Щадринск в исторической канве России и Зауралья

Материал из сборника «1150-летие России: от истоков до современности (862-2012 гг.)»

1150-летие Российской государственности 
0
716
Время на чтение 25 минут

Страна идет навстречу к своему знаменательному событию и основополагающему историческому рубежу. 21 сентября 2012 года Россия будет торжественно отмечать 1150-й день рождения своего государства. По принятому указу Президента РФ (указ №267 от 3 марта 2011 г.) празднование 1150-летия создания Древнерусского государства должно принять поистине всенародный российский масштаб. На эти же дни приходится 350-летний юбилей старинного зауральского города Шадринска. На исторической карте и в жизни российского государства он занимает достойное место. Чувством особой радости и ответственности наполнены горожане: юбилейные мероприятия стартовали в их родном городе. В Шадринском государственном педагогическом институте 2-3 ноября 2011 года состоялась Всероссийская научно-теоретическая конференция «1150-летие России: от истоков - до современности». В ней приняли участие ученые и священнослужители, преподаватели и студенты, руководители и специалисты органов власти и местного самоуправления, представители деловых структур и общественности. Предстоящий юбилей по своему рангу и достоинству требует самого серьезного внимания и высокого уважения. Чтобы понять себя нынешних, консолидироваться для будущего страны, необходима живая сопричастность к подлинной истории нашего государства, его духовно-нравственным корням и культуре. Уникальный и бесценный исторический опыт самостояния, государственного и социального устроения, национального своеобразия народа и исторического призвания России требует творческого усвоения и актуализации в современных реалиях. И это особенно важно для вступающих в жизнь новых поколений.

В становлении русского пути и утверждении российской цивилизации в целом исключительно важна роль городов. Изначально Древняя Русь была страной городов, или Гардарикой, как ее называли на Западе. По имеющимся историческим источникам к началу татаро-монгольского нашествия на Руси насчитывалось до трехсот городов и городков. Если движение германских племен в западном направлении опиралось на прочный фундамент римской цивилизации, то славянское продвижение на Восток сопровождалось формированием своей самобытной русской цивилизации. В ее утверждении и становлении историческая роль принадлежала городам. В городах закреплялся и оформлялся переход от родового порядка к социально-сословному строю общественной жизни. Города становились центрами православия и культуры, выступали форпостами государственного, административно-политического, торгово-хозяйственного освоения присоединяемых земель, продвижения «Встречь солнцу» за Каменный пояс, в Сибирь и Дальний Восток. Города объединяли и складывали древнерусскую народность, превращали население в народ, привязывали и закрепляли его к территории своего расселения и постоянного местожительства.

Сошлемся на определение города известным русским историком И.Е.Забелиным: «Город есть живой узел разнообразных народных связей и отношений; он на самом деле является как бы сердцем той страны, где возникает и вырастает». Всплеск интереса к проблематике городов произошел в последние два десятилетия. И это хорошо видно на примере старинного Зауральского города Шадринска, который 15 сентября 2012 года празднует 350-летний юбилей со дня своего основания. Город и раньше не был обойден вниманием со стороны историков, краеведов, любителей и хранителей старины, писателей. Так, в 1895 году вышел роман Д.Н.Мамина-Сибиряка «Хлеб». На его страницах город Шадринск выведен под названием «Заполье». Кстати заметить, что в этом же году родился патриарх земледельческого цеха России, почетный академик ВАСХНИЛ, дважды Герой социалистического труда Терентий Семенович Мальцев (1895-1994). Всю свою вековую подвижническую жизнь он был связан с нашим городом.

Основоположником зауральского краеведения, а по сути - градоведения, по праву следует назвать неутомимого исследователя родного края В.П.Бирюкова (1888-1971). Интенсивная работа краеведов переросла сегодня в мощное просветительское «Движение за культурное возрождение Шадринска». Шадринск сегодня буквально «купается» в необъятном море многожанровой литературы, которая омывает все «берега» городской жизни. Ее простое перечисление может составить отдельную книгу. Своеобразным компендиумом, полным сводом знаний о городе стал выход в 2010 году двухтомной Шадринской энциклопедии. В фундаментальном и объемном труде под научной редакцией профессора ШГПИ Сергея Борисовича Борисова отражены практически все стороны многообразной жизни города. Это основные исторические события, экономика, хозяйство и труд, становление и развитие местного самоуправления и структур гражданского общества, научно-образовательный и культурно-исторический комплекс, памятники старины, социальная сфера, градостроительство и архитектура города, его природные и художественные достопримечательности. Но самое главное - город представлен в судьбах людей. И не только выдающихся и знатных земляков, составивших славу Шадринску, Зауралью и всей России, но и простых тружеников, мастеров своего дела. Через жизнь, творчество, деяния и судьбы людей проступает характер города, его душа и неповторимый облик.

Сегодня трудно назвать то или иное поселение, особенно города, которые бы не установили года своего основания и не отмечали бы день своего рождения. Самые старые из них отметили или готовятся отметить уже 1150-летний юбилей, как Великий Новгород (859 г.), Полоцк (861 г.), Ростов Великий (862 г.). 1000-летний юбилей Руси был торжественно отмечен в 1862 году величественным сооружением в Великом Новгороде Колокола-славы России. В 2012 году в день Рождества Богородицы (21 сентября) наступает празднование 1150-летия нашего древнерусского государства. И ему должен быть придан всенародный общероссийский масштаб! О необходимости серьезной подготовки к встрече и празднованию исторического, объединяющего весь многонациональный российский народ знаменательного события официально заявил Президент Российской Федерации на августовском 2009 года заседании Госсовета по вопросам сохранения культурно-исторического наследия, проходившем в Великом Новгороде.

Каждый российский город имеет свою историческую канву, свой неповторимый социально-культурный облик, сложившиеся традиции и местные особенности, свое предназначение и, можно сказать, своя судьба. Историко-географическая энциклопедия «Города России» содержит почти 1200 статей обо всех современных городах и населенных пунктах Российской Федерации, бывших в прошлом городами, но в силу определенных причин утративших этот статус. Дата рождения Шадринска зафиксирована в наказной памяти, выданной 15 сентября 1662 года Юрию Никифоровичу Малечкину-Соловью Тобольской воеводской канцелярией и ставшей официальным разрешением на постановку острога и строительство слободы. Стоит особо заметить, что русское слово слобода происходит от свободы. Слобода означает поселение свободных людей.

Немало потрудились наши историки и краеведы, писатели и поэты, художники и музыканты, а главное - мастеровые люди, люди труда и созидания, чтобы сложилось и откристаллизовалось своеобразное лицо города. Их подвиги и свершения, жертвенные дары не в целях тщеславия, а по глубоким патриотическим побуждениям сохранены в народной памяти по названиям улиц и площадей, уникальных зданий и памятников культуры, а иногда и в имени самих городов. Так, город Шадринск носит своё название не только от протока Исети (Шадринской Курьи), но и по имени Шадрина Ефима, предприимчивого выходца из Тобольска, основавшего здесь промысловую заимку. Шадринск сохранил не только имя, данное ему при рождении-основании, но и утвердил свой неповторимый, самобытный облик, «лица не общим выраженья». Для ныне живущих в городах, преемниках славных деяний, очень важно сохранить в благодарной памяти тех, кто шел до нас, понять и перенять ту силу, которая двигала первопроходцами. Осознать и перенять силу их духа, дух времени, веления души, голос совести, правды-истины как связующую и непрерывающуюся нить преемственности поколений. Основную массу первых поселенцев Зауралья составляли добровольцы из числа черносошных крестьян и посадских людей русского Севера, Вятского края и других земель. Хозяйственное освоение новых районов и возведение городов всегда сопровождалось формированием целесообразных структур местного самоуправления и элементов гражданского общества. И они произрастали изнутри нашего национально-исторического бытия. Из социальной ткани повседневной и совместной жизни людей складывался опыт народной демократии, общинности и артельности, соработничества и коллективизма как выражения и проявления духовно-соборных начал.

Весьма содержателен и поучителен пятидесятилетний пореформенный (с 1861 года) опыт развития земства как своеобразного российского социального института территориального сообщества. Земства выступали как демократические общинные организации, которые регулировали общественную жизнь на уровне уездов. Вмешательство власти в деятельность земств, при этом, было весьма ограниченным. Земства ведали народным просвещением и образованием, здравоохранением, строительством дорог, почтой, проведением статистических обследований. Они содействовали развитию крестьянских хозяйств, кустарных промыслов и фабричной промышленности, широкому развертыванию кооперации. К 1912 году земством было основано 40 тыс. начальных школ, около 2 тыс. больниц, широкая и общедоступная сеть библиотек и читален, аптек и фельдшерских пунктов. Земский бюджет за время их существования вырос в 45 раз. На земской службе состояло около 150 тыс. учителей, врачей, агрономов, ветеринаров, статистиков и других квалифицированных специалистов.

Шадринское уездное земство было самым крупным земским учреждением в Зауралье. 18 сентября 1870 года открылось первое очередное Шадринское уездное земское собрание. Отличительной особенностью шадринского уездного земства в сравнении с Европейской частью России было почти в два раза меньшее представительство дворян и чиновников от общего числа гласных и в полтора раза больше купцов и мещан. Это являлось более реальным отражением социального состава населения уезда. Несмотря на свою ограниченность в компетенциях и полномочиях земство было первым всесословным собранием, решающим основные вопросы повседневной жизни. С первых шагов своей деятельности Шадринское земство поощряло развитие народных промыслов, промышленности и торговли, устанавливая льготные пошлины и налоги с крестьян, ремесленников, предпринимателей и производств, «остро необходимых для народа». Особое внимание обращалось на инспекцию всех промышленных предприятий уезда с целью выявления реальной стоимости их основных фондов, «доходности и сумм, в какую таковые застрахованы». Так, к примеру, проведенная специальной комиссией переоценка винокуренного завода А.Ф. Поклевского-Козелл, показала его стоимость в 112250 рублей против прежней слишком заниженной оценки в 38500 рублей, сообщенной владельцем завода. Как это созвучно с нынешними схемами ухода от налогообложения! Общий бюджет Шадринского земства за период его функционирования вырос с 60000 рублей до 957000 рублей, то есть в 15 раз! Это позволило осуществить большой объем благоустроительных работ, сформировать заново городскую структуру образования, здравоохранения и культуры.

Как тут не вспомнить о целом созвездии русских меценатов конца XIX - начала XX века, когда их силами в России были созданы и успешно решали социально-благотворительные вопросы более 14 тысяч таких учреждений. Подобного размаха благотворительной деятельности не было в Европе. Сегодня, когда основной движущей целью бизнеса является обогащение, извлечение прибыли любой ценой и, как правило, за чужой счет, трудно рассчитывать на скорое появление новых Путиловых и Мамонтовых, Морозовых и Рябушинских, Третьяковых и Сибиряковых, Бахрушиных и Тенишевых.

Сегодня можно говорить лишь о некоторых гражданских и благотворительных инициативах немногих представителей нового делового мира. И город Шадринск в этом отношении не является исключением. Его деловой мир делает лишь первые шаги в благоустройстве родного города, оказывает все возрастающую благотворительную помощь в проведении общегородских мероприятий, творческим и спортивным коллективам. Активную гражданскую позицию проявляют городской Промышленный клуб и Координационный совет предпринимателей.

Зауральский бизнесмен в своем становлении не раз был обманут заморскими и столичными партнерами. В самом же Шадринске в деловых кругах формируются более доверительные отношения, в цене «честное купеческое слово» слово, сотрудничество и соработничество в их истинном русском смысле возрождаются как норма жизни. Это мо многом объясняется не утерянными традициями коммерческой жилки и предприимчивости, а в небольшом городе, где люди знают друг друга, а именитые горожане не просто на слуху, но и на виду у всех. Приходится держать испытание не только на деловитость, но и на честность в глазах своих земляков. Шадринский деловой мир в лице своих наиболее авторитетных и социально ответственных представителей выражает публично свою позицию, артикулирует свой интерес и свои предложения через призму актуальных вопросов жизни городского сообщества в целом. Особая и главная сфера ответственности предпринимательского слоя заключается в гармонизации социально-трудовых отношений и повышении производственно-экономического потенциала города. Социальный институт земства способствовал восстановлению той органичности общественных связей и установлений, которая была свойственна российской государственности и местному самоуправлению. И его опыт требует актуализации применительно к становлению гражданского общества в современных условиях.

Отличительной способностью российского менталитета является стремление к гармоничному сопряжению духовного и материального начал. И важно, чтобы оно не оставалось в качестве отвлеченно абстрактного идеального принципа, а пронизывало собой основные сферы непосредственной жизнедеятельности людей. Региональный и муниципальный уровни государственности, власти и управления, особенно, в рамках городского сообщества представляет собой тот «рабочий социальный полигон», конкретное социальное пространство, в границах которого сопряжение духовного и материального для многих горожан становится самоочевидным. Реальными и эффективными должны быть и способы вовлечения населения в разнообразные формы общественно значимой деятельности.

Сегодня во многих городах приступили к проектированию, разработке и практической реализации комплексных социально-хозяйственных, культурных и социально-бытовых программ, проектов и планов. Главное же - это реальное дело, направленное на улучшение условий и повышение качества и уровня жизни людей, укрепление местного сообщества как важнейшего социального института и повышение его роли в решении этих задач. Нет активной практической включенности большинства горожан в постановку и решение своих (как своих!) городских проблем. Города не стали и даже в научном, а в правовом поле пока не рассматриваются как субъекты саморазвития. В городах не сложилось городское сообщество как таковое, или оно очень слабо и находится лишь в зачаточном состоянии. И лишь небольшая часть населения, живущего в городах, может быть названа истинными горожанами и гражданами. Истинным горожанином может называться не тот обыватель, который прописан и проживает в городе, предъявляет к нему меркантильные требования и ждет вполне известных в своем наборе благ. Подлинный горожанин - это активный гражданин и патриот своего города как частицы большой Родины, кто ему бескорыстно и преданно служит трудом, совестью и сыновней любовью.

Городское сообщество как таковое находится в мучительном процессе становления, продолжает пока оставаться социально аморфным, безъязыким и безучастным к своему будущему. Многие города, особенно малые и средние, и даже крупные, оказались сегодня на опасной развилке упадка, угасания, стремительной депопуляции. С болью приходится констатировать, что тысячи людей покидают свой родной город и только умирать возвращаются на свою малую родину. И с этим во многом связано превышение смертности над рождаемостью. Так, в 2010 году появилось на свет только 900 малышей, а ушло из жизни 1186 человек. Потеря населения оказывает самое тяжелое духовное и социально-психологическое воздействие на людей. И чтобы родной город не становился городом-призраком, не уходил градом Китежем в небесные воды Светлояра, общими усилиями необходимо преломить эту опасную ситуацию. Без высокой, воодушевляющей и оптимистической идеи, русской идеи, патриотического горения сыновней любовью к своей малой родине, нам не подняться с колен. Отрадно отметить, что в период между последними двумя Всероссийскими переписями населения город прирос на три тысячи человек. И вполне достижимой перспективой может и должен стать рост населения Шадринска на 25 тысяч жителей, чтобы превзойти 100-тысячную планку и выйти из разряда средних городов в статус крупных. Тем более что в недалеком прошлом город вплотную выходил на такой демографический рубеж.

Три с половиной века назад Шадринск начал свое историческое существование и поступь в будущее с небольшого острожка, а затем и слободы в живописной излучине Исети. Благотворное влияние на формирование облика города, его духовно-нравственных устоев и культурных традиций оказало соседство Успенского Далматова монастыря. С семьи начинается род человека. И.А.Ильин считал семью естественным и в то же время священным союзом, первичным лоном человеческой духовности, а потому и всей духовной культуры, и прежде всего родины. По его проницательным словам «мир управляется из детской». Но он и строится из детской, скажем мы от себя. Семью называют «кристаллом общества», в гранях которого отражаются свет и тени всего окружающего мира. Несмотря на все житейские невзгоды и бури он тверд. Уж сколько лет поют сладкоголосые сирены заупокойную литию институту семьи. А она стоит, хотя порой шатается, болеет, крошится, переживает всякие кризисы, как сегодня, но стоит и выстоит. Шадринцы, как и все нормальные люди, в подавляющем своем большинстве, продолжают крепко держаться за традиционную, «приговоренную к смерти» семью при любых жизненных невзгодах. Случайно ли это? Напротив, это свидетельствует о великой и ничем незаменимой жизненной силе семьи, как изначальной, традиционной и богоустановленной форме естественной и социальной связи людей. Альтернативы семье нет. И не будет. Ее заменять нечем и незачем. Создание здоровых, крепких и благополучных семей выдвигается сегодня в качестве главной исторической общенациональной задачи нашей страны. Вот та единственно столбовая дорога, которая выведет Россию и наш народ из демографического тупика, позволит сойти с так называемого «русского креста» депопуляции, укрепит семью - даст ей полноту, смысл, радость и счастье жизни.

Шадринцев и сегодня отличает самое серьезное отношение к семье, вечным семейным ценностям. Здесь сохранились и продолжают свою славную родословную десятки и сотни семей, составившие целые династии учителей и врачей, священнослужителей и работников культуры, мастеровых людей и рабочих. Приметой последнего времени стало возрождение предпринимательского сословия. О крепости шадринских семей говорит не только меньшая статистика разводов, детской беспризорности, но прежде всего духовно-нравственные скрепы и верность традиционному институту семьи.

С определенной аналогией можно сказать, что у города есть своя душа и сердце, как и у каждого человека. Так, город Шадринск является самым старинным и значительным в Зауралье центром Благочиния. Каждодневно в его четырех храмах совершается Божественная Литургия. Главная храмовая икона города Небесного Архангела Михаила - покровителя и ангела-хранителя со дня основания града. Особо почитаемой для горожан стала икона Тихвинской Божией Матери. Уже с середины XVII века преподобный Далмат (1594-1697) явился первым апостолом и миссионером-просветителем веры православной в Заисетском крае, а Свято-Успенский Далматовский монастырь стал благотворным истоком заселения и освоения Зауралья. Богата и широко известна Зауральская земля славными деяниями подвижников благочестия. Жемчужиной первой величины в православной короне Зауралья по праву следует назвать архимандрита Антонина (Капустина 1805-1894). С его именем и подвижнической двадцатипятилетней деятельностью связан расцвет Русской духовной миссии и создание уникального достояния России в Святой Земле, получившего название Русской Палестины.

С церковного прихода в сущности своей начинается народ и зарождается впоследствии городское сообщество. «Стояние города на десяти праведниках» - это не есть пустое слово или преувеличение, но есть живой и реальный духовный акт. Трагически назидательна для судеб человечества история библейских городов Содома и Гоморры, многие сотни, если не тысячи, ушедших в историческое небытие городов. К сожалению, не избежала этой печальной участи и наша страна. Только за последнее десятилетие с карты России исчезло 11 тысяч деревень и 290 городов. (См.://http www. rf -agencу.ru/acn/stat-ru 20.10.2010). Сегодня в общественное сознание вбрасывается идея изменения административно-территориального статуса российских поселений с последующей их концентрацией вокруг крупнейших городов страны и формированием двух десятков агломерационных образований. В связи с этим прописывается летальный исход для большинства малых городов, в которых сегодня проживает почти пятая часть всего населения России.

Никак нельзя согласиться с печальной участью малых российских городов, на которую они обрекаются в «планах» ретивых реформаторов. Вся тысяча русских городов, равно как и почти 150 тысяч сел и деревень имеют все необходимые ресурсы для устроенной, полноценной и благополучной жизни. Это и плодородные, хотя и не возделанные земли, общедоступные пока леса с их бесценными природными дарами, богатые рыбой реки, озера и пруды. Это раздольные заливные луга и богатые пастбища. Это наши русские родные просторы с чудными по красоте ландшафтами, здоровый и чистый воздух. Но самым главным и дорогим ресурсом является наш народ с его уникальным опытом организации труда и совместного хозяйства, с его неповторимой и великой культурой, неистребимой любовью к родной земле, к своей малой родине и большой России, своему Отечеству. Неиссякаем духовно-нравственный ресурс, который только возрастает по степени его созидательного применения.

В глубинной социально-экономической основе возникновения и развития города как специфического общественного феномена лежат основополагающие материальные и духовные потребности людей и способы их удовлетворения, формы социальной самоорганизации совместной жизнедеятельности в условиях углубления общественного разделения труда и дальнейшей специализации. В своей целостности, полноте, общественно-ролевому назначению и функционалу город престает как особая социально-территориальная общность, как хозяйственно-экономическая общность с общей средой обитания и специфическим образом жизнедеятельности людей, как социально-культурная общность и как социально-духовная общность. Русская история, русский быт, национальное самосознание, воплощенные в культуре, социальном и хозяйственном строе жизни, духовно-религиозном православном укладе, обладают самобытными жизненными ценностями и перспективами. И на их зиждительной основе должно происходить восстановление, упрочение и развитие российской государственности, подлинно самоуправленческих начал и структур гражданского общества.

В течение уже длительного времени непрерывных реформ подвергаются проверке на прочность такие духовно-нравственные качества нашего народа как соборность, коллективизм, крепость семейно-родственных уз и соседских связей. Структура государственной власти и местного управления, начиная с Петра I и, особенно, Екатерины II, были взяты по западному образцу и выстраивались на европейский лад (дистрикты, магистраты, ратуши, ратаны, бургомистры и т.д.). Так, административно-территориальное устройство Шадринска прошло длительный и весьма сложный путь преобразований, связанный с историей российской государственности: слобода, острог, дистрикт, уездный город, окружной центр и город областного значения. Сегодня в очередной раз осуществляется попытка заимствования иностранных названий и нововведений (префектуры, мэрии, муниципалитеты, сити-менеджеры и т.п.). Понимание узости и недостаточности сугубо правового регулирования общественных отношений и даже признание его злом побудило поэта-юмориста Б.Н.Алмазова выдать пародию на известного русского славянофила К.С.Аксакова:

«По причинам органическим

Мы совсем не снабжены

Здравым смыслом юридическим

Сим исчадьем сатаны.

Широки натуры русские,

Нашей правды идеал

Не влезает в формы узкие

Юридических начал...».

Успешное решение неотложных и перспективных проблем социально-экономического развития нельзя свести к узкой плоскости разработки только законодательства. Тем более, когда формирование правового поля идет вопреки духу народа, соборным началам его жизнедеятельности. На сегодня принято более пяти тысяч законодательных актов только на федеральном уровне и в два раза больше в регионах, не говоря уже о количестве местных нормативных актах. Их прочтение, тем более, изучение и самая правоприменительная практика значительно превышает физические возможности служащих и работающих в органах власти и местного самоуправления.

Шадринск сегодня - это не только территориальное пространство, и не абстрактный демографический фактор, и даже не просто составляющее его население. Зауральские сюжеты и мотивы отлились и бережно сохраняются в исторических ансамблях старых зданий, храмов и улиц. Заботливо сохранен культурно-исторический и архитектурный облик города Шадринска. Это позволяет жителям и гостям города увидеть его прошлое по временам архимандрита Антонина (Капустина), математика и священника Ивана Михайловича Первушина, писателя и полярного исследователя Константина Дмитриевича Носилова, художника Федора Андреевича Бронникова, скульптора Ивана Дмитриевича Иванова-Шадра, патриарха земледельческого цеха России Терентия Семеновича Мальцева и выдающегося организатора аграрного производства Григория Михайловича Ефремова.

За 350-летнюю историю трудом двенадцати поколений, созидательными и творческими усилиями людей служивого, военного, промышленно-коммерческого, мещанского, чиновного и духовного звания, различной национальной и религиозной принадлежности сформировался уникальный и самобытный хозяйственный и социально-культурный организм. Шадринск - это город рабочих и студентов. На промышленных предприятиях города трудится более двадцати тысяч человек. Город практически вышел из тисков тяжелого финансово-экономического кризиса, имеет самый низкий уровень безработицы на Урале. Общий объем реализации продукции крупных и средних предприятий города превысил десяти миллиардную отметку. Почти каждый пятый житель Шадринска - студент. Шадринск - это город с сельским лицом, но в хорошем и лучшем смысле этого социально-культурного феномена. Это город культуры - со старейшим драматическим театром, развитой сетью культурно-просветительских учреждений. Родная земля - это не только дым отечества, но и непреложность истории народа, земного призвания и назначения человека. Скажем словами И.А.Ильина: «Родная земля для человека является колыбелью, мастерской и его смертным ложем; она есть судьба и его воспитатель, преддверие его творческого духа, его око к Богу».

Нельзя удовлетвориться усредненной, абстрактно обобщающей и агрегированной картиной городской жизни. На ее полотне самобытными и выразительными должны быть культурно-исторические черты, в неповторимом своеобразии представлен духовно-социальный портрет родного города, особенности функционирования и жизнедеятельности местного сообщества в сравнении и сопоставлении с другими городами.

Уникальность и самобытность нашего города, идущего к своему 350-летию, во многом определяется сложившимся и развитым научно-образовательным, профессионально-подготовительным и культурно-просветительским комплексом. В нем не просто наличествуют, а достойно представлены все составные части и уровни профессионально-образовательной системы и социокультурной сферы жизнедеятельности. Исходный и первичный уровень этой целостной системы - детские дошкольные учреждения, в которых воспитывается более 3-х тыс. детей. За школьную парту каждый день садится 9 тыс. учащихся. Студенческую аудиторию двенадцати учебных заведений профессионального образования заполняют почти 15 тыс. будущих специалистов.

Жемчужиной в образовательной короне не только города, но и всего Зауралья стал Шадринский государственный педагогический институт, перешагнувший свой 70-летний рубеж. Тысячная часть всего российского студенчества (и, надеюсь, лучшая) обучается сегодня в ШГПИ. 2,5 тыс. будущих мастеров неоиндустриального производства обучается в политехническом колледже. По предварительным данным прошедшей переписи можно сказать, что каждый пятый шадринец - студент!

ШГПИ значительно раздвинул рамки чисто педагогической подготовки, превращаясь в многопрофильное высшее учебное заведение университетского типа. Открыта аспирантура по 11 специальностям, ведется подготовка докторантов. Можно с полным основанием утверждать, что институт выполняет градообразующую роль в социокультурном развитии городского сообщества Шадринска. Чтобы учебное заведение состоялось не как краткосрочные курсы по подготовке счетоводов-бухгалтеров и скороспелых менеджеров, а сформировались его научные школы, сложился высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав и был достигнут высокий уровень подготовки специалистов, нужны десятилетия упорного труда многих поколений. Порушить же бесконечными и непродуманными (а вернее всего очень даже продуманными!) реформами можно в одночасье. На протяжении последнего двадцатилетнего периода реформ постоянно вбрасывается порочная идея о целесообразности функционирования нашего пединститута. Неужели мы допустим такую финальную развязку в судьбе вуза, имеющего славную столетнюю историю в подготовке учительского корпуса и преподавательского состава учебных заведений не только Зауральского края, но и многих городов и весей нашей необъятной Родины?

В развитие городского научно-образовательного комплекса, базовым ядром которого является ШГПИ, должны вложиться крупные и средние предприятия, весь деловой мир города. Долгими и трудными годами лучшие люди Шадринска добивались открытия школ и гимназий, реального училища, учреждений среднего специального и высшего образования, собственного драматического театра, краеведческого музея, библиотек и многих культурно-просветительских учреждений. Наш долг - не только сберечь, но и восстановить, и актуализировать богатейшее духовное и культурно-историческое наследие, доставшееся нам не по нашей заслуге от наших предков.

Если не быть поденщиками и временщиками, озабоченными сиюминутной выгодой, то весь деловой мир Шадринска и его ответственные граждане должны повернуться лицом к профессионально-образовательному комплексу. Поле для плодотворного и творческого содружества здесь необъятно. Это и установление именных стипендий наших великих земляков, выделение грантов на выполнение научных проектов, организация целевой подготовки специалистов и производственной практики студентов, предоставление рабочих мест для надежного трудоустройства, закрепления и дальнейшего профессионального роста выпускников, формирования высокой трудовой мотивации. Все это должно сработать на благо родного города и его жителей.

Сегодня актуален поиск действенных механизмов, способов и форм сохранения, воспроизводства, трансляции и освоения духовно-нравственных, культурно-исторических ценностей и традиций как самого содержания социальной жизни города. В плоскость практического решения встает ряд задач. Фундаментальные и базовые ценности культуры личность осваивает и реализует через непосредственно данные формы существования, ближнюю и близкую социально-культурную среду. На местном уровне, как особом и живом срезе бытия социума и человека, культура находит свое конкретное преломление и проявление в многообразии форм и предметности своего функционирования. Здесь задается в основных параметрах и складывается определенный социокультурный тип личности в его самобытности и региональных отличиях. Для сегодняшнего переломного этапа развития России, и это следует подчеркнуть особо, на местном уровне складываются предпосылки и условия выхода из кризисных ситуаций, своеобразного прорыва именно с позиций культуры, на ее спасительной и конструктивно-созидательной основе.

Вопрос о приоритетах российской системы культуры - это вопрос о том, какие духовные ценности она утверждает, какова ценностная доминанта отечественной культуры, какие интересы и стремления она реализует, какое будущее для народа и человека она готовит. Сегодня нашему зрителю, слушателю и читателю агрессивно навязываются сомнительные альтернативные и синтетические заменители живой народной культуры. Их диапазон - от всеобщей эстрадной «попсы» и «крутейшего рока», до неузнаваемости измененной в постмодернистском прочтении русской классики. Социологи определили, что всего 12% эфирного пространства и времени занято национальной культурой. А все остальное заполнено англоязычным «ширпотребом». Но космополитизм в культуре не только чужебесен, но и творчески не состоятелен. Иначе давно был бы отменен институт гражданства, отменена была бы вся история самого человечества, которая никогда не была и не будет безнациональной, безродной, неким обезличенным «эсперанто».

Российское общество мучительно, но неуклонно выходит из состояния своеобразного комплекса неполноценности, суетливой погони за чуждыми ей западными образцами эрзац-культуры, возвращается к самоутверждению в своей самоидентификации, пониманию особой значимости своих отечественных традиций. Соприкосновение культуры с рыночной стихией на первых порах вызвало «короткое замыкание» и настоящий шок. Однако следует уверенно сказать, что культура выстояла и, прежде всего, в ее корневой основе. Нарастает процесс ее самоочищения, отделения «зерен от плевел», отторжения инородного и чужеродного, сохранения и воспроизводства ее продуктивного, творчески-созидательного и глубинного слоя. Об этом убедительно говорит двадцатилетняя подвижническая деятельность культурно-просветительского шадринского городского Центра русской народной культуры «Лад». До трети всех горожан, в основном - молодежи, ежегодно вовлекаются в содержательные культурно-досуговые мероприятия, которые организуются и проводятся энтузиастами «Лада». В трех десятках клубов, кружков и секций увлеченно занимаются различными видами творчества более 600 человек. Не погасли очаги художественной самодеятельности в образовательных учреждениях и трудовых коллективах градообразующих предприятий.

С полным основанием можно сказать, что за три с половиной века шадринской истории сформировался и окреп уникальный городской социум культуры. Шадринск литературный, Шадринск художественный, Шадринск как город народных мастеров и умельцев знают и ценят далеко за пределами Зауралья. Поистине душа творит культуру. Россия, Родина, народ, вера как воля к совершенству, патриотическое горение и сыновнее служение родному краю - вот что определяет приоритеты, принципы, цели и основные направления Центра русской народной культуры. Ее подлинный центр и живой нерв пульсирует в самом народе. Здесь ее корневая основа. Она живет в одухотворенности нелегкого труда большинства горожан, в неутраченных народных традициях, в красоте песни и пляски, в художественной глубине зауральского фольклора. Сберечь и сохранить, восстановить и развить, а главное - актуализировать непреходящее культурно-историческое наследие во всех сферах жизни городского сообщества становится важнейшим направлением практической деятельности. Поприще культуры необъятно и благородно по своей сути. И на нем каждый истинный горожанин находит свое, никем не замещаемое место, и сможет внести свой собственный вклад в Лад городской жизни. И неспроста в народе говорят: «Где лад, там и клад».

Стратегическим направлением в деятельности всей многообразной сети культурно-просветительских учреждений является сбережение, развитие и актуализация социально-исторического потенциала Шадринска в формировании и воспитании личности, становлении человека в качестве субъекта культуры. И эта сверхзадача находит свое воплощение в разработке и реализации комплексной целевой программы развития городской культуры. Самостоятельным и приоритетным направлением становится забота о восстановлении и реконструкции культурно-исторического центра, памятников старины, сохранении и развитии архитектурно-градостроительного облика Шадринска. Особых усилий требует облагораживание ландшафтной и художественно-природной среды города;

Практически решается задача обеспечения органической взаимосвязи культуры с системой образования. Зауралье и город Шадринск активно включились в пилотную программу девятнадцати регионов России по введению «Основ православной культуры и светской этики» в качестве перспективного духовно-нравственного и социально-педагогического проекта. В идеале и перспективе каждая общеобразовательная школа и профессионально-образовательное учреждение должны стать культурно-художественным и спортивно-оздоровительным центром эстетического и физического развития детей и подростков.

Несмотря, а вернее вопреки, всем острокризисным реалиям удалось сохранить городскую библиотечную сеть, ее книжный фонд, не потерять читателя, обрести опыт сочетания разновозрастных интересов, удовлетворения культурно-просветительских и досуговых потребностей горожан. В связи с приближающимся юбилеем Шадринска в библиотеках города развернута постоянно действующая выставка: «Шадринская летопись: к 350-летию города». Начата подготовка Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы становления городского сообщества в современной России».

В целях оптимизации сети учреждений культуры осуществляется организационно-поисковая работа по созданию экспериментальных базовых городских центров в основных типах и формах культурно-просветительской деятельности. В качестве таковых определены дворец культуры, библиотека, центр детского и юношеского творчества, художественная школа, спортивная школа, культурный комплекс по месту жительства, на предприятии, в учебном заведении, творческое любительское объединение, клуб по интересам и т.д. Необходимо практически реализовать идею превращения учреждений и очагов культуры в подлинные центры общения горожан, не только потребления культурных ценностей, но и активного формирования и возвышения духовных потребностей всех жителей города.

Предметом постоянной заботы является повышение уровня и качества культурно-досуговой деятельности людей по месту их непосредственной жизни, особенно организации работы детских и подростковых клубов. Переосмысливается место и роль праздников в укреплении духовных уз и социально-культурного единства городского сообщества. Восстанавливается утерянная взаимосвязь праздника с трудом как основополагающей сферой жизнеутверждения человека. Управление культуры и Шадринское благочиние активно взаимодействуют в формировании народной православной праздничной культуры горожан. Складывается определенный алгоритм, вернее хронотоп основных календарных мероприятий города, сопряженных с жизнью страны и родного Зауралья. Это День Державы и День города, встреча Нового года и Рождества Христова, святочные дни, проводы русской зимы и масленица, День воинской славы и День Победы, Пасхальные торжества и первомайские дни. Общегородской масштаб получают этапные вехи в жизни наиболее значимых предприятий и организаций, именитых людей Шадринска.

Важным представляется развитие творческой активности и самодеятельности горожан, внедрение самоуправленческих начал в культурно-просветительскую деятельность, активное привлечение к ней творческих союзов, деятелей культуры и искусства Зауралья.

Социально-исторический потенциал города понимается нами не только как хранилище уникальных художественных ценностей, заботливо оберегаемых раритетов, занесенных в книгу памяти. Это живой, динамично развивающийся социально-культурный комплекс, уходящий своими истоками в народную среду. Он воссоздается и воплощается в профессиональной культуре и искусстве. Находит свое выражение в актуализации всех жизнеспособных сил городского сообщества, в развитии городского хозяйства, укреплении материальной и сохранению духовной культуры. Культуры, понятой как мир человека и мера его развития. Воспитания человека не просто образованного, но именно человека культуры, творящего в социокультурном поле родного города. Человека труда и культуры, дела и созидания, патриота и гражданина России с неугасающей в сердце любовью к своей малой родине, ее истории и судьбе. Ибо всему начало здесь, в краю моем родном.

Анатолий Петрович Ветошкин, профессор, доктор философских наук, УРГЭУ, Екатеринбург

Алексей Геннадьевич Кокорин, глава администрации г. Шадринска, кандидат экономических наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Петрович Ветошкин
Безвременье не вправе судить историческое время
Актуальные вопросы восстановления и реконструкции социального института воспитания
08.02.2023
Размышления в День России
День рождения Древнерусского государства в праздник Рождества Богородицы
24.09.2021
Стратегия социально-экономического развития России
Из материалов Международной конференции «Духовно-нравственный путь социально-экономического развития России»
25.06.2021
Все статьи Анатолий Петрович Ветошкин
Алексей Геннадьевич Кокорин
Община в местном самоуправлении России
Доклад на I Всероссийской Ильинской научно-практической конференции «Россия. Земля. Крестьянство»
08.02.2010
Исторический опыт экономических реформ в России: итоги и уроки
Доклад на Первых Всероссийских Ильинских молодежных научно-богословских Чтениях (28-29 октября 2008 г.)
07.10.2009
Становление городского сообщества как субъекта социально-экономического саморазвития
Доклад на <a href="http://rusk.ru/newsdata.php?idar=183309">VII Международных Ильинских научно-богословских чтениях</a> (Екатеринбург, 27-28 апреля 2009 года)
06.08.2009
Все статьи Алексей Геннадьевич Кокорин
1150-летие Российской государственности
Россия обречена на мощную, тяжелую государственность
Господа-товарищи, не надейтесь превратить московского царя в ночного сторожа!
24.10.2024
Русский мир: Третий Рим или улус ромеев?
Доклад на 3-х Годеновских чтениях
10.06.2024
Монархия – совершенная форма власти
25 января 1547 года первый русский монарх венчался на царство
26.01.2024
Картины русского гения Павла Рыженко под угрозой
Спасти национальное достояние!
17.06.2023
Давайте не будем путать Власть и Управление
Отклик на статью Владимира Блинова
16.06.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
16.11.2024 13:05
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
16.11.2024 12:59
Сатанизм стучится в церковные двери
Новый комментарий от Советский недобиток
16.11.2024 12:43
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
16.11.2024 11:37
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
16.11.2024 11:30
О трезвомыслии, скромности и карантине
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
16.11.2024 10:53
Зачем?
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 09:46