Соборность и постмодернизм

Доклад на конференции «Идеология Евразийского Союза» (Санкт-Петербург, 15 мая 2012 г.)

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) 
0
586
Время на чтение 8 минут

Диалектический характер соборной концепции указывает на то, что с её позиций достаточно резко можно критиковать постмодернистский философский дискурс. На первый взгляд, в рамках данного исследования сравнение философии соборности и философских оснований постмодернизм малопродуктивно для раскрытия интересующей нас проблематики. Однако, мы не должны забывать, что втор. пол. XIX - нач. XX вв. - это период формирования не только философии соборности, но и социально-экономических оснований постмодернизма. Последний в настоящее время был бы невозможен без того, что либерально-демократическая идеология, основанная на имплицитном индивидуализме и эгоизме "протестантской этики" эксплицировалась в истинный "дух капитализма", в котором основным принципом личной экзистенции становится эгоцентризм, а существование капитализированного мирового сообщества можно в одном из аспектов воспринимать как совокупность эгоцентрических по своей природе противоречий, самые глобальные из которых разрешаются далеко не диалектически (например, мировыми войнами). Современный постмодернистский дискурс трактует и критикует социальное бытие как сосуществование различных информационных моделей реальности, как правило, имеющих мало общего с объективными закономерностями её развития. Это свидетельствует о том, что людям все труднее удается найти хотя бы какую-то общую модель реальности, не то, что адекватно реагировать на объективное развитие как природного, так и собственного социокультурного континуума. Всё это - следствия экономически детерминированного эгоцентризма, который возник далеко не в наш век высоких технологий. Философы соборности подвергали его достаточно резкой критике, противопоставляли ему откровенно антибуржуазные идеалы соборного бытия, постулировали взаимопроникновение и взаимосовершенствование личных универсумов в практике "общего дела", Это - очевидная и обоснованная противоположность тотальной деконструкции, оформленная еще тогда, когда деконструктивистские тенденции бытия буржуазного общества не были отрефлексированы с точки зрения постмодернистского дискурса. Тем не менее, для таких мыслителей Запада, как Ф. Ницше, З. Фрейд, К. Маркс, О. Шпенглер, иллюзорный характер буржуазно-демократической идеологии и буржуазного образа жизни вообще был очевиден. В процессе развенчания этих иллюзий Ф. Ницше вообще усомнился в наличии сколь-нибудь объективных оснований социального бытия. Критика иллюзорности жизненных принципов капиталистической системы отношений заложила естественную логико-гносеологическую основу для постмодернизма. Философы этого напрвления втор. пол.

Таким образом, философия постмодерна является по своим взглядам на онтос и гнозис наиболее полярной по отношению к философии соборности. В рамках нашей работы выявление такой противоположности весьма важна, поскольку познание исследуемого феномена должно с необходимостью включать определение того, чем соборность не может являться, какие дискурсивные практики (в данном случае деконструкция, сознательное представление хаотизированных моделей мира через призму хаотизированного, разорванного сознания) - наиболее чужды соборной философии. Философия постмодерна базируется на герменевтическом интерпретировании. Её особенности: «(...)Незавершенность интерпретации, ее разорванность, то, что она всегда зависает в неопределенности на краю себя самой»[1]. М. Фуко отдаёт себе отчёт о том, что тенденции многих современных «интерпретаторов» представлять всю реальность как некий «текст» - имеющий смысл комплекс «знаков», чревато тотальным кризисом всякого мировоззрения, базирующегося на герменевтических позициях. Автор отмечает: «Интерпретация всегда вынуждена интерпретировать саму себя, она не может избежать возвращения к себе самой. Время интерпретации - циклично, в отличие от времени знака, имеющего определенный срок, и от времени диалектики, которое, несмотря ни на что, линейно. Это время должно проходить снова там, где оно уже прошло. Поэтому единственная реальная опасность - но опасность смертельная - угрожает интерпретации, как это ни странно, со стороны знаков. Поверить в существование знаков как чего-то первичного, исходного и реального, как связных систематических указаний, - это для интерпретации было бы смертью»[2].

Для нашего исследования весьма важен тот факт, что постмодернизм - явление по своим основаниям далеко не уникальное для истории человечества. Д.В. Затонский отмечает, что такие направления в осмыслении действительности средствами искусства как, например, барокко, маньеризм и даже романтизм представляют собой явления во многом подобные своременному постмодернизму. О «механизме возникновения постмодернистского взгляда на мир» указанный автор пишет следующим образом: «(...) совершается некий откат, а вместе с ним нарастает и исторический пессимизм, сомнения в осуществимости поставленных себе целей и т.д. и т.п.»[3] В таком разрезе «разорванное», тяготеющее к деконструкции мировосприятие постмодернизма относится к циклическим изменениям в общественном сознании, связанным с кризисом общественных идеалов, долгое время волновавших умы. Действительно, барокко и маньеризм - детища эпохи, когда схоластические идеалы духовного развития через страдания в «Граде Земном» ради пресуществления в «Граде Небесном» были подвергнуты резкой критике и массовму сомнению. Романтизм стал в существенной степени - следствием разочарования в возможности воплощения идеалов буржуазных революций. Так и современный постмодернизм - «глашатай» кризиса идеалов либеральной демократии, НТП - с его пафосоом познания объективной реальности, «информационного общества».

Соборная философия, таким образом, представляет собой тип философствования не только противоположный современному постмодернистскому дискурсу, но и вообще - философии пессимизма, упадка, агностицизма, возведенного в основу индивидуалистического отношения к миру, каковое было выработано в недрах Западноевропейской цивилизации. Индивидуализм, так или иначе бунтующий против божественного абсолюта и имеющий на это право, - философски обосновывается в романтической форме, и в форме персоналистской метафизики М. Шелера, и в ницшеанском человекобоге, обладающем неуклонной волей к власти, которая суть «молот» для философствования.

Между тем, соборные концепции выступают как философски оптимистические, постулирующие возможность создания целостной картины мира, основанной на божественной эволюции, исполненной благой целесообразностью. В обществе, организованном на основании соборных принципов, достигается высокая степень взаимопонимания и эмпатии. В таком социуме человек не может «потеряться» в бесконечном виртуальном разнообразии жизненных «текстов»-моделей, поскольку соборное единство всего мира - это абсолютное основание реальности. Эта оптимистическая невозможность экзистенциального одиночества обусловлена самой сущностью соборной философии, противопоставляющей «симфоническую личность» гармонизированной социальной группы индивидуализму и эгоизму как личностнообразующим стержням человека Западноевропейской культуры Нового и Новейшего времени.

В контексте философского противопоставления постмодерну и его предтечам (М. Фуко относит к таковым, например, Ф. Ницше и З. Фрейда и, как ни парадоксально, К. Маркса) принципы соборного мышления естественным образом сближаются с диалектическими принципами. Тот же М. Фуко отмечает такие особенности тотального интерпретационизма: «Поставить диалектику с головы на ноги» - если это выражение имеет смысл, то не идет ли здесь речь как раз о том, чтобы вернуть в пространство знака, в это открытое, бесконечное, зияющее пространство, не имеющее никакого реального содержимого, не знающее примирения, всю ту игру негативного, которую диалектика в конце концов обезвредила, пытаясь придать ей позитивный смысл?»[4]

Будучи диалектической по своему подходу к разрешению проблематики различного характера, философия соборности естественным образом может быть противопоставлена преклонению перед герменевтическими интерпретациями. В этом отношении складывается любопытная ситуация: герменевтика, весьма популярная в рамках постмодернистского дискурса, имеет в качестве своих генетических оснований искусство разъяснения библейских текстов, то есть в обобщенном виде христианскую духовно-религиозную традицию. Последняя является также базисом философии соборности. Тем не менее, русские религиозные философы не актуализировали в своих произведениях тенденций схоластического мышления - видимо, в существенной мере потому, что схоластика была менее развита в контексте православного богословия. Между тем, при чтении многих произведений, проникнутых «духом» постмодернистской интерпретации, может сложиться достаточно объективное впечатление некоей схоластичности текста - схоластичности, лишенной веры. Стоит ещё раз упомянуть М. Фуко, говорившего об «отказе от всякого начала», как о коренной особенности интрепретационистского типа философствования

Итак, мы выяснили сущностные различия между философскими дискурсами постмодерна и соборности. Первый «исповедует» гносеологический пессимизм, экзистенциальная «вброшенность» в бытие превращается для него в тотальное, непреодолимое одиночество субъекта («смерть субъекта» - весьма популярный в рамках постмодернистского дискурса термин), обречённого на скитания разума среди беспредметных интерпретаций. Невозможность понимания сущности чего-бы-то-ни-было приводит к развитию различных форм отчуждения. Взаимопонимание между отдельными людьми и социальными группами в таком контексте становится возможным лишь на поверхностном, иллюзорном (Ж. Бодрияр) уровне некоторого согласования эгоистических стремлений - для более легкой их реализации[5]. Если оценивать соборность с позиций постмодернизма, то это - не более, чем одна из интерпретаций, религиозных утопий. Тем не менее, как мы выяснили выше, философия соборности предлагает диалектическую модель решения различных социокультурных проблем. Философия постмодерна преимущественно отказывается от такой возможности. При таком подходе смысл эволюции теряется среди текстуальных интерпретациях. Поэтому «конец истории» постмодернизма - еще более глобален, нежели в знаменитом произведении Ф. Фукуямы, который, по крайней мере, признает либерально-демократическую модель развития общества - детищем реальной, относительно успешной практики решения социальных проблем. Философия соборности, невзирая на эсхатологические мотивы, отстаивает возможность прогрессивного, гармоничного развития человечества. Достаточно парадоксален тот факт, что философия постмодерна, не имея в качестве своего специального предмета эсхатологию, полагает прогресс не более чем иллюзией, оставаясь в этом отношении на позициях декаданса, упадка; а философия соборности придерживается противоположных позиций, создавая целерациональный идеал духовно-культурного единства человечества, предусматривающий устроение «Града Божьего» в материально обусловленном социокультурном континууме. Фактически русские философы соборности стремятся к преодолению традиционной христианской эсхатологии, проникнутой мотивами «Апокалипсиса» Иоанна.

Владимир Константинович Киреев, кандидат философских наук, сотрудник кафедры философии Воронежского государственного университета инженерных технологий



[1] Фуко М. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология (http://philosophy.allru.net/perv192.html)

[2] Фуко М. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология (http://philosophy.allru.net/perv192.html)

[3] Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм: мысли о вечном коловращении изящных и неизящных искусств. - Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. - С. 240 .

[4] Фуко М. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология

[5] Бодрияр Ж. Система вещей/ Ж. Бодрияр. - М.:Рудомино, 1995. - С.134.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Re: Соборность и постмодернизм

Дорогая Редакция, тут фраза в докладе оборвана: "Философы этого напрвления втор. пол."
Артур / 18.05.2012, 06:46

5. Дополнение.

Таким образом,пока материализм остается главным мировоззрением,правительство ДОЛЖНО быть а-русским по форме. Но,оно же является "плоть от плоти" русским.То есть без духовности Духа не может существовать в реальности(даже/особенно в советскую эпоху). Но,чтобы Мир,утонувший в материализме Западного исторического и политического мировоззрения не воевал с Россией,Власть ДОЛЖНА иметь материалистическое мировоззрение:уменьшить объем духа Духа в восприятии России Западом.Ибо дух Духа в России для Запада ,как взгляд со стороны ,есть раздвоенность,ложь ,двойственность и так далее:Запад не верит.Так было,пока Россия восстанавливалась в условиях холодной войны после Великой войны. Отдых - суть новые поколения,табула раса русской дедукции,"новое" (перезагрузка) мышление.То есть русская дедукция остается,а методика - новая.Либеральная: пост-постмодернизм.Переигрывание постмодерна на его же территории мышления. Однако,остается мощная энергия "пара" привычки бороться .Это сопрягается и сопротивляется всякому удачному шагу в направлении пост-постмодерна,направленного против материализма.Этим пользуются лже-либералы.И обращают данную "слепоту" присущую форме русской дедукции ,предъявляя ее как претензию к русской дедукции по содержанию. Итак,есть пост-постмодернистское правительство (направленное против материализма Мира,в условиях тотальной власти материализма )и русский народ(русская дедукция по содержанию) - с одной стороны.С другой - лже-либералы и борцы за русскость,патриоты.Лже-либералы ,ругая правительство и требуя смены политики(на свой лад,но правильными словами),прикрываются желанием народа в смене материализма ради духа Духа.Мол - мы таковы(правильно- духовны),поэтому и требуем отмены политического строя(анти-путинисты).Другие борются с материализмом Мира,по исторической привычке борьбы России за мир ,начиная с царской России и на протяжении советской эпохи.И продолжая бороться ,не видят(поэтому) народную сущность Власти(с которой и борются ,так как последняя связана с либерализмом ,который и есть,по их мнению постмодернизм материализма),мешают ей особенно,так как заявляют себя апологетами народа. Это ,и поэтому происходит,потому что идет процесс выхолащивания постмодернизма изнутри:яблоко зеленое.А спелое яблоко - открытая русская дедукция без лже-либералов и без борцов за народ,когда Власть открыто встанет апологетом Православия ,и путаница ,вызванная ходом истории ,исчезнет из ума русского народа,а русская дедукция явно откроется в Мире.К этому и идем.Надо только перестать вести споры детерминированные софизмами(лже-либералам) и перестать бороться ,принципиально,но ,при этом не быть толстовцами (патриотам).То есть дискуссии ДОЛЖНЫ стать осознанно примирительными.
Бондарев Игорь / 18.05.2012, 04:56

4. На реплику № 2

Как я понял, цитата из этого текста Неемана: http://www.promved.ru/june_2003_05.shtml
Леонид Болотин / 17.05.2012, 22:24

3. Соборность и постмодернизм.

Постмодернизм в герменевтике (дедукции) Духа - уже не постмодернизм в собственном смысле слова,а - пост-постмодернизм. То есть - исход от постмодерна к соборности. Есть две дедукции :материалистическая и духовная.Вторая - нравственность.Но,создать нравственное мировоззрение - это конечно нечто ... Западное мышление - материалистическая дедукция.Русское мышление - духовная дедукция. Вопрос :почему русская дедукция приняла материализм? Потому что русскому уму навязали борьбу. Дедукция духа смотрела за порядком в Европе бурлившей материалистической герменевтикой "эволюции" как борьбы за существование всех смыслов. В этом смысле Толстой и сказал о "непротивлении злу".Но,даже ему не хватило мудрости,настолько тяжелые были "материи" в то время и он утонул в них.Но не только он - Россия "утонула".Море материализма потопила мир в антихристианстве. Русская дедукция Духа вылилась в большевистских лозунгах "Земля - крестьянам" и так далее.В 1917 русская дедукция Духа восстала против материалистической дедукции Европы.И проиграла.В знаниях ,но не изменила себе. Отсюда ореол духовности над злом системы государства в советской эпохе.Русская дедукция Духа присутствующая сквозь материалистическую дедукцию.Налицо логическое противоречие по закону исключенного третьего,то есть "из двух противоречащих высказываний одно является истинным". То есть государство ДОЛЖНО было выбрать одну из дедукций и выбрало материалистическую дедукцию.Так сказать официально.А История не могла отказаться от русского народа и русская дедукция осталась ,промыслительно,быть в противоположной дедукции государства.Иначе Россия потерялась бы как Л.Толстой.Но,Промысел не дал,по молитвам.Но,"час зверя " пробил :ХХ век. Материалистическая дедукция воевала с русской дедукцией Духа.(царь северный и царь южный в пророчествах Даниила?) Давно и долго.Но в 1945 русская дедукция победила (оставаясь в своей же стране неофициальным ,но основным мышлением) То есть победило мышление весьма противоречивое:по форме - материализм а по содержанию - Дух. Дух антихриста ,того же - материализма был поражен в его исторической воле(нравственно). А с победой в УМЕ ,над материализмом,мы увидим выявление Антихриста,который выродится из попытки оправдать материализм.Но,для этого надо вывести русскую дедукцию из "подполья" в официальное измерение. Постмодернизм же для русской дедукции Духа - схема коммуникаций греха.Что в условиях духовной войны - карта с дислокацией вражеских войск. Проблема веков в том,что Россия вела борьбу с материализмом(полицейский в Европе),а с ним нельзя бороться.Так как Бог благословил материю заветом Радуги.А надо поставить материалистическую дедукцию на ее законное в онтологии второе место.Здесь - мировоззрение Библии о сотворении мира и его падении.О духовном сотворении мира и превращении в материальный в "день" вкушения Адамом духа гордыни - дедукция гордыни ума и есть материалистическая дедукция.
Бондарев Игорь / 17.05.2012, 20:11

2. Где корни постмодерна?

Поделиться своими мыслями по рассматриваемой теме меня побудил комментарий В. Семенко. Он, как всегда, точен, и аргументы его неопровержимы. Не могу, однако, не обратить внимание на то, что упоминаемый им «“логоцентризм” классической европейской культуры и философии», с которым начал воевать К. Поппер, лишь сугубо формально именуется так же, как историческая идея, чьӫ саморазвитие, если следовать учению Лосева о выразительно-смысловой символической реальности, определяет многовековую судьбу России. Логос в православном мировосприятии не имеет ничего общего с «логосом» дискурсивно-логическим, составляющим основу выросшей на протес-тантской платформе европейской философии (весьма подробно эта проблема рассматривается в полемическом духе в сборнике «Борьба за Логос» верного поборника Православия Вл. Эрна). Полностью соглашаясь с определяемым В. Семенко временем начала формирования постмодернизма (середина 20 века), попытаюсь дополнить его следующим разъяснением: именно к этому времени было достаточно глубоко отрефлексировано общественным сознанием «“разорванное”, тяготеющее к деконструкции мировосприятие» (цитата из доклада). Порождено же само оно было ни чем иным, как методологией познания, окончательно принятой к началу 30-х годов фундаментальной наукой в результате завершившейся «драмы идей» в физике. Предельно образно эта методология была выражена израильским физиком с мировым именем Ювалем Неемангом: «Наука познает материальный мир путем процесса, который я назову далее «наложением заплат», до полного покрытия области неизвестного. Утверждая, что такое «латание» позволяет простереть полог науки над всем материальным миром, мы и в самом деле прибегаем к некоему независимому предположению. Ведь нанося «латки» знания на отдельные области непознанного, мы, в конце концов, будем вынуждены заштопать прорехи всего полотна в целом, так что не останется пустых мест». Но поскольку в 20 веке именно фундаментальное естествознание стало «впере-дсмотрящим» в мировом сообществе, оно способствовало формированию в нӫм чего-то подобного «фасеточному зрению» (последнее, по сути, подтверждается и самим докладчиком): «Современный постмодернистский дискурс трактует и критикует социальное бытие как сосуществование различных информационных моделей реальности, как правило, имеющих мало общего с объективными закономерностями её развития».
C. Гальперин / 17.05.2012, 14:36

1. Re: Соборность и постмодернизм

Автор совершает характерную методологическую ошибку - в трактовке постмодернизма опирается на труды одного из его типичных представителей, а именно М.Фуко. Так делать нельзя. Постмодернизм в собственном смысле начинает формироваться где-то в середине 20 века. Его непосредственным предтечей является, конечно же, К.Поппер, который первым начал ожесточенно воевать с "логоцентризмом" классической европейской культуры и философии. У автора же постмодерн слишком сближается с модерном. Теряется научная точность понятия.
В.Семенко / 17.05.2012, 05:31
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Киреев
Все статьи Владимир Киреев
Евразийский экономический союз (ЕАЭС)
Наше партнёрство развивается по всем направлениям
По словам Владимира Путина, доля национальных валют в торговле внутри Евразийского экономического союза уже превысила 90 процентов
26.12.2023
Нам нужен спокойный многополярный мир
В Москве завершает работу Евразийский конгресс народной дипломатии
16.11.2023
Средняя Азия пока не понимает в чьей орбите
влияния она будет находиться
23.06.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06