Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«О том, как надлежит поступать с кощунниками»

Святитель  Иоанн  Златоуст, Русская народная линия

09.02.2018


9 февраля - Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста (438) …

 

Беседы о статуях, говоренные к Антиохийскому народу. Беседа 1, ч. 12

 

Но раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, - именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди.

И если судья пред судилищем потребует ответа, смело скажи, что он похулил Царя ангелов, ибо если следует наказывать хулящих земного царя, то гораздо больше оскорбляющих Того (Царя). Преступление - одного рода, публичное оскорбление, обвинителем может быть всякий, кто хочет. Пусть узнают и иудеи и эллины, что христиане - хранители, защитники, правители и учители города; и пусть то же самое узнают распутники и развратники, что именно им следует бояться рабов Божиих, дабы, если и захотят когда сказать что-либо подобное, оглядывались всюду кругом и трепетали даже теней, опасаясь, как бы христианин не подслушал, не напал и сильно не побил. Ты слышал, что сделал Иоанн? Он увидел тирана, ниспровергающего брачные законы, и смело посреди площади заговорил: Не достоит тебе имети жену Филиппа брата твоего (Марк. VI, 18). А я привел тебя не к тирану, не к судье, и не за противозаконные браки, не за оскорбляемых со-рабов, а удостаиваю тебя исправлять равного за бесчинное оскорбление Владыки. Не правда ли, ты счел бы меня сумасшедшим, если бы я сказал тебе: наказывай и исправляй царей и судей, поступающих противозаконно? И, однако, Иоанн сделал это; следовательно, это не свыше наших сил.

Теперь же исправляй по крайней мере хоть со-раба, хоть равного себе, и если даже надо будет умереть, не переставай вразумлять брата. Это будет для тебя мученичеством. И Иоанн ведь был мучеником. Ему не приказывали ни принести жертвы, ни поклониться идолу, но он сложил голову за святые законы, когда они подвергались поруганию. Так и ты до смерти борись за истину, и Господь будет поборать за тебя.

И не говори мне таких бессердечных слов: что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего. У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют одного и того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем, поэтому, говорить, что у нас с ними нет ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого, а покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всею уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы, присутствующие здесь, захотите разделить между собою заботу о спасении обитающих в городе, то последний скоро исправится весь. И хотя здесь малейшая часть города, но малейшая по количеству, а по благочестию главная. Разделим между собой заботу о спасении наших братьев.

Достаточно одного человека, воспламененного ревностью, чтобы исправить весь народ. А когда на лицо не один, и не два, и не три, а такое множество могущих принять на себя заботу о нерадивых, то не по чему иному, как по нашей лишь беспечности, а отнюдь не слабости, многие погибают и падают духом. Не безрассудно ли в самом деле, что если мы увидим драку на площади, то бежим и мирим дерущихся; да, что говорю я - драку? Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку и поставить его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся? Богохульник - тот же осел, не вынесший тяжести гнева и упавший. Подойди же и подними его и словом и делом, и кротостью и силой; пусть разнообразно будет лекарство. И если мы устроим так свои дела, будем искать спасения и ближних, то вскоре станем желанными и любимыми и для самих тех, кто получает исправление. И - что всего важнее - мы насладимся предстоящими благами, которые все мы да достигнем благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 3

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

3. Nat_V : Re: «О том, как надлежит поступать с кощунниками»
2012-08-07 в 20:17

Многие из православных свою трусость, слабоволие и равнодушие склонны выдавать за кротость. В первую очередь православный христианин - воин. А брань духовная, со страстями и пороками, неизбежно имеет внешнее отражение, заключающееся в создании и защите норм общества, благоприятствующих нравственному и духовному развитию, охране и почитанию святынь. Жизненная позиция христианина не может быть пассивной. Ибо пассивность - есть отражение равнодушия, а подвижник не может быть равнодушным.
2. Филофей : Святитель Иоанн Златоуст о том же, но иначе
2012-08-06 в 15:11

… Выдавая себя за строгих ревнителей славы Божией, они УДОВЛЕТВОРЯЮТ СОБСТВЕННЫМ СТРАСТЯМ, тогда как надлежало бы во всем поступать с КРОТОСТЬЮ. В самом деле, Бог всяческих, Который мог бы поразить молниею хулящих Его, повелевает восходить солнцу, ниспосылает дождь и все блага подает с щедростью. Подражая Ему, и мы должны просить, увещевать и внушать с КРОТОСТЬЮ, БЕЗ ГНЕВА И ЯРОСТИ. БОГОХУЛЬСТВО НЕ УНИЖАЕТ ВЕЛИЧИЯ БОЖИЯ, и потому не должно побуждать тебя к ярости. Кто богохульствует, тот наносит раны САМОМУ СЕБЕ. Итак, тебе должно воздыхать и плакать, потому что эта болезнь достойна слез, и человека, зараженного ею, не иначе можно исцелить, как кротостью. КРОТОСТЬ СИЛЬНЕЕ ВСЯКОГО НАСИЛИЯ. Посмотри, с какою кротостью сам Бог, как в ветхом, так и в новом завете, взывает к оскорбившим Его. Там Он говорит: людие Мои, что сотворих вам (Мих. VI, 3)? А здесь: Савле, Савле, что Мя гониши (Деян. IX, 4)? Равно и Павел повелевает наставлять противников с кротостью. И сам Христос, когда приступали к Нему ученики, прося у Него позволения низвести огнь с неба, сделал им сильный упрек говоря: НЕ ВЕСТЕ, КОЕГО ДУХА ЕСТЕ ВЫ(Лук. IX, 55)! Подобным образом и в настоящем случае Он не сказал книжникам: о, нечестивцы и обманщики, о, ненавистники и враги человеческого спасения! Но сказал только: вскую вы мыслите лукавая в сердцах ваших (Матф. IX, 4)? Итак, с КРОТОСТЬЮ должно избавлять от болезни. Кто из-за СТРАХА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО сделался лучшим, тот вскоре опять возвратится к прежнему несчастию. Потому Господь не велел исторгать и плевел, чтобы дать время для покаяния. Многие таким образом покаялись к добру, тогда как прежде были нечестивы, как-то: Павел, мытарь и разбойник. Будучи прежде плевелами, они потом соделались зрелою пшеницею. Хотя в семенах такой перемены быть не может, но в воле человеческой она легко и удобно произойти может, поскольку она не связана узами необходимости, но одарена свободою. Итак, когда ты увидишь врага истины, исцели его, позаботься о нем, возврати к добродетели, подавай НАИЛУЧШИЙ ПРИМЕР СВОЕЮ ЖИЗНЬЮ, наставляй неукоризненным словом, покровительствуй и имей попечение, и употребляй все средства к исправлению, подражая наилучшим врачам. Ведь и врачи не всегда одним только способом врачуют болезни; но когда видят, что рана не исцеляется одним лекарством, прилагают другое, а если нужно, третье; иногда рассекают, а иногда обвязывают. Так и ты, сделавшись врачом души, пользуйся всяким способом врачения по заповедям Христовым, чтобы получить тебе награду и за свое спасение, и за то, что ты доставлял пользу другим. ВСЕ ДЕЛАЙ ВО СЛАВУ БОЖИЮ: таким образом и сам прославишься...
(ТОЛКОВАНИЕ НА СВЯТОГО МАТФЕЯ ЕВАНГЕЛИСТА СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА, БЕСЕДА XXIX)
1. Елена Н. : Свт. Тихон Задонский о том же:
2012-08-06 в 10:45

Письма келейные. Письмо 106.
"Однакож примечай, и добре внимай, возлюбленне: 1) Когда злые языки хулят нас самих, то мы или молчать, или кротко отвещавать им должны, яко имя наше и слава ничто есть.
Есмы бо земля и пепел, а раби неключимые, и всякого хуления поистине достойны. Человек, сам в себе рассуждаемый, ничего, кроме немощи, растления, грехов и окаянства не имеет, и аще что доброе имеет, или делает, тое Божие есть, а не его. Никтоже благ, токмо един Бог (Мф. 19:17). Когда только един Бог благ, то следственно всяк человек в себе зол, а злый что может добра имети, или творити? древо злое плоды добры творити не может (Мф. 7:18). Сего ради и похвалы недостоин, но единому Богу похвалу подобает воздавати, яко единому благому. Человеку же подобает жалети и стыдитися, что есть зол и неключимый раб, неключимого бо раба и дела неключимы суть. Сие нас к кротости и терпению да подвигнет.
— 2) Когда злый язык Имя Божие хулит и честь Его терзает, то тогда должны не молчать, но стоять за честь Имене Его, и хульника злоречивая уста заграждать, хотя бы и до излияния крове и лишения живота нашего следовало дело,— что Спаситель наш и в приведенном ответе, и на прочиих местах показал, и Своим примером нас научил. Любить бо Бога должны мы паче себе самих.
— 3) Отсюду худо делают тии, которые за свою честь ревнуют, но о Божией чести хулимой небрегут. Знак, что таковыи не знают, что есть Бог; что Он Создатель, Промыслитель, Любитель, Благодетель, Господь и Отец всех, и их. Кто бо за честь господина, отца и благодетеля своего не стоит? кольми паче за Божию честь всякому верному рабу Его стоять должно. Ты таковым людям не подражай, но как свою честь ни во что вменяй, так за Божию честь до последней капли крове стой. Помни, что Сам Бог глаголет: токмо прославляющие Мя прославлю, и уничижаяй Мя бесчестен будет (1 Царств. 2:30).
Спасайся".
Опубликовано на http://antimodern.wo.../08/03/st_tikhon106/

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме