Любая эпоха хороша для хорошей литературы, хороша и для плохой

Интервью журналу «Печат» (Белград)

Продолжаем публикацию интервью, опубликованных во влиятельном сербском журнале «Печат» в рубрике «Говорят Русские».

 

Известная сербская журналистка Наташа Йованович разговаривает с писателем Владимиром Николаевичем Крупиным и Павлом Вячеславовичем Тихомировым, автором книг о Сербии, переведенных и на сербский язык. Предлагаем вниманию читателей полный текст беседы.

 

 

Наташа Йованович: Владимир Николаевич, недавно в статье "Осквернители" на РНЛ Вы написали что "половой вопрос всегда неизменно в центре всякого революционного движения". Но «Pussy Riot» являются только продолжением кощунства. Как вы комментируете тот факт, что представитель России на фестивале «Евровидение» была лесбиянкская группа «ТАТОО», и почему это не привлекло большое внимание русской православной общественности.

Владимир Крупин: Это я вычитал у Энгельса и приложил к этим пошлячкам. Они - куклы на ниточках сатаны, а уж сатана-то знает, чего хочет. А он знает, что с Россией никогда и ни за что не справиться, если её не оттащить от Бога. Поэтому простым кощунством пляски этих «пусек» не назову. Их сравнение с развратными лесбиянками, «татушками» вполне подходит, кроме одного - те плясали и выли на эстраде, поэтому-то и не очень привлекали общественность, тем более, православную. Ну, сходят с ума, ну, пускай. А «тату» на коже - это признак или уголовников, или дикарей. С этими иродовыми плясками всё серьёзнее. Им нынешние Иродиады задание дали - унижение православных святынь выплясать. Но ведь и этих дурочек забудут, им бы не радоваться адской перспективой своей знаменитости, а каяться.

И это не последнее нападение на Святую Русь. Будем на страже. А как быть на страже? Всё так же, как во все века: молитва, церковь, причащение, трезвение.

 

Наташа Йованович: Как Вы оцениваете современный этап развития русской литературы. Является ли эпоха "путинизма" вдохновляющей для произведений современной русской литературы?

Владимир Крупин: Любая эпоха хороша для хорошей литературы, хороша и для плохой. Вот стали литераторы поливать помоями советское время и сами в них умылись. Плох Сталин, а что ж «Тихого Дона» при хорошем Путине нет? Дело не во властях, в таланте, и в силе любви к Отечеству.

 

Наташа Йованович: В прошлом году Вы приняли участие на одной конференции в Республики Сербской. Насколько Православие является общей темой сербской и русской культуры, и существуют ли сегодня серьёзные культурные связи между братскими народами (Сербы и Русские) или речь может идти только о "народной дипломатии"?

Владимир Крупин: Нет, тут я отвечать не осмелюсь, знаний мало на эту тему. Но есть чувство души, а оно, кажется, безобманно: православные едины в понимании, что мир может спастись только во Христе. Ведь и истории нет никакой, одно - мир или приближается ко Христу, или удаляется от Него. Мир во зле лежит, корабль спасения есть, стадо Христово есть, а то, что кругом волны, то, что православные гонимы, так всегда было. Слава Богу, у Бога нет смерти, Россия и Сербия безсмертны. В любом случае, если мы со Христом, то мы победители. Ведь главная победа - это спасение души. А враги наши и золотом осыпаны и нефтью залиты, и банками обстроены, а всё злобствуют. А злоба - признак безсилия.

 

Наташа Йованович: Удалось ли России разработать новую концепцию модели цивилизации, которая бы могла успешно конкурировать с неолиберальной концепцией мировоззрения?

Владимир Крупин: Её и не надо разрабатывать, она есть. Вспомним Ломоносова, Менделеева, Данилевского... То есть главное в этой концепции: цивилизация России не похожа ни на какие другие, и участия во всяких ВТО её только тормозят и губят.

 

Наташа Йованович: Вы являетесь первым лауреатом Патриаршей литературной премии. В какой мере в Русской Православной Церкви знакомы с современными литературными движениями в России?

Владимир Крупин: Это тоже не знаю. Но знаком с очень многими священниками, которые сочетают проповеднический дар с художественным отображением действительности: о.о. Ярослав Шипов, Александр Шаргунов, Тихон Шевкунов, Виктор Кузнецов, Александр Круглов, Сергей Гамаюнов... Много. Также есть и встречное движение светских писателей, много фамилий. То есть православная тема в литературе уже не тема, а одно из главных направлений. И всё более понимания, что просто беллетристика преступна в наше время.

 

Наташа Йованович: Павел, откуда проистекает интерес с страданиям сербов, страданиям, которые и наша собственная власть десятилетиями умалчивала?

Павел Тихомиров: В первую очередь, Сербия всегда была для значительной части русских патриотов символом сопротивления. Когда в 90-е уже совсем опускались руки и апокалиптические настроения начинали буквально парализовывать дух, перед нами был ваш пример. Ведь югославское государство (при всех минусах, присущих режиму покойного Слободана Милошевича) выгодно отличалось от тех, кто понимался в качестве наших тактических союзников. Я имею в виду как искренних антиглобалистов-леворадикалов, так и мыслящую часть антиглобалистов-мусульман.

«Третья» Югославия была воплощением того доброго, что присуще комфортабельности европейского быта, с другой стороны - сербы были и остаются нашими единоверными и единокровными братьями. «Третья Югославия» показывала, что вполне достижимым является сочетание элементов внешней культуры запада и внутренней культурой Православного востока. А также сочетание того доброго, что присуще социальному государству, со свободой предпринимательства, присущей рынку.

Итак, «третья Югославия» воспринималась как воплощение «третьего пути».

Понимая это, я решил, что преступно оставаться в стороне тогда, когда «наших бьют».

 

Наташа Йованович: Ты первым начал писать о зловещем «желтом доме».

Павел Тихомиров: Наташа, это, мягко говоря, преувеличение. Ни о каком «желтом доме» я тогда не знал и не мог знать.  Мы сидели в своих гетто безвылазно, за чек-пойнт выходить никто не рисковал. Если нужно было подскочить на скит - просили португальский броневик, если нужно было почистить забившийся нападавшими шишками и хвоей открытый водосток, мы вызывали дежурную машину итальянских КФОР-овцев. А уж когда приходилось ездить к владыке Артемию в Грачаницу, то собирался целый конвой.

Ни о каких расследованиях не могло быть и речи для насельника сербского гетто.

Просто в течении лета пропало несколько сот человек. Никто не требовал никакого выкупа. Никто не предлагал никаких разменов. Куда девались люди? Если существует нелегальный канал транспортировки наркотиков, почему не предположить, что существует канал транспортировки человеческих органов? У нас тогда эту тему активно обсуждал Юрий Воробьевский, так что проблема была на слуху. Я немного сотрудничал с ребятами из УНМИК (Мисссии ООН на Косово - прим. Ред.). И по части систематизации кадастровго архива, и просто помогал общаться с насельницами монастыря. Там много было ребят хороших. Их чистыми руками было сделано грязное дело. Так вот, однажды один бельгийский парень из УНМИК - стопроцентный комсомолец глобализма - но, при этом парень совестливый и честный - сказал, что Тачи и Харадинай сделали свое дело, добившись «освобождения Косова», но ведь в мирное время политики в цивилизованном демократическом обществе так не ведут. Тачи и Харадинай, по словам бельгийца, - типичные мафиози. нет, о тех вещах, которые сейчас всплыли, тогда разговора еще не шло. Просто я предположил о гипотетическом существовании преступной лаборатории, о чем в книге и написал тогда. Что же касается разговоров с ООН-овцами, то разговоры это ограничивались «кухонной болтовней». Лидеры UÇK (Армии Освобождения Косова - прим. Ред.) вполне устраивали строителей «демократического общеевропейского дома». А то, что они представляют собой просто карикатурных злодеев... Что ж, «среда заела».

Мы были потрясены, когда представители УНМИК полиции прокомментировали факт похищения и зверского убийства одного из насельников нашего гетто - черногорца Славолюба:

«С каждым днем нашего пребывания в крае насилие уменьшается. По статистике количества изнасилований, убийств и грабежей ситуация на Косово более благоприятна, нежели, скажем, в Нью-Йорке».

 

Наташа Йованович:  Можно сказать, что благодаря твоим текстам впервые на русском языке серьёзно осмыслена ситуация в предвоенной Югославии. Можешь ли ты провести параллели между ситуацией весны 1941-го с нынешней ситуацией?

Павел Тихомиров: Ну, это явный перебор. Есть у нас прекрасные специалисты по Балканам - не хочу сейчас перечислять имена, они известны всем, кто в теме. У нас достаточно сильны слависты, но при том, что, к примеру, эпоха Кара Георгия или Николы Пашича исследована до мелочей, существуют огромные «зоны умолчания». Речь идет о межвоенной Югославии, о гражданской войне 1941-45гг. и о том, что покойный Марко Маркович назвал «тремя лествицами ценностей».

Приближаясь к постижению смысла сербской катастрофы, я пытался сопоставлять ту картину, которую воспринимали глаза и сердца леворадикалов-коммунистов (партизан), лево-центристов национал-демократов (четников), и правых националистов (льотичевцев).

Есть темы, о которых в среде профессиональных славистов говорить нельзя. Тема власти национального спасения генерала Милана Недича табуирована. Тема идеологии христинаского политика-консерватора Димитрия Льотича табуирована. Этих спорных, но, несомненно, крупных сербских деятелей преподносят в качестве неких аналогов Власова и Ильина соответственно. Я не связан этими рамками, поскольку являюсь любителем, следовательно, свободен от запретов, которые существуют в научном сообществе. Работая над книгой о Югославии эпохи святителя Николая (Велимировича), я использовал литературу, доступную для всякого желающего - начиная от книг проф. Джеко Слипчевича, которые стали «мейнстримом» и публикуются церковными издательствами Белградской патриархии, и оканчивая  тем пластом литературы, которая была издана сербскими эмигрантами-льотичевцами в ФРГ и переиздана в начале 1990-х в Белграде. Полученную картину сопоставил с теми «опциями», которые характерны для традиций осмысления, характерных как для четнической, так и коммунистической мысли, и разбавил это околоцерковными апокрифами.

Так и получилась книга "Белые пятна на сербском кресте".

А параллели? Зачем немцам было держать на Балканах войска, столь необходимые на Восточном фронте, если в качестве карателей и полицаев вполне подходили дети тех народов, которые именно благодаря Новому Мировому Порядку Третьего Рейха получили серьезные территориальные приращения за счет сербов. Да и не в одних только приращениях речь. Кем были албанцы-шиптари до того, как Османская империя расселила их в долинах Метохии и Косова Поля? Полуголодными горцами, враждующими с представителями соседнего такого же полуголодного албанского селения. После того, как сербы примкнули к войскам католической антитурецкой армии Священной Лиги, которая в конце XVII века вторглась в пределы «европейской окраины Ближнего Востока», турки более не могли быть спокойными за балканские рубежи своей Империи. Вот они и организовали переселение албанцев из бесплодных скал Албании в плодородные долины Косова и Метохии. Переселенцы прекрасно отдавали себе отчет в том, что их благосостояние находится в прямой зависимости от прочности Османской Империи и, соответственно, они служили султану верой и правдой - вплоть до эпопеи с младотурками.

Ни гитлеровцы, ни НАТО ничего нового не выдумали. Хорваты с сербами в очередной раз в истории стали заклятыми врагами. Албанцы с сербами стали в очередной раз в истории заклятыми врагами. И т.д. и т.п. Значит, не нужно никаких полицейских сил: балканцы сами будут исправно убивать друг друга. А в качестве единственной альтернативы искусственному управляемому хаосу будут преподносится «миротворцы».

Наташа Йованович: На прошлой Международной конференции о Ясеновцу, которая проходила в Баня-Луке, тебя выбрали в Международную комиссию об истине о системе лагерей Ясеновац. Скажи, как в России освещается истина об этих страшных страданиях сербов во время Второй Мировой?

Павел Тихомиров: На РНЛ тема Ясеновца и прошедшей Конференции освещались достаточно подробно.

Пытался организовать рассылку этих материалов - как по церковным , так и по светским СМИ.

К этому меня подталкивало отеческое благословение профессора Серболюбы Живановича.

К этому меня призывала кровь новомучеников Ясеновацких.

Это, в конце концов, было моей прямой обязанностью.

Между тем, кроме двух газет, выходящих на Украине («Одигитрия» и «Русичи»), а также сайта Српска.ру и «Русского Вестника» никто не откликнулся на рассылку.

Почему? Письма попали в разряд «спама»?

Один из возможных ответов можно найти в «Википедии». Этот энциклопедический ресурс поясняет, что «количество жертв Ясеноваца является предметом политических спекуляций». И приводит цифры вполне в духе туджмановской историографии...

Поневоле вспоминаются слова Президента Республики Сербской г-на Милорада Додика, сказанные им на открытии Конференции: «...происходит тенденция минимизация Ясеновца и максимизация инцидентов, подобных Сребренице».

Совершенно очевидно то, что эта самая минимизация производится по рецептам Тито и Туджмана.

Иосиф Броз изначально произвел принципиальную подмену, суть которой свелась к тому, что Ясеновац рекомендовалось воспринимать не в качестве воплощения систематически спланированного геноцида, который осуществлялся в НДХ, но, во-первых, как проявление мести, во-вторых, «месть», согласно такой трактовке, осуществлялась бандами деклассированных элементов. Т.о. предавался забвению сам феномен хорватского католического клеро-нацизма.

Туджман же пытался догматизировать цифру, которая бы умаляла преступление усташеского режима в десять раз.

Итак, вчера апологеты Степинаца доказывали то, «блаженный Алоизий» ничего не знал, а письма, адресованные ему, являются фальшивкой.

Сегодня апологеты Степинаца доказывают уже то, что «блаженный Алоизий был защитником евреев, православных и, вообще, всех гонимых».

А завтра нам объявят окончательный вердикт: «Никакого усташеского террора не было! Имели место случаи проявления жестокости со стороны банд деклассированных элементов.

Ясеновац является предметом политических спекуляций».

Позавчера этой позиции придерживался Тито. Вчера этой позиции придерживался Туджман. Сегодня об этом пишет «Википедия». Завтра это войдёт в школьные учебники истории.

Впрочем, если мы будем продолжать борьбу с тактикой «умолчания», то, Бог даст, это «завтра» наступит еще не скоро.

 

 

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

3. Re: Любая эпоха хороша для хорошей литературы, хороша и для плохой

На самом деле немного досадно, что обошли стороной важный вопрос: можно ли воспринимать призывы к нравственному поведению от безнравственного человека (писателя) и можно ли черпать знания и понимание мира от невежд (невежественных, косных писателей). Зы.немного не понял пассаж Крупина про цивилизацию: ц. и участие государства в обычной международной организации - вопросы едва ли сильно связанные.

рудовский / 25.08.2012

2. Ответ на 1., Леонид Болотин :

апокалиптические настроения начинали буквально парализовывать дух

Дорогой Леонид Евгеньевич! Спаси Господи за внимательное чтение. Действительно, выражение «…апокалиптические настроения начинали буквально парализовывать дух…», крайне неудачно. Нужно подобрать адекватную реальным настроениям замену и отточить формулировку. Под «апокалиптическими настроениями» подразумевается в данном случае, безусловно, не чаемое всеми нами Второе Пришествие Господа Нашего, но Пессимизм, который укореняется в сознании человека, отдающего себе отчет в том, что невозможно остановить поток своею немощной рукой. Такое состояние присуще всякому патриотически настроенному неофиту. Нет, поток мы, действительно не в силах остановить. И главное – обрести трезвое отношение к этой данности. В противном случае можно либо превратиться в неостарообрядцев-бегунов, искренне ненавидящих зло мiра сего, и бегущих от этого зла подальше в катакомбы, «в леса и в горы». (Но старообрядцы бежали из одних их изб в другие, более потаенные. А что нам проповедовали в 90-е?! Бегом – из городов к огурчикам! А там – в непривычно суровых бытовых условиях - вчерашнего горожанина накрывает искушениями уже по полной схеме). И если, в конце концов, Господь, все-таки, укреплял и выравнивал духовный настрой тех, кто не слишком глубоко впал в прельщение, то, все равно, отношение к процессам, протекающим в стране и мире у наших братьев и сестер, пошедших этим путем, исключительно пессимистическое. Под пессимизмом я подразумеваю не эсхатологический строй мысли, т.е. традицию осмысление исторических процессов в перспективе грядущего управляемого хаоса и того «выхода из него», который в конце истории предложит Величайший Лжец. Под трезвым отношением к реальности я подразумеваю отношение к происходящему как к той совокупности внешних условий , которую Благой Господь попусакет нам для того, чтобы посредством Кесаря поставить нас именно в те условия, которые станут благоприятствовать нашему спасению. Каждому для спасения души полезно заняться именно тем родом доброго делания, которое будет соответствовать внутреннему устроению именно этого человека. Кому то полезно побороться на общественном или умственном поприще, кому-то полезно затвориться. Не в том смысле, что делание добрых дел станет неким «оправданием делами», Вы знаете, я решительно отвергаю юридический способ осмысления нашей жизни. Нет, речь идет о том, что делая дело, к производству которого Господь даровал каждому из нас соответствующий Талант – Свою Искорку, чтобы делая это дело, мы приближались к смиренномудрому состоянию, без обретения которого, тщетны все дела, посты и знания катехизисов. Итак, под здоровым апокалиптическим настроением можно понимать, во-первых, традицию осмысления истории в перспективе событий Конца, во-вторых, то состояние сознание, которое можно считать стремящимся к трезвению. Под нездоровым апокалиптическим настроением (истерией), подразумеваю нетрезвое отношение к жизни. А уж проявляться эта нетрезвость может в чем угодно: хоть в замуровывании себя в катакомбах, хоть в изобретении различных конспирологических мифов. В 90-х казалось, что все кончено, и Сербия воспринималась как место, где можно красиво уйти. Поэтому, говоря, об «апокалиптической истерия» я вовсе не пытаюсь подменять православную эсхатологическую традицию неправославными традициями осмысления – хоть хилиастическими, хоть циклическими. Под «апокалиптической истерией» подразумеваю нетрезвое отношение к Кесарю. Забвение того, что Кесарь – инструмент в Руках Божиих. Инструмент нашего спасения. Все это по телефону не скажешь (да и связь с заграницей никудышняя), мы с Ранко Гойковичем, естественно, текст доводили до ума по интернету. И мелькнула мысль, что нужно отточить формулировку с этим «настроением 90-х», но поленился. Забываем о том, что «от слов своих осудишься»…

Павел Тихомиров / 25.08.2012

1. Интересная беседа с тоскливой концовкой

И взгляд Владимира Николаевича Крупина на литературу, на прозу, что «чистая» беллетристика уже исчерпала себя, мне ценен и близок. И точка зрения Павла Вячеславовича Тихомирова на историю Югославии ХХ столетия чрезвычайно интересна, тем более её концовка известна П.В.Тихомирову по личному опыту. Но у Павла меня немного смутила своей духовной неточностью фраза: «…в 90-е уже совсем опускались руки и апокалиптические настроения начинали буквально парализовывать дух…». Относительно опущенных рук состояние в обществе отражено верно, но нельзя православному писателю говорить, что апокалиптические настроения парализуют дух. То есть у обывательской, духовно опустошенной массы, может быть, так и происходит. Но Христиан апокалиптические (Апокалипсис — Откровение Апостола Иоанна Богослова) настроения напротив бодрят и пробуждают самую высокую творческую энергию. Ведь благодаря Откровению мы ждем не Конца Света, а ждем мы Второе Пришествие ИИСУС ХРИСТА! А со ХРИСТОМ ничего не страшно. То, что Павел Вячеславович это проговорил в интервью, в устной речи, у меня нет повода усугублять упрек в Его адрес. Но, к сожалению, суждения, что апокалиптические настроения якобы подавляют дух Христиан, церковных людей, сейчас встречаются и у некоторых Батюшек, и даже некоторых Архипастырей, готовых поднять руки вверх перед антихристом и его проводниками, лишь бы не было конца света… Людей моего круга, среди царистов 1990-х годов, апокалиптические настроения только пробуждали к активной жизни, и напротив, спад таких настроений при бытоулучшительных тенденциях в «нулевые» привел к значительному спаду и в движении православных царистов. Но сейчас в предгрозовые месяцы или годы новой Великой Войны обязательно будет здоровый духовный подъем у нас, и более значительный, чем на рубеже 1980-х и 1990-х годов. «Россию куют беды и напасти. Не напрасно ТОТ, КТО правит всеми народами, искусно, метко кладёт на СВОЮ наковальню всех подвергаемых ЕГО сильному молоту. Крепись Россия!» (Святой Праведный Иоанн Кронштадтский). А российские ученые-историки (академик Л.В.Милов, профессор С.А.Байбаков и некоторые другие) утверждают, что Россия развивается мобилизационными рывками, и чем сильнее была угроза Её гибели, тем выше оказывается Её последующий подъем. Это я для подъема настроения у читателей решил здесь высказаться, а то беседа завершается на какой-то слишком тоскливой ноте. Христианство — религия победителей! И враг будет разбит! Победа будет за ХРИСТОМ… и за нами, если мы будем с НИМ!

Леонид Болотин / 25.08.2012
Владимир Крупин:
Отрывки из обрывков
Конспекты ненаписанного
13.10.2019
Зрелище для быдла
Или об истинном и мнимом патриотизме
12.10.2019
За решёткой
О правде в книгах Бориса Земцова, открывая которые, проникаешься чувством сострадания к страдальцам
11.10.2019
Отрывки из обрывков
Конспекты ненаписанного
29.09.2019
Все статьи автора
Павел Тихомиров:
Делание добрых дел может взрастить фарисейство
Отклик на статью Станислава Минакова «Закалка стали по Николаю Островскому»
01.10.2019
При каких обстоятельствах сербская русофилия может обернуться русофобией
Согласно последним опросам, 87% сербов воспринимают Россию как друга
27.09.2019
Космонавтика – это хорошо. А Космизм – плохо
О легкомысленном отношении к ереси Циолковского
18.09.2019
Так ли виноваты «неблагодарные братушки»?
О забытой вине русских и незаслуженном обвинении болгар в беспричинном предательстве и неблагодарности
16.09.2019
В Сербии нет культа Второй Мировой
Пока в Сербии не сложится общественного согласия по поводу осмысления трагедии 1941-45, от имени народов Югославии будет выступать… Хорватия
05.09.2019
Все статьи автора