Добрый пастырь

К пятилетию преставления протоиерея Романа Лукьянова и пятой годовщине восстановления канонического общения Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей

Новости Москвы  Воссоединение РПЦ и РПЦЗ 
0
242
Время на чтение 9 минут

От редакции РНЛ. Этот материал пришел в редакцию РНЛ от автора со следующим сопроводительным письмом: «Высылаю вам текст статьи к 5-летию со дня преставления митрофорного протоиерея Романа Лукьянова (Бостон). В моем архиве хранятся несколько его писем, и одно из них я предлагаю для публикации, т. к., мне кажется, оно наглядно показывает настроения зарубежного священства задолго до свершившегося объединения. Также прилагаю четыре фотографии: о.Роман во время обряда венчания (2000 год); церковь Богоявления в Бостоне; в гостях у о. Романа и матушки Ирины; о.Роман с отлитым его трудами в Европе и привезенным в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле колоколом (1988 год).

Пять лет назад, 14 мая 2007 года, на 81-ом году жизни отошел ко Господу один из самых уважаемых священников Русской Православной Церкви Заграницей митрофорный протоиерей Роман Лукьянов. Внук крупного предпринимателя, общественного и политического деятеля России рубежа XIX-XX веков, гласного Харьковской городской думы, члена Государственного Совета Николая Федоровича фон Дитмара, отец Роман (Роман Евгеньевич Лукьянов) родился в Харькове в 1926 году. Своего замечательного деда ему никогда не суждено было увидеть - Николай Федорович умер в «окаянные дни» гражданской войны от тифа. Отец, инженер Евгений Степанович Лукьянов, был репрессирован накануне Великой Отечественной войны.

Угнанный в Германию, подросток прошел через послевоенные лагеря «ди-пи» в американской зоне оккупации. В США в 1950-е годы получил образование инженера-электронщика.

Оказавшись за границей, на чужбине, русские эмигранты ощущали острую нужду в духовном окормлении, и Роман Евгеньевич, «земную жизнь пройдя до половины», принимает судьбоносное решение: стать священником. В 1968 году Предстоятель Русской Зарубежной Церкви митрополит Филарет (Вознесенский) рукополагает его во священство.

храм Богоявления в БостонеЗа время своего сорокалетнего пастырского служения трудами отца Романа был построен храм Богоявления в Бостоне, налажена приходская жизнь, открыта для детей при церкви школа, названная в честь наследника Российского Престола страстотерпца и мученика Цесаревича Алексия.

Отец Роман был убежденным сторонником единства Русских Православных Церквей - Зарубежной и Московского Патриархата, - которое бы положило конец трагическому разделению, уходящему корнями в братоубийственную смуту начала XX века. Живший мыслью о далекой родине, работавший для нее и для Русской Церкви, он стоял у истоков многотрудного восстановительного процесса, содействуя ему своими смелыми прозорливыми проповедями, статьями и открытыми письмами. Он считал, что объединение неизбежно, но двигаться к нему нужно постепенно, без нанесения взаимных обид; считал, что рукоположение Зарубежной Церковью епископов и открытие параллельных приходов в России неканонично и вместо залечивания ран разделения еще больше травмирует и усугубляет болезнь.

Большим подспорьем для отца Романа была его семья, и прежде всего матушка Ирина - его единомышленница. На ней держалось сестричество в их родном бостонском приходе, с ней он совершал в 1990-е и в начале 2000-х годов неоднократные паломнические поездки в Россию, где открыто молился в храмах Московской Патриархии.

В 2006 году он исполнил обет и передал в Россию святыни Зарубежной Церкви - посох, митру и мантию митрополита Филарета, которые хранил у себя в течение двух десятилетий.

В гостях у о.Романа иматушки Ирины

Он не дожил всего трех дней до события, которое ждал многие годы, - подписания 17 мая 2007 года в праздник Вознесения Господня в храме Христа Спасителя Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым и Первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей Митрополитом Лавром «Акта о каноническом общении». Символично, что за первой совместной Божественной литургией епископ Саратовский Лонгин вынул частицу в память отца Романа.

В мае 2007 года оставалось лишь несколько месяцев и до другого знаменательного события - в августе, согласно достигнутой договоренности с администрацией Гарвардского университета, точные копии колоколов легендарной звонницы московского Данилова монастыря, отлитые на воронежском заводе «Вера» и освященные Патриархом Алексием Вторым, были доставлены к берегам Америки в обмен на предстоящее возвращение в Россию исторических подлинников. Уверена, что среди встречающих новые колокола в Гарварде обязательно бы находился отец Роман, будь он жив. И не только потому, что среди прихожан русского храма в Бостоне немало православных студентов и преподавателей этого университета. Отец Роман был одним из лучших знатоков русского колокольного искусства за рубежами нашей родины. За свою долгую жизнь он собрал уникальную «колокольную» библиотеку и коллекцию звукозаписей русских звонов, принимал деятельное участие в создании многих православных звонниц, в том числе в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, написал ряд интереснейших очерков по истории звонарного дела и, по сути, - первое историческое эссе о Даниловских колоколах в Гарварде, приурочив публикацию к празднованию 1000-летия Крещения Руси.

О.Роман с колоколом

Проповеди, статьи, обширное эпистолярное наследие отца Романа Лукьянова еще ждут своего издателя. В пятилетний юбилей подписания исторического «Акта о каноническом общении» Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей предлагаю вниманию читателей одно из его писем, датированное маем 1993 года. Текст этого частного письма как нельзя лучше характеризует неравнодушную общественно-церковную позицию батюшки по вопросу восстановления молитвенного общения и единения в таинствах двух Церквей-Сестер у Чаши Христовой тогда, когда еще мало кто осмеливался об этом открыто высказываться.

«Инне Симоновой, 14 (1) мая 1993 г.

Москва Св. Тамары, царицы Груз[ии]

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Дорогая Инна!

На днях Людмила Викторовна Томан[1] летит в Москву, и я пользуюсь случаем передать через нее это письмо с некоторым возмещением Ваших расходов по приобретению для меня переданных Вами книг. Я за них чрезвычайно Вам благодарен. Ну и парадокс нашего времени: «Молодая гвардия»[2] издает «Жития Святых», «И свеча бы не угасла»[3], Константина Леонтьева[4], кн. Голицына[5], «О московских меценатах»[6] и т.п.Кто мог бы это себе представить еще лет пять тому назад? Большое Вам спасибо за эти книги, они создают лучшее впечатление о ходе мысли в России, чем газетная публицистика. Я имею в виду именно ход мысли, а не воспаленного воображения и болтливого языка газетных писак. Если бы судить только по газетам, то можно было бы прийти совершенно в уныние от того словоблудия, которое в них изливается, благо, свобода! Присланные Вами книги показывают, что есть спрос на настоящую мысль, и это в конечном итоге победит, хотя и не скоро.

Мы приходим в ужас от современной «духовости», пропагандируемой неопытным, но ищущим веру, в России. Там теперь нет никакого различения духов, о необходимости которого предупреждает Апостол. Всё ставится теперь на равную ногу - газета «Литературный Иркутск» в религиозном номере ставит христианство рядом с «белой магией», не зная, что белая магия - это тот же лукавый, подделывающийся под ангела света. Газета «День» тоже публикует шаманские статьи и, кажется, гороскопы; а газета «Русское дело» призывает не верить еврею-Христу, предлагая вместо Него бабу-ягу как истиннорусскую религию. На фоне всего этого книга Константина Леонтьева является светлым лучом из прошлого, о котором Мандельштам сказал, что если когда-либо был Золотой Век, то это был век 19-й, а мы его не заметили. Действительно, наша интеллигенция конца 19-го века была по существу уже революционной, своего рода «орденом», как ее называет Струве, не включающий в нее ни Толстого, ни Достоевского. А купеческая знать снабжала разрушителей средствами, как это видно из книги о меценатах. Ну вот, за что боролись, на то и напоролись. Между прочим, лет 20 тому назад в эмиграции были споры о речи Достоевского, и ее некоторые находили не православной, ибо в ней отражаются идеи хилиазма, т.е. наступления Царства Божия на земле.

Я не уверен в том, что наша Зарубежная Церковь пошла по правильному пути, организуя независимую церковную организацию в России, и этим усиливая разделения в Церкви, эксплуатируемые антицерковной пропагандой. И Московская Патриархия оказалась не на высоте: вместо того, чтобы игнорировать неудачные действия зарубежников, стала науськивать на них ОМОН. Помню, когда я был на Патриаршем богослужении в Донском монастыре в 1991-м году[7], то, слыша возглашения Патриарха на Великом Входе, мой спутник-москвич сказал: тут бы ему помянуть и Владыку Виталия[8], и это был бы первый большой шаг к восстановлению общения. Действительно так - Патриарх поминал тех заграничных, которые далеко ушли от Православия: греков, американцев, сирийцев, всё новостильников, которые служат по католическому календарю, т.е. не празднуют праздники вместе с Православной Церковью Земной и Небесной, - а для Русской Церкви, жившей душой вместе с Россией, у него поминовения не оказалось.

Ну а мы, которые должны были исчезнуть, раствориться на Западе уже много лет тому назад, всё ещё существуем и, даже, растём. Храм полон каждое воскресенье; на Пасху, по прикидке некоторых, было человек 700-800. В храме нельзя было протолкнуться, и еще столько же было снаружи, слушали через открытые двери. Конечно, к концу Заутрени многие разошлись, но по её окончании я раздал около 250 яиц, и почти все [получившие их] остались и на Литургию. Причастников было столько, что у меня едва хватило Причастия. А потом было освящение куличей, разговены под храмом, и домой мы вернулись около 7 ч. у[тра]. И сейчас, почти каждую субботу - крестины. По российским масштабам, это немного, но ведь мы не в России.

Пора кончать письмо, скоро приедут о. Андрей[9] и Наташа[10] с детьми. Завтра - крестины Андрианчика, нашего внучика, Колиного сына[11]. Матушка Ирина передаёт поклон. Надеемся, что, может быть, осенью увидимся, хотя конкретных шагов мы ещё не предпринимали.

Храни Вас Господь и Его Пречистая Мати.

С любовью о Господе, о. Роман».

Инна Анатольевна Симонова, кандидат исторических наук, член Союза писателей и Союза журналистов России



ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Л.В.Томан - прихожанка Богоявленского храма в Бостоне, из детей эмигрантов первой волны. Родилась в Югославии.

[2] Имеется в виду издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», с 1991 года ставшее акционерным предприятием.

[3]Н. С. Борисов. И свеча бы не угасла... Исторический портрет Сергия Радонежского. М, «Молодая гвардия». 1990.

[4] Константин Леонтьев. Цветущая сложность. Избранные статьи. Сост. Т. Глушкова. М., «Молодая гвардия». 1992.

[5]С. М. Голицын. Сказания о белых камнях. М., «Молодая гвардия». 1987; в начале 1990-х «Молодая гвардия» планировала издавать мемуарную серию «Семейные хроники», в которой должны были увидеть свет «Записки уцелевшего» князя Сергея Михайловича Голицына (1909-1989).

[6]Н. Г. Думова. Московские меценаты. М., «Молодая гвардия». 1992.

[7] Отец Роман вместе с матушкой Ириной в августе 1991 года впервые после полувекового изгнания отправились в организованную обществом «Радонеж» поездку по России, посетив еще находившиеся в запустении разрушенные монастыри и храмы Углича, Ростова Великого, Дивеева, Оптиной, побывали в Петербурге (тогда еще Ленинграде), Москве, в Троице-Сергиевой Лавре. Паломничество совпало с Первым конгрессом соотечественников, проходившим в Москве и Ленинграде, и Августовским путчем.

[8] Митрополит Виталий (Устинов) (1910-2006) - Первоиерарх Русской Православной Зарубежной Церкви с 1986 по 2001 год. Был противником налаживания диалога между двумя Церквами-Сестрами, способствовал открытию зарубежных приходов в России.

[9] Зять отца Романа о. Андрей Папков, в начале 1990-х - протодьякон церкви вблизи Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, ныне - протоиерей, ключарь собора Покрова Пресвятой Богородицы в Чикаго.

[10] Дочь отца Романа Наталья, супруга о. Андрея.

[11] Помимо дочери, у отца Романа и матушки Ирины - три сына: Николай, Алексей и Евгений; есть внуки и правнуки.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Добрый пастырь

Царство Небесное отцу Роману!
П.П.Егоров / 27.05.2012, 02:54
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Инна Симонова
Дело Юровского
2.Научная рецензия профессиональных независимых экспертов на фильм «Дело Романовых. Следствием установлено…», который демонстрировался 30 января 2022 года 1 ТВ
08.03.2022
Дело Юровского
1.Научная рецензия профессиональных независимых экспертов на фильм «Дело Романовых. Следствием установлено…», который демонстрировался 30 января 2022 года 1 ТВ
04.03.2022
Облик и общественно-политические взгляды Государя Императора Николая II по воспоминаниям зубного врача Его Величества С.С. Кострицкого
Доклад на конференции «1160 лет Российской государственности и 475 лет Русского Самодержавного Царства»
05.02.2022
Собирание «в рассеянии сущих»
К 30-летию Первого конгресса соотечественников
15.09.2021
ГКЧП глазами очевидца
Как потомки русских эмигрантов оказались в Москве в день «путча»
24.08.2021
Все статьи Инна Симонова
Новости Москвы
Все статьи темы
Воссоединение РПЦ и РПЦЗ
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35