Святоотеческое наследие – в основу научного познания!

У российской науки, с её тысячелетней православной культурой, исторические корни познания, принципиально отличны от тех, что питали новоевропейскую науку

0
1309
Время на чтение 19 минут

Овладевая всем тем ценным, что создал человеческий гений на протяжении истории, святые отцы тем не менее не ассимилировались с »духом века сего», а стремились восполнить ограниченность человеческого познания истиной Божественного Откровения, данной нам в Иисусе Христе, Сыне Божием.

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл

Отцы Церкви чаще всего богословствовали для опровержения еретиков. Отправляясь от «неверного» выражения христианского благовестия, они находили «верные» слова, при этом не «создавая» Истину, которая и является Истиной только в силу своей божественности, – а выражая и объясняя её.

Протоиерей Георгий Флоровский

В первых числах июля мне довелось подписывать в редакции журнала Президиума РАН «Энергия: экономика, техника, экология» вёрстку очередной беседы под названием «Логос на пороге общественного сознания», включённой в сентябрьский номер журнала. В ней я, в частности, заявляю, что у академической науки, ныне существующей в России с её тысячелетней православной культурой, обнаруживаются исторические корни познания, принципиально отличные от тех, что питали новоевропейскую науку, которые таят мощнейший познавательный потенциал, давно ожидающий использования. Однако на вполне резонно последовавшее затем предположение моей постоянной собеседницы Татьяны Львовны Мышко, что для этого придётся обращаться за помощью непосредственно к нынешним богословам, был вынужден ответить: «В настоящее время это оказывается крайне непродуктивным по целому ряду причин, на которых я здесь останавливаться не стану…».

Действительно, если считать сегодня достаточно примечательной саму возможность постановки вопроса о православных корнях научного познания в академическом журнале (издании сугубо светском), то пытаться ещё и обсуждать на его страницах реальные и мнимые препятствия на пути осознания этого нынешними богословскими кругами было бы всё же неуместно. Здесь необходимо прибегнуть к совершенно иному ресурсу, и в сложившихся условиях именно сайт Русской народной линии, находящейся на переднем крае борьбы за торжество Православия, видится мне наиболее подходящим местом для первой публикации материалов, существенно приближающих претворение в явь мечту Ивана Киреевского, «чтобы православное просвещение овладело в с е м умственным развитием современного мира, доставшимся ему в удел от всей прежней умственной жизни человечества».

По следам одного интервью

Называя себя независимым исследователем, я вовсе не предполагаю наличия какого-то особого пути интеллектуально-духовного преображения, следовать по которому призываю в своих публикациях. Моя позиция целиком совпадает с той, что выражена в начале текущего года викарием Патриарха Московского и всея Руси митрополитом Иларионом: «Будущее Православия зависит от верности церковному Преданию – той верности, которая сохраняла Церковь в самых разных исторических условиях на протяжении столетий».[1] Вместе с тем одна лишь констатация авторитетным иерархом РПЦ того, что «опора на святоотеческое наследие является важной и сильной стороной современного православного богословия» представляется мне в нынешних условиях недостаточной, поскольку всё идёт к тому, что очень скоро неумолимо назревающая смена естественнонаучной парадигмы потребует решительного включения этого наследия в фундамент научного познания, между тем как «современное православное богословие» к такому повороту событий явно не готово.

Естественно, я отдаю себе отчёт в том, что общий фон, формируемый сегодня фундаментальной наукой, чьи усилия направлены на сохранение кредита доверия общества, для подобного, на первый взгляд, весьма самонадеянного заявления, всӫ ещӫ неблагоприятен. То, что оно не встретит понимания в самых просвещӫнных православных кругах, меня убеждает не столь давнее интервью представляющих их протоиерея Всеволода Чаплина и профессора МДА Алексея Осипова порталу Интерфакс-Религия в связи с появившимся в печати сообщением о предполагаемом открытии европейскими учёными «бозона Хиггса».[2] Прежде всего у обоих интервьюируемых полностью отсутствует какое-либо сомнение в правильности курса, избранного мировой фундаментальной наукой в минувшем веке, несмотря на то, что именно она способствовала превращению его в век апостасии. Более того, ей выдаётся ими своеобразный карт-бланш на продолжение этого пути, о чём свидетельствует и умозаключение отца Всеволода: «Действительно, на мой взгляд, человечество только начинает постигать окружающий мир – как духовный, так и материальный», и проникнутое искренним к ней доверием заявление профессора Осипова: «Мы всё больше поражаемся потрясающей сложности устройства этого мира и тому, как при этой сложности всё удивительно целесообразно, взаимосвязано, закономерно».

Кстати, само это не лишённое эмоций выражение «коллективного» (имея в виду упомянутые выше круги) мировосприятия, позволяет сопоставить его с анализом Восточными Отцами их собственного φυσική θεωρία («естественного созерцания»). Что касается всеобщей упорядоченности, то ею тварный мир, по утверждению св. Афанасия Александрийского (IV в.), целиком обязан Слову Отчему, нисходящему во вселенную: в единстве и стройности мира открывается Бог, Который Един в Троице, нераздельной и неслиянной.[3] Стало быть, в этой части доктором богословия выражена, вне всяких сомнений, верность святоотеческой традиции, чего, увы, никак нельзя отнести к представлению о «потрясающей сложности устройства этого мира». Всеми силами поддерживаемое в общественном сознании нынешней фундаментальной наукой, оно, тем не менее, вызывает вопрос: не лежит ли в основе его формирования некий изначально неверный посыл? Неспроста же замечательный русский язык, демонстрируя странное созвучие понятий «сложный» – «ложный», волей-неволей наводит на такую мысль при всей её, на первый взгляд, спекулятивности; впрочем, это предмет изысканий современных лингвистов, а отнюдь не богословов. Мне же в поисках ответа остаётся апеллировать исключительно к наследию Восточных Отцов, тем более что в греческом языке подобной близости между πоλύ-πλоκоς и ψευδής не наблюдается..

И действительно прямой ответ на столь принципиальный вопрос удаётся найти у прп. Иоанна Дамаскина (VIII в.). Он заявляет, исходя из того, что Божеское единство éсть в Трӫх Ипостасях, а не слагается из них: «Мы называем ипостаси совершенными, чтобы не ввести сложность в Божеское естество, ибо сложение – начало раздора». То есть для него сами истоки сложности, воспринимаемой человеческим разумом и отражаемой в основах рационального познания, обусловлены изначальным нестроением («раздором»), которое святитель обнаруживает в тварном бытии, усматривая его первопричину в том, что здесь общность, связь и единство между ипостасями (индивидами) мы выявляем лишь «умом и мыслью», наблюдая воочию прежде всего их различие, между тем как в едином существе Божием Три Ипостаси пребывают в неслитном соединении и нераздельном разделении. Это и составляет неисповедимую тайну отличия Божественного бытия от тварного, где общее, по справедливому замечанию прп. Иоанна, относящееся к различным индивидам (ипостасям), не существует само по себе, а, согласно Аристотелю, только во многих, и поэтому мы восходим к нему вторично посредством выделения одинаковых, повторяющихся свойств.[4] И здесь, как нельзя более, к месту предупреждение неутомимого исследователя и глубокого толкователя наследия Восточных Отцов прот. Георгия Флоровского, завершавшее его фундаментальный труд «Пути русского богословия»: «Кто не хочет оставаться с Отцами, боится отстать в «патристической схоластике», в напрасном старании с веком наравне прорваться куда-то «вперӫд», роковым образом самόй логикой вещей отбрасывается назад и оказывается с Платоном и Аристотелем, с Плотином и Филоном, – то есть, во всяком случае, до Христа».[5]

Но ведь и вправду прп. Иоанн Дамаскин подводит нас к пониманию истоков представлений о сложности тварного бытия: они обусловлены наличием в нӫм раздельного существования и формирующей область числа множественности. Уже это создаӫт предпосылки для отсутствия в исходной позиции познающего человеческого разума восприятия органического единства, открываемого в Боге. Окончательно же оно вытесняется предложенным ещӫ Аристотелем осознанием общего, которое исподволь, в условиях рационализации западнохристианской мысли обретает сугубо механистичную логико-понятийную схематичность (системность), а также обращением человеческого ratio к сложению как главному средству использования им свойств аддитивности (прибавления), экстенсивности (расширения), присущих множественному миру вещей и окормляемых безупречным математическим формализмом. Да и сама вершина такого миропостижения уже была определена Аристотелем: «Знание обо всӫм необходимо имеет тот, кто в наибольшей мере обладает знанием общего, ибо в некотором смысле он знает всё, подпадающее под общее. Но пожалуй, труднее всего для человека познать именно это, наиболее общее, ибо оно дальше всего от чувственных восприятий» (курсив мой. – С.Г.).[6]

Что же в итоге? Спустя без малого два с половиной тысячелетия со времён Аристотеля попытка достичь этой вершины приводит интеллектуальный авангард, то есть физиков, использующих всеобщее математическое моделирование и опирающихся на универсальный системный подход, к «честному признанию», повторяемому с полным доверием к ним отцом Всеволодом в упомянутом интервью: «сегодня изучению подвластны лишь 4% существующих частиц и предстоит познать остальные 96% Вселенной». Итог плачевный, вскрывающий, если говорить откровенно, несостоятельность науки, чья экспансия напрочь вытеснила из основ знаний, предлагаемых нынешним поколениям, выявленную некогда Восточными Отцами тайну причастности Бога как к сотворӫнному Им миру в целом, так и к каждой в нӫм вещи. Между тем возврат в общественное сознание восприятия обусловленного этим изначального органического единства, – краеугольного камня фундамента православного познания, – превращает в реальность давным-давно ожидающую своего часа альтернативу ущербной «истории мироздания», сконструированной нынешней наукой, окончательно заплутавшей в лабиринте прельщений ума; при этом сáмой настоящей фикцией оказывается и с почтением упоминаемая в интервью «Стандартная модель физики», предрекающая существование бозона Хиггса, который к тому же ещӫ и нарекли «частицей Бога».

К сожалению, благодатные истоки такого познания всӫ ещӫ остаются, как это ни прискорбно, вне поля зрения значительной части нынешнего богословского корпуса. Рискну предположить, что это обусловлено тем, скажу прямо, слепым доверием, которое сумели внушить ей повсеместно культивируемые нынешней системой светского образования доотказа математизированные основы рационального знания, правдивость которых подтверждается достижениями фундаментальной науки. Сложившееся положение отражено и в заключающем интервью выводе профессора Осипова: «Для богословия абсолютно безразлично, из каких кирпичиков создана Вселенная, как она появилась и развивалась. Для богословия одно только имеет значение – что источником всех этих явлений является Бог. Богословие отрицает саморазвитие мира без творческого импульса, особого разума, именуемого Богом». Увы, сегодня такое «безразличие» лишь способствует усилению интеллектуального соблазна, влекущего человечество к неизбежному вырождению и нравственной деградации. Что же касается итогового утверждения, то оно мало чем отличается от взглядов закоренелого врага Церкви Вольтера, у которого в соответствии с его деизмом, Бог также выступает как конечная первопричина мира, как активная сила, сообщившая материи движение и упорядочившая её.

У истоков выбора направления миропознания

Конечно, критика толкований А.И. Осипова ни в коей мере не затрагивает личных заслуг профессора, значимости его многолетней деятельности на избранном поприще. К тому же отмечаемая им отстранӫнность ортодоксального богословия от мирских путей познания в значительной мере связана с древней святоотеческой традицией, которую выдающийся православный просветитель прошлого века В.Н. Лосский изложил следующим образом: «Святые отцы видели в “богословии” в собственном смысле слова – учение о Божественном существе в самόм себе, учение о Пресвятой Троице, тогда как внешние проявления Бога, Троица, познаваемая в Еӫ отношениях к тварному, входили в область “икономии”».[7] Совершенно ясно, что здесь исходным пунктом, предваряющим всякое познание, является тайна Божественной Троичности, и вера в истину Откровения, открывающего путь к спасению, а вовсе не позиция человеческого разума, который доверяется исключительно самому себе в попытках познать тайны мироздания. Более того, у Лосского есть высказывание и о характере современного ему (первая половина прошлого века) богословия, «вполне допускающего любую научную теорию мироздания, лишь бы она не переходила положенных ей границ и не принималась дерзко отрицать то, что находится вне поля еӫ зрения». [8] Казалось бы, к чему тогда весь этот пафос предыдущей критики заключительного вывода проф. Осипова – ведь налицо полное совпадение с его началом (если, конечно, не учитывать оговорку самогό Лосского)?

Но дело как раз именно в содержании этой оговорки. Оказавшись волей судьбы в центре Западной Европы, православный просветитель был, конечно же, осведомлён о влиянии на её научную общественность взглядов Макса Вебера, автора концепции рациональности, предсказывавшего неминуемое обессиливание христианской религии (им она сводилась исключительно к протестантизму как к своему конечному этапу) и превращение полностью освободившейся от еӫ надзора науки в решающую силу с целью овладения миром, лишӫнным неподвластных человеческому ratio тайн. Поэтому упоминание Лосского об ограничениях при создании «научной теории мироздания» было не только уместным, но и, как показал дальнейший ход событий, крайне необходимым. Исходя из того, что «космология Откровения неотъемлемо геоцентрична», он предвидел роковой удел человеческого разума, отпавшего от его благодатной мудрости: «Ненасытимый дух познания, беспокойный ум Фауста, сосредоточившись на космосе, разбивает слишком узкие для него небесные сферы, чтобы ринуться в бесконечные пространства и в поисках синтетического познания мира в них затеряться…»[8] И ведь пророчество православного просветителя сбылось: нынешние «честные признания» о неизведанности 96% Вселенной, доносящиеся из ЦЕРНА (на них-то и ссылается отец Всеволод в вышеупоминаемом интервью), по существу, подтверждают эту «затерянность», хотя и проявляется она на фоне новых космологических открытий, сыплющихся, как из рога изобилия, на потрясӫнного их грандиозностью обывателя. К тому же такая «внешняя» затерянность дополняется и сугубо «внутренней»: отсутствием общего горизонта знаний при бурном их росте, а ещӫ неопределӫнностью будущего цивилизации, относящейся, по Веберу, к «западному типу рациональности», и потерей самόй логики еӫ развития.

Но, помимо всего, столь упорно демонстрируемая мировой наукой в целях сохранения кредита доверия общества собственная самодостаточность становится, на поверку, доказательством того, что обозначенный выше Лосским статус-кво ею порушен, притом, окончательно и бесповоротно. И это, в свою очередь, означает, что в сложившихся условиях (а речь, по существу, идёт о кризисе самих основ рационального познания) человеческому разуму волей-неволей придӫтся признать неудавшимися «поиски синтетического познания мира» и обратиться к тайнам космологии Откровения, о которых ещӫ в начале прошлого десятилетия с неизбывной в них верой упоминал Святейший Патриарх Алексий II: «Новозаветное учение о спасении человечества трудно совместить с гипотезой о множественности материальных миров. Мы, православные христиане, верим, что Христос пришӫл на землю спасти человека, всю тварь и весь космос от греха, проклятия и смерти. Его воплощение и Его искупительная жертва – единственные и неповторимые, ибо Сын Божий не мог воплотиться дважды. И они совершились именно в контексте земной истории. Если бы существовали иные миры, нуждавшиеся в искуплении, Бог не оставил бы их без внимания».[9]

Конечно, средоточие истинного познания – «новозаветное учение» и «сосредоточившийся на космосе» человеческий разум, который находит источник знаний лишь в себе самόм, абсолютно несовместимы. Но дело в том, что истоки такой несовместимости обнаруживаются в различии восприятия и трактовки «соустроенности» между существом человеческим и существом Божественным в западном и восточном преданиях ещӫ в первые века христианства. Вот как об этом рассказывает Вл. Лосский: «Блаженный Августин стремится составить понятие о Боге, исходя из нашей сообразности Богу, и пытается открыть в Нӫм то, что мы сами находим в своей душе, сотворӫнной по Его образу. Это метод психологических аналогий, приложимый к познанию Бога, к богословию. Святой же Григорий Нисский, например, наоборот, отправляется от того, что Откровение говорит нам о Боге, чтобы затем найти в человеке то, что соответствует в нӫм образу Божию. Это метод богословский, применӫнный к науке о человеке, к антропологии. Первый стремится познать Бога, исходя из сотворӫнного по Его образу человека; второй хочет определить истинную природу человека, исходя из понятия о Боге, по образу Которого был создан человек».[10] То есть противоположность обнаруживается уже в самόй направленности познания (от человека к Богу и от Бога к человеку); принципиальным оказывается и различие сугубо богословское: традиции отцов Римской Церкви соответствует обращение к Божественной сущности, тогда как у Восточных Отцов это обращение к единой в Трӫх Лицах Св. Троице.

Но коль скоро непосредственно с человека начинается путь познания Творца, то тем более понятным становится дальнейшее следование по этому же пути и в целях познания сотворённого Им мира: от познающего разума (субъекта) – к познаваемому объекту, будь то (на сегодняшний день) элементарная частица или же беспредельный космос. Не возникало каких-либо сомнений и в надӫжности формировавшегося на этом пути единовластия понятия, хотя, на поверку, оно остаӫтся представлением человеческого разума, получившим от него же своӫ наименование (по Хомякову, это всего лишь «понимание в понимающем»). И по мере того, как истина знания приобретала в западнохристианском мире собственный статус, напрочь отделяясь от истины веры, укреплялась и роль понятия в качестве универсального выразителя непререкаемой истины. Причём, роль эта оттачивалась как в сугубо богословских диспутах схоластов, так и на кафедрах университетов средневековой Европы, где провозглашӫнная «служанкой богословия» философия формировала рациональный образ мышления, который и был положен в основу развития новоевропейской науки. Да и поныне предел применимости понятия остаӫтся общепризнанным в мировой науке пределом научного мышления.

На пути к восстановлению связи времён

Значимость для Римских Отцов ключевых понятий, посредством которых они пытались пробиться к неприступной Божественной сущности, оставалась непререкаемой, хотя уже тогда их главные оппоненты – «великие каппадокийцы» – утверждали, что не только она, но и сущности тварные не могут быть выражены понятиями. И нет ничего неожиданного в отсутствии богословия и мистики Божественной сущности в предании Православной Церкви – здесь безжизненная абстракция сакрализованного понятия полностью вытеснена животворной конкретностью Лиц Святой Троицы. К тому же обращӫнность Восточных Отцов к тайнам Откровения как началу миропознания вообще избавляла их от необходимости прибегать к философским спекуляциям, и Вл. Лосский, вне всяких сомнений, верен исторической правде, отмечая, что «сотериологическое богословие Православной Церкви никогда не вступало в союз с философией с целью построения “научного синтеза”».[11] Вместе с тем он не совсем прав, заявляя, что «несмотря на всё своё богатство, у восточной религиозной мысли не было своей схоластики». Неспроста же другой выдающийся православный просветитель упоминает именно о «патристической схоластике» (см.[5]), и в приводимых выше суждениях прп. Иоанна Дамаскина явно обнаруживаются её элементы. Сам Лосский, впрочем, всӫ же не отрицает наличия философских теорий в святоотеческом наследии, делая, однако, оговорку, что они «всегда подчиняются центральной идее соединения с Богом и не становятся типичными системами».[12]

Когда же у Римской Церкви, так и не свернувшей с избранного ею пути рационализации богословия, в завершавший Средневековье период обострились проблемы, решить которые удалось лишь такому непревзойдӫнному мастеру компромисса между мистикой веры и логико-понятийной оформленностью знания, как Фома Аквинский, в православном мире предпосылки для возникновения подобных проблем начисто отсутствовали. И появление их через несколько веков непосредственно в России было обусловлено попытками «переваривать» появившиеся здесь и неприемлемые для православного мировосприятия (а если быть более точным, то и просто ядовитые) плоды европейского Просвещения; в философской сфере их представляли французский материализм, английский сенсуализм, и наиболее глубоко проникший в XIX веке в сознание просвещӫнного слоя России германский идеализм. А так как всӫ это была философия «вне веры», исторически необходимой для православной России задачей оказалось создание действенного противоядия столь зловредному побочному продукту протестантства. Им и явилась самобытная русская философия, которой требовалось, с одной стороны, прибегнуть («по законам жанра») к выработанной западной философией методологии, с другой, – быть (по праву преемственности) продолжением философии святоотеческой, следовательно, удовлетворять обозначенным Лосским (см.[12]) условиям.

Поскольку изложение в настоящем материале перипетий становления названной философии в мою задачу не входило, не стану уделять внимания и деятельности формировавших её русских мыслителей, ограничившись лишь скромной выборкой наиболее значимых, по моему мнению, выводов отдельных их представителей. А потому позволю себе, исходя из этого, начать со следующего определения: «Предмет мистической философии есть не мир явлений, сводимых к нашим ощущениям, и не мир идей, сводимых к нашим мыслям, а живая действительность существ в их внутренних жизненных отношениях; эта философия занимается не внешним порядком явлений, а внутренним порядком существ и их жизни, который определяется их отношением к существу первоначальному».[13] По сути, здесь провозглашается мистический символизм: называя философию «мистической», автор, тем самым, исходит из обращения еӫ к тайне, не подлежащей разгадке человеком, чьи возможности ограничены всего лишь собственными ощущениями и мыслями; он также сообщает о двух взаимосвязанных и подлежащих рассмотрению пластах бытия – «живой действительности существ» и их «внутреннем порядке»; наконец, мы узнаём о сáмом главном – наличии «первоначального существа», благодаря которому и обеспечивается порядок в этом бытии. Если отвлечься от абстракции используемых здесь без упоминания всуе Господа понятий, то не представляет особого труда обнаружить в этом умозаключении попытку выразить смысл утверждения прп. Максима Исповедника: «Всё в мире есть тайна Божия и символ. Символ Слова, ибо Откровение Слова. Весь мир есть Откровение, – некая книга неписанного Откровения. Или, в другом сравнении, – весь мир есть одеяние Слова» [14]. Таким образом, стремление автора к сохранению связи новой философии со святоотеческими традициями не подлежит сомнению.

В то же время остаётся некоторая неопределенность самогό понятия «существо», да и принципиальное различие двух подходов к осмыслению реальности (что и послужило причиной возникновения такой философии) обозначено, можно сказать, лишь пунктирно. Между тем, как следует из утверждений другого автора, именно противопоставление осознания мира в человеческом разуме – рационализме и осознания его в Боге-Слове (Логосе) – логизме, позволяет выявить две взаимоисключающие категории в самих основах познания: «Рационализм, считая личность за безусловно иррациональное, воспринимает весь мир в категории вещи. Логизм, прозревая в личности вечную, не гибнущую идею, образ и подобие Божие, воспринимает весь мир в категории личности» (курсив автора. – С.Г.). [15] Становится совершенно ясно, что именно названная категория снимает неопределӫнность ключевого для первого автора понятия. Далее мысль эта развивается, попутно вскрывая неискоренимую ущербность рационализма как в сфере философии, так и в науке; что же касается провозглашӫнной им альтернативы осмыслению вещного мира, то она вновь возвращает нас к мировосприятию православного святителя (см. [14]): «Вещь, взятая как чистая категория, есть не что иное, как схема. К схеме математической, динамической, трансцендентальной или диалектической и старался всегда рационализм свести всӫ существующее. Отсюда всесторонний схематизм рационализма. Место схемы занимает в логизме символ. <…> И весь мир есть не что иное – как «лес символов», реалистически трактуемых. Отсюда всесторонний символизм в философии Логоса» (курсив автора. – С.Г). [16]

Приведенные умозаключения позволяли, как мне думается, считать фундамент новой философии вполне сформированным. Более того, сама она обретала роль и место в конкретном историческом процессе, активно включаясь в его динамику и становясь предельно злободневной, что попытался выразить ещӫ один автор, выделив свой вывод курсивом: «Русская самобытная философия представляет собой непрекращающуюся борьбу между западноевропейским абстрактным ratio и восточно-христианским, конкретным, богочеловеческим Логосом и является беспрестанным, постоянно поднимающимся на новую ступень постижением иррациональных и тайных глубин космоса конкретным и живым разумом». [17] Здесь освещается не только характер текущих событий, но и ясно осознаваемая автором плодотворность перспективы миропостижения на пути развития православной мысли от самих истоков христианского благовестия.

Однако исторический трагизм в том, что рождение приведӫнных выше строк, исполненных жизнеутверждающего оптимизма, совпало с началом насильственного прерывания этого пути. А саму память о расправлявшей крылья самобытной русской философии богоборческая власть выкорчевала из общественного сознания настолько основательно, что и теперь, в условиях атаки западного ratio по всему фронту, адекватного сопротивления ему со стороны философской мысли нет как нет. Конечно, сложившиеся в России в атмосфере официального воинствующего атеизма направления и школы в сфере науки не имели ничего общего с насыщенным неисповедимой тайной православным мировосприятием.

Но ведь то же самое относится и к навязываемым сегодня общественному сознанию убожеством либеральной мысли, которую всепоглощающий прагматизм вообще лишает элементарного философского измерения. В итоге продолжающееся брожение умов не оставляет никакой надежды на восстановление связи времӫн в самόй России, и тем более на выход из мирового кризиса познания посредством одной лишь религиозно-философской мысли. Остаӫтся, однако, возможность, опираясь на святоотеческое наследие, попытаться развернуть непосредственно научную мысль на 1800 – задача, на первый взгляд, в нынешних условиях невыполнимая. Впрочем, всӫ это сможет стать предметом другой публикации.

Семён Гальперин, независимый исследователь

Примечания:

[1] Интервью митрополита Илариона гл. ред. портала Богослов.ру 13 февраля 2012 года

[2] Протоиерей Всеволод Чаплин «Человечество только начинает постигать окружающий мир» / Публикация на сайте РНЛ 05.07.2012.

[3] см. Г.В. Флоровский. Восточные Отцы IV века. /репринт/, М., «Паломник»,1992. II. Св. Афанасий Александрийский.

[4] см. Г.В. Флоровский. Восточные Отцы V-VIII веков. /репринт/, М., «Паломник»,1992. VIII. Преп. Иоанн Дамаскин.

[5] Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. М., Ин-т русской цивилизации, 2009. С. 647.

[6] Аристотель. Соч. в 4-х т. М., «Мысль», 1976, т. 1, С. 68.

[7] В.Н. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 56.

[8] Там же. С. 81.

[9] Полный текст интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Aлексия II итальянскому информационному агентству “АНСА”. Архив 2001, Слово Патриарха.

[10] В.Н. Лосский. Указ. соч. С. 87.

[11] Там же. С.80.

[12] Там же. С. 80.

[13] Вл. Соловьёв. Соч. в 2-х т. М., «Мысль», 1988. Т.2. С.192.

[14] см.Г.В. Флоровский. Восточные Отцы V - VIII веков. VII. Преп. Максим Исповедник.

[15] В.Ф. Эрн. Сочинения. М., «Правда», 1991. С. 291.

[16] Там же. С. 291-292.

[17] А.Ф. Лосев. Русская философия / В сб. Страсть к диалектике, М., 1990. С. 78.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

85. Ответ: 83 рудовский

Прежде всего фундаментальная физика в самом начале ХХ века, благодаря чему избавилась от "головной боли", оставленной ей принципом дальнодействия Ньютона. На мой взгляд, весьма доступно это изложено в беседе "Возвращаясь к проблеме эфира".
C. Гальперин / 19.09.2012, 13:02

84. Ответ: 81. р.б. Павел

Журнал, увы, малодоступен (тираж небольшой) хотя, конечно, в библиотеках главных технических вузов имеется и, естественно, в центральной электронной библиотеке elibrary.ru/title_about.asp?id=9296, но оттуда тексты в Интернет не поступают. Правда, я неоднократно предлагал А.Д. Степанову вывесить все опубликованные беседы одну по одной на сайте РНЛ, но безрезультатно (впрочем, одна из таких сугубо познавательных бесед «Возвращаясь к проблеме эфира» всӫ же появилась, но ни одного комментария, как это ни странно, не вызвала). Что касается последнего вопроса, то в беседе «Снова в гости к пространству» (см. «Энергия», № 5, 2008) формула закона Ньютона всего лишь объясняется, а вовсе не выводится, а вот к осмыслению и численной значимости постоянной тяготения пришлось даже приводить схему, причӫм, на мой взгляд, достаточно простую.
C. Гальперин / 19.09.2012, 12:46

83. Re: Святоотеческое наследие – в основу научного познания!

Обратимся хотя бы к отвергаемой нынешней наукой бесконечности как реальному явлению (c) Эм... А какая именно наука отвергает бесконечность как реальное явление?
рудовский / 19.09.2012, 12:10

82. Ответ: рудовскому на п.80.

Непонимание происходит из-за принципиальной разности начальных посылок; всӫ остальное – дело, как говорится, наживное. Обратимся хотя бы к отвергаемой нынешней наукой бесконечности как реальному явлению, вообще не связанному с какими бы то ни было количествами (для Святых Отцов она являлась неотъемлемым атрибутом непознаваемой Божественной сущности). Светской науке, конечно, вовсе не обязательно апеллировать к их воззрениям - достаточно подойти со всей серьӫзностью к событиям, примерно, столетней давности. Мне их довелось обсуждать несколько лет тому назад со своей постоянной собеседницей на страницах журнала «Энергия». Беседа называлась «Время собирать камни», и речь в ней шла об осмыслении самогό явления энергии. Вот, на мой взгляд, подходящий к случаю фрагмент этой беседы: « – Я все же хотела бы вернуть вас к проблеме «энергетики» Оствальда. Были ли, по-вашему, возможности решить ее? – Конечно, были. Для этого всего лишь требовалось абстрактную полемику сугубо философского характера о «носителе энергии» сменить дискуссией по тематике «физика есть геометрия», что давало, по крайней мере, возможность обнаружить первичную структуру, в которой существует энергия; кстати, вам это знакомо. – Вы имеете в виду поверхность сферы, «границы которой нигде, а центр – везде»? – Совершенно верно. При этом, во-первых, речь пошла бы о конкретной модели Вселенной Плотина–Кузанского, а во-вторых, о самόй форме бесконечности, где, как вы убедились, проблема «покой»-«движение» также находит конкретное, хотя и не привычное для обыденного сознания разрешение. К сожалению, направленность научной мысли оказалась именно в то время сáмой, что ни на есть неподходящей для организации подобной дискуссии. – И что, у вас имеются серьӫзные основания для такого вывода? – Да уж куда серьӫзнее: вспомните, осенью всӫ того же 1908 года Герман Минковский выступает со своим знаменитым докладом (подробности я изложил в статье об Эйнштейне). Могло ли прийти тогда кому-либо в голову сравнивать умозрительную натурфилософскую модель Плотина-Кузанского (чего стóят одни лишь понятия «нигде», «везде») с математически безупречно обоснованным четырӫхмерным пространственно-временным континуумом, который не только вносит столь желанную всеми упорядоченность в основания мира, но и навсегда избавляет самих физиков от призрака бесконечности. – Но почему же сама бесконечность уже тогда была неприемлема для научного сознания? – Вообще-то, проблемы с восприятием бесконечного были давно, однако, это не давало оснований для изъятия его из картины мира, и Галилей устами одного из собеседников своей знаменитой книги «Discorsi» ещӫ утверждает: «Мы находимся в области бесконечных и неделимых» (согласитесь, наше обсуждение бытия точки с таким выводом полностью совпадает). А то, что происходило потом, становится целиком ясным, если считать, вслед за Лосевым, что в течение последних веков исполненный смысла мир, существующий вне человека, он всӫ упорней пытается втиснуть, полностью доверившись «ratio», в собственное сознание; при этом, естественно, в самом восприятии мира спонтанно возрастает роль человеческой психики. Неудивительно, что уже к середине XIX века позитивист Джон Милль, отстаивая самостоятельное значение психологии в научном познании, приходит к выводу, что вещи вне их восприятия вообще не существуют: материя – постоянная возможность отрицания; дух – постоянная возможность чувствования. – Конечно, это интересные подробности, но как именно сказались они на восприятии бесконечности? – Да вот вам конкретный пример, относящийся к оказавшемуся в эпицентре дискуссий начала прошлого века Анри Пуанкаре. Противопоставляя способности человеческого разума понимать и видеть, он вполне убеждӫнно заявляет, что «понимать можно только конечное…, а видеть можно только протяжӫнное, которое есть бесконечное». Но разве такой вывод не объясняется прежде всего особенностями миропонимания самогό выдающегося математика? Нетрудно видеть бесконечность окружности, не имеющей ни начала, ни конца, но ведь не столь уж трудно понять, что то же относится и к любой еӫ точке, где сохранение непрерывности обусловливает совпадение начала и конца. Вообще же в особенностях осмысления пары понятий "начало-конец", как в капле воды, отражены изъяны нынешнего научного мышления. Ликвидировать их может лишь сознательная направленность на восприятие бесконечности с еӫ всюдностью и вечностью, с тождеством бесконечной скорости абсолютному покою, наконец, с непосредственным проявлением ею энергийности (надеюсь, вы понимаете, о чӫм идет речь). – Да, если, конечно, вы имеете в виду обсуждаемую в одной из прошлых бесед потенциальную энергию, которой обладает поверхность сферы в модели Плотина – Кузанского.»
C. Гальперин / 19.09.2012, 11:39

81. 76. C. Гальперин

А можно Ваши статьи в журнале "Энергия" почитать? Они в Интернете есть? И еще вопрос (если статьи недоступны) - можно ли на основании Ваших идей вывести формулу Ньютона для всемирного тяготения?

80. Re: Святоотеческое наследие – в основу научного познания!

Получение сверхпроводника и тонкости спектрального анализа являются вовсе не основой научного познания, а его достижениями (с) Кхм... Ну постижение тайн устройства вещества и поиск внеземной жизни являются именно основными проблемами современного познания, вроде так? Оставим поэзию А.К.Толстого чуть в стороне, вернемся к чистым научным теориям и исследованиям. Есть науки, где наследие может помочь решить конкретные вопросы или же поможет развить общее понимание. Скажем, современная филология рассматривает вопросы о происхождении языков, о значении слов вообще и определении слова в частности. Тут наследие весьма и весьма востребовано. Но как его можно положить в основу поиска решения чисто математических задач/проблем (скажем, вопрос о равенстве классов сложности P и NP) или вопросов биологии (происхождение человека; тут современная наука сильно расходится с Библией) или геологии (как возникла Земля? Луна?)? Продолжение осмысления этого явления позволяет не только полностью осознать, чтό означает выражение закона всемирного тяготения Ньютона, но и успешно расшифровать саму гравитационную постоянную (с) Все это как-то не слишком убедительно звучит. Но я еще подумаю над этим. А то, кажется, не слишком хорошо Вас понимаю...
рудовский / 18.09.2012, 22:19

79. Ответ на 77., рудовский:

Если честно, не понимаю, как с помощью свято отеческого наследия получить сверхпроводник, сохраняющий свои свойства при комнатной температуре, или изучить химический состав атмосферы спутников Сатурна Титана.

С помощью святоотеческого писания можно получить общество, в котором будет система образования выпускающая не только троллей-дебилов, но и специалистов, способных получать полупроводники.
Антоний / 18.09.2012, 21:58

78. рудовскому на пост 77

Ну, зачем же передергивать? Получение сверхпроводника и тонкости спектрального анализа являются вовсе не основой научного познания, а его достижениями. Святые же Отцы прозревали проявление Бога во всеобщем стремлении к единству в тварном мире, что поэтически выразил А.К. Толстой: И жизни каждая струя Любви покорная закону Стремится силой бытия Неудержимо к Божью лону! И разве не об этом идӫт речь в предыдущем обращении? Полученный же на него ответ до деталей совпадает с известным «в огороде бузина, а в Киеве дядька».
C. Гальперин / 18.09.2012, 08:28

77. Re: Святоотеческое наследие – в основу научного познания!

Если честно, не понимаю, как с помощью свято отеческого наследия получить сверхпроводник, сохраняющий свои свойства при комнатной температуре, или изучить химический состав атмосферы спутников Сатурна Титана.
рудовский / 17.09.2012, 19:38

76. Ответ рудовскому на пост 74:

Благодарю за сочувствие, надеюсь,вполне искреннее. Что же касается выданных мне рекомендаций по поводу сферы применения святоотеческого наследия в современной науке, то они глубоко ошибочны. Для начала советую отнестись с должным вниманием к моей давней публикации на РНЛ «О Преображении Господнем и преображении человеческом», а после этого внимательно, насколько возможно,ознакомиться с приведенной ниже концовкой моего доклада «К вопросу о методологии смены естественнонаучной парадигмы» (он был опубликован в сборнике материалов 12-й конференции цикла «Григорьевских чтений»). Кстати, целиком текст доклада я давно направил А.Д. Степанову, но он его, как и многое другое, так и не опубликовал. «В целом сложившееся на сегодняшний день положение в мировой фундаментальной науке поразительно схоже с ситуацией из басни Крылова «Ларчик», чему имеется множество примеров, однако, жесткий регламент настоящего доклада не позволяет их рассмотреть. Приходится лишь констатировать, что само мироздание уже давно воспринимается ею как «Ларец с секретом», а стратегия, направленная на расширение опыта, волей-неволей заставляет вспомнить о бесполезности результатов усилий Механика, который, пытаясь открыть Ларец, «то гвоздик, то другой, то скобку пожимает». Впрочем, для одного, весьма характерного примера, времени будет вполне достаточно. Речь пойдет о явлении всемирного тяготения. Общеизвестно, что теория гравитации Эйнштейна на основе общей теории относительности, с виртуозным использованием автором математического аппарата и блестящим подтверждением предсказанной им кривизны пространства, до сих пор считается в научном мире главной его заслугой, хотя безуспешные попытки создать с еӫ использованием общую теорию поля стали драмой всей жизни гениального ученого. Что же касается дальнейшей судьбы самой этой теории, то в связи с ней мало-помалу накопилось столько вопросов, что попытки решить главные из них привели учӫных в последние годы к необходимости ввести в картину мироздания уже упоминаемые тӫмную материю и тӫмную энергию, малопонятные даже тем, кто это предложил. А ведь до крайности простое решение проблемы тяготения обнаруживается в совершенно иной плоскости, заключаясь всего лишь в сочетании древней аксиомы Евклида о соединении двух точек одной прямой с принципом сохранения динамического равновесия, который, как вы уже знаете, воплощӫн в каждой точке однородного и изотропного пространства, благодаря полному совпадению в ней начала расходящихся и конца сходящихся направлений. Но именно он же необратимо нарушается из-за соединяющей любые две точки прямой – единственного, общего для обеих направления, поскольку начало его для одной из них оказывается вместе с тем окончанием для второй, и, наоборот, начало для второй служит окончанием для первой. Нетрудно понять, что равновесие восстановится лишь при слиянии точек, но ведь в действительности произойти это не может – аксиома Евклида выражает как раз то, что есть на самом деле. Выходит, обе точки-центры испытывают непрекращающееся стягивание по соединяющей их прямой, что и составляет сущность природы гравитации[24]. Продолжение осмысления этого явления позволяет не только полностью осознать, чтό означает выражение закона всемирного тяготения Ньютона, но и успешно расшифровать саму гравитационную постоянную, от чего, как известно, наука давно принципиально отказалась[25]. Вот так обстоят дела на сегодняшний день». /Числа в скобках соответствуют сноскам в примечаниях к докладу - наименованиям публикаций в журнале Президиума РАН «Энергия»/.
C. Гальперин / 17.09.2012, 16:38
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Семен Гальперин
Продолжение пути
Памяти Игоря Анатольевича Непомнящих († 8 апреля 2010 года)
08.04.2024
А Ларчик просто открывался
3. Продолжение
27.03.2024
А Ларчик просто открывался
2. Продолжение
20.03.2024
А Ларчик просто открывался
Продолжение
12.03.2024
А Ларчик просто открывался
Материалы подготавливаемой книги
05.03.2024
Все статьи Семен Гальперин
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 06:22
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07