Юродивая Красоты ради...

В 2012 году исполняется 100 лет со дня рождения русской поэтессы Ксении Некрасовой

Новости Москвы 
0
526
Время на чтение 5 минут

Земля наша действительно столь обильна, что и по сей день не устаём удивляться мы всему, что было и есть в России. Странные, непостижимые порой существа, словно вышедшие из народных преданий или сказок и принявшие человечье обличье обитают на русских просторах среди обычных людей. Ходят, разговаривают, геройствуют, пишут стихи.

Неопрятная, скверно одетая и бесприютная, напоминала Ксения Некрасова деву-полудницу, живущую, по русским поверьям, в зарослях крапивы и оберегающую поля и огороды. Её называли юродивой и даже идиоткой. О ней ходили самые нелепые слухи, которым она и сама немало способствовала, рассказывая о себе небылицы. История её жизни столь удивительна, что трудно порой отделить вымысел от правды. Да и в самую правду, виденную и засвидетельствованную многими, трудно подчас поверить - настолько невозможной, необъяснимой и ненужной может показаться она.

Из приюта Ксению Некрасову взяла на воспитание семья сельского учителя. Иногда в приёмную семью приезжала навещать девочку красивая богатая дама, так и оставшаяся неизвестной. Как-то ребёнком Ксению отвели в лесной скит, где собралось множество народу. Священник поднял Ксению на руки и перекрестил ею собравшихся. Потом Ксения узнала от кого-то, что она дочь не то Григория Распутина, не то одной из великих княжон. В 1935 г. Свердловский обком комсомола направил Ксению учиться в Москву, в Литинститут, окончить который ей так и не удалось - началась война. Ксения с мужем и маленьким сыном уехала в эвакуацию, но в пути мальчик погиб, а муж Ксении, не сумев пережить утрату, тяжело заболел. Вскоре Ксения явилась в Ташкент прямиком к Анне Ахматовой и, пользуясь благородством поэтессы, поселилась в её комнате. Потом была Москва, бездомное и голодное существование, мечта о Союзе писателей, рождение сына, которого из-за отсутствия собственного угла пришлось отдать в приют, и преждевременная - в 46 лет - кончина от разрыва сердца. Евгений Евтушенко так написал о Ксении Некрасовой:

...Что ей от нас было, собственно, надо? Доброй улыбки, стакан лимонада, да чтоб стихи хоть немножко печатали, и чтобы приняли Ксюшу в писатели... Мы лимонада ей, в общем, давали, ну а вот доброй улыбки - едва ли, даже давали ей малые прибыли, только в писатели Ксюшу не приняли, ибо блюстители наши моральные определили - она ненормальная...

Человека, которого жажда общественного признания побуждает оставаться голодным и бездомным, едва ли можно назвать «не от мира сего». Поэтому прозвание «юродивой», не говоря уже о невозможности прямого значения, весьма и весьма условно. Юродивый добровольно, ради Христа, отказывается от удобств и благ, от славы и прочей тщеты. Он одержим идеей донести до человечества призыв к покаянию. Ксения Некрасова, несмотря на производимое порой странное впечатление, была человеком из плоти и крови. Она верила в свою гениальность и говорила, что как поэт она выше Ахматовой. Она хотела, чтобы её непохожие ни на какие другие стихи печатали и читали. Но, подобно босоногим юродивым, обличавшим развращённость и богоотступничество современников, она, казалось, звала людей оглянуться. Оглянуться затем, чтобы увидеть красоту вокруг - и «озеро с отбитыми краями», и «сочно-рыжую липу в осенний полдень», и «листья осины в домотканом подоле». Она и сама была как осенний лист, яркий цвет и волнующий запах которого представляют особую эстетику, чарующую и вдохновляющую. Некрасова, она, в самом деле, была некрасива, но пела красоту, захлёбываясь словами. Она всех звала распахнуть глаза и раскинуть руки. Чтобы взлететь в небо птицей, чтобы рыбой пройти под водой, чтобы принять в себя любую стихию и самому сделаться частью стихии. Так ощущала она мир. Вода в блюдце виделась ей морем, юные человеческие лица напоминали цветы, дети - золотые (то есть лучшие) веточки (человеческого древа). Свои слова она уподобляла корневищам, а мысль - перегною. И мечтала, «чтоб корневище ствол дало / и кончиками веток зацвело».

Её поэзия - это не форма и не законченная гармония, это способ познания мира, который она словно ощупывала своим стихом. Именно поэтому её поэзия близка поэзии народов, не разлучённых с землёй, но живущих с нею одним ритмом, вслушивающихся в её дыхание, заглядывающих в глаза мирозданию. Она и сама о себе писала: «...И слышит стих мой, / как корни в почве / собирают влагу / и как восходят над землёю / от корневищ могучие стволы...» («Мои стихи»).

Сложно, например, не заметить сходства народных песен индейцев Северной Америки и стихов русской поэтессы XX в.:

И.Глазунов. Портрет Ксении Некрасовой

По прериям

взглядом брожу я,

лето

в весне ощущая.

(«Весенняя песня»)

Это не небо, а ткань, привязанная к стволам, - голубая парча с золотыми пчелами и россыпью звезд на древесных сучках...

Строчки неизвестного нам индейского поэта и Ксении Некрасовой роднит именно мироощущение, точнее - ощущение собственной причастности миру, слиянности с ним. Этот опыт, названный С.С. Аверинцевым «бытийным полноправием», переживается человеком и человечеством в детстве. Ксения Некрасова, сохранявшая на протяжении всей своей жизни не столько детское переживание, сколько детское восприятие, воплотила его в своём творчестве.

Она слушала дождь и на ритм ударявших о крышу беседки капель укладывала слова. Она вглядывалась в стволы берёз и елей и силилась разгадать какие-то тайны. Так рождались стихи, в которых не встретишь привычных рифм и ритмов, ускользающие, перетекающие из белого в верлибр. Своим стихом, как ей казалось, она пыталась переложить на человеческий язык журчание воды и гудение воздуха.

Зная, что творчество её не просто не принимается большинством как собратьев по перу, так и читательской публики, но зачастую грубо осмеивается, да и сама она остаётся предметом насмешек и колкостей, Ксения Некрасова не обозлилась, не растеряла детской наивности и непосредственности. Помимо всего прочего, стихи её отличает одно удивительное свойство - как бы ни было трудно и тяжело самой поэтессе, ни единая капля горечи или обиды не просочилась в них. Она словно бы однажды определила для себя, что назначение её поэзии быть гимном красоте. И ни разу с тех пор не позволила себе не то, что посчитаться с кем-то из обидчиков и неприятелей, но даже посетовать или поплакаться в стихах.

Яркая образность, индивидуальный стиль, тема приятия жизни и восхищение красотой окружающего мира, последовательность и верность себе в выбранных путях - вот, что, в первую очередь, отличает творчество этой странной, ни на кого не похожей поэтессы, напоминавшей мифическую деву-полудницу, что не заботится о собственной красоте, но с рвением охраняет красоту кругом себя.

Сегодня о Ксении Некрасовой много пишут, недоумевая, почему стихи её по сей день не пользуются народной любовью и уверяя в то же время, что кажущаяся простота её стихов сложна и не всем доступна. Но пусть и мнимо незамысловатая, поэзия Ксении Некрасовой, осиянная безыскусственностью и самобытным образным видением, едва ли способна привлечь широкого читателя, избалованного изысканностью и совершенством, богатством и щедростью поэзии Золотого и Серебряного веков. Вокруг имени Ксении Некрасовой, интересной, прежде всего, как явление, до сих пор не умолкают споры - можно ли называть её поэтом, владела или нет она поэтическим мастерством. Но то, что она была художником со своим особенным мирочувствованием - это бесспорно.

Иллюстрации:

1. Портрет работы Роберта Фалька, 1950

2. Портрет работы Ильи Глазунова, 1958

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Юродивая Красоты ради...

Было бы кстати пару стихотворений Кс.Некрасовой: МАЛЬЧИК Сандал - это так просто: посередине кибитки яма, а над ямою низенький столик, он покрыт одеялом, похожим на тюльпанное поле. В яму углей горячих насыпают, под одеялом протянут ноги и сидят вокруг теплыни люди, от работы дневной отдыхая. А на стенах висят тарелки. Ярче неба в тарелках звезды, и красивей луны пиалы на уступчивых нишах стоят. И синее морей одеяла друг на друге лежат. Но чудесней всего на свете в глинобитной кибитке киргиза баранчук - годовалый мальчик; он в пухлом халате на вате, азиатским платком подпоясан. Перламутровых пуговок ряд на спине у халата звездится, и ястреба легкие перья в тюбитейке пучком стоят. Как огонь, он древнее древних, он киргизов гордых наследник, он родитель людей нерожденных, годовалый сидит у бабая, и глазищи в косых разрезах обливают потоком счастья мир и солнце, себя и свет. *** О лес! Опять я у твоих корней, склонясь, разглядываю травы. И без раздумья - все оставив - иду по тропам средь весны, и ощущения мои повисли надо мной шатрами зелено-пепельной листвы... Под вечер солнце соками земными из рек дымящихся и радужных озер досыта напилось, и, бражности не выдержав земной, оно шатнулось раз, другой и село, вытянув лучи, на край прятнейшей земли. Сгущались сумерки в садах, и небо синее, как папиросная бумага, натянутое на обруч горизонта, на яблоневый снежный цвет бросало тень. Ах, эти яблони в цвету у белых хат... Их ветви в лепестках напоминают мне Урал, засыпанный сугробами, увязнувший в снегах. Да, был вечер. Без слов, без звуков. Лежала дума на челе успокоенной тишины. О чем? Не надо слов. Имей большое сердце, и ты поймешь величие полей, величие земли. Косились в сторону из окон огоньки. И в их лучах, как слезы ребятишек, роняли ветки наземь свои вишневые цветы. СИРЕНЬ Встретила я куст сирени в саду. Он упруго и густо рос из земли, и, как голых детей, поднимал он цветы в честь здоровья людей, в честь дождей и любви. Луна, как маятника диск, чуть колебалась над землей, и степь лежала, как ладонь натруженной земли. Посредине степи - костер, во все стороны - тишина, и, спиной прислонясь к небесам, сидят парни вокруг огня... НА ЗАКАТЕ Я сидела ниже травы, тише листвы. А выше моей головы цвели на грядах цветы. И лиловые залы видела я и оранжевое убранство их. Цветочный паломник - косматый шмель - и дом голубой на зеленом стебле. Не стуча, не спрося, влетел, а в зале чаши нет никого, и тычинки стволов пусты, и лапы шмелю ни к чему без желтых следов пыльцы. И незваный гость зажужжал в усы и вылетел вон, сердясь. А в синем небе гасла заря, и в цветах закрывался вход... УТРО Я завершила мысль, вместив ее в три слова. Слова, как лепестки ощипанных ромашек, трепещут на столе. Довольная я вытерла перо и голову от строк приподняла. В подвал упали из окна концы лучей от утреннего солнца... НОЧНОЕ На земле, как на старенькой крыше, сложив темные крылья, стояла лунная ночь. Где-то скрипка тонко, как биение крови, без слов улетала с земли. И падали в траву со стуком яблоки. И резко вскрикивали птицы в полусне. Мятежность дум проходит от березовых листьев, что потеряли почку к середине мая. От очертания ветвей, струящихся с коричневых сучков, как тонкие дожди. И с мысли пыль стирают хрупкие цветы, что вновь из трубочек выходят в прошлогодних хвоях. 1947 Сидят вороны на пеньке: коробочками мака на дымчатых зобах две серых головы таинственно шуршат, таращится в оранжевых кругах вороний глаз - вороньи тайны в нем лежат. И заглянула я в зрачки и вдруг - очки взглянули на меня, седые волосы в кружок и отложной воротничок. МОИ СТИХИ Мои стихи... Они добры и к травам. Они хотят хорошего домам. И кланяются первыми при встрече с людьми рабочими. Мои стихи... Они стоят учениками перед поэзией полей, когда сограждане мои идут в поля ведут машины. И слышит стих мой, как корни в почве собирают влагу и как восходят над землею от корневищ могучие стволы.
Адриан Роум / 06.03.2012, 10:34
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Замлелова
К столетию Ю.В. Бондарева
Памяти русского писателя (15.03.1924 — 29.03.2020)
14.03.2024
«Нет, весь я не умру…»
Из книги «Пушкин. Русский гений»
11.02.2024
«Человек свободен ощущать себя счастливым»
Беседа с писательницей Светланой Замлеловой о ее книгах, творчестве и духе времени
28.01.2024
Все статьи Светлана Замлелова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
20.04.2024 14:28
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:27
На картошку!
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:05
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
20.04.2024 12:44
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33