Бытование святоотеческого наследия в современных условиях всегда представляет интерес для исследователя. В книге воспоминаний многолетнего главы Издательского отдела Русской Православной Церкви митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева, 1926-2003) «Русь уходящая» мне встретилось выражение, вызвавшее чрезвычайный интерес. Давая характеристику одному из своих архипастырей-современников, владыка Питирим написал, что «в нем было сильно развито то, что в аскетике называется «самоцен»[1]. В короткой главке высокопреосвященный автор никак не уточнил этого понятия.
По прошествии недолгого срока, как запал мне в сердце «самоцен», довелось познакомиться с культурно-просветительским и литературно-художественным журналом «Родная Ладога» (Санкт-Петербург), отметившим в 2012 году свое пятилетие. Конкретно – с первым номером за нынешний год. В нем редакция продолжала начатую почти пять лет назад публикацию материалов исповедника ХХ века протоиерея Бориса Николаевского (1884-1954). Поскольку, по свидетельству редакции, журнал «Родная Ладога» ставит одной из главных своих задач – «воцерковление через культуру, особенно молодежи, публикует разнообразные духовно-богословские материалы, веря в то, что это поможет и русской научной и творческой интеллигенции подняться хотя бы на одну ступеньку к храму, а в идеале – вернуться в свой родной духовный дом, Русскую Православную Церковь»[2], появление на его страницах данной серии вполне понятно и уместно.
В сонме исповедников и подвижников ХХ века протоиерей Борис Николаевский занимает достойное место. Родился он 24 апреля 1884 года в селе Борисово, неподалеку от Старой Руссы, где священником служил его отец. В 1899 году закончил Старорусское Духовное Училище, а в январе 1906 года – Новгородскую Духовную Семинарию. Служил поначалу в Варшавской епархии, а впоследствии был переведен в Санкт-Петербург. В период с 1910 по 1914 годы его наградили медалью в память 300-летия Царствования Дома Романовых, набедренником и скуфьей. Во время Первой Мировой войны отец Борис служил полковым священником и был ранен. 11 сентября 1917 года Митрополитом Петроградским Вениамином о. Борис был назначен настоятелем храма во имя святителя Иоасафа Белгородского в поселке Парголово (Михайловка) Петроградского уезда. В 1933 году арестован, отбывал срок в Казахстане. В общей сложности пробыл в ссылке 13 лет. После возвращения в город на Неве служил до конца дней в храме Святой Троицы в Лесном, связанном с именами святого праведного о. Иоанна Кронштадтского и Царя-страстотерпца Николая II. Отошел ко Господу 21 августа 1954 года.
В духовной беседе 1952 года автор, рассуждая об отношении христианина к скорбям земным, наряду с наследием других богодухновенных писателей, обратился и к собранию писем святителя Феофана Затворника, дав при этом точную ссылку на дореволюционное издание – «вып. 1, М., 1894» и даже страницы – «116-118»[3].
Поскольку сейчас, в связи с приближающимся юбилеем святителя Феофана (Говорова), идет подготовка к изданию его полного собрания творений, и составляются комментарии, проливающие дополнительный свет на жизнь и творчество святителя, сам факт обращения к наследию Вышенского Затворника и сохранения приходским священником его книг в годы богоборческих гонений показался мне красноречивым и достойным внимания.
Призывая своих духовных чад к терпению земных скорбей, о. Борис (Николаевский) делает буквальную выписку из письма № 115 к «неизвестной особе», где по пунктам перечисляется, как побеждать неприятности и скорби, сопровождающие христианина в течение всей его жизни:
«Милость Божия буди с вами!
Прочитавши вами сообщенное, не мог удержаться, чтобы не сказать: какая прекрасная у вас обстановка! Разумею в отношении дела спасения... И вот вам мое решение:
Не только все передайте в руки Господа, но еще благодушествуйте, радуйтесь, благодарите.
Верно, есть, что из вас выбить, и вот Господь и направил на вас столько молотков, которые колотят вас со всех сторон. Не мешайте же им своим серчанием, противлением, недовольством. Дайте им свободу, пусть не стесняясь ничем, совершают над вами и в вас дело Божие, к которому Господом приставлены для спасения вашего.
Господь любит вас и взял вас в руки, чтобы вытеснить из вас все негожее. Как прачка моет, трет и колотит белье, чтоб убелить его, так Господь трет, моет и колотит вас, чтоб убелить вас и приготовить к наследию Царствия Своего, куда не войдет ничто нечистое.
Так взирайте на свое положение и утверждайтесь в нем и Господу молитесь, чтоб Он и в вас такое воззрение утвердил и углубил.
Затем с радостью принимайте всякую неприятность, как врачество, подносимое Самим Господом. На окружающих вас смотрите, как на орудия Божии во благо вам, и за ними всегда зрите руку Божию, вам благодеющую. И за все говорите: «Слава Тебе, Господи!»
Но старайтесь, чтоб это было не на языке только и в мысли, но и в чувстве. Молитесь, чтоб Господь и чувствовать так дал: И даст!
Положите законом:
1. Всякую минуту ждать неприятности и, когда придет, встречать ее как жданную гостью!
2. Когда совершается что-либо противное, готовое огорчить и раздражить, скорее бегите вниманием к сердцу и, сколько можете, напрягайтесь не допускать возродиться тем чувствам, напрягайтесь и молитесь.
Если же допустите породиться тем чувствам, всему конец, ибо все от чувств: если породится хотя и маленькое, если можно, ничего не говорить и не делать, пока не выткали те чувства; если же нельзя не говорить и не делать, старайтесь говорить и делать не по тем чувствам, а по заповеди, как Бог велит, кротко, тихо, как будто ничего и не было.
3. Всякое ожидание прекращения такого порядка выбросьте из головы, а определите себя на неприятности до конца жизни. Если не будет этого — терпение установиться не может.
4. Ко всем молоткам сим приложение:
а) держать любовный взор, любовный тон речи, любовное обращение, и
б) главное — всевозможно избегайте что-либо напомнить им о их несправедливостях. Действуйте так, как будто ничего от них и не было.
Все эти пунктики потрудитесь хорошенько обдумать и взвесить все случаи, когда и как они приложимы в вашем течении жизни.
Всего просить у Господа с полной Ему покорностью. Навыкайте — память Божию хранить неотказно.
Я очень жалею, что вам приходится все такое терпеть, переносить! Но иначе вам исхода нет. Терпите... Так хочет Господь во спасение ваше, любя вас. Спасайтесь.
Ваш доброхот епископ Феофан»[4].
Обращаясь к своей пастве, о. Борис пишет, что он приводит не просто личное мнение святителя Феофана, а что так «смотрит на это дело Святая Православная Церковь».
Есть в беседе и точные ссылки на другие письма и творения святителя Феофана, а также епископа Игнатия (Брянчанинова), оптинских старцев Леонида и Льва. Иные высказывания учителей и подвижников Церкви приводятся по памяти, но все они относятся к главной теме повествования, которое завершается призывом: «Будем учиться у Святых Отцов»[5].
Для того, чтобы в начале 50-х годов прошлого века иметь, хранить и использовать библиотеку святоотеческих книг – надо быть незаурядной личностью! Как ему удалось собрать, или сохранить после ссылки такую библиотеку – одному Богу известно. Кстати, о том, насколько это было трудноосуществимо даже десятилетие спустя, можно хотя бы косвенно судить по воспоминаниям сегодняшнего председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента о владыке Питириме на вечере его памяти 6 декабря 2011 г.: «В то время, когда Владыка Питирим возглавил Издательский отдел (т.е. с 1963 г. – А.Х.), я был школьником. За свечным ящиком нашего храма иногда появлялись церковные книги, но в открытую продажу они не поступали, потому что их не хватало даже для постоянных прихожан»[6].
Узнав о незаурядной личности протоиерея Бориса Николаевского и познакомившись с одной его духовной беседой, где священник опирается на аскетический опыт святителя Феофана Затворника, решил прочитать и другие публикации бесед в журнале «Родная Ладога». Они посвящены достаточно традиционным для христианской проповеди темам: Символ Веры, жизнь вечная, спасение, возмездие, связь веры и молитвы, отношение христианина к скорбям земным, католичество и протестанство в учении о спасении, как грех соблазняет человека и другим.
Во всех своих наставлениях и беседах с духовными чадами, которыми благодаря усилиям редакции стали все читатели журнала, отец Борис, помимо Священного Писания, постоянно цитирует по памяти или со ссылками на имеющиеся под рукой издания Святых Отцов – св. Симеона Нового Богослова, прп. Серафима Саровского, св. Климента Александрийского, св. Исаака Сирина, свт. Димитрия Ростовского и более трех десятков других. А также близких к нему по времени подвижников веры и благочестия – в том числе оптинских и киево-печерских старцев. Неоднократно ссылается автор и на книгу Святейшего Патриарха Сергия «Православное учение о спасении». И, конечно, почти в каждой духовной беседе есть обращение к любимому им, если можно такое предположить по количеству цитирования, «учителю нашему», святителю Феофану, Затворнику Вышенскому. Вообще, как думается, тема наследия святителя Феофана в проповедях и беседах исповедника ХХ века протоиерея Бориса Николаевского могла бы стать предметом отдельного исследования.
В беседе о непрестанной молитве, опубликованной в третьем номере журнала за 2008 год, читаем: «Пока человек вовсе разуверится в своих силах, самоцен (слово епископа Феофана) совсем испарится, и человек ясно сознает и почувствует , что беден, и наг, и нищ… И ничего доброго не может сделать сам»[7].
Обращаясь к своим духовным чадам, спасающимся в эпоху лютых гонений, и, конечно, не имеющим свободного доступа к творениям епископа Феофана, священник-подвижник посчитал необходимым особо выделить, что аскетическое понятие самоцен принадлежит не ему, прошедшему лагеря и ссылку, а святителю благополучного царского времени. Тем самым он поступил абсолютно в духе святоотеческой традиции, предоставив благодарным потомкам судить о его собственной ценности. Через десятилетия, благодаря трудам многих подвижников, в том числе и митрополита Питирима, различные издания творений святителя Феофана Затворника станут доступны не только священникам, но и мирянам, и всем, жаждущим спасения. И тогда станет наглядно видно, как часто использует богодухновенный автор это слово «самоцен» и производные от него на страницах своих творений и писем.
Ныне, когда на Русскую Православную Церковь воздвигаются новые открытые гонения, журнал «Родная Ладога» сделал полезное дело, познакомив современного светского читателя с духовными беседами протоиерея-исповедника Бориса Николаевского. А для создателей комментария к Полному собранию творений епископа Феофана Затворника открылся еще один ценный факт бытования наследия святителя в период середины ХХ – начала ХХΙ веков. Редакции журнала «Родная Ладога», вступившего в новый период своей жизнедеятельности, хочется пожелать творческих успехов во всех богоугодных делах и начинаниях.
Андрей Хвалин, эксперт Научно-редакционного совета по изданию Полного собраний творений святителя Феофана, Затворника Вышенского
Литература
[1] Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима// Сост. Александрова Т.Л., Суздальцева Т.В. СПб. 2007. С. 287-288.
[2] Родная Ладога. № 1. 2012. С.7
[3] Протоиерей Борис Николаевский. Духовные беседы. Родная Ладога. № 1. 2012. С. 87.
[4] Там же. С. 87-88
[5] Там же. С. 91.
[6] Православное книжное обозрение. №1. 2012. С. 12-13.
[7] Протоиерей Борис Николаевский. Духовные беседы. Родная Ладога. № 3. 2008. С. 83.