Сурская лампада

На родине Иоанна Кронштадтского петербуржцы восстанавливают православные святыни. 2 часть

1 часть

Кроме песен, открытием для петербуржцев стала бытовая культура русской деревни, в частности, народный костюм. В сурском «Музее народного быта» хранятся подлинные старинные сарафаны и рубахи. С разрешения хозяев музея молодежь решила устроить фотосессию в костюмах на берегу Пинеги. Нарядившись в сарафаны, девушки собирали цветы у реки и пели песни. Все фотомодели в один голос потом заявили, что во время этого «дефиле» как будто перенеслись в другой мир. Они ощутили себя жительницами забытой эпохи, 200-300 лет назад, прошлое вдруг стало настоящим.

В конце смены питерцы признавались, что здесь они заново почувствовали свою принадлежность к русскому народу. «В Суре - русский дух, здесь Русью пахнет», - вспоминали они слова классика. А еще молодежь открыла для себя дивную красоту Пинежья. «Это величественное, бескрайнее небо, этот таинственный лес, изумрудно-серебристые Пинега и Сура, такие сочные, свежие луга и травы и эта окутывающая, обволакивающая тебя тишина! Тишина, которая вселяет в душу такой покой и умиротворение, что кажется, словно сам батюшка Иоанн поговорил с тобой и вселил надежду, что все будет хорошо!», - записал кто-то из волонтеров в тетради воспоминаний.

Однако, есть «в бочке меда и ложка дегтя». «Трудиться на восстановлении храма и радостно, но и горько, потому что местные к нам не приходят. Мы ищем истоки, почему мы докатились до такой ситуации, какая у нас в стране сейчас, почему власть не совсем такая, какую бы нам хотелось, а, наверное, мы это сами и заслужили. Потому что не люди из Германии должны восстанавливать наши храмы в первую очередь, а свои, местные», - поделился своими размышлениями Олег Музыкин.

Суряне не торопятся стать добровольными помощниками в восстановлении святынь. За все время только один человек из местных пришел потрудиться в храме волонтером. Правда, местные жители работают на строительстве Никольского храма, но они именно работают там, получая заработную плату. Да, суряне гордятся своим великим земляком, считают себя православными, но пока не чувствуют потребности выразить свою веру в живых церковных формах.

Основные причины этого в том, что Сура и при батюшке Иоанне была окраиной империи, где крепко гнездились языческие верования, да еще смуту в умы людей вносили староверы, укрывшиеся на Севере от преследования властей. Советская власть почти выкорчевала из сурян память о свете православной веры, который возгревал в сердцах и умах земляков Кронштадтский пастырь. Почти 100 лет здесь не было постоянного священника. Как результат, за 12 лет существования в Суре монашеской общины в домовый храм (единственный действующий) по праздникам регулярно приходит человек 50, из которых жителей Суры - 10 -15, а остальные жители - ближних деревень. А ведь в Суре числится 4000 жителей!

Много, очень много нужно сил и времени, чтобы вспомнили суряне о источнике Вечного Света, чтобы в домах затеплились лампады перед святыми образами. Тут, конечно, нужны не только временные акции, но постоянный пример и не только монашествующих, но и мирян. И такой пример есть. В прошлом году на постоянное жительство в Суру перебрался молодой выпускник петербургского вуза Никита Сергеевич Лукашин. Теперь он учитель информатики и физики Сурской общеобразовательной школы.

Мысль о том, чтобы перебраться в Суру, зародилась у него на последнем курсе университета. Обстоятельства так сложились, что по благословению отца Николая Никита, получив диплом вуза, переехал в северное село. Новому учителю муниципалитет выделил дом, огород, и стал новоиспеченный деревенский педагог осваиваться с непривычным бытом. По его собственному признанию, пытался понять местных жителей, мыслить так, как они, и понял, что без работы, не только интеллектуальной, но и физической, тут не выдержать.

Близких друзей, единомышленников-ровесников у Никиты пока в Суре не нашлось, и это для него самое ощутимое испытание. Круг его общения - учителя и люди старшего поколения, так как молодежи зимой в Суре нет: все, кто старше 18 лет, уезжают на учебу или на работу. Но преподавать в школе Никите Сергеевичу нравится. Он считает, что педагог - это не профессия, а он нашел компромисс между своей специальностью, своими возможностями и имевшейся вакансией. Столкнулся Никита Сергеевич и с системой образования, почувствовал на себе ее странности и недостатки. Но сурские школьники ему понравились. По сравнению с питерскими они более спокойные, приветливые, уважительные. По мнению Никиты, у местных жителей больше радушия и смирения. Хотя и живут они в непростых условиях, но не жалуются. Разочарования Никита Сергеевич не испытывает и будет продолжать преподавать.

О жизни сурской школы я узнала от учительницы, Ольги Ивановны Мерзлой, заместителя директора по воспитательной работе. Она поделилась тревогой за судьбу школы. С каждым годом становится все меньше детей, меньше классов, меньше часов у педагогов, а, следовательно, меньше зарплата. Если так пойдет и дальше, сурскую школу, возможно, придется переводить в режим интерната.

Ольга Ивановна много лет помогала Серафиме Вячеславовне Даниловой в организации Иоанновских чтений и, конечно, должна быть заинтересована в распространении среди школьников знаний о православной культуре. Но, когда речь зашла о введении в школе предмета «Основы православной культуры» в рамках ОРКСЭ, вдруг выявилась странная ситуация. Оказывается, в сурской школе, которая является экспериментальной площадкой по духовно-нравственному воспитанию, решено ввести не ОПК, а «Светскую этику»! Почему? «Потому что мы так сказали родителям, - объясняет Ольга Ивановна. - Кто хочет изучать православие, могут посещать Воскресную школу, а большинству нужнее «Светская этика».

И так рассуждает педагог, из года в год помогавший узнавать детям о их великом земляке - православном святом. Да, не видят пока даже самые образованные и заинтересованные в развитии села суряне прямой связи между православной верой и реальной жизнью, между молитвой в храме и классами, заполненными детьми.

Кронштадтский пастырь, стараясь вывести своих земляков из тьмы суеверий, основное внимание уделял детям. Им было построено здание школы, в котором по плану батюшки были устроены разнообразные мастерские. Детей обучали ремеслам, рукоделию, физкультуре, пению, игре на музыкальных инструментах. Эта традиция каким-то чудом дошла до наших дней. Сурская школа всегда славилась талантами детей и системой дополнительного образования. Это подтвердила педагог дополнительного образования и выпускница сурской школы Екатерина Николаевна Дорофеева. Работать в школе Екатерина Николаевна начала сразу после ее окончания, сначала вожатой, потом учителем. Сейчас занимается с детьми хореографией и лоскутным шитьем. Она уверена, что творческий потенциал сурян неистощим. Было время, когда в Суре было несколько хоров (детский и взрослый), «гремевших» на всю область, несколько спортивных команд. А когда суряне остались без здания клуба, культурные мероприятия организовывались по инициативе жителей, без какой-либо команды сверху. Тогда «очагом культуры» временно стал актовый зал школы. Жители сами, как могли, построили клуб. Без отопления, без воды, на краю села, но он не стоит пустой: и зимой и летом идут туда суряне на занятия в кружки и на мероприятия.

Мы разговорились еще с одним педагогом сурской школы, с учителем труда Сергеем Ивановичем Авериным. Кроме плотницкого дела Сергей Иванович обучает мальчишек плетению из бересты. Мальчики с охотой овладевают ремеслом, но, к сожалению, программа предусматривает уроки труда лишь до 7 класса. Раньше много было кружков для подростков, парни овладевали полезными для жизни навыками, но вот уже третий год, как ни один кружок не работает, потому что нет денег на оплату труда педагога. Сергей Иванович считает себя счастливым человеком, потому что, как он сказал, «где родился, там и пригодился». У него есть любимое дело, он может работать в родной, любимой Суре. А вот сын с дочкой вынуждены были уехать отсюда в поисках работы.

Может, это один из секретов жизнестойкости сурян - они умеют любить свою малую родину, свое отечество. И за это Господь бережет их. Ведь Он дал заповедь о почитании родителей, а суряне относятся к своей родине как к матери.

Вера Николаевна Кокорина, сотрудница метеостанции, руководитель народного хора «Сурянка» вспоминает, что, когда училась в Свердловске и Москве и не жила несколько лет в Суре, то та к ней во сне каждую ночь приходила. Снились пинежские просторы, и не могла она и помыслить, чтобы остаться жить вдали от родного дома. «С теми гостями, кто в Суру приезжают, беседуешь, и всегда они говорят, что им еще раз хочется к нам приехать, - рассказала Вера Николаевна. - Силу какую-то это место имеет, притяжение».

Вот и семья Поповых почувствовала притяжение святого места и переехала из Лешуконского в Суру. Глава семьи, Федор Николаевич, отличный печник. Как-то еще в Лешуконском узнал он про святого Иоанна Кронштадтского, про храмы в Суре, про чудотворный источник Николая Угодника, про то, что в сурской округе крыс нет по молитвам святого батюшки и как будто проснулся. Что-то в Федоре изменилось, он принял святое крещение, и возникло в нем чувство, что надо с семьей ехать в Суру. Тут ему и работа при монашеской общине нашлась - печи класть. Федор Николаевич домик своей большой семье (семеро детей) купил, только подремонтировать бы его надо, но до этого руки пока не дошли, потому что все стройматериалы, заготовленные для ремонта, он «втоптал в грязь».

В грязь, а по-сути, в болото, которое представляла собой дорога от Суры к святому Никольскому источнику, расположенному в лесу, в четырех километрах от села. Так Федора Николаевича поразило святое место, что люди веками ходят к Угоднику Божьему, тропа не зарастает. Все плахи положил он на ямы на дороге, чтобы бабулям немощным не нужно было по дороге к источнику через ручьи прыгать. Стал дорогу засыпать строительным мусором - битым кирпичом из восстанавливаемого храма. Его пример подхватили местные жители, в первую очередь, женщины. Женсовет стал привлекать к этому делу общественность, постепенно дорогу осушили и сам источник облагородили. Сделали купель в форме восьмигранного православного креста и построили купальню для переодевания.

«В основном народ в Суре верующий, только в церковь не все идут», - считает коренная сурянка, Екатерина Егоровна Широкая, заведующая сурской больницей. Как-то прочитала она, что население Суры бездуховно, и категорически с этим мнением не согласилась. «Откуда бы тогда взяться Иоанновским чтениям - столько лет они были народной инициативой. Просто люди местные не воцерковлены, и если бы был в Суре свой постоянный священник, отношение к церкви постепенно бы изменилось», - уверена Екатерина Егоровна.

И не только она так думает. Давно пора в Суре быть своему духовному пастырю. О том, что в Суре действительно вскоре появится постоянный священник, жители узнали на освящении колоколов. На первых порах благотворительный фонд поможет новому священнику обустраивать быт, а там уже многое будет зависеть от будущих прихожан, от их неравнодушия к вере. Все предпосылки для крепкого прихода есть. Святой Иоанн никогда не оставлял свою родину без молитвенного покрова.

Как сказал игумен Феодосий: «Попечение святого батюшки о своей родине на небесах несомненно происходит, но каким-то трудным, непростым путем. Святые места всегда возрождаются большими трудами, наверное, чтобы больше людей пришло, потрудилось, прикоснулось к святыни. И потом Господь являет Свою славу. Видимо, годы труда это подготавливают, надеемся, что и женский монастырь возродится в Суре, и наполнится приходская жизнь». И я верю, что затеплятся в Суре сотни и даже тысячи лампадок веры.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Анна Бархатова:
«Я хочу создать миф: Россия»
В Петербурге представлено полное собрание сочинений Г.В.Свиридова
06.04.2018
Науки не может быть без духовности
Доктору физико-математических наук, лауреату Государственной премии СССР Георгию Фурсею исполнилось 85 лет
19.03.2018
«Нравственные установки – главная характеристика православной молодежи»
В Санкт-Петербурге отмечается Международный день православной молодежи
15.02.2018
Ступеньки в прошлое
В Древлехранилище Александро-Невской Лавры открывается выставка, посвященная 100-летию Александро-Невского братства
27.01.2018
Нужна политическая воля
По словам поэта Бориса Орлова, в 2017 году в области культуры произошёл перелом
09.01.2018
Все статьи автора