Свете тихий... Такое сейчас море и весь приморский берег. Закат утопает в пухлых и влажных облаках. Чуть тоньше стала облачная дымка и проглянуло совершенно круглое солнце. Не яркое и ослепляющее, а такое, как далекий огонь в тумане. В стороне пасмурного заката море слабо фиолетовое. Фиолет переходит в слегка розовый и дальше, где небо еще чистое, голубое, - там лазурно-серебристая гладь. Отчетливые полосы - то ли следы прошедших кораблей, то ли морские течения. Горизонт в облаках и сопках. Длинный дымчатый полуостров продолжается более плотными на вид, вытянутыми вдоль самой воды, светло-серыми облаками.
Теплый воздух моря разбавляет жар остывающих камней. Свежесть вечерних волн приморского августа. Это не просто август. Последние бархатные вечера тихоокеанского лета. Они всегда последние, неповторимые. Скоро Успение. Спелый мед, спелые яблоки, спелые дни... Тихий фиолетовый вечер тихого океана - может быть это и есть Покров Царицы Небесной накануне Ее Святого Успения...
Слабый теплый ветер с востока. Закивала стеблями усыпанная семенами зрелая полынь. Запах спелой полыни и спелого августовского моря. Чайки, кажется бессмысленно, носятся над берегом. Их силуэты темнеют, и по московской привычке, думаю, что это вороны. Слава Богу! Это чайки. Стрекозы над сопкой прямо перед глазами, оттого они будто птицы.
А как поблек и притих город под чудесным Покровом. Только серые силуэты домов на полуострове. Они похожи на серые скалы. И машинки совсем маленькие, как жучки, быстро ползают туда-сюда по длинному тонкому мосту, который где-то внизу. Как ощутима и зрима ничтожность города в небесном, океанском просторе. Мы песчинки - это слишком громко сказано. Стоит лишь слегка шевельнуться океану - исчезнут дома, мосты, машинки. Почему-то в Приморье люди испытывают особую страсть к машинкам.
А вчера над причалом морвокзала звучал оглушительный гудок отходящего лайнера. Сколько наших приморцев собралось поглазеть на отход гигантского судна! Высотой, наверное, с десятиэтажный дом - плавучая вавилонская башня. Этот трансокеанский «титаник» заслонил небо и бухту. Сверху от Покровского Собора по Океанскому проспекту невидно теперь зеленеющего острова Русский. Но, Слава Богу, «титаник» отходит от наших берегов. Британский флаг кичливо торчит над палубой. А еще выше флага, из под облаков, - огромный монитор. На экране какая-то передача. Даже с Океанского проспекта видно физиономию ведущего. Пассажиры судна постоянно в курсе событий. Для них голос свыше - это английская речь с экрана телевизора. Около тысячи приморцев, заполнили причал морвокзала. Люди фотографируются на фоне «титаника» с огромным телевизором. Пожилая тетя резво забралась на лавку и, стоя на сидении ногами, позирует перед объективом. С корабля машут руками. С берега им почему-то не отвечают. Для большинства сейчас самое важное зафиксировать себя на фоне невероятно большого судна, ворочающегося в спокойных волнах бухты Золотой Рог.
Зачем? Пустое. Западная цивилизация грозит небу и океану своими машинами. Но, нам-то это зачем? Разве мы не знаем о судьбе «Титаника»?
Мы другие. Россия - православная христианка, наследница Византии. Наш Свет с Востока. И бухта Золотой Рог у нас, и пролив Босфор. И Собор Преображенский строится на берегу бухты. Он как Святая София в Константинополе. Возможно для нас это символ Преображения. И не только для нас - для всей России, спасение которой придет с Востока. Многое сейчас зависит от нашего Востока. Успеем ли?
Далеко-далеко видно с вершины сопки на берегу Тихого океана. Рядом небо и ползущие с запада тучи. Тихий свет с востока, радующий море. Слабые запахи полыни, влажного неба и дыхания океана.
Последние дни августа. Последние дни Успенского поста. Щедро одарила нас Царица Небесная своими Праздниками. Успение, а за ним, в День Спаса Нерукотворного, - Порт-Артурская и Феодоровская. Матерь Божия с нами - как это чувствуется на родном приморском берегу в последние дни августа!
Игорь Романов, руководитель проекта «Берег России»