Владимир Лукич Боровиковский

К 255-летию со дня рождения

0
1271
Время на чтение 6 минут

Владимир Лукич Боровиковский, родившийся в Малороссии, на Украине в 1757 году, был сыном казака и внуком иконописца. Отец, казачий старшина Лука Боровиковский после службы, так же как дядя и братья художника, занимался росписью храма в родном Миргороде на Украине. В 1787 году, направлялась через Украину в недавно присоединённый к Российской империи Крым, Екатерина II посетила свой новый дворец в Кременчуге. Построенный дворец расписал для императрицы В.Л.Боровиковский «со родичами» с аллегорическими портретами самой императрицы. Екатерине II понравились работа, и художник был приглашён в С-Петербург. На полученный за роспись дворца под Полтавой гонорар В.Л.Боровиковский в 1788 прибыл в столицу и поселился в доме поэта и архитектора Н.А.Львова. До прибытия в Петербург, Боровиковский, подобно своему отцу и братьям, писал иконы и близкие иконам допетровского времени «парсунные» портреты видных миргородских казаков.

С 1788 года начинается карьера тридцатилетнего Боровиковского как светского художника-портретиста. Его учителем в С-Петербурге стал профессор Императорской Академии художеств Д.Г.Левицкий. Боровиковский знакомится с Г.Р.Державиным, Е.И.Фоминым, поэтом В.В.Капнистом, пишет их портреты и многочисленные миниатюры на эмали. В Петербурге он становился всё популярнее, в силу своего таланта портретиста. От учителя Левицкого портреты Боровиковского отличает большая композиционная изысканность образов и тонкость лирической и цветовой нюансировки. В это время в искусстве и литературе господствовал стиль сентиментализм. Русский сентиментализм объясняется в значительной степени тем, что в общественной жизни России немаловажную роль стали играть люди «третьего чина». Главным в лирических портретах художника становятся чувства человека. Внутренний мир человека пытается изобразить В.Л.Боровиковский на своих портретах. Одним из них был портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке. Она изображена на огромном портрете не сильной монархиней, а слабой и доброй, прогуливающейся в домашнем платье утром в любимом парке с маленькой собачкой. Великолепен пейзаж на портрете, с серебристым лондонским туманом, написанный в нежных пастельных тонах. Без заказных портретов художнику было не прожить материально, но в его творчестве главным жанром всегда была иконопись и изображения простых, и любимых художником не знатных особ, внутренний мир которых с их богатой душой, был глубоко ему небезразличен. В 1795 году В.Л.Боровиковский написал «Портрет торжковской крестьянки Христиньи». В последующем, многие повторения этого образа мы увидим на портретах А.Г.Венецианова, ученика В.Л.Боровиковского.

портрет М.И.Лопухиной

Главными портретами художника и так называемой его визитной карточкой, стали многочисленные женские образы так называемых «камерных портретов»: Арсеньевой, Скобеевой, Лопухиной, Нарышкиной, сестёр Гагариных, дочери Потёмкина и Екатерины II Тёмкиной, четырёх дочерей Павла I и его супруги Марии Фёдоровны. В 1797 году написан портрет М.И.Лопухиной, исключительный по лиризму настроения и красоте живописи. Именно о таком образе поэт Я.П.Полонский сказал в стихотворении 1885 года «Портрет»:

«Она давно прошла, и нет уже тех глаз, И той улыбки нет, что молча выражали Страданье - тень любви, и мысли - тень печали. Но красоту её Боровиковский спас. Так часть души её от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать».

Лирическое очарование женских образов было подчёркнуто художником в женских портретах, и они становятся не салонными куклами, а живыми людьми с индивидуальными ярко переданными чертами, умело переданными живописцем.

Помимо романтических и нежных женских портретов в его творчестве были заказные портреты императоров, генералов и знатных государственных деятелей, в частности портрет Г.Р.Державина, Д.П.Трощинского, А.Б.Куракина, Н.П.Шереметьева, Ф.А.Боровского, Али Мурзы Кули-Хана - брата персидского шаха Ага-Магомета, императора Павла I, императора Александра I, мореплавателя Ю.Ф.Лисянского. Их всегда отличает особое живое, чёткое и энергичное, «боровиковское» настроение портрета. Генерал-майор Фёдор Артемьевич Боровской (1746-1805) изображён в парадном «зимнем» мундире с орденами, правой рукой крепко сжимающим трость. Генерал писан на фоне конной атаки с именным оружием на переднем плане портрета, но Ф.А. Боровской у Боровиковского - не бравый отважный герой, а мудрый, много переживший полководец. Это глубокий психологический портрет, то за что современники ценили талант Боровиковского, заказывая ему свои изображения. Образы императора Павла Боровиковского от работ знаменитого художника С.С.Щукина отличает та же лиричность царя, не нравившаяся самому императору Павлу, император предпочитал Щукинский «героизированный» образ в военном мундире.

Боровиковский В. Л. Портрет Павла I. 1800. ГРМ. Фрагмент

У Боровиковского Павел I на двух парадных портретах в белом далматике или в мантии с короной и мальтийскими регалиями обычный человек, даже несколько растерянный. Художник рисует своих портретируемых персонажей такими, как они были. Павел I не красив на портретах Боровиковского, Павел I был «нефотогеничен» и имел сложный дурной характер. Боровиковский не приукрашал образ императора, соблюдая при этом правила «жанра» парадного портрета, тщательно изображая атрибуты власти: скипетр, державу, корону, умело и профессионально подчёркивая красоту портретов драпировками и лессировками. Боровиковский в 1790-е годы был «придворным живописцем» т.н. малого двора Великого князя Павла Петровича. В 1795 году получил звание академика Императорской Академии трёх знатнейших художеств. Период правления Павла 1796-1801 гг. стал периодом расцвета светской живописи Боровиковского. В.Л.Боровиковский славился и как талантливый портретист-миниатюры, работая в технике эмали. Эти небольшие, дорогие и близкие к сердцу каждого заказчика портреты в его исполнении были особенно востребованы в 1790е годы XVIII века. Художник всегда мастерски писал сияние драгоценностей, блеск муара, атласа и шелков. Живопись Боровиковского носит интимный и приглушённый характер, словно дымкой обволакивая любимый портретируемый образ.

Кроме портретов важным на протяжении всей жизни для художника оставалась иконопись. Родившись в семье потомственных иконописцев, ил «богомазов», в начале XIX века В.Л.Боровиковский был благодарен Господу за возможность работы в 1804-1820-е гг. для Казанского собора С-Петербурга, построенного в центре города, на Невском проспекте по проекту архитектора А.Н.Воронихина. К работе в соборе Воронихин, работая под покровительством графа А.С.Строгонова, привлёк лучших живописцев своего времени. Иконы создаваемых трёх иконостасов (главный и два в боковых пределах) Казанского собора С-Петербурга писали В.Л.Боровиковский, О.А.Кипренский, А. Иванов, Г.Угрюмов, Бруни и другие известные мастера.

Евангелист Марк

Художником В.Л.Боровиковским были написаны иконы для царских врат главного иконостаса Казанского собора, иконы архангела Гавриила и Девы Марии для Благовещения, всех четырех евангелистов: Марка, Луки, Иоанна и Матвея. Эти изображения характерны для иконописи XVIII века, у Боровиковского они наполнены эмоциональностью и драматизмом. Священный синод Русской Православной церкви в связи с «неканоничностью и излишней эмоциональностью образов» долгое время не хотел утверждать иконостас для Казанского собора С-Петербурга. «На сооружении сего храма, с гордостью сообщал в 1811 году журнал «Северная почта», - употреблено единственно то, чем изобилует и славится Россия. Все материалы заимствованы из недр Отечества и все мастерства произведены искусством и рукою отечественных художников». На протяжении всей жизни Боровиковский возвращался к любимым библейским образам святых, им был создан портрет святителя Николая, Мирликийского чудотворца, в виде седого старика, который вошёл в каталоги живописи под названием «аллегории Зимы». Характер самого художника в конце жизни стал более угрюмым, замкнутым, нелюдимым, он перестал писать светские портреты, отказывался от выгодных заказов и продолжал заниматься любимой иконописью. Им был расписан Борисоглебский собор в Торжке, Иосифовский собор в Могилёве. Сохранились его образы «Константина и Елены», «святой великомученицы Екатерины», «Антония и Феодосия», «Товия и архангела Рафаила», «апостола Филиппа», «Иова и его друзей», «пророка Аваккума, несомого ангелом и Даниила во рву львином», и многочисленные другие церковные росписи, частично сохранившиеся сегодня в музеях и частных собраниях.

Портрет архиепископа Черниговского Михаила

В 1816 году В.Л.Боровиковский написал один из лучших своих портретов - архиепископа Черниговского Михаила (Матвея Михайловича Десницкого) 1765-1821 гг., впоследствии митрополита С-Петербургского. Портрет в духе классического изображения того периода изображён с панагией, орденом святого апостола Андрея Первозванного, в черном монашеском клобуке. Архиепископ задумчив и молчалив.

В 1823 году Боровиковский написал иконы для Михайловского дворца в Петербурге, в частности «Богоматерь с младенцем в сонме ангелов», «святого благоверного князя Александра Невского» и главный образ домовой Михайловской церкви - «архистратига Михаила». Умер художник в С-Петербурге, в 1825 году и последней его работой стал иконостас для Троицкой церкви Смоленского кладбища в С-Петербурге.

Марина Викторовна Удальцова, искусствовед

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Удальцова
Золотисто-коричневый бархат борозд...
К 120-летию художника А.А.Пластова в Государственном Русском музее была открыта выставка «Почва и судьба»
08.11.2013
Народная икона
На Пречистенке в залах Академии художеств в Москве открыта выставка
31.07.2012
Все статьи Марина Удальцова
Последние комментарии
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.04.2024 22:12
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31