«Трапеза обильна, насладитесь все!»

Символика блюд на пасхальном столе

Великий пост 
0
831
Время на чтение 6 минут
Пасхальная традиция готовить куличи и пасхи, красить яйца сохранялась в России всегда, даже в те годы, когда нашу страну населяли, кажется, одни атеисты. Однажды весенним утром на столе появлялись тёмно-красные, чуть припахивающие луком, яйца, а рядом - кекс «Столичный», присыпанный белой пудрой, с зажжённой свечой. Творожная масса с изюмом, выложенная на блюдо, символизировала пасху. Все эти яства были так трогательны и торжественны, что уже нельзя было промолчать в ответ на бабушкино: «Христос Воскресе!»

Блюда пасхального стола всегда были так любимы в народе, что даже дети в песочнице столетиями готовили именно «куличики». А на Украине, где всё часто бывает кверх ногами и кулич называют «паской», в песочницах пекут не что-нибудь, а «пасочки». Взрослые тоже подчас непрочь поделать «куличики» и «пасочки», причём из более сложного материала: например, в Санкт-Петербурге их воплотили в архитектурной форме. На окраине северной столицы стоит храм Святой Троицы, который в народе называют «Куличём и Пасхой»: здание церкви своей формой действительно напоминает кулич, а колокольня - пасху. Именно таким был замысел заказчика храма, генерал-прокурора князя Александра Вяземского.

Традиция вкушать во всю Пасхальную седмицу кулич и пасху, дарить друг другу крашеные яйца - это не просто благочестивый обычай. Каждое из этих блюд имеет свою символику, основанную на текстах Ветхого и Нового Завета или Священного Предания.

«Домашний» артос

Человек, хотя бы иногда бывающий в храме, не может не заметить, что кулич напоминает просфору, которая используется во время богослужения. Просфора - это круглый золотистый хлеб, состоящий из двух частей - верхней и нижней (в знак того, что во Христе соединились два естества - Божественное и человеческое).В начале Литургии из главной, агничной, просфоры священник вырезает большую частицу, которая затем претворяется в Тело Христово. На Литургии используются ещё четыре служебные просфоры и множество маленьких, из которых вынимаются частицы за живых и усопших. Именно эти «малые» просфоры нам хорошо знакомы - подавая записки «о здравии» и «о упокоении», мы получаем их от свечницы и затем вкушаем вместе со святой водой.

Но ещё точнее будет сравнить кулич с артосом - большим пасхальным хлебом с изображением креста и тернового венца. В Пасхальную неделю он хранится в храме на особом столике перед иконой Спасителя - в память о том, как после Воскресения апостолы оставляли за столом место для Христа и клали на него хлеб. Артос обносят вокруг храма с каждым крестным ходом, а в Светлую субботу благословляют, раздробляют и раздают прихожанам.

Таким образом, артос - это один из самых древних символов Воскресения Христова, а кулич - его «домашний» вариант.

Кулич также символизирует переход от Ветхого Завета к Новому. Ведь праздник Пасхи существовал и в дохристианские, ветхозаветные времена. В это день иудеи вспоминали день своего исхода из Египта, где они находились в рабстве у фараона. В праздник Пасхи им было запрещено есть любые проросшие или забродившие злаки. Они вкушали только «опресноки» - пресный, неквасный хлеб, в память о том, с какой поспешностью уходили из египетского рабства. «И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той... И понес народ тесто свое, прежде нежели оно вскисло; квашни их, завязанные в одеждах их, были на плечах их» (Исх. 12, 33-34). Христос же, согласно греческому тексту Евангелия, во время Тайной вечери благословил именно квасной, то есть дрожжевой, хлеб (по-гречески - «артос»). Поэтому Пасха Нового Завета празднуется именно с таким хлебом.

Во время приготовления кулича можно вспомнить и о том, что в одной из притч Христос сравнил Царствие Божией с закваской - то есть дрожжами: «Чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло всё» (Лук.13, 20 - 21). От небольшого количества дрожжей поднимается всё тесто. Незаметно для глаз совершается и преображение человека, услышавшего слово Божие и идущего ко Христу.

«Млеко» вместо жертвенного агнца

Пасха (на церковнославянском - «млеко огустевшее») - это праздничное блюдо из творога или сметаны, для приготовления которого используется специальная форма в виде усечённой пирамиды. Но почему оно носит то же название, что и главный христианский праздник? Здесь снова придётся вспомнить о тех временах, когда люди жили в ожидании прихода в мир Спасителя. О Пасхе ветхозаветной.

На пасхальной трапезе иудеи вкушали жертвенного агнца, приготовленного с горькими травами. Эта традиция также была связана с избавлением евреев от рабства: накануне их исхода из Египта Господь повелел каждому семейству заколоть «агнца без порока, мужеского пола, однолетнего», приготовить его особым образом и съесть, а кровью помазать косяки своих дверей. Когда иудеи выполнили это повеление, Господь поразил смертью всех первенцев в Египте - за исключением жителей домов, двери которых были помазаны жертвенной кровью.

Господь заповедал евреям праздновать этот день «во все роды», и с тех пор каждый год на Пасху иудеи закалали агнца. Накануне Своего распятия вкушал такого агнца и Христос с учениками. А в сам праздник иудейской Пасхи был распят, взяв на себя грехи всего мира. Поэтому считается, что ветхозаветный пасхальный агнец (его называли и просто «пасхой») был прообразом (символом) жертвы Христа.

С того момента, как Сын Божий принёс Себя в жертву, стало ненужным принесение других кровавых жертв. Поэтому «пасха» православных христиан - это «млеко огустевшее», которое своей формой напоминает Гроб Господень. А само слово «пасха», которое в переводе с еврейского означает «избавление», «прехождение», в христианстве пониматеся как прехождение от смерти к жизни.

Кстати, в прежние времена на пасхальный стол обязательно ставили барашка, сделанного из сахара или сливочного масла. Сахарными барашками украшали куличи, а в формочках в виде барашка выпекали кексы. Иногда на стол подавали и настоящего жареного ягнёнка.

Чудо для императора

Красное пасхальное яйцо - это, пожалуй, самый известный символ православной Пасхи. Ещё в дохристианские времена многие народы - египтяне, персы, римляне, греки - почитали яйцо как символ Вселенной и рождения. Знаменитый парадокс - «Что было раньше: курица или яйцо?» - несмотря на шутливый характер, заставляет всерьёз задуматься о начале всего сущего. Задумывался об этом и Плутарх: он почитал яйцо «творцом всей природы». Другие философы считали яйцо моделью мира, а славяне воспринимали его как символ плодородия земли и весеннего возрождения природы.

Каким же образом появился обычай дарить красное яйцо на Пасху, обмениваясь при этом радостными приветствиями - «Христос Воскресе!» - «Воситину Воскресе»? Существует несколько версий возниковения этой традиции, но, согласно общепринятому церковному преданию, дело обстояло так.

Одна из учениц Христа, святая равноапостольная Мария Магдалина, дерзнула придти и рассказать о Воскресении Спасителя самому римскому императору, Тиберию. Обычай требовал, чтобы каждый входивший к императору приносил ему какой-нибудь дар. Мария Магдалина была бедна - она не могла вручить властителю ничего, кроме обыкновенного куриного яйца. Возможно, этот дар был связан ещё и с тем, что крутое яйцо («бейца») тоже было частью ветхозаветной пасхальной трапезы: у иудеев оно по сей день служит «эмблемой праздничной жертвы». «Христос Воскресе!» - возвестила святая, протягивая яйцо Тиберию. Императора эта весть потешила. «Скорее это яйцо станет красным, чем мёртвый воскреснет», - усмехнулся он. И яйцо на глазах изменило цвет...

Красный цвет яйца, несомненно, символизирует цвет крови Спасителя, пролитой за нас на Кресте. В праздник Пасхи священнослужители облачаются в красные одежды, прихожанки надевают красные платки, перед иконами горят красные свечи. Да и сама Пасха в церковных песнопениях называется «красной». Ведь прилагательное «красный» не только означает цвет, но и, согласно словарю Даля, толкуется как «красивый, прекрасный, превосходный, лучший».

Одно из пасхальных чудес - это то, что освящённое в церкви яйцо, как и крещенская вода, не портится целый год. Многие оставляют одно освящённое яйцо до следующей Пасхи, положив его на полочке у икон. В книге Нины Павловой «Пасха красная», в которой рассказывается о ритуальном убийстве трёх оптинских монахов в 1993 году, есть свидетельство об этом пасхальном чуде.

Журналистка Зоя Афанасьева приехала в Оптину пустынь 17 апреля 1993 года, накануне Пасхи, и призналась иноку Трофиму, что не верит в чудеса. «Инок Трофим принёс из своей кельи пасхальное яичко, сказав: «Завтра этому яичку исполнится ровно год. Завтра я съем его у тебя на глазах, и ты убедишься, что оно абсолютно свежее. Тогда поверишь?»».

Дальше Нина Павлова пишет: «Вера у инока Трофима была евангельская, и каждый раз на Пасху, вспоминают, он разговлялся прошлогодним пасхальным яйцом - всегда наисвежайшим и будто являющим собой таинство будущего века, где «времени уже не будет» (Откр. 10, 6). До убийства оставались уже считанные минуты. И словно забыв об уговоре с Зоей, инок спешил разговеться прошлогодним пасхальным яичком, желая прикоснуться к этому чуду Пасхи, где всё вне времени и не подвержено тлению.

И всё-таки Зоя была извещена о чуде. Данные о свежем яичке, съеденном иноком Трофимом перед смертью, занёс в протокол патологоанатом, даже не заподозрив, что оно годичной давности. А потом... кинооператор зафиксировал в кадре скорлупу пасхального яичка, полагая, что снимает последнюю земную трапезу инока и не подозревая, что снимает пасхальное чудо».

Но главная пасхальная трапеза совершается в храме, на Литургии. Главное - не стол, а пре-стол, на котором хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христовы, чтобы мы, вкусив, приобщились истинной пасхальной радости. «Трапеза обильна, насладитесь все!»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Надпорожская
Труды отца Николая
Памяти о.Николая Беляева († 12.01.2021)
12.01.2021
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас»
О самозванце в сети «Фейсбук»
22.07.2020
«Коль есть любовь, тогда мы все родные»
Новые стихотворения иеромонаха Романа
10.01.2020
Все статьи Ольга Надпорожская
Великий пост
Суббота Акафиста
Чем наша цивилизация отличается от европейской
20.04.2024
Суббота акафиста Пресвятой Богородице
К истории праздника
19.04.2024
Слава рода человеческого уже началась
Похвала Пресвятой Богородицы
19.04.2024
Бог усмотрит
Слово в пятницу 5 седмицы Великого поста
19.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35