении». Все запели: «Во Имя Сына Твоего, вот мы в смирении сердец, пришли в святилище Твое»... «По желанию и возможности станем на колени» - после этих слов открылась причудливая картина: кто встал на одно колено, кто на два, кто просто наклонил голову, а кто-то возвел ее «горе», сложив почти «по-католически» ладони. На сцену к кафедре подошла девушка, одетая в юбку несколько выше колен, и предложила послушать «миссионерские вести» - речь шла об обращении в адвентизм одной кореянки. Затем группа из восьми девушек в сопровождении современной инструментальной музыки (в записи) красиво пропела: «Вы Христовы дети, Он источник спасения и любви». Мой спутник заметил: «поют как в Пюхтицах». Прозвучала небольшая проповедь на библейский стих: «Любовью вечной Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение». Надо отметить, что все тексты песнопений воспроизводились на экране. Объявили, что сейчас в группах будет обсуждение темы: «Как Бог смотрит на любовь друг друга». В группе, которая была ближе к концу зала, где мы сидели, раздался голос: «положительно смотрит, ведь Он Сам это придумал»(!) Всего было восемь групп, в т. ч. одна для глухонемых. Во главе всех групп были женщины (это либо катехизаторы, либо диаконисы - у адвентистов они имеются; о диаконисах есть два упоминания в Новом Завете). Я всмотрелся: таких женщин можно встретить в метро, в любом светском учреждении. Подумал: «вот едешь в метро или пришел на прием к какому-нибудь чиновнику, а это может оказаться адвентистская диакониса». В каждой группе было человек по 10-15, в т. ч. мужчины разных возрастов. Руководительница ближайшей к нам группы стремилась расшевелить своих, постоянно ставила вопросы: «есть ли еще какие мнения и соображения» и т.п. У себя на приходе я тоже на всех собраниях вопрошаю: «кто еще хочет сказать?» Каждый может выступить, но не более 2-х раз. Коснулись разницы психологии и стиля поведения мужчины и женщины (мужчина стремится последовательно идти до конца, а женщина стремится сделать все сразу и т.п.)

Сошлись на том, что мужчина и женщина - это два гармонично взаимодополняющие друг друга существа - или, во всяком случае, должны быть таковыми. Я подумал: «А ведь нам надо обязательно при храмах проводить библейские занятия, скажем по воскресеньям после вечерни. По-моему, это очень необходимо. Ведь учат же в духовных школах не только как кадилом махать (хотя нас этому толком не учили - о том, что нужно брать кадило с благословляющим жестом и делать на 3-й крестообразный взмах поклон)». Руководительница говорила о Рахили, о любви между Христом и Церковью под образом любви юноши к девушке (по книге «Песнь песней»). Запомнилась цитата: «Грозна ты, как полки со знаменами» - вряд ли так мог сказать юноша своей возлюбленной - здесь явно речь идет о Церкви. «Крепка как смерть любовь, а ревность как преисподняя». Занятия велись мягко и с улыбкой. Замечание отвлекающимся было сделано только один раз: «Сестры, поделитесь с нами, нам тоже интересно». У меня были бы поклоны за разговоры, замечания типа: у свечного ящика на время проповеди не стоять, лампадки не гасить и т.п. Не могу сосредоточиться, отвлекают малейшие помехи. Реплика с места: «До прихода к вере я с мужем постоянно ссорилась, это был кошмар, а после того как уверовала, все встало на свои места». О браке говорили довольно консервативно: «самая большая ошибка считать свой брак ошибкой. Раз Господь допустил, значит надо хранить брачные узы».

Руководительница «нашей» группы: «когда я пошла за Господом, то хотела бросить своего пьющего мужа, но Господь меня остановил. Муж тоже уверовал и теперь не пьет. Как-то на даче ему предложили выпить, а он отказался. Тот, кто предлагал, воскликнул: «первый раз вижу мужчину, который не пьет». Урок продолжался ровно 45 минут. Мой спутник, поднаторевший в адвентистской терминологии, так прокомментировал: «должна быть фабрика, комбинат по изготовлению святых, дабы наполнилось святилище, и Господь помиловал бы град и страну». Зачитали выдержку из Елены Уайт: «Каждое человеческое существо является объектом любви и заинтересованности со стороны Того, Кто отдал жизнь за нас. Мы призваны быть любящими». Все вместе пропели гимн «Сердце Иисусово»: «Сердце Иисусово дышит теплотой и любовью к людям, нежной и святой. Отчего же, друг мой, ты печален вновь, в небе над тобой Божия любовь. В мыслях Иисуса дума о тебе, светится как утро, как лазурь небес. Почему же бывает ум мешает твой, в доме Иисуса мы найдем приют. Тишина и радость нас с тобой там ждут - так приди же к Богу, обретешь покой. Радостную вечность даст Он нам с тобой».

Прозвучали приветы от разных общин и частных лиц. Все хором: «Сердечно благодарим и взаимно приветствуем». Поздравили с «Днем завета со Христом» новокрещенного - вручили ему книгу и цветы. Старший пастор сделал объявления: о двадцатилетии книжного издательства и дне открытых дверей в Заокском (Духовном Центре адвентистов), о пасхальных встречах, о ближайшем хлебопреломлении (слово «причастие» уже используют!) и др. К «причастию» призвал готовиться в течение недели через произнесение молитв через каждые три часа: с 10 утра до 10 вечера - это было обозначено как «молитвенный марафон». О подготовке к следующему причастию: ежедневно в течение недели в 7 утра и в 7 вечера обращаться к Богу о прощении грехов и молиться о конкретных людях. Было акцентировано о необходимости пригласить на собрание 1-3-5 человек («задайте себе вопрос - кого я приглашу»?). Заметил, что в молитвах чаще обращаются к Отцу Небесному, но «во Имя Сына Его».

Голосовали (голосование было единогласным) об отпуске отдельных верующих в другие общины. Под тихую музыку молодые девушки и дети провели сбор пожертвований. Благодарственная молитва за пожертвования. Пропели гимн с ритмичным припевом: «Но я знаю, в Кого я верю, ничто с Иисусом нас не разлучит. И Он мне наследство вручит, в тот день, когда придет». Потом другой: «Учись у солнца жизнь дарить и свет и каждому с любовью помогать, но за любовь не ждать любви в ответ - кто может солнцу что-нибудь отдать? Учись у солнца путь всем освещать и пострадавшим горе облегчать, учись у солнца радостно сиять. Учись не обижаться, не грустить и радовать, как радует оно». Небольшое общение с детьми перед всем собранием провела одна из активисток общины (диакониса?). Женщина была похожа на известную телеведущую Киру Парашутинскую, ее голос был бы органичен для озвучивания детских мультфильмов. Старый пастор напомнил мне своей внешностью нашего покойного старосту Кузнецова Владимира Никаноровича. Это был старейший церковный староста Москвы, живший около Елоховского собора и с детства посещавший его.

По мере продолжения собрания у меня нарастало недоумение - какое-то оно дробное, без стержня, без доминанты. И тут с завершающим аккордом - с пространной проповедью начал выступать Константин Матвеевич - так был представлен студент Заокской адвентистской семинарии. Начал он с известного примера из жизни Леонардо да Винчи, который написал отрока Исуса с красивого мальчика с голубыми глазами. По прошествии долгих лет он стал искать натуру для изображения Иуды. Долго искал. Как-то зашел он в пивной бар и нашел подходящий персонаж. Пригласил к себе и начал рисовать его портрет. Потом посмотрел этому человеку в глаза и узнал в нем того мальчика, с которого он рисовал отрока Исуса. Художник опечалился - вот как уродует греховная жизнь. Когда я это слушал, то вспомнил некоторых артистов - какими они были светлыми в юности и во что превратились, спившись к старости. В проповеди прозвучали, в общем-то, вполне приемлемые вещи: «грех Евы зародился, когда она засомневалась и перестала доверять Богу». «Если бы мы были бы идеальны, то Господь нас бы не шлифовал» и т.п. В конце проповеди довольно искренне прозвучала молитва, а потом песнопение, в котором были такие слова: «Верный Спаситель, мой Бог, Ты мой испытанный Друг. В руки Твои отдаем сердце и жизни весну. В мире я долго блуждал, правды Твоей не искал. Ты же меня возлюбил, принял и грех мой простил. Песню о дивной любви, в сердце мое Ты вложи. Дай силы крест свой нести, к родине тихой дойти».

В заключение была объявлена «тихая молитва», т.е. молитва про себя. Мы так тоже делаем, совершив поклонение чудотворному образу или мощам какого-нибудь угодника Божия, когда бываем в паломничествах. Потом минут 5-10 каждый молится про себя. При этом я иногда прошу участников паломничества помолиться в первую очередь о 2-х - 3-х общих проблемах. Собрание было объявлено оконченным после своеобразного «отпуста» и напутствия идти с миром («с миром изыдем» - по-нашему).

Для полноты впечатления у меня было еще желание иметь личный контакт с адвентистами. Попросил помощника позвонить по контактному телефону их Духовного Центра. «Только на нашей территории» - таков был ответ. Я: «Давайте поговорим у вас, со мной будет два спутника и с вашей стороны трое. У нас есть вопросы, давайте пообщаемся без чаев и фотографий». И вдруг звонок накануне условленного дня: «намеченная встреча не состоится». Я не знал, что думать: техническая ли накладка или в принципе не хотят встречаться? На следующий день позвонили еще раз, спросили: в чем причина? Нам ответили, что не первый раз приходили из Православной Церкви миссионеры, «убеждали нас, а нас не надо убеждать, мы не заинтересованы в диспутах, тем более что после них появляются негативные публикации. И вообще, в интернете о нас все можно найти». Я попросил еще раз позвонить и сказать, что никакой агрессии и злобы у нашего настоятеля нет. Действительно есть вопросы, но если нет, так нет, скажите, отнесся, мол, к отказу с пониманием. А вопросы действительно были: насколько наименование «адвентисты» адекватно сути. Они же не будут отвергать слов Спасителя: «... о дне же том и часе никто не знает...» Ну были в их истории казусы с назначением конкретных сроков. Ну а потом: все христиане ждут второго пришествия Христа и призваны бодрствовать. Хотелось узнать о течениях, которые существуют в адвентизме. И еще: если у них праздников нет, только субботы, то как понимать «праздник урожая», «пасхальные праздники»? Как сочетается с Библией то, что все женщины у них с непокрытой головой и т.д. Пока такого разговора не получилось...

Посетил еще адвентистов в пасхальный период - мероприятие, обозначенное как «пасхальный вечер». Адвентистские служители по-прежнему естественны и ненавязчивы. Вручают целую пачку небольших красочных брошюр из серии «Удивительные открытия» и «Здоровье. Наполни свою жизнь праздником». На многих из них иллюстрации евангельских событий - уже необычно для протестантов. Но что это? Все образы Христа разнятся между собою. Впечатление такое: взяли из западных фильмов изображения разных артистов, «игравших» роль Христа в фильмах на евангельские темы - отсюда такой разнобой. Православное изображение Спасителя основывается на каноне, на первообразе - поэтому оно едино по существу, несмотря на разные иконописные школы. Вообще, не только с изображениями у протестантов произошла метаморфоза, а и с крестом - сейчас его наличие на крышах молитвенных домов протестантов - обычное явление. И собрания свои они называют богослужениями и хлебопреломление - причащением. А по поводу изображений Христа в их брошюрах и диафильмах я так рассуждаю: ну если вы их допускаете в этих случаях для наглядности, то, что мешает вам иметь их в своих молитвенных домах (их они все чаще называют храмами и церквями). Читаю в серии «Удивительные открытия» урок 13: «День, который необходимо помнить» - ясно, что речь идет о почитании субботы. Урок 14: «Кто изменил день Господень?» Ответ: «католическая церковь». В качестве одной из причин этого называется желание подстроиться под язычников, почитающих в воскресные дни солнце. Желание, которое было продиктовано стремлением приобрести для Церкви как можно больше адептов.

В малом зале на первом этаже девочка лет 13-ти на фоне большого креста латинской формы (он был в стене) пропела под фонограмму пару песнопений. В одном из них были такие слова:

«Иисус, сотвори во мне обитель.

В Тебе нуждаюсь я всегда,

Находясь в этом мире зла,

Хочу быть похожим на Тебя, Иисус, Иисус»

Выступали два молодых проповедника - одного из них я уже слушал в свое первое посещение, второй оказался выходцем из Молдавии. Оба говорили в мягкой южнорусской тональности. Первый проповедник говорил о евхаристии, причащении. Зачитал известные стихи из 1-го послания к Коринфянам (11 гл.), о том, что кто ест и пьет недостойно - в суд себе ест и пьет и т.д. По старому обряду этот отрывок читается при подготовке к причащению. Обратил внимание, что слова в славянском тексте «спят довольни» переводятся в тексте как «многие умирают». Подумал: «довольно сложно понять эти два слова по-славянски без русского перевода». Вино для причастия предлагалось понимать как сок без брожения, а хлеб как пресный («опресноки»). Странно, ведь в греческом оригинале хлеб обозначен как квасной, что символизирует жизнь. Здесь же говорилось о пресном хлебе, который символизирует чистоту.

Выступил гитарист, меланхолически перебирая струны. Мне подумалось, что он тренируется, репетирует. Оказалось, что это «очередной номер». Такую медитационного характера музыку я слышал в больнице в кабинете фитотерапии. Второй проповедник напоминал симпатичного улыбчивого пингвина. Его проповедь была посвящена теме «Как спасти семью, которая разрушается?» В начале своего выступления он привел историю из интернета, касающуюся обозначенной темы.

История из интернета - о разводе в одной семье, живущей в США. В семье два ребенка, муж работал в каком-то НИИ, супруга не работала. Она решила с подругами заняться скупкой вещей на распродажу. Квартиру захламила куча нереализованных вещей. Муж стал упрекать ее за это. Постоянно росла напряженность в отношениях. В конце концов, все закончилось разводом. Проповедник сделал такие выводы, отталкиваясь от этой истории: всегда виноваты обе стороны, и что рискованно безоговорочно поддерживать какую-то одну сторону в семейном конфликте. Он подчеркнул, что только физическая измена может послужить достаточной причиной для развода - и то, если можешь простить - прости, если нет - Бог принимает любое твое решение.

Итак, только прелюбодеяние - достаточная причина для развода, все остальное (несовместимость характеров и пр.) можно и нужно преодолеть. О слове «прелюбодеяние» из Евангельского текста о недопустимости развода было уточнено, что в греческом оригинале оно звучит как «порочный образ жизни». Кроме вины прелюбодеяния как достаточной причины для развода «с Божьей точки зрения», по словам проповедника, другой «не существует». Социальная концепция РПЦ МП дает, однако, перечень и других причин для развода, например, длительное отсутствие одного из супругов, находящегося в неизвестности, или опасность для жизни одному из супругов из-за тяжелой психической болезни и т.д. Вроде бы серьезные, жизненные основания. Далее пафосно прозвучало вопрошание: «А если невмоготу, если, кажется, что жить дальше вместе невозможно?» Ответ: «Никто не скажет тебе, как быть - ни друзья, ни психологи - только Иисус Христос». Так, конечно, но, может быть, не помешает все-таки проконсультироваться со специалистами, тем более, посоветоваться с духовником? Православному человеку, конечно. «Христос может воскресить ваш угасающий союз, только Он один может подсказать, как быть. Никто не поможет - только Он» - продолжал проповедник, подкрепляя свои слова цитатами из Писания: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (из Соборного послания ап. Петра); «Не бойся (воды, огня - говорилось в тексте - иг. К.), ибо Я с тобою» (прор. Исаийя); «Дам вам будущность и надежду» (прор. Иеремия). Я подумал: «Какие прекрасные, глубокие тексты, почему же мы не используем их в нашей проповеднической практике?»

Вообще, наше знание Писания неудовлетворительно. Обязательно нужны библейские уроки на постоянной основе. Почему бы не проводить такие лектории в храме Христа Спасителя с привлечением специалистов? Какие огромные возможности мы имеем, но не используем их, а душа жаждет познания слова Божия - человек так создан. Очевидно, что нам нужно подтянуться, заполнить этот вакуум - тогда и меньше народа будет уходить в секты. И еще: будь я архиереем - постоянно бы призывал духовенство проповедовать, или, по крайней мере, читать поучения за каждой службой. Между тем проповедник продолжал: «Только с Божией помощью, а не сам ты найдешь выход из затруднений в семейной жизни. Твое сердце, без помощи Божией, никогда не найдет ответа, без Божией помощи у тебя не будет сил» и т.д. «Вступив в брак, зачеркни все черные запасные ходы, покайся в том, что допускал в мыслях эти варианты о возможном разводе» (кроме причины прелюбодеяния). Закончил проповедник свою проповедь довольно искренней молитвой. Сам он 8 лет в браке, имеет троих детей. «Я свидетель помощи Бога, когда ты ему доверяешь. Бог подсказывает, когда нужно промолчать, а когда сказать, как строить отношения. Честное слово - я свидетель». Получилось довольно неплохо и убедительно (я не обещал писать о тех, кто вне Православной Церкви только в черных красках. По дипломатическим соображениям, в своих последних статьях я не называю их сектами. Обозначаю их более нейтральными терминами: деноминации, конфессии, сообщества). В принципе, такая проповедь (или беседа во вне богослужебное время) могла прозвучать и в православном храме. Вообще, подобное мероприятие могло пройти и при православном храме. Надо действительно активизировать нашу просветительскую и миссионерскую деятельность, к чему призывает священноначалие. Надо заполнять вакуум, не ограничиваться только «отправлением культа».

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 3

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

3. Алексей Овчинников : Автору
2012-09-28 в 20:26

Спасибо за статью! Надо Слово Божие знать не хуже чем утреннее и вечернее правило, а об этом редко говорится!
2. иерей Илья Мотыка : Re: Москва инославная
2012-09-28 в 19:10

В целом неплохая и вполне справедливая статья.
1. Александр Бутов : уважаемому автору - игумену Кириллу
2012-09-28 в 12:27

Совершенно НЕНУЖНАЯ статья (часть 2): за о. Серафимом (Роузом) и его бывшими "соверующими" никто не ходил. Его Сам Господь привел!

Наше священноначалие не призывает православных (ни мирян, ни священнослужителей) ходить с миссионерскими целями по СЕКТАНТАМ. Вы что-то путаете, отче!

Простите.
Храни Вас Господь.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме