Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Случайностей у Бога нет, есть действие Его разумной воли

Монахиня  Александра  (Сафонова), Русская народная линия

30.07.2012


К 14-летию со дня второго обретения мощей преподобного Александра Свирского …

Часть первая

После празднования 1000-летия крещения Руси в ее государственном устроении произошли очень быстрые и радикальные изменения - ничем иным, как Промыслом Божиим, это не объяснишь. В одночасье кончилась власть коммунистов. А Церковь, как по мановению волшебной палочки, получила возможность возрождаться: Ей возвращались храмы, монастыри, святыни; никакая власть больше не препятствовала молитве.

На протяжении ХХ века не человеческими усилиями, но волей Божией дважды менялось, причем внезапно, государственное устройство России. Так же быстро, как в 1917 году, в начале 90-х годов, «слинял» (по выражению В.В.Розанова о потере русского уклада в 1917 году) коммунистический строй. На этот раз Господь защитил людей - все прошло без репрессий. Дав Церкви возможность возродиться, Господь дал нам возможность снова оправдать делами правды и любви - всю истину нашей веры.

Еще на празднике 900-летия Крещения Руси Обер-прокурором Священного Синода К.П Победоносцевым была произнесена речь, в которой он как бы подвел итог действия силы Божией, проявившей себя в России по вере народной за прошедшие века. Эта речь воодушевила тогда всю слышащую, думающую и болеющую за благо России публику. Эта речь актуальна и сегодня для многих, успевших забыть Бога; она воспринимается как откровение, как надежда.

«В эти 900 лет свершилось над нами чудо судеб Божиих: из грубого рассеянного языка славянского возникло великое государство, выросло народное сознание, собралась земля русская через Киев в Москву. Разрушались вокруг царства славянских племен под игом иноверных. Русскому народу Бог дал удержаться, вырасти, вынести тяжелое иго степных варваров, сбросить их от себя, пережить и преодолеть бедственное безначалие, отразить римско-польскую напасть, вернуть себе отхваченные врагами окраины. Добраться до моря, укрепиться в силе и славе русского оружия, утвердиться незыблемо в вере, заповеданной предками...

Не нашей силой все это совершалось, а силою Божией в судьбах нашего народа. И явилась сила Божия В Церкви Православной...

«Храм наш - это дом русскому человеку...Тут наша сила, тут тайная сокровищница судеб наших, родник сил наших, которым суждено еще явиться в будущем, если в будущем оправдаем мы делами правды и любви - всю истину нашей веры. Да поможет нам Бог!»[1].

 

Возрождение Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря и обретение главной его святыни -мощей преподобного Александра Свирского.

Новая жизнь вошла в Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь тихо и скромно в июне 1997 года. На землю, освященную Пресвятой Троицей, вступили пять человек - иеромонах Лукиан, монах Севастиан и три послушника: Александр, Алексей и Станислав - с небольшой поклажей, где было все необходимое на первый момент. И закипела работа. Вот так просто все опять началось.

Время прерванной молитвы закончилось, но может быть, она вовсе и не прерывалась, а переходила на уровень недоступный простым человеческим ощущениям. Старожилы селения Старая Слобода, расположенного рядом с монастырем, утверждают, что часто видели в опустевших храмах монаха со свечой в руках: «походит - походит и исчезает». Так это или не так - одному Богу известно. Только верится, что с окончанием видимой жизни монастырей не утрачивается то невидимое и неистребимое, что лежит в их основе. Наверное, поэтому так часто поднимались монастыри - долгожители после разрушительных войн и прочих бедствий.

В монастыре начались первые работы по его восстановлению. Не хватало главного - отсутствовала святыня монастыря - мощи великого чудотворца преподобного Александра Свирского. С момента их «ареста» и вывоза из монастыря 20 декабря 1918, казалось, след их потерялся. Но так казалось людям, а Бог судил по - Своему.

В 20-х годах в Троицко-Сергиевой Лавре, жил зосимовский старец о. Алексий. Здесь он и умер в конце 20-х годов./Когда начали открывать мощи, старец очень страдал об этом и много молился, недоумевая, почему Господь попускает такому делу? Однажды вечером, когда он стал на молитву, рядом с ним встал преподобный и сказал: "Молись три дня и постись и после этого я скажу тебе то, что нужно". В следующие два дня, когда о. Алексий вставал на молитву, снова вставал с ним рядом преподобный Сергий. Отец Алексий эти дни питался просфорой. На третий день преподобный сказал: "Когда подвергаются такому испытанию живые люди, то необходимо, чтобы этому подвергались и останки людей умерших. Я сам отдал тело свое, дабы град мой вовеки был цел"». Слова эти приводятся в замечательной книге С.И.Фуделя «У стен церкви» - так чудесное явление Игумена земли русской объяснило духовный смысл кощунственного вскрытия рак и гробниц, хранящих мощи святых.

Значит, за этим стоял добровольный выбор святых, их жертва, их вклад в дело нашего спасения в тех жутких условиях красного террора. Значит, прежде всего, не враг захотел разрушить места обитания мощей святых, а Бог позволил святым своим угодникам покинуть свои тела и встать на защиту нас и нашей жизни на земле. И что интересно, Бог не позволил уничтожить никакие мощи - они все остались в целости и сохранности.

Преподобный Александр Свирский был первым, кого посетили богоборцы и чьи мощи были первыми увезены из монастыря и первыми привезены в бывшую Императорскую столицу. Мощи остальных святых Русской православной Церкви были ввезены в Ленинград в 1946-48гг. Значит, из всех святых первым встал на защиту города Петрограда-Ленинграда-Санкт-Петербурга и его жителей избранник Святой Троицы, собеседник Пресвятой Богородицы, явившейся ему с младенцем Господом на руках и в окружении сонма Ангелов, - преп. Александр Свирский.

Мощи преп. Сергия Радонежского вернулись в монастырь в 1946 году, т.е. через 25 лет после их изъятия. Мощи святого Александра Свирского вернулись в монастырь через 80 лет и 27 дней. Это означает, что преподобный Александр покинул город только тогда, когда городу было возвращено первое его имя Санкт-Петербург, и тогда, когда в этот город вернулся последний Император России духом и плотью.[2]

Оценивая все это, видишь, какая неразрывная связь, и какая любовь Божия стояла за всеми и над всеми страданиями человеческими тогда, когда казалось, что рушится, когда погибали одни и убегали за границу, спасая земную жизнь, другие. Небесный клир покрывал своей молитвой все поле битвы, которое называлось Россией. И весь Небесный клир сам был под Божием Покровом, вот почему ни одни мощи не погибли.

 

Мощи святого Александра были обнаружены в бывшей Императорской Медико - Хирургической Академии С-Петербурга, в музее кафедры нормальной анатомии. Где еще, в каком еще более достойном месте в то время мог оказаться молитвенник за Царей ( так преподобный значится в монастырских архивных документах) святой Александр Свирский как не в том городе откуда увезен на расстрел последний Царь и Император России.

В традиции музея была скрупулезная каталогизация каждого поступившего в музей анатомического препарата, которая никогда не нарушалась. Нарушена она была только в единственном случае - мощи святого Александра никогда не были зарегистрированы, - об этом свидетельствовала заведующая музеем доцент М. В. Твардовская. Нигде не обозначена и дата их поступления в музей. Значит, был какой-то потаенный смысл сокрытия. Так могли скрывать только в единственном случае - когда надо было спрятать, другой причины быть не может.

До 1954 г. надежную защиту мощам преподобного Александра Свирского обеспечивал академик Владимир Николаевич Тонков, происходивший из графской семьи и священнической по линии матери. В страшные революционные и послереволюционные годы вплоть до 1926 г. он занимал пост президента ВМА и одновременно заведовал кафедрой нормальной анатомии, где и находился музей. По занимаемой должности ему приходилось бывать и в Смольном, и общаться с Председателем СКСО Г.Е. Зиновьевым. Именно он и дал приказ об изъятии мощей святого Александра Свирского из монастыря 19.12.18. Изъятие произошло быстро -20.12.18. В Петроград мощи были привезены к 27.01.19, тогда - то и решался срочно вопрос об их размещении. Лучшим местом, где можно было их скрыть, был музей кафедры нормальной анатомии ВМА со 150 - летней историей его существования. В.Н.Тонков был сильным, мужественным, волевым человеком, никогда не терявшим достоинство. Нет сомнения в том, что известный ученый и верующий человек (по свидетельству его внучки Н. В. Тонковой, вся его семья - жена и две дочери - были верующими) академик В. Н. Тонков знал, какая святыня доверена ему волей Божией и, какая ответственность лежит на нем как на хранителе этой святыни. Пребывание мощей на кафедре во все годы было окутано стеной глухого молчания. Тем не менее, нет ничего тайного, что не стало бы явным. Стало известно, что иногда в музей при В. Н. Тонкове приходили сотрудники НКВД, тогда мощи прятали между стеной и шкафом. «Великий духовный подвиг совершил академик Владимир Николаевич Тонков, и лишь сегодня проявляется высота его невидимой борьбы с антихристовой властью», - такая оценка сделана журналистом Б. Карагандинским в его статье после интервью с зав. кафедрой нормальной анатомии проф. И. В. Гайворонским.

Просматривая документы 1918-1922 г.г. по результатам освидетельствования мощей святых Ликвидационной кампанией, невольно обращаешь внимание на тот факт, который заметили и богоборцы: Среди 63 изъятых мощей лишь некоторые имели практически полностью сохранившееся тело, остальные сохранились в костях. Достоинство таких мощей нисколько не умаляется церковью, но ликвидаторам мощей это дало повод для глумления. Почему Господь тела одних святых сохранял в целости, а у других хранит только кости,- наверное, неведомо никому. Мощи преподобного Александра Свирского Господь сохранил так, что они и сегодня полностью соответствуют их описанию, оставленному предками после первого обретения мощей в 1641 г.: «Тело целое ничем не рушимое, ноги же лежали как у новопочившего,правая - плюсною вверх, левая - в сторону». Сравнивая данные современного исследования с данными биологического исследования тканей мощей святых, описанных экспертами того, революционного времени, невольно снова приходишь к выводу об особой избранности святого Александра Свирского Богом. Подкожная ткань его тела - белая, рыхлая, воздушная, а не уплотненная, волокнистая, коричневого цвета, как у мощей других святых. Благодаря этой рыхлости и воздушности само тело легкое; лицо, кисти рук и ступни не потеряли своей объемной конфигурации. Надо заметить, что участок белоснежной плоти хорошо виден на открытой стопе Преподобного на месте отшелушившейся кожи. Исследователи удивлялись произошедшей уникальной мумификации тела святого Александра. Приведем выписку из заключения Главного стоматолога Министерства обороны РФ, начальника кафедры челюстно - лицевой хирургии и стоматологии, профессора и полковника медицинской службы В.Н.Балина, на кафедре которого мощи святого Александра тоже проходили экспертизу: «Совершенно уникальна сохранность мягких тканей лица и околозубных тканей: лоб, нос, щеки, десен, что вписывается в известные свидетельства об исключительно хорошей сохранности мощей некоторых святых в сравнении с мумифицированными телами мирских людей».[3] Вот эта-то уникальная сохранность и дала возможность провести иконографическое исследование и с его помощью и на основе антропологического исследования ответить на главный вопрос, кому принадлежит мумифицированное тело из музея ВМА - вепсу по этнической принадлежности, с чертами лица, имеющими иконографическое тождество с ликом на иконах преподобного Александра Свирского. Это мумифицированное тело не может принадлежать другому святому, даже если бы по этнической принадлежности он оказался тоже вепсом, т.к. «...индивидуальные, редкие черты лица так отчетливо были выражены у святого Александра, что нашли отражение в ряде его икон, и они полностью совпадают с таковыми у исследуемого».[4]

Противники принятия мощей за истинные появились сразу, как только закончился поиск мощей. Они всяческим путем умножали число своих сторонников, при этом, как правило, искажали заключения экспертов и взамен приводили свои, зачастую не очень компетентные доводы. Хотелось бы это объяснить только тем, что слишком быстрый переход произошел из атеистического времени во время свободного строительства Церкви. Сколько страстей, которые как грибные мицеллы проросли души человеческие, перешли также свободно с нами в новые условия существования, отсюда и издержки.

На поиск мощей преподобного Александра Свирского ушло три месяца активной работы по различным архивам С-Петербурга и Москвы и еще 8 месяцев на освидетельствование мощей с помощью специалистов. Эта процедура могла затянуться надолго, если бы и тут не оказал помощь Сам Господь. В то время, когда мощи проходили процесс идентификации с помощью экспертов различных профилей, по благодати Божией мощи святого замироточили. Это произошло 23 июня, через день после молитвенного чествования «Всех святых, в земле Российской просиявших». Мироточение произошло, казалось бы, в самом неподходящем месте - в рентгеновском кабинете Городской Судебно-медицинской Экспортной Службы (Гор. СМЭС), где Преподобный, как простой смертный, проходил исследования. Именно здесь вся поверхность его тела впервые покрылась крупными каплями мира, прозрачными, желтовато-зеленоватыми, покрытыми тонкой пленкой, защищающей их от растекания. От этого неожиданного откровенного доказательства святости Преподобного все присутствующие растерялись, причем не только судебные эксперты, но и те, кто в тайне души надеялся получить милостивые знаки Божии, помогающие узнать, кто лежит перед нами. Через некоторое время, для того, чтобы убедиться, что перед нами действительно святой Александр, попросили разрешения в Гор.СМЭС прочитать акафист у ног того, кто терпеливо ожидал конца нашим человеческим расследованиям, там же, в рентгеновском кабинете Гор.СМЭС. Примечательно, что в Евангелии от Матфея, читаемого на этот день (14. 07. 98) Спаситель произносит такие слова: « что вы так боязливы, маловерные?»(Мф.ХIII, 24 -30). Эти слова Господа в тот день относились к нам. При чтении акафиста преподобному Александру Свирскому по обнаженным ногам того обильно потекло миро желтыми струйками... Это было 14 июля.

17 июля мы вместе с суд-экспертом сообщили о мироточении в Военно-Медицинскую Академию. Заведующий кафедрой, выслушав это сообщение, принял решение: « мощи должны вернуться в музей на кафедру анатомии, в то место, где мощи пребывали 80 лет, именно отсюда после разрешения Начальника академии они смогут уйти в храм». Это требование было справедливым. После ознакомления с документами освидетельствования мощей Начальником Академии, член-корр. РАМН Ю.Л.Шевченко, им был подписан Акт от 28.07.98. о передаче мощей РПЦ. Мощи были внесены 30.07. 98. в храм святых мучениц Веры. Надежды, Любови и м. Софии.

В обретении мощей, прежде всего, явлена милость Божия к людям. Святой, живший во времена, далеко отстоящие от сегодняшнего дня, приблизился к людям и духом, и плотью, чтобы через это чудо возревновали мы о Боге, чтобы задумались о грехах своих, пришли к покаянию. Вот так с обретением мощей св. Александра Свирского и века XV-ХVI, и события, заключенные в них, приблизились к нам, чтобы вспомнили мы и о Промысле Божием, о России и о важной роли Русской Православной Церкви в укреплении Русского государства и о подвиге святых, вложивших свою лепту в укрепление Православной церкви.

 

* * *

 

Часть вторая

Размышляя о чуде второго обретения мощей прп.Александра Свирского мы видим Божьи знаки, которые его сопровождали.

В преддверии обретения мощей Преподобного Александра Свирского имела место цепь «случайностей», связанных с именем этого святого, воскрешающих память самом святом, о некоторых событиях его жизни, и о монастыре, возведенном им в имя Пресвятой Троицы

 

«Случайность» первая.

Большой Успенский собор Московского Кремля - хранилище русской истории. Именно здесь открылась первая случайность, воскрешающая память преподобного Александра Свирского в мае 1998 года. Эта случайность связана с повторным обретением древней иконы святого Александра.

Сначала немного истории, чтобы понять все значение этой «случайности». Здесь, в Успенском соборе, пять веков тому назад произошло великое торжество православия. Здесь князь Василий Васильевич, один среди онемевших бояр восстал против козней митрополита Исидора, который дерзнул соединить православие с католичеством. Уже была прочитана грамота восьмого Флорентийского собора, уже папа Евгений был помянут на литургии: бояре и народ в ужасе молчали, но великий князь первый возвысил свой голос и с твердой волею остановил предателя, назвав его еретиком, лжепастырем, губителем душ.

В древнем Успенском соборе Кремля проходили церковные Соборы, решающие вместе с Царем важные государственные и церковные вопросы. Здесь происходило помазание на Русский престол с 1547 года, когда первым Помазанником на царство стал Великий князь Московского княжества и Всея Руси Иоанн Васильевичем из династии Рюриковичей. В 1894г. - год помазания на царство последнего Русского Царя и Императора Николая II Александровича Романова.

Известно, что первый венчанный на русский престол Царь Иоанн Грозный прославил преподобного Александра Свирского тогда же, на соборе 1547 года. Канонизация произошла через 14 лет после преставления Преподобного. Царь в посланиях не раз обращался с молитвой к чудотворцу и выделял его как высочайший духовный и нравственный образец среди множества других. Так, в послании в монастырь Кирилла Белозерского царь Иоанн писал: « Вот ведь на наших глазах только в монастырях Дионисия в Глушицах и великого чудотворца Александра на Свири бояре не постригаются, и эти монастыри процветают монашескими подвигами...»[5] В Новгородском Софийском соборе изображение преподобного Александра Свирского присутствовало в росписи царского молельного места (1572г) -«программа декора которого была составлена едва ли не самим Царем Иоаном Грозным».[6] Царь своею грамотою отменил все подати монастыря и наделил дополнительно землей. Известны вклады Царя в Свирский монастырь, часть из них хранится в запасниках Государственного Русского Музея. В период жизни святого Александра Свирского в Успенском соборе проходили три Собора, решавшие участь еретиков, примкнувших к так называемой «новгородской ереси»; на одном из этих соборов был осужден и снят с кафедры Московский митрополит Зосима, примкнувший к еретикам.

В Успенском храме Кремля хранится дань почитания святого Александра Свирского - Тайновидца Пресвятой Троицы и молитвенника за царей Царем Иоанном Грозным и Московским митрополитом и всея Руси Макарием - уникальная икона «Образ Александра Свирского с житием и чудесами».

В серии житийных икон этой иконе нет равных по количеству клейм-миниатюр, где языком живописи повествуется о жизни Преподобного и чудесах, в трех клеймах изображено явление Пресвятой Троицы святому Александру; количество этих клейм - 128. Долгие столетия икона находилась в Успенском соборе, а потом исчезла оттуда, чтобы вернуться одновременно с обретением мощей «молитвенника за Царей» - прп.Александра.

Сотрудники московского музея Кремля рассказывают о том, что икона была обнаружена в запасниках, и они, удивившись большому количеству клейм, приняли ее за икону святителя Николая. И только, когда расчистили ее поверхностный потемневший слой, убедились, что на иконе изображен преподобный Александр Свирский. Икона была написана в 1547- 1554гг. специально для Успенского собора в известной тогда «Макарьевской мастерской». Эта иконописная мастерская была собрана из новгородских и псковских иконописцев митрополитом Макарием. Сам Святитель тоже владел иконописным мастерством. Вероятно, в земной жизни митрополит Макарий встречался с преподобным Александром Свирским, когда был архиепископом Новгородским: в 1526 году его благословением был освящен каменный храм Пресвятой Троицы в Александро - Свирском монастыре. Наверное, лик на иконе не имел бы такого внешнего сходства с ликом мощей преподобного Александра, если бы святитель Макарий в земной жизни не видел Преподобного. ( Это сходство было установлено антропологом к.б.н Ю.Д.Беневоленской, входящей в комиссию по освидетельствованию мощей преподобного Александра при втором обретении его мощей).[7]

После написания икону поместили в Успенском соборе напротив раки с мощами митрополита Ионы. Более почетное место, чем Успенский собор Кремля, для новописанной иконы преподобного Александра Свирского трудно представить. Митрополит Иона - первый митрополит РПЦ после получения ею автокефалии от Константинопольского патриархата в 1448 году. В этом же году родился и будущий святой Александр Свирский, в крещении получивший имя пророка Амоса. День памяти всех трех святых: пророка Амоса, митрополита Ионы и святого Александра Свирского приходится на 15 июня ст.ст.

Перед иконой Преподобного люди молились, прося его предстательства перед Престолом Святой Троицы, благодарили, принося щедрые дары. Дары составили убранство иконы, которое само по себе представляло художественную и материальную ценность: золото, серебро, алмазы, сапфиры, изумруды, рубины, кафимский жемчуг, славящийся своей красотой, чистотой и формой. Сведения об этих украшениях также содержатся в описях собора от 1627г. и от 1701 г. Вот опись этой иконы, сделанная в 1701г. Эта опись имеется в записях академика П.П. Покрышкина - сотрудника Археологической комиссии, а позже Академии Истории Материальной Культуры в Санкт - Петербурге. По мнению этого известного ученого и замечательного православного человека (в 1919г он пытался спасти кощунственно вскрытые мощи преподобного Александра Свирского) икона представляет художественно - историческую ценность. Опись иконы 1701 приводим из архивных материалов П.П. Покрышкина: «икона находится у северо - западного столпа ( напротив мощей митрополита Ионы). В среднемъ киоте образъ местный преподобного отца Александра Свирского, поясной, съ чюдесы, венецъ и окладъ и оплечки гладкие серебряные, риза и подпись чеканная, все золочено, въ венце въ гнездах золотых въ средине изумрудъ зеленой граненъ въ россыпь, 2 лала водокшанскихъ большихъ,. между камней две запаны золотые, а в нихъ по девяти алмазовъ среднихъ; на полях на верхнем поле по угламъ по запанке золотой, а в нихъ по пяти алмазовъ, въ средине по яхонту червчатому, на дву посторонних поляхъ и на нижнемъ въ средине по запане золотой, а въ нихъ по семи искоръ яхонтовыхъ, на верхнемъ и на постороннихъ поляхъ же въ гнездахъ золотыхъ 6 яхонтовъ лазоревыхъ, в томъ числе 3 граненыхъ въ розсыпь, между техъ камней и запанъ 16 зеренъ большихъ кафимскихъ, кругъ всего венца и по полямъ въ одну нить обнино кафимскимъ жемчугомъ среднимъ и мелкимъ, а по счету 1700 зеренъ, оклад на поляхъ всея иконы серебреной гладкой золоченъ»[8].

Сохранились свидетельства о том, что, как только икона Преподобного Александра Свирского была внесена в собор, от нее стали происходить многочисленные чудеса и исцеления.[9]

Сегодня икона преподобного Александра после реставрации снова находится в Успенском соборе.

Примечательно, что икона обрела свое историческое место в храме в мае 1998г, т.е. за два месяца до второго обретения мощей преподобного Александра Свирского Русской Православной Церковью, которое произошло 30 июля 1998г. Таким образом, икона преподобного Александра вышла навстречу его мощам нечаянным для нас образом, но, видимо, эта встреча явилась отражением законов духовного плана: Промыслом Божиим икона Александра Свирского посылалась москвичам как знак, предваряющий освобождение Преподобного из нашего человеческого плена. Москвичи на протяжении веков чтили память о святом Александре Свирском в самом центре Москвы в соборе Василия Блаженного приделом имени прп. Александра. Так Преподобный предупредил их о своем скором освобождении. Теперь икона помещена над ракой святителя Макария. Мимо нее проходят экскурсанты, которые в большинстве своем вовсе не думают о постижении мира, стоящего за иконой. Успенский собор теперь называется музеем Московского Кремля, и молитвенная связь с иконой нарушена. Не совершается ныне перед ней молебнов. Однако те, кто знает о благодатной силе этой, веками намоленной иконы, могут подойти к чудотворному образу преподобного Александра Свирского и тихо помолиться, не нарушая музейного порядка. Верится, что святой услышит, как слышит всегда.

 

«Случайность» вторая.

Санкт-Петербург тоже откликнулся на приближение святого чудотворца, как будто услышал неслышимый ухом зов. Это произошло следующим образом.

В мае - июне 1998 года в Санкт-Петербурге открылась выставка «Монастыри России», где было выставлено много предметов: икон, облачений, крестов, крышка серебряной раки, подаренной Царем Михаилом Федоровичем Романовым в 1644 г. в связи с первым обретением мощей преподобного Александра Свирского. Всего в Русском Государственном Музее хранится 153 вещи, принадлежавших ранее Александро - Свирскому монастырю. Эти предметы никогда не вынимались из запасников и не были выставлены в открытых для посещения залах музея. Простой случайностью эти встречи с прошлой жизнью Свирской обители не назовешь. Мир его вещей и его иконописный лик приблизился к обитателям С-Петербурга, чтобы и здесь воскресить память о святом подвижнике - преподобном Александре Свирском - Небесном покровителе этого города. В созидании С-Петербурга повелением Императора Петра I принимали участие монахи Свирского монастыря: гранитные плиты резали и известь добывали на реке Сясь для строящейся Алексанро - Невской Лавры.

Среди икон, хранящихся в запасниках Русского музея, имеются иконы, присланные Царем Иоанном Грозным, которые являются древнейшими памятниками коллекции Свирского монастыря. Это иконы: «Богоматерь Умиление Ярославская», «Спас Вседержитель», «Явление Богоматери Сергию Радонежскому». О благоволении к Свирской обители Царя Иоанна Грозного свидетельствуют и другие известные его вклады. Так, в монастырской ризнице хранился замечательный серебряный с ковчежцами крест, ныне хранящийся тоже в Государственном Русском Музее. На кресте надпись: «Си крест сделан во обители Живоначальной Троицы и Преподобного Александра Свирского Чудотворца при Благоверном Царе и Великом Князе Иване Васильевиче всея Руси...»[10] На футляре, в котором хранится крест, написано: 7065\1576 г. построен бысть в обители Пресвятыя Троицы благословящий крест Господень, на нем же изображено распятие Господа, под распятием помещено чеканное изображение лика Преподобного Александра Свирского. Изображение в нижней части креста привлекает к себе внимание не только тонким художественным исполнением, но и необыкновенным сходством с ликом мощей Преподобного. Это сходство легло в основу заключения эксперта - антрополога при освидетельствовании мощей святого Александра после второго их обретения. Такое полное сходство с ликом мощей передают лишь несколько икон Святого Александра Свирского: две из них иконы 16 века ( одна из них описана выше) и одна середины 19 века.[11]) О ней скажем позднее.

Изготовлен крест ссыльными греками в Александровом монастыре в царство Царя Иоанна Васильевича.[12] Еще раз повторим: крест с «портретом» Преподобного был великолепным «подарком», оказавшимся очень нужным для антрополога, проводившего иконографическое исследование мощей святого. Таким образом, произошло еще одно «случайное совпадение:» открытие выставки в Государственном Русском музее «Монастыри России», где большую часть экспозиции занимал монастырь Александра Свирского - на ней и был выставлен крест « Иоанна Грозного.

Можно ли пройти мимо этих знаков: иконы с 128 клеймами и серебряного напрестольного креста, появившимся для воскрешения нашей памяти о святом Александре не раньше и не позже, а почти одновременно с выходом к людям мощей преподобного Александра Свирского после 80 - летнего сокрытия их богоборческими силами?

 

«Случайность» третья.

Много было избранных святых, которые ходили перед лицом Божиим, но только к одному из них - преподобному Александру Свирскому явился Господь в Трех Своих ипостасях.

Выбор пал на него, кроткого и смиренного, непрестанно молящегося и с самоотвержением работающего. Однако таких подвижников в 15-16 веках было много. Почему именно к нему одному явился Господь так, как он являлся в ветхозаветное время праведному Аврааму - ведомо только Богу, но именно преподобный Александр Свирский был освещен Небесным Светом, исходящим от трех светоносных Ангелов. Именно его, обмирающего от страха лицезрения величия Божия, Господь, дважды поддерживая за десницу, поднимал его коленопреклоненного.

Эту правую руку, протянутую к нам доверчиво, открытой ладонью, можно увидеть на иконе, написанной в середине 19 века - и это третья «случайность», имевшая место при встрече мощей преподобного Александра Свирского. Икона была обретена через два месяца после того, как мощи святого Александра были приняты Церковью. По заключению судебного эксперта - искусствоведа икона написана была с мощей преподобного Александра: лик на иконе соответствуют лику мощей преподобного, а так же положение правой руки повторяет положение руки мощей, находящихся в раке.[13] На иконе преподобного Александра Свирского правая рука не поднята вверх в благословляющем жесте, подобно тому, как она изображается на иконах других святых. На иконе преподобного Александра открытая ладонь согнутой в локте руки на уровне пояса смотрит вверх, а пальцы слегка опущены вниз, тем самым, делая ладонь еще более открытой. Когда смотришь на руку преподобного, вспоминаешь строки Жития о том, что эту руку держал Господь в своей руке, приподнимая его, коленопреклоненного, от земли. Позже, когда плоть преподобного в ХVII веке была освидетельствована как святые мощи, с пальцев десницы Преподобного брали частицы для мощевиков, отчего концевые фаланги пальцев повреждены. Судебно - медицинским экспертом было установлено, что повреждения нанесены копием, которым берут частицы из просфор. Частицы мощей святого Александра хранили в Синодальной ризнице, о чем имеются сведения в Государственном Историческом архиве СПб с 1749 года.[14]

Некоторых священников смутило такое нетрадиционное положение руки Преподобного на его иконе; они считали, что нарушен канон при написании иконы святого и отнеслись к ней с недоверием. Можно было бы и действительно соблазниться этим, если бы здесь не было скрыто желание иконописца запечатлеть языком живописи правду, т.к. икону писали по всем признакам непосредственно с мощей преподобного Александра Свирского. Еще раз повторим: положение правой руки, изображенной на иконе повторяет положение этой руки мощей Преподобного, находящегося в раке с той лишь разницей, что иконописец согнул ее в локте, т.к. написанная им икона - поясная.

Из истории обретения иконы.

« 29 июля 1878 Свирский монастырь удостоен был посещением Их Высочествами Великих Князей Сергия и Павла Александровичей, и Константина и Дмитрия Константиновичей в сопровождении свиты: контр- адмирала Арсеньева, капитана Зеленого, графа Уварова, профессоров Бестужева - Рюмина и Вагнера. Прибыв в обитель, они прошли прямо в Преображенский собор и благоговейно приложились к святым мощам чудотворца Александра. Затем осмотрели ризницу, Троицкий собор и Покровскую церковь, вручили наместнику денежный вклад и...»[15] Здесь мы не ставим точку на их пребывании в обители: это не позволяет сделать одно загадочное обстоятельство, связанное временем с их пребыванием. Дело в том, что именно в это время написана икона, которую можно назвать поясным «портретом» преподобного Александра. По предположению искусствоведа икона была написана по заказу высоких гостей по их просьбе непосредственного с мощей, лик которых для них открывали.

Есть и еще одно загадочное обстоятельство, подчеркивающее уникальность иконы - ее обратная сторона с Казанским образом Божией Матери. Эту икону нельзя считать обычной двусторонней выносной иконой, ее стороны писались в разное время: Казанская икона - в начале ХIХ столетия, а икона Преподобного - в семидесятые годы ХIХ века. Кроме того, в нижней части иконы Божией Матери имеется след обожженного красочного слоя. Такой след остается от лампады, горящей в непосредственной близости от иконы; эта деталь также исключает ее из числа выносных икон. Кем и когда эта икона была избрана для написания на обороте образа преподобного Александра Свирского, остается загадкой.

Разгадка, как мы уже сказали, по - видимому, связана с пребыванием ученых мужей в обители.

Великий князь Константин Константинович был Президентом Российской Академии, граф Уваров - министр просвещения, Бестужев - Рюмин и Вагнер - профессоры историко - филологического факультета Санкт - Петербургского университета. К.Н. Бестужев - Рюмин был известным знатоком древних русских летописей. Известно, что после осмотра мощей приехавшие высокие гости имели беседу за чаем с игуменом. Можно предположить, что речь шла о необыкновенной сохранности мощей Преподобного Александра. Об исключительности этого явления было уже известно из синодальных источников.[16] Разговор мог коснуться и иконописных изображений Преподобного, выполненных по каноническим правилам иконописания, а также необычайной сохранности его лика. Возможно, игумен отступил от правила и показал высоким гостям, к тому же ученым, лик мощей Преподобного; возможно тогда и возникло желание запечатлеть «с натуры» лик святого. Это могло бы удовлетворить и интересы ученых - историков, археологов, этнографов и всех православных верующих. Нельзя исключить и то, что тогда могла возникнуть идея написания иконы Преподобного в реалистическом стиле, который к этому времени уже преобладал в церковном искусстве. Так или иначе, но икона - портрет написана в 70-е годы ХIХ века (по свидетельству эксперта - искусствоведа из Северо - западного регионального центра судебной экспертизы от 18.08.2000.) и является уникальной, единственной в своем роде иконой преподобного Александра Свирского. Известны примеры подобных изображений с мощей святых, хранящихся в фондах Русского музея. Одно из них - образ Константинопольского патриарха Афанасия Пателяра, канонизированного в 1676 г. В музейном хранилище имеется также изображение мощей святого Феодосия Тотемского. Во всех этих случаях отражено желание современников запечатлеть облик чтимого святого для более точной передачи его на иконе.

Не менее интересны и значимы те обстоятельства, при которых эта икона появилась снова в монастыре преподобного Александра Свирского. Это было 27 сентября 1998 г. - за три дня до престольного праздника святых мучениц Веры, Надежды, Любови и м. Софии в храме их имени, где в то время находились мощи преподобного Александра Свирского, обретенные 30 июля 1998 года. Уже появились сообщения в бульварной прессе, высказывающие недоверие в истинности обретенных мощей, одна из статей называлась «Святой с маникюром». Икона поступила из антикварного отдела «Пассажа». Как удалось выяснить, туда она поступила от любителя антиквариата, а тот привез ее из Твери. Тверь была родиной одного из иеромонахов Свирского монастыря. - Тихога В монастырских документах, а именно, «Исходящих» за 1918 год за октябрь - ноябрь имеется сообщение о том, что монах Тихон дважды выезжал в Тверь: первый раз - «для посещения родителей», другой - «в длительный отпуск». В то время, после ареста настоятеля монастыря архимандрита Евгения 30 сентября 1918 г, разграбления монастыря вооруженным отрядом Вагнера 23- 27 октября и расстрела настоятеля и 40 монахов и послушников, судя по записям журнала «Исходящие», - многие стали уезжать в «отпуск» и, по- видимому, без возврата.[17] Вероятно, без возврата уезжал из монастыря в последний раз и монах Тихон, взяв с собой икону как святыню и память о покидаемой им Свирской обители. После свершенных злодеяний в монастыре обитель практически прекратила свое существование. По насмешливой иронии судьбы совхозу, образовавшемуся на территории обители, было дано имя Карла Маркса - этим именем враг рода человеческого как бы расписался в содеянном им зле. Это имя продержалось на земле, освященной Пресвятой Троицей, недолго - совхоз распался также внезапно, как и возник...

Обретение мощей святого Александра Свирского в 1998 году - это восстановление справедливости: мощи Преподобного, изъятые из монастыря первыми среди других мощей святых, мощи собеседника Пресвятой Троицы, духовного учителя, имевшего много учеников, подобно преп. Сергею Радонежскому - должны были вернуться - не могли погибнуть. Господь медлил с их возвращением. Сначала Он позволил открыться монастырю, который пройдя через историю большевистского времени (здесь был лагерь для заключенных «Свирьлаг», тюрьма для проституток, инвалидный дом, психиатрическая больница), - представлял собой скопище скорбей, болезней и пороков человеческих. Затем, более чем 30 лет, здания пустовали и медленно разрушались, этому разрушению помогали местные жители, снимая железо с крыш, выламывая деревянные перекрытия, рамы и двери. Понадобился год, чтобы возродить одну хотя бы одну из монастырских церквей и восстановить несколько келий к моменту возвращения мощей святого избранника Божия.

Сегодня во вновь оживший монастырь едут и едут паломники, чтобы помолиться и поклониться дивному чудотворцу преподобному Александру Свирскому. Получив по его молитвам Господу помощь, они присылают благодарственные письма, иногда число этих писем в день достигает 300. Многие пишут письма, адресуя их непосредственно самому преподобному Александру: «Преподобный Александр, помоги...» Эти письма кладут под раку, чтобы добрый помощник и молитвенник прочитал сам. Вот так по-детски чисто проявляется вера простых людей.

Однако ни для кого не секрет, что самая наша большая беда сегодня - это наша пошатнувшаяся за 80 лет вера, которую очень трудно укрепить и очень легко поколебать. Без духовной силы, основанной на крепкой вере, народ легко разложить и победить. Невидимый враг, как всегда, не дремлет, а видимый исполнитель его воли всегда готов к услужению, порой являя себя и под маской ревнителя православия.

Обретенные мощи не только всколыхнули и укрепили веру православных множеством чудес исцелений, рождением детей у неплодных родителей по молитвам св. Александру, помощью людям, одержимых различными страстями, но и отчетливо высветили «ярых ревнителей православия», поднявших кощунственную кампанию против мощей преподобного Александра Свирского. Насколько известно из имеющихся источников - нет другого святого, обретение мощей которого вызвало бы столько яростных нападок, столько скепсиса и откровенной брани. И лица, восставшие против истинности явившихся Промыслом Божиим мощей Преподобного, известны: они, не скрываясь, сами себя популяризировали (протоиерей Георгий Митрофанов, бывший дьякон С-Петербургской епархии Александр Мусин. Последнему и Благодатный огонь - не благодатный, и Тихвинская икона, вернувшаяся в Россию из Америки - ненастоящая). «Так много исцелений? - Такого не бывает», - заявляли сомневающиеся так, как - будто им доподлинно известно о чудесных возможностях Господа и преподобного Александра Свирского. Православным верующим должно быть известно, что за этим стоит и кому мешает эта святыня. Мощи святого Серафима Саровского, хотя и вызвали у некоторых сомнение при вторичном их обретении, но не провели разделительной черты на верующих и неверующих в поданную Господом благодать. Что стоит за этой разделительной чертой?! Это - наши страсти, накопленные за годы безбожия, наша укоренившаяся привычка лгать, лицемерить, прогибаться перед вышестоящими, чтобы выиграть хоть чуть - чуть земных благ. Купленный нечестием авторитет не обременял, не мучил совесть: ведь страх Божий в этих случаях отходит на дальние позиции. Верится, что Преподобный, высветив наши страсти, не оставит нас без своей молитвенной помощи, призовет к покаянию. Потому, что « мощи святых суть безмолвные, но паче труб и громов небесных зовут нас на покаяние» (Серафим Саровский).[18]

Возвращение мощей Преподобного Александра показало, что зло не властно над святыней. Победа святости над злом стала очевидна для всех. Сколько бы не царствовало зло, но и носители его знают, что Бог почивает во святых своих. Нетленность мощей преподобного Александра Свирского, удивительная их сохранность показывает торжество духовных законов в этом земном мире над земными законами. Ученые не могут понять и объяснить эту удивительную недоступность человеческой плоти святого процессам посмертного разрушения. Действие благодати Духа Святаго им тоже не понять. Долго большевики пытались разгадать явление нетленности мощей святых, на протяжении многих лет старались на научном уровне решить проблему бессмертия, для этого выделялись люди и средства, но тщетно. Для них и для многих, сегодня живущих, тайна так и осталась тайной...

Инокиня Леонида (Сафонова), насельница Покрово-Тервенического монастыря, кандидат биологических наук



[1] История Православной  церкви в ХIХ веке. Московское подворье Св. -Троицкой  Сергиевой Лавры. 1998. С.687 -688.

[2] Наверное,  возвращение последнего Царя и Императора в бывшую столицу России придется  все-таки признать: Об этом свидетельствуют и научные доказательства, и исторические, кроме того, и по аналогии со всеми святыми, вернувшимися  волею Господней после «ликвидации» в прежние места своего обитания., Царь - Божий помазанник и святой страстотерпец тем более должен быть возвращен, но не сожжен. На архивной выставке, открывшейся в Москве 25 мая 2012, представлены протоколы следователя Н.А.Соколова, в которых  его рукой написаны такие слова: «В Ганиной Яме я не нашел ни тел, ни фрагментов тел, если бы они расчленялись». Протоколы - это серьезно. Это - не книга, где возможен бездоказательный художественный вымысел.

 

[3] Материалы по поиску и идентификации мощей преподобного Александра Свирского. Свято-Троицкий мужской монастырь Александра Свирского. 1998. Приложение.

[4] Беневоленская Ю.Д.. Антрополого - иконографическое исследование, посвященное проблеме идентификации мумифицированного тела, хранившегося в ВМА, с мощами преподобного Александра Свирского.  Материалы по поиску и идентификации мощей преп. Александра Свирского. Свято-Троицкий мужской монастырь Александра Свирского. 1998. С.30.

[5] Послания Ивана Грозного. Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина ХVI века. М.1986.С.153.

[6] Никитина Ю.И. Монументально-декоративная резьба молельных мест из Новгородской Софии. Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник. 1986. Л. 1987. С.361.

[7] Ю.Д. Беневоленская. «Антрополого-иконографическое исследование, посвященное идентификации мумифицированного тела, хранившегося в ВМА, с мощами преп. Александра Свирского». Материалы по поиску и идентификации мощей преп. Александра Свирского. 1998. Свято-Троицкий мужской монастырь Александра Свирского. С. 30.

[8] Архив АИМК. Ф.21, д. 1553. ( Записки П.П. Покрышкина).

[9] И.А.Журавлева «Образ Александра Свирского с житием и чудесами из Успенского собора Московского Кремля» в книге  «Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и сообщения. ХIV.1998 c. 118.

[10] Архив СПб ФИРИ РАН. Ф.3, о.3,  д.107.

[11]  Ю.Д. Бениволенская. Материалы по поиску и идентификации мощей преподобного Александра Свирского. 1998. Свято-Троицкий мужской монастырь Александра Свирского.

[12] Я.Н. Свято - Троицкий Александро - Свирский монастырь. СПб. Синодальная типография 1882.С22. Архив АИМК. Ф.Р -III. Д.4209.

[13] Л.М.Рудницкая. Тайна иконы преподобного Александра Свирского. СПб. Православный летописец .2001. №8.С.27 - 32.

[14] РГИА.Ф.796.о.30,ед.хр.96, л.5,7.

[15] Архив ФИРИ  РАН,  Ф.З,  оп.3, д.3.

[16] РГИА, ф. 796, оп.30, д.96, л. 7.

[17] СПб Архив ИИ РАН. Ф.3, оп.5, д.63, л.33 - 37

[18] Записки Николая Александровича Мотовилова. М. 2005. 127.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. купчинская : Re: Случайностей у Бога нет, есть действие Его разумной воли
2012-07-31 в 14:14

В подтверждении слов статьи о иконах преподобного, о неслучайности, промыслительности всего, что связано с обретением св. мощей преподобного - хочу поделиться случаем из своей жизни, так много значащем для меня в деле признания этой величайшей святыни.

В первые дни после обретения мощей св. преп. Александра Свирского у меня были сомнения в их подлинности...

В домашнем иконостасе хранится старинный образок преподобного размером не больше 15 см. "Явление св. Троицы св. преп. Александру Свирскому". Взяла его в руки тогда и начала молиться. Неожиданно на глазах моих на одежде - (схиме преп. Александра) стала выступать светящаяся, чистейшей прозрачности капля - миро. Раздалось благоухание. Необыкновенная радость, покой наполнили душу от соприкосновения с невидимым, вечным.

В тот момент я осознала для себя окончательно,что преподобный вернулся к нам своими мощами. Что это - его мощи. Что преподобный своей святой обоженной плотью вернулся... Что это - он!

На иконке были изображены фигуры трех ангелов, а под ними надпись - Св. Троица. На следующий день под этой надписью увидела тоже выступили чистейшие капли. Никогда не забуду этого - укрепление моей веры через икону преподобного.

Пресвятая Троица слава тебе!
Преподобне отче наш Александре моли Бога о нас!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме