Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Русская идея в духовном самоопределении России

Анатолий  НевелевПротоиерей  Василий  Семенов, Русская народная линия

1150-летие Российской государственности / 04.05.2012


Материал из сборника «1150-летие России: от истоков до современности (862-2012 гг.)» …

 Анатолий Борисович (Челябинск)

Семенов Василий (Шадринск)

 


В духовной сокровищнице отечественного наследия наряду со многими выдающимися достижениями, открытиями и прозрениями особое место и все возрастающее значение принадлежит понятию и самому феномену Русской идеи. Без национальной идеи и связанной с ней стратегией раз­вития страны решение большинства общественно значимых про­блем становится бесперспективным, тупиковым. И это относится, прежде всего, к молодежи, которая оказалась в зоне повышенного социального риска и своеобразного духовного «подземелья».

Постижение национальной идеи России и современного российского общества на нынешнем переломном этапе его развития - непреходящая задача. Она вызвана не только злобой дня, глубиной, системностью и остротой (длительностью) переживаемого Россией кризиса. Речь идет о самой будущности России, государства, народа, общества и человека. Можно сказать словами А. М. Горчакова, что в русской идее «Россия сосредоточивается». И такое сосредоточивание осуществилось в серебряный век духовной культуры и именно в период царствования Николая II.

Потребность священного, стремление к совершенству, осмысленному, высшему идеалу и его практическому осуществле­нию у всех народов и у каждого человека получают свое специфическое выражение в религиозном и светском проявлении. Идеал высшего и совершенного не только направляет, освещает, но и освящает жизненный путь человека и судьбу народа. Дух человека, его разум, его совесть взыскуют о высоком и справед­ливом хозяйственном и социальном устроении. Взыскует сама жизнь.

И с самого начала следует определиться в исходных, базовых основаниях - что представляют собой идея и ее субъект как носитель и выразитель. Глубокая и основательная разработка понятия и феномена идеи восходит к Платону и Аристотелю. В их понимании идея - выражение духовной сущности, смысла, цели, назначения, закона, целостности явлений. И все же мы не должны удовлетвориться этим абстрактным и платоническим представлением.

Идея, в ее живом и творческом воплощении, - это не просто идеал, с которым должна сообразоваться действительность, и не некое состояние, которое должно быть установлено. Вернее будет сказать, что русская идея в своих сущностно-смысловых, духовных конструктах есть то, что уже дано в яви, в жизни, то, что уже бытийствует, пульсирует в недрах народной жизни, ведет и направляет народ, находит свое выражение и воплощение в его высших творениях, начиная от выдающихся светочей, гениев (будь-то это наука, культура, искусство, хозяйство, социальное и государственное служение) и кончая простыми людьми, мастерами своего дела.

Возраст русской идеи равен возрасту самой России. И не надо ее искусственно создавать. По выражению И. А. Ильина, ее нам не у кого и не для чего заимствовать: она может быть только русской, национальной. Она должна выражать русское историче­ское своеобразие и в то же время - русское историческое при­звание. Эта идея формулирует то, что русскому народу уже при­суще, что составляет его благую силу, в чем он прав перед лицом Божиим и самобытен среди всех других народов. И в то же время эта идея указывает нам нашу историческую задачу и наш духов­ный путь.

Сегодня в социально-экономическом развитии страны, в общественном сознании, культуре и науке, образовании и воспитании конкурируют целенаправленно навязываемые обществу противоположные ценностные установки, взаимоисключающие духовное единение народа. Определенными общественными силами как внутри страны, так и за ее пределами, России навязывается противоестественный и самоубийственный путь углубления раскола. Общественное и индивидуальное сознание целенаправленно вводится в состояние гипнотической податливости к чуждым духовно-нравственным и мировоззренческим позициям, ввергается в бездну ценностного плюрализма, аксиологического релятивизма и редукционизма.

Нельзя не согласиться с тезисом В. В. Путина в его первом президентском Послании Федеральному Собранию о необходимости общественного согласия по вопросу об общих целях развития страны и, что эти цели не только материальные, а и не менее важные - духовные и нравственные цели[1]. Более того, необходимо подчеркнуть примат духовно-нравственных ценностей, культурных и исторических традиций, исторической памяти от истоков нашего народа, нашей государственности и до сегодняшнего дня. Ну разве это дело, когда отсчет нашей государственности ведут от 12 июня 1990 г., от дня «независимости и суверенитета». Спрашивается, независимость чья и от кого? Нам не 95 послеоктябрьских и не 20 последних «демократических» лет. России уже полных 1149 лет исполнилось 21 сентября 2011 г. Вот подлинный день начала нашей государственности, зафиксированный множеством достоверных исторических источников.

Нельзя не согласиться и с тем, что не нужно специально искать национальную идею. Конечно, нам не надо ее поиск превращать и в род «национальной забавы», по словам В.В.Путина в его апрельском 2007 года Послании Федеральному Собранию. Тем более, искусственно конструировать. Русская идея укоренена в нас, в нашей истории, культуре и Православии, в укладе хозяйственно-экономической и социальной жизни. Она осмыслена и предельно ясно выражена в своей преемственности и полноте выдающимися русскими мыслителями, государственными, общественными и хозяйственными деятелями, учеными и полководцами, лучшими представителями многонационального народа России в сущностных основах ее исторического самостояния. В русской идее запечатлена собственная миссия России, выстраданный и выверенный ее тысячелетней историей духовно-нравственный идеал. Она выражает национальное самосознание народа, его коренные потребности и подлинные интересы, историческое место и выдающуюся роль России в изменяющихся геополитических реалиях современного мира.

Для того, чтобы понять глубинный смысл русской идеи - общенациональной по своей форме, общероссийской по своему социальному содержанию, ее православное духовно-ценностное ядро в общегосударственной идеологии, - необходимо исторически верно определиться в понимании субъектности и самоидентификации российского народа как уникальной социально-этнической общности.

Российский народ не есть конгломерат или простое механическое соединение различных этносов и национальных групп. По своему существу он представляет собой исторически сложившуюся и развивающуюся суперэтническую, межнациональную общность. Органическая целостность и единство российского народа скрепляются узами территориально-природной жизни, хозяйственно-экономической взаимозависимости, общностью социальной структуры и государственно-гражданских форм самоорганизации. Духовно-нравственные основания общероссийской национальной идеи имеют базовую ценность, выполняют несущую и определяющую роль в самом бытийствовании России. Общность черт социальной психологии и культурно-языковая близость связаны и предопределены единством исторического пути и самой судьбой России.

Современная Россия исторически является наследницей Древней Руси, Московского царства и Российской империи, преемницей Союза ССР. Большинство народов на территории России сложились как этнические общности, коренные и государствообразующие народы при объединяющей и консолидирующей роли русского народа. Объективное положение и роль русского народа в общероссийской межнациональной исторической общности дает основание рассматривать его в качестве естественно-исторического, стабилизирующего и консолидирующего фактора межнационального согласия и братского сотрудничества народов.

Проблема субъектности и самоидентификации российского народа заключается в ясном понимании своих национально-государственных интересов, объективных потребностей экономического и социокультурного развития. Современная формула русской идеи, ее духовная основа и ценностный фонд, соответствующие исторической традиции, преемственности и нынешним реалиям, отвечает подлинно российской идеологии и политике. В раздираемом противоречиями социальном и национально-государственном теле России спасительную, интегративно-синтезирующую и гармонизирующую роль выполняет общероссийская национальная идея. Ее основополагающие ценности позволяют согласовать (порой несогласуемые) интересы и устремления самых различных, порой диаметрально противоположных социальных и политических сил.

Какой должна быть общенациональная идея России? Сегодня, пожалуй, трудно найти такую партию или общественно значимое движение, в программах, уставах или манифестах которых не прописаны и многократно не воспроизведены основные компоненты русской идеи. При этом, как правило, основные смысловые положения русской и общенациональной идеи России тесно коррелируют. Поэтому не следует разводить эти близкие, и во многом тождественные, смысловые конструкты русской и общероссийской идеи. Еще в петровском «Лексиконе трех язычном» 1704 г. писалось: «русский» - зри «российский». При всем обилии взглядов, мнений, разнообразии партийных платформ у нас были и есть общие ценности. Ценности, которые сплачивают и позволяют называть нас единым народом. И по своему существу они содержатся в корневой основе русской идеи.

Обществу, народу, человеку нужна системообразующая и возвышающая идея, цель, общественный и личный идеал. Общенародная, общегосударственная, общенациональная идея может быть рассмотрена как социальная стратегия выхода из кризиса на твердь стабилизации и консолидации, на путь интегративного, естественно-исторического и эволюционного развития России.

Рынок сам по себе, как и гражданское общество, правовое государство не могут быть вдохновляющей общенациональной идеологией. Демократические ценности являются необходимым, но не безусловным основанием в подлинно свободном и достойном самоопределении человека. Только высшие ценности формируют образ должного совершенства в виде идеала, объективной и первенствующей цели, душевно-смысловой наполненности жизни человека.

Ф. М. Достоевский пророчески говорил, что нация, прекратившая жить большой идеей, обречена на вымирание. Он задавался судьбоносным и мучительным вопросом: «Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданский целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной?» К его чести и славе он дал на него свой выстраданный ответ в знаменитой Пушкинской речи 8 июня 1880 г. на заседании общества любителей русской словесности.

Основные вызовы и угрозы, как и упреждающие ответы на них сегодня, как и всегда, лежат в сфере духовного, идеального, внутреннего состояния мира и человека. Кризис, переживаемый нашим народом, беспрецедентный по своей длительности, системности, глубине и остроте своих проявлений, достигающих пороговых значений в различных сферах жизни общества и человека, непомерности социальной и человеческой платы за так называемое реформирование - в основе своей духовный. И только поверхностный взгляд на его экономические проявления, социальные нестроения, политические и даже идеологические выражения не замечает принципиально духовную природу кризиса. И он поразил в первую очередь молодежь! - Глобализм, прагматичнеская и индивидуалистическая установка только на успех, культ потребительства, распущенность, вседозволенность, свобода во грехе, духовное обнищание, «дети подземелья» - бич современной русской молодежи.

По Достоевскому, «фантастический и нетерпеливый человек жаждет спасения пока лишь преимущественно от явлений внешних; да так и быть должно: «Правда, дескать, где-то вне его может быть, где-то в других землях, европейских, например, с их твердым историческим строем, с их установившейся общественной и гражданской жизнью». И никогда-то он не поймет, что правда прежде всего внутри его самого...» И Достоевский развернуто дает русское решение вопроса - по народной вере и правде, в формуле русской идеи в ключевых моментах ее всемирности, всечеловечности, отзывчивости, братского единения народов, согласия всех по Христову евангельскому закону в своих конечных целях. Великий писатель и пророк считал Россию избранным народом Божиим, но избранным не для соперничества с другими народами, не для господства и первенства над ними, а для свободного служения всем народом, для осуществления (по Соловьеву В. С.) идеи Всеединства и Богочеловечества. Вместе с тем, вдохновляясь православным идеалом святой Руси, Достоевский остро переживал осознание русским человеком своей греховности и неспособность возводить свое несовершенство в закон и право и успокаиваться на нем, отсюда требование лучшей жизни, жажда очищения и подвига[2].

И. А. Ильин убедительно доказал, что «формы национальной идеологии и национального возрождения должны возникнуть из самых душевно-духовных недр самого народа, из его национально-патриотического горения; они должны быть рождены его собственной проблематикой, его страданиями, его характером, его историческими и культурными заданиями. И только тогда они будут ему по силам; только тогда они будут для него целительны... России нужна...ответственная идея на десятилетия, на века. »[3].

В разработке такой идеи российской государственности нельзя ограничиваться только формальным признаками, слепо подражая западным демократиям. Русская идея, считал И.А. Ильин, «должна исходить из самой ткани русской души и русской истории, из их духовного глаза». Это идея должна быть государственно-историческая, государственно-национальная, государственно-патриотическая, государственно-религиозная. И только в таком качестве она будет светить целым поколениям русских людей, осмысливая их жизнь и вливая в них бодрость...[4] «Мы должны понимать и помнить, - предупреждает И.А. Ильин, - что всякое давление с Запада, откуда бы они ни исходило, будет преследовать не русские, а чуждые России цели, не интерес русского народа, а интересы давящей державы и вымогающей организации». Мы Западу не ученики и не учителя: мы ученики у Бога и учителя самим себе.

Качественная специфика идеологии как феномена общественного сознания заключается в том, что она выражает коренные интересы того или иного общественного субъекта, социальной группы, этноса или народа и общества в целом. Идеология формулирует и артикулирует жизненные потребности и ключевые интересы через теоретически обоснованную систему взглядов, на основе определенного социального идеала и духовных ценностей.

У каждого социального слоя, общественной группы или другой социальной общности имеются свои специфические потребности, интересы, которые выражаются, обрамляются соответствующей идеологией, теорией, служат критерием подхода к оценке тех или иных общественных явлений и процессов, выработке определенных ориентиров и программ деятельности. Но они не существуют в отрыве от потребностей и интересов общностей более высокого порядка и уровня: народа, этноса, социума, общества в целом. Вся наука, искусство и, главное, совесть (если таковая присутствует в идеологии) заключается в том, чтобы верно выявить, сформулировать, согласовать (с позиций цельности), порой диаметрально противоположные интересы различных общественных субъектов и выразить их в общесоциальном, общегосударственном, общенародном, общенациональном интересе его в конкретных и общезначимых проектах, а главное - в практических делах.

Поэтому идеологию нельзя сводить к диктату (навязыванию своей воли, своего частного, эгоистического интереса) какой-то одной группы по отношению ко всем остальным и обществу в целом, к навязыванию частных интересов в ущерб общественному интересу. Все рассуждения о деидеологизации сознания и пресловутом «конце идеологии» научно и жизненно несостоятельны. Ибо устраниться от идеологии, образа, идеала никому еще не удавалось и вряд ли когда удастся. Другое дело - какая это идеология, и в какой мере она выражает и реализует тот или иной интерес.

Отсутствие же ясной, понятной и разделяемой большинством народа идеологии, внятной стратегии социально-экономического развития обрекает общественные субъекты и властные структуры на бесконечные колебания, конъюнктурную приспособляемость.

Что касается идеологической платформы, необходимой для возрождения России, то она, конечно, есть. И что особенно важно - ее не надо специально придумывать и искусственно конструировать. Надо лишь воспользоваться тем гигантским и уникальным опытом, который народ накопил за время своего национального исторического бытия на собственном русском пути. Тысячелетний опыт страны убеждает в необходимости хранить верность духовному наследию, своему предназначению, духовно-нравственному идеалу, запечатленному в Православии и нашей культуре, образовании и воспитании, философии и науке, укорененному в традициях, самом хозяйственном и социальном укладе жизни народа. Все это, по выражению И. А. Ильина, выговаривается одним словом - «русская идея», возраст которой равен возрасту самой России. «Если с дороги сбились, главное - воротиться на дорогу», - писал К. С. Аксаков в статье «Русское воззрение». «Не назад, а вперед, не к состоянию Древней Руси, а к пути Руси. Где есть движение, где есть путь, там есть и вперед. И слово «назад» не имеет здесь смысла». Не назад, а вперед, по русскому пути духовно-нравственного идеала Святой Руси - такова смысловая нить самобытия России в его преемственности и развития.

Не просто Русь, а Святая Русь. Вот наш патент на благородство. Русь не потому святая, что в ней живут одни праведники, а потому что стремление к сердечной чистоте и духовному совершенству составляет главное оправдание ее существования. В понимании В.С. Соловьева русский национальный идеал выглядит так: «Святая Русь. Вот идеал - и не консервативный, и не либеральный (и не социалистический - авт.), не политический, не эстетический, даже не формально этический, а идеал нравственно-религиозный»[5].

Россия, Родина - выше классов, сословий и партий, выше всякого отдельного лица. В годы исторических испытаний народ России всегда спасался духовным самостоянием. «Кто бы я ни был - я служу России, ни маммоне, ни просто начальству, ни карьере, ни просто работодателю, но именно России, ее спасению, ее строительству, ее совершенству, ее качеству, ее величию, ее оправданию перед лицом Божиим»[6]- таковой была жизненная позиция и гражданская молитва великого сына России Ивана Александровича Ильина.

Если говорить об эффективной, системной и упреждающей социально-экономической, тем более, образовательной и молодежной политике, то она может быть выстроена только на духовно-нравственной основе, социальной справедливости, братском соработничестве в деле спасения народа, страны, государства. Думается, что каждому, с незамутненным сиюминутным взглядом и либерально-демократическим чужебесием, внятен живой нерв того, что следует делать - и по направлениям, и поэлементно, и системно; сегодня, здесь и сейчас и в перспективе. Главные опорные звенья этого домостроительства и человекосозидания - семья, дом, работа, образование и наука, здоровье и культура, Православная вера и мать Церковь.

И есть выработанные концепции, проекты, программы, а главное - люди, подвижники и энтузиасты, творцы и созидатели. И все они зиждятся на духовном основании. Ведь главное в человеке - это дух, его духовное состояние. Наиболее динамичными гранями духовной зоркости человека выступают вера, совесть и любовь. Именно они множат силу разума и профессионализма в общем деле творчества и созидания.

Духовные и смысловые конструкты Русской идеи Ильин называет «огнями жизни». Поистине, они животворят, духотворят, освещают и освящают бытие русского народа в его национальном своеобразии и историческом призвании. Ключевые и содержательные приоритеты нашей духовной конституции, как незыблемого духовного суверенитета, выверены и четко сформулированы славными сынами России:

- Духовность (Православие) - приоритет духовно-нравственных целей над внешним, материальным, хозяйственным, социальным и бытовым обустройством жизни.

- Самобытность и традиция - верность своему русскому пути; своя историческая миссия, выражающая национально-историческое своеобразие и национально историческое призвание;

- Патриотизм, державность и государственность - Путь в человечество начинается с порога Отечества. Всему начало здесь - в краю моем родном. Если человек не любит, не бережет, не служит родному Отечеству, то он не обретет и Небесного Отечества.

- Соборность, коллективизм и социальная справедливость;

- Культура, творчество и свобода - утверждение в положительной свободе, в свободе от греха.

- Созидание (а не простое уравнение и перераспределение) - утверждение в труде. Для молодежи - «не игра в труд», а труд полноценный, с заботой о людях.

- Беспредельно глубокая диалектика всеединства Божественного и человеческого, синтез знания и веры. Истины Православной веры, помноженные на разум науки, и воплощенные в духовно-нравственном миропорядке домостроительства, образования и воспитания.

Русская идея - общенациональная идея, потому что она выражает не узко личностные, эгоистические, местечковые, корпоративные, сословные, односторонне конфессиональные и узко национальные интересы, а всесословный, общесоциальный, общенациональный, общенародный, общегосударственный интерес на основе соборности, братства и справедливости. Чтобы все вместе и каждый в отдельности могли найти в России родное лоно, поприще достойного социального служения и свободного развития.

Именно они выступают отправными началами и основополагающими принципами русского пути, стратегией воспитания духовности народа и человека, его образования и воспитания, выхода из общенационального кризиса, стратегией социально-экономического и культурного развития России.

Образование и сам строй народной жизни формирует, закрепляет, укрепляет, воспроизводит и манифестирует принципы, ценности, идеалы и смыслы такого понимания русской, по своему существу - общероссийской идеи. Она базируется на мощном этническом базисе Русскости (80% в составе населения России составляют русские), Русского языка и Русской культуры, общности и широте русского мира, насчитывающего более 300 млн. человек, российской цивилизации в целом, духовным ядром которой выступает Православие.

Становление русской идеи в ее духовном, материально-хозяйственном и социальном наполнении исторически шло в России в двух принципиально противоположных направлениях. Первое из них, религиозно-идеалистическое, стремилось материализовать, воплотить сам дух в хозяйственную, социальную и человеческую жизнь в целом. И оно внесло наибольший и самый плодотворный вклад в развитие русской идеи. Начиная с Киевского митрополита Иллариона и завершая митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном, выдающиеся русские мыслители были буквально одержимы задачей выявить общую основу и общий смысл человеческого существования не только как материального, социально-хозяйственного процесса, но как религиозно-духовного бытия человека.

Второе направление пыталось не только теоретически, но и практически поставить свое понимание духа (с позиций научности, идеологии, светскости, культуры) на службу социальной материи жизни, общественного и человеческого устройства. Революционно-демократические, народнические идеи и русский социализм вполне закономерно привели к российскому варианту марксизма и социализма. Практическая материализация социалистической идеи, к сожалению, сопровождалась не только забвением, но и отрицанием многих сущностных черт русской идеи. Но Россия никогда не была на обочине или в тупике мировой цивилизации. Неоспоримые достижения научно-технического, культурного, образовательного и социально-экономического плана советского социалистического периода не должны быть утеряны.

Все этапы и вехи в судьбах России должны быть оценены и осмыслены по большому историческому счету. В них откристаллизовались фундаментальные основания и лучшие грани русской идеи. Поиски «золотого века» в 1150-летней истории России не должны сопровождаться унижением или чрезмерным восхвалением любого этапа или периода. Советский период является связующим и звеном базовым в непосредственном определении стратегии дальнейшего развития страны. Все мы пленники и данники своего времени, которое не просто прожито, но и пережито нами. В нем заключены многие исходные и рубежные позиции будущей России.

«Архитекторы» современного мирового экономического порядка выстраивают его по неолиберальной модели и под зловещим знаком глобализма. И России уготовано в ней далеко не самое почетное место. Она сталкивается на периферию зависимых и слаборазвитых стран, ей отводится роль экономического придатка, источника дешевого сырья и обширного рынка сбыта товаров. В этих жестких условиях необходимо создание предпосылок для реализации сравнительных преимуществ российской экономики. А на родном поприще отечественной социально-хозяйственной традиции равных нам нет.

Конечно, «восстановить» или вернуться в какой-либо прожитый период невозможно. Но необходим в стратегическом видении весь тысяча сто пятидесятилетний масштаб как максимально широкое историческое основание, чтобы избежать «черных» дыр и «белых пятен» в оценке самого пути Руси. Необходим творческий и живой синтез «Семи Русей» - от языческой до современной. Россия, народ в разные эпохи и времена сохраняли свою идентичность, ментальность, православную духовность. А это главный итог и достойная перспектива нашего исторического самостояния. Россия воспрянет не с поля чудес, бесчисленных и бессмысленных шоу, безудержной игромании и беспробудного пьянства. Страна будет возрождаться с православных храмов, заводских цехов и научных лабораторий, с полей и строек, со школьной парты и студенческой скамьи. И здесь потребуются не постулаты рыночной экономики (максимум прибыли и минимум совести) и не крючкотворство юристов и пустозвонство адвокатов, не только и не столько финансовые и материальные средства, а в первую очередь интеллект, образование, культура, созидание и творчество. Потребуется неиссякаемый и всевозрастающий в своем применении духовно-нравственный ресурс человека. В качестве завершающего вывода скажем чеканной формулой Ивана Александровича Ильина, его заветом молодежи: «службу превратить в служение, работу - в творчество, интерес - во вдохновение, заботы возвысить до замысла, жизнь освятить идеей» - Русской идеей.

Протоиерей Василий Семенов, Щадринск

Анатолий Борисович Невелев, профессор, доктор филос. наук, ЧГУ, Челябинск



[1] Путин В. В. Государство Россия. Путь к эффективному государству (о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). М., 2000. С.14.

[2] Соловьев В. С. Три речи в память Достоевского // Соловьев В. С. Соч. В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 304.

[3] Ильин И. А. Творческая идея нашего будущего // Собр. соч. В 10 т. Т. 7. С. 454.

[4] Там же. С. 492-495.

[5] Соловьев В. С. Соч. В 2 т. М., 1988. Т. 2. С.679

[6] Ильин И. А. За национальную Россию // Слово. 1991. № 6. С. 84.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. C. Гальперин : Пора прекратить ломиться в открытую дверь
2012-05-04 в 15:42

Достойно сожаления, что в работе авторов не нашел отражения подход к рассматриваемой проблеме А.Ф. Лосева. В свете его историзма нетрудно было бы убедиться в многовековом противостоянии р а ц и о ц е н т р и з м у - исторической идее западной цивилизации - л о г о ц е н т р и з м а России.
Cтержнем саморазвития рациоцентризма является протестантское мировосприятие, сформированное в процессе абсолютизации человеческой личности и философски обоснованное западноевропейскими мыслителями. Всё в мире рассматривается при этом исключительно в вещной категории, и во всяком целенаправленном действии человека в нём в той или иной мере выявляется характер делового предпринимательства. Принципы рациоцентризма реализованы в современной, предметно расчлененной науке, а также в сохраняющем её образ и подобие образовании; истина знания отделена от истины веры непреодолимой пропастью. Рациоцентризм опирается на приоритет прагматизма в делах и помыслах, на господство индивидуализма в системе ценностей, ранее сформированных протестантской этикой, и в настоящее время оправдывается повсеместно пропагандируемыми достижениями западной цивилизации – овеществлённого рационализма.
Исторические корни мировосприятия, соответствующего саморазвитию логоцентризма, уходят в святоотеческие традиции Православия, обращённые к неисповедимой тайне Абсолютной Личности – Сына Божия (Логоса). Человеческая личность сохраняет при этом мистическую природу, не сводимую ни к индивидуальным особенностям человека, ни к его роли и месту в социуме. Более того, всё в мире рассматривается здесь исключительно в личностной категории. Саморазвитие логоцентризма, в котором мир воспринимается как Храм, а творчество – как продолжение миротворения, определяет основные особенности тысячелетнего развития русской материальной и духовной культуры. Особенности общинного (мирского) сознания и соответствующая ему система ценностей запечатлены в неповторимом русском языке, межличностных отношениях, способах ведения хозяйства. Именно логоцентризм выражен в образе мысли и образе жизни русского народа и в той или иной мере адаптировавшихся к ним религиозно-этнических сообществ, населяющих веками Россию («всяк сущий в ней язык»).
Осознание необходимости продолжения саморазвития логоцентризма в России как единственной возможности следовать Божественному Промыслу позволяет определить в качестве её общенациональной исторической цели путь интеллектуально-духовного преображения.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

  

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме