"Юбилей, - в понимании И.А. Ильина, - веха общенародная. Мы должны видеть наш народ не только в его мятущейся страстности, но и в его смиренной молитве, не только в его грехах и падениях, но в его доброте, в его доблести, в его подвигах". Русское государство, рожденное и выпестованное нашими славными, великими и мудрыми пращурами существует непрерывно (вдумаемся!) одиннадцать с половиной веков. Таков масштаб, такова историческая дистанция государственного самостояния России. А с учётом войн и бедствий, нередко ставивших страну на край гибели, согласитесь, это является своеобразным чудом - и сакральным и рукотворным. Осмысливая и постигая ее, мы лучше видим настоящее и собственный, выверенный духовно-нравственный путь к будущему.
Тема выступления обязывает воссоздать образ России не только в зеркале нашей героической и драматической истории, но и в фокусе узловых проблем современности. Россия, как и каждая страна, любой народ, как и отдельно взятый человек, проходит и должны проходить свой, национально самобытный, уникальный (не заемный, чужеземный и чужебесный), а собственный путь развития. И никто за нас его не пройдет. России не двадцать последних постсоветских лет, и не послеоктябрьское девяносто пятилетие, а полных 1149 государственно оформленных лет. С осознанием всей исторической ответственности за великое прошлое, переломное настоящее и достойное будущее Россия подходит к своему юбилейному рубежу. И следует глубоко осознать, что более сорока пяти поколений наших пращуров выковывали национально-историческое бытие нашего народа, хозяйственный и социальный уклад жизни, нашу государственность, науку, образование и культуру.
Что означает 1150-летие нашего Отечества? Наше прошлое, наше культурное наследие нередко считают чем-то второстепенным, скучными археологическими черепками. В действительности, история подспудно движет народом и укрепляет его. Пусть неосознанно, но мы, наследники великих традиций, генетически носим в себе влияние веками сложившегося национального характера. Юбилей государства - это не воспоминание только о 862 годе. К 1150-летию государственности можно уверенно прибавить 1130-летие провозглашения Киева столицей Руси, 400-летие народного единения и изгнания польских интервентов, 300-летие со дня рождения М.В.Ломоносова, 200-летие Отечественной войны 1812 года, 150-летие со дня рождения П.А.Столыпина и ряд других знаменательных дат. Это память об этапах истории, завещанных Древнерусской державой народам России, Украины и Белоруссии. Ныне Россия вместе с Украиной и Белоруссией являются прямыми наследниками Древнерусской державы. Грядущее 1150-летие должно стать праздником трех братских равноправных народов этих стран, взращенных от общеславянского корня. Здесь можно подумать о подготовке юбилея и выработке его слаженной международной межправительственной программы. В сущности, это огромное богатство, которое ждет, чтобы им исторически верно распорядились.
Все этапы героического, созидательного и одновременно драматического исторического пути (всех «семи Русей» - от языческой до современной постсоветской) должны быть поняты, оценены и осмыслены. Наибольший интерес вызывают исходный рубеж и современный этап нашей истории. Постижение будет продуктивным только с позиции их внутреннего единства и сохранения самоидентичности, глубокой преемственности и взаимодополнительности, творческого синтеза и актуализации выверенного опыта в социально-исторической практике народа. Общественное развитие определяется духовным состоянием человека, его души, его совести. Если вникнуть в глубину и корень практически каждого значимого социального явления, в потребности, интересы и самую мотивацию поведения людей, то можно усмотреть, что именно духовное выступает его базисным и первичным основанием.
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), характеризуя состояние современной академической историографии, отмечал, что ей присуще странное сочетание фактологической полноты, тщательности и мышиной кропотливости с удивительной концептуальной бескрылостью, беспомощностью, своеобразным «мировоззренческим инфантилизмом», неумело скрываемым за обилием специальной научной терминологии. Такое понимание русской истории кроется в безверии, в концентрации внимания на проявлениях зла, анархии и произвола, присущих, якобы, по самой природе русскому человеку. Иная позиция заключается в духовном постижении и понимании русской истории как «промыслительного Божьего попечения о России». События здесь происходят почти всегда вопреки «объективным закономерностям». Они свидетельствуют о том, что историю определяют не земные, привычные и, казалось бы, незыблемые законы, а мановения Божии, сокрушающие «чин естества» и недалекий человеческий расчет. Ключ к пониманию русской жизни лежит в области духовного постижения. И не усвоив этого, не поймем мы ни себя, ни свой народ, ни свою историю. Лишь определив метафизические основы истории, мы можем здраво и непредвзято оценить происходящие события, освободиться от навязанных стереотипов в понимании прошлого. Религиозный смысл русской истории имеет не только национальное, но и всемирное значение. Православие взрастило великий народ, окормило самую его душу.
Время и вечность! Весьма сложным и наполненным для человека драматическим, философским и религиозным смыслом является их взаимосвязь. Категория вечности не может быть отнесена к отдельным временным актам и явлениям бытия физического, биологического и даже социального и человеческого мира. Для духовного мира недостаточно и неприемлемо чисто физикалистское, обыденное и механистическое восприятие его в секундах, минутах, часах, днях, годах и т.д. Как связаны между собой миг и вечность, прошлое-настоящее-будущее? Человек порой переживает состояния, когда и дольше века длится день. Бывает день спрессован до минуты. Стремление уловить вечность и понять ее смысл нашло свое частичное выражение в культурно-исторической символике, геральдике, в иных знаках долговечности. С Августина Блаженного идет трактовка непрерывности-дискретности исторического времени, своеобразной слитности настоящего с прошлым, настоящего с настоящим и настоящего с будущим, соотнесенности мига времени с абсолютом вечности. Тем самым задан масштаб духовного постижения феномена времени и вечности, вечности во времени, духа времени, духа эпохи, духовной подоплеки всех значимых событий: «Итак, в тебе, душа моя, измеряю я времена... и когда измеряю их, то измеряю не сами предметы, которые проходили и прошли уже безвозвратно, а те впечатления, которые они произвели на тебя».
Апостол Павел в своем послании к римлянам (Рим. 13:1) пишет: «Несть власть, аще не от Бога: все же сущие власти от Бога учинены суть». Это означает, что подлинная и истинная державность, государственность и власть (не существующие, а сущие!) должны отвечать по своей сути Божественным установлениям и повелениям русской истории, отвечать высшим духовно-нравственным смыслам служения Богу, своему народу и Отечеству. Такая власть зиждется на духовном начале, на камне святости. И тогда вертикаль власти не будет уходить в зыбкую топь административно-бюрократического построения, тупики прагматизма и ситуативного реагирования.
Вся история российской государственности, начиная с рождения Древнерусского государства 21 сентября 862 года, по сути и форме своей является монархической. За исключением кратких исторических периодов и отдельных социально-территориальных лакун Россия, собственно, никогда не уходила от монархического типа правления - великокняжеского, царского или императорского. И лишь в «смутные» времена XVII века, или в период гражданской войны, или лихое время 90-х годов ушедшего столетия были кратковременные сроки всевластия «семибоярщины», «семибанкирщины» или охлократического и анархического разлива. И все они заканчивались, как правило, потрясением устоев государственности, распадом, расчленением страны, непомерной социальной и человеческой платой за свое беспамятство, за свое буйство, как говорится в народе «без царя в голове». Истины ради следует сказать, что и отдельные монархи нередко оказывались не на высоте богоданного им высокого положения, что приводило к вырождению или пресечению династии. Вокруг трона всегда плелись интриги, свершались кровавые дворцовые перевороты, дела в государстве вершили фавориты и чужеземцы. Монархия была чревата и тираническим началом, и другими изъянами, когда в своей исторической канве отступала и изменяла идеалу, сути и принципу своего назначения.
За пределами родной истории нельзя оставить мощный и многовековой пласт языческой, дохристианской Руси, множество славных и достопамятных имен и свершений.
Заглянем в глубину веков,
Вспомним, как жили наши деды,
Послушаем рассказы седовласых стариков,
В песнях славивших победы.
Вспомним походы Олега, Игоря,
Святослава и других князей,
Крепко доставалось половцам и печенегам,
От русских копей и мечей.
Сложный и мучительный процесс перехода от родового строя к государственному порядку завершился призванием на новгородское княжение Рюрика. С.М.Соловьев считал, что народ немыслим без государства, ибо оно является наиболее необходимой формой, обеспечивающей его существование. Известно и общепризнанно, что наша государственность идет с 862 года, то есть одиннадцать с половиной веков. Это закреплено памятником «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, установленном в 1862 году. Не был же Александр II фальсификатором истории вроде небезызвестных и новоявленных Пивоваровых, Сванидзе, Млечиных и иже с ними. Что считать отправной точкой в жизни нашей державы?
Не только на заре нашей государственности, но и на всех ее этапах (даже и современном, мучительном) на Руси не все было так прискорбно как голословно пытаются утверждать исказители и очернители нашей истории. Россия дала миру несравненные образцы духовного мужества на поприще ратном и трудовом, гражданском и государственном, интеллектуальном и духовном. Мы создали самобытную и богатейшую культуру мирового уровня. Нашей литературой зачитывался весь белый свет, а имена Пушкина, Достоевского, Толстого, Шолохова соперничали в популярности с именами Данте, Шекспира, Мольера. Музыка русских гениев, знающая столько истинных шедевров, завоевывала концертные залы всех континентов. Наша живопись всегда жила жизнью народа. Русская наука и техника, наша философская мысль изумляли прозрениями и прорывами в будущее. Темпы хозяйственного развития начала ХХ века и ряда последующих десятилетий советского периода не знали себе равных.
Древнерусское государство начало устраиваться по достаточно достоверному сообщению Повести временных лет в 862 году. Тогда славянские и финские племена по общему решению, на добровольной основе пригласили "во власть" заморского выходца то ли скандинава, то ли полускандинава-полуславянина Рюрика с братьями Синеусом и Трувором. Государство не мог создать герой, кем бы он ни был, в один день (как грибы после дождя). У славян Восточной Европы к середине IX в. сложилась ранняя государственная ситуация в виде племенных княжений. Надо было уловить созревшую идею, которая быстро овладела бы умами людей - идею о необходимости принятия общего земельного государственного устройства. Вот как поэтически выразил эти устремления Алексей Константинович Толстой:
И стали все под стягом,
И молвят: "Как нам быть?
Давай пошлем к варягам,
Пускай придут княжить".
Посланцы скорым шагом,
Отправились туда.
И говорят варягам:
"Придите, господа".
И вот пришли три брата,
Варяги средних лет.
Глядят - земля богата,
Порядка ж вовсе нет...
Историки до сих пор спорят, зачем и откуда приехал Рюрик с братьями на Русь. А если он был скандинавом, то получается, государство не русское, а норманнское. Развернулась острая борьба между т.н. норманистами и антинорманистами. Не вдаваясь в подробности дискуссии, скажем кратко. Был призван и, конечно, не случайно, человек, способный остановить не только внутренние раздоры, но и внешних врагов. Политический выбор оказался дальновидным и точным. Викинги - разбойники, терроризировавшие почти всю Европу, не покушались на страну, где правил, а не служил наёмником, возможно, их соотечественник - судя по всему, опытный полководец и политик. Он возвел в Ладоге крепость и посадил по городам своих мужей-управителей. Постепенно сложилось ядро первоначальной Руси, образовалась, утвердилась и обустроилась могущественная держава в Европе, где наряду со славянами-русскими жили финны, скандинавы, группы кочевников, представители других племен и народов. Всего в сложении Руси IX-X вв. приняли участие 22 племени и этнических образований. Как не вспомнить здесь слова Дмитрия Донского, сказанные в 1380 г. перед полками в начале битвы на Куликовом поле: "Вси бо есмы от мало до велика братия едины, род и племя едино, едино крещение, едина вера христианская". Уместно сказать, что на Куликовскую битву собралась рать из 36 городов различных и разрозненных еще княжеств, преодолевая пути в 750-900 км, а вышли с Поля Куликова по глубокой исторической оценке В.О.Ключевского уже русским народом.
С полным основанием Новгород можно считать колыбелью русской государственности. Киеву же столичные функции отошли в 882 году. Для вящей убедительности скажем, что новгородцы пять раз захватывали Киев, сажали там угодных им князей. Новгород - это народная вольница, республика, демократия, вечевой колокол, это какое-то особое место на Руси. Историческая роль Древнего Новгорода и в царское, и в советское время искусственно принижалась. Так, что-то не припомнится и празднование в 1962 году 1100-летия Руси. Зато в 1982 году торжественно было отмечено 1500 лет Киеву. В постсоветский период, когда Киев стал столицей «нэзалэжней» Украины, началась «приватизация» истории Киевской Руси. А современная Россия оказалась как бы без исторических корней на своей территории. Поэтому скажем так: Если Киев - это "мать городов русских", то Новгород по историческому праву государственного первородства остается отцом русских городов, всей, так называемой, русской Гардарики.
Период феодальной раздробленности в XII - начале XIII вв. нередко характеризовался как время ослабления и упадка страны, погрязшей в междоусобных войнах отдельных княжеств и их владетелей. В действительности же это был период экономического подъема, умножения населения, заселения пустующих пространств, перехода к серийному выпуску различных изделий, повышения уровня сельской и городской культуры. Упрочился класс вольных торговцев и ремесленников, а смерды отличались относительной свободой и благосостоянием. По темпу своего развития Русь находилась в ряду передовых стран Центральной и Западной Европы. Что же касается внутренних войн, то они обычно велись группировками элиты и не задевали основные слои общества. Временами нарушался покой тех или иных областей, но эти военные эпизоды не могли остановить прогресс земель.
Тысячелетний юбилей России был отмечен величественным сооружением и торжественным открытием 8 сентября 1862 года в Великом Новгороде памятника «Тысячелетие России». На 21 сентября по н.ст. приходится празднование Рождества Пресвятой Богородицы, земным уделом которой является Святая Русь. На барельефе памятного монумента, выполненного в форме Колокола Славы, по его среднему и нижнему ярусам отлиты фигуры ста двадцати девяти великих сынов государства Российского.
Их имена составили славу и величие всех шести периодов исторического самостояния России, начиная от языческой Руси, Новгородско-Киевской Руси, Руси периода княжеско-удельной раздробленности и татаро-монгольского ига, Московской Руси, Московского царства и вплоть до Петербургской императорской Руси. Памятник призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России». Величественное скульптурно художественное сооружение высотой в 15,7 м и окружностью горельефа 26,5 м по праву занесено во Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Если обратиться к этому величественному и наглядному символу-образу России открывается подлинное величие Родины, ее лицо. В статье Г.П.Федотова «Лицо России», написанной в 1918 г., когда процесс деформации национального самосознания исторической России только начинался, мы находим проницательные и проникновенные мысли: «У всякого народа есть родина, но только у нас - Россия... Лицо России не может открыться в одном поколении, современном нам (добавим от себя - и в одном, даже самом выдающемся и великом сыне, чтобы сполна выразить имя России - авт.). Оно - в живой связи всех отживших родов как музыкальная мелодия - в чередовании умирающих звуков. Падение, оскудение одной эпохи - пусть нашей эпохи - только гримаса, на мгновение исказившая прекрасное лицо, если будущее сомкнется с прошлым в живую цепь».
Рюрик в композиции «Тысячелетие России»
Как же ответим мы на вопрос: где лицо России?
Оно в золотых колосьях ее нив, в печальной глубине ее лесов.
Оно в кроткой мудрости души народной.
Оно в звуках Глинки и Римского-Корсакова, в поэмах Пушкина, в эпопеях Толстого.
В сияющей новгородской иконе, в синих главах угличских церквей.
В «Слове о полку Игореве» и в «Житии протопопа Аввакума».
Оно в природной языческой мудрости славянской песни, сказки и обряда.
В пышном блеске Киева, в буйных подвигах дружинных витязей, «боронивших Русь от поганых».
В труде и поте великоросса, поднимавшего лесную целину и вынесшего на своих плечах «тягло государево».
В воле Великого Новгорода и художественном подвиге его.
В одиноком трудовом послушании и «умной» молитве отшельника-пахаря, пролагавшего в глухой чаще пути для христианской цивилизации.
В дикой воле казачества, раздвинувшего межи для крестьянской сохи до Тихого океана...
В молчаливом и смиренном героизме русского солдата-мученика, убелившего своими костями Европу и Азию ради прихоти своих владык, но и ради целости и силы родной земли...
Оно везде вокруг нас, в настоящем и прошлом - скажем твердо: и в будущем.
В годину величайших всенародных унижений мы созерцаем образ нетленной красоты и древней славы: лицо России. Пусть для других звучат насмешкой слова о ее славе. Пусть озлобленные маловеры ругаются над Россией как страной без будущего, без чести и самосознания. Мы знаем, мы помним. Она была Великая Россия. И она будет!»[1].
Сквозные линии и связующие скрепы исторической поступи России представлены в шести скульптурных образах: первого князя Рюрика (призвание варягов, 862 год); великого князя Киевского Владимира Святославовича (крещение Руси, 988-989 годы); Дмитрия Донского (начало изгнания татар и Куликовская битва, 1380 год); Ивана III (основание самодержавного царства Русского, 1491 год); Михаила Федоровича Романова, князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина (начало династии Романовых, 1613 год) и Петра I (образование Российской империи, 1721 год).
По нижнему фризу Колокола Славы расположены четыре скульптурные группы: просветители - 31 фигура, государственные люди - 26 фигур, военные люди и герои - 36 фигур, писатели и художники - 16 фигур.
В ряду выдающихся просветителей равноапостольные Мефодий и Кирилл, создатели славянской азбуки и церковнославянского языка, княгиня Ольга, первая принявшая христианство, Нестор-летописец Антоний и Феодосий, основатели Киево-Печерского монастыря, Кирилл Белозерский, Савватий и Зосима Соловецкие, Сергий Радонежский, Максим Грек, крупный деятель русского просвещения, Федор Михайлович Ртищев, родоначальник русской благотворительности.
Особую группу составили государственные люди: Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, патриархи Гермоген и Филарет, царь Алексей Михайлович, Екатерина II, Потемкин Григорий Александрович, Александр I, Сперанский Михаил Михайлович, Николай I.
По распоряжению Александра II из этого списка было вычеркнуто имя Ивана Грозного. Как тут не вспомнить эпизод из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию», когда на вопрос милиционера о фамилии, герой гордо отвечает: Рюриковичи мы!
Военные люди и герои представлены самой большой скульптурной группой, начиная от Святослава Игоревича, Мстислава Удалого, Даниила Галицкого, Александра Невского, Марфы Посадницы, Ермака Тимофеевича, Богдана Хмельницкого, Александра Васильевича Суворова, Михаила Илларионовича Кутузова, Матвея Ивановича Платова и до героев Севастопольской обороны Владимира Андреевича Корнилова и Павла Степановича Нахимова.
Писатели и художники представлены в такой исторической плеяде: Ломоносов М.В., Фонвизин Д.И., Кокоринов А.Ф., Державин Г.Р., Волков Ф.Г., Крылов И.А., Жуковский В.А., Гнедич Н.И., Грибоедов А.С., Лермонтов М.Ю., Пушкин А.С., Гоголь Н.В., Карамзин Н.М., Глинка М.И., Брюллов К.П. и Бортнянский Д.С.
Каждый этап 1150-летней российской истории должен быть осмыслен во всей его полноте и глубине, с позиций неразрывного единства, внутренней преемственности, взаимодополнительности и поступательности.
Полтора века, отделяющие и соединяющие нас с тысячелетней Россией, не были потерянным временем, а страна не была на обочине исторического прогресса. Это был период великих освободительных реформ и столыпинских преобразований, мощного социально-экономического подъема, развития науки и серебряного века культуры, ставших завершающим аккордом императорской России в царствование Николая II.
Три четверти века приходится на период советской социалистической России, бывшей Советским Союзом. Они стали временем небывалых социальных переломов в жизни народа, трагических испытаний и великих свершений. Священна победа советского народа и не померкнет в веках его подвиг в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Космический прорыв и полет первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина 12 апреля 1961 года по решению ООН стал отныне Международным днем полета человека в космос. Был достигнут военный паритет с США, страна стала второй державой мира в экономическом отношении, общепризнанным был триумф советской науки, образования и культуры. Сегодня Россия вновь пребывает в состоянии своего исторического выбора, переживает мучительный этап общественных преобразований.
Национальная идея и в затяжные годы смут и расколов, болезненных и трагических реформаций и трансформаций, пусть и подспудно, продолжала пульсировать в недрах народного бытия. Она подчиняла себе идеологию власти и поведения т.н. элиты. Так, доктрина западного коммунизма преобразовалась в русский, советский социализм, в государственную идеологию державности и социальной справедливости. Пусть и с трудом, но рассеивается и нынешний либерально-демократический туман, вернее дурман. Через мутное стекло повседневности мало что можно увидеть. А тем более - понять и что-то осмыслить. Необходим масштаб, широта исторического основания и глубина духовного постижения национальной идеи. На каждом поворотном историческом рубеже она обретала все более предметную направленность и социокультурную определенность, внутреннюю преемственность и Богочеловеческую направленность в такой последовательности: «Святая Русь», - «Москва - Третий Рим», - «Православие. Самодержавие. Народность», - «Россия советская социалистическая». И не случайно, в итоговом голосовании по телевизионному проекту 2008 года «Имя России» самые великие из них были названы в такой последовательности: Александр Невский, Петр Аркадьевич Столыпин, Иосиф Виссарионович Сталин.
Весьма перспективным представляются возможности перехода к христианско-социалистической организации российского общества. Продуманные и обоснованные суждения на этот злободневный вопрос содержатся в книге А.Е.Молоткова «Миссия России. Православие и социализм в XXI веке» и в цикле его опубликованных статей.
Советская социалистическая система, научно воплотившая христианскую правду социальных отношений, отвергнута как "безбожная", а либерально-рыночная модель, свободно попирающая христианские заповеди, принята как "естественная". Религиозный подтекст коммунистической Реформации XX века остается не понятым, как со стороны Церкви, так и со стороны ортодоксального коммунизма. И это "религиозное недоразумение" остается зияющим идеологическим провалом, над которым катастрофически зависла русская история.
Но время выходит. Пора перевести потенциал застарелого мировоззренческого конфликта в положительную историческую перспективу. Противоречия между социализмом и православием нет. Это две стороны исповедания христианства в русской истории - идеально-духовного и социально-практического. Взаимное противостояние того и другого в XX веке имело диалектический характер (как тезис и антитезис), что подразумевает возможность нового идеологического синтеза. Сугубая конфликтность реального процесса была политически неизбежной: "религиозные реформации" в истории никогда не проходили мирно.
При этом "богоборчество" социализма не имеет антихристианской направленности. Оно носит формальный характер, как проявление материалистического взгляда на мир. В этом исключительное свойство коммунистической реформации XX века, завершившей религиозную реформацию средневековья в научно-материалистической форме. В контексте модерна такой путь реализации коммунизма в России был единственно возможным, именно он позволил осуществить практическое построение советского социализма.
Религиозная идея коммунизма в силу доктринального материализма остается невидимой, и только принципиальное противостояние с Церковью выдает ее присутствие. Традиционное церковное сознание видит в этом попытку прямолинейного попрания Церкви и самой христианской веры, в то время как по существу это лишь реализация этой веры на иной (научно-материалистической) концептуальной основе. Пора понять это не в логике религиозного "взаимоисключения", а в единстве их исторического компромисса и взаимодополнительности. Необходимо восстановить созидательную линию их стратегического соработничества, имеющую неограниченную пассионарную перспективу. Диалектика русской истории далеко еще не исчерпана. Духовный потенциал православия и социальная правда социализма должны быть воссоединены.
Коммунистический выбор России - фундаментальный факт XX века. Дальнейшая история открыта для нас только в этом направлении. Цивилизации или развиваются из самих себя, или становятся сырьем для других цивилизаций. Запад уже поглотил фактически наше настоящее (экономику, сознание, культуру), осталось лишить нас Будущего. Чтобы этого не произошло надо решительно восстановить стратегический выбор России на новом идеологическом уровне. Соединить духовную энергию православия и социальную идею коммунизма в единую и несокрушимую политическую силу. Православие и социализм в своих высших прозрениях и достижениях внутренне имманентны русской истории и глубинам национального самосознания. Задача заключается в том, чтобы преобразовать и реализовать это внутренне единство в форме нового цивилизационного синтеза и адекватным современным реалиям способа самоорганизации народа. Лишь в акте глубинного творческого диалектического синтеза социальной правды советского периода с незыблемыми истинами Православия будут преодолены линии исторического разрыва, социокультурного раскола и конфликта поколений. Конечно, социализм должен быть понят и осмыслен в его духовно-нравственной основе, созидательном потенциале и в высшем идеале. Он должен быть очищен и освобожден от обморока материализма и атеистических девальваций. Светский и даже советский тип духовности в лучших своих проявлениях страдал атеистическим и материалистическим недугом в своей корневой основе. И он оказался несостоятельным. Коммунистическое воспитание молодежи впало в кому. Как говорится, без Бога - не до порога. Без паруса святынь и духовной брони любой ветер не будет попутным, а каждое препятствие - неодолимым. За два десятилетия постсоветского времени нам была дана возможность до дна испить «чашу» либерализма и чужеземной демократии. Но и сейчас еще это зелье пытаются вливать в нас, представляя его «живой водой» по всем каналам массовой дез-информации алхимики либерал-монетаризма и жрецы хрематистики. Сегодня советский ресурс экономической, технологической и социокультурной прочности на исходе Конечно, «восстановить» или вернуться в какой-либо прожитый период невозможно. Но в стратегическом видении необходим весь исторический масштаб национально-государственного самобытия России как максимально широкое духовное и социально-экономическое основание в понимании и оценке сквозных линий и сущностных черт самого пути Руси. Поиски «золотого» века в 1150-летней истории России не должны сопровождаться унижением, тем более искажением или чрезмерным восхвалением и идеализацией любого ее этапа. Нельзя разрывать в своем беспамятстве и отступничестве живую духовную и культурно-историческую нить самобытия народа, связность и непрерывность его истории. Жалкими потугами выглядят попытки «Суда времени», затеянными нынешними фальсификаторами вроде Сванидзе и иже с ним. Но безвременье не вправе и не в состоянии правдиво судить историческое время! Резонансные теледебаты по историческому процессу всегда заканчиваются разгромным счетом 9:1 в пользу Сергея Кургиняна.
1150-летний опыт России убеждает в необходимости хранить верность духовному наследию, своему предназначению, духовно-нравственному идеалу, запечатленному в нашей вере и культуре, образовании и воспитании, философии и науке, укорененному в традициях, самом хозяйственном и социальном складе жизни народа. Все это, по выражению И.А.Ильина выговаривается одним словом - «русская идея». И возраст такой одухотворяющей идеи равен возрасту самой России. «Если с дороги сбились, главное - воротиться на дорогу»,- писал К.С.Аксаков в своей статье «Русское воззрение. - «Не назад, а вперед, не к состоянию Древней Руси, а к пути Руси. Где есть движение, где есть путь, там есть и вперед. И слово «назад» не имеет здесь смысла». Не назад, а вперед, по русскому пути духовно-нравственного идеала Святой Руси - такова смысловая нить исторического самостояния России в ее преемственности и поступательном развитии. Святость и звездные часы славных свершений, созиданий и побед, несокрушимое единство народа в горе и радости одухотворяют, освящают, освещают и связывают воедино, открывают подлинно живой лик России, прокладывают наш русский путь из великого прошлого через перелом настоящего в достойное будущее.
Анатолий Петрович Ветошкин, профессор УРГЭУ, доктор филос. наук, Екатеринбург
[1] Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т.1. СПб., 1991. С. 44-46.