itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Польский привкус Мазепы

Иван Мазепа 
0
596
Время на чтение 6 минут
...Грозы не чуя между тем,
Неужасаемый ничем,
Мазепа козни продолжает.
С ним полномощный езуит
Мятеж народный учреждает
Пушкин А.С. «Полтава»

Активизированная в последние годы возня вокруг российско-польских отношений превращает «мазепинскую» тему в предмет актуальный, прежде всего с точки зрения многовековой польской враждебности по отношению к России и Малороссии.

«Польский вопрос» непосредственно касается и личности Мазепы - одиозной фигуры конца XVII - начала XVIII веков. Историки неоднократно заявляли о «польской составляющей» в жизни и деятельности гетмана-изменника. И его измена - самое важное событие в его жизни, также связано с кознями польского двора.

Мазепа даже рассматривался как часть своеобразного политического «польского проекта» и как подрывной элемент в начавшейся Северной войне.

Что касается влияния Речи Посполитой на восточные территории (Малороссия и Россия), то здесь оно было сильным. После Хмельниччины и последующего за ней воссоединения России и Малороссии, польская политика была направлена на противостояние не только Москве и ее новым союзникам, но и на недопущение объединения Правобережья с Малой Русью, следствием чего явилась «Руина», гражданские войны и усиление польской доминанты в регионе.

Одной из форм усиления данной политики была ассимиляция тогдашней украинской аристократии и шляхты. Это признают и украинские историки. Крипьякевич указывает: «Наиболее густонаселенные шляхетские гнезда были в Галиции, где украинская шляхта была полностью зависима от экономико-социальной системы, которая втянула ее в себя, деморализовала, принудила к компромиссам и уступкам...»[1].

М.Грушевский пишет: «Польская шляхта привыкла смотреть на украинский народ, как на гелотов польской народности, на его язык, культуру традиции и право, как на нечто неизмеримо низшее, сравнительно с польским, так что всему туземному, хотя по ее искреннему убеждению была одна дорога - самоскорейшего перехода в польский лагерь, перечисления в польскую национальность... Национальные интересы уже не могли сплотить правящего сословия. Вместе с осознанием своего бессилия оно постоянно подпадает влиянию польского элемента, усваивая воззрение поляков на украинский элемент и украинскую культуру как на нечто низшее в сравнении с польской и денационализируясь в весьма сильной степени». [2]

Соответствует этим характеристикам и отец будущего «нового иуды», белоцерковский шляхтич Адам-Степан Калединский, который был сторонником изменника Выговского и Гадячского договора с Польшей, за что был награжден польским сеймом - подтверждением его прав на землю: «і те особливо заслуговує уваги, що сина свого Яна при боку Нашому, на послуги Нашої Речі Посполитої він залишає». («...Заслуживает особого внимания и то, что своего сына, Яна, он оставляет при Нас для службы Нашей Речи Посполитой»). [3].

Ополячивание тогдашней украинской шляхты не может вызывать сомнения, и этот факт отражается в биографии самого Мазепы, которого в свое время многие современники и историки считали «природным поляком», как это делали Вольтер, Леклерк, Голиков, Симоновский, Лэсюр. На польское происхождение Мазепы указывает катехизис украинской национал-истории - «История Русов»: «Гетман Мазепа был природным Поляком из фамилий Литовских. Считалось, что он сбежал вон из Польши по непонятным причинам» [4].

Александр Ригельман замечает: «Некоторой Европейской историк, в книге разговора в Царстве мертвых, печатанной немецким языком в Лейбциге в 1725 году, пишет, что назывался он Иван Мазепа и был Польской шляхтич из Украйны» [5]. Петр Симоновский пишет: «...Сей Мазепа былъ природній Польскій шляхтичь, изъ воеводства Подольскаго»[6].

Польский историограф Эразм Отвиновский, считал Мазепу польским шляхтичем, «который хотел освободить свой родной край, чтобы потом перейти к Польше» [7].

Несомненно, эти данные можно считать несостоятельными, так как гораздо больше источников ссылаются на «украинское» происхождение Мазепы, «Мазепа был уроженцем из малороссийского края и увидел впервые Божий свет в селе Мазепинцах, лежащем недалеко от Белой Церкви, на реке Каменке»[8].

Однако однозначного ответа на данный вопрос с доказательствами церковных метрик и иных документов пока не существует.

Тем не менее, «польская прописка» Мазепы не появилась случайно. Его молодость прошла в Польше и воспитанием его занимались иезуиты - организационная структура которых, созданная для радикального противодействия ереси и врагам Рима, отличалась железной иерархической дисциплиной. «Общество Иисуса» старалось дать своим членам всестороннее образование, для чего создавалась система теологическо-апологетической обороны. За короткий срок иезуиты превратились в могущественную религиозно-идеологическую и политическую силу. Как «орден ученых» они получили под свое руководство духовные семинарии, основывали свои учебные заведения и вскоре превратились в почти монополистов в области просвещения и воспитания в католических странах [9]. Именно они стали учителями Мазепы.

«Мазепа воспитан у таких людей, которые могли нечувствительно вкоренять в сердце его ненависть к Российскому, а склонность к Польскому правительству. Воспитатели его были Поляки и Езуиты в Польше у коих обучался он по Латыни и всего того, что было сказано» [10].

Любопытно, что выходец из не слишком выдающейся семьи украинских шляхтичей, из среднеобеспеченной «не польской, не благородной» семьи (nie bardzo nobilitowany), после курса иезуитского образования получает путевку на учебу в европейских школах Голландии, Италии и Германии. Известны и источники финансирования Мазепы: «Во Франции и Голландии он учится на средства мецената краковской академии Новодворского» [11].

В студенческом реестре «Хезеллен Бук» голландского города Девентера, упоминается «Йоганнес Коледински, нобилес польонус», то есть польский дворянин»[12].

Таким образом, формирование мировоззрения Ивана Мазепы находилось под контролем, и должно было отвечать интересам курирующей стороны.

После обучения Мазепа не возвращается на родину, точнее он возвращается туда, где ему было удобнее, интереснее, сытнее - на службу польского короля [13].

Любопытную характеристику в отношении «польскости» Мазепы даёт историк запорожского казачества Д. Яворницкий [14], Грушевский [15].

Его молодость и формирование характера и политических взглядов проходили в атмосфере абсолютной русофобии, которая присуща польскому истеблишменту вплоть до сегодняшних дней. При этом, «Мазепа воспитывался в польской политической школе и имел широкие конексии (связи, протекции - С.Б.) среди кругов польского панства»[16].

Длительное время Мазепа выполнял некие особенные функции. Например, он в октябре 1659 г. был отправлен посланцем к гетману Выговскому[17]. Случайно или нет, но именно Мазепа пытался дискредитировать конфедерата Яна Хризостома Паска.

Так или иначе, в жизни Мазепы, особенно в деле его предательства всегда будут фигурировать имена польских политиков или ответственных лиц. Истории княгини Дольской, иезуита Зеленского, переписка со Станиславом Лещинским и его посредническая роль в переговорах с Карлом XII - серия свидетельств того, каким образом в судьбе Мазепы то таял, то всплывал зловещий «польский след».

[1] Крипьякевич И. История Украины. Львов, 1990. С. 232

[2] Грушевский М. Очерки истории украинского народа. К., 1991. С.131

[3] Мицик Ю. Іван Виговський. Володарі гетьманської булави. К., 1994. С. 231

[4] Історія Русів. К., 1991. С. 237.

[5] Ригельман А. Летописное повествование о Малой Руси и ея народе и козаках вообще. Часть 3. М., 1874.

[6] Симоновский П. Краткое описание о казацком малороссийском народе и о военных делах его // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1847. № 2. С. 114

[7] Єнсен А. Мазепа: ІсторичнІ картини. К., 1992

[8] Костомаров Н. И. Мазепа. М.,1992. С. 19.

[9] Католицизм. М., 1991. С. 95.

[10] Єнсен А. Указ. соч. С.40.

[11] Там же.

[12] Мацьків Т. Гетьман Іван Мазепа в західньоевропейських джерелах 1687 - 1709. Киïв- Полтава, 1995. С. 312.

[13] Симоновский П. Указ. соч. С. 114.

[14] Яворницкий Д.И. История Запорожский казаков. Т.3. К., 1993. С. 286 - 288.

[15] Грушевский М. Очерки истории украинского народа. К., 1991. С. 232.

[16] Крипьякевич И. История Украины. Львов, 1990. С. 210

[17] Мицик Ю. Іван Виговський // Володарі гетьманської булави. К., 1994. С. 231

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Бунтовский
Чем опасен украинский национализм?
Из инструмента решения внутренних задач радикальные укронацики могут превратиться в пушечное мясо для разжигания большого конфликта
21.06.2013
«Цесаревич Алексей – последний законный атаман всех казачьих войск России»
В Донецкой области освящен поклонный крест в честь Великого князя Алексея Николаевича
02.11.2011
Самый позорный день Украины
Открытое письмо журналистам, представителям власти и всем неравнодушным гражданам Украины
30.01.2009
Все статьи Сергей Бунтовский
Иван Мазепа
Анафемы будут служить «панихиду» по анафеме
В Киево-Печерской лавре раскольники из ПЦУ «помолятся» о Мазепе
09.06.2023
Уточнение координат истории
Рецензия на сборник Геннадия Мурикова «Взрыв»
18.05.2023
Мелкий Христопродавец из Фанара
Заявление архиепископа Иова (Геча) о том, что Константинопольский Патриархат не признает анафему Мазепе, политизировано и не имеет ничего общего с православной истиной
19.09.2018
Все статьи темы
Последние комментарии