Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена

Священник  Валерий  Духанин, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 03.05.2012


3 мая – день кончины Святейшего Патриарха Пимена († 1990) …

Святейший Патриарх Московский и всея Руси ПименСреди выдающихся церковных деятелей, вспоминаемых в 2010 году, особое место занимает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков). Со дня кончины Святейшего Пимена († 3 мая 1990 г.) прошло двадцать лет, со дня рождения (23 июля 1910 г.) - сто лет. Его жизнь большей частью пришлась на период ожесточенной борьбы безбожной власти с Церковью Христовой, а его патриаршество (1971-1990 гг.) для Русской Православной Церкви знаменовало постепенное ослабление влияния атеизма и начало возрождения Православия в России.

В жизни Патриарха Пимена были события, вполне достойные жития святого. В семье Извековых (жили они в городе Богородске, ныне Ногинске) после рождения первого ребенка - дочери Марии, все последующие дети умирали в младенчестве. Когда родился сын Сережа, мать дала обет посвятить дитя Богу, и с таким благодатным напутствием ребенок благополучно вырос. С матерью мальчик совершал паломничества по святым местам, особенно часто они бывали в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре - Лавра вообще производила на будущего Патриарха Пимена совершенно особое впечатление, здесь он нашел и свое последнее упокоение. Уже в пятнадцать лет Сергей Извеков стал иноком, в семнадцать лет он принял монашеский постриг с именем в честь преподобного Пимена Великого. Столь раннее посвящение себя монашеству соответствовало стремлениям сердца будущего первосвятителя Церкви Русской. Знавшие Патриарха Пимена люди отзываются о нем как о настоящем монахе.

Когда в 1970 году земной мир покинул Святейший Патриарх Алексий I (Симанский), в преддверии избрания нового предстоятеля Церкви митрополит Алексий (Ридигер) дал такую характеристику будущему первосвятителю: «Митрополит Пимен пользуется всеобщим доверием за благочестие, любовь к богослужению. Ценно также, что он монах старой школы, в нем жива монашеская традиция, а таких сейчас очень мало» (Василий (Кривошеин), архиеп. Воспоминания. Ниж. Новгород, 1998. С. 359). В официальной биографии Патриарха Пимена есть некоторые пробелы, невыясненные детали отдельных событий в жизни, в частности, с начала 1930-х гг. и вплоть до 1945 г. По некоторым источникам, в 1932 году молодой иеромонах Пимен был призван на 2 года для несения срочной службы в РККА в одной из частей в Белоруссии; в 1934 году был арестован за нарушение закона об отделении Церкви от государства и осуждён на три года лишения свободы. Отбывал срок на строительстве канала Москва-Волга в городе Химки Московской области, а в 1937 году, после окончания срока, его подвергли административной высылке в город Андижан Узбекской ССР, где до начала Великой Отечественной войны он заведовал домом санитарного просвещения. В июне 1941 года иеромонах Пимен был призван в действующую армию и воевал в составе 702-го стрелкового полка на Южном и Степном фронтах. Согласно документам, обнаруженным писателем Алексеем Григоренко в Подольском архиве Советской Армии, иеромонах Пимен был мобилизован в 1941 году, служил на должностях помощника по тылу начальника штаба 519-го стрелкового полка, заместителем командира роты 702-го стрелкового полка 213-й стрелковой дивизии, «28 июня 1943 года пропал без вести, исключён приказом ГУК НВС № 01464 от 17 июня 1946 года».

Вообще, в официальной биографии особенно мало освещается служение иеромонаха Пимена во время Великой Отечественной войны. Современный историк Нина Павлова приводит весьма интересные данные: «Во время войны полк, где воевал будущий Патриарх, попал в окружение и в такое кольцо огня, где люди были обречены. В полку знали, что среди солдат есть иеромонах и, не боясь уже ничего, кроме смерти, бухнулись в ноги: "Батя, молись. Куда нам идти?" У иеромонаха была потаенно-запрятанная икона Божьей Матери, и теперь под огнем он слезно молился пред Ней. И сжалилась Пречистая над гибнущим воинством - все увидели, как ожила вдруг икона, и Божья Матерь протянула руку, указав путь на прорыв. Полк спасся» (http://www.blagogon.ru/biblio/3/) [1].

После войны начался путь церковно-административного служения будущего первосвятителя. Он был наместником Псково-Печерского монастыря и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, епископом Балтским, архиепископом Тульским и Белевским, митрополитом Ленинградским и Ладожским, а затем Крутицким и Коломенским, занимал также высокую должность управляющего делами Московской Патриархии. 16 апреля 1970 года Патриарх Алексий I (Симанский), буквально за день до своей кончины, возложил на митрополита Пимена вторую панагию, выразив этим свою мысль о преемстве патриаршего служения.

Известно, что после кончины Патриарха Алексия I, одним из вероятных кандидатов в предстоятели Русской Церкви был митрополит Никодим (Ротов). При всех своих многочисленных заслугах и дарованиях, митрополит Никодим отличался одной особенностью - он страстно любил католичество. Именно он провел через Синод в 1969 году решение о допустимости причащать католиков в случае необходимости в православных храмах, что так никогда и не было воспринято церковной полнотой: когда Русская Церковь снова стала обретать свободу, в 1986 году это решение было Святейшим Синодом отменено. Кандидатура митрополита Никодима ассоциировалась в глазах православной паствы с влиянием католичества и экуменизма. Святейший же Пимен производил совсем другое впечатление - строгая верность Православию, глубокая молитвенность, любовь к родным духовным и церковным традициям и церковнославянскому языку, величественное служение. Всем православным москвичам памятны истовые службы Святейшего Пимена в московском Елоховском соборе, его проникновенное и строго молитвенное чтение покаянного канона прп. Андрея Критского навсегда останется высокодуховным образцом совершения богослужения. В его лице видели настоящего отца и заботливого пастыря, молитвенника о душах людей и хранителя церковных канонов и традиций.

В патриаршество Святейшего Пимена со стороны советской власти уже не было прежних массовых репрессий духовенства или верующих мирян, однако государство продолжало осуществлять жесткий, тотальный контроль над Церковью. Даже маршрут своих поездок первосвятителю приходилось согласовывать с властями. Более половины населения страны, на момент начала патриаршества Святейшего Пимена, составляло поколение, воспитанное вне влияния Церкви. Тем не менее, через десять лет положение уже изменилось в лучшую сторону - к Богу обращались люди, выросшие в атеистических семьях, возросло число крещений взрослых людей. Ключевым моментом стало празднование тысячелетия Крещения Руси в 1988 г. - этот юбилей привлек внимание к Православию всей общественности. На Русскую Православную Церковь, на ее Патриарха, вообще на веру в Бога стали смотреть совершенно иначе. С этого момента взаимоотношения Церкви с одной стороны, государства и общества с другой кардинально изменились. Святейший Пимен не дожил до окончательного торжества Православия в нашей стране, но он уже видел те изменения, которые должны были привести российское общество к духовному преображению. Летом 1988 года врачи диагностировали, что Патриарх Пимен серьезно болен и нуждается в срочной операции. Однако он отказался от операции, сказав: «На все воля Божия». Ему пророчили смерть через несколько месяцев, а он прожил еще почти два года. Верность воле Божией и в жизни, и в смерти, и в своей церковной политике, и во взаимоотношениях с окружающими людьми - вот что отличало Святейшего Патриарха Пимена.

Известный старец, архимандрит Псково-Печерского монастыря Иоанн (Крестьянкин) в своей проповеди 10 июня 1990 года в день интронизации на первосвятительский престол Святейшего Патриарха Алексия II донес до нас завещание Святейшего Патриарха Пимена. Вот слова старца Иоанна: «...И вместе с жезлом патриаршим новому Патриарху вручается и завет его предшественников и заветы, хранящиеся Церковью уже на протяжении тысячелетия. И так случилось, дорогие мои, что я могу высказать эти заветы не из книг, но слышанные мной лично из уст Патриарха Пимена. Они прозвучали в частной беседе моей с Патриархом, но сказаны были так значительно, так категорично и со властью. Вот что было сказано милостью Божией Святейшим Патриархом Российским Пименом. Первое. Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль - Юлианский календарь, по которому преемственно молилась тысячелетие Русская Церковь. Второе. Россия как зеницу ока призвана хранить Святое Православие во всей чистоте, завещанное нам святыми нашими предками. Третье. Свято хранить церковнославянский язык - святой язык молитвенного обращения к Богу. Четвертое. Церковь зиждется на семи столпах - семи Вселенских Соборах. Грядущий VIII Собор страшит многих, да не смущаемся этим, а только спокойно веруем в Бога. Ибо если будет в нем что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять».

Дай Бог всем нам следовать завещанию Святейшего Патриарха Пимена, хранить нашу православную веру и многовековые церковные традиции. И да упокоит Господь его душу в обителях Своего Небесного Царства!

 Примечание

1. Иконой, о которой пишет Нина Павлова, была, по всей вероятности, икона Божией Матери «Нечаянная Радость». Ведь когда в 1971 году митрополит Пимен стал Всероссийским Патриархом, он двадцать лет подряд каждую пятницу в московском храме Илии Обыденного читал акафист перед чудотворным образом этой иконы.

 Журнал «Благодатный Огонь» 

www.blagogon.ru



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 8

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

8. Московский богомолец : Re: Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена
2010-05-12 в 00:45

Вдова художника Павла Дмитриевича Корина Прасковья Корина подтверждала, что один из этюдов к его картине Реквием (Русь уходящая), который сам мастер называл «басы-профундо» (Двое) в лице молодого монаха изображает о. Пимена. Этюд был написан в начале 1930-х годов. По её свидетельству, рисунок Корина, подписанный «Молодой монах. Регент. Церковь св. блаж. Максима чудотворца, на Варварке. Всенощная. 10/23 ноября 1926 года» также написана с будущего Патриарха Пимена.
7. Анна из Москвы : Re: Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена
2010-05-03 в 22:21

"Русь уходящая", Павел Корин. Молодой иеромрнах Пимен (Извеков):
http://www.museum.ru/imgB.asp?14719
6. Писарь : "Вера без дел мертва"
2010-05-03 в 19:50

Кажется,лучшее,что мы можем сделать,в память о почившем Святейшем Патриархе Пимене-Неукоснительно следовать его завещанию.
Да сотворит Господь ему Вечную Память!
5. Игумен Кирилл (Семёнов) : Re: Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена
2010-05-03 в 17:04

Известно, что совсем ещё молодым монахом будущий патриарх Пимен изображён на картине Павла Корина "Русь уходящая" в нач.30-х гг. Вспоминая сегодня Святейшего, понимаешь, что для тех, кто его помнит, он всё более олицетворяет собою уходящую Русь... Мне посчастливилось вступить на путь священства в годы его патриаршества. Всегда буду помнить его живой, глубокий и часто строгий взгляд и удивительно молодой и сильный голос при чтении Евангелия или Великого покаянного канона в конце 80-х. - воистину, в старческой немощи человеческой до последнего часа совершалась дивная сила Божия!
Вечная память Святейшему Патриарху Пимену!
4. Громыко К.П. : Царствие Небесное, святейшему Пимену, Патриарху Московскому и Всея Руси!
2010-05-03 в 14:50

Глубокий и притягательный образ русского патриарха нарисовался у автора: больше всего прочувствовалась его молитвенная сердцевина - горячая любовь к Церкви Христовой и церковному благолепию, уставному богослужению, которым истинно любящая Бога и Церковь Его душа никогда не может насытится, хотя и все по уставу выполнено. Добрые люди русские всегда молились и за ранней и за поздней литургией - это был благочестивый обычай. Знаю таковых и сегодня, хотя и тех, у кого уже не достает сил физических на такую церковную жизнь, - не осуждаю. Вчитываясь в строки рассказа о патриархе Пимене - сегодня ведь день его памяти! - Царствие ему Небесное! - так и видишь живую святую Русь, слышишь ее голос, ее подлинную церковность, проявления ее сокровенной святости... И становится очень грустно: все это, можно сказать, почти ушло из нашей жизни, а на место святыни человеческой пришла агрессивность, апломб, сухой и безблагодатный рационализм, скатывающийся на наших глазах в возрожденческий гуманизм. Спасибо В. Духанину - побыл в родном мире, читая. Увы - недолго.
3. Московский богомолец : Re: Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена
2010-05-03 в 14:26

Кто сейчас из русских архиереев является продолжателем молитвенно-духовной линии Патриарха Пимена? Может владыка Екатеринбургский Викентий? Ведь не даром на него в последнее время такие нападки.
2. Леонид П. : Re: Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена
2010-05-03 в 09:50

Царство Небесное приснопамятному Святейшему Патриарху Пимену!
В конце своего иноческого пути Патриарх Пимен признавался, что считает годы пребывания в Псково-Печерском монастыре лучшими годами жизни. Через десятилетия пронес он свою любовь к Псково-Печерской обители, к братии, к духовным детям.
Добрые чувства к древнему псковскому монастырю в душе Святейшего Патриарха Пимена сохранялись неизменными, не изменялось и внутреннее смирение этого некогда печерского инока-подвижника. Когда его порой спрашивали: "Ваше Святейшество, чего Вам, поднявшемуся на такую высоту церковного служения, хотелось бы ныне больше всего?" - он в минуты откровенности отвечал: "Больше всего мне хотелось бы теперь быть простым сторожем при Святых вратах незабвенной моей Печерской обители!"
В Печорах завершается становление архимандрита Пимена как монаха и священнослужителя, молитвенника и подвижника, администратора и духовного отца.
1. Сельскiй бригадиръ : Ещё о Патриархе Пимене
2010-05-02 в 13:36

Архиепискоа Василий (Кривошеин) о Патриархе (тогда ещё митрополите) Пимене:
«То ли дело митрополит Пимен (Извеков, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси с 1971 по 1990 годы - Н.К.); против него никто не настроен. Сильно повредило митрополиту Никодиму решение Св. Синода о допущении к причастию римо-католиков там, где нет католических храмов и священников, принятое Синодом по инициативе митрополита Никодима, - повредило не столько в народе, который в такие вопросы, непосредственно его не затрагивающие, мало вникает, сколько в кругах традиционно настроенной церковной интеллигенции. «Опрометчивый шаг» - как выразился А.В.Ведерников, назначенный после долговременной опалы со стороны митрополита Никодима, отстранившего его от редактирования ЖМП и от всякой работы в «иностранном» Отделе, богословским референтом митрополита Пимена, к большому недовольству окружения митрополита Никодима (например, епископа Филарета). <...>
В кругах московской церковной интеллигенции, с которыми мне пришлось встречаться, люди традиционного православного благочестия стояли на стороне митрополита Пимена, желали его избрания Патриархом, отзывались о нем с любовью и доверием и, наоборот, с недоверием относились к митрополиту Никодиму, говорили, что в нем есть что-то неприемлемое для благочестивого чувства, что отталкивает верующих. «Когда он служит, многие не хотят подходить к нему под благословение». Ставили ему в упрек его деятельность как главы «иностранного» Отдела Патриархии, его «богословие революции», или, как его метко охарактеризовал еще в 1969 году о. В.Шпиллер, «октябрьское богословие» (что не мешало ему сейчас более сочувствовать митрополиту Никодиму, чем митрополиту Пимену). Наоборот, среди либеральной верующей, хотя часто малоцерковной интеллигенции преобладало сочувствие митрополиту Никодиму (большее, чем я заметил во время моего пребывания в Москве в 1969 году). Экуменическая настроенность митрополита Никодима и его доброжелательное отношение к римо-католичеству не только не смущали либеральную церковную интеллигенцию, а наоборот, вызывали сочувствие. <...>
Стали говорить (с митрополитом Пименом - Н.К.) о решении Синода от 16 декабря 1969 года о допущении католиков к причастию там, где у них нет храмов или священников. «Не надо было совсем это решение принимать, - заметил митрополит Пимен, - и до него там, где была необходимость, католиков допускали к причастию. Так и нужно было оставить, а не узаконивать то, что делалось по пастырским соображениям, официальным Синодальным решением. От этого произошли неприятности и смущения».

Я сказал, что главный недостаток Синодального постановления - его неясность. «Каждый толкует его по-своему, когда и в каких случаях можно давать католикам причастие. Мне было очень отрадно заметить, что у вас в храме римо-католическому священнику причастия не дали». - «А как же это возможно, - сказал митрополит Пимен, - его нигде не дают, кроме как в особых случаях, когда католик действительно нигде не может приобщаться». «А как же, владыко, - возразил я, - когда видные римо-католические деятели, посещавшие Московскую Патриархию, допускались ко причастию, иногда даже по священническому чину, в облачениях?» (Я имел в виду причащение ректора Руссикума о. Майе и ректора Григорианского университета в Риме осенью 1969 года в Киеве митрополитом Филаретом и в Туле епископом Ювеналием. Не говорю уже о причащении католиков в Риме митрополитом Никодимом приблизительно в то же время.) «Такие факты мне неизвестны, - возразил митрополит Пимен, - этого не могло быть». <...>
И все же твердая принципиальная позиция митрополита Пимена в вопросе об интеркоммунионе с римо-католиками и его суждение о Синодальном постановлении, столь отличные от виляний митрополита Никодима, произвели на меня благоприятное впечатление и расположили меня к митрополиту Пимену» - завершает свое воспоминание владыка Василий.
(Из статьи "Зачем любил ты Рим, владыка Никодим...")
http://www.ruskline....im_vladyka_nikodim/

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме